2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
3.1 Увеличение государственных расходов на здравоохранение, повышение эффективности медицинских учреждений
Российское правительство и экономические медицинские эксперты считают, что система обязательного медицинского страхования подходит для России и направление реформ должно оставаться неизменным.
С этой целью Россия дополнительно уточнила миссию реформы здравоохранения в проекте концепции развития медицинской системы до 2020 года:
- инициироваие здоровый образ жизни;
- повышение национальной продолжительности жизни;
- реабилитация организаций медицинской помощи;
- улучшение качество медицинской помощи;
- совершенствование управления медицинскими страховыми фондами;
- внедрение бесплатную медицинскую систему;
- улучшение защиту от лекарственного средства;
- облегчение людей посещить врача;
- поощрение инноваций в области медицинских технологий;
- содействие созданию медицинской информации;
- повышение уровень квалификации медицинского персонала и улучшение качество медицинских услуг.
С тех пор, Россия будет выходить на новый этап, который укрепляет базовое медицинское обслуживание, повысит качество и эффективность обслуживания, учитывает о социальной справедливости.
Отличительной особенностью российской системы здравоохранения является уставление диагноза специалистом стационарное лечение. Тем не менее, эффективность снабжения первичной медицинской помощи недостаточен, особенно низкая эффективность при лечении хронических заболеваний. В связи с этим, трудно производить эффективную профилактика заболеваний и управление здоровьем. Отсутствие эффективнности базовых медицинских учреждений является самой большой проблемой в современной российской медицинской системе. Уязвимые группы и
группы с низким доходом часто попадают в затруднительное положение с недостаточным предоставлением медицинских услуг в государственных больницах и их неспособностью оплачивать высокие расходы в частных больницах. Поэтому целевое формирование денежных ресурсов является самым важным требованием для системы ОМС и является основным методом для повышения эффективности предоставления медицинских услуг населению.
Спрос на здравоохранение со второй половины 20-го века имеет очень высокую тенденцию к росту. Такой феномен можно объяснить ростом старения населения и роста социального благосостояния.
Необходимо учитывать сложную взаимосвязь между факторами расходов при анализе факторов расходов на здравоохранение. Любой фактор может увеличить расходы на здравоохранение, к примеру, продление продолжительности жизни населения. Сверх этого, увеличение продолжительности жизни приводит к увеличению доходов, из этого приведет к увеличению инвестиций в дорогостоящие новые технологии, в резельтате приведет к дальнейшему увеличению медицинских расходов. Поэтому, эффект рассматриваемых факторов является мультипликативным.
При анализе затрат на здравоохранение также необходимо рассмотреть его структуру. По данным ВОЗ, доля частных расходов достигала 48%. Большая часть общих расходов на частное здравоохранение является результатом недостаточного предложения медицинских услуг со стороны государства. Если сравнивать государственные расходы на здравоохранение между Россией и зарубежными странами оказывается значительно более высокой, чем разница в общих расходах. Поэтому население удовлетворяет растущие медицинские потребности за свои собственные счета. В этой ситуации вероятность доступа к качественному здравоохранению снижается, особенно для незащищенных слоев, который должен обеспечить государством.
Подводя итог, отметим, что необходимо увеличить общие расходы на здравоохранение, главным образом за счет увеличения государственных расходов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи в России в будущем. Низкая эффективность данной отрасли зависит от много факторов и приводит к многим последствий, но проблемы в большой степене решаются путем увеличение расходы государства и расшиления каналов финансирования и других мер.
В первом раунде медицинской реформы в 1990-х годах регионы в Российской Федерации устанавливали фонды обязательного медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования в основном получен из обязательной страховой премии, выплачиваемой компанией или организацией для сотрудников. В классической модели ОМС основным источником поступлений является налог на заработную плату (взносы на ОМС), а роль бюджетов всех уровней сводится к выделению относительно небольших субсидий. В этих условиях объем финансовых ресурсов относительно слабо зависит от общих бюджетных поступлений.
В 2016 г совокупные государственные расходы на медицину составят 3,8% от ВВП. В настоящее время расходы на здравоохранение в России значительно ниже, чем в развитых странах, что уменьшит медицинское качество для населения. По данным Минфина, расходы на здравоохранение в 2018 году, будет составить 4,1% от ВВП. Консолидированный бюджет на здравоохранение в 2018 году составит почти 3,15 трлн рублей, что на 15,1% больше, чем в 2017 году.
Сутью данного предложения является увеличить доступные средства, чтобы медицинские учреждения есть средства для распределения, и соответственно, повысит энтузиазм, эффективность работы и качество услуги. Всемирная организация здравоохранения также считает, что укрепление медицинских услуг на базовом уровне является ключом к реализации преобразования данной системы в странах, так и в России. Конечно, кроме отсутствует денежных средств, ещё существует ряд проблемов, но эти проблемы решаются только при наличии средств.
На всяком случае позволит страховым медицинским организациям более активно участвовать в повышении эффективности использования средств обязательного медицинского страхования и доступности бесплатной медицинской помощи. что особенно важно в современных экономических условиях, а также в реализации актуальных мер профилактической направленности здравоохранения.
Таким образом, для этого, государству нужно официально предсказывать в данной сфере какой рост реального спроса на услуги, также учитывается изменения численности населения и старения, ещё экономический рост или спад, и уровень повешения цены медицинских услуг. После тщательного рассматрения, нужно опубликовать прогноза о оптимальном варианте государсивенных
расходов. Конкретные задачи находиться после увеличения государственных расходов является следующими:
- составить единые стандарты медицинского обслуживания по обязательному медицинскому страхованию;
- увеличить капиталовложение в первичной медико- санитарной помощи и домашних медицинских услугах;
- улучшить использование медицинского фонда, устранять коррупции в медицинской сфере.
- улучшить медицинскую инфраструктуру и обновить средства лечения;
- увеличить заработную плату медицинского персонала;
- субсидировать обездоленные группы, формулировать список контроля над лекарствами для защиты спроса людей.
Рассмотрим возможности получения жителями РФ платных медицинских услуг исходя из имеющихся статистических данных о их доходах, уровне жизни, расходах бюджетов на медицинские услуги и работы страховых медицинских организаций по контролю деятельности медучреждений.
Ниже приводятся данные о соотношении доходов с величиной прожиточного минимума.
О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в IV квартале 2017 года.
Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017г. № 421- ФЗ) Федеральная служба государственной статистики сообщает сведения о величине прожиточного минимума (установлена приказом Минтруда России от 13 апреля 2018г. № 232н), ее соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» исчисление величины прожиточного минимума за IV квартал 2017г. произведено на основании потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012г.
№ 227-ФЗ, и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года.
В таблице 3.1 представлена величина прожиточного минимума за IV квартал 2017г. в целом по РФ.
Таблица 3.1 — Величина прожиточного минимума за IV квартал 2017г. в целом по РФ, в расчете на душу населения, руб. в месяц
Все населе- ние | В том числе | |||
Трудоспособ- ное население | Пенсио- неры | дети | ||
Величина прожиточного минимума | 9786 | 10573 | 8078 | 9603 |
в том числе: стоимость потребительской корзины | 9116 | 9407 | 8078 | 9603 |
из нее минимальный набор: продуктов питания | 4559 | 4704 | 4039 | 4807 |
непродовольственных товаров | 2281 | 2354 | 2022 | 2401 |
услуг | 2276 | 2349 | 2017 | 2395 |
расходы по обязательным платежам и сборам | 670 | 1166 |
В таблице 3.1 величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей определяется без учета расходов по обязательным платежам и сборам. Изходя из данных, у трудоспособленного населения самая высокая величина прожиточного минимума, а у пенсионеров – самое низкое количество денег. Из состава потребительской корзины, стоимость на продукты питания занимает самую большую долю.
На рисунке 3.1 представлена структура величины прожиточного минимума по группам населения в процентах. Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей также определяется без учета расходов по обязательным платежам и сборам.
Расходы по обязательным и сборам Услуги
Непродовольс твенные товары Продукты питания
Рисунок 3.1 — Структура величины прожиточного минимума по группам населения в IV квартале 2017 года, в процентах
Далее, рассмотрим переменную обстановку данной величины за последние два года, представленную в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Динамика величины прожиточного минимума в целом по РФ, в расчете на душу населения, рублей в месяц
Все население | В том числе | |||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
2016г. | ||||
I квартал | 9776 | 10524 | 8025 | 9677 |
II квартал | 9956 | 10722 | 8163 | 9861 |
III квартал | 9889 | 10678 | 8136 | 9668 |
IV квартал | 9691 | 10466 | 8000 | 9434 |
2017г. | ||||
I квартал | 9909 | 10701 | 8178 | 9756 |
II квартал | 10329 | 11163 | 8506 | 10160 |
III квартал | 10328 | 11160 | 8496 | 10181 |
IV квартал | 9786 | 10573 | 8078 | 9603 |
Как можно увидеть из данной таблицы, величина прожиточного минимума для всего населения в II квартале и III квартале 2017 года увеличилась значительно, после этого снова сокращалась до бывшего уровня, примерно как в I квартале 2016 года. Затем по предварительным данным, приведены Пенсионного фонда Российской Федерации и с учетом единовременной денежной выплаты в размере 5 тыс.рублей, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016г. № 385-ФЗ, рассматрим соотношение доходов насаления с величиной прожиточного минимума в табл. 3.3.
Таблица 3.3 — Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума
IV квартал2017г. | Справочно | ||
IV квартал 2016г. | III квартал 2017г. | ||
Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц | 36616 | 35892 | 30947 |
в % к величине прожиточного минимума для всего населения | 374,2 | 370,4 | 299,6 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей в месяц | 42797 | 39824 | 37723 |
в % к величине прожиточного минимумадля трудоспособного населения | 404,8 | 380,5 | 338,0 |
Средний размер назначенных пенсий по старости, рублей в месяц | 14154 | 18172 | 13748 |
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров | 175,2 | 227,2 | 161,8 |
Изходя из таблицы, можно видеть, что среднедушевые доходы в четвертом квартале 2017 года составили 374,2% к величине прожиточного минимума для населения, и на 2% больше четвертого квартала 2016 года; на 18% выше, чем третьем квартале 2017 года. среднемесячная номинальная начисленная зарплата сотрутников предприятии выросла на 7% и на 13% в IV квартал 2016г. и III
квартал 2017г. соответственно. Данный показатель составил 404,8% к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения. Средний размер назначенных пенсий по старости в 4 квартале 2017 года меньше на 22%, чем прошлом году и составил 175,2% к величине прожиточного минимума для пенсионеров. Затем рассматрим суммарную величину дохода, обеспечивающего прожиточный минимум семьям из 2, 3, и 4 человек в таблице 3.4 внизу.
Таблица 3.4 — Суммарная величина дохода, обеспечивающего прожиточный минимум семьям различного состава, рублей в месяц
IV квартал 2017г. | Справочно | |||
IV квартал 2016г. | III квартал 2017г. | |||
Семьи, состоящие из 2 человек: | ||||
2 трудоспособных | 21146 | 20932 | 22320 | |
2 пенсионеров | 16156 | 16000 | 16992 | |
1 трудоспособного и 1 ребенка | 20176 | 19900 | 21341 | |
Семьи, состоящие из 3 человек: | ||||
2 трудоспособных и 1 ребенка | 30749 | 30366 | 32501 | |
2 трудоспособных и 1 пенсионера | 29224 | 28932 | 30816 | |
1 трудоспособного и 2 детей | 29779 | 29334 | 31522 | |
Семьи, состоящие из 4 человек: | ||||
2 трудоспособных и 2 детей | 40352 | 39800 | 42682 | |
1 трудоспособного и 3 детей | 39382 | 38768 | 41703 | |
Таблицы 3.5 показывает минимальный размер оплаты труда в конце 2017 года составил 7800 руб., на 300 рублей больше, чем МРОТ в 2016г. Размер стипендий студентов также на 10% больше, чем размер 2016г., следует отметить, что все виды основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ выросли в 2017 г. по сравниванию с предудушим годом.
Таблица 3.5 — Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума (на конец периода)
IV квартал 2017г. | Справочно | ||
IV квартал 2016г. | III квартал 2017г. | ||
Минимальный размер оплаты труда | |||
рублей в месяц | 7800 | 7500 | 7800 |
Окончание таблицы 3.5 — Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума (на конец периода)
в % к величине прожиточного минимумадля трудоспособного населения | 73,8 | 71,7 | 69,9 | ||
Размер государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам | |||||
высшего образования, рублей в месяц | 1484 | 1340 | 1484 | ||
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения | 14,0 | 12,8 | 13,3 | ||
среднего профессионального образования, рублей в месяц | 539 | 487 | 539 | ||
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения | 5,1 | 4,7 | 4,8 | ||
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет | |||||
по уходу за первым ребенком рублей в месяц | 3066 | 2909 | 3066 | ||
в % к величине прожиточного минимума для детей | 31,9 | 30,8 | 30,1 | ||
по уходу за вторым и последующими детьми рублей в месяц | 6131 | 5817 | 6131 | ||
в % к величине прожиточного минимума для детей | 63,8 | 61,7 | 60,2 | ||
Ниже в таблице 3.6 представлена численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Таблица 3.6 — Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ
Млн. человек | В % от общей численности населения | |
2016г. | ||
I квартал | 23,4 | 16,0 |
II квартал | 19,8 | 13,5 |
I полугодие | 21,4 | 14,6 |
III квартал | 18,8 | 12,8 |
Январь-сентябрь | 20,3 | 13,9 |
IV квартал | 14,8 | 10,1 |
Год | 19,5 | 13,3 |
Окончание таблицы 3.6 — Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ
2017г. | ||
I квартал | 22,0 | 15,0 |
II квартал | 20,2 | 13,8 |
I полугодие | 21,1 | 14,4 |
III квартал | 19,2 | 13,1 |
Январь-сентябрь | 20,3 | 13,8 |
IV квартал | 14,5 | 9,9 |
Год | 19,3 | 13,2 |
Из таблицы 3.6 можно видеть, что численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России на 500000 человек меньше, чем прошлый год и составило 13,2% от общей численности населения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017г. № 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» с января 2018г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливаетсянормативнымправовым актом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Расчет величины прожиточного минимума соответствует порядку, введенному с 2013г. Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно основным положениям указанного закона в составепотребительской корзины определяются: продукты питания – в натуральных показателях, непродовольственные товары и услуги – в соотношении со стоимостью продуктов питания (в объеме по 50% от стоимости продуктов питания).
Расчет величины прожиточного минимума осуществлен согласно правилам исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденным постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 29 января 2013г. № 56.
Расчеты величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации производятся Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Наблюдение за уровнем потребительских цен для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации поПеречню продуктов питания- представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума (всего 42 позиции), утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральнойслужбой государственной статистики от 11 марта 2013г. № 93н/91.
На рисунке 3.2 представлена средняя начисленная заработная работников по категориям персонала и формам собственности организаций за октябрь 2011 года.
Рисунок 3.2 – Средняя начисленная заработная работников по категориям персонала и формам собственности организаций за октябрь 2011 года
Приведённые выше данные диаграммы об уровнях доходов отдельных категорий работников по формам собственности показывает почти в 2 раза больше зарплату у предприятий с негосударственной собственностью. Но и этот уровень зарплат, не позволяет пополнять фонды ОМС в достаточном количестве для своевременного и качественного медицинского обслуживания, а том числе не прибегая к тратам на платные медуслуги.
Приведённые ниже статистические данные о работе страховых медицинских организациях, их доходах, расходах и применяемых ими санкций в отношении медицинских организаций, имеющих отклонения от требуемых стандартов работы, показывают и имеющиеся недостатки в работе и самих страховых медицинских организациях.
В таблице 3.7 показывают основные покaзатели рабoты страховых медицинских oрганизаций в части обязательнoго медицинского страхования. В таблице 3.8 — лечебно-профилактические организации и медицинские работники.
Таблица 3.7 — Основные покaзатели рабoты страховых медицинских oрганизаций в части обязательнoго медицинского страхования (ОМС), млн. рублей
2012г. | 2013г. | 2014г. | 2015г. | 2016г. | |
Поступило средств — всего | 840235,9 | 1199749,9 | 1360134,4 | 1537111,7 | 1543826,5 |
в том числе: | |||||
Средства, пoступившие oт ТФОМС на финансовое обеспечение ОМС в сoответствии с договором о финансовом oбеспечении ОМС |
718801,9 |
1145366,3 |
1291923,2 |
1463507,0 |
1495087,8 |
Средства, пoступившие из медицинских oрганизаций в рeзультате пpименения к ним санкций зa нарушения, выявленные пpи проведении контpоля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи |
22380,4 |
46302,2 |
64916,3 |
71783,3 |
44910,2 |
Средства, поступившие от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц | 11,9 | 12,3 | 14,0 | 17,2 | 23,6 |
Прочие поступления целевых средств | 99041,7 | 8069,0 | 3280,8 | 1804,2 | 3804,9 |
Использовано средств — всего | 804749,8 | 1137611,7 | 1305540,0 | 1459754,6 | 1490684,8 |
в том числе: | |||||
Нa oплату мeдицинской пoмощи, оказанной застрахованным лицам медицинскими организациями, в соoтветствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по OМС |
701093,2 |
1127859,5 |
1300988,5 |
1454960,2 |
1486017,1 |
Нaпрaвлeнo в дoхoд стрaховoй медицинской оргaнизaции | 2245,6 | 3373,0 | 4198,4 | 4425,0 | 3015,3 |
Прoчee испoльзoваниe цeлевыx срeдств | 101411,0 | 6379,3 | 353,1 | 369,4 | 1652,4 |
Вoзврaт целeвых сpедcтв иcтoчнику финансиpoвания | 56164,5 | 46215,5 | 37434,2 | 50321,8 | 48561,8 |
Таблица 3.8 — Лечебно-профилактические организации и медицинские работники (на конец года)
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Число больничных организаций, тыс. | 6.3 | 6.2 | 5.9 | 5.6 | 5.4 | 5.4 |
Число больничных коек всего, тыс. | 1347.1 | 1332.3 | 1301.9 | 1266.8 | 1222 | 1197.2 |
на 10 000 человек населения | 94.2 | 92.9 | 90.6 | 86.6 | 83.4 | 81.6 |
Число амбулаторно- поликлинических организаций, тыс. | 16.3 | 16.5 | 16.5 | 17.1 | 18.6 | 19.1 |
Мощность амбулаторно- поликлинических организаций: всего, тыс. посещений в смену |
3727.7 |
3780.4 |
3799.4 |
3858.5 |
3861 |
3914.2 |
на 10 000 человек населения | 260.6 | 263.7 | 264.5 | 263.8 | 263.5 | 266.6 |
Численность врачей: всего, тыс.чел. | 732.8 | 703.2 | 702.6 | 709.4 | 673 | 680.9 |
на 10 000 человек населения: | 51.2 | 49.1 | 48.9 | 48.5 | 45.9 | 46.4 |
Таблица 3.8 показывает прямую динамику снижения числа коек в больничных организациях, хотя общее число самих организаций за последний год не изменилось, а число амдулаторно- поликлинических учреждений несколько возросло, в том числе по количеству посещений в расчёте на каждые 10000 чел., что является положительным моментом на первый взгляд. Однако, данные опроса респодентов в 2016 году показали не очень приглядную картину. По данным опроса Росстата в 2016 году, указали на то, что предлагается платное лечение, на которое нет средств: всего по стране у 29,6% опрошенных респодентов; в том числе: в городских населённых пунктах 28,6% опрошенных респодентов; в городах с численностью 1 млн.чел. и более 24.6% опрошенных респодентов; у населения в сельских населённых пунктах 33,0% опрошенных респодентов, а
ожидают очереди, соответственно: 35,9%; 37,3%; 41,0%; 30,8%, что говорит о значительной недоработки действующей системы ОМС.
Данные таблицы 3.9 показывают, что процент расходов на лекарственных средств несколько возрос, а на оплату медуслуг практически не изменился. Это говорит, что медицина учитывает проблемы падения жизненного уровня населения, а фармацевтические предприятия всё увеличивают цены на лекарственные средства. Следовательно, надо обратить внимание правительства РФ, Федерального и Территориальных ФОМС на организацию работы в совершенствовании лекарственного обеспечения населения.
Таблица 3.9 – Расходы домашних хозяйств на продукцию медицинского назначения и оплату медицинских услуг (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в среднем на члена домашнего хозяйства в год; рублей)
2014 |
2015 |
2016 | Справочно | ||||||
в процентах к общей сумме потребительских расходов | в процентах к расходам на продукцию медицинского назначения и медицинские услуги | ||||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2014 | 2015 | 2016 | ||||
Расходы на продукцию медицинского назначения и медицинские услуги — всего из них: |
6307,0 |
6454,3 |
7034,3 |
3,6 |
3,7 |
3,6 |
100 |
100 |
100 |
На покупку лекарственных средств | 2933,2 | 3142,2 | 3472,2 | 1,7 | 1,8 | 1,8 | 46,5 | 48,7 | 49,4 |
На оплату медицинских услуг | 2745,6 | 2667,6 | 2831,4 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 43,5 | 41,3 | 40,3 |
Повышение минимальных размеров заработной платы до величины прожиточного минимума и значительный рост на этой основе цены труда является важнейшей и наиболее актуальной социально-экономической задачей российской экономики.
Вместе с тем, настоящее время, в РФ у работников даже не 8 часовой рабочий день, 10-ти – 12-ти часовой и эта переработка должна финансироваться в повышенном размере, как и требует законодательство о труде за сверхурочную работу. К тому же, администрация предприятий пишет в отчётности, что работники заняты не полный рабочий день и поэтому их зарплата менее месячного МРОТ.
Переход к МРОТ за 1 час работы позволит снизить риски снижения доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, включая ФФОМС и ТФОМС, т.к. у предприятий будет меньше шансов скрывать истинные доходы своих работников, включая конверты. Реальность данного предложения обусловлена тем, что гострудинспекции, налоговой инспекции и администрации муниципального образования будет достаточно легко проконтролировать деятельность администрации предприятий на:
- наличие излишков рабочей силы на предприятии, которые по официальным данным заняты всего по 4 часа в рабочий день, при этом это физически здоровые работники;
- наличие не занятых рабочих мест, хотя официально объявлении о их наличии в службе занятости района нет и работа по привлечению к труду незанятого населения не ведётся
Такая работа со стороны местных органов власти и рост трудовой инспекции позволит существенно пополнить как доходы бюджета района (микрорайона), так и средства ТФОМС, которые формируются в процентах от зарплаты работников на территории района.
При этом установлено, что данный механизм предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность оказанными услугами.
Проведение подобной оценки и информирование граждан о ее результатах является важным фактором, стимулирующим медицинские организации к улучшению взаимодействия с пациентами. Вместе с тем представляется целесообразным создать систему рейтингования медицинских организаций, основанную на оценке
качества предоставленной медицинской помощи.
Ключевыми параметрами оценки при формировании такого рейтинга могут служить качество медицинской услуги (отсутствие нарушений и недостатков при оказании медицинской помощи), квалификация специалистов, техническая оснащенность медицинской организации, обоснованные жалобы на организацию и оказание медицинской помощи, анализ сведений об эффективности применения мер воздействия в отношении медицинской организации.
3.2 Контроль и надзор за деятельностью СМО
В системе медицинского страхования СМО несет ответственность за защиту прав застрахованного лица на предоставление высококачественных медицинских услуг. Другими словами, страховая медицинская организация играет очень важную роль на рынке медицинского страхования.
СМО в сфере защиты прав застрахованных выполняется следующими:
- обеспечение права страховщика выбирать и заменять CMO;
- обеспечение права страховщика на получение медицинской помощи указанном в плане страхования;
- обеспечение права страховщика на получение информации об ОМС и ДМС.
Кроме единого стантарта для контроля качества услуги, в данной сфере пациенту очень важно оценить качество и объем оказываемых ему медицинских услуг, поэтому СМО необходимо принимать и рассмотреть жалоб и заявлений застрахованных лиц, чтобы улучшения свои работы.
СМО следует уделять больше внимания информированию застрахованных участников ОМС и ДМС, их прав и обязанностей, объема услуг, предоставляемых в программе, и механизмов оценки качества предоставляемых услуг. Охват медицинского страхования составляет более 140 млн человек, поэтому также необходимо составить единую информационную систему в сфере ОМС и ДМС, это считается предварительным условиям для контроля и надзора деятельности СМО.
До настоящего времени информационные системы СМО на рынке ОМС и ДМС, не объединены в общую структуру. Из-за этого, мы не можем контролировать недобросовестные поведения медицинских организаций, к примеру выставлять счета за одну и ту же услугу как по ОМС, так и по ДМС в разные СМО. Обособленность систем оплаты счетов в ОМС и ДМС может являться причиной роста
убыточности и сказываться на стоимости страховых услуг[24, с.9]. В то же время СМО нет эффективного механизма мониторинга для обеспечения прозрачности финансирования той же услуги из разных источников, так как взаимосвязь между СМО и медицинскими учреждениями основана на двусторонних соглашениях. Создание централизованной информационной системы, которая позволит вести единый учет оказанной медицинской помощи и всех источников ее оплаты при каждом обращении пациента, может способствовать решению указанной проблемы. Сверх того, собранные информация, в одной базе данных, можно способствовать совершенствованию подхода к установлению тарифов в медицинском страховании,так и может быть эффективным инструментом для анализа и мониторинга в целом секторе здравоохранения.
Метод определения стоимости медицинских услуг в ОМС и ДМС разные. С 2013 года ОМС используется единая тарифная система, единые способы оплаты медицинской помощи, но на одну услугу в ОМС в разных регионах могут отличаться. Также в системе ОМС можно изменить стоимости одной и той же услуги в течение года. Тарифы ДМС медицинских услуг согласовываются между СМО и медицинским учреждением в соответствии с коммерческими интересами сторон.
Создать единую информационную систему также можно решать проблемы, которые возникают после увеличения государственных расходов. Это оценка общей структуры затрат на здравоохранение, то есть оценка распределения публичных денежных средств, государственных средств, прямое государственное участие и средства ОМС, а также распределения частных средств (оплата через кассу медицинской организации и ДМС). Оплата услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, может осуществляться тремя источниками:
- средства ОМС;
- бюджеты всех уровней;
- личные средства пациента.
Такой состав денежного средства не может определить затраты, потраченные на лечение пациентов, с учетом всех затрат не только на лечение, но и на продолжение медицинских учреждений. Повысит прозрачность денежного потока является результатом создания и использования единой информационной системы в системе медицинского страхования.
Такая инициатива не только можно контролировать, но и можно прогнозировать затраты в сфере здравоохранение, помогать разумно и правильно распределять средства. Кроме этого, система также имеет функцию — избежать двойного финансирования, дать максимальную возможность оптимально определить тарифы и стоимости медицинских услуг. Несомненно, что создание такой системы не только благотворно влияет на деятельность СМО, но также является эффективным инструментом решения проблем общественного здравоохранения.
Что касается о надзоре, Банком России выполняется полный цикл надзорных мероприятий в отношении СМО в соответствии с Законом о страховом деле и нормативными актами Банка России, осуществляя страховой надзор в отношении СМО, действующих исключительно в ОМС, исходит из разграничения полномочий, установленных Законом о страховом деле и Законом об ОМС[24, с.13]. Учитывая обязательное медицинское страхования как особенность социального страхования, организация контроля и надзора за исполнением СМО возложенных на нее обязательств требует комплексного подхода со стороны Банка России, Минздрава России, ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), СРО (саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая страховые организации), которым необходимо выстроить систему эффективного взаимодействия, с целью осуществления совместного надзора. Эти учреждения совместно работают и контролируют объём, качество, условия и срок
медицнской помощи.
Эти стандарты включают:
-СМО много раз нарушать правилы и ТФОМС (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования) принимать санкций к ней;
-количество случаев применения СМО санкций к медицинским организациям.
Количество СМО представляется некачественные медицинские услуги увеличивается; с другой стороны, возникает риск заинтересованности СМО в регулярном применении к медицинской организации финансовых санкций за некачественное оказание услуг. Любой неэффективный показатель может является причиной не повышение ее позиции в рейтинге.
Установить дополнительный меры для надзора в Законе о страховом деле можно осуществлять предложения.
Таким образом, предлагается:
- создание единой информационной системы для ОМС и ДМС;
- определять обязанности (единый стандарт) СМО по информированию застрахованных лиц о правах;
- разработать совместно с Минздравом России, ФФОМС и СРО принципы и критерии добросовестного поведения СМО, и соответствие, обменять информации;
- установить в Законе дополнительные основания для принятия Банком России мер надзорного реагирования в отношении СМО.
Результат предлагаемых изменений повысит оперативность надзорного реагирования, качество и эффективность работы СМО, дает пациенту уверенность, что оказываемые медицинскими организациями услуги соответствуют заявленному качеству. Снизит стоимость медицинского страхования, поскольку расширение объема оцениваемой информации при андеррайтинге рисков предоставит возможность страховщикам в большей степени персонифицировать страховые тарифы
3.3 Внедрение механизма рыночной конкуренции и налоговой льготы
Одной из основных проблем для страны является здравоохранение и защита населения. Виды страхования, которые обеспечивуют социальную защиту населения (особенно наиболее уязвимых групп), должны осуществляляться на некоммерческой основе по закону. Государственные и частные медицинские организации могут работать на некоммерческой основе.
Внедрить механизм конкуренции, разработать частную медицинскую систему и повысить жизнеспособность медицинской системы. В начале российской медицинской реформы был введен рыночный механизм. Приватизировать некоторые государственные медицинские учреждения, поощрять частное здравоохранение, устанавливать частную медицинскую страховку, жители могут добровольно приобрести частное страхование в качестве дополнения, Формируется сочетание государственной и частной системы медицинского обслуживания. Однако, мы всегда хотели создать конкурентный механизм для медицинского рынка, конкуренция практически неэффективна. Для того, чтобы система медицинской страхования приспособить к экономическому и социальному развитию,
повысить жизненной силы существующей системы медицинского страхования. В 2010 году Россия приняла новую версию Закона об обязательном медицинском страховании. Согласно новым правилам, с 2011 года российский народ имеет право выбирать свою собственную страховую компанию, выбрать свой собственный амбулаторный отдел или врача. В то же время законы и постановления также исключили ограничения на вступление в систему обязательного медицинского страхования частных медицинских учреждений.
При благоприятной политике и поощрении со стороны правительства, частные медицинские учреждения появляются один за другим. В настоящее время в России насчитывается около 58 000 негосударственных медицинских учреждений, более половины людей имели опыт платного лечения, и это число еще растет со скоростью 1,6% ежегодно. Ввиду сильного внутреннего спроса на рынке, чтобы повысить их прочность, многие частные медицинские учрежденияувеличили свои усилия по импорту устройства. Российский рынок медицинских изделий в значительной степени зависит от импорта высокотехнологичного медицинского оборудования. Доля импорта в первом полугодии 2015 года осталась на прежнем уровне, составив порядка 85%.
В настоящее время на рынке медицинских услуг отсутствие конкуренции. В разных регионах различные уровни экономического и социального развития, даже в Москве негосударственные медицинские организации не в состоянии предложить весь необходимый спектр видов медицинской помощи. Это актуально позволяет повысить конкурентоспособность медицинских организаций в данной отрасли. Внедрить механизм рыночной конкуренции помогать медицинским учреждениям повысить свои качества и эффективности услуги и это считается выгодом для населения.
Кроме того, коммерческая медицина не заинтересована в работе по действующим тарифам ОМС. Самыми реальными шагами к данной модели было бы категорирование уровней медицинских организаций, предусматривающее разный размер тарифов медицинской помощи. Даже в государственной системе медицинских организаций это бы привело к формированию реальной конкуренции и борьбе за качество медицинской помощи. Нужно, естественно при соблюдении необходимых требований и условий, разрешить на правовом уровне дополнительное добровольное страхование на покрытие разницы в размере действующих тарифов на медицинскую помощь в ОМС и тарифов в коммерческих медицинских организациях.
На рынке медицинских услуг ОМС должна заработать конкуренция за пациента как между медицинскими организациями (там, где это уместно и возможно – например, крупные города с высокой плотностью населения и развитой сетью клиник), так и между врачами. Пока этого нет, системно мотивация у врачей и медицинских организаций работать хорошо и относится к пациентам клиентоориентированно отсутствует.
В современных экономических условиях рынок добровольного медицинского страхования предлагает возможность повышения качественного уровня медицинских услуг в России. Применительно к рынку добровольного медицинского страхования конкуренция между страховыми компаниями может быть отражена в следующих методах конкуренции:
- ценовая конкуренция, то есть предоставление аналогичного плана ДМС по более низкой цене, что приводит к увеличению продаж; Производственная конкуренция, то есть получение от медицинских организаций лучших условий (цен, объемов и прочие) на медицинские услуги;
- разработка новых программ ДМС (по условиям, клиникам, характеру доступа);
- использование новых методов стимулирования сбыта услуг по ДМС;
- селекция портфеля ДМС, направленная на снижение убыточности.
Использование данных методов конкуренции приводит к повышению экономического эффекта от страховых операций. В соответствии с тактическими целями страховой копании эффект повышения конкурентоспособности предлагаемых услуг по ДМС может проявляться либо в увеличении рыночной доли страховщика, либо в повышении прибыли (или снижении убыточности).
Что касается о связи между медицинским страхованием и налоговой льготой, то существуют налоговые льготы в ДМС для юридических лиц. благодаря действующим налоговым льготам, компаниям — работодателям стало выгоднее заботиться о здоровье своих сотрудников. Страховая премия по договору добровольного медицинского страхования может быть учтена в расходах, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, по статье “Расходы на оплату труда”[25]. Поэтому, более 90% полисов в ДМС приехали из корпоративных клиентов.
Также существует налоговые вычеты в ДМС для физических лиц: физическое лицо имеет право на получение социальных налоговых вычетов в размере до 120 000 руб. в год при заключении договора ДМС в свою пользу, а также в пользу супруга (супруги), своих родителей и своих детей в возрасте до 18 лет.[26, c.1]
Применение налоговых льгот может быть расширено, при условии, к примеру, уменьшении суммы НДФЛ при предъявлении справки о покупке полиса не только для тех, уплачивает налог на доходы по ставке 13% и др.
Таким образом, предлагается:
- углубление реализации рыночной конкуренции в ОМС и ДМС;
- добавление налоговые льготы для покупателей.
Результатом предлагаемых изменений является повышение эффективность и качество услуги, привлекает людей к покупке и приносит выгоды для населения.
На сегодняшний момент программы обязательного и добровольного медицинского страхования, по сути, дополняют друг друга. Обязательное медицинское страхование предоставляет необходимый минимум медицинских услуг, а добровольное страхование используют граждане, которые хотят получить дополнительные услуги. Несмотря на существующие проблемы, обязательное медицинское страхование является перспективным направлением, которое позволяет населению получать бесплатную медицинскую помощь.
Все вышеизложенное позволит улучшить систему медицинского страхования в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В выпускной квалификационной работе представлены теоретические и практические основы медицинского страхования в России.
В Российской Федерации система медицинского страхования состоит из двух сегментов – обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). Обязательное медицинское страхование является частью национального социального страхования, оно обеспечивает равные возможности для всех российских граждан и основывается на договоре, заключенном между застрахованным и медицинским страховым учреждением. Согласно контракту, последний предоставил бесплатные медицинские услуги, которые отвечают требованиям обязательного медицинского страхования, такие как амбулаторное лечение, профилактическое лечение, скорая помощь и госпитализация для серьезных заболеваний, все бесплатно. Добровольное медицинское страхование (ДМС) позволяет гражданам получать дополнительные медицинские или иные услуги, которые не предусмотрены программой ОМС. В целях удовлетворения потребностей в маркетинге и удовлетворения различных потребностей жителей, дополненных добровольным медицинским страхованием. ДМС специально для тех людей, кто, к примеру, не застрахован своим работодателем или не имеет желание лечиться в бесплатных медицинских учреждениях; или если кто-то ежегодно тратит много денег на медицинскую помощь или занимается травмоопасными видами делами, ему тогда выгоднее выбирать полис ДМС.
Экономическая суть модели обязательного медицинского страхования показана ниже:
- страхователями работников выступают их работодатели, страхователями населения безработного и пенсионеров — органы исполнительной власти или органы местного самоуправления;
- обязательное медицинское страхование работников производится при помощи платежей работодателей, а неработающего населения и занятых в сфере бюджетных организаций – при помощи ассигнований из бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного уровня;
- размер и условия оказания медицинской помощи бесплатно в пределах ОМС устанавливаются в базовой программе ОМС, которая утверждается правительством, и в территориальных программах, которые принимаются на основе базовой программы органами власти субъектов РФ;
- страховщиками в системе ОМС называются страховые медицинские учреждения; они могут иметь негосударственную форму собственности, быть коммерческими и некоммерческими, деятельность по организации обязательного медицинского страхования должна проводиться на некоммерческой основе (без формирования целевой прибыли) и др.
Социальная значимость системы обязательного страхования состоит в том, что, с одной стороны, она выступает составной частью государственной системы социальной защиты своих граждан, а с другой стороны — фонды ОМС дополняют, а в некоторых случаях замещают бюджетные финансирования в сферу здравоохранения.
Были рассмотрены некоторые зарубежные модели медицинского страхования. В разных странах действуют разные методы страхования и все страны пытаются максимально обеспечить право на охране здоровья.
Расссмотрели структуру и динамику рынка медицинского страхования России. Численность застрахованных лиц преобладает в Центральном и Приволжском федеральном округе, а наименьшее количество наблюдается в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральном округе, что полностью соответствует плотности населения в этих регионах.
Проведенный опрос населения в РФ позволяет увидеть, что, несмотря на некоторые вопросы в получении помощи в рамках ОМС, которые будут рассмотрены далее, преобладающая часть интервьюируемых (74%) обратится в поликлинику по полису ОМС.
Объём сегмента ДМС в 2017 г. продолжил расти, но темп прироста (1,6%) оказался ниже темпов роста сегмента легальной коммерческой медицины (ЛКМ) (9,1%) и теневого сектора (7,3%). Результатом данного события стало прессование количественного спроса на ДМС и стремление к экономии со стороны страхователей, выбирающих страховые программы с меньшим покрытием.
В 2014-2017 гг. массового сокращения спроса на страховые программы со стороны крупных предприятий, являющихся основными потребителями программ ДМС, не наблюдалось. Кроме того, значительная часть таких компаний оптимизировала численность персонала. Основным инструментом экономии на ДМС стало сокращение предоставляемого работникам «пакета» медицинских услуг, например, путём исключения дорогостоящих или дополнительных опций, и сужения перечня доступных ЛПУ.
В 2016 году наблюдается прирост суммы премий по ДМС в РФ на 4,6%, а в 2017 году – снижение на 9% до 140008 млн. руб. Это, как уже сказано ранее, связано со снижением реальных располагаемых доходов населения в стране.
Если в стоимостном выражении наблюдается снижение, то по количеству заключенных договоров виден постоянный рост: в 2016 году на 5,7%, в 2017 году – на 7,9%, их количество составило 11086927 ед.
Таким образом, можно сделать вывод об удешевлении договоров по добровольному медицинскому страхованию. При этом наблюдается и снижение выплат в рассматриваемом периоде: в 2017 году – на 0,5% по сравнению с 2016 годом (в 2016 годом был прирост всего на 0,4%), что отражает общие тенденции добровольного медицинского страхования в РФ.
Все тенденции 2016 года в системе ОМС так или иначе связаны с кризисными явлениями в экономике, которые улучшились в 2017 году, так, в последнем году:
- средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, увеличились на 11,4%;
- сумма оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, стала выше на 8,1%;
- число застрахованных лиц на конец года повысилось на
0,02%.
Проблемы на рынке ОМС можно назвать такие:
- недостаточное финансирование;
- отсутствие единой организационной модели;
- отсутствие единой системы стандартов управления и
контроля качества;
- прозрачность системы страхования;
- несоответствие размеров государственных гарантий. Проблемы на рынке ОМС можно назвать такие:
- высокая стоимость полиса;
- низкая страховая культура;
- нет специального закона и инфраструктуры;
- конфликт с ОМС;
- отсутствие налоговых льгот.
В третьей главе предложены следующие меры:
- увеличение государственных расходов на здравоохранение, повышение эффективности медицинских учреждений;
- контроль и надзор за деятельностью СМО;
- внедрение механизма рыночной конкуренции и налоговой
Данные рекомендации позволят улучшить систему медицинского страхования в РФ в целом.
На сегодняшний момент программы обязательного и добровольного медицинского страхования, по сути, дополняют друг друга. В целом, проблем в системе обязательного медицинского страхования гораздо больше, перечисленные мероприятия и решения перечисленных проблем должны привести к совершенствованию лишь небольшой, но важной части системы обязательного медицинского страхования. Несмотря на существующие проблемы, обязательное медицинское страхование является перспективным направлением, которое позволяет населению получать бесплатную медицинскую помощь. Концепция всеобщего охвата медицинским страхованием в России, государственная, юридическая защита, система рефералов и несколько противоречий между врачами и пациентами дают нам позитивное вдохновение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Исупова, Ю.В. Финансирование системы здравоохранения // Синергия наук. №9. С.158-167.
- Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение / В.А. Медик, В.И. Лисицын. – 4-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
- Юзвович, Л.И., Фоменко, В.В. Детерминанты комплексного применения форм медицинского страхования в системе финансового обеспечения здравообхранения России // Экономика и предпринимательство. №3-1. С.101-108.
- Пичужкина, А.Д., Перевозчикова А.В. Проблемы и перспективы развития фонда обязательного медицинского страхования в России // Экономика и социум. №5-1. 2017. С.1170-1174.
- Гусенов, М.Р., Рябичева О.И. Обязательное медицинское страхование в России // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. №6. С.91-94.
- Тагаева, Т.О., Казанцева, Л.К. Общественное здоровье и здравоохранение в России // ЭКО. 2017. — №2. С.36-81.
- Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рублицкая Н.В. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи. – М.: Инфра-М, 2016. – 424с.
- Толмачев, Д.А., Горбунов С.В. Добровольное медицинское страхование в структуре личного страхования в России // Синергия Наук. 2017. №18. С.1077-1082.
- Гулина, К.А., Улыбина Л.К. Проблемы развития добровольного медицинского страхования в России // Новая наука: Стратегии и векторы развития. Т. 1. №4. С.175-177.
- Паносян, Л.М., Васильченко Е.И. Проблемы и перспективы обязательного и добровольного медицинского страхования в России // Экономика и социум. №3. С.1077-1080.
- Колесова, Н.С. Специфика медицинского страхования на примере России и Франции // Образование и право. №6. С.214-220.
- Белоусова, Т.А. Проблемы медицинского страхования в России: что подсказывает опыт стран ОЭСР // Финансы. №10. С.46-51.
- Чуйкова, Н.С. Финансирование сферы здравоохранения в России и мире: проблемы и перспективы //
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф