Меню Услуги

Маркетинг образовательных услуг

Страницы:   1   2   3   4


Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1. Особенности маркетинговой деятельности в сфере образовательных услуг
  • 1.1 Особенности маркетинга и рынка образовательных услуг
  • 1.2 Характеристика маркетинговой деятельности в сфере образования
  • Глава 2. Анализ маркетинговой политики Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области ГГТУ
  • 2.1 Общая характеристика организации Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области ГГТУ
  • 2.2 Анализ основных направлений маркетинговой деятельности в учреждении
  • 2.3 Проблемы в коммуникационной политике в образовательном учреждении
  • Глава 3. Предложения по совершенствованию маркетинговой политики в Государственном образовательном учреждении высшего образования Московской области ГГТУ
  • 3.1 Разработка PR–кампании продвижения Университета
  • 3.2 Оценка предлагаемых мероприятий
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

 

В современном быстро развивающемся мире, в условиях распространения коммуникационных технологий, интернетизации общества, колоссального увеличения объемов информации, нематериальные активы становятся важной частью успешного функционирования любой организации. В XXI веке происходит виртуализация товаров и услуг, поэтому на первый план выходят такие понятия как бренд, имидж, репутация. Связи с общественностью начинают играть определяющую роль во всех сферах общественной жизни. Структурированная деятельность в области коммуникации становится стратегическим ресурсом любой организации. В нашей дипломной работе мы рассмотрим коммуникационную политику, как средство продвижения учреждения образования.

Актуальность данной темы связанна с тем, что вслед за бизнес–структурами образовательные учреждения начинают осознавать важность присутствия в информационном поле и создания позитивного образа в глазах целевых аудиторий.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в совершенствовании коммуникационной политики в Государственном образовательном учреждении высшего образования Московской области ГГТУ.

Для достижения поставленной цели следовало решить следующие задачи:

  • определить базовые понятия коммуникационной политики;
  • рассмотреть специфику маркетинговой и PR– деятельности в сфере образования;
  • дать анализ деятельности Государственного образовательного учреждение высшего образования Московской области ГГТУ;
  • проанализировать основные     направления коммуникационной политики и связам с общественностью в данном учреждении;
  • выявить проблемы в ведении коммуникационной политике в учреждении;
  • внести предложения по совершенствованию организации PR–мероприятий.

Объектом исследования является маркетинг образовательных услуг Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области ГГТУ.

Предметом являются методы, формы, технологии, применяемые в коммуникационной политике.

В данной выпускной квалификационной работе были использованы такие теоретические методы как: метод научного анализа, изучение учебной литературы, анализ статей в специализированных журналах, описательный метод, отбор необходимой информации в электронных источниках.

Эмпирические исследования основывались на анализе данных деятельности Министерства образования и Администрации Московской области, Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области ГГТУ, а также на статистических данных по образовательной сфере.

Методологическую базу составили научные статьи и работы известных профессионалов в области связей с общественностью. Формулировка определений и анализ тенденций были произведены на основе трудов Чумикова А.Н., Тульчинского Г.Л и Герасимова С. В. Большое количество информации о специфике связей с общественностью в сфере образования было почерпано из статей Козловой Т.В. и пособий Апфельбаум С. М. Изучение особенностей и функций событийных коммуникаций проводилось с помощью исследований Кавериной Е. А. и научных работ Бровко С.Л.

Практическая значимость исследования заключается в разработке серии мероприятий, целью которых является увеличение информационного присутствия и привлечение абитуриентов ГГТУ.

 

Глава 1. Особенности маркетинговой деятельности в сфере образовательных услуг

1.1 Особенности маркетинга и рынок образовательных услуг

 

Образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения. Это информационные, консультационные, экспертные, аренда техники, приборов и оборудования, каналов связи, а также помещений и территорий.

Вместе с образовательными услугами реализуется интеллектуальная собственность работников образовательных учреждений — изобретения, патенты, программы исследований, обучения и практических работ, другие инновационные услуги и продукты, а также товарная символика производителей подобных услуг — наименования, логотипы, товарные знаки и т.п.

Ниже перечислены проблемы, решение которых прямо определяет свойства и параметры образовательных услуг:

Цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными знаниями.

Тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения.

Характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги.

Чтобы определить сущность маркетинга в сфере образования и определить, как она проявляется на рынке образовательных услуг необходимо проанализировать обширный комплекс его элементов и аспектов.

Реальными участниками маркетинговых отношений в сфере образования являются не только образовательные учреждения, но и потребители, широкие круги посредников, а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.

Образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических кампаний, в которой вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

В настоящее время такой товар как образование становится элементом рыночных отношений. Оно выступает как продавец образовательных услуг, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества.

Рынок образовательных услуг сформировался в нашей стране относительно не давно, в ходе прививания принципов рыночной экономики к системе социально-экономических отношений и в процессе реформирования системы образования происходит формирование самого рынка образовательных услуг. На рынке образовательных услуг появились учебные заведения различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними огромную конкуренцию.

Определение рынка образовательных услуг неоднозначно и имеет различные подходы.

Так с позиции Щетина В.П., рынок образовательных услуг — это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Багиев Г.А., к примеру, понимает рынок образовательных услуг как систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем.

По мнению Бортника, рынок образовательных услуг это материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги.

Исходя из вышеперечисленных понятий, можно сформулировать следующее определение рынку образовательных услуг, которое наиболее полно подходит к выбранной в дипломной работе проблеме. Рынок образовательных услуг – это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.

Рынок образовательных услуг можно рассмотреть с точки зрения образовательных программ, т.е. специфике предоставляемых услуг.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» и комментариями к нему все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу. Это является двумя основными направлениями на рынке образовательных услуг.

— Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

— Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества.

С другой стороны рынок образовательных услуг можно поделить по другой классификации следующим образом, исходя из конкретики предоставляемых услуг:

К первой группе относят следующие виды программ:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности».

Вторую группу образовательных программ составляют:

— программы начального профессионального образования – имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;

— программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;

— программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;

— программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

Исходя из этой классификации можно сказать, что первая группа имеет значительное преимущество, так как регламентирована законом. Большинство из видов является обязательным и бесплатным. Вторая группа по своей сути является независимой и мало регулируемой. Единственное требование – наличие лицензии на ту, или иную деятельность.

Допускается также сочетание различных форм получения образования, Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

В настоящее время возникают проблемы качества и экономичности образования. Проводимые в регионах социологические исследования показывают, что система высшего профессионального образования в России у населения достаточно востребована. Высшее образование становится инструментальной ценностью и приоритетной необходимостью для успешной жизнедеятельности различных слоев населения страны. По результатам опросов, проводимых компанией «РосБизнесКонсалдинг», более половины участвующего в опросе населения рассматривают систему профессионального образования, и в частности получение высшего образования, как абсолютную ценность для себя и для своих детей.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. большую часть населения России, в возрасте от 15 лет составляют граждане, имеющие среднее профессиональное (25,1%) и высшее профессиональное (23,9%) образование. Наименьшую часть составляют граждане с послевузовским профессиональным (0,7%) и не полным высшем профессиональным (1,5%) образованием. 3,4 % граждан страны не имеют основного общего образования (рисунок 1.1).

Количество образовательных учреждений высшего профессионального образования как государственных, так и негосударственных увеличивалось до 2008 г., когда достигло соотношения 660 к 474 соответственно. Далее наблюдается снижение – до 634 государственных учреждений высшего профессионального образования и 446 негосударственных учреждений в 2014 году.

Уменьшение количества образовательных учреждений высшего профессионального образования в ближайшие годы будет продолжено и может быть связано с взятым курсом Министерства образования и науки Российской Федерации по укрупнению образовательных единиц, а также закрытием вузов и сокращением филиалов.

Численность студентов по всем программам высшего профессионального образования увеличивалась, начиная с 2000/01 учебного года. Далее происходит постепенный спад численности студентов, на начало 2011/12 учебного года, данный показатель составил 6490,0 тысяч человек. Спад численности студентов эксперты связывают с низкой рождаемостью в переходный период.

Рис.1.1. Уровень образования в России

 

Согласно данным статистики, коэффициент рождаемости населения (общее число родившихся на 1000 человек) в 1990 г. составлял 13,4; к 1995 г. он сократился более чем на 30. Кризис 1998 г. усилил тенденцию снижения рождаемости – в 2000 г. коэффициент рождаемости в России детей достиг минимального значения с 70–х гг. 20 в. и составил 8,7. Начиная с 2010 г. начинается процесс постепенного увеличения рождаемости, однако следует отметить, что до сих пор не достигнут уровень рождаемости 1990 года.

Динамика численности студентов по государственным и негосударственным программам высшего профессионального образования выглядит следующим образом.

В государственных и муниципальных вузах численность студентов росла с каждым новым учебным годом с 2000 г., пик численности студентов пришелся на 2008/09 учебный год (6214,8 тыс. человек). В 2014/15 учебном году численность студентов снизилась до 5453,9 тыс. человек (рис.1.2).

В негосударственных вузах численность студентов за период 2011–2012 гг. возросла практически в 3 раза с 470,6 до 1298,3 тыс. человек, далее произошел спад и на начало 2013/14 учебного года негосударственные вузы насчитывали 1036,1 тыс. человек (рис. 1.3).

Рис. 1.2 – Численность студентов в государственных и муниципальных вузах
Рис. 1.3 – Численность студентов в негосударственных вузах

 

Одной из важнейших классификаций рынка образовательных услуг является организационно-правовая форма представителя услуги. Можно выделить следующие виды:

— государственными,

— муниципальными,

— негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций.

В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать … платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Так же согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестироваться в него же. Хотя практика чаще всего показывает иное.

Предоставление платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся … в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.

Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования.

В Комментариях к Закону РФ «Об образовании», определение дополнительной образовательной услуги – «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов».

Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

Дополнительное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования.

По существу, это «надбазовое», а зачастую и последипломное образование. На рынке образовательных услуг дополнительного образования различной направленности могут предоставляться:

  • в образовательных учреждениях дополнительного образования:
  • в учреждениях повышения квалификации,
  • в институтах усовершенствования специалистов,
  • в центрах повышения квалификации,
  • на курсах различной направленности,
  • в центрах профессиональной ориентации,
  • в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,
  • в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Важно также отметить, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование. В связи с этим образовательный процесс в сфере дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании (смысле), осознание назревшей необходимости обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта и др. Но самое главное это то, что данная сфера слабо регулируема и независима.

Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает следующие установки и решения в отношении его деятельности:

— оказываются только те образовательные услуги, которые пользуются будут пользоваться с учетом лага времени на оказание образовательных услуг спросом на рынке. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения;

— ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсив­но обновляется с учетом требований общества и научно-технического прогресса. Соответственно процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки и переналаживаемы;

— цены на образовательные услуги формируются под значительным влиянием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса;

— коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг;

— научно-педагогические исследования ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка образовательных услуг;

— в организационной структуре образовательного учреждения формируется подразделение маркетинга.

Основой рынка образовательных услуг являются субъекты данного рынка осуществляющие свою деятельность. Они продают, покупают образовательные услуги, при этом вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу купли-продажи данных услуг и имеют различные задачи. Одни имеют задачей получение прибыли, другие получение образования.

Основными субъектами рынка образовательных услуг являются:

— государство,

— фирмы, организации и предприятия,

— учащиеся, студенты, слушатели,

— посредники.

Функциями организаций-потребителей являются:

— информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

— установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

— определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

— полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги.

Одним из субъектов продвижения образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— создание и поддержание имиджа образования, как среди населения, так и работодателей;

— финансирование государственных образовательных учреждений;

— правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

— установление перечней профессий и специальностей.

Для современного рынка труда характерно появление четкого противоречия между профессиональной компетентностью выпускника и фактическими потребностями работодателя в плане реализации его профессиональных функций на рабочем месте. Система высшего образования в своей деятельности ориентирована на спрос государства (подготовка специалистов бюджетной сферы, а также государственных и муниципальных служащих) и населения, который существенно противоречит спросу работодателей. Проблема высших образовательных учреждений в том, что большинство выпускников не имеют практических навыков и необходимых компетенций для последующей трудовой деятельности. Эта проблема существенно сказывается на ситуации при трудоустройстве молодых специалистов.

Согласно статистическим данным объем доходов в сфере образования за 2013 – 2015 гг. составил 12,87 трлн. руб., расходы – 13,39 трлн. рублей. При этом по данным таблицы 1.1 расходы «Министерства образования и науки» по разделу «Образование» составили 605,7 млрд. руб. со снижением их к 2015 г. до уровня 573,6 млрд. рублей.

Таблица 1.1 – Расходы федерального бюджета на образование в 2013–2015 гг. (тыс. руб.)

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год
ОБРАЗОВАНИЕ 605667539,4 547728956,5 572587621,7
Дошкольное образование 7 564 839,40 6 025 493,40 5 680 811,30
Общее образование 67 380 787,50 19 325 189,90 19 047 611,5
Начальное профессиональное образование 4 339 408,70 4 469 225,10 4 477 099,60
Среднее профессиональное образование 3 603 306,10 3 625 696,80 3 792 059,10
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 6 407 546,90 6 437 240,10 6 469 233,90
Высшее и послевузовское профессиональное образование 477 238 473,70 484 106 114,10 513 536 938,00
Молодежная политика и оздоровление детей 5 293 104,70 5 297 267,20 1 035 565,20
Прикладные научные исследования в сфере образования 12 521 722,20 9 426 335,00 9 824 604,70
Другие вопросы в сфере образования 21 318 350,20 9 016 394,90 8 723 698,40

 

Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. составляли 0,91% ВВП. В 2014 – 2015 гг. произошло существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта: доля в ВВП этих расходов снизились почти на четверть и составили 0,74% ВВП – в 2014 г. и 0,69% ВВП – в 2015 году.

Сокращается в ВВП и доля расходов консолидированного бюджета на образование: с 4,5% в 2013 г. до 3,6% в 2015 г. (в 2014 г. – 3,9%).

Кроме того, в течение 2013–2015 гг. в федеральном бюджете произошло существенное изменение структуры расходов по уровням образования.

В 2015 г. в расходах на образование федерального бюджета более чем в 3 раза сократился удельный вес расходов на общее образование – с 11,1% до 3,3% (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Структура расходов на образование ФБ на 2013–2015 гг, %.

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год
ОБРАЗОВАНИЕ 100,00 100,00 100,00
Дошкольное образование 1,20 1,10 1,00
Общее образование 11,10 3,50 3,30
Начальное профессиональное образование 0,70 0,80 0,80
Среднее профессиональное образование 0,60 0,70 0,70
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 1,10 1,20 1,10
Высшее и послевузовское профессиональное образование 78,80 88,40 89,70
Молодежная политика и оздоровление детей 0,90 1,00 0,20
Прикладные научные исследования в сфере образования 2,10% 1,70 1,70
Другие вопросы в сфере образования 3,50 1,60 1,50

 

Еще сильнее уменьшился удельный вес расходов на молодежную политику – в 4,5 раза. Удельный вес расходов на начальное и среднее профессиональное образование увеличился всего на 0,1 %, а на дошкольное образование – сокращен с 1,2% до 1%. Практически неизменными остались расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Удельный вес расходов на прикладные научные исследования и на пункт «другие вопросы в сфере образования сократились на 20% (это более чем в 2 раза)(рис.1.3).

Доля расходов на «Высшее и послевузовское профессиональное образование» составили в 2013г. 78,8%, в 2014 – 2015 гг. 88,4% и 89,7% соответственно.

Сокращение расходов федерального бюджета на молодежную политику и программы по оздоровлению детей драматично: с 5,3 млрд. руб. в 2014 г. до 1,0 млрд. руб. в 2015 году. К сожалению, это свидетельствует о том, что данные направления перестают быть приоритетными для федерального центра (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Структура расходов на образование в 2015 году

 

Как видно из таблицы 1.3 сопоставление расходов в 2013–2015 гг. с 2012–2014 гг. показывает существенное улучшение параметров расходов из федерального бюджета на образование.

Особенно улучшились параметры расходов на «Высшее и послевузовское образование». Однако необходимо отметить, что даже при таком росте расходов бюджета на сферу высшего образования, в 2014 г. они оказались ниже запланированного уровня инфляции (рост расходов в номинальном выражении на 1,4% при инфляции в 5,5%). Только в 2015 г. рост расходов на высшее и послевузовское образование немного обгоняет инфляцию – расходы вырастут на 6%, а инфляция на 5%. По остальным позициям расходы федерального бюджета либо снижаются, либо их рост оказывается ниже запланированного уровня инфляции.

Вхождение России в международные экономические организации формирует новые требования и качества взаимоотношений в структурных и институциональных изменениях отечественной экономики.

Таблица 1.3 – Расходы на образование федерального в 2013–2015 гг. по сравнению с расходами в 2013–2015 гг. (млн. руб.)

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2012 год 2013 год 2014 год
ОБРАЗОВАНИЕ 605 667 547 728 572 587 586 295 538 959 478 418
Дошкольное образование 7 564 6 025 5 680 6 533 6 792 5 768
Общее образование 67 380 19 325 19 047 91 514 67 296 30 192
Начальное

профессиональное

образование

4 339 4 469 4 477 4 665 4 203 4 394
Среднее

профессиональное

образование

3 603 3 625 3 792 5 072 4 346 4 301
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 6 407 6 437 6 469 6 606 6 690 6 679
Высшее и послевузовское

профессиональное

образование

477 238 484 106 513 536 421 505 415 971 411 742
Молодежная политика и оздоровление детей 5 293 5 297 1 035 5 454 5 414 5 518
Прикладные научные исследования в сфере образования 12 521 9 426 9 824 20 567 6 200 7 37
Другие вопросы в сфере образования 21 318 9 016 8 723 24 374 21 854 9 082

 

Эти факторы усиливают процессы интеграции национальных экономик, в том числе и в образовательной сфере. Мировое образовательное пространство предусматривает систему, с общими принципами функционирования и целостной правовой основой мобильности и востребованности выпускников. Работоспособность данной системы достигается при разработке единых нормативных документов и регламентов подготовки специалистов, что предполагает неотъемлемость образовательных стандартов и комплексов компетенций, получаемых специалистами по отраслевой принадлежности.

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей PR активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции

Из выше перечисленного можно отметить, что наиболее активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство.

На данный момент рынок образовательных услуг весьма обширен, но не переполнен, поскольку в условиях современной жизни, людям становиться необходимо постигать более новые и современные профессии. Предоставление образовательных услуг становиться все больше бизнесом, чем образованием граждан. Ассортимент образовательных услуг на рынке так же весьма обширен. В условиях рыночной экономики он может существенно изменяться, так как вузы вынуждены учитывать требования рынка. Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения.

Приоритетным направлением развития экономических отношений в образовательной системе является диверсификация финансовых источников. Для привлечения внебюджетных средств в отрасль высшего образования вузам требуется использовать различные инструменты и механизмы государственного финансового стимулирования для мобилизации средств организаций и граждан. Расширение источников финансирования стимулирует платежеспособный спрос на образовательном рынке; обеспечивает доступность высшего профессионального образования широким слоям населения; увеличение объема финансовых ресурсов в вузах.

Привлечение финансирования со стороны организаций, практика образовательного кредитования населения позволяют компенсировать недостаток финансовых ресурсов в вузах при ограниченном объеме бюджетного финансирования и недостаточном платежеспособном спросе граждан.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4