Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России
Рассмотрим каждую проблему системы финансовой поддержки малого предпринимательства более подробно.
Первая проблема – неэффективность расходования средств. Государство на протяжении последних лет регулярно принимает программы поддержки малого и среднего бизнеса с целью повышения доли таких компаний в общей структуре ВВП РФ, тем не менее в последние годы этот показатель не увеличивается, а в даже падает. Согласно данным Росстата от 2021 доля малых и средних предприятий в общей структуре экономики составила 20,2% в 2019 году при 22% в 2018.
В 2018 году был сформулирован национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», предусматривающий достижения доли в 25% в 2021 году. Очевидно, что намеченные показатели не будут достигнуты, особенно на фоне продолжающейся пандемии, несмотря на выделенные и потраченные из бюджета средства. Из этого можно сделать вывод, что принимаемые правительством меры сами по себе являются неэффективными либо же выполняются не в надлежащих объеме и качестве. Одной из особенностей российского малого и среднего предпринимательства является преобладание отраслей торговли (35%) и сферы услуг (44,7%) в общей доле предприятий, в то время как на промышленное производство, строительство и сельское хозяйство приходится в сумме оставшиеся 20%.
Данное соотношение говорит о низком интересе предпринимателей к инновационной и высокотехнологичной сфере. Так, по данным Росстата, максимальную инновационную активность демонстрируют предприятия высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности – около 30%, так было и в предыдущие периоды времени.
Высокотехнологичные инновационные компании обычно больше всех заинтересованы в государственной поддержке из-за больших расходов и высоких рисков, также такие компании важны стратегически для развития экономики, что должно способствовать большему интересу со стороны поддерживающих органов. Но согласно отчету института статистических исследований и экономики знаний: «Более половины предприятий в 2016–2018 гг. не получали какого бы то ни было содействия своей инновационной деятельности со стороны государства: воспользовались поддержкой почти 46% всех респондентов; более 48% – в группе инновационных компаний». При этом крупные предприятия куда более активно получают поддержку от государства (72% компаний), для малых и средних предприятий доли составляют примерно 42 и 45% .
Несмотря на достаточно широкий спектр действующих инструментов стимулирования инноваций, максимальный спрос на конкретную меру составляет около 25%, а в среднем не превышает 10%. Практика участия в различных инициативах одновременно («пакетная поддержка») среди высокотехнологичных компаний не распространена. Одной из возможных проблем невысокой доли получения поддержки среди компаний малого предпринимательства может быть необходимость получения статуса малого предпринимательства и дальнейшего его поддержания с регулярной отправкой документов в налоговую. Просрочка или не отправка сулят за собой потерю статуса малого предпринимательства.
Еще одним важным обстоятельством является сложность в получении такой помощи: чтобы получить кредит, компании нужно пройти многоступенчатую систему с обращением в банк – партнер корпорации малого предпринимательства и затем уже получить гарантию через саму корпорацию, не говоря уже о большом количестве сопутствующих документов, необходимых для этого.
Организации – получатели бюджетных средств не заинтересованы в достижении целей развития малого предпринимательства. Объектом их интереса является достижение показателей, установленных в соглашениях о предоставлении бюджетных средств в рамках государственной программы. Эта проблема является системной при реализации мер государственной поддержки. При этом высшие должностные лица субъектов РФ не влияют на распределение ресурсов и деятельность организаций.
Вторая проблема — налоговые льготы не касаются компаний малого предпринимательства.
По словам Алексея Коренева, аналитика ГК «Финам», на данный момент значительная доля льгот, направленная на поддержку частного бизнеса, в конечном счете, потребляется гигантами отечественной индустрии. Во-первых, это связано с тем, что примерно 70% российского ВВП создается госпредприятиями. Во-вторых, в этом виновата неэффективная система поддержки малого и среднего предпринимательства. «Яркий тому пример – попытка выделения льготных кредитов фермерским хозяйствам и малым формам сельхозпроизводства. Малые предприятия просто не могли соответствовать заявленным требованиям, и в итоге льготные кредиты оказались разобраны агрохолдингами, а малые и средние сельхозпредприятия просто физически не смогли их получить», – рассказывает Алексей Коренев .
Третья проблема — государственные закупки редко выигрывают компании малого предпринимательства.
Одной из проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в России, является сложный доступ данных компаний к государственным заказам. По данным «ОПОРЫ России», сейчас около 24% малого предпринимательства участвуют в закупках государственных компаний, только 30% из них считают, что аукционы проводятся честно. Данные Федеральной антимонопольной службы РФ демонстрируют показатель 90% закупок по результатам тендера с одним поставщиком.
По данным Министерства экономического развития РФ, общий объем закупок у единственного поставщика по Закону 223-ФЗ составляет примерно 48%. Эти цифры свидетельствуют о необходимости реформировать, оптимизировать, приводить систему закупок к «рабочему» виду, и делать это нужно, не расширяя сферу ее функционирования, а наводя порядок в тех сегментах, где она уже работает. За последние несколько лет власти предприняли попытки нормализовать работу системы государственного заказа.
Был утвержден 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», со вступлением которого изменились правила закупок для государственных нужд, согласно которым с 2014 г. заказчики должны не менее 15% (в 2018 г. не менее 25%) закупок совершать через малый и средний бизнес. Основной сферой применения Федерального закона 44-ФЗ выступает регулирование таких вопросов, как планирование закупок, осуществление закупок, проведение мониторинга, аудита и контроля закупок, решение и разрешение спорных ситуаций, проведение отдельных видов закупок.
В 2020 году малый бизнес прошел проверку на прочность. Выжили те, кто смог подстроиться под изменившуюся реальность, имел подушку безопасности. Государство собирается помочь с помощью льгот, субсидий и грантов. Но чтобы получить финансовую поддержку, надо быть официально безработным и получать пособие по безработице от центра занятости.
Невозможно быть трудоустроенным и получить субсидию на открытие своего дела, а размер субсидии в Москве составляет всего 10 200 рублей, что является меньше минимального размера оплаты труда. При этом количество субсидий ограниченное, то есть получить ее могут не все желающие.
Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные проблемы носят системный характер и для их решения требуется изменение всей системы государственной поддержки бизнеса.
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в системе социально-экономического развития регионов России
Рассмотрим основные меры, способствующие дальнейшему развитию сектора малого предпринимательства в сфере инноваций.
В целом, как показывают приведенные данные, малый и средний бизнес в мировой практике служит важным источником производства добавленной стоимости в рамках глобальных цепочек, позволяющих обеспечивать ему равноправный доступ к экономическим ресурсам в результате взаимодействия с наукой и крупным бизнесом. В этом случае предприятия МСБ имеют возможность принимать участие в научно-исследовательской деятельности и, следовательно, обеспечивать максимальный уровень создания добавленной стоимости в структуре любой глобальной цепочки. Сравнительный анализ показывает, что на долю малого и среднего бизнеса в Российской Федерации приходится 20%, который обеспечивает 25% рабочих мест и около 30% оборота экономики.
Исследователи отмечают, что в настоящее время в сфере малого бизнеса зарегистрировано 11млн. человек, из которых 31.8% производят налоговые отчисления в государственный и местные бюджеты, остальные – 68.2% субъектов МСБ пребывают в сфере теневой экономики.
За предыдущее 30-летие ВВП России увеличился «на треть» и составил 4,1 трлн. долл., за этот же период в США ВВП вырос с 6 до 16 трлн. долл., т.е. в 3,7 раза, ВВП Китая увеличился с 0,415 до 16 трлн. долл., т.е. в 35 раз. Как видно, малый и средний бизнес в отечественной экономике значительно отстает в своем развитии от индустриально развитых стран. Проблемы, препятствующие позитивному развитию МСБ в отечественной экономике достаточно подробно исследованы и отражены авторами в современной экономической литературе.
Существующие проблемы осложняются еще и тем, что субъекты МСБ, сталкиваются со сложностями по реализации произведенной продукции, поскольку крупные товаропроизводители, монополизировавшие отечественный рынок, ограничивают равноправное участие субъектов малого и среднего бизнеса в системе товарно-денежных отношений, нарушая тем самым эквивалентный обмен между производством и потреблением.
В последнее время из-за ведения торгово-экономической войны, усиления политических противоречий и военного противоборства между Российской Федерацией и странами НАТО на Украине, пандемии коронавируса данная проблема еще более осложняется. В контексте этих событий совершенно очевидно, что следует развивать эффективную национальную экономику. Функционирующая в России модель торгово-экономических отношений «купли-продажи» на международных рынках природно-сырьевых ресурсов, некоторых товаров и услуг потребительского назначения априори исключает возможность инновационного развития экономики страны и широкого участия в этом процессе малого и среднего бизнеса.
Необходимо отметить позитивные примеры планирования развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в условиях современных санкционных ограничений. Так на развитие малого и среднего бизнеса г. Москвы, в сфере которого занято более 4 млн. человек, производящих 25% валового регионального продукта и обеспечивающих до 20% денежных поступлений в столичный бюджет, запланировано израсходовать 7 млрд. руб. и 90 млрд. руб. льготных кредитов.
Вместе с тем, компании, работающие над созданием «импортозамещающего производства» имеют возможность получить грант до 100 млн. руб. (в т.ч. 25% авансом) и, кроме того, до 2 млн. руб. – на апробацию отечественных аналоговпродуктов в реальных условиях для оценки их качественных характеристик и рыночного потенциала.
В республике РСО-Алания для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» была создана соответствующая инфраструктура (Фонд поддержки предпринимательства, в составе которого действуют центр «Мой бизнес» и центр инноваций в социальной сфере, оказывающие организационно-консультационную поддержку предприятиям МСБ в области социального предпринимательства) и в 2021 г. было выделено 36,7 млн. рублей.
Вместе с тем, в республике осуществляется грантовое финансирование социального предпринимательства в сфере МСБ в размере 500 тыс. руб. при условии 100% софинансирования от суммы получаемого гранта. В республике ежегодно проводятся региональные этапы Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года», по результатам которого определяются наилучшие предприятия малого и среднего бизнеса, занимающиеся социальным предпринимательством. Их опыт распространяется по всем регионам Российской Федерации, которые имеют возможность пользоваться результатами труда лауреатов конкурса.
Подобные примеры государственного патернализма по отношению к малому и среднему бизнесу в российской практике, к сожалению, встречаются недостаточно часто, поскольку действующая в настоящее время неолиберальная модель функционирования экономики, законодательно постулирует целевую установку поведенческой мотивации предпринимателей, затрагивающую их материальный интерес. Он выражается в форме максимизации прибыли и исключает аспекты создания определенных условий, необходимых для выработки предпринимательского поведения — обеспечения конкурентных преимуществ путем инновационной деятельности.
Между тем, в России параллельно существует и успешно функционирует модель государственного управления высокотехнологичной отраслью систем вооружения и военной техники в сфере оборонно-промышленного комплекса, производящей продукцию в запланированных натуральных и стоимостных показателях в заданные сроки.
Данная модель действует централизованно с целью развития инновационных процессов в отрасли на основе государственной программы вооружения, реализацией которой управляет Военно-промышленная комиссия, непосредственно взаимодействующая с Президентом Российской Федерации и обеспечивающая абсолютное исключение закупок военной техники за рубежом.
Отечественная экономика приблизилась к качественно новому этапу в своем развитии – востребованности инноваций не только отдельными предпринимателями, но и целыми отраслями, одна из которых представлена малым и средним бизнесом и, соответственно, поиску и организации адекватных форм и структур управления этим процессом.
В настоящее время сложившуюся систему господдержки малого и среднего бизнеса представляет федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП). Но ее эффективной деятельности препятствует отсутствие: научно-инновационных программ; адекватной системы управления отраслью МСБ в условиях цифровой трансформации экономики; соответствующей законодательной и финансовой базы; развитой инновационной инфраструктуры и других необходимых условий.
Устранение отмеченных проблем в развитии малого и среднего бизнеса в отечественной экономике возможно с помощью научно-инновационных программ. Исследователи экономических процессов отмечают, что при их разработке и реализации не учитываются последствия воздействий программных документов на инновационную трансформацию экономики, способствующих возникновению положительных и отрицательных экстерналий (внешних эффектов), приводящих к потерям общественной полезности благ, и, следовательно, к неэффективному использованию инновационных экономических ресурсов страны.
Приоритетное внимание при разработке национальных проектов и программ отдается ресурсному обеспечению комплекса программных мероприятий, реализация которых представляется в виде «непосредственных результатов» (научных статей, докладов на научных конференциях, результатов тестовых испытаний новых продуктов и технологий), не отражающих интересы конечных потребителей – домашних хозяйств, государства и внешнего мира, стремящихся приобрести ин-новационную продукцию по доступным ценам и бизнеса, ожидающего получить максимальную прибыль в процессе коммерциализации своей деятельности.
В связи с этим, согласимся с мнением ученых полагающих, что кроме «непосредственных результатов» в научно-инновационных программах должны быть проработаны среднесрочные результаты и их последствия, предусматривающие определенные выгоды от использования инновационных продуктов и технологий с позиций организации новых форм производства, труда, управления и их влияния на занятость и доходы населения, здравоохранение, образование, охрану окружающей природной, культурной среды и другие сферы жизнедеятельности общества.
Весьма важно, с позиций эффективного использования ограниченных инвестиционных ресурсов нации, при разработке научно-инновационных программ учитывать принципы многовариантности, совпадения интересов участников и инвесторов программы, целевого финансирования программных мероприятий и строгой ответственности за его нарушение, при реализации – принципы системного мониторинга и сопоставления затрат и результатов, интерактивного режима выполнения программных мероприятий и др., что позволяет выбирать оптимальные варианты программ и перемещать ресурсы инвесторов в наиболее эффективные проекты. В зарубежной практике вопросам совершенствования методологии разработки научно-инновационных программ и оценки их эффективности придается большое значение, что обусловлено заинтересованностью инвесторов в достижении высокой результативности использования национальных инновационных ресурсов.
Так в США основные показатели оценки инновационно-инвестиционной деятельности экономических субъектов сгруппированы в рамках модели Программы высоких технологий (кстати, получившей признание зарубежных ученых), в составе которой содержится четыре последовательно взаимосвязанных блока показателей: «ресурсное обеспечение»; «непосредственные результаты»; «среднесрочные результаты»; «широкие последствия».
В первом блоке проводятся расчеты объемов финансирования научных исследований по вопросам разработки инновационных технологий и создания рабочих мест для высококвалифицированных специалистов в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости. Второй и третий блоки Программы включают анализ непосредственных и среднесрочных результатов научных исследований и их влияния на развитие экономического потенциала страны. Четвертый блок отражает воздействие разработанных инновационных продуктов и технологий на качественные процессы жизнедеятельности людей – занятость, доходы, средняя продолжительность жизни населения, качество образования, здравоохранения, регулирование внешних эффектов путем обоснования и установления дифференцированных стандартов, налогов, субсидий и т.д.
Как видно, в данной системе используется огромный массив разнообразной информации, которая, четко подразделяясь преобразуется в логичную структуру совершенно определенных блоков, что позволяет проводить упорядоченный мониторинг показателей на данных направлениях, совершенствовать взаимоотношения науки, власти, бизнеса и общества и реализовать целевые установки за счет выбора оптимальных вариантов программ.
В отличие от американской, применяющаяся в Великобритании система оценки качества научных исследований ориентирована на качественный подход и широкое привлечение ученых-экспертов к разработке и реализации научно-инновационных программ.
Сущность данной системы состоит в определении интегральной оценки результативности научных школ, коллективов, отдельных ученых путем «агрегирования» результатов их исследовательской деятельности по трем направлениям: качество научных исследований; последствия результатов исследований; конкурентоспособность научно-исследовательской среды. Оценка за качество проведенных научных исследований определяется экспертными группами ученых по результатам опубликованных научных трудов с учетом «библиометрических показателей».
Последствия результатов научных исследований оцениваются экспертами по результатам конкретных случаев проявившихся последствий в форме обобщающих отчетов, в которых систематизированы социологические опросы их пользователей и, вместе с тем, отражены внешние эффекты от их использовании. Эти оценки позволяют определить конкретный вклад научных школ, коллективов и отдельных ученых в науку и социально-экономическое развитие страны.
Оценка конкурентоспособности научно-исследовательских коллективов, отдельных ученых позволяет выявлять из этой среды тех исследователей, которые создали отдельные научные направления, накопили достаточно мощный исследовательский потенциал, что открывает перед ними реальные перспективы приращения новых знаний, развития фундаментальной и прикладной науки, совершенствования воспроизводственного процесса в социальной и экономической практике, ускорения коммерциализации результатов научных изысканий с помощью создаваемых стартапов, в рамках которых реализуется системный подход к осуществлению научно-исследовательской деятельности и представляется возможным решать достаточно сложные проблемы эффективного использования инновационных экономических ресурсов.
Данная методология представляется научно значимой и практически состоятельной, поскольку позволяет выставлять объективную и комплексную оценку деятельности ученых и научно-исследовательских коллективов в стране.
Целесообразно предположить, что прежде чем принять за основу в российской практике одну из применяемых в этих индустриально развитых странах систем разработки и реализации научно-иннвационных программ, в нашем случае развития малого и среднего бизнеса, ее разработчикам необходимо детально изучить методические рекомендации, законодательную базу, источники и принципы финансирования программных мероприятий и, с учетом природных, социальноэкономических, научно-технических достижений и иных региональных особенностей, остановить внимание на одной из них или создать гибридный вариант программы, который необходимо обсудить в Государственной Думе и с поправками реализовать при поддержке Президента Российской Федерации.
Для адекватного управления реализацией научно-инновационной программы следует организовать соответствующий институт федерального уровня – Корпорацию инновационного развития МСБ, в состав которой органично вписываются региональные корпоративные отделения. Таким образом, Корпорация МСП в процессе ее реорганизации может быть преобразована и представлять собой полноценный государственный институт инновационного развития малого и среднего бизнеса в национальной социально-экономической системе Российской Федерации с двухуровневой системой управления.
В общем виде национальную Корпорацию инновационного развития малого и среднего бизнеса можно представить в виде «системной кооперации» научно-исследовательских институтов, учреждений высшего и среднего профессионального образования, предприятий малого, среднего, крупного бизнеса, властных структур и общественных организаций, между которыми складывается определенная система производственно-экономических отношений, отражающих специфику полного цикла инновационного воспроизводственного процесса – от научных исследований до реализации конечного продукта потребителям в рамках стартапов.
Действенным «инструментом» поддержки МСБ на внутреннем и внешнем рынках могут служить «специальные центры», созданные в странах Европейского союза, в частности, Business Innovation Centress u Innovation Research Centress, обеспечивающие поддержку малых и средних предприятий, преимущественно в инновационных направлениях путем организации их взаимодействия с властными структурами и ведущими научноисследовательскими центрами путем интерактивных методов — информационных порталов, видеолекций, конференций, разнообразных консультаций по финансовым, технологическим, юридическим и другим вопросам. Эти центры позволяют осуществлять адекватное управление информационными потоками на всех этапах инновационного воспроизводственного процесса — от научного исследования до конечного потребления его результатов, что обеспечивает широкий доступ предприятиям малого и среднего бизнеса к современной базе данных и высокую вероятность их участия в разнообразных звеньях глобальных цепочек с высокой добавленной стоимостью.
Следовательно, наука, постоянно воспроизводящая инновационные технологии, является фундаментальным фактором постоянного прироста добавленной стоимости и устойчивого социально-экономического прогресса общества. Наряду с общеевропейскими мероприятиями по поддержке МСБ в некоторых странах ЕС, например, во Франции, функционируют национальные научно-инновационные программы, поддерживаемые Европейской ассоциацией венчурного капитала.
Таким образом, сложившаяся в ЕС система поддержки и развития малого и среднего бизнеса, позволяет предпринимателям осуществлять инновационную деятельность на достаточно высоком организационно-технологическом уровне. Система поддержки предприятий МСБ с целью ориентации их участия в глобальных цепочках с высокой добавленной стоимостью существует в Китае.
В стране создана соответствующая государственная структура, несущая ответственность за развитие МСБ: Госсовет КНР, главной задачей которого является разработка и реализация стратегической политики развития данного института; национальная коллегия по развитию МСБ, состоящая в подчинении Госсовета; департамент малого и среднего предпринимательства; центр координации и кооперации бизнеса по обслуживанию предприятий МСБ.
В условиях достаточно централизованной системы, в стране доминируют прямые методы управления развитием МСБ — отраслевые программы кооперационных связей с созданием специализированных звеньев для предприятий малого и среднего бизнеса в глобальных цепочках с высокой добавленной стоимостью.
Принятая в 2010г. Госсоветом Китая программа «Решение об ускорении развития новых стратегических отраслей» позволила создать множество сегментов с участием МСБ в вертикально интегрированных формированиях, обеспечивающих высокую добавленную стоимость. В соответствии с существующим законодательством крупные компании в Китае финансируют научно-исследовательские организации, осуществляют подготовку специалистов в области государственного регулирования инновационной деятельности предприятий МСБ, а последние, принимая участие в разработке и реализации научно-инновационных программ, образуют новые звенья в глобальных цепочках с высоким уровнем добавленной стоимости.
Так им образом, учитывая зарубежный опыт, сложную организационную структуру Корпорации инновационного развития МСБ, региональные и технологические особенности инновационного процесса производства разнообразных видов конечной продукции, управление ее успешным функционированием могут и должны обеспечивать профессионально состоятельные, компетентные специалисты из числа ученых и опытных руководителей в научной и практической деятельности, обладающих знаниями в области цифровых технологий, способных создавать инновационные воспроизводственные цепочки добавленной стоимости в различных сферах общественной деятельности и управлять ими. Это особенно актуально в период «импортозамещения» зарубежной продукции отечественной, поскольку, по данным академика РАН Аганбегяна А.Г., в настоящее время импортное оборудование для создания «новых производств» составляет 70%, а соответствующий российский экспорт -10%. Доля высокотехнологичного отечественного оборудования в структуре ВВП в 4 раза ниже по сравнению с развитыми странами.
В связи с этим, в научно-инновационных программах следует предусматривать систему организации подготовки специалистов и руководителей для научно-инновационной деятельности. При соблюдении этих и других необходимых законодательно фиксированных условий (в частности, обеспечение субъектов МСБ дешевым сырьем, льготными кредитами, пониженными налоговыми ставками), получит развитие стратегическое планирование в органичном сочетании с механизмом рыночного саморегулирования, усилится отраслевая и межотраслевая конкуренция между сообществами ученых, товаропроизводителей, что позволит обеспечить повышение экономической эффективности использования инновационных производственных ресурсов и перманентное улучшение качественных параметров жизнедеятельности общества.
Создание института Корпорации инновационного развития малого и среднего бизнеса в России позволит активизировать процесс переориентации развития экономики с экстенсивных факторов роста на преимущественно интенсивные, основанные на генерировании новых знаний и технологий и их последующей реализации в производстве, распределении, обмене и потреблении вновь создаваемого продукта и, как следствие — обеспечить ускорение темпов эффективного развития многочисленных отраслей и регионов страны, опережающих общемировые достижения.
Заключение
Малое предпринимательство представляет собой комплексную деятельность небольших и средних по масштабу предприятий и организаций, направленная на эффективное использование имеющихся свободных ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) с целью удовлетворения спроса населения на предлагаемый товар или услугу, а так же получения максимально возможного объема прибыли.
Предприятия малого бизнеса могут осуществлять инновационную деятельность в различных проявлениях, самостоятельно заниматься различными видами инноваций, полным циклом их разработки или специализироваться на отдельных стадиях, в частности в кооперативных процессах.
Анализ динамки развития малого предпринимательства позволил прийти к выводу, что в 2021 году доля субъектов малого предпринимательства в ВВП страны составила 19,8%, сократившись на 0,6% по сравнению с аналогичным показателем за 2019 год. Сокращение количества субъектов малого предпринимательства в 2021 г. не повлияло на уменьшение населения, занятого в сфере малого предпринимательства, численность такого населения увеличилась на 0,1 млн. чел. по сравнению с 2020 г. Это произошло в результате роста общего числа средних предприятий.
Количество представителей малого предпринимательства сократилось, именно поэтому основные антикризисные меры поддержки правительства были направлены на эту часть предпринимательского сообщества, в первую очередь в наиболее пострадавших отраслях.
Меры поддержки правительства были направлены на сохранение занятости, предоставление отсрочек по налоговым платежам, предоставление налоговых льгот в первую очередь малому и среднему бизнесу в виде снижения ставок налогов, отмены уплаты некоторых налогов в 2020 г.
Для оценки эффективности инструментов поддержки малого предпринимательства в сфере инноваций были проанализированы расходы государства на поддержку малого предпринимательства в сфере инноваций. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики наибольший объем расходов на инновационную деятельность отмечен в Центральном федеральном округе, что соответствует примерно 30 % от общей суммы затрат по стране. Предприятия малого бизнеса периферийных регионов в вопросе издержек на инновации распределяются неравномерно. Существенную разницу можно отследить, например, в 2019 году, когда на 3,2 млрд руб. в Сибирском федеральном округе приходилось 0,3 млрд руб. в Северо-Кавказском федеральном округе.
Самыми существенными мерами поддержки, с нашей точки зрения, для малого предпринимательства стали невозвратные субсидии и беспроцентные кредиты на поддержку занятости, а также отмена налоговых платежей и страховых взносов за 2 квартал 2021 г. и снижение ставок страховых взносов с 30 до 15%, с доходов сотрудников, превышавших ежемесячный размер МРОТ. Обусловлено это тем, что у субъектов малого бизнеса в структуре обязательных платежей самую существенную долю занимают страховые взносы, и их снижение дает возможность направить высвобожденные финансовые ресурсы на функционирование малого бизнеса.
Результаты проведенного исследования показали эффективность государственных антиковидных мер, в том числе в области налогообложения, направленных на поддержку малого бизнеса в РФ. Для сохранения положительной динамики занятости государство продлило снижение ставок страховых взносов на 2021 г. и распространило их на всех субъектов малого предпринимательства.
По результатам исследования были выделены следующие проблемы функционирования системы финансовой поддержки малого предпринимательства: неэффективность расходования средств; налоговые льготы не касаются компаний малого предпринимательства; государственные закупки редко выигрывают компании малого предпринимательства.
В качестве направления совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства в сфере инноваций в работе предлагается создание института Корпорации инновационного развития малого и среднего бизнеса в России, что позволит активизировать процесс переориентации развития экономики с экстенсивных факторов роста на преимущественно интенсивные, основанные на генерировании новых знаний и технологий и их последующей реализации в производстве, распределении, обмене и потреблении вновь создаваемого продукта и, как следствие — обеспечить ускорение темпов эффективного развития многочисленных отраслей и регионов страны, опережающих общемировые достижения.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «КонсультантПлюс»
2. Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 г. №976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» // СПС «КонсультантПлюс»
3. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов», «Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409″)// СПС «КонсультантПлюс»
4. Постановление Правительства РФ №699 от 16 мая 2020 г. «О внесении изменений в Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов» // СПС «КонсультантПлюс»
5. Постановление Правительства РФ №694 от 16 мая 2020 г. «О порядке согласования проектов решений высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о приостановлении (ограничении, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на определенной в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей» // СПС «КонсультантПлюс»
6. Постановление Правительства РФ №658 от 12 мая 2020 г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СПС «КонсультантПлюс»
7. Постановление Правительства РФ №439 от 03.04.2020 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» // СПС «КонсультантПлюс»
8. Постановление Правительства РФ №435 от 03.04.2020 «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств» // СПС «КонсультантПлюс»
9. Абуев А.И., Барзаева М.А. Влияние «коронакризиса» на сектор микро-, малых и средних предприятий // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2021. № 4 (26). С. 5-10.
10. Амиров Н.К. О некоторых мерах государственной поддержки предпринимательской деятельности // Narxoz Law and Public Policy. 2021. № 2 (6). С. 9-16.
11. Анохина О.В. Современное состояние бизнеса в Российской Федерации: проблемы и негативные тенденции // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2021. №2. С. 106-109.
12. Арутюнян К.Л. Анализ эффективности финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 11-1 (81). С. 15-17.
13. Бабина Е.Н., Бондаренко Г.В., Шмыгалева П.В., Шаталова О.И., Мухорьянова О.А. Система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в Ставропольском крае // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2022. № 1 (61). С. 118-125.
14. Балашов А.М. Рассмотрение последствий пандемии COVID-19 для экономической и социальной жизни и анализ принимаемых антикризисных мер // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. № 3–1. С. 317–324.
15. Башарина О. В., Бубин М. Н. Классификация источников финансирования в рамках программ государственной поддержки // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2019.№ 1 (145). С. 74-79.
16. Боркова Е.А., Подкатилина В.А., Завьялова П.Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Economic Consultant. 2019. №2 (26). С. 83-89.
17. Владимирова С.В. Развитие малого предпринимательства в России в условиях пандемии // Экономика, управление и общество: теория, методология и практика. 2021. №7. С. 69-76.
18. Водопьянова В.А. Антиковидные меры правительства — инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства РФ // Фундаментальные исследования. 2021. № 12. С. 228-233.
19. Воскресенская О.В. Меры поддержки российских предприятий в условиях международных санкций // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. 2022. №6. С. 205-209.
20. Дорожкина А.М. Финансовая поддержка российского малого и среднего бизнеса в условиях COVID-19 // XXXIV Международные Плехановские чтения. 2021. №7. С. 174-178.
21. Егорова Н.Е. Имитационные модели устойчивого развития малых предприятий : монография / Н.Е. Егорова, А.Ф. Ахметшин — Москва : ЦЭМИ РАН, 2019. — 128 с.
22. Зайцева А.П. Проблемы и пути совершенствования государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства // Финансовый менеджмент. 2019. № 5. С. 44-51.
23. Захарченко Л.А. Авиационная промышленность России как драйвер инновационного развития экономики / Л.А. Захарченко, О.А. Чепинога, Н.Р. Эпова // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. —№ 4. — С. 701–710.
24. Казарина Л.А., Сумкин С.И. Функционирование малых инновационных предприятий в современных условиях // 115-летие публикации монографии А.М. Сибирякова «О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами». 2022. №2. С. 4-11.
25. Кожанчиков О.И., Шалаев И.А., Кожанчикова Н.Ю., Кузнецова Л.М. Пути совершенствования и развития государственной политики поддержки малого бизнеса // Вестник ОрелГИЭТ. 2021. № 1 (55). С. 157-169.
26. Костина О.И., Курбанова С.И.К. Меры государственной финансовой поддержки малому и среднему бизнесу в период пандемии COVID-19 // Социально-экономическая политика страны и сибирского региона в условиях цифровой экономики. 2021. №7. С. 86-90.
27. Кузнецова Л.М. Современные особенности механизма государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации // Вестник ОрелГИЭТ. 2020. № 3 (53). С. 99-108.
28. Куцури Г. Н., Саакян А. П., Оценка состояния малого и среднего предпринимательства как основа государственной финансовой поддержки // Инновации и инвестиции. 2019. № 3. С. 167-172.
29. Логинов Ф.А. Экосистема малого и среднего бизнеса: инновации и инструменты поддержки // Студент года 2022. 2022. №6. С. 151-154.
30. Майкова А.А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. 2020. № 2. С. 66-68.
31. Мау В.А. Пандемия коронавируса и тренды экономической политики // Вопросы экономики. 2021. № 3. С. 5–30.
32. Медетханова С.Р. Малое предпринимательство: нормативно-правовое регулирование и проблемы развития // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. 2021. №8. С. 118-119.
33. Кородюк И.С. Особенности интеграции малого предпринимательства в структуру национальной экономики в современных условиях / И.С. Кородюк, М.В. Солодков, А.О. Борисова // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — № 3. — С. 444–452.
34. Пинская М.Р., Стешенко Ю.А., Цаган-Манджиева К.Н. Налоговая поддержка во время коронакризиса: кому помогать? // Вопросы экономики. 2021. № 5. С. 129–144.
35. Расулов Ш.Ж. Финансовая поддержка инновационной деятельности предприятий малого бизнеса // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. 2021. №8. С. 138-141.
36. Традиции и инновации в современной науке и образовании: теория и передовая практика : [монография] / И.А. Артемов и др. ; под общ. ред. В.А. Чвякина. — Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2019. — 247 с.
37. Туркенич В.Д., Онищенко Д.И., Шекемов Т.В. Проблемы механизмов распределения финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса // Основные тенденции развития инновационного предпринимательства в реальном секторе экономики в эпоху цифровизации: вызовы и возможности. 2021. №4. С. 220-227.
38. Федосеева Л.А., Дубровин Н.А., Барсукова А.Е., Красильникова Г.А., Илюшина Е.С. Меры финансовой поддержки российского малого и среднего бизнеса в условиях COVID-19 // Трибуна ученого. 2021. № 7. С. 130-133.
39. Хабинюк В.В. Малый и средний бизнес как драйвер инноваций: проблемы и государственная поддержка // Дни науки студентов владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2022. №4. С. 2729-2736.
40. Чантурия К.П., Согомонян Д.Г. Перспективы развития форм и методов финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства // Спутник высшей школы. 2021. № 5 (5). С. 42-52.
41. Чистякова О.В. Производственно-технологическая инфраструктура инновационной предпринимательской деятельности в ресурсно-ориентированных регионах / О.В. Чистякова // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — № 4. — С. 682–693.
42. Шильниковская Д.В., Конюкова О.Г. Государственная финансовая поддержка малого бизнеса // Стратегии развития государства и экономики в условиях турбулентности. 2021. С. 128-132.
43. Шохин А.Н., Акиндинова Н.В., Астров В.Ю., Гурвич Е.Т., Замулин О.А., Клепач А.Н., Мау В.А., Орлова Н.В. Макроэкономические эффекты пандемии и перспективы восстановления экономики // Вопросы экономики. 2021. № 7. С. 5–30.
44. Щурина С.В. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики в 2020 году // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 1. С. 60–71.
45. Экономика и управление народным хозяйством : монография / под общ. ред. Б.Н. Герасимова. — Нижний Новгород : НИЦ «Открытое знание», 2019. — 179 с.
46. Яшин С.Н., Коробова Ю.С. Актуальные вопросы инновационного развития малых предприятий // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. 2022. №7. С. 107-111.
47. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — режим доступа://http://www.gks.ru/.(дата обращения: 10.11.2022).
48. Малое и среднее предпринимательство в России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 10.11.2022).
49. Корпорация МСП . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corpmsp.ru/about/.(дата обращения: 10.11.2022).
50. Меры поддержки бизнеса // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn29/business-support-2020/#t3 (дата обращения: 10.11.2022).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф