Заявка на расчет
Меню Услуги

Медицинское страхование в Российской Федерации. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


2  АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.1 Анализ структуры рынка медицинского страхования  в РФ

 

Рынок ОМС в РФ контролируется не много числом крупнейших страховых компаний, хотя их участие в организации социальной защиты подчинено целям продажи страховых продуктов и обеспечения финансовой устойчивости своего холдинга за счет бюджетных средств. Наиболее крупными страховыми медицинскими организациями, работающими в сфере ОМС, являются «Росгосстрах», АО МАСК «МАКС-М», СМК ОАО «РОСНО-МС» и др.

В сегменте ОМС продолжается рост концентрации, причиной которой служит уход с рынка небольших игроков или их поглощение ведущими страховыми медицинскими организациями (СМО). В 2016 г. компания «РОСНО-МС» перешла в собственность «ВТБ Страхования», а «Астро-Волга-Мед» была приобретена компанией «МАКС-М». Данная тенденция наблюдается и в 2017 г. – в январе прекратили свою деятельность такие СМО, как «Согласие-М» и «Башкортостан», а в начале февраля «РЕСО-Гарантия» направила в ФАС РФ ходатайство о приобретении 100% голосующих акций МСК «Уралсиб».  Дальнейшему росту концентрации в сегменте ОМС способствует увеличение затрат СМО, вызванное регуляторными изменениями, прежде всего, введением института страховых поверенных, а также обязательным увеличением уставного капитала СМО [15].

В 2015 г. в медицинские организации поступило 622 млрд р. В структуре расходов медицинских организаций доля  расходов  на оплату труда составляла 72%, на приобретение медикаментов, медицинского оборудования – 11% и т. д. В 2017 году в целом по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов на одного застрахованного по ОМС 11 641,0 рублей, что на 556,4 руб. (5,02%) больше, чем в 2016 году. При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило страховых взносов на ОМС 17 741,6 руб., что на 1 369,0 руб. (8,36 %) больше, чем в 2016 году, на 1 неработающего — 7 256,8 руб., снижение в сравнении с предыдущим годом составило 5,5 руб., или 0,08% [16, с.70].

В качестве цели института страховых поверенных выступает создание добавленной стоимости для пациента страховыми медицинскими  организациями  и  усиление  роли  и  функций  СМО.

Внедрение института началось в 2016 г. и предполагает появление аналога персональных менеджеров для пациентов ОМС. Страховые поверенные являются сотрудниками СМО, что повышает затраты этих организаций. Увеличение уставного капитала страховых медицинских организаций с 60 до 120 млн. рублей, повышающее порог участия в бизнесе СМО, предусмотрено Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и  Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [17]. Что касается процентного соотношения застрахованного в ОМС населения по федеральным округам, то, согласно официальному сайту ФФОМС, статистика на 1 января 2018 г. выглядит следующим образом (рисунок 2.1).

Центральный ФО Северо-Западный ФО Южный ФО

Северо-Кавказский ФО Приволжский ФО Уральский ФО Сибирский ФО Дальневосточный ФО

Рисунок 2.1 — Структура рынка по численности застрахованных ОМС по федеральным округам РФ на 1 января 2018 г.

[16, с.71]

Как видно из рисунка, наибольше численность  застрахованных лиц преобладает в Центральном и Приволжском ФО, составляет 27% и 20% соответственно, а наименьшее количество наблюдается в Северо-Кавказском и Дальневосточном ФО, что полностью соответствует плотности населения в этих регионах. Если рассмотреть данный показатель в разрезе субъектов РФ, то лидирующие позиции занимают г. Москва и Московская область, на долю которых приходится 13,45% [18, с.256].

Для полного анализа необходимо рассмотреть ТОП-10 страховых компаний по численности застрахованных лиц. Что  касается России в целом, на 1.07.2017 г. статистика выглядит следующим образом (рисунок 2.2).

ООО «Росгосстрах- Медицина»

АО «МАКС-М»

ОАО «СК СОГАЗ-Мед» ООО «ВТБ МС»

ООО «Альфа Страхование МС»

ООО «ВТБ Медицина»

ООО МСК «РЕСО-МЕД»

ООО СК «Ингосстрах-М» АО СМК «АСТРАМЕД-МС»

ЗАО «Страховая группа

«Спасские ворота-М»

Рисунок 2.2 — Структура рынка ОМС по ТОП-10 страховых компаний по численности застрахованных в ОМС на 1.07.2017 г.[17]

Данный      рисуное      показывает,      что      компания       ООО

«Росгосстрах-Медицина» имеет самую высокую долю, занимает  первое место, доля которой составляет 18%. Второе место занимает компания АО «МАКС-М», на 2% меньше, чем первое место. Далее идет ОАО «СК СОГАЗ-Мед» с долей 15%. У последних 2 компании только 3%, на много меньше первого места.

На официальном сайте ФФОМС представлены данные опроса населения на тему: «В случае заболевания, куда Вы обратитесь в первую очередь?». Результаты представлены на рисунке 2.3.

 

В поликлинику по полису ОМС

В медицинский центр на платной основе

В федеральные или ведомственные клиники по полису ОМС

К частному

практикующему врачу

В зарубежные

медицинские учреждения

В федеральные или ведомственные клиники на платной основе

 

Рисунок 2.3 — Результаты опроса населения на тему: «В случае заболевания, куда Вы обратитесь в первую очередь?» [18, с.257]

 

Из данных рисунка 3 можно увидеть, что, хотя в рамках ОМС существует рад проблемы и вопроса, но 74% населения всё таки обратится в поликлинику по полису ОМС в первую очередь.

Если рассматривать объём сегмента ДМС в номинальном выражении, можно сделать вывод, что в 2017 г. он продолжил расти, но при этом темп прироста (1,6% = 137,8 млрд. руб. / 140 млрд. руб.*100-100) оказался ниже темпов роста сегмента легальной коммерческой медицины (ЛКМ) (9,1%) и теневого сектора (7,3%) [19, с.89]. Результатом данного события стало сжатие количественного спроса на ДМС и стремление к экономии со стороны страхователей, выбирающих страховые программы с меньшим покрытием.

В 2014-2017 гг. массового сокращения спроса на страховые программы со стороны крупных предприятий, являющихся основными потребителями программ ДМС, не наблюдалось. Кроме того, значительная часть таких компаний оптимизировала численность персонала. Основным инструментом экономии на ДМС стало сокращение предоставляемого работникам «пакета» медицинских услуг, например, путём исключения дорогостоящих или дополнительных опций, и сужения перечня доступных ЛПУ. Значительное падение спроса на ДМС произошло среди предприятий среднего бизнеса, часть из которых отказалась от программ ДМС для

своих сотрудников. Но доля таких предприятий в общем объёме страхования по ДМС невелика.

Поддерживающим фактором стал закон  №  409-ФЗ, требующий наличия полиса ДМС у трудовых мигрантов, но эффект  для объёма сегмента в общем был незначительным. Сегмент ДМС в нынешнем виде достиг насыщения, поскольку увеличения спроса со стороны крупных корпоративных клиентов в условиях отсутствия экономического роста не ожидается. Факторами роста могут стать страхователи – физические лица, при условии, что для них появятся более привлекательные по цене предложения. Речь идёт, в первую очередь, о сотрудниках предприятий среднего бизнеса, лишившихся полисов ДМС. Некоторые из таких пациентов перешли в сегмент ЛКМ, однако наличие на рынке привлекательных программ ДМС может изменить их потребительское поведение.

В первый квартал 2017 г. рынок ДМС относительно всего остального страхового рынка вырос на 10%. В перспективе до 2019 г. ожидается устойчивый рост рынка частной медицины в среднем на 5,9% ежегодно. Общий прирост по сравнению с уровнем 2016 г. может достичь 19%, с преобладающей долей сегмента ЛКМ (57%). Доля теневого сектора уменьшится незначительно и может составить до 23% общего объёма коммерческой медицины в 2019  г.  Необходимо отметить, что  на  ТОП-10  страховых  компаний-лидеров  по  сбору премий по ДМС по итогам 2017 г. приходится 80% всех  сборов  по России.                  На                  рисунке     2.4          представлены     данные                   компании            с полученными премиями и осуществлёнными выплатами.

Рисунок 2.4 — Премии и выплаты ТОП-10 страховых компаний по ДМС в 2017 г., тыс. руб. [17]

Страховщики в 2017 году собрали 140 млрд. руб. страховых премий, это на 1,6% больше, чем в 2016 году.

Таким образом, темп роста рынка, едва приблизившись в 2016 году к «докризисному уровню» в 6,8%, вновь значительно замедлился. В тройке лидеров оказались «СОГАЗ» с объемом премий 52,9 млрд. руб., «РЕСО-Гарантия» с 12,6 млрд. руб. и «АльфаСтрахование» с 12 млрд. руб. Замкнула ТОП20 «Либерти Страхование» с 600 млн. руб.

В 2017 году у 9 из 10 компаний премии превышают выплаты,  и лишь у страховой компании ЖАСО, наоборот, выплаты превышают премии. Изучив структуру расходов консолидированного бюджета, можно сделать вывод, что доля расходов ФФОМС на здравоохранение составляет 57-59%. Несмотря на это, проблема собираемости отчислений на социальные нужды останется неизменной. Законодательные новации в этой области, такие как ограничение доступа неплательщиков таких отчислений к ОМС, ранее 2019 г. крайне маловероятны.

В существующем виде сегмент ДМС достиг насыщения. Именно поэтому доля ДМС в структуре платных медицинских услуг снизится с 20,1% в 2016 г. до 19,2% в 2019 г. Увеличения спроса в корпоративном сегменте не ожидается. Источником роста спроса в среднесрочной перспективе может стать сегмент частных клиентов. В результате снижения реальных располагаемых денежных доходов населения всё больше частных  лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) рассматривают сегмент ОМС как источник дополнительного дохода.

В 2017 г. доля частных ЛПУ от общего числа ЛПУ в ОМС составляла 29%. На рисунке 2.5 представлены расходы консолидированного бюджета РФ по прогнозам до 2019 г.

Рисунок 2.5 — Расходы консолидированного бюджета по прогнозам до 2019 г., млрд. руб. [20, с.1142]

Как можно увидеть из данных рисунка, в рассматриваемый период доля расходов консолидированного бюджета в структуре расходов на здравоохранение постепенно снижалась – с 85% в 2012 г. до 81% в 2016 г., в то время как доля частного сектора демонстрировала следующее (рис. 2.6).

Рисунок 2.6 — Расходы частного сектора с прогнозом до 2019 г., млрд. руб. [20, с.1142]

Как можно увидеть, в течение нескольких следующих лет структура затрат изменится незначительно, а увеличение расходов государства, запланированное на 2017-2019 гг., приведёт к снижению доли    консолидированного    бюджета.    Перейдя    к одноканальному

финансированию, доля расходов ФФОМС существенно возросла – с 41% в 2012 г. до 59% в 2016 г. При этом доля  расходов  федерального бюджета значительно сократилась – с 27% в 2012 г. до 16% в 2016 г. Также наблюдается рост  доли  прочих  источников  финансирования,  в том числе консолидированных бюджетов субъектов РФ [21].

2.2  Анализ динамики медицинского страхования в РФ

 

Рассмотрим показатели динамики медицинского страхования  в РФ в разрезе его видов – обязательного и добровольного.

Основные показатели ДМС в РФ за 2014-2017 годы представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Основные показатели ДМС в 2014-2017 гг.

 

Показа- тели 2014 г. 2015 г. Абсолют- ные измене- ния, млн. руб. Темпы роста,

%

2016 г. Абсолют- ные измене- ния, млн. руб. Темпы роста,

%

2017 г. Абсолют- Ные измене- ния, млн. руб. Темпы роста,

%

Премии, млн. руб. 124075 128957 +4882 +3.9 137816 +8859 +6.9 140008 +2192 +1.6
Выплат ы, млн. руб. 95220 99641 +4421 +4.6 100063 +422 +0.4 105811 +5748 +5.7
Число догово- ров 11347890 10328384 -1019506 -9.0 10271866 -56518 -0.5 11086927 +815061 +7.9

 

На рисунке 2.7 представлены темпы прироста по основным показателям ДМС по сравнению с прошлым годом.

Рисунок 2.7 — Темпы прироста по основным показателям ДМС РФ по сравнению с прошлым годом

Как можно увидеть по данным таблицы 2 и рисунка 7, в 2016 году наблюдается прирост суммы премий по ДМС в РФ на 4,6%, а в 2017 году – снижение на 9% до 140008 млн. руб. Это, как уже сказано ранее, связано со снижением реальных располагаемых доходов населения в стране.

Если в стоимостном выражении наблюдается снижение, то по количеству заключенных договоров виден постоянный рост: в 2016 году на 5,7%, в 2017 году – на 7,9%, их количество составило 11086927 ед.

Таким образом, можно сделать вывод об удешевлении договоров по добровольному медицинскому страхованию. При этом наблюдается и снижение выплат в рассматриваемом периоде: в 2017 году – на 0,5% по сравнению с 2016 годом (в 2016 годом был прирост всего на 0,4%), что отражает общие тенденции добровольного медицинского страхования в РФ.

На рисунке  2.8 представлено соотношение выплат и сборов   (в %) за последние 7 лет.

 

Рисунок 2.8 — Соотношение выплат и сборов по ДМС в РФ за 2011-2017 годы [21]

Как можно увидеть, менее 73% коэффициент соотношения объемов и выплат н опускался – это было в 2016 году в размере 73,02%. В 2017 году наблюдается рост показателя до 75,58%, то есть практически приближается коэффициент  к  докризисному  2014  году. То есть можно отметить, что больших проблем с выплатами по ДМС у российских страховщиков нет.

По сборам и выплатам по ДМС ТОП-5 регионов выглядят таким образом (табл. 2.2).

Таблица 2.2 — ТОП-5 регионов РФ по сборам и выплатам по ДМС [17]

 

Мес то Регион Сборы Измен ение за послед ний год, % Мес то Регион Выплаты Измен ение за послед ний год, %
Мл рд. руб. %

от всег о рын ка

Мл рд. руб. %

от всег о рын ка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Москв а 92,7 66,2 -1,9 1 Москв а 72,5 68,6 4,9
2 Санкт- Петер бург 11,9 8,5 +8,0 2 Санкт- Петер бург 7,8 7,4 7,1
3 ХМА О –

Югра

3,8 2,7 +115,6 3 ХМА О –

Югра

3,2 3,0 99,8

 

Окончание таблицы 2.2 — ТОП-5 регионов РФ по сборам и выплатам по ДМС

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4 Респ. Татарстан 2,8 2,0 +16,2 4 Респ. Татарстан 1,9 1,8 3,3
5 Свердловская обл. 2,0 1,4 -1,5 5 ЯНАО 1,6 1,5
6 Свердловская обл. 1,5 1,4

5,8

 

Как можно увидеть, в некоторых регионах сборы выросли в гораздо большей степени, чем в среднем по РФ, но в некоторых и упали. То же самое было и с выплатами. При этом динамика сборов и выплат в одном и том же регионе совпадала далеко не всегда.

Никакой закономерности тут нет, просто проявлялась местная краткосрочная конъюнктура.

Например, годом ранее (в 2016-м) сборы в ХМАО–Югре уменьшились на 47,1%, а выплаты – на 46,6%. Значит, этому округу было куда расти в 2017-м. Это и произошло: он нарастил и сборы, и выплаты в 2 раза. Но если отбросить этот явно экстремальный «излом», то окажется, что и Москва, и Санкт-Петербург в 2017 году по общему росту сборов и выплат выглядели на общем фоне весьма прилично.

На рисунке 2.9 можно представить ТОП-5 регионов по коэффициенту выплат за 2017 год.

 

Рисунок 2.9 — ТОП-5 регионов РФ по коэффициенту выплат за

2017 год

Коэффициент выплат – весьма важная характеристика работы страховой компании. В каком-то смысле даже более важная, чем абсолютные размеры ее сборов и выплат. Этот коэффициент характеризует компанию с точки зрения ее «готовности платить». Увы, из всех регионов «ДМСовского» топ-5 в Санкт-Петербурге в 2017 году страховые компании отдавали на лечение клиентов самую малую долю от той суммы, которую перед этим собрали, – 65,8% (при этом в Москве – 78,3%), а наибольшую долю в размере 82,9% отдавали в ХМАО-Югре.

Для сравнения: в последнем так называемом докризисном 2013 году коэффициент выплат составил в среднем по России 78,2%; в 2016-м (год всеобщей реакции на кризис) – 73%, а в 2017-м – 75,6%. Так что по последнему году можно даже с удовлетворением отметить некоторый рост «платежной готовности» страховых компаний по ДМС.

Основные показатели ОМС в РФ за 2014-2017 годы представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Основные показатели ОМС в 2014-2017 гг.

 

Показатели 2014 г. 2015 г. Абсолют- ные измене- ния, млн. руб. Темпы роста,% 2016г. Абсолю тные изменен ия, млн. руб. Темпы роса,

%

2017 г. Абсолют ные изменени я, млн. руб. Темпы роста,%
Средства, предназнач енные для оплаты медицинско й помощи, млн. руб. 1367884 1534851 +166967 +12.2 1498714 -36137 -2.4 1619802 +121088 +8.08
Оплата медицинско й помощи, оказанной застрахован ным лицам, млн. руб. 1312354 1455958 +143604 +10.9 1445905 -10053 -0.7 1611411 +165506 +11.45
Число застрахован ных лиц на конец года, чел. 145958743 147131653 +1172910 +0.8 146373697 -757956 -0.5 146408345 +34648 +0.02

 

На рисунке 2.10 представлены темпы прироста по основным показателям ОМС по сравнению с прошлым годом.

Рисунок 2.10 — Темпы прироста по основным показателям ОМС РФ по сравнению с прошлым годом

По данным таблицы 2.4 и рисунка 2.10 можно отметить, что в 2015 году наблюдается прирост показателей рынка ОМС:

  • средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, возросли на 12,2%;
  • сумма оплаты      медицинской       помощи,       оказанной застрахованным лицам, возросла на 10,9%;
  • число застрахованных  лиц  на  конец  года  увеличилось  на

0,8%.

Таким образом, в 2015 году виден прирост показателей ОМС,

однако в дальнейшем видно его ухудшение.

В 2016 году наблюдается ухудшение показателей рынка ОМС:

  • средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, уменьшились на 2,4%;
  • сумма оплаты      медицинской       помощи,       оказанной застрахованным лицам, снизилась на 0,7%;
  • число застрахованных  лиц  на  конец  года  уменьшилось на

0,6%.

 

Все тенденции 2016 года так или иначе связаны с кризисными явлениями в экономике, которые улучшились в 2017 году, так, в последнем году:

  • средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, увеличились на 11,4%;
  • сумма оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, стала выше на 8,1%;
  • число застрахованных  лиц  на  конец  года  повысилось  на

0,02%.

Таким образом, можно отметить, что в 2017 году ситуация с

обязательным медицинским страхованием в РФ стабилизировалась.

За 2017 г. исполнение бюджета ФОМС по доходам сложилось в сумме 1,74 трлн. руб. (101,8% прогнозного объема на 2017 г.), что превышает процент исполнения бюджета ФОМС по доходам за 2016 г. (99,76%). Основная часть поступлений в январе-декабре 2017 г. была обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС.

Поступления от страховых взносов на ОМС работающего населения – 1,09 трлн. руб. (102,6% годового прогнозного объема), что выше аналогичного показателя за 2016 г. на 80,56 млрд. руб. [22, с.121] Рост динамики поступлений взносов на ОМС работающего населения по сравнению с прогнозным показателем обусловлен в основном ростом объема фонда заработной платы в 2017 г. и передачей полномочий  по  администрированию страховых взносов  на

ОМС от Пенсионного фонда РФ ФНС России.

Поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения, зачисляемые в бюджет ФОМС, на 1 января 2018 г. – 618,7 млрд. руб. или 100,01% прогнозного годового показателя [17].

По данным ФОМС по Кемеровской, Воронежской и Свердловской областям, а также г. Москве, сумма перечисленных за 2017 г. в бюджет ФОМС взносов на ОМС неработающего населения превышает объем бюджетных ассигнований на указанные цели суммарно на 3,8 млн. руб., что согласно пояснениям ФОМС, связано в том числе с уплатой страховых взносов за неработающих членов семей военнослужащих.

По состоянию на конец 2017 г. страховые взносы на ОМС неработающего населения всеми регионами перечислены в бюджет ФОМС в полном объеме, задолженности по их уплате не имеется.

Поступления от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в бюджет ФОМС остатков  субсидий, субвенций  и  иных  межбюджетных  трансфертов,  имеющих   целевое

 

назначение, прошлых лет составили 4 млрд. руб. Из них возврат остатков субвенций бюджетам территориальных  фондов обязательного медицинского страхования – 1,87 млрд. руб., возврат остатков иных межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медпомощи, в том числе ВМП, включенной в базовую программу ОМС, – 1,39 млрд. руб.

Исполнение бюджета ФОМС по расходам за 12 месяцев 2017 г. составило 1,66 трлн. руб. или 95,4% утвержденных бюджетных ассигнований на 2017 г., что ниже уровня исполнения расходов бюджета ФОМС за 12 месяцев 2016 г. (99,7%) [23, с.106].

Наибольшая сумма расходов приходится на субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях регионов. Их исполнение составило 1,54 трлн. руб. или 100% утвержденного годового объема, что соответствует уровню исполнения за соответствующий период 2016 г.

Расходы по финансовому обеспечению оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными госучреждениями, составили за 2017 г. 90,73 млрд. руб. или 100% утвержденного годового объема.

Межбюджетные трансферты в виде дотации федеральному бюджету на софинансирование расходов регионов, возникающих при оказании гражданам РФ ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, исполнены в сумме 6 млрд руб. или 100% утвержденного годового объема. При этом установленная форма данного межбюджетного трансферта в виде дотации федеральному бюджету предполагает возврат неиспользованных на конец финансового года остатков субсидий регионами в федеральный бюджет, но не предусматривает возврат указанных ассигнований в бюджет ФОМС.

По данным Минздрава России, госучреждениями, оказывающими высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за 2017 г. пролечено 329 тыс. пациентов или 100,2% планового годового объема, медицинскими организациями регионов  на условиях софинансирования из федерального бюджета – 177,8 тыс. пациентов или 101,9% планового годового объема.

Средства нормированного страхового запаса ФОМС зарезервированы в пределах 77,73 млрд руб. По состоянию на 1 января 2018 г. расходование указанных средств не осуществлялось.

 

По результатам исполнения бюджета ФОМС в январе-декабре 2017 г. текущий профицит бюджета ФОМС на 1 января 2018 г. составил 82,17 млрд. руб., при утвержденном дефиците бюджета ФОМС на 2017 г. в размере 29,04 млрд. руб.

Причинами образования незапланированного текущего профицита бюджета ФОМС на 1 января 2018 г. являются:

  • поступление страховых взносов на ОМС работающего населения сверх установленных объемов на 27,1 млрд. руб.;
  • неполное исполнение расходов ФОМС, в том числе на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде (не использовано 2 млрд. руб. от планируемых значений), на осуществление единовременных выплат медицинским работникам (не исполнено 0,2 млрд. руб.), неиспользование средств нормированного страхового запаса в 2017 г.

В результате остатки средств на счете ФОМС на 1 января 2018 г. составили 191,77 млрд. руб.

В настоящее время проводится интенсивная деятельность Министерства здравоохранения и социального развития РФ по созданию концепции развитию здравоохранения на период до 2020 года, её целью является, решение основных проблем здравоохранительной отрасли, включая систему ОМС.

Концепция направлены на внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении и, конечно, в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании».

Опираясь на ФЗ № 418-ФЗ от 19.12.16 «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» задачами развития ОМС являются:

  • осуществления контроля поступления страховых взносов на ОМС, анализ его результатов для оценки исполнения бюджета Федерального фонда в 2017 году;
  • повышение средней заработной платы медицинским работникам: врачам до 180% от средне заработной платы в субъекте РФ, среднему медицинскому персоналу до 90% и младшему медицинскому персоналу до 80%;
  • необходимость взаимодействия с Федеральной налоговой службой, по вопросам разработки и утверждения ФНС России методики прогнозирования поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в бюджет Федерального фонда, а также для возможного прогнозирования   страховых   взносов   на  обязательное

 

медицинское страхование работающего населения, с использованием предоставленных ФНС сведений;

  • улучшение демографической ситуации в стране, путем финансового обеспечения необходимых для этого мероприятий.

 

2.3  Проблемы развития медицинского страхования в РФ

 

В последние годы российское общество становится все более заинтересованным в вопросах медицинского страхования. Прочность системы медицинского страхования связана с устойчивостью и счастьем жизни людей. В настоящее время в ОМС существует ряд нерешенных проблем, которые мешают его развитию. Поэтому  изучать проблемы медицинского страхования очень важно.

Несмотря на то, что медицинская система России принесла пользу большинству групп населения с низким и средним уровнем дохода, она также создала множество проблем. Общая публикация сообщила, что медицинская эффективность низкая, а качество обслуживания невелико. Проблема нехватки медицинских средств уже давно преследовала российскую медицинскую систему и до сих пор не разрешена.

После реформы здравоохранения Россия ввела ситуацию, что человеку нужно перенаправить лечиться в другой отдел. Например, московские граждане были отнесены к ближайшим общественным клиникам. Некоторые больницы общего профиля в городе могут принимать только пациентов, переведенных из районных клиник. В противном случае они не будут бесплатными. Первоначальное намерение рационально использовать медицинские ресурсы сталкивалось с проблемами низкой эффективности и низкого качества обслуживания на практике.

При посещении районной клиники нужно пройти сложные процедуры и длинную очередь. Это займет много времени. Если вы не можете ждать, чтобы отдать приоритет, вам придется заплатить. Хотя госпитализация бесплатна, некоторые операции, импортные медицинские устройства и импортные лекарства, использующие высокие технологии, также нужно оплачить отдельно. Причина, по которой районные больницы находятся в таком ситуации из-за серьезной нехватки средств. Недостаточное финансирование привело  к низкому обращению с медицинским персоналом, что напрямую повлияло на качество их работы и обслуживания. Государству необходимо  увеличить  свои  инвестиции  в  первичные  медицинские

 

подразделения сообщества и усовершенствовать стандарты медицинского обслуживания. Именно здесь ожидает широкая общественность в России.

Система обязательного медицинского страхования до начала 2012 года имеет дефицит финансирования в размере около 100 млрд. Рублей. Основная причина заключается в том, что работодатели и местные финансы часто платят меньше или даже не получают страховых взносов медицинского страхования по-разному. Кроме того, из-за недостатков в механизме управления и во многих процессов, возникли такие проблемы, как незаконное присвоение средств, разбазаривать средства и другие.

Ещё низкий уровень медицинского обслуживания и низкая эффективность работы. Эта ситуация напрямую зависит от низкого доход медицинского персонала. Десять лет назад, врачи в западных странах уже зарабатывали в 2-3 раза больше чем среднюю социальную заработную плату, но доход российских врачей составляет лишь 65% от средней социальной заработной платы. Низкая положительность приводит к низким энтузиазмом для врачей, чтобы улучшить их бизнес. Также управление не обладает целостностью и нормативным.

Очевидным является то, что ДМС в сложной ситуации экономики страны сохраняет собственные позиции благодаря стабильным образом поступающим суммам страховых взносов. Более 90% полисов добровольного медицинского страхования России являются корпоративными клиентами.

На рынке ДМС происходит прирост в основе за счет увеличение количество договоров. Этот аспект можно интерпретировать как определенную степень корпоративной социальной ответственности. Компания удобного страхования сотрудничает с корпоративными клиентами, поскольку в этом случае риск равномерно распределяется среди всех сотрудников.

В связи с этим, в качестве необходимой основы развития добровольного страхования выступает необходимость обеспечения бесперебойности процесса воспроизводства посредством оказания денежной помощи пострадавшим в случае неблагоприятных обстоятельств непредвиденного характера.

Составила общую таблицу, для того, чтобы более ясно понимать проблемы ОМС и ДМС, предствлены на таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Основные проблемы ОМС и ДМС

 

Проблемы ОМС Проблемы ДМС
1 Недостаточное финансирование Высокая стоимость полиса
2 Отсутствие единой организационной модели Низкая страховая культура
3 Отсутствие единой системы стандартов управления и контроля качества Нет специального закона и инфраструктуры
4 Прозрачность системы страхования Конфликт с ОМС
5 Несоответствие размеров государственных гарантий Отсутствие налоговых льгот

 

Раскроем указанные в таблице 2.4 проблемы.

Целевое формирование денежных ресурсов является самым важным требованием для системы ОМС. Если отсутствует денежные средства, то почти все необходимые элементы (заработной платы медицинским работникам, оплаты лекарственных препаратов и питания пациентов.) в данной системе не можно хорошо действовать. Поэтому некоторые врачи должны принимать «красные конверты», чтобы компенсировать отсутствие дохода по заработной плате, что делает проблемы «серого дохода» в российской медицинской области довольно серьезными. Расходы на общественное здравоохранение находятся в абсолютном и относительном снижении. Это приводит к ограничениям экономических программы ОМС и машает развитии ОМС.

Одним из наиболее важных вопросов обязательного медицинского страхования является отсутствие единой модели обязательной медицинской страховки для всех субъектов Российской Федерации. Былисозданы различные организационные модели ОМС. Цели у них не одинокавы, и приводит к хаосом рынка.

Без четких стандартов невозможно оценить качество медицинской помощи и эффективность законов и положений о здравоохранении. Качество предоставляемой помощи не может быть оценено исключительно удовлетворенностью пациентов. Нет контроля, соответственно, не может найти недостаток, тогда никак не можно улучшать ситуацию.

 

В случае нехватки средств открытое и прозрачное использование существующих средств тоже считается одним из методов, рассмотренных для улучшения ситуации. Коррупция и расточительство должна быть покончить.

Что касается о несоответствием размеров государственных гарантий, суть в том, что взносы в фонд обязательного медицинского страхования работодателями платятся только за население, работающее официально. Дело в том, что в стране работают много человек, которые не официально работают. Это означает, что работающие люди одновременно обеспечивают неработающего по тем или иным причинам населения. Хотя был проект, чтобы избегать от этого, но наконец не действовал, так как ОМС – это программа для  всех русских.

Дальше, если говорить о несовершенстве нормативно- законодательной базы, то оно выражено в отсутствии специального рода закона о ДМС, который стал бы основой для регулирования разного рода отношений между страховщиком, страхователем и ЛПУ.

Если говорить о невысокой страховой культуре населения, то причинами могут быть различные факторы, такие как: социальный, экономический, политический и т.д. Она обеспечивает понимание института страхования населением в стране. В настоящее время основной задачей российского страхового рынка является повышение уровня страховой культуры и увеличение пропагандистской динамики. Что касается об отсутствии необходимой инфраструктуры для

ДМС, то оно выражено в дефиците в медицинских компаний, которые оказывают услуги высокого качества. В регионах для реализации ДМС используют ресурсы системы ОМС.

Также можно отметить, что при проведении модернизации системы ОМС государство стремится к минимизации объема рынка ДМС. В Россиисуществует концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г. сказано, что ДМС «снижение доступности и качества медицинских услуг, ведущих к населению, обслуживаемым Национальной программой защиты».

Проблема высокой стоимости полиса ДМС связана с требованием увеличении квалификационного уровня врачей, с явлениями кризисного характера, инфляцией, падением курса национальной валюты и др. Отсутствие налоговых льгот для индивидуальных клиентов направляемых на ДМС. Трудно стимулировать желание людей, ведь чем полнее покрываются потребности  людей  в  медицинских  услугах  по  линии  ОМС,  тем

 

меньше спрос на услуги по ДМС. Благодаря налоговым льготам для организаций, Более 90% средств дают коллективные клиенты, но как страхование по индивидуальным полисам развивается медленнее.

Ухудшающийся отбор тоже считается рисками при системе ДМС связывают с тем, что гражданами рассматривается приобретение полиса ДМС в качестве абонемента на лечение, и приобретается медицинская страховка тогда, когда появляется необходимость получения высококачественной медицинской помощи. Страховщикам для решения данного рода ситуации необходимым является проведение так называемой предстраховой экспертизы, то есть исследование истории болезни застрахованного лица.

Кроме этого, существует проблема – дублирование предоставления медицинских услуг обязательного и добровольного медицинского страхования. Имея полис ДМС, застрахованный продолжает платить налоги, из которых оплачивается ОМС. Таким образом, оплата услуг медицинского страхования происходит дважды.

Итого, система ДМС и ОМС нуждается в корректировке, существует необходимость изучить перспективы развития обязательного и добровольного медицинского страхования в России


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф