Меню Услуги

Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения. Часть 2.

Страницы:   1   2   

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.4. Методы и приемы обучения правильному произношению звуков.

 

Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы должны помочь ребенку быстрее овладеть координацией артикуляционных движений. От точности и силы этих движений будет зависеть чистота, четкость произношения звуков и слов. Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Она должна проводиться со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

В связи с тем, что занятия по звукопроизношению выполняют одновременно роль речевой гимнастики, они, как и любая гимнастика, должны быть систематичны, Такие упражнения в младших группах проводятся ежедневно, в старших — минимум 3—4 раза в неделю (на занятиях и вне их).

Большинство артикуляционных упражнений, применяемых в детском саду, носит игровой характер. Структура игры позволяет многократно повторять одни и те же звукосочетания или слова (Пых-пых-пых! Пош-ш-шел!).

Для формирования звуковой культуры речи типичны следующие методы:

1.Дидактические игры

Например, «Чей домик?» Воспитатель произносит: ав-ав-ав. Дети говорят, что это домик собачки. Ко-ко-ко-курочки. Му- му- му -коровки.

«Оркестр». Какой инструмент играет? – барабан, бубен, металлофон.

2.Подвижные или хороводные игры с текстом.

Например, «Каравай» ( Как на Танины именины…)

«Карусели» (Еле-еле-еле-еле завертелись карусели…).

3.Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.д.)

На столе воспитателя с помощью игрушек устроить инсценировку (или показ картинок на фланелеграфе). По ходу инсценировки повторяются звукосочетания, чистоговорки , песенки.

4.Метод упражнений. Таким методом отрабатываются интонации, речевой слух, дыхание (заучивание и повторение скороговорок; упражнение «Подуем на пушинку» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы:

1.Образец правильного произношения (подражание образцу).

2.Объяснение («Я не просто говорю слово со звуком Р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз»)

3.Утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение звука.

4.Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з- песенка комара;

туп-туп-туп – топает козленок) – мл. гр.

5.Хоровые и индивидуальные повторения.

6.Обоснование необходимости выполнить задание педагога («Давайте поучим индюка петь веселую песенку»).

7.Индивидуальная мотивировка задания («Мне, кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

8.Сопряженная (совместная) речь ребенка и воспитателя (чаще в младшей группе)(Воспитатель читает стихи, а затем предлагает детям повторить вместе с ним: «Уронили мишку на пол…»).

9.Отраженная речь (чаще в старшем возрасте) («Послушай, как я скажу: «Ворона закричала кар-кар-кар!» — А теперь ты скажи»).

10.Исправления и подсказы (не должны быть частыми).

11.Образная физкультурная пауза (представление звука). (Выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки; полаять, как собачка; погудеть, как паровоз).

12.Оценка ответа или действия.

13.Наглядные приемы (показ артикуляционных движений; показ игрушки или картинки, в названии которых есть нужный звук: шкаф).

 

1.5.Малые фольклорные жанры — средство формирования правильного звукопроизношения

 

1.5.1. Понятие о малых жанрах фольклора.Фольклор в жизни малышей

 

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания. Специалисты разного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе. Особое значение придается развитию речи, умению правильно и грамотно выражать свои мысли, делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного. Важнейшим средством формирования указанных навыков становится детский фольклор. Колыбельные, песенки, прибаутки, докучные сказки легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект. Позже развитию памяти, смекалки, игровым навыкам способствуют загадки, скороговорки, считалки.[?,14]. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии.-Иркутск, 1978.-153с.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д.Ушинский. В 60-х гг. ХIХ в. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г.С.Виноградовым: «Детский фольклор — созданные и исполняющиеся детьми произведения»..- № 9.

Согласно выводу М.Н.Мельникова «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров».

Аналогичную точку зрения высказывает и А.Н.Мартынова, отмечая, что детский фольклор представляет собой сложное единство трех составляющих — творчества взрослых для детей, произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду, и оригинального детского творчества». [?,35] Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии.-Иркутск, 1978.-153с.

По нашему мнению такое определение является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на детский фольклор.

Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей. Приспособление фольклора взрослых предполагает упрощение сюжета, привнесение в конфликт большей занимательности, создание ярких запоминающихся образов, упрощение языка. Часто используется рифмованное изложение событий, тексты отличает несложный язык, понятные выражения и обороты.

Детскому фольклору присущи специфические черты:

-простота конструкции;

-несложный, но динамично развивающийся сюжет;

-запоминающиеся образы;

-несложные синтаксические конструкции;

-четкий внутренний ритм;

-звукоподражания.

Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Часто в них повторяются одни и те же сюжетные мотивы, в колыбельной песне, например, они даже переходят из одного произведения в другое.

Определение структурно-содержательной специфики произведений детей и для детей делает необходимым выделение отдельных жанров, то есть создание классификации детского фольклора.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей
(материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши – это так называемая материнская поэзия. Она предназначена для самых маленьких и входит в жизнь ребёнка буквально с первых дней.

Колыбельные песни — подлинное чудо народной поэзии. Главное назначение колыбельной песни — успокаивать младенца, навевать ему сон, поэтому она проста, мелодична. В таких песенках чаще всего говорится о тишине и покое. В песне много повторов, звукоподражательных слов:

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

Ворота-то скрып, скрып!

А Коленька спит, спит.

Материнская любовь и нежность проявляется в ласковых обращениях к ребенку: Васенька, наша Лидочка, дитятко, дитя маленькое. Содержание колыбельных песен связано с непосредственным окружением младенца: колыбелька, одеяльце, подушечка, деточка, часто упоминаются воркующие голуби («гули», «гуленьки»), собачка, зайка, ласточки-касаточки. Уменьшительно-ласкательные суффиксы усиливают напевность, смягчают текст. Страшный волк, которым обычно пугают детей, здесь просто «серенький волчок».

Самый популярный персонаж — кот. Кот-баюн — символ дома, уюта, покоя. Его призывают:

Приди, Котя, ночевать,

Мово Ванечку качать

Уж я Котику-коту

За работу заплачу..

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

В каждой песенке — нежная любовь к ребенку, ему предсказывается счастливое, богатое будущее: «как он вырастет велик, будет в золоте ходить, чисто серебро носить».

Основное назначение колыбельной лирики — успокоить, убаюкать ребенка. Этим определяется мелодический и поэтический строй песен. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных. Все это способствует быстрому засыпанию. С той же целью может исполняться мелодия без слов: «А-а-а, А-а-а».

Пестушки. С колыбельной песенкой часто связаны пестушки (потягушки) — короткие рифмованные стишки, приговоры, сопровождающие ласковые поглаживания тельца ребенка, разведения ручек, ножек (простейшие физические упражнения).

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в голову разумок!

Ритмичный текст сочетается с активными движениями, вызывая у малыша радостные эмоции.

Дыбок, дыбок,

Скоро Ванюше годок! —

приговаривают взрослые, помогая ребенку встать на ножки. По мере его подрастания, «взросления» тексты пестушек усложняются, делаются забавней.

А когда ребенок начнет проявлять сознательное заинтересованное отношение к окружающему, народная педагогика предложит «потешные» песенки, или потешки.

Потешки — это забавные песенки, сопровождающие игры с ребенком. Здесь и «Коза рогатая — бородатая», которая «забодает, забодает» того, кто «кашку не ест, молока не пьет», и «Ладушки», и многочисленные имитации скачек под веселые ритмичные стихи.

Поехали,

Поехали,

С орехами,

С орехами!

Поскакали,

Поскакали,

С калачами,

С калачами!

Особенную популярность потешки «Сорока-белобока» отмечал еще известный собиратель и исследователь фольклора прошлого века И.П.Сахаров: «Сорока, как игра детская, увеселяет только детей и матерей, и свято соблюдается в семейной жизни».

Словесная часть потешки сопровождается активным сгибанием и разгибанием пальчиков ребенка, поглаживанием ладони. И это отнюдь не случайно. Гениальную народную мудрость подтвердила современная физиология: развитие пальцев руки влияет на развитие мозга растущего человека, его речевых навыков. Не случайно игры-упражнения, подобные «Сороке», так широко распространены среди славянских народов, известны многим народам Азии и Африки. Эти игры представляют идеальное сочетание слова и действия, плодотворно лияя на эстетическое, умственное и физическое развитие ребенка.

К концу колыбельного периода у ребенка возрастает потребность в игре, забаве. И здесь незаменимы прибаутки.

Прибаутки — уже более сложный вид словесного творчества. В прибаутке объединяются и песенка, и маленькая сказка (побаска), и скороговорка, и игра. Персонажи этого развлекательного жанра: «долгоносый журавель, что на мельницу ездил, диковинки видел», и «зайчик—коротенькие ножки, сафьяновы сапожки», и ворон, сидящий на дубу, «играющий во трубу», и множество других птиц и зверей, хорошо знакомых детям.
Часто прибаутки имеют диалоговую форму: вопрос—ответ. Это придает тексту динамизм, удерживает внимание ребенка, легко запоминается им и воспроизводится впоследствии. Вот, например, как строится диалог в прибаутке про Фому, который едет на курице:

— Куды, Фома, едешь,

— Куды погоняешь?

— Сено косить!

— На что тебе сено?

— Коровок кормить

— На что тебе коровы

— Молоко доить

— На что тебе молоко

— Ребяток поить.

Среди прибауток много «лепых нелепиц», небылиц, построенных на смещении понятий. Знакомый ребенку мир образов предстает в необычных, причудливых сочетаниях:

Уж и где это видано,

Уж и где это слыхано.

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал

Считалки еще один малый жанр детского фольклора. Это короткие, часто шутливые стихи с чёткой рифмо-ритмической структурой, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.). Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний.

Считалки отличаются изящной формой, простотой и удивительной гибкостью ритма — этого важнейшего художественного элемента считалок.

Заяц белый,

Куда бегал?

В лес-дуброву.

Что там делал?

Кору драл.

Куда клал?

Под колоду/

Кто брал?

Родион.

Выйди вон.

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку — цап!

Шла Саша по шоссе
И сосала сушку

Заклички – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых. Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях:

Солнышко-ведёрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Радуга-дуга,

Не дай нам дождя,

Дай красна солнышка

Колоколнышка!»

Загадки – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. “Стоит девица в избе, а коса — на дворе”.

Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: “Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька” (кошка), “Зимой и летом одним цветом” (ель, сосна) и др.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.
Пословица — короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни, которое живет в разговорной речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Как правило, пословичные суждения имеют и прямой, буквальный смысл, и переносный, образный одновременно: «Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».

Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

 

1.5.2. Содержание и методика работы по обучению детей правильному звукопроизношению с использованием малых форм фольклора

 

Народная педагогика даёт блестящие образцы своеобразного обучения ребёнка речи. Потешки, песенки, прибаутки являются ценным материалом для воспитания и усвоения музыки родной речи. Многие прибаутки, прекрасные по содержанию, богаты и нужными для ребёнка звучании – эта та своеобразная игра звуками, игра словами, посредством которой, по словам Горького, «ребёнок учится тонкостям родного языка».

Обучая детей «тонкостям» родного языка, развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Развивать на речевое дыхание, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  6. Вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.
  7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  8. Формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчётливо воспринимать её.
  9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударения, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребёнка к специалисту-логопеду.

Развитие речевого слуха, т.е. различение звуков речи. В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идёт неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несёт звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру (отличают по голосу мать и других близких), а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т.е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящее от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способности чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, даёт возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно.

Воспитатель учит детей внимательно слушать речь окружающих, понимать её, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения. На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, стихотворения, включающие различные звукоподражания. Например:

Ай ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Сидит ворон на дубу…

Или:Ток, ток, тока-ток,

Что ни день, то молоток.

Или:Ай качи-качи-качи

Под подушкой калачи,

В ручках прянички,

В ножках яблочки.

Такое многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка.

Развитию слухового внимания очень способствует и отгадывание загадок. Начиная с первой младшей группы, педагог предлагает детям небольшие загадки, построенные на звукоподражании, помогающем найти ключ к отгадке. В качестве вспомогательных средств он использует игрушки или предметы. В дальнейшем воспитатель предлагает детям отгадывать загадки без опоры на предметы. Например, воспитатель ставит на стол две игрушки – петушка и курочку и просит детей назвать их. Он рассказывает, как можно их различить. Затем он говорит: «Я вам сейчас загадаю загадку, только не знаю, о ком она, о петушке или о курочке. Помогите мне, пожалуйста, отгадать». Читает:

На заборе сидит,

Громко, громко кричит:

«Ку-ка-ре-ку!»

(Петушок.)

Кто это? (Дети называют). А это о ком говорится? – спрашивает воспитатель и читает:

Зёрнышки клюёт.

Деток зовёт:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко».

(Курочка.)

Так же проводится игра с использованием других игрушек.

Для развития внимания к речи взрослых ребёнку дают задания на договаривание слов в двустишиях или в небольших стихотворениях.

Отгадай загадки.

Много пользы принесла

Полосатая … (пчела)

Когда луч солнечный потух,

Запел ночной певец… (петух)

Подойди и погляди-ка:

Покраснела вся … (клубника)

Игра «Доскажи слово». Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Воспитатель: Дети:

Ра-ра-ра — начинается иг…ра.

Ра-ры-ры- у мальчика ша…ры.

Ро-ро-ро- у нас новое вед…ро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы иг…ру.

Ре-ре-ре- стоит дом на го…ре.

Ри-ри-ри — на ветках снеги…ри.

Ар-ар-ар- кипит наш само…вар.

Ор-ор-ор- созрел красный поми…дор.

Ир-ир-ир- мой папа коман…дир.

Арь-арь-арь- на стене висит фо…нарь

Ра-ра-ра- у мышки есть но…ра.

Ре-ре-ре- носили воду мы в вед…ре. и т.д.

Затем воспитатель предлагает ребятам самим придумать такие фразы.

Воспитатель добивается, чтобы дети быстро и правильно добавляли недостающий слог, чётко произносили звук р (рь).

В старших группах особое внимание следует уделять совершенствованию важнейшего компонента речевого слуха – фонематического слуха, т.е. способности отличать один звук от другого. С детьми проводятся специальные упражнения на определение звука, который чаще других слышится в словах рифмовки. Упражнение проводится следующим образом: педагог предлагает вниманию детей рифмовку. Читает её 2-3 раза целиком или нужный для работы отрывок. Затем просит детей назвать слова, содержащие определённый звук.

Работа над развитием речевого дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производится через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания соответствующей громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.

Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шёпоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на выдохе, от чего становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Поэтому задачами воспитателя являются: 1) используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлинённый выдох; 2) путём подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Для малышей воспитатель может организовать увлекательную игру («Подуем на пушинку», «Посмеёмся громко в лад»), которая незаметно для детей окажется серьёзной учебной работой.

Позднее детей учат правильно пользоваться голосом в процессе высказывания. Во время работы над дыханием воспитателю необходимо добиваться, чтобы дети младших групп при выдохе могли произнести фразу, состоящую минимум из 2-3 слов, а дети средней и старших групп – из 3-5 слов.

Для выработки речевого дыхания можно предлагать детям произносить на одном выдохе небольшие шутки-чистоговорки. При произнесении небольших фраз не следует допускать ненужных остановок между отдельными словами. Необходимо добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящих из 6-7 и более слов, правильно распределяли паузы с учётом текста. В более старшем возрасте хорошим материалом для упражнения могут быть загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, стихотворения, небольшие считалки.

Совершенствованию речевого дыхания способствует произнесение скороговорок. Их учат с детьми заблаговременно, чтобы дошкольники могли соревноваться в быстром и отчётливом чтении. Но прежде воспитатель напоминает текст, после чего дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе.

«Маше каша надоела,

Маша кашу недоела.

Маша кашу доедай,

Маме не надоедай!»

«Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.п.»

На такой скороговорке удобно учить детей распределять дыхание. Первая фраза произносится неторопливо, звучно. Счёт Егорок постепенно убыстряем и доводим до 33.

Часто дети читают стихи без передышки, за один выдох, без единой паузы; иногда, останавливаясь на полуслове, быстро делают вдох и заканчивают стихи, захлёбываясь и глотая последний слог.

Воспитатель должен указать всем детям, что чтение должно быть спокойным, неторопливым и выразительным, с остановками в конце строки или фразы, а не в середине слова.

Очень полезно для детей совместное чтение стихов с воспитателем, регулируемое ударами руки, карандаша по столу. Каждый удар руки должен означать остановку и сдерживать торопливость чтения.

Такая работа способствует регуляции дыхания ребёнка, приучает ребёнка в разговоре к периодическим остановкам для вдоха. Надо следить за тем, чтобы во время вдоха ребёнок не поднимал кверху плечи и не надувался, а делал вдох незаметно спокойно.

Работа над голосом. Рассмотрим каждого характеристику голоса отдельно.

Высота голоса – повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот.

Сила голоса – произнесение звуков в определённой громкости (громко – нормально – тихо), а также умение произносить звук полнозвучно.

Тембр голоса – качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т.д.).

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения и т.п. способствуют возникновению голосовых нарушений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжением речью, особенно в холодное время года на улице, неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребёнка (например, дети подолгу подражают писклявой речи маленького ребёнка или говорят низким голосом за «папу»). Нарушения голоса могут возникнуть также у детей, перенёсших заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдавших во время заболевания или сразу после него щадящего режима для голоса.

Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребёнка (слишком застенчивый ребёнок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми грамотного, напряжённого голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т.п.).

Работа над свойствами голоса: силой, высотой, тембром – проводится практически на всех занятиях.

Развитие силы голоса осуществляется по двум направлениям:

1) формирование умения пользоваться голосом в зависимости от ситуации общения: «отвечать достаточно громко» на занятиях; говорить умеренно громко с воспитателем, с товарищами в группе, на улице; говорить тихо и даже шёпотом во время отхода ко сну, за столом;

2) формировать умения менять силу голоса с учётом смыслового содержания высказывания, когда смена силы голоса выступает как элемент интонации.

Таким образом, задача педагога в воспитании у детей силы голоса заключается не только в том, чтобы научить их отвечать на занятиях достаточно громко, но и в том, чтобы научить правильно пользоваться одним из элементов интонации: повышать и понижать громкость голоса в зависимости от содержания текста, уметь контролировать собственную речь.

Работа по этим двум направлениям ведётся параллельно. В процессе уточнения и закрепления звуков детям предлагают: произносить изолированные звуки с определённой громкостью (громко, умеренно, тихо); произносить изолированные звуки с постепенным усилением и ослаблением голоса (А, У, З, Ж); произносить звукоподражания и звукосочетания с различной громкостью (ау, ав-ав, тик-так, тук-тук, дзинь-дзинь и пр.); воспроизводить шутки-чистоговорки, пословицы, поговорки, небольшие загадки громко, умеренно и тихо; читать стихи, потешки, считалки с различной громкостью и сменой силы голоса.

Для детей с четвертого года жизни. Воспитатель читает стихи от автора, а кто-либо из детей повторяет звукоподражательные междометия, употреблённые в этих стихах. Затем, когда каждый ребёнок усвоит суть упражнения (дидактические игры), можно перейти к хоровому произнесению.

Для детей пятого года жизни. Воспитатель рассаживает детей (4-5 человек) и даёт каждому его любимую игрушку: зайца, щенка, поросёнка и т.д., затем объясняет правила игры:

— Дети, давайте произносить чистоговорки – те, которые вы уже знаете. Сначала говорите тихо-тихо, чтобы их могли расслышать только ваши друзья – игрушечные звери, сидящие перед вами, а мне чтобы не было слышно. Потом каждый из вас по очереди скажет чистоговорку так, чтобы услышала её и я.

Дети начинают шептать чистоговорки куклам, а воспитатель, несколько утрируя свою заинтересованность тем, что шепчут дети, восклицает:

— Ах, как бы я хотела быть на месте зайчика, чтобы, услышать, как хорошо выговаривает слова Ниночка! Но нет, не слышно! Совсем не слышно!

— Теперь, Нина, скажи громче, что ты говорила зайке, чтобы я тоже слышала.

Девочка произносит чистоговорку голосом обычной силы. Воспитатель встаёт из-за стола, отходит в дальний конец комнаты (или в другую комнату, но так, чтобы дети видели её в дверь) и громко спрашивает:

— А ты можешь, Нина, повторить чистоговорку ещё громче, так, чтобы я отсюда тебя расслышала?

Девочка говорит так громко, как может.

Для детей шестого и седьмого года жизни игра усложняется. Каждый ребёнок читает: а) тихо – для игрушки, б) громче – чтобы слышали дети, сидящие за тем же столом; в) громко – для воспитателя, который отходит к окну или в другую комнату (можно в третьем случае прочесть не для воспитателя, а для детей, которые специально отправляются в дальний угол комнаты).

Для тренировки детей воспитатель предлагает прочитать стихотворения с различной громкостью и с использованием средств выразительности.

Стихотворение «Тише, жабы» надо читать тихо.

ТИШЕ, ЖАБЫ

Тише, жабы,На лугу

Ни гу-гу -Чтобы не было беды,

Ходит цапляНаберите в рот воды.

Перевод с украинского Р. Заславского.

Мышонок встал на цыпочки,Играет он на скрипочке,

Он роста невеликого,Тихонечко пиликает.

И. Токмакова.

Эту считалку можно произносить громко:

Ахи, ахи, ахи, ох,Уродился он густой,

Маша сеяла горох,Мы помчимся, ты постой!

Упражнения на формирование умения менять высоту тона являются наиболее трудными, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому в процессе обучения очень важное значение имеет правильный образец речи взрослого.

Для детей четвёртого года жизни. Работа проводится сначала только с двумя детьми с хорошо развитой речью. (Все остальные слушают.) Воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют отдельные стихи: первый – с вопросительной интонацией, более высокой по тону, второй – с повествовательной, а в конце с восклицательной интонацией.

Воспитатель

Дети
первой подгруппы (спрашивают) второй подгруппы (отвечают)
Как на горке, на горе,

На широком на дворе

Кто на санках.

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбега,

Кто по льду,

А кто по снегу,

С горки — ух,

На горку – ух!

Бух!

Захватывает дух!

(А. Прокофьев.)

— На горе?

— На дворе?

— Кто на санках?

— Кто на лыжах?

— Кто повыше?

— Кто пониже?

— Кто потише?

— Кто с разбега?

— Кто по льду?

— Кто по снегу?

— Ух?

— Бух? Бух? Бух?

 

— На горе.

— На дворе.

— Мы на санках.

— Мы на лыжах.

— Мы повыше.

— Мы пониже.

— Мы потише.

— Мы с разбега.

— Мы по льду.

— Мы по снегу.

— Ух.

— Ух.

— Бух! Бух! Бух!

 

 

После того, как все дети поймут, в чём состоит игра, они присоединяются к первому и второму чтецам и игра возобновляется. Само собой разумеется, что задания у первой и второй групп меняются: те, кто спрашивал, отвечают, и наоборот. Таким образом, все тренируются в модуляции голоса по высоте тона.

Разучивается стихотворение «Семья муравья», сначала с каждым ребёнком отдельно (шестой год), для этого можно обратиться к родителям. Затем работа ведётся приёмом дидактической игры: участники – ведущий, первая и вторая группы чтецов, из которых одна задаёт вопрос, а другая отвечает.

СЕМЬЯ МУРАВЬЯ

Ведущий                      У лесного муравья

                                     Пребольшущая семья.

                                     Братьев с сёстрами

                                     Не счесть.

                                     И двоюродные есть!

Дети.        — А бранятся они?                 — На работу как идут?

                  — Не бранятся.                       — Очень дружно.

                  — Веселятся они?                   — А защиту как ведут?

                  — Веселятся.                           — Так, как нужно.

Ведущий.                     Да, хорошая семья

                                     У лесного муравья!

МАШЕНЬКА

Кто, кто                                        (Ребёнок)

В этой комнате живёт?

Кто, кто

Вместе с солнышком встаёт?

Это Машенька проснулась,           (Взрослый)

С боку на бок повернулась,

И, откинув одеяло

Вдруг сама на ножки встала.

А. Барто

Работа над темпом. Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.

Важно приучить детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!», сопряжённая речь («Давай вместе побаюкаем твою куклу: Баю-бай! Спи, Танюша, засыпай!». Лучший приём проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом — сопровождение речи движениями. Например, ребёнок читает стихотворение от лица мишки, который медленно, вперевалку, шагает по столу, и эти движения помогают рассказчику соразмерить темп речи.

Вперевалочку идёт

Косолапый мишка.

Он принёс в подарок мёд.

И большую шишку.

Малышу, который привык говорить торопливо, можно предложить прочитать какое-либо стихотворение, содержание которого связано с действиями, например потешку «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса…» (чтение сопровождается поглаживанием куклы по головке). Со старшими детьми организуют хоровой счёт предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в знакомой скороговорке. Для всех групп прекрасным средством воспитания темпа речи является пение.

Формирование правильного произношения всех звуков родного языка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена.

Для того чтобы правильно произносить звуки и слова, ребёнок должен хорошо овладеть координацией чрезвычайно тонких движений речевых органов – губ, языка, голосовых связок, хорошо научиться регулировать своё дыхание. У младшего дошкольника координация движений ещё несовершенна.

Не все дети одинаково овладевают правильным звукопроизношением. Некоторые воспитательные приёмы могут способствовать лучшему и более быстрому развитию правильной речи.

Прежде всего нужно уделить внимание выработке общей внятности речи, чёткой дикции, изживанию остатков лепетного произношения. Первое время в младшей группе даются игры и стихи, в которых часто повторяются более лёгкие для детей звуки – п, б, м, т, д, н, к, г, и даются они в простых сочетаниях с гласными, например: ту-ту, тук-тук, та-та-та, тик-так, дон-дон, ду-ду, би-би-би, му-му, мяу-мяу, га-га-га, ко-ко-ко и т.д. Эти звукосочетания содержатся в очень многих детских песенках, стихах, потешках, звукоподражательных играх. В первое время пребывания детей в младшей группе эти игры и занятия должны систематически повторяться со всей группой, пока воспитатель не добьётся ясного произношения более простых по артикуляции согласных звуков.

Упражнения для формирования правильного произношения.

Воспитатель упражняет детей в чётком произнесении стихотворных текстов:

а) чистоговорок

Ом-ом-ом – мы построим новый дом.

Уп-уп-уп – я готовлю папе суп.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду.

Но-но-но, но-но-но – в нашей комнате темно.

Мама Милу в ванне мыла.

Любят бананы все обезьяны.

Собака Том сторожит дом.

Дарья дарит Дине дыни.

б) небольших стихотворений

М. Клокова.

Мой конь

Я залез на коня

И держусь руками.

смотрите на меня, —

Я поехал к маме

В. Берестов.

Бычок

Маленький бычок,

Рыженький бочок

Ножками ступает,

Головой мотает:

«Где же стадо? Му-у-у!

Ску-у-учно одному-у-у!

С. Маршак.

Старый слон

Спит спокойно

Старый слон

Стоя спать

Умеет он.

После этого можно приступить к обработке шипящих звуков ш, ж, ч, щ, а затем (в средней группе) – и к отработке наиболее трудного звука р.

Вначале применяются игры, где имеется звук изолированный ш, р, или в сочетании с гласными (шу-шу, ра-ра-ра). Затем даются игры, где в словах имеются разные звукосочетания: шуба, шапка, калоши, рубашка или барабан, ружьё, труба. Лучше для этого использовать соответствующие игры с картинками (лото, картинное домино, парные картинки). И, наконец, звук даётся в более сложном тексте.

Такие игры проводятся с группой в целом или с небольшой её частью. Важно лишь, чтобы в подобных играх участвовали дети, хорошо произносящие звук, и воспитатель. Тогда дети, не чисто говорящие, начинают постепенно им подражать. Воспитатель обращает внимание детей на необходимость правильно произносить те или иные звуки и слова, сам даёт образец.

Воспитатель предлагает детям послушать, как он произносит те звукосочетания, которые фигурируют в игре, или читает, а затем предлагает детям повторять вместе с ним («Давайте вместе скажем: «Уронили мишку на пол» и т.д.). Такое совместное чтение стихов взрослого и ребёнка (сопряжённая речь) является хорошим средством обучения правильному произношению. В младшей группе этот приём должен часто использоваться воспитателем. В старшей группе воспитатель использует приём сопряженной речи лишь по отношению к детям с серьёзными речевыми недостатками.

Но уже в пятилетнем возрасте (а тем более в старшем) не следует долго задерживать детей на этом приёме обучения речи; воспитателю необходимо использовать способы, требующие от ребёнка большой активности внимания. Таким является приём отражённой речи, когда воспитатель предлагает ребёнку вслушаться, как он произносит (слова, стихи), а затем самому повторить.

К моменту перехода в старшую группу ребёнок может произносить практически все звуки (его артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Это очень важно для дальнейшей работы по воспитанию звуковой культуры речи. Но педагог по-прежнему уделяет серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, с – щ, л – р). С этой целью с детьми ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, а с некоторыми – индивидуальная работа по устранению недостатков произношения. Такая работа поможет детям в будущем произносить звуковой и слоговой анализ слов.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определённой целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились. Лучше её проводить перед завтраком, в течение 3-5 минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Заслуженный учитель России, логопед высшей квалификации Т.А. Ткаченко в своей книге «Логопедические упражнения» предлагает игровые артикуляционные упражнения, выполнение которых позволит свести к минимуму вмешательство логопеда.

Каждое упражнение получило название («Лопаточка», «Грибок», «Громкий барабан», «Дудочка» и др.), а также к каждому упражнению дано объяснение, рисунок и небольшой стихотворный текст, который поможет детям в правильном выполнении упражнения. Например, к упражнению «Иголочка» приводится такое стихотворение:

Язычок наш, как иголка,

Отойти, уколет колко!

К упражнению «Качели»:

Вот весёлые качели –

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз,

Ты качаться не ленись!

Упражнения для детей старшего возраста направлены не только на закрепление и дифференциацию фонематического восприятия: умения слышать и различать определённые звуки, подбирать слова и т.д. (т.е. различать на слух и в произношении те звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого возраста). Для выработки чёткой дикции и закрепления правильного произношения определённых групп звуков воспитатель даёт чистоговорки, скороговорки, насыщенные звуками, требующими очень тонкой дифференциации.

 

 * * *

Лапки мягкие у кошки

Чтоб её не услыхали,

Шубка серая у мышки,

Чтоб её не увидали.

 ПРОСТОКВАША

Простоквашу дали Клаше –

Недовольно Клаша:

— Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Е. Благинина.

 

Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок. Ребёнку предлагают отгадать их, определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках. Некоторые загадки, а также стихи, потешки, считалки рассчитаны на то, чтобы поупражнять ребёнка не только в правильном произношении звуков, но и в чётком произнесении слов, фраз. Ребёнок должен отгадать загадки и сказать, есть ли звук с или з в слове-отгадке.

Дружбу он с дождём ведёт, вместе с ним гулять идёт. (Зонт). Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня. Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек).

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

К. Чуковский.

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (Солнце.)

М. Садовский.

В этом возрасте ребёнку предлагают и более сложные задания, например, выделять из фраз, небольших стихотворений слова, в которых есть дифференцируемые звуки.

ЛИСЯТА (с – ш)                                           БЕЛКА (с – ш)

Под кустом играют в прятки                               Белка сушит сыроежки,

Шаловливые лисятки,                                             Лапкой с ветки рвёт орешки.

А лиса для малышей                                      Все запасы в кладовой

Ловит в зарослях мышей.                             Пригодятся ей зимой.

Е. Александрова.                                               Е. Александрова.

 

ОСЕНЬ (р- л)

Кричит ворона в небе: — Кар-р!

В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!

А было просто очень:

В нём поселилась осень.

Е. Интулов.

СЧИТАЛКА (р – л)

Шли                                    В луже                Вытирать:

Бараны                     Ноги.                            Кто платочком,

По дороге,                         Стали                 Кто тряпицей,

Промочили                         Ноги                    Кто дырявой рукавицей.

А. Шабунин.

Выработка дикции. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребёнка недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Чёткость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Для формирования дикции у дошкольников младшего возраста можно использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом требования к детям.

Показывая образец произношения звукосочетания, воспитатель делает очень чёткие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его мягко, неударно). Дети в сопряжённой и отражённой речи непроизвольно подражают речевой манере воспитателя. Хорошо, если в одной игре сочетается несколько звукоподражаний с разными гласными, требующими различного раствора рта. Например, в играх или рассказах могут быть объединены такие звукоподражания: кря-кря (утка), пи-пи-пи (утята), ав-ав-ав (собака) та-та-та (барабан), ду-ду-ду (дудочка).

Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (четвёртый – пятый год), когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребёнка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный речевой навык.

Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки. Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки-чистоговорки с применением игрушек, картинок: «Му-му-му, молока кому?», «Ко-ко-ко, не ходите далеко!», «У зайки Бубы заболели зубы». Скороговорки – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу-чу-цу-чу-чу, на ракете я лечу».

Цель использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата – определяет методику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушёнными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить её очень отчётливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её (если текст очень лёгкий, этот момент можно опустить).

Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорить медленно, чётко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми и самим воспитателем.

На повторных занятиях со скороговорками или, если текст лёгкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – подгруппами, например:

Первая подгруппа. Расскажите про покупки!

Вторая подгруппа. Про какие про покупки?

Все вместе. Про покупки, про покупки, про покупки мои!

Все эти приёмы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.

При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к столу воспитателя, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчётливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребёнка. [?] Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

Тренировка дикции. Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори чётко, громко, не торопясь.

Вновь Агата едет куда-то.

Опять у буфета одна конфета.

Дали Петеньке пятак, не найдёт его никак.

Какие-то коты мяукают до темноты.

Работа над интонационной выразительностью. Звучащая, устная речь легко воспринимается, если она содержательная, правильна и интонационно выразительна.

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употребляемое слово, например, увидев ребёнка, испачкавшего одежду в грязи, насмешливо произнести: «Хоро-ош!» (С протяжным звуком о-о и понижением голоса.) Сказанное слово выражает порицание, а не одобрение. Предложение «Гроза надвигается» может быть произнесено с опасением, тревогой, ужасом или радостью, равнодушием, спокойствием и т.д., в зависимости от ситуации речи или намерения говорящего.

Исследователь русской речевой интонации В.Н. Всеволодский-Гернгросс насчитывает в ней 16 интонацией. Другой исследователь – проф. В.А. Артёмов описал эксперимент с произнесением однословного предложения: «Осторожно» — двадцатью двумя интонациями.

Что же такое интонация?

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придаёт речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учётом пауз между речевыми отрезками;

ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряжённостью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, весёлый, мрачный» тембр и т.п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).

Ребёнок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передавать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведётся в основном путём подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребёнка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

 

ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК?

Маша варежку надела.                            — Поглядите-ка, нашла!

 — Ой, куда я пальчик дела?            Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Нету пальчика, пропал,                          Здравствуй, пальчик!

В свой домишко не попал!              Как живёшь?

Маша варежку сняла,                                                          Н. Саконская.

 

Во всех группах оправдано применение подсказывающей формы вопроса, особенно если это касается выбора интонаций, так как такой приём облегчает ребёнку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение, например: как правильнее прочитать начало – медленно или быстро? Какое стихотворение – весёлое или грустное? Как звучат слова Васи – ласково или грубо?

В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать приём словесных упражнений. Для этого можно предлагать детям повторять (хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечёткую смену темпа или силы голоса.

ОБНОВКА

Кто купил в горошек ситцу?                                     (Ребёнок)

Папа – вот кто.                                                        (Взрослый)

Сшила что за мастерица?                              (Ребёнок)

Мама – вот кто.                                                        (Взрослый)

Кто в обновку нарядился,                                (Ребёнок)

Чья дочурка, баловница?                                

Маша – вот кто.                                                       (Взрослый)

 

Очень эффективен приём – чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения; потешки, шутки, например: «Ножки, ножки, где вы были? – За грибами в лес ходили». В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонаций. Например, движения ребёнка руками при словах: «Шу, полетели! На головку сели!» — вызывают у него радость в голосе, улыбку; движение пальчиками, изображающими рога, помогает появлению интонации шутливой угрозы и соответствующей мимики (сказка «Коза рогатая»). Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Зиночка пойдёт

Через киску упадёт.

Для старших дошкольников полезным стимулирующим приёмом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед малышами на празднике; для подарка маме, бабушке и т.д.). Реальная перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребёнка, вызывает желание прочитать особенно хорошо, по-своему.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2