Меню Услуги

Маркетинг образовательных услуг. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.2 Характеристика маркетинговой деятельности сфере образования

 

Задачей маркетинговой деятельности вуза является информационное воздействие на внешние целевые аудитории с целью сформировать положительное впечатление об учебном заведении и предоставляемых им услугах.

Специальные мероприятия проводятся с привлечением внешних целевых аудиторий. К таким мероприятиям, прежде всего, относятся научные конференции, семинары, круглые столы.

Проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров – важный инструмент маркетинговой деятельности. Данные мероприятия направлены прежде всего на преподавательский состав других вузов и на сотрудников научных институтов и лабораторий.

Научное сообщество – одна из самых важных целевых аудиторий вуза. Научные конференции и семинары дают возможность обмена опытом между сотрудниками различных учебных заведений и исследовательских центров. Такие мероприятия привлекают внимание общественности к деятельности вуза и к науке в целом. Образовательное учреждение, проводящее такие мероприятия получает возможность позиционировать себя в качестве лидера в той или иной области науки.

Среди специальных событий, подразумевающих участие внешних целевых аудиторий, можно выделить такое мероприятие, как круглый стол. Круглый стол – это одна из форм генерирования и многостороннего обсуждения идей и проектов, значимых для различных групп общественности. Участниками данного мероприятия также становятся эксперты из различных сфер деятельности. Тема беседы и обсуждаемые вопросы формируются заранее. Руководит работой круглого стола модератор, который представляет участников и предоставляет слово.

Специальные мероприятия могут отличаться по формату, но имеют схожую структуру: предназначены для определённых целевых групп, проходят в определённое время, в определённом месте, создают событие и формируют процесс соучастия в нём, преследуют определённые цели и формируют определённые убеждения.

Отдельно стоит сказать о публикациях научных трудов и учебных пособий, авторами или издателями которых выступают сотрудники учебных заведений. Данные материалы вызывают большую степень доверия в глазах целевых аудиторий, нежели рекламная продукция.

Бизнес – сообщество – одна из самых важных внешних целевых аудиторий вуза. Причина этого в том, что взаимодействие бизнеса и учебных заведений в последнее время становится всё более актуальным. У этого обстоятельства есть несколько причин.

Во–первых, бизнес – структуры являются потенциальными работодателями для нынешних студентов.

Во–вторых, в разных сферах профессионального образования имеет место практика привлечения к преподавательской деятельности представителей бизнеса.

В–третьих, представители бизнес – сообщества могут быть привлечены к процессу корректировки образовательных программ (предметы по их желанию могут быть наполнены новыми разделами, отвечающими потребностям развивающегося рынка и современных условий инновационной экономики). Студенты корректируют знания о работе в коммерческом секторе экономики, а бизнесмены имеют возможность рассказать о своих продуктах и услугах. Взаимодействие учебного заведения с бизнес – сообществом также может быть конкурентным преимуществом данного вуза в сравнении с другими учебными заведениями.

Для будущих абитуриентов и их родителей проводятся дни открытых дверей. Традиционно, это мероприятие проходит два раза в год – осенью и весной. Задача данного мероприятия осенью – привлечь абитуриентов на подготовительные курсы и предварительно познакомить их с будущим местом учёбы. Задача дня открытых дверей весной – поддержание и закрепление у абитуриентов и их родителей решения о выборе именно данного места учёбы.

В целом, дни открытых дверей проводятся для того, чтобы сформировать у потенциальных потребителей образовательных услуг начальное представление о вузе, оказать квалифицированную помощь с выбором специальности в том случае, когда самостоятельно выбрать абитуриент не может, сформировать потребность у потенциальных потребителей в выборе данной специальности у представляющей её организации, оказать помощь в оценке свойств вуза, через демонстрацию его конкурентных преимуществ. Также, дни открытых дверей решают задачу увеличения числа абитуриентов и улучшения их качественного состава через проведение тестирований на подготовительных курсах, что в дальнейшем окажется конкурентным преимуществом вуза. С точки зрения позиционирования вуза, важно понимать, что мероприятия, направленные на абитуриентов, всегда привлекут их внимание, так как они лояльно настроены к подобного рода информации и даже в ней заинтересованы.

Важную роль в маркетинговой деятельности учебного заведения играет интернет – коммуникация.

Корпоративный сайт – важный инструмент PR– деятельности любого вуза. Поскольку вуз – это часть системы образования, на нём лежит высокая социальная ответственность в связи с задачей формирования личности.

Сайт высшего учебного заведения является корпоративным интернет – порталом – коммуникационной структурой, задача которой – объединить все внутренние и внешние взаимодействия вуза. Сайт вуза должен быть привлекательным, как для случайных посетителей, так и для целевых аудиторий вуза.

Взаимодействие СМИ и PR–службы учебного заведения – один из важнейших аспектов PR–сопровождения вуза. Причина этого в том, что средства массовой информации и масс медиа являются наиболее универсальными посредниками между организацией и общественностью. В случае с PR–сопровождением учебных заведений, можно сказать, что медиарилейшнз – это непосредственное взаимодействие образовательных учреждений со СМИ, которые являются основным каналом коммуникации между вузом и обществом.

Для результативной коммуникации со СМИ организуются следующие мероприятия: пресс­ конференции, брифинги, пресс–туры, предосмотры (превью).

Пресс–конференция с мультимедийной презентацией также может быть эффективным средством донесения нужной информации до журналистов. Целями пресс–­конференции можно считать предоставление информации и комментариев по различным аспектам для СМИ. Также пресс – конференция позволяет уточнить и проверить необходимые сведения в формате вопрос – ответ.

Брифинг – это акция, проводящаяся ради одной новости, короткая встреча официальных лиц, представляющих организацию с представителями СМИ, на которой излагается позиция по определённому вопросу, сообщается новость. Брифинг удобен для сообщения запланированных ситуаций (т.е. новостей, рассчитанных на эмоциональное восприятие, неожиданность, эффектность). Данный способ рассчитан на то, что та или иная идея, содержащаяся в излагаемой информации, будет воспринята аудиторией некритически в силу того, что эмоции подавят желание критически осмыслить сообщаемое.

Пресс – тур представляет из себя специально организованный выезд заранее отобранной группы журналистов для знакомства и получения информации об объекте или событии. Главная форма пресс–тура – обмен информацией в виде вопросов и ответов, раздачи текстовых или наглядных материалов в каждой точке маршрута. Количество лиц со стороны организаторов может варьироваться в зависимости от продолжительности маршрута пресс–тура во времени и пространстве. Опыт проведения таких мероприятий показывает, что группу журналистов лучше всего сопровождать двум–трём представителям организации. Дополнительные специалисты могут привлекаться в ходе самого пресс–тура по маршруту, в каждом из пунктов остановки. Количество журналистов в рамках пресс–тура строго ограничено и определяется возможностями и персональными пожеланиями организации.

Предосмотр (превью) – это специально организованное предварительное         знакомство журналистов с конкретным объектом, экспозицией, выставкой, комплексом или сооружением, намеченным к открытию. В ходе предосмотра журналисты получают исчерпывающую информацию об объекте, проводят его съёмку. Главной формой общения является рассказ и демонстрация объекта с последующими ответами на вопросы. Обычно продолжительность превью составляет менее одного часа. Количество представителей организации не должно превышать двух–трёх человек, однако возможно привлечение по ходу экскурсии специалистов на местах по маршруту следования журналистов. Количество представителей СМИ, которые могут участвовать в предосмотре не ограничено.

По мнению А.Н.Чумикова, главными критериями эффективной работы со СМИ являются такие параметры, как качество подготовленного материала и сам факт его появления в СМИ.

На этапе подготовки мероприятия важно составить эффективный пресс – релиз и распространить его в наибольшее число изданий. При написании пресс–релиза в первую очередь стоит учитывать, какого рода информацию нам важно донести до нашей аудитории. При написании также стоит помнить, в какое СМИ мы собираемся отправить пресс–релиз. Иными словами, какого рода информация заинтересует журналистов данного издания: научная значимость исследуемой проблемы, социальная, решение проблемы трудоустройства выпускников и т.д.

Можно выделить презентацию, как одно из наиболее действенных событийных PR–средств. В учебных заведениях презентации проводятся, в основном, с целью демонстрации широким группам общественности открытий, разработок или новшеств вуза. В программе презентации необходимо определить главных участников и содержательную часть их выступлений: это может быть рассказ о создании нового научного подразделения, новой специальности, или рассказ о тех исследованиях, которые проводятся научными сотрудниками.

Для проведения таких мероприятий могут быть использованы разного рода площадки:

  • собственные помещения вуза;
  • арендуемые помещения (бизнес – центры, здания информагенства);
  • места на открытом воздухе (выезд прессы на объект, экскурсия).

Программа мероприятия для СМИ готовится заранее: определяется время его начала, его продолжительность, порядок выступлений спикеров, время для ответов на вопросы, а также для фуршета и других дополнительных элементов программы. Если предполагается выезд за пределы основного места, то в программе учитывается время перемещения и обеспечения мероприятия, а также возможный транспорт, необходимый для переезда.

Прежде всего, участниками мероприятия со стороны организации выступают администрация и сотрудники. Также большое значение имеет технический персонал – сотрудники, регистрирующие представителей СМИ, те, кто сопровождает представителей СМИ до помещения, в котором проходит мероприятие; лица, отвечающие за передвижение на транспорте, за основную и дополнительную программу мероприятия (культурную и информационную часть).

Если в качестве цели мероприятия было поддержание или развитие отношений, можно отправить благодарственные письма за участие в мероприятии, или выразить благодарность по телефону, а также закрепить неформальные контакты с представителями СМИ.

Во взаимодействии PR–отдела вуза со СМИ предполагается работа по направлениям:

  • подготовки и рассылки пресс–релизов;
  • подготовки пресс – китов;
  • написания имиджевых, информационных и аналитических статей;
  • организации пресс – конференций, пресс – брифингов и других мероприятий;
  • подготовки комментариев по запросам СМИ;
  • разработки и реализации совместных со СМИ проектов (организация телефонной линии с участием представителя вуза; участие в программах с экспертной оценкой преподавателей и т.д.);
  • мониторинга СМИ.

Одним из самых мощных средств внешней PR– коммуникации, является участие вуза в выставках. Участие в выставке или экспозиции позволяет развить и закрепить имидж организации, используя наглядные формы, а также создать общественный интерес в деятельности организации.

Местом проведения выставок чаще всего является «нейтральный» выставочный комплекс. Долгосрочная или постоянная экспозиция, чаще всего устраивается в помещениях самого учебного заведения. Для адекватного представления экспонируемых предметов и контактной информации на выставке должно быть достаточное количество раздаточных материалов.

Для проведения конференций и семинаров часто используются:

  • конференц–залы в гостиницах, конференц – центрах;
  • помещения большого и среднего размера во дворцах;
  • собственные помещения организации.

В ряде случаев требуется несколько помещений: для проведения пленарного заседания и работы по секциям и круглым столам. Конференция может сопровождаться выставкой по заданной тематике. В этом случае увеличиваются требования к размеру и функциональности помещения, однако эффект от такого мероприятия будет более высоким.

Для увеличения эффективности реакции целевых групп на приглашение участвовать в конференции иногда принимаются дополнительные меры с использованием СМИ: публикация рекламных модулей, статей или интервью, касающихся мероприятия.

Необходимым атрибутом PR–мероприятия является реклама и информирование. Оповещение о мероприятии может происходить путём:

  • помещения рекламы о мероприятии в печати;
  • рассылки информации о мероприятии по электронной почте или по факсу (в информагенства, газеты, журналы, электронные СМИ);
  • личных телефонных контактов с журналистами.

Журналистов необходимо рассматривать не просто как канал трансляции через СМИ определённой информации, а как отдельную значимую аудиторию. Выход на определённого журналиста, имеющего редакционное задание курировать ту или иную проблематику, обеспечивает PR–специалисту тесный рабочий контакт со СМИ – вплоть до бесплатных публикаций, а через него с изданием, теле– или радиоканалом в целом. Представители СМИ активно участвуют в формировании мнения о персоне, учебном заведении, его услугах и продуктах. От того, насколько это мнение положительное и устойчивое, во многом зависит и имидж позиционируемого объекта. Журналисты всегда имеют возможность путём публикации (или отказа от неё) информации в СМИ способствовать продвижению вуза или, наоборот, препятствовать этому. Также стоит учитывать обстоятельство, согласно которому не все материалы, отправляемые СМИ, попадут в эфир или в прессу, но эти материалы пригодятся, когда появится значимый информационный повод и потребуется развёрнутый сюжет об учебном заведении.

Если задача учебного заведения – подготовка и проведение мероприятия, рассчитанного на ограниченную целевую аудиторию, целесообразно обратиться в издания, называемые специализированными. Работающие в таких изданиях журналисты часто объединяются в профессиональные ассоциации. При подготовке и проведении соответствующих PR–мероприятий целесообразно устанавливать взаимодействие с этими объединениями, с целью создания журналистского пула. Под журналистским пулом можно понимать неформальную группу журналистов, интересных для учебного заведения и потенциально готовых сотрудничать с ним. Если профессиональных объединений журналистов по той или иной теме нет, пул создаётся путём исследования существующего рынка СМИ, выбора полезных для вуза СМИ, определения ключевых журналистов, привлекаемых к сотрудничеству.

Рассылка пресс–релизов, содержащих информацию о важных мероприятиях, фактах, событиях привлечёт внимание определённого ряда медиа. Если событие значимо для внешних аудиторий и широких групп общественности, в учебное заведение могут приехать представители СМИ.

Можно выделить ряд функций, которые должен реализовывать PR–отдел учебного заведения:

  • проведения регулярных PR–кампаний, отражающих деятельность вуза (День открытых дверей, День первокурсника);
  • информационное и идеологическое обеспечение официальных мероприятий университета;
  • организация и проведение официальных мероприятий (пресс–конференций, приёмов);
  • организация внутривузовских информационных потоков, проводимых через корпоративную прессу;
  • организация и поддержка мероприятий различных подразделений вуза – подготовка техники, таблички для выступающих, вода и т.д., аккредитация СМИ, регистрация участников, осуществление фото­видеосъёмки, монтаж отснятого материала с последующей его загрузкой в социальные сети; подбор материалов в СМИ по этому мероприятию;
  • подготовка и выпуск печатной рекламной продукции (справочники, буклеты, брошюры);
  • подготовка и выпуск научных сборников;
  • создание и поддержка корпоративного сайта;
  • создание и обновление базы данных вуза;
  • подготовка обзоров СМИ для руководства вуза;
  • организация и сопровождение внутрикорпоративных мероприятий вуза;
  • анализ рынка труда для студентов и выпускников.

Деятельность PR–службы вуза должна предполагать реализацию всего комплекса описанных выше взаимосвязанных задач. Только в этом случае возможно формирование единого, непротиворечивого коммуникационного пространства учебного заведения, и как результат, положительного корпоративного имиджа вуза.

Важную роль в вопросах PR–продвижения деятельности университета и генерируемого им научного знания играет социальный капитал. Специалисты в области связей с общественностью имеют дело с двумя видами капиталов: репутационным и социальным.

Репутационный капитал можно определить, как «результат восприятия, знания и доверия к действиям фирмы в рыночных условиях, который вырастает из имиджа фирмы, её репутации, социальной ответственности бизнеса, отношений потребительской лояльности и внутрифирменных отношений персонала». Репутационный капитал – один из механизмов увеличения прибыли, в основе которого лежат долгосрочные цели организации. Причина этого в том, что высокая репутация укрепляет позиции вуза в сравнении с конкурентами.

Если говорить о задаче попадания вуза в число лучших университетов мира по версии определённого рейтинга, то при начале её реализации происходит её дробление на более мелкие задачи: приглашение преподавателей, заключение договоров и альянсов, взаимодействие с индустриями – в каждой из них вопрос достижения, определённого репутационного уровня будет являться определяющим. Если он не достигнут, повода для коммуникации между вузом и другими субъектами не будет.

Если вуз не имеет высокого репутационного рейтинга и, соответственно, не занимает высокие места в рейтингах вузов, возможно прибегать к практике формирования репутации университетов развивающихся стран (арабских, китайских, корейских), которые на момент начала работы в этой среде не имели высоких рейтингов, однако сформировали так называемый «образ ожиданий». Речь идёт о таком состоянии объекта, при котором он ещё не достиг заданного уровня, но уже сформулировал цели и показал желание и волю их добиться.

После того, как «образ ожиданий» сформирован, имеется в запасе в среднем 3–5 лет для того, чтобы добиться поставленных целей. Это время, за которое можно поддерживать этот образ разного рода аргументами при том, что эти аргументы не обесценятся. Необходимо осознавать, что успех PR–продвижения вуза во многом будет зависеть от того, насколько точно и грамотно будут сформулированы цели и миссия учебного заведения; видение руководством его перспектив развития, описание масштабов развития и тех ресурсов, которые будут привлечены для достижения поставленных целей.

Под ресурсами в данном случае понимаются не финансовые средства, а авторитет и репутация. Если тезис о том, что определённый вуз будет лидировать в той или иной области исходит только от представителей самого вуза, то данное начинание будет иметь небольшую ценность. Если об этом будет говорить ещё несколько знаковых персон – из политики, бизнеса, науки и если они будут готовы вложить свой собственный репутационный капитал в проект развития вуза (например, через присутствие в консультационном совете вуза), то у учебного заведения гораздо больше шансов успешно реализовать свой проект развития, так как репутационный капитал вуза возрастает.

Университеты, участвующие в программе «5–100­2020» запускают процесс создания репутационных советов. Основная цель репутационного совета заключается не в том, чтобы принимать непосредственные управленческие решения, а в том, чтобы помочь вузу сформировать репутационный капитал.

Бывают случаи, когда за счёт успешного создания образа, некоторые стартапы вуза многократно повышают свою оценку, а их стоимость возрастает в несколько раз.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Однако, репутационный капитал имеет одну особенность, которая заключается в его чрезвычайной уязвимости. Любая, даже самая небольшая ошибка может привести к его резкой девальвации. Таким образом, если в университет привлекаются знаковые фигуры, необходимо создать в вузе механизмы управления репутацией и продемонстрировать их ее обладателям.

В ином случае, возникновение негативного события сфокусирует внимание общественности на тех персонах, которые улучшают репутацию вуза. Поэтому в вузе должны быть люди, по работе с рисками.

Социальный капитал, согласно Директору проектного офиса ОАО «РБК» Е. Кузнецову – «это капитал доверия, который существует между людьми, это степень их готовности действовать кооперативно за счёт того, что они принадлежат группе, разделяют общие ценности и интересы». В классической модели социальный капитал состоит из трёх элементов:

  • Донор – человек, который предоставляет другому свой социальный капитал;
  • Реципиент – человек, получающий социальный капитал от другого;
  • Ресурс – полезные связи, которые донор предоставляет реципиенту.

Социальный капитал был впервые исследован тогда, когда анализировались экономические эффекты от теневых экономик, прежде всего, в Италии.

Чтобы накапливать социальный капитал, необходимо накапливать взаимное доверие. Увеличение уровня взаимного доверия приводит к понижению стоимости ресурсов и возможностей.

Инструмент, которым располагает университет для формирования социального капитала – это создание сети выпускников. В университетах, занимающих высокие строчки в мировых рейтингах вузов, проводится работа с выпускниками. Выпускники в ведущих мировых вузах – одна из центральных структур, обеспечивающих финансовую стабильность, поток заказов, поток информации. Часто работа с ними начинается ещё во время их учёбы.

Социальные сети выпускников являются основными поставщиками коммерческих заказов на университет в части инвестиций в стартапы. В мировом опыте центры разработок и исследований при ведущих университетах организовывались благодаря тому, что выпускник, занимая управленческий пост, возвращался в свой университет для того, чтобы создать кафедру или лабораторию.

В России такая сеть развита очень слабо. Для того чтобы вуз мог накопить социальный капитал, необходимо осуществлять работу со студентом начиная с третьего курса и в дальнейшем увеличивать объём и качество этой работы. Через выделение среди студентов лидеров, создание комфортных условий для их работы, организации оптимальных средств коммуникации этих студентов с вузом будет создаваться определённая культура, при которой студенты будут понимать, что принадлежность к данной организации является большой ценностью.

Для университета крайне важно располагать полным доверием своих выпускников, так как в случае привлечения внешних целевых аудиторий (научного сообщества, бизнес – сообщества, известных персон), их представители в первую очередь свяжутся с известными выпускниками данного вуза.

Выводы по главе:

Рынок образовательных услуг сформировался в нашей стране относительно не давно, в ходе прививания принципов рыночной экономики к системе социально-экономических отношений и в процессе реформирования системы образования происходит формирование самого рынка образовательных услуг. На рынке образовательных услуг появились учебные заведения различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними огромную конкуренцию.

Количество образовательных учреждений высшего профессионального образования как государственных, так и негосударственных увеличивалось до 2008 г., когда достигло соотношения 660 к 474 соответственно. Далее наблюдается снижение – до 634 государственных учреждений высшего профессионального образования и 446 негосударственных учреждений в 2014 году.

Основой рынка образовательных услуг являются субъекты данного рынка осуществляющие свою деятельность. Они продают, покупают образовательные услуги, при этом вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу купли-продажи данных услуг и имеют различные задачи.

Задачей маркетинговой деятельности вуза является информационное воздействие на внешние целевые аудитории с целью сформировать положительное впечатление об учебном заведении и предоставляемых им услугах.

Кроме идеи привлечения к работе вуза выпускников, действенным может оказаться механизм организации мероприятий во всех смежных сообществах университета, близко связанных с его функциями и сильными сторонами. У каждого учебного заведения есть определённое количество сильных сторон, компетенций. Их число всегда ограничено. Необходимо определить эти сильные стороны (ими могут быть научные направления, кафедры, научные школы) и организовывать PR– продвижение каждой из них как отдельного бренда. Например, возможна организация именных семинаров, на которые будут привлекаться внешние и внутренние целевые аудитории вуза.

 

Глава 2. Анализ МАРКЕТИНГОВОЙ политики Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области ГГТУ

 

2.1 Общая характеристика организации Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области ГГТУ

 

Государственный гуманитарно–технологический университет – это современный кампус: территория 17 гектаров, 9 учебных корпусов, 6 общежитий, спортивные и тренажерные залы, студенческие столовые и кафе, цветники и фонтаны, агробиологическая станция, музей истории института и зоологический музей.

Образовательная деятельность по следующим направлениям подготовки и специальностям высшего образования:

  • программы подготовки научно– педагогических кадров в аспирантуре, профессиональной переподготовки, дополнительного профессионального образования.
  • обучение более 6200 студентов, повышение квалификации в 2014 году более 4 000 педагогов и руководителей образовательных организаций основного общего и дошкольного образования Московской области.
  • квалифицированный профессорско–преподавательский состав.
  • научные направления в области педагогики и профессионального образования, отечественной истории, уголовного права и криминологии, русского языка, литературы народов стран зарубежья, физиологии и биохимии растений и др.
  • научные, научно– методические и учебно–методические конференции разного уровня, от международных до региональных.
  • учебно–научные лаборатории, компьютерные классы, оснащенные современным оборудованием лекционные аудитории.
  • Лингвистический медиацентр, Центр практической психологии, Центр содействия трудоустройству выпускников и др.
  • система социального партнерства (соглашения о сотрудничестве с ООО «Ликинский автобусный завод», ЗАО «ЭКОлаб», ОАО «Научно–производственное предприятие «Респиратор», ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии, ООО «Мишлен», ЗАО «Аптечная сеть 36,6» и др.), договоры о сотрудничестве с образовательными организациями различных уровней образования.
  • студенческое самоуправление.
  • спортивный клуб «Лидер» (секции волейбола, мини– футбола, аэробики, настольного тенниса и др.).
  • хореографический коллектив, студии хорового пения, КВН, литературно– художественное объединение «Ветви».

Ориентируясь на глобальные интеграционные процессы, происходящие в сфере образования, и понимая важность продвижения российского образования в мировом пространстве, одним из важнейших направлений деятельности нашего вуза мы определяем международное сотрудничество в сфере культуры и образования.

В ГГТУ создана современная инфраструктура, позволяющая вести работу в этом направлении. На сегодняшний день – 27 договоров о сотрудничестве с международными партнерами, в рамках которых в 2014– 2015 учебном году более 60 студентов и 10 преподавателей прошли стажировки в вузах Франции, Германии, Румынии, Великобритании, Кипра. С 1 сентября 2014 года к учёбе в институте по программе академического обмена приступили 15 китайских студентов, а с марта 2015 года к ним присоединятся 4 студента из Южной Кореи.

Центр изучения русского языка и культуры осуществляет широкую культурно– просветительскую деятельность. На базе Центра в ГГТУ проводятся сертификационные экзамены для трудовых мигрантов и для получения гражданства РФ. Государственный гуманитарно–технологический университет стал первым российским вузом, в котором в 2003 г. в рамках образовательной программы «ТЕМПУС» началась работа по перестройке управления по европейским стандартам согласно научному проекту «Стратегическое планирование и управление вузом».

Организационная структура Университета представлена на рисунке 2.1

Рис.2.1 Организационная структура образовательного учреждения

 

В структуру Университета входят филиалы, факультеты, кафедры, колледжи, техникумы, отделения, лаборатории, управления, отделы, центры, подготовительные отделения и курсы, библиотека, общежития, учебно–производственные комплексы, мастерские, музеи.

Университет может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, научно–исследовательские, методические и учебно–методические подразделения, бюро, учебно–опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно–демонстрационные центры, выставочные залы, клиники, студии, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, социально–педагогические службы, и иные, предусмотренные локальными нормативными актами Университета, структурные подразделения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В настоящее время ГОУ ВО МО ГГТУ реализует образовательные программы по 12 укрупненным группам направлений подготовки и специальностям (УГС): сервис и туризм; информатика и вычислительная техника; промышленная экология и биотехнологии; технологии легкой промышленности; история и археология; социология и социальная работа; образование и педагогические науки; техника и технологии наземного транспорта; юриспруденция; психологические науки; языкознание и литературоведение; фармация.

Всего реализуются 78 образовательных программ высшего образования, 32 программы среднего профессионального образования, а также программы дополнительного образования.

Таблица 4 – Количество реализуемых образовательных программ

Направление подготовки и специальности Количество реализуемых ОП
ГГТУ* ЛДПК** ИПК***
СПО 25 11 6
ВО

в том числе:

78
Бакалавриат 44
Специалитет 6
Магистратура 3
Аспирантура 25

 

* — Государственный гуманитарно-технологический университет

** — Ликино-Дулевский политехнический колледж

*** — Истринский профессиональный колледж

Университет ежегодно в полном объеме выполняет контрольные цифры приема обучающихся.

В 2015 году финансово–экономическая деятельность университета осуществлялась в соответствии с утвержденным Планом финансово–хозяйственной деятельности и была на­правлена на формирование и развитие финансово–экономической модели университета, учи­тывающей его распределенную структуру, и основанной на принципах целевого использо­вания средств, прозрачности и достоверности бюджетного планирования, диверсификации источников финансирования, конкурсного распределения финансовых ресурсов, ориентиро­ванного на достижение целевых показателей Программы развития и повышения его конку­рентоспособности среди ведущих мировых научно–образовательных центров.

Анализ финансового обеспечения Программы развития университета в 2013–2015 гг. в рамках мероприятий представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Бюджет Программы развития университета в 2013–2015 гг., млн. руб.

Мероприятия Программы развития 2013 2014 2015 Доля,%
Факт Факт План Факт
1. Модернизация образования 89,2 88,5 94,7 107,6 12,2
2. Модернизация научно­исследовательского процесса 552,1 540,5 590 612,1 69,3
3. Развитие кадрового по­тенциала и формирование качественного контингента обучающихся 8,7 17,1 3,2 4,4 0,5
4. Модернизация развития инфраструктуры 212,9 554,9 137,8 144,2 16,3
5. Совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления 17,6 20,9 14,8 14,9 1,7
Итого 880,5 1 221,9 840,5 883,2 100,0

 

На финансовое обеспечение Программы развития в 2013–2015 гг. было направлено 2985,6 млн. руб., что значительно превысило плановый объем финансирования.

Ресурсное обеспечение Программы развития в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 38,8 %.

В 2015 году наблюдается также превышение планового объема финансирования на 42,7 млн. руб. Наибольшая доля финансовых средств направлена на модернизацию научно–исследовательского процесса и инновационной деятельности (69,3 %), на модернизацию ин­фраструктуры (16,3%), на модернизацию содержания и организацию образовательного про­цесса (12,2%). Наименьшая доля финансовых средств направлена на совершенствование ор­ганизационной структуры университета и повышение эффективности управления (1,7%) и на развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся (0,5%).

Увеличение объемов финансирования Программы развития обусловлено наличием средств от приносящей доход деятельности, а также комплексом проводимых мероприятий по модернизации финансово–экономических и организационно–управленческих механизмов. Так, в соответствии с целевыми показателями Программы развития общий объем поступив­ших в 2015 году средств от приносящей доход деятельности составил 1,8 млрд. руб., в том числе, доходы, полученные от НИОКР и объектов интеллектуальной собственности, соста­вили 0,9 млрд. руб.

Следует отметить, что при реализации ключевых показателей Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в части повышения заработной платы работников в 2015 году достигнуто соотношение средней заработной платы профессорско–преподавательского состава – 175,3%, научных сотрудников – 187,1% к средней заработной плате в Ростовской области против предусмотренных 125% для профессорско–преподавательского состава и 134% – для научных сотрудников.

В целях оптимизации расходов и повышения эффективности финансового контроля создана единая информационная база для ведения бухгалтерского учета структурно распре­деленного университета, что обуславливает качество учета и отчетности, а также возмож­ность мониторинга финансово–хозяйственной деятельности.

В рамках развития информационных технологий осуществлен ввод с 01.01.2015 г. в эксплуатацию программного продукта БИТ: «Зарплата и кадры в учебном заведении» на платформе 1С: Предприятие 8.2, запущен механизм интеграции с внутренними и внешними информационными системами. Кроме того, продолжена работа по созданию программного продукта «Расчет стипендии» на платформе 1С: Предприятие 8.2, позволяющего автоматизи­ровать бизнес–процессы, связанные с расчетом стипендий, обучающихся в университете, оперативно формировать необходимую для принятия решений аналитическую информацию.

Объем годовых доходов университета с учетом входящего остатка на 01.01.2015 г. со­ставил 6 402 577,40 тыс. руб., темп роста к 2014 году составил 4,4% (271 131,60 тыс. руб.). Увеличение доходной части Плана финансово–хозяйственной деятельности ЮФУ произош­ло за счет бюджетных источников, в основном за счет субсидий, направленных на выполне­ние научно–исследовательских проектов и капитального строительства. Так, финансирование в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, включенные в мероприятие «Восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов» и строительство бассейна увеличилось в сравнении с 2014 годом на 51,4% и составило 783 022,7 тыс. руб. (2014 г. – 517 100,00 тыс. руб.) (табл. 6).

Финансирование образовательной деятельности за счет средств субсидий в 2015 году составило 2 960 698 тыс. руб., что больше на 237 477,99 тыс. руб. (8,7%) к 2014 году (2 723 220,01 тыс. руб.), в т.ч. субсидия на финансовое обеспечение выполнения государст­венного задания на оказание государственных образовательных услуг за истекший период составила 2 232 262,20 тыс. руб., в рамках общественно значимых мероприятий на основа­нии конкурсного отбора выделено 20 000,0 тыс. руб. на реализацию «Программы развития деятельности студенческих объединений ЮФУ», субсидия на стипендиальное обеспечение обучающихся составила 609 342,10 тыс. руб., публичные обязательства – 35 229,20 тыс. руб., возмещение расходов

Таблица 6 – Сравнительный анализ бюджета в 2014–2015 гг. по видам финансового обеспечения, тыс. руб.

Вид финансового обеспечения 2014

Факт

2015

Факт

Темп роста, % Доля в общем доходе 2015 г.
Субсидия на финансовое обеспечение гос­задания 2 297 270,10 2 629 352,1 14,5 41
образовательные услуги 2 140 660,40 2 252 262,2 5,2 35,18
на выполнение НИР, прикладные исследов. 156 609,70 245 574,0 56,8 3,84
на выполнение НИР, фундаментальные исследования 61 475,9 100,0 0,96
на выполнение ФЦП, в рамках госзадания 70 040,0 100,0 1,09
Субсидии на иные цели 595 233,40 817 646,60 37,4 13
Стипендиальное обеспечение обучающихся в учреждениях профессионального образования 548 908,80 609 342,10 11,0 9,52
Возмещение расходов ОУуч­реждений в рамках эксперимента по обу­чению уволенных военнослужащих на осно­ве предоставленных гос.сер­тификатов 0,00 494,70 100,0 0,01
Капитальный ремонт 0,00 63 369,80 100,0 0,99
Гранты Правительства РФ, выделяемые в целях государственной поддержки научных исследований, проводимых под руково­дством ведущих ученых в российских обра­зовательных учреждениях 0,00 26 220,00 100,0 0,41
Государственная поддержка молодых рос­сийских ученых – кандидатов наук и докто­ров наук в форме грантов Президента Рос­сийской Федерации 4 000,00 5 200,00 30,0 0,08
Государственная поддержка ведущих на­учных школ РФ в форме грантов 2 000,00 2 000,00 0,0 0,03
Федеральная целевая программа «Исследо­вания и разработки по приоритетным на­правлениям развития научно технологического комплекса России на 2014–2020 годы» 0,00 77 420,00 100,0 1,21
Гранты в форме субсидий из федерального бюджета в рамках реализации федераль­ной целевой программы «Научные и научно­педагогические кадры инновационной Рос­сии» на 2009–2013 годы» 31 929,00 0,00 100,0 0,00
Приобретение основных средств свыше 3 тысяч рублей 33 600,00 100,0 0,52
Приносящая доход деятельность 1 900 599,09 1 823 269,8 –4,1 28
Образовательная деятельность 777 700,88 702 1 64,30 –9,7 10,97
Научная деятельность 79 7 991,28 865 446,70 8,5 13,52
Прочая приносящая доход деятельность 305 304,19 244 127,50 –20,0 3,81
Сдача в аренду имущества 19 602,74 11 531,30 –41,2 0,18
Стипендии Президента молодым ученым 4 220,00 4 060,00 –3,8 0
Субсидия на развитие инфраструктуры 517 100,00 783 022,70 70,2 14
Публичные обязательства 33 650,81 35 229,20 4,7 1
ИТОГО 5 348 073,40 6 092 580,40 15,7 97
Остаток на начало года 791 768,00 309 977,00 –60,9 5
ВСЕГО 6 131 445,80 6 402 577,40 4,4 100

 

образовательных учреждений в рамках эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставленных государственных сертификатов – 494,7 тыс. руб.

Финансирование на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследова­ний, выделяемых из федерального бюджета в 2015 году, составило 525 609,90 тыс. руб., что на 326 851,20 тыс. руб. (164,4%) больше в сравнении с 2014 годом (198 758,70 тыс. руб.). В отчетном году субсидия на выполнение государственного задания составила 377 089,90 тыс. руб., субсидии на иные цели 144 440,00 тыс. руб. из них: государственная поддержка моло­дых российских ученых в форме грантов Президента РФ – 5 200,00 тыс. руб., государствен­ная поддержка ведущих научных школ РФ в форме грантов – 2 000,00 тыс. руб., также полу­чены гранты в форме субсидий в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно–технологического комплекса России на 2015­2020 годы» – 77 420,00, Гранты Правительства РФ, выполняемые в целях государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых – 26 220,0 тыс. руб.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4