Меню Услуги

Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения. Часть 3.

Страницы:   1   2   

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Выводы по 1 главе

 

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление).

Правильное произношение звуков может быть сформировано только в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хороший развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений. Будущим воспитателям дошкольных учреждений необходимо отчетливо представлять себе, что вся работа по формированию у детей правильной речи должна быть подчинена главной задаче — подготовке к успешному обучению в школе и что успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

 

2.1. Исследование уровня развития звукопроизношения у детей экспериментальной  группы на констатирующем этапе эксперимента

 

Понятие «звуковая культура речи» достаточно широкое, включает в себя орфоэпическую правильность речи, выразительность речи, чёткую дикцию, а также правильное звукопроизношение.

Правильное звукопроизношение и стало предметом нашего исследования.

Наша экспериментальная работа проходила на базе ДОУ  №  ???   г. Твери  в средней группе по  теме:  «Малые  фольклорные  жанры  как  средство формирования правильного звукопроизношения». Мы провели исследование, которое должно было подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу: использование произведений малых фольклорных жанров на занятиях и в повседневной деятельности способствуют улучшению уровня развития звукопроизношения дошкольников.

В исследовании принимали участие 10 воспитанников детского сада старшей группы.

Список детей:

  1. Иванов Олег
  2. Новикова Настя
  3. Горелова Оля
  4. Семёнова Катя
  5. Орлов Саша
  6. Смирнов Игорь
  7. Зайцева Наташа
  8. Богданов Миша

Приступая к исследованию, мы познакомились с  историей развития каждого ребёнка. Воспитатель Курзова Елена Владимировна, рассказала нам об особенностях звуковой стороны речи обследуемых детей.

Экспериментальное исследование состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Цель констатирующего этапа: выявить степень сформированности звукопроизношения каждого ребёнка экспериментальной группы и спланировать дальнейшую работу по данному направлению звуковой стороны речи.

Для выявления особенностей звукопроизношения детей мы использовали методику Фомичёвой Марии Фёдоровны.

Обследование проводилось индивидуально, когда дети уходили домой или часть детей забирали на физкультурное занятие.

Цель данной методики –  выявить качество произношения различных

звуков  изолированно,  в  слогах,  словах,  фразах. Для выявления уровня

сформированности звукопроизношения мы предлагали ребенку следующие занятия:

Произнести звук изолированно.

В словах.

Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой и

самостоятельной речи.

Для обследования звукопроизношения нами были подобраны картинки с изображением предметов, в названии которых были проверяемые звуки, находящиеся в разной позиции. На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) мы подобрали по 3-5 картинок.

Обследование проводили по картинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ж, ш, ч, щ), сонорные (л, л, р, р), йотированные гласные: я (ja), е (jэ), ё (jо), ю (jу).

Например:

ссобака, сумка, лиса, бусы, автобус, глобус.

с сети, апельсин, письмо, гусь, рысь.

ззайка, зонт, звезда, Незнайка, ваза, коза, роза, берёза.

з зебра, обезьяна, земляника, газета, корзина.

(См. приложение

Ребёнку предлагали самостоятельно назвать нарисованный предмет. Если ребёнок, называя картинки на данный звук ни разу ни произносил его правильно, мы предлагали ему произнести звук изолированно. Но сначала следовал показ. Ребёнка просили послушать, как произносится этот звук, а затем повторить.

Звук произносился медленнее обычного, выделялся голосом, усиленно артикулировался.

В случае правильного произношения мы делали вывод, что звук имеется, но не автоматизирован. Не закреплён.

Проверяли мы и умение дифференцировать смешиваемые группы звуков: свистящие – шипящие (с – ш, з – ж, ц – ч), звонкие —  глухие (в – ф, з – с, ж – ш, б – п, д – т, г – к), сонорные (р – л).

Использовали для обследования картинки, отличающиеся лишь одним из дифференцируемых звуков (мишка – миска, крыша – крыса), а также картинки, в названии которых есть оба смешиваемых звука (солнышко, старушка, сушка, железо,  балерина, жонглёр). (См. приложение № 2).

Довольно часто, умея произносить звук в  изолированном положении, ребёнок искажает или заменяет его в связной речи. Поэтому произношение нужного звука проверяется в речевом потоке, в предложении или высказывании.

Мы предлагали детям произнести потешки, чистоговорки, небольшие стихотворения, в которых звук повторяется.

Еле, еле Лена ела                             [л] и [л’]

Есть от лени не хотела.

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на машине                 [ш]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

(См. приложение № 3)

Результат обследования заносили в таблицу № 7 (см. приложение № 4), где использовали следующие условные обозначения.

В графе «звукопроизношение» отмечается:

1) правильно произносимый звук (знак +);

2) отсутствующий звук (знак – );

3) при замене одного звука другим в соответствующей клетке указываем звук – заменитель;

4) искажаемый звук (указываем: «произносит нечётко»).

В графе «Дифференциация звуков» отмечается:

1) различает сходные звуки и правильно их употребляет в речи (знак +);

2) путает сходные звуки (знак – ).

Из представленной в приложении таблицы № 1 видно, что у обследуемых детей степень сформированности звукопроизношения низкая. Обычно большинство детей на шестом году жизни готовы к правильному произношению всех звуков родного языка. В нашем случае у ряда детей встречаются недостатки произношения. Не всегда чётко произносятся шипящие. Четыре человека из восьми заменяют шипящие ш, ж, ч на другие звуки (с, з’, ц). У детей имеются недостатки в произношении сонорных звуков. Наиболее частый случай искажения звук р – это замена его звуком л. Однако есть двое детей, у которых звук р – отсутствует вообще. Один ребёнок заменяет звуки л, л’ на в, в’. Пятеро дошкольников искажают звуки, произносят их нечётко и только у одного ребёнка из 8 речь чистая, правильная.

По  результатам  обследования  заполнили  таблицы  звукопроизношения, смотреть Приложение 1.

Результаты  обследования  показали,  что  нарушение  свистящих   звуков отмечено у 4 детей; Алисы Л. (с-сь, з-зь), у  Дениса  М.(с-сь,  з-зь),  Саши Н.(с-ш, з-ж) и у Дениса В.(с-сь, з-зь).

Нарушения  шипящих  звуков  у  7  детей.  Олег  В.  (щ-   изолированно произносит, в словах нет). Таня Б. (пропускает ч,  щ),  Денис  В.(пропускает ж, щ, ч), Данил П. (замена шипящих [ш], [ж] на свистящие [c],[з]), Денис  М. (щ-сь), Таня М. (щ-сь), Никита К. (ш,ж-с,з,щ-с), ч-отсутствует.

Нарушение сонорных звуков отмечается у11детей. Отсутствие звука  [р]  у

Дениса К., Насти Я., Никиты К. Замена [р] и [рь] на [ль и  л]  у  Дениса  М,

Андрея И., Феди Ф. Отсутствие звуков [л] и [ль] у Дениса  К.  Замена  [р]  и

[рь] на [й] у Кости Б., Тани М., Софьи  С.,  Саши  Н.,[й]  –  отсутствует  у

Дениса В.

Отсутствует нарушения звукопроизношения у 5 детей: Алеши Г.,  Вани  М., Валеры К., Насти Як., Коли Ф.

Уровни сформированости звукопроизношения мы взяли разработанные  М.  Ф. Фомичевой.

I уровень (низкий)- нарушено более 4 звуков.

II уровень (средний)- от 1 до 4 звуков.

III уровень (высокий)- все звуки сформированы.

Нами  был  выявлен  II  уровень  сформированности  звукопроизношений  – средний.

 

2.2. Формирование звукопроизношения у детей экпериментальной  группы средствами фольклора

 

Работу по формированию правильного произношения звуков родного языка в экспериментальной группе планировали с учётом результатов диагностики.

Цель данного этапа: повысить степень сформированности звукопроизношения у детей экспериментальной группы за счёт использования в  коррекционной работе стихотворных упражнений.

По программе специальные занятия по ЗКР в старшей группе проводятся один раз в месяц. Однако коррекционная работа может проводиться на всех занятиях по развитию речи, как часть занятия. Кроме этого с детьми мы ежедневно перед завтраком проводили артикуляционную гимнастику (3-5 мин.), а с некоторыми – индивидуальную работу по устранению недостатков звукопроизношения. Для гимнастики использовали комплексы упражнений, предоставленные в книге М. Ф. Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения» (комплексы № 5, 6, 7). (См. приложение № 5)

Коррекционная работа проходила в течение преддипломной практики и была направлена на совершенствование произношения звуков, на выработку отчётливого произношения слов, умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки, дифференцировать смешиваемые звуки.

Так как у ряда старших дошкольников имелись такие недостатки как нечёткие произношения шипящих и сонорных звуков. Именно с этих звуков мы начинали работу.

Сначала мы уточняли  правильное произношение данных звуков. Для этого пользовались приёмом отражённой речи. Мы предлагали ребёнку вслушаться  как произносится звук, а затем просили повторить звук самостоятельно.

Для дифференциации звука использовали приём сравнения двух артикуляционных укладов и  устранения их различия.

Степень сформированности звукопроизношения повышали и с помощью различных упражнений, игр.

Задание 1. Для различения звуков в собственном произношении мы предлагали детям назвать изображённые на картинках предметы, в названии которых есть оба дифференцируемых звука. При этом просили ребёнка произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки (т.е. произносить звуки протяжно, например, при дифферентации звуков с и з воспроизводить слова так: ссслон – зззаяц).

Мы совершенствовали у детей и фонематическое восприятие, т.е. умение слышать и различать на слух и в произношении те звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого возраста.

Задание 2. Читали ребёнку текст «Подбери девочкам игрушки» и предлагали  сначала отобрать игрушки, в названии которых есть звук с, затем – з.

Подбери девочкам игрушки.

Жили дружно две девочки. Одну из них звали так, что в ее имени был звук С. Как ее звали? (чем больше имен назовет ребенок, тем лучше). Правильно, одну из девочек звали Светой (произнося имя, воспитатель выделяет голосом звук С: Сссвета).

В имени другой девочки был звук З. Как ее з вали? Верно, вторую девочку звали Зоя (Зззоя). У Светы были такие игрушки, в названии которых есть звук С. Какие игрушки могли быть у Светы? (Ребенок называет: «санки, самолет, лиса, автобус»). А у Зои были игрушки, в названии которых есть звук З. Какие игрушки могли быть у Зои? Правильно: зонтик, зайка, коза, вазочка.

Мы следили, чтобы дети не только правильно подбирали слова, но и чётко произносили в них звуки.

Аналогичные задания предлагали для различения других групп звуков, которые дети недостаточно чётко дифференцировали на слух и в произношении.

Задание 3. Предлагали отгадать загадки и  определить, в каких словах-отгадках есть звуке л (ль) или р (рь), в каких эти звуки отсутствуют. Затем заучивали наизусть загадки. Цель: закрепить чёткое произношение этих звуков.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

На солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(сосулька)

Над цветком порой замрёт

Разноцветный самолёт.

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнёт – и полетит.

(стрекоза)

Задание 4. Из небольших стихотворных текстов выделяли слова, в которых есть звуки с, ш, затем называли слова только со звуком с, потом – с ш:

Под кустом играют в прятки

Шаловливые лисятки,

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей.

( Е. Александрова)

или в стихотворении Е. Измайлова выделяли сначала слова со звуком з, потом с ж.

Не жалело солнце жара

Для хорошего загара.

И пшеница с рожью

Загорели тоже.

Задание 5. Выучивали с детьми потешки, считалки, скороговорки, стихотворения с нужными звуками. Следили за тем, чтобы дети читали их выразительно, чётко произнося отрабатываемые звуки. Например, отрабатывая звуки ц – ч, выучили стихотворения:

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячеё.

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

(Я.Колас)

или

Начинается считалка:

На дубу – скворец и галка.

Улетел домой скворец

И считалочки – конец.

(практический материал см. приложение № 3)

Задание 6. Чтобы помочь ребенку закрепить звук в словах и фразовой речи, предлагали хороводные и подвижные игры со словами. («Пчелы», «Вороны», «Коршун», «Карусель» и др.).

Коршун

Цель:  Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры:  Один из играющих – коршун, он, наклонившись к земле, роет ямочку. К коршуну подходит наседка с цыплятами, которые держат друг друга за талию или платье.

Наседка: Коршун, коршун, что ты делаешь?

Коршун: Ямочку копаю.

Наседка: Что в ней ищешь?

Коршун: Камешек.

Наседка: Зачем тебе камешек?

Коршун: Чтоб носик точить.

Наседка: Зачем тебе носик точить?

Коршун: Чтобы твоих детушек клевать.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

После этих слов коршун бросается на цыплят. Они убегают в курятник (место отгороженное чертой или стульями), коршун пытается их поймать.

Карусель

Цель:  Дифференциация звуков л, л’, р, р’ в тексте.

Описание игры:  Играющие образуют круг. Педагог дает детям шнур, концы которого связаны. Дети берут правой рукой шнур, поворачиваются налево и говорят:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и наконец, бегут.

Во время бега педагог приговаривает: «Побежали, побежали».

После того, как дети пробегут два раза по кругу, педагог меняет направление движения, говорит: «Поворот». Играющие должны повернуться, быстро перехватив шнур левой рукой, и бежать в другую сторону.

Затем педагог продолжает вместе с детьми:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Вот и кончилась игра.

Движение карусели становится постепенно медленнее. При словах «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.

После того, как дети немного отдохнут, педагог дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять свои места на карусели, т.е. берут шнур. Игра возобновляется.

См. прилож №

 

2.3. Результат работы по формированию звукопроизношения у детей экспериментальной  группы средствами фольклора

 

Цель контрольного этапа: проверить уровень сформированности звукопроизношения каждого ребёнка экспериментальной группы после коррекционной работы.

Нами были вторично обследованы 8 воспитанников экспериментальной группы. Проводя обследование, мы предложили детям те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента. Частично изменился только лексический материал.

Детям предлагали картинки, которые были использованы при констатирующем эксперименте, а также новые, в названии которых были проверяемые звуки, находящиеся в разной позиции; картинки, отличающиеся одним из дифференцируемых  звуков и картинки, в названии которых есть оба смешиваемых звука; потешки, чистоговорки, стихотворения, в которых нужный звук повторялся.

Как и на констатирующем этапе эксперимента результаты обследования заносили в  таблицу № 2 (см. приложение № 6).

Анализ контрольного этапа эксперимента показал незначительные изменения в уровне сформированности звукопроизношения в лучшую сторону.

Как и на констатирующем этапе эксперимента правильная, чистая речь только у одного ребёнка (Новиковой Насти). Горелова Оля, которая до формирующего этапа эксперимента заменяла звук р на л, после коррекционной работы изолированный звук р стала произносить достаточно чисто. При произнесении потешек, считалок, стихотворений девочка плохо контролировала своё произношение, поэтому звук р ещё недостаточно автоматизирован. Дошкольница допускала ошибки. Эта же девочка перестала искажать свистящий звук ц.

Двое детей (Иванов Олег и Зайцева Наташа) перестали заменять шипящие звуки ш на с, ж на з’. А Богданов Миша – шипящий ч на т.

В целом результаты экспериментального исследования показали, что систематически проводимая работа по звуковой культуре речи с  использованием малых фольклорных жанров повышает уровень сформированности звукопроизношения у детей старшего возраста.

Экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Чтобы этого не произошло воспитатели проводят систематическую работу по формированию правильного произношения у детей. Он использует различные методы и приёмы, влияющие на произносительную сторону речи детей.

Наравне с дидактическими играми используется и метод упражнений. Мы в своей работе обратились к малым жанрам фольклора.

Прибаутки, потешки, скороговорки, колыбельные песенки имеют то громадное преимущество, что они действуют на душу ребёнка силой и обаянием ритма.

Таким образом, анализ изученной литературы показал, использование малых жанров фольклора в звуковой культуры речи в детском саду является одной из возможности развития.

Мы разработали рекомендации, которые помогут воспитателям использовать малые жанры фольклора в работе по формированию правильного звукопроизношения.

  1. Работа по звуковой культуре речи с использованием малых жанров фольклора должна проводиться систематически, а ни от случая к случаю.
  2. При отборе фольклорного материала надо руководствоваться принципами постепенного усложнения, а также многократной повторности тех или иных звуков.
  3. Стихотворные фольклорные тексты должны быть интересны детям, доступны и сообщаться в яркой эмоциональной форме.
  4. При произнесении произведений малых фольклорных жанров следует добиваться активного участия всех детей. В заключение поощрять детей за речевую активность.
  5. Важно, чтобы в произнесении произведений малых фольклорных жанров участвовали и дети, хорошо произносящие звуки, и воспитатель. Тогда дети, не чисто говорящие, начинают им подражать.
  6. Следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью.
  7. Детям старшего возраста можно давать задание на дом: заучить или повторить скороговорки, считалки, народные песенки, хороводные песни, насыщенные определёнными звуками.

Дети любят маленькие произведения народного творчества, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребёнок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатления на детей, а формирование правильного произношения у детей путём отчётливого проговаривания чисто – и скороговорок, загадок, потешек, считалок даёт хороший результат.

 

Список используемых источников

 

  1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.
  2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  3. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959.
  4. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977.
  5. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
  6. Барская Н., Крюкова С. Авступает, будто пава (Элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 12
  7. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея (о роли сказки в жизни дошкольника) // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 9. — С. 66 — 68.
  8. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М, 1971.
  9. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974.
  10. Василенко В. А. Детский фольклор. М.: Педагогика, 1978.
  11. Василенко В.А. Детский фольклор / Русское народное поэтическое творчество. М., 1978.-С. 189- 197.
  12. Вегнер Г.К. О природе народного искусства: Сб. материалов Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М., 1970. — С. 35 — 38.
  13. Виноградов Г.С. Детская сатирическая лирика / Сибирская живая старина. Иркутск, 1925, вып. III-IV. — С. 12 — 14.
  14. Виноградов Г.С. Народная педагогика / Сибирская живая старина Иркутск, 1926, вып. V.C.-C. 54-73.
  15. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. Иркутск, 1930.
  16. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Маминой. М.: Просвещение, 1976.
  17. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1965.
  18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
  19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  20. Гилярова Н.Н. Детский музыкальный фольклор рязанской области. Рязань, 1992.
  21. Головина М. Дать импульс к импровизации // Искусство в школе. — 1994. — № 1. — С. 8 — 12.
  22. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1957.
  23. Детский быт и фольклор. Л., 1928.
  24. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М; Искусство, 1956.
  25. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения / Труды Всеросийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.: Учпедгиз, 1949.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2