Меню Услуги

Маркетинг образовательных услуг. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 3. Предложения по совершенствованию МАРКЕТИНГОВОЙ политики в Государственном образовательном учреждении высшего образования Московской области ГГТУ

 

3.1 Разработка PR–кампании продвижения Университета

 

Учитывая количество потенциальных конкурентов и сложность ситуации на образовательном рынке в настоящее время, можно сделать вывод о том, что необходимо комплексное распланированное продвижение ГГТУ, поскольку отдельные акции не могут дать нужного результата.

Первым шагом в разработке проекта PR–кампании является определение проблем, стоящих перед образовательным учреждением на данный момент и, исходя из них, постановка целей и задач кампании.

Главная проблема Университета – отсутствие должного продвижения, и соответственно неосведомленность целевой аудитории о ней. Соответственно целью PR – кампании на начальном этапе становится привлечение абитуриентов путем создания позитивного имиджа ГГТУ и позиционирования ее как современного университета с широкой образовательной программой.

Задачи PR–кампании:

  • Позиционирование университета как профессионального игрока образовательного рынка Московской области;
  • Информирование аудитории о кафедрах и подразделениях ГГТУ;
  • создание благоприятного образа образовательного учреждения.

Проведем анализ целевой аудитории по трем составляющим:

  • по половому признаку;
  • по социальному положению;
  • по географическому признаку.

Проведя исследования и опрос студентов, мы определили целевую аудиторию.

Большую часть целевой аудитории составляют мужчины и женщины в возрасте 17–25 лет. Именно эта категория лиц принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение или получение второго образования.

Рис. 4. Аудитория по половому признаку

 

Таким образом, основополагающей аудиторией является женщины в возрасте 18–25 лет.

Далее проведем анализ по социальному положению.

Конечной целевой аудиторией университета будут молодые люди, желающие получить качественное первое или второе образование. Это люди в возрасте от 25 до 45 лет проживающие в Орехове – Зуеве, преимущественно школьники 11 классов, студенты других университетов, желающих перевестись и предпринимателей (рисунок 5).

Согласно проведенному исследованию, большая часть абитуриентов, поступающих в Университет, является представителями именно этого сегмента. Кроме того, данный сегмент имеет тенденцию к увеличению, т.к. отмечается рост интереса к факультетам, приставленным в ГГТУ.

Рис. 5. Аудитория по социальному признаку

 

Оценивая экономическую эффективность, можно отметить, что университет включает в себя кафедры различных направлений для охвата наиболее полного количества сегментов потребителей.

Переходя к географическому признаку, скажем, что в данном секторе преобладают новостройки и центральная часть города.

Рис. 6. Аудитория по географическому признаку

 

Таким образом, мы обозначили портрет целевой аудитории. Это представители женского пола – школьники, живущие в спальных районах.

Так же нужно отметить, что среди целевых аудиторий PR–кампании мы, в первую очередь, разделяем первичные (непосредственные абитуриенты) и вторичные (группы воздействия, например, родители).

Первичной целевой аудиторией будут потенциальные абитуриенты – отдельные люди (описание представлено выше).

К вторичным целевым аудиториям мы относим:

  • родители абитуриентов;
  • родственники.

Взаимодействие со всеми вторичными аудиториями предполагает в большей степени личные контакты, а вот с первичными – контакты через средства массовой информации и коммуникации.

Перед тем, как переходить к описанию общей стратегии проекта PR–кампании и каналов коммуникации, важно отметить географическую составляющую – в проекте PR–кампания будет охватывать население Орехово – Зуево, а, следовательно, и все вторичные аудитории будут территориально относиться к Орехову – Зуеву.

Так же важно различать группы, настроенные положительно и нейтрально (воздействие на негативно настроенные группы может отнять слишком много времени и средств, а потому на начальном этапе практичнее будет отложить непосредственное воздействие на них и больше внимания уделять двум другим группам).

Общая стратегия PR–кампании предполагает воздействие на потребителей на уровнях потребностей и интересов (согласно структуре PR–деятельности: ценности – потребности – интересы – отношения – мнения – действия), то есть практически на самых нижних уровнях. Это означает, что прямое воздействие, как и простое информирование, будут встречены, с большей вероятностью, негативно, в лучшем случае – нейтрально. Интерес нужно пробуждать постепенно, увеличивая объемы информации. Необходимо создать волну сообщений в СМИ и сети интернет, чтобы обеспечить всестороннее воздействие.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Тактикой PR–кампании станут рекламные и PR– мероприятия, а также коммуникация посредством различных каналов.

Каналы распространения информации:

  • Различные интернет–ресурсы (сайты, посвященные высшему образованию, крупные тематические сообщества в соц.сетях).
  • Радио.
  • Наружная реклама.
  • Печатные рекламные материалы.
  • Личные контакты с родителями и родственниками абитуриентов.

Выбор каналов коммуникации, так же, как определение целевых аудиторий требует некоторых комментариев. С помощью интернет–ресурсов мы сможем охватить наиболее активную и современную часть аудитории, кроме того, размещение информации в интернете сопряжено с гораздо меньшими затратами, чем в журналах, на радио или телевидении, также информация там появляется в кратчайшие сроки и доступна огромной аудитории.

Теперь перейдем к медиа, от использования которых нам пришлось отказаться в силу объективных причин – телевидение. Главная причина – дороговизна размещения информационных материалов, а тем более, рекламы. Кроме того, для охвата желаемой целевой аудитории нам бы потребовалось довольно много сообщений и все они должны были бы идти в прайм–тайм – вечернее время, что опять же сказалось бы на стоимости. Ограниченность ресурсов PR–кампании связана с фактором вида деятельности (высшее учебное заведение), а также с фактором некоторого снижения количества поступающих по сравнению с прошлыми аналогичными периодами.

С таким каналом как радио ситуация несколько иная: размещение информации на радио дешевле, да и достать целевую аудиторию таким образом проще.

После того, как были выбраны каналы размещения информации, была проведена работа по подбору средств массовой информации. Подробное рассмотрение каждого выбранного СМИ, план по размещению информации и бюджет будут представлены далее.

Кроме средств массовой информации и коммуникации, важным способом коммуникации в PR является проведение специальных мероприятий.

Имея в виду специфику учреждения – образовательную сферу, можно сказать, что в информационном поле не всегда хватает серьезных новостных поводов, поэтому мы используем специальные PR–мероприятия, призванные искусственно создать эффективную новость, способную дополнительно привлечь внимание СМИ и целевых аудиторий к деятельности университета. Из таких мероприятий мы выбрали:

  • Организация праздника, приуроченного к началу учебного года.
  • Проведение различных конкурсов.
  • Проведение спортивных соревнований.

Таким образом, разработка стратегии и тактики является основным и очень важным этапом разработки реализации программы PR–мероприятий ГГТУ. На этом этапе четко прорабатываются тема всей программы – это позиционирование ГГТУ на образовательном рынке, как учреждения качественного образования.

Выбраны основные мероприятия, которые будут проводиться в рамках реализации программы PR мероприятий.

Программа реализуется с 01 июня 2016 года по 01 мая 2017 года.

Первый комплекс мероприятий получил рабочее название «Лето с универом».

Лето для учебных заведений характеризуется падением интереса к ним. Время, когда основная часть населения уезжает в отпуска, количество заинтересованных лиц снижается. Цель этого этапа поддержка уровня осведомленности аудитории об университете.

Во время летнего периода проводятся собрания руководящего состава ГГТУ, встречи с персоналом, проводятся беседы о качестве проделанной работы, оценка проделанной за учебный год работы.

Так же, это самое удачное время чтобы провести корпоративное мероприятие. В связи с этим планируется организация выезда на базу отдыха, с программой развлекательных мероприятий и награждением особо успешных сотрудников по итогам работы за год.

По окончании этого периода нужно подготовить видеоролик для сайта ГГТУи групп в социальных сетях, где будут подводиться итоги деятельности за учебных год, будет рассказано обо всех проведенных работах ГГТУ и конечно освещено корпоративное мероприятие.

Следующий комплекс мероприятий получил рабочее название по аналогии с предыдущим «Осень с универом». Это самый важный период, потому что в это время открывается учебный год, и нагрузка возрастает в разы по сравнению с летним периодом, длится период с сентября по ноябрь 2017 г.

С началом осеннего периода необходимо активизировать информационную деятельность. Именно в это период нужно организовать спортивный праздник, посвященный началу учебного года. Участниками праздника станут абитуриенты, поступившие в ВУЗ. По итогам спортивных соревнований будут вручены заранее подготовленные фирменные призы с логотипом ГГТУ. Так же разыграны два билета на домашний матч хоккейного клуба Витязь. Это послужит дополнительным информационным поводом.

После проведения данного мероприятия будет подготовлено очередное видео с яркими моментами, выложено на официальном сайте и в социальных сетях. Так же в этот период необходимо начать распространять листовки с информацией о новых учебных программах и планом дальнейших мероприятий.

«Зима с универом».

Здесь же упоминается о проведении конкурса «Жизнь с ГГТУ». В конкурсе участвуют организованные ответственным жюри (которое сформировано из ректората) команды – семейные. Данное мероприятие – специальное PR–мероприятие, оно является информационным поводом привлечения внимания населения к деятельности ГГТУ. Анонсы мероприятия будут отправлены в целевые СМИ. Так же в январе планируется провести презентацию новых учебных программ, которая будет описана далее.

Февраль ознаменован специальными мероприятием, приуроченным ко «Дню Защитника Отечества.

После проведения этого мероприятия необходимо провести собрание ректората и обсудить результаты информационной деятельности: «увеличилось ли количество информации о университете?», «как изменилось отношение к деятельности ГГТУ?», «стоит ли продолжать данную деятельность, или сменить информационное направление?» и так далее.

Таким образом, формирование осведомленности аудитории о ГГТУ, как основного направления деятельности данной PR кампании происходило в работе с основной целевой аудиторией. Главной целью данного направления работы было проинформировать целевые аудитории о том, что ВУЗ активно действует в современных условиях.

Отдельно в работе хотелось бы рассмотреть такой аспект деятельности, как проведение презентации новых учебных программ в рамках реализации программы PR – мероприятий.

Целью данного направления является необходимость отстраниться от конкурентов, в условиях создания конкуренции в сфере образования, где работает большое число ВУЗов, сходных по качеству образования, рассчитанные на одну и ту же целевую аудиторию.

 

3.2 Оценка предлагаемых мероприятий

 

Таким образом, в ходе разработки комплекса мероприятий был запланирован определенный бюджет, который будет представлен в таблице 9.

Кроме PR–мероприятий, при описании тактик, мы выделяли и рекламные. К ним в рамках проекта данной PR–кампании будет относиться размещение контекстной рекламы в интернете через поисковые системы Yandex и Google, а также размещение рекламы на радио.Рассмотрим основные медианосители, выбранные для проведения рекламной кампании в августе–сентябре 2016 года.Помимо рекламы в СМИ и интернет, мы будем использовать печатную рекламу (каталоги, листовки, плакаты). Она будет распространяться непосредственно в университете. Так же планируется использование наружной рекламы.

Наружная реклама – билборды. Само сообщение отвечает необходимым требованиям, способствующим лучшему восприятию:

  • Крупный и яркий шрифт – надпись очень заметная, даже на большом расстоянии;
  • Надпись краткая и понятная по содержанию, адрес, телефон.

Таблица 9 – Стоимость наружной рекламы

Тип Цена, 1 мес
Суперсайт 5х12 120000
Щит 3х6 25000
Ситиборд 2.7х3.7 22000
Всего 170000

 

Реклама на радио – ролики продолжительностью 30 секунд на местной радиостанции в течение 30 дней, один раз в день. Данная радиостанция была выбрана по причине ее высокой популярности у любителей спорта в целом и хоккея в частности.

Таблица 10 – Стоимость наружной рекламы

Цена за 1 выход Всего
14000 420000

 

Реклама в сети Интернет.

На протяжении всей рекламной компании размещение рекламных баннеров на страницах сайта ГГТУ, а также на его форуме. Также реклама в социальной сети «Вконтакте», а именно размещение рекламы в группах «Типичный Орехово – Зуево» и «Интересные события в Орехово – Зуево», что позволит охватить не только аудиторию, но и заинтересовать молодежь. Более того, реклама в интернете выделит нас на фоне конкурентов, которые не очень активно используют данный медианоситель. В таблице 6 показана стоимость размещения рекламных сообщений на этих прощадках в месяц.

Таблица 11 – Стоимость интернет рекламы

Типичный Орехово – Зуево 15000
Интересные события в Орехово – Зуево 15000
Всего 80000

 

Стоит отметить что в сводной таблице 7 указана максимально возможная стоимость. Однако использовать все эти площадки одновременно для рекламы каждый месяц нецелесообразно и накладно, поэтому для каждого месяца можно использовать сочетания, например: реклама в интернете (на определенных площадках) + реклама на радио, наружная реклама + реклама в интернете (на других, не задействованных ранее площадках). Помимо сохранения бюджета такой подход позволит отследить, какие из используемых нами медианосителей наиболее эффективны и, возможно, с учетом полученных данных скорректировать медиаплан.

Таблица 12 – Общая стоимость размещения рекламы

Наименование

медианосителя

Стоимость
Наружная реклама 170000
Реклама на радио 420000
Реклама в интернете 90000
Всего 680000

 

Планирование PR–кампании включает в себя составление графика и бюджета. В ходе подготовки данного проекта был составлен общий план, в котором расписаны сроки проведения определенных мероприятий, а также затраты на их организацию. Проведение мероприятий по месяцам расписано в таблице 13, а приблизительный бюджет кампании – в таблице 14. На рисунке 7 дано соотношение расходов к доходам кампании за выбранный период.

Таблица 13 – План мероприятий по месяцам

Действия Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Рассылка пресс­ релизов
Работа с сайтом
Наружная реклама
Реклама на радио
Реклама в интернете
Праздник, посвященный началу учебного года
Конкурс
Мероприятие, приуроченное ко «Дню защитника отечества»
Презентация

 

Таблица 14 – Примерный план расходов на проведение компании по продвижению

Статья бюджета Сумма, руб.
Реклама в интернете 100 000
Реклама на радио 420 000
Наружная реклама 340 000
Праздник, посвященный началу учебного года 200 000
Конкурс 50 000
Мероприятие ко дню защитника отечества 100 000
Работа с сайтом 30 000
Печатная и дополнительная продукция 50 000
Итого: 1 290 000

 

Рис. 7. Соотношение расходов на проведение PR–кампании
и ожидаемых доходов от обучения

 

Данные диаграммы наглядно показывают, что расходы на проведение PR–кампании, согласно данному проекту, составляют не более 15%, что укладывается в установленные рамки.

Последним важным компонентом планирования PR– кампании является определение методов оценки эффективности, которые будут применяться уже после реализации. На наш взгляд, для данного проекта можно использовать следующие способы оценки эффективности:

  • количественный подсчет опубликованных статей и новых упоминаний в СМИ (при этом следует проводить мониторинг не только журналов, выбранных в качестве каналов размещения информации, но всего массива СМИ);
  • контент–анализ публикаций;
  • количество посетителей сайта
  • опросные методы (анкетирование покупателей, оценка увеличения доли новых клиентов, привлеченных в процессе PR–кампании);
  • отзывы посетителей в интернете (учитываются отзывы на сайте, а также в официальных группах в социальных сетях).
  • Упоминания компании на тематических форумах

Приведенные способы оценки эффективности позволят определить достигла ли PR–кампания поставленной цели – повышение уровня осведомленности о ВУЗе. А также помогут сделать необходимые выводы, выбрать наиболее эффективные коммуникации, повысить эффективность деятельности по продвижению в будущем и повысить эффективность использованию бюджета.

Выводы по главе:

Проведенные исследования показали, что маркетинговая деятельность ГГТУ должна быть направлена на продвижение образовательных услуг и формированию имиджа вуза. Нами принято решение разработать PR–кампанию вуза. Проведя исследования и опрос студентов, мы определили целевую аудиторию.

Среди целевых аудиторий PR–кампании мы, в первую очередь, разделяем первичные (непосредственные абитуриенты) и вторичные (группы воздействия, например, родители).

Общая стратегия PR–кампании предполагает воздействие на потребителей на уровнях потребностей и интересов (согласно структуре PR–деятельности: ценности – потребности – интересы – отношения – мнения – действия), то есть практически на самых нижних уровнях. Это означает, что прямое воздействие, как и простое информирование, будут встречены, с большей вероятностью, негативно, в лучшем случае – нейтрально. Интерес нужно пробуждать постепенно, увеличивая объемы информации. Необходимо создать волну сообщений в СМИ и сети интернет, чтобы обеспечить всестороннее воздействие.

Кроме PR–мероприятий, при описании тактик, мы выделяли и рекламные. К ним в рамках проекта данной PR–кампании будет относиться размещение контекстной рекламы в интернете через поисковые системы Yandex и Google, а также размещение рекламы на радио.

На наш взгляд, для данного проекта можно использовать следующие способы оценки эффективности:

  • количественный подсчет опубликованных статей и новых упоминаний в СМИ (при этом следует проводить мониторинг не только журналов, выбранных в качестве каналов размещения информации, но всего массива СМИ);
  • контент–анализ публикаций;
  • количество посетителей сайта
  • опросные методы (анкетирование покупателей, оценка увеличения доли новых клиентов, привлеченных в процессе PR–кампании);
  • отзывы посетителей в интернете (учитываются отзывы на сайте, а также в официальных группах в социальных сетях).
  • Упоминания компании на тематических форумах

Приведенные способы оценки эффективности позволят определить достигла ли PR–кампания поставленной цели – повышение уровня осведомленности о ВУЗе. А также помогут сделать необходимые выводы, выбрать наиболее эффективные коммуникации, повысить эффективность деятельности по продвижению в будущем и повысить эффективность использованию бюджета.

 

Заключение

 

В наиболее общем виде маркетинг в сфере образования может быть представлен как средство выявления конкретных потребностей в профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих и специалистов через организацию комплекса исследований, планирование разработки содержания, методов и форм обучения, налаживание и поддержку устойчивых связей с потребителями своих образовательных услуг.

Поскольку рынок образовательных услуг в России еще только формируется, в его инфраструктуре отсутствуют многие значимые компоненты и связи между участниками рыночных отношений. Явно мал практический опыт применения методологии и инструментария маркетинга в сфере образования. Только наиболее дальновидные организаторы и коллективы российских образовательных учреждений уже всерьёз занимаются маркетингом. В основном же исследования российского рынка образовательных услуг и продуктов, изучение потенциальных потребителей, разработка маркетинговой стратегии и подбор средств её реализации носят стихийный, бессистемный характер и проводятся в основном неподготовленными для этой работы специалистами. Традиционно используемые элементы комплекса маркетинга — товар, цена, методы распространения и стимулирования — в маркетинговой практике российских вузов слабо увязаны между собой и ещё в меньшей степени ориентированы на целевой рынок потребностей целевых потребителей. Профориентационная деятельность вузов, как коммерческих, так и некоммерческих, направлена на захват большей доли рынка услуг образования. Конкуренция между вузами учитывает некоторое разнообразие в предоставлении таких услуг (различные формы обучения), ценовой фактор, использование элементов комплекса стимулирования (реклама, пропаганда, связи с общественностью). Тем не менее, бессистемность в организации маркетинговой деятельности в сфере высшего образования приводит к перепроизводству специалистов по отдельным специальностям, невозможности для них найти сферу приложения своим профессиональным знаниям и умениям.

Открытие вузами новых специальностей и направлений в большинстве случаев основывается не на прогнозах развития рынка занятости, а на отдельных статистических данных прошлых лет, касающихся тенденций развития рынка труда (повышение или снижение спроса на какие-либо профессии или специальности), и еще реже учитывает результаты опросов выпускников школ о выборе профессий.

Несмотря на то, что существуют теоретические исследования по проблемам выбора критериев позиционирования услуг образования, вузы мало используют их выводы в своей практической профориентационной деятельности.

Маркетинговые мероприятия, проводимые вузами, слабо ориентированы на долгосрочную перспективу. Целью рекламной деятельности, мероприятий по связям с общественностью, пропаганды является привлечение внебюджетных средств, которые помогают вузам в условиях дефицита бюджетных ассигнований улучшать материальную базу, пополнять библиотечные фонды современной учебной литературой, повышать квалификацию и заработную плату ППС и т.д.

Основой для продвижения услуг любой компании, должен быть комплексный анализ сферы деятельности, целевой аудитории, конкурентной среды и других факторов. Первично – необходимо понимать, для кого создаётся эта услуга, и кто за неё платит.

Это, скорее, просто взгляд под другим углом на некоторые вопросы и придание системности проводящейся вами работе. Сегодня существует большое количество PR–технологий, об этом написаны целые книги и учебные пособия. Можно и нужно читать их, но главное – понять, что это работает и что это необходимо. Ведь сейчас так заметно меняется мир, меняются его реалии, а значит, с ними вместе должна меняться и образовательная организация.

PR – это форма организации коммуникации между учреждением и общественностью. PR – это система информационно–аналитических и процедурно–­технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого учреждения, а также между участниками и его внешним окружением в целях успешной реализации образовательной деятельности.

В процессе работы над выпускной квалификационной работой был рассмотрена маркетинговая деятельность в виде PR–инструментария высшего учебного заведения как некоммерческой организации с последующим уточнением тех факторов, которые характеризуют PR–сопровождение его научной деятельности.

Проведённое исследование в ГГТУ позволило выделить некоторые недостатки в его маркетинговой деятельности.

Для обеспечения долговременного благополучия университета в условиях формирования рынка образовательных услуг очевидной является необходимость грамотного использования комплекса маркетинга, учёта потребностей потребителя, интересов учебного заведения и интересов общества в целом в маркетинговой деятельности вуза.

ГГТУ обладает многосторонним потенциалом развития научной деятельности.

Он совмещает в себе мощный кадровый состав учёных и студентов, научные разработки, которые оказывают реальное влияние на социальную, экономическую сферы жизни общества, на мировоззрение его представителей.

Университет обладает серьёзным инновационным потенциалом, имеющим все шансы на то, чтобы быть реализованным в конкретных научных разработках и проектах, в том числе, проектах с международным участием.

Однако, существует ряд вопросов коммуникационного характера, которые должны быть проработаны для того, чтобы вышеуказанные факторы были реализованы на практике.

Вместе с тем, очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение услуг на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности. Таким образом, реализуются контролирующая и корректирующая функции рекламы.

Критериями эффективного применения маркетинговой деятельности в ГГТУ должны стать: ориентация всей деятельности на потребителей образовательных услуг (обслуживание потребностей сегментированных рынков, выбранных с позиций культурного развития общества и долгосрочных целей вуза по расширению своей деятельности и росту прибыли), маркетинговая интеграция (взаимодействие маркетинговой, учебной, научной, экономической, управленческой и хозяйственной деятельности вуза), адекватность маркетинговой информации (по правовым, временным и другим параметрам) и быстрота реагирования на нее всеми организационными структурами управления университета, стратегическая ориентация в планировании маркетинговой деятельности (долгосрочном и текущем и др.); оперативность управления маркетинговой деятельностью.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Электронная база нормативно-правовых актов «КонсультантПлюс». — http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (действующая редакция) http://www.consultant.ru/popular/edu/
  3. Аналитический отчет [Электронный ресурс] // интернет сайт. — Режим доступа: http://www.ulstu.ru/main/view/article/98900, свободный.
  4. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. — М.: Экмос, 2012. С. 56.
  5. Багиев Г.А. Маркетинг. – СПб.: УЭиФ, 2013. С. 256.
  6. Баранник М.А. Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия [Электронный ресурс] // интернет-сайт. — Режим доступа: www.ooipkro.nm.ru
  7. Баталов А.С. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] // интернет-сайт. – Режим доступа: supermarketing.narod.ru
  8. Березин И. С. Средний класс на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] // интернет — сайт. – Режим доступа: www.marketers.rsuh.ru
  9. Бортник Е.М. Управление связями с общественностью. — М.: ФБК-Пресс, 2012. С. 127.
  10. Ващекин Н.П. Маркетинг. — М.: Норма, 2013. С. 280.
  11. Волкова М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг № 6. С. 45-53.
  12. Гейц И.В. Дело и Сервиc. – М.: Экмос, 2011. С. 254.
  13. Голдобин Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения [Электронный ресурс] // интернет-сайт. – Режим доступа: www.mesi.ru
  14. Егоршин А. П. Управление персоналом. – М.: Довгань, 2012. С. 357.
  15. Жураковский В.М. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образов. – М.: 2012. C. 43
  16. Институты в Ульяновской области. Университеты Ульяновской области. Каталог ВУЗов (Высших Учебных Заведений) России [Электронный ресурс] // интернет-сайт. – Режим доступа: http://www.institute-catalogue.ru/rus/region/56.html
  17. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России 2010. № 5. С. 33-52.
  18. Клещевский Ю.Н. Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности. – М.: Кузбассвузиздат, 2013. С. 267.
  19. Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс. Современная реклама. – М.: Довгань, 2012. С. 205.
  20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – М.: Эконом-пресс, 2012. С. 199.
  21. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Эконом-пресс, 2011. С. 265.
  22. Литвинюк А.А. Организационное поведение. – М.: Норма 2012. С. 345.
  23. Материалы семинара Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] // интернет-сайт. – Режим доступа: marketing.spb.ru2
  24. Мордовин, С.К. Модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра-М, 2010. С. 154.
  25. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом 2014. № C. 16-24.
  26. Панкрухин А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога // Аlma mater 2014. №3. С. 13-21.
  27. Панкрухин А.П. Реклама образовательных услуг // Alma Mater 2014. № 8. С. 55-64.
  28. Панкрухин А.П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Alma Mater 2013. № 1. С. 59-76.
  29. Панкрухин А.П. Цена образования // Alma Mater 2013. № 5. С. 45-78.
  30. Пищулин С. Современные методы маркетинга в области образования динамика, перспективы [Электронный ресурс] // интернет-сайт. – Режим доступа: www.supermarketing.narod.ru
  31. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал 2014. № 6. С. 5-16.
  32. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом 2013. №1. С. 3-8.
  33. Сенашенко В. Дополнительное образование: идеи и решения // Высшее образование в России 2014. № 5. С. 15-18.
  34. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектор. — М.: Инфра-М, 2011. С. 432.
  35. Университеты и ВУЗ’ы Ульяновска [Электронный ресурс] // интернет-сайт – Режим доступа: http://ul-ucheba.ru/index.php?do =cat&category
  36. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика. – М.: Эконом-пресс 2012. С. 257.
  37. Хейвуд Р. Все о Public Relation: Как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью / Пер. с англ. – М.: Лаб. Базовых знаний. — 2012. С. 232;
  38. Царегородцев Ю.Н. Организационно-экономический механизм профессионального развития человеческих ресурсов организаций сфера дополнительных образовательных услуг: автореф. дис… канд. экон. наук: 08.00.05 / Царегородцев Ю.Н. – СПб.: Изд-во Евроуп. Ун-та, 2011. – 20 с.
  39. Ченцов А.А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг: автореф. дис… канд. экон. наук: 08.00.04 / Ченцов А.А. – М.: Изд-во Норма, 2012. — 35 с.
  40. Чумиков А.Н. Бочаров М.П. Маркетинг в вузах. – М.: Инфра-М, Дело. — 2012. С. 496;
  41. Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг 2013. № 1. С. 11-15.
  42. Шкатулла В.И Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией. – М.: ЮРИСТЪ, 2011. C. 23
  43. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма, 2010. С. 156.
  44. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2014. №3. С. 25-28.
  45. Щетинин В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения / В.П. Щетин 2014. №11. С. 21-23.
  46. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основные требования к оформлению должностной инструкции // Менеджмент в России и за рубежом №6. С. 30-34.
  47. Ягупа Е.Г. Экономико-организационные аспекты управления системой подготовки менеджеров высшей квалификации для субъектов потребительского рынка: автореф. дис… канд. экон. наук: 07.00.05 / Ягупа Е.Г. – М.: Изд-во Норма, 2010. – 29 с.
  48. Яндекс.Словари — это поиск по энциклопедиям и словарям русского языка [Электронный ресурс] //интернет-сайт. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/9c/1009214.htm

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4