Меню Услуги

Малые формы фольклора как средство развития

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • 1. Теоретические основы формирование словаря детей дошкольного возраста
  • 1.1.Сущность понятия «речь», «слово», «словарь», «словарная работа»
  • 1.2. Особенности развития словаря детей среднего дошкольного возраста
  • 1.3. Малые формы фольклора в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста
  • Вывод по первой главе
  • 2. Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора
  • 2.1. Анализ сформированности словаря детей среднего дошкольного возраста
  • 2.2. Организация работы по формированию словаря детей с использованием малых форм фольклора
  • 2.3. Результат работы
  • Выводы по второй главе
  • Заключение
  • Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни дошкольника. Развитие речи дошкольного возраста, активизация их словаря важный момент в развитии и формировании его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте активно формируется словарный запас. Богатый словарный запас — это залог успешного школьного обучения и основа дальнейшей реализации личности.

Большую роль в формировании и активизации словарного запаса играют произведения фольклора, которые не только обогащают словарь детей дошкольного возраста, но и делают их речь более выразительной, эмоциональной, способствуют активизации словаря дошкольника. Сюжет сказок, разговор сказочных героев дети переносят в свои игры, тем самым активизируя свой словарный запас.

В процессе познания окружающего мира при помощи фольклорных произведений дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.

Произведения народной культуры (сказки, загадки, поговорки, пословицы) являются сосредоточением мудрости народа, образцом родного языка. В фольклорных произведениях проявляются черты присущие народу: мудрость, смелость, смекалка, трудолюбие. Через родные песни, сказки, игры дети дошкольного возраста овладевают родным языком, получают знания о родной культуре, обогащают свою речь, формирует богатый словарный запас.

Актуальность темы работы в том, что уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у дошкольников правильную речь, побуждать красиво говорить, а не обучать попеременно отдельным словам и предложениям. Именно в этом важную роль играет творческий подход, а именно фольклор.

Известно, что всестороннее и полноценное развитие личности включает и развитие речи дошкольного возраста, а эффективное развитие не возможно без различных методов, таких как фольклор.

По сравнению с другими видами искусства фольклор имеет свои особенности. Часто говорят, что фольклор – язык чувств. Действительно, фольклор обладает огромной силой воздействия на дошкольника и вызывает у него соответствующий эмоциональный отклик.

Фольклор сопровождает дошкольника всю жизнь, становится частью его быта, поэтому важно, чтобы ребенок с самых ранних лет начал правильно говорить.

Цель: выявить влияние малых форм фольклора на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: организация работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора.

Задачи:

  • проанализировать современные подходы к проблеме развития словаря детей дошкольного возраста;
  • определить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать систему работы с использованием произведений малых фольклорным форм, с учетом ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образование;
  • организовать работу по формированию словаря с использованием произведений малых фольклорных форм, направленно на развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • контент-анализ философской, психологической, искусствоведческой, педагогической литературы;
  • наблюдение за детьми;
  • беседа с детьми, родителями;
  • анкетирование родителей.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОРЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность понятий «речь», «слово», «словарь», «словарная работа»

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения дошкольником разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Ушинский К.Д. говорил, что развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. [19, c.9]

В первую очередь дадим определение речи.

Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей. В начале ХХ века развивается психологическое направление в изучении детской речи. Оно связано с именами Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Н.И. Жинкина. Речь – это деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. [8, c. 216]

Есть еще одно определение речи – разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации.

По мнению Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. [18, с.15]

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Далее проанализируем понятие слово, это одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. (Д.М. Шмелёв).

У этого термина существуют и другие значения.

В. А. Звегинцев сказал, что слово – это основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними. В слове сочетаются признаки фонетический (звуковой комплекс), лексико-семантический (значение) и грамматический (морфологическая структура и составной элемент или потенциальный минимум предложения).

По мнению Павлова Ю.И. словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. [21, c. 212-215]

Можно сказать, что словарь – это словарный запас, а именно, совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующие его словарный состав, или лексику.

Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

Русский язык насчитывает около 500 тысяч слов «Толковый словарь живого великорусского языка». Наиболее употребительными слова, согласно «Частотному словарю русского языка» под редакцией Л. Н. Засориной – являются около 30 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 6 тысяч слов, покрывающих более 90 % обработанных при составлении словаря текстов. По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 10000 слов, эрудиты до 50 тыс. слов.

Бородич А.М. отметил, что словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. С целью раскрытия сущности значения словарной работы с детьми, обратимся к характеристике слова как основной единице языка. [ 5, c. 10]

В современной научной литературе слово рассматривается как «знак, обозначающий результат познания». Слово является важнейшей единицей языка. В слове кодируется познавательный опыт многих поколений.

К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что «язык так же древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами обозначаются предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается на владение достаточным словарным запасом. [ 31, c.12]

Как известно, слово выступает в трёх основных проявлениях: «номинация», «значение», и «смысл», то есть как звуковой знак, называющий что-либо; как «значение», под которым понимается объективно-историческое обобщение, понятие; на уровне «смысла», как индивидуальная добавка к значению, эмоциональная окраска, которую приобретает слово в условиях его индивидуального употребления (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.).

Л.С. Выготский определяет «смысл» как совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову, как новую индивидуальную, эмоциональную окраску слова, возникающую в контексте. [8, c. 28]

Таким образом, в словарной работе можно выделить несколько направлений: во-первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во-вторых, освоение содержания слова на уровне его значения и, в-третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.

 

1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста

 

В первых методических исследованиях Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, посвященных вопросам освоения слова детьми дошкольного возраста, основным содержанием было определено количественное увеличение объёма словаря в результате обозначения словом предметов и явлений окружающего мира на основе их целостного восприятия, то есть предусматривалась номинация детьми объектов и активное употребление освоенных слов.

С 1 января 2014 года введены требования Федерального государственного образовательного стандарта. Речевое развитие выделено в одну из образовательных областей, включающее в себя следующие направления работы с дошкольниками: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Предъявляемые требования охватывают обширную область задач по развитию речи детей дошкольников.

Психологи (Д. Б. Эльконин, А. Н, Гвоздев, Л. С. Выготский и др.) и методисты (О. С. Ушакова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, А. М. Бородич, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др.) выделяют, что пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. [24, c.8]

Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.

У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

На шестом году жизни ребенок начинает усваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов и степеней сравнения прилагательных. Количество слов, употребляемых в речи ребенком, увеличивается до 2,5 тысяч за счет существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, предлогов.

Благодаря увеличению активного и пассивного словаря (к 5 годам ребенок осваивает до 1900 слов, а к 6 от 2000 до 2500 слов), общение дошкольника становится более разнообразным и способствует обогащению смыслового содержания речи, активизации словаря. Это позволяет позже более ясно излагать материал, совершенствуется связная речи.

Исследователи Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. показали соотношения речи и мышления у детей, что все психические процессы у ребенка (мышление, восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

Пятый год – начало периода, когда ребенок начинает задавать вопросы, активность говорит о работающем мышлении. Слово переходит в мысль, а мысль обретает словесную оболочку. От 5 до 6 лет происходит понимание взрослой речи. Ребенок получает определенные знания из объяснений взрослого. Ребенку этого возраста нравится изменять слова, рифмовать их, даже если при этом появляются слова без смысла. Это занятие совершенствует звуковое чутье.

Ближе к 6 годам появляется потребность осмыслить значение слова, как оно образовалось. Ребенок делает первые выводы, умозаключения, учится обобщать. Развивающаяся способность к самоконтролю помогает ребенку критически отнестись к своему произношению, осознать его дефекты.

Как утверждал Л. С. Выготский «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». И далее: «…мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. [8, c. 300]

Одной из них можно считать содержание словаря детей, в силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Этим же объясняется отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка старшего дошкольного возраста еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы. По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка.

Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. [1, c.98]

В другом случае слово «мама» он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного. Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор.

В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова.

Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Таким принципом, прежде всего, является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности.

В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность). Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.

Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

  1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
  2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями.

С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.

С возрастом углубляется содержание знаний о труде, в соответствие с этим словарь пополняется названиями трудовых действий и, что особенно важно, названиями результатов труда. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т. д.).

Под руководством Ф. А. Сохина, следовательно, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение.

В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации. Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Так, роль воспитателя заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

Таким образом, понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

 

1.3. Малые формы фольклора в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста

 

Главная задача педагога в области развития словаря детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Исследования Ф. А. Сохина доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладение детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Например, Каков мастер, такова и работа.

Поспешишь – людей насмешишь.

По мнению народа, колыбельные песни –спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. С их помощью, можно развивать фонематический слух.

В дошкольном учреждении актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё недостаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата.

Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание окончаний». Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуя их дикцию.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Наиболее доступным, интересным и занятным способом, на наш взгляд, является использование фольклора в развитии речи детей. А именно – скороговорок.

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.

Скороговорки, по определению В. И. Даля, – «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех, же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого (например, «Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.

Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе.

Желательно каждый день читать ребёнку скороговорки и повторять их вместе с ним. Можно уделять время проговариванию скороговорок, когда вы одеваетесь на прогулку, стрижёте ребёнку ногти, купаете его и так далее. Всего несколько минут в день – и речь ребёнка вскоре значительно улучшится.

Подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина, загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

Отгадывание и составление загадок – одно из эффективных средств в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста. Загадки надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию, возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи. Следует поощрять детей к придумыванию загадок самим. Вначале это даётся с трудом даже старшим детям; словесное оформление их загадок нескладно. Но постепенно они начинают классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки.

Ю.Г. Илларионова считает, что ценность метода отгадывания и загадывания загадок состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. [15, c. 110]

С другой стороны загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредотачиваться на языковой форме и анализировать её.

Использование загадок в работе с детьми, способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствуют формированию образности речи ребенка старшего дошкольного возраста.

Загадки формируют представления о переносном значении слова. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов. У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет – гвоздь упадет – по внешнему сходству сосулька названа белым гвоздем.

Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь – девица). Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук – дед) – это пример олицетворения.

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов.

Ходит весь век – а не человек, (часы). Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает, (дверь).

Выразительность характеристики предмета создается различными средствами, в том числе с помощью эпитетов и сравнений. Так в загадке Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный внешний вид арбуза и его вкус передают эпитеты алый, бархатный, сахарный.

Ю.Г. Илларионова рекомендует обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) – это пример сравнения.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Закрепление и активизация словаря организуются и в процессе специально организованной деятельности, дидактических играх и повседневном общении. Специально организованная деятельность по обучению детей придумыванию загадок на первых порах тесно связана с деятельностью по описанию предметов.

Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами такой работы являются игровые.

Таким образом, роль загадок в развитии словаря дошкольников велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки.[11, c.45]


Страницы:   1   2