Меню Услуги

Разработка маркетинговой стратегии для предприятия с целью повышения его конкурентоспособности


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие, виды и сущность разработки маркетинговой стратегии
1.2. Методология разработки маркетинговой стратегии
1.3. Анализ финансово – хозяйственной деятельности как аспект разработки маркетинговой стратегии
1.4. SWOT – анализ как способ выбора маркетинговой стратегии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «УРАЛХИМПЛАСТ»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Общая оценка структуры имущества организации и его источников по данным баланса
2.3. Анализ финансовой устойчивости и общая оценка деловой активности предприятия
ГЛАВА 3.РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «УРАЛХИМПЛАСТ»
3.1. Определение миссии, принципов и целей
3.2. Выбор маркетинговой стратегии развития на основе SWOT – анализа
3.3. Стратегический план развития предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом исследования является маркетинговая стратегия как совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей. Маркетинговая стратегия представляет собой утверждение, определяющее общее направление, в котором следует вести работу для достижения маркетинговых целей. Маркетинговая стратегия указывает путь достижения этих целей. В то время как маркетинговые цели вполне конкретны и измеряемы, маркетинговые стратегии имеют описательный характер. В дипломной работе маркетинговые стратегии представляют собой наиболее общий обзор разнообразных элементов маркетинга и того, каким образом они будут применяться для достижения маркетинговых целей.

Объект исследования является предприятие исследования — ОАО «УРАЛХИМПЛАСТ» — это многоассортиментное предприятие, являющиеся поставщиком химической продукции практически для всех отраслей промышленности, а именно: деревообрабатывающей отрасли, отрасли теплоизоляционных материалов, металлургии, автомобиле- и машиностроения, стройиндустрии, медицины, кабельной промышленности, абразивной промышленности и многих других.

Актуальность исследования. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Конкурентоспособность — это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет не только высокие потребительские свойства, но и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности. Типичной особенностью нынешнего этапа формирования экономических систем является определение долгосрочных связей между партнерами по бизнесу, которое осуществляется на основе маркетинговой стратегии, обеспечивающей получение конкурентных преимуществ. Высокая технологичность, необходимость постоянного соответствия пути инновационного развития и совершенствования своей технологичности, низкий уровень прибыльности и острая конкуренция требует от телекоммуникационных компаний максимальной гибкости и оперативности, заставляет эти компании искать средства повышения эффективности своей деятельности.

Выполнение множества различных, не связанных друг с другом операций и сложность технологической инфраструктуры создают серьезные препятствия для быстрого и эффективного принятия решений на операционном, функциональном и стратегическом уровнях управления.

Таким образом, данной темы обусловлено тем фактом, что сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции.

Цель исследования разрабатывать маркетинговую стратегию для предприятия с целью роста его конкурентоспособности.

Задачи исследования:

во-первых, рассмотреть аспекты разработки маркетинговой стратегии на предприятии;

во-вторых, выполнить анализ финансо — хозяйственной деятельности предприятия ОАО «УРАЛХИМПЛАСТ»;

в-третьих, подготовить и разработать маркетинговую стратегию предприятия ОАО «УРАЛХИМЛАСТ»

Методы сбора и обработки информации, оценки, полученных результатов, использованные в процессе выполнения выпускной работы, включают в себя: анализ, синтез, сбор, поиск и обработку полученной информации.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках формирования маркетинговой стратегии ОАО «УРАЛХИМЛАСТ».

В первой главе:

определим понятие, виды и сущность разработки маркетинговой стратегии, изучим методологию разработки маркетинговой стратегии, осветим вопросы анализа финансово – хозяйственной деятельности как аспект разработки маркетинговой стратегии, рассмотрим SWOT – анализ как способ выбора маркетинговой стратегии.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Во второй главе:

дадим краткую экономическую характеристику предприятия, проведем общую оценку структуры имущества организации и его источников по данным баланса, подвергнем анализу финансовую устойчивость и дадим оценку общая деловой активности предприятия

Третью главу посветим непосредственной разработке маркетинговой стратегии предприятия ОАО «УРАЛХИМПЛАСТ» для этого определим миссию и цели, сделаем выбор маркетинговой стратегии развития на основе SWOT – анализа и предоставим стратегический план развития предприятию.

В заключение сделаем выводы по работе, предоставим список использованных источников и литературы исследования, также в приложения предоставим формы бухгалтерской отчетности по предприятию исследования.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Понятие, виды и сущность разработки маркетинговой стратегии

Стратегия – это прогноз, программа действий, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой отрасли деятельности. Понятие «маркетинговая стратегия» имеет для любого предприятия существенное значение. Маркетинговая стратегия компании является основополагающей стратегией развития бизнеса на рынке. Стратегия маркетинга определяет вектор продвижение товара, который максимизирует доход и прибыль предприятия в долгосрочной перспективе. Результатом маркетинговой стратегии является маркетинговый план конкретных действий, направленных на укрепление положения товара в отрасли, снижение возможных рисков и угроз со стороны конкурентов и максимизацию прибыли.

Задачи маркетинговой стратегии организации просты: она помогает компании не сбиться с пути завоевания рынка и преследует установленные бизнесом цели. Не имея четкой стратегии маркетинга, компания не может удерживать и повышать конкурентоспособность своих товаров, ежедневно теряет клиентов и не приобретает новых. Эффективная маркетинговая стратегия предприятия помогает ответить на вопросы:

  • Кому мы продаем?
  • Что мы продаем?
  • Как продавать эффективно?
  • Когда и где продвигать товар?
  • Какие свойства продукта развивать?
  • На какие новые рынки идти?

Маркетинговая стратегия представляет собой определенную совокупность комплекс долговременных решений относительно способов удовлетворения нужд имеющихся и возможных клиентов компании за счет применения своих возможностей, а также внешних ресурсов.

Маркетинговая стратегия любого предприятия, как правило, фиксирует письменно и представляет собой некий документ, который называют «маркетинговой политикой предприятия». Маркетинговая стратегия это составная доля коллективной стратегии развития предприятия.

В мировой практике существует четкая, выверенная годами практика разработки маркетинговой стратегии. Дадим краткую характеристику каждому виду маркетинговой стратегии. Корпоративная стратегия маркетинга заключается, к примеру, в разработке миссии, бизнес-целей и ценностей компании. Деловые стратегии бизнеса, рекомендуется внедрять уже после утверждения миссии и главных целей компании на рынке рекомендуется перейти к разработке деловых маркетинговых стратегии предприятия. Деловые стратегии маркетинга — основа любой маркетинговой деятельности компании. Выделяют 3 направления деловых стратегий: портфельная, стратегия роста, стратегия конкурентной борьбы. Функциональные (или инструментальные) стратегии маркетинговой деятельности разрабатываются на самом последнем этапе стратегического планирования, выделяют следующие разновидности функциональных маркетинговых стратегий: ассортиментная стратегия, стратегия продвижения, стратегия ценообразования, стратегия дистрибуции, стратегия выбора целевого рынка.

При Разработке любой маркетинговой стратегии предшествует определение рыночных целей фирмы. Хорошо продуманное стратегическое видение готовит предприятие к будущему, устанавливает долгосрочные направления развития и определяет намерения предприятия занять конкретные деловые позиции. Разработка стратегии является одной из основных функций стратегического менеджмента.

Цель — это определенное состояние общих характеристик фирмы, достигнуть которые для нее все равно достигнуть желаемого успеха, это то, на что направлена операционная деятельность любой организации.

Рыночные цели определяют успешное положение компании на рынке в будущем. Сроки, устанавливаемые на рыночные цели, обуславливают масштабы цели, быстроту изменений внешней среды компании. Требования к постановке рыночных целей аналогичны общим требованиям к постановке целей организации.

Требования к целям

Цели должны быть (SMART-принцип):

  • конкретными -Specific;
  • достижимыми -Measurable;
  • согласованными (между собой) — Agreeable, Accordant;
  • измеримыми — Realistic;
  • увязанными во времени — Timebounded.

Цели должны быть согласованными:

  • с миссией компании;
  • между собой (иерархия целей);
  • с теми, кому предстоит их выполнять.

Сущность маркетинговой стратегии – это совокупность элементов, которые помогают распределить имеющиеся ограниченные ресурсы и получить максимальный доход в долгосрочном периоде времени. У каждой компании своя уникальная и неповторимая маркетинговая стратегия, которая используется в ее деятельности. При ее выборе и разработке необходима концентрация и целеустремленность в достижении поставленной цели, а также гибкость, способность понимать и приспосабливаться к условиям рынка.

Что же такое разработка маркетинговой стратегии предприятия? Это выбор такой совокупности ориентированных на потребителя (клиента предприятия) действий, которая обеспечит предприятию стабильность и процветание на долгие годы вперед. При этом подразумевается не жесткая схема, а гибкий план, в который в любой момент можно будет внести дополнения и изменения. Потому что внешние факторы меняются постоянно, соответственно, толковый предприниматель должен это учитывать и уметь подстроиться под ситуацию. Обычно маркетинговая стратегия закрепляется на бумаге и называется в дальнейшем маркетинговой политикой компании.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Структура маркетинговой стратегии.

Разумеется, действующая маркетинговая стратегия должна предусмотреть все нюансы, имеющие отношение к предприятию и его позиции на рынке. Можно выделить следующие структурные элементы маркетинговой стратегии: планы и цели предприятия на рынке; анализ структуры рынка; прогнозы развития рынка; анализ конкурентоспособности предприятия; позиция предприятия и его продукта на рынке. к содержанию Виды маркетинговых стратегий.

Каждая стратегия создается для того, чтобы реализовать какую-то главную цель. Поэтому, в зависимости от комплекса задач, которые необходимо решить, маркетинговые стратегии бывают, например, такими: стратегии расширения существующих рынков; стратегии проникновения на новые рынки; стратегии поддержания стабильного уровня; стратегии концентрации усилий. Любая стратегия разрабатывается с учетом определенного временного промежутка, поэтому стратегии также делятся на: краткосрочные (сроком максимум на год); среднесрочные (на срок от двух до пяти лет); долгосрочные (на срок пять-семь лет). Прежде чем что-либо планировать, предприятие должно провести полный маркетинговый аудит и определиться со своими целями и планами развития. Следует понимать, что цели предприятия должны быть: конкретными, достижимыми, согласованными между собой, измеримыми, увязанными по времени.

Помимо вышеперечисленного цели должны соответствовать общей направленности предприятия и квалификации его персонала. Нужно упомянуть, что целью предприятия и, соответственно, разрабатываемой маркетинговой стратегии, не всегда должно быть что-то материальное, осязаемое. Иногда стратегия разрабатывается, чтобы сформировать определенный имидж предприятия на потребительском рынке.

При формировании стратегии маркетинга целесообразно провести анализ рынка. На этом этапе проводится целый комплекс исследований. Необходимо изучить потенциал рынка и потенциал продукта компании. Проанализировать объемы продаж: в месяц, квартал. Понять от чего зависит товарооборот: от поставок сырья, от сезонного спроса, от приемов и методов продаж и так далее. Постараться оценить перспективу развития и изменений рынка сбыта, рынка поставщиков. Спрогнозировать неизбежные колебания цен.

Анализ партнеров и конкурентов, то необходим при разработке стратегии. Нужно четко представлять, какой политики предприятие придерживается и намерено придерживаться при работе с партнерами, а также при обслуживании потребителя. Что из существующих действий налажено и работает хорошо, а что лучше поменять. Хорошо также представлять возможные действия конкурирующих предприятий (даже если на данном этапе их нет, необходимо учитывать возможность появления) и учитывать в маркетинговой стратегии контрмеры.

Анализ внешних факторов, также жизненно важен, так как планируя серьезный жизнеспособный долгосрочный список действий, нельзя не учитывать экономику страны и мира в целом, прогнозы аналитиков, новые открытия и даже модные тенденции. На данном этапе, учитывая все вышеперечисленное, идет уже непосредственная разработка маркетинговой стратегии: вырабатываются направления улучшения имеющегося продукта или пути создания нового. Разрабатывается комплекс мероприятий, которые необходимо будет реализовать. Устанавливаются четкие сроки и предусматриваются меры по контролю исполнения плана.

1.2. Методология разработки маркетинговой стратегии

Практически все решения, которые принимаются на предприятии лежат в области маркетинга. От правильности и адекватности выбранной стратегии маркетинговой деятельности зависит то, насколько успешно будет развиваться бизнес и то, как будет проходить освоение сегментов рыночной экономики. Стратегическое планирование имеет ряд особенностей, а именно: процесс разработки стратегии завершается не немедленным действием, а выработкой длительной концепции; при разработке концепции очень часто приходится принимать решения при недостаточном количестве информации, что в последствие приводит к доработке основных позиций; стратегическое планирование отличается от оперативного тем, что не имеет конкретных числовых измерений, что требует постоянной доработки и корректировки в зависимости от условий рынка. Основные направления маркетинговой деятельности: анализ рынка; оценка его текущего состояния; оценка конкурентов и их уровень конкуренции в данном сегменте рынка; постановка целей предприятия и маркетинговой стратегии; исследование потребительской среды избранного сегмента ринка; анализ возможных альтернативных стратегий и выбор основной концепции маркетинга; выбор инструментов контроля, а также предварительная оценка эффективности использования. Нужно помнить, что маркетинговая стратегия оценивается на основе тех результатов, которые получает предприятие в ходе ее использования. Ее успешное проектирование позволяет достичь высоких результатов в долгосрочной перспективе, а также занимать лидирующие позиции на рынке. Важно помнить, что в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики очень важно своевременно вносить коррективы и делать поправку на потребности потребителей. Периодически полезно отвлекаться от конкретных задач концепции и рассматривать ее в целом. Хорошим помощником в этом является финансовый анализ.

В стратегическом маркетинге, как было уже отмечено ранее, выделяют 3 основных уровня маркетинговой стратегии: общие (или корпоративные) стратегии маркетинга, деловые и функциональные (или инструментальные) стратегии маркетинга. На рисунке ниже представлена описанная нами система маркетинговых стратегий предприятия в правильном порядке их утверждения.

Рисунок 1 — Система маркетинговых стратегий

Рассмотрим методологию маркетинговых стратегий.

Корпоративная маркетинговая стратегия.

Корпоративная стратегия маркетинга или общая стратегия маркетинга определяет вектор развития компании и ассортимента, отражает основные амбиции компании в отрасли и задает правильные приоритеты всей маркетинговой деятельности. В литературе часто раздувается понятие миссии и наполняется избыточной идеологией, но если оставить все «духовности», то миссия может задать нужные рамки для работы.

Деловые стратегии бизнеса

Смысл деловых стратегий бизнеса заключается в том, то они определяют характер взаимодействия компании с рынком, устанавливают приоритетность распределения ресурсов (персонал, бюджет, сырье, опыт) и акцентируют внимание на увеличении прибыли компании.

Данный тип маркетинговых стратегий позволяет взглянуть глобально на компанию, оценить ее возможности и правильно распределить ограниченные ресурсы для достижения максимальной прибыли. Без них сложно правильно наладить управление и работу отдела маркетинга.

Выделяют 3 направления деловых стратегий, рассмотрим в таблицы 1.

Таблица 1. Разновидности деловых стратегий

Вид деловой стратегии Описание
1 2
Портфельная стратегия Определяет сбалансированность ассортимента компании, устанавливает принципы, последовательность и акценты в развитии каждой товарной группы, определяет новые привлекательные рынки.
Стратегия роста Позволяет определить основные источники роста продаж и прибыли компании в долгосрочном периоде.
Стратегия конкурентной борьбы Определяет способ входа на новые рынки, принципы охвата рынков, методы укрепления и повышения конкурентоспособности продукции компании на ключевых рынках продаж

Функциональные маркетинговые стратегии.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Функциональные стратегии разрабатываются для каждого подразделения (отдела) компании отдельно, другими словами: в ситуации, когда компания управляет несколькими брендами, функциональные стратегии должны быть установлены для каждого бренда.

Функциональные стратегии маркетинга описывают тактические действия по улучшению маркетинг — микса товара. На данном уровне иерархии выделяют следующие разновидности маркетинговых стратегий (смотрите в таблице 2).

Таблица 2. Разновидности функциональных стратегий

Виды функциональных стратегий Описание функциональных стратегий маркетинга
1 2
Ассортиментная стратегия Описывает принцип развития и значение каждой товарной группы в портфеле компании, определяет широту и правила ротации ассортимента, принципы дифференциации продуктов между собой. Включает план по разработке новых продуктов.
Стратегия продвижения Определяет целевой рынок для продвижения и основные цели коммуникации, включает план рекламных мероприятий, отражает ключевые медиапоказатели рекламных компаний бренда, принципы поддержки новинок и основного ассортимента компании, определяет размер рекламного бюджета.
Стратегия дистрибуции Определяет метод дистрибуции, ключевые каналы продаж, принцип работы с торговыми посредниками и устанавливает цели по количественной и качественной дистрибуции товаров компании.
Стратегия ценообразования Устанавливает принцип ценовой конкуренции в отрасли, правила расчета отпускных и розничных цен, размеры скидок и акций для покупателей, принципы повышения цен и уровень рентабельности продуктов.
Стратегия выбора целевого рынка Определяет основные принципы сегментации рынка и основные сегменты для продвижение товара компании в отрасли.

Когда предприятие начинает разрабатывать определенную маркетинговую стратегию, сразу же возникают вопросы какую отрасль производства необходимо закрыть, выпуск каких товаров прекратить совсем, а какие, наоборот, взять в производство, может быть, вовсе сменить направление деятельности и тому подобное. В планируемой маркетинговой стратегии должны быть учтены эти вопросы и степень важности существующей и планируемой деятельности. Помимо этого, в стратегии должны быть учтены варианты реагирования на изменения внешней ситуации. Поэтому существуют определенные подходы и методы для выбора правильного направления стратегического развития. Методы разработки маркетинговой стратегии бывают: формальные (чаще всего матричные, основанные на математическом анализе); неформальные (основанные на творческом, интуитивном подходе). Конечно же, в основном используются формальные методы: построение различного рода матриц (таблиц), которые отражают позицию предприятия на рынке под воздействием различных факторов (как внутренних, так и внешних), а также их совокупности. Существуют следующие маркетинговые матрицы:

  • матрица И. Ансоффа. Используется для разработки стратегий в условиях растущего рынка, отражает расхождения между реальным и планируемым развитием предприятия;
  • модель М. Портера. Используется для установления связей между рентабельностью предприятия и долей рынка, ориентируется на медленно растущие рынки и уделяет большое внимание конкурирующим предприятиям.
  • SWOT –анализ. Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

В данной дипломной работе для анализа предприятия планируется использовать последнею матрицу в виду ее простоты и высокой эффективности.

Маркетинговая стратегия компании разрабатывается с учетом различных факторов, среди них: ситуация на рынке, приоритеты развития самой компании, различное влияние внешнего окружения, ресурсы компании и т.д. После сбора необходимых данные о внутренней и внешней среде компании, возможны несколько сценариев стратегического развития. Наиболее перспективные сценарии могут получить маркетинговую стратегию и непосредственно сам план перехода на данную стратегию. До начала непосредственного планирования маркетинговой стратегии необходимо точно выявить целевых потребителей и определить, как именно протекает процесс принятия решения о покупке. Основная задача – понять участников самого процесса покупки и разобраться в главных факторах влияния на покупательское поведение. Подобное внимание позволяет создать для своего рынка значащую и эффективную программу маркетинга.

1.3. Анализ финансово – хозяйственной деятельности как аспект разработки маркетинговой стратегии

С помощью анализа хозяйственной деятельности предприятий вырабатываются маркетинговая стратегия и тактика развития предприятия. Финансовая устойчивость – целеполагающее свойство финансового анализа, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и способов ее укрепления представляет глубокий экономический смысл и определяет характер его проведения и содержания. В ходе производственной деятельности на предприятии идет постоянное формирование запасов товарно-материальных ценностей. Анализируя соответствие или несоответствие средств для формирования запасов и затрат, определяют абсолютные показатели финансовой устойчивости, таких как источник собственных средств, основные средства и вложения, наличие собственных оборотных средств, долгосрочные кредиты и заемные средства, краткосрочные кредиты и займы, общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат, общая величина запасов и затрат, излишек или недостаток собственных оборотных средств, излишек или недостаток собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат, излишек или недостаток общей величины основных источников средств для формирования запасов и затрат. Данные сводятся в таблицу, где рассчитывается динамика показателей, темп роста. Затем делают выводы по показателям и общую характеристику выявленной ситуации на предприятии.

Также одним из важнейших критериев оценки финансового положения предприятия является его платежеспособность, под которой понимается готовность возместить кредиторскую задолженность при наступлении сроков платежа текущими поступлениями денежных средств.

Для предварительной оценки платежеспособности предприятия привлекаются данные бухгалтерского баланса. Показатели ликвидности и платежеспособности взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия. Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов ликвидности, являющихся относительными величинами. Они отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств.

Анализ относительных показателей ликвидности и платежеспособности проводится с помощью следующих коэффициентов: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент критической (быстрой) ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент «цены» ликвидации, общий коэффициент ликвидности баланса, коэффициент перспективной платежеспособности, коэффициент задолженности, коэффициент общей платежеспособности.

Эффективность экономических коэффициентов связана с тем, что они наиболее точно позволяют определить сильные и слабые стороны финансового положения предприятия, указать на вопросы в его деятельности, требующие дальнейшего изучения, выявить основные направления и влияющие факторы, которые невозможно проследить.

Показатели ликвидности и платежеспособности взаимно дополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия. Если у предприятия обнаруживаются плохие показатели ликвидности, но финансовая устойчивость ими не потеряна, то у него есть шансы выйти из затруднительного положения.

Разработка финансовой стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем:

  1. Разработанная финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц.
  2. Она позволяет реально оценить финансовые возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.
  3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.
  1. Разработка финансовой стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.
  2. Она отражает сравнительные преимущества предприятия в финансовой деятельности в сопоставлении с его конкурентами.
  3. Наличие финансовой стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью предприятия.
  4. Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых решениях предприятия.
  5. В системе финансовой стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управленческих решений.
  6. Разработанная финансовая стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия. В основе разработки финансовой стратегии предприятия лежат принципы новой управленческой парадигмы — системы стратегического управления. К числу основных из этих принципов, обеспечивающих подготовку и принятие стратегических финансовых решений в процессе разработки финансовой стратегии предприятия, относятся (Приложение 1).
  7. Рассмотрение предприятия как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации. То есть при разработке финансовой стратегии предприятие рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней среды.
  8. Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия. Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер.
  9. Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления финансовой деятельностью, финансовое управление предприятием в стратегической перспективе характеризуется приростным или предпринимательским стилем.
  10. Выделение доминантных сфер стратегического финансового развития. Этот принцип позволяет обеспечить идентификацию приоритетных направлений финансовой деятельности предприятия, обеспечивающих успешную реализацию ее главной целевой функции — возрастания рыночной стоимости предприятия в долгосрочной перспективе.
  11. Обеспечение гибкости финансовой стратегии. Будущему развитию финансовой деятельности предприятия всегда свойственна значительная неопределенность.
  12. Обеспечение альтернативности стратегического финансового выбора. В основе стратегических финансовых решений должен лежать активный поиск альтернативных вариантов направлений, форм и методов осуществления финансовой деятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основе общей финансовой стратегии и формирование механизмов эффективной ее реализации.
  13. Обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса в финансовой деятельности, формируя финансовую стратегию, следует иметь в виду, что финансовая деятельность является главным механизмом обеспечения внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции предприятия на рынке.
  14. Учет уровня финансового риска в процессе принятия стратегических финансовых решений. Практически все основные финансовые решения, принимаемые в процессе формирования финансовой стратегии, в той или иной степени изменяют уровень финансового риска.
  15. Ориентация на профессиональный аппарат финансовых менеджеров в процессе реализации финансовой стратегии. Какие бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров финансовой стратегии предприятия, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты — финансовые менеджеры.
  16. Обеспечение разработанной финансовой стратегии предприятия соответствующими организационной структурой управления финансовой деятельностью и организационной культурой. Процесс разработки и реализации финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам.
  17. Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий.
    Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии развития предприятия. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).
  18. Исследование факторов внешней финансовой среды. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде.
  19. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить обладает ли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявить какие внутренние его характеристики ослабляют результативность финансовой деятельности.
  20. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития финансовой деятельности предприятия: каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и финансовых менеджеров предприятия; каков уровень знаний финансовых менеджеров (их информационной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды; какова эффективность действующих на предприятии систем финансового анализа, планирования и контроля; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач и т.п.
  21. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия.
  22. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. Сформированная на предшествующем этапе система стратегических финансовых целей должна получить конкретизацию определенных целевых стратегических нормативов. Разработка таких целевых стратегических нормативов финансовой деятельности служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспечения контроля выполнения финансовой стратегии.
  23. Принятие основных стратегических финансовых решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, определяются главные стратегии финансового развития предприятия в разрезе отдельных доминантных сфер, финансовая политика по отдельным аспектам его финансовой деятельности, формируется портфель альтернатив стратегических подходов к реализации намеченных целей, и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегического финансового развития предприятия.
  24. Оценка разработанной финансовой стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых предприятием. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.
  25. Обеспечение реализации финансовой стратегии. В процессе реализации финансовой стратегии наряду с заранее намеченными стратегическими мероприятиями готовятся и реализуются новые управленческие решения, обусловленные непредвиденным изменением факторов внешней финансовой среды.
  26. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов финансовой деятельности предприятия.

Изложенная последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии предприятия может быть уточнена и детализирована с учетом особенностей финансовой деятельности предприятия и уровня стратегического мышления его финансовых менеджеров. Формирование адекватного механизма устойчивого развития должно находиться в центре внимания, как самого промышленного предприятия, так и государства в целом.

Достижение предприятием устойчивости в своем развитии – это совокупность различных процессов, поднимающих хозяйственные взаимоотношения на новый уровень развития, наделяя их новым качественным содержанием и делая их более функциональными. На предприятие, стремящееся сохранить устойчивое состояние, оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.

Таким образом, важно для сохранения финансовой устойчивости предприятия, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная – препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!