Введение
Трансформация государственного сектора Российской Федерации из-за проведения бюджетной реформы подразумевает формирование и реализацию системных мер в финансовой политике государства, направленных на совершенствование управления общественными финансами. В связи с этим ключевую роль имеет корректировка механизма финансового обеспечения государственных учреждений, которые осуществляют расход бюджетных средств. Однако в финансовой политике, нормативно-правовых документах и целевых программах наблюдаются существенные противоречия, которые приводят к возникновению проблем и институциональных барьеров при функционировании государственных организаций как субъектов финансово-экономической деятельности.
Все вышеуказанное формирует необходимость и важность анализа и совершенствования финансового обеспечения государственных организаций в условиях проводимой бюджетной реформы, которая позволит выявить противоречия в реализации финансового механизма государственных организаций, определить рычаги финансового взаимодействия государственных органов и бюджетных организаций.
Актуальность темы исследования подтверждается важностью эффективного построения функционирования финансового механизма государственных организаций, который представляет собой комплекс структурных компонентов практической деятельности, нацеленных на ликвидацию или снижение воздействия негативных факторов для обеспечения бесперебойного функционирования организации.
Проблеме функционирования финансового механизма государственных организаций в основных сферах экономики посвящены работы О.А. Грунина, А.В. Кашина, Е.А. Олейниковой, А.Г. Шаваева, В.В. Шлыковаи др. Среди зарубежных ученых по излагаемой проблематике следует отметить работы Д. Белл, М. Кастельс, Л. Ларуш, И. Масуда, А. Тоффлер, С. Хоффман и других исследователей, которые повлияли на формирование, развитие и современное состояния науки в области обеспечения финансовой политики хозяйствующего субъекта, в том числе и государственных организаций.
Следует отметить, что многие отечественные и зарубежные авторы проявляют нескрываемый интерес к вопросам эффективного распределения финансовых ресурсов государства в адрес государственных организаций. Однако комплексных исследований в данном направлении не разработано.
Целью данной работы является разработка механизмов повышения эффективности деятельности государственных организаций.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучить вопросы правового регулирования деятельности государственных организаций;
— рассмотреть направления деятельности и особенности управления государственных организаций;
— выделить зарубежную практику эффективной деятельности государственных организаций;
— дать характеристику Министерства здравоохранения Республики Башкортостан;
— проанализировать финансово-хозяйственную деятельность Министерства здравоохранения Республики Башкортостан;
— оценить эффективность функционирования Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и результативности его ключевых показателей;
— разработать рекомендации по повышению эффективности государственной организации;
— описать внедрение проектного подхода в деятельность государственных органов исполнительной власти.
Объектом исследования в работе выступает Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Предметом исследования в данной работе выступают комплекс организационных и правовых основ, направленных на совершенствование деятельности государственной организации.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования эффективности функционирования государственных организаций: Аминов И.Р., Балашов А. В., Бахтурина Ю.И., Бедрачук И.А. Гоманова Т.К., Зарипова Н.Д., Климов А.В., Курбаева М.А., Лексин В. Н., Миронов Л.В., Мошкина М.Е., Наумов С.Ю., Орешин В.П., Сарычева М.А., Сычев С.Е. и др.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие направления деятельности государственных организаций, показатели оценки ее эффективности и международных опыт.
В работе использовались федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность государственных организаций, а также методики для оценки эффективности их функционирования. Кроме того, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, а также информация официальных сайтов в сети Интернет.
Научная новизна полученных результатов заключается в уточнении:
— категории «механизм повышения эффективности деятельности государственных организаций»,
— категории «финансового механизма»,
— критерия «анализ финансового состояния организации» для оценки эффективности государственного управления.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке и обосновании мероприятий по совершенствованию государственного управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списка использованных источников.
Первая глава посвящена теоретическим и методологическим аспектам системы показателей для оценки эффективности деятельности государственных организаций.
Вторая глава направлена на анализ и оценку эффективности деятельности Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
В третьей главе разработаны рекомендации по созданию системы эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций и реализацией целевых показателей.
Глава 1. Теоретические основы функционирования государственных организаций
Правовое регулирование деятельности государственных организаций
Под государственной организацией понимается государственное образование, деятельность которой организована на основе выполнения государственных заданий и финансирование осуществляется по определённой смете из соответствующего бюджета.
В качестве государственных организаций может выступать ГУПы, госучреждения, госкорпорации, госкомпании и иные виды.
Государственная организация вправе оказывать на безвозмездной основе услуги, а также платные виды услуг.
Большинство государственных организаций осуществляют те или иные виды экономической деятельности, при этом получают дополнительные финансовые средства, которые поступают в консолидированный бюджет и дальнейшем эти средства могут направляться на различные решения организационных и иных вопросов, материального поощрения сотрудников, расширения перечня услуг, на развитие государственной организации.
Однако, следует учитывать, что получение прибыли не является основной целью создания и функционирования государственных некоммерческих организаций.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». При анализе определений закона, следует обратить внимание на некоторые моменты.
Государственное унитарное предприятие (ГУП) – это коммерческая организация, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Имущество таких организаций является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.
В Российской Федерации основными федеральными законами, регламентирующими деятельность государственных унитарных предприятий, являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Государственные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, деятельность которых направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства и соответственно средства идут на содержание этого учреждения.
Целью деятельности государственного унитарного предприятия является не только извлечение прибыли, а и решение тех или иных задач государства, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.
Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.
Государственные учреждения могут быть казенными; бюджетными; автономными. Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной цели – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.
Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.
Согласно Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией.
Государственная корпорация — это ещё один вид государственного государственной организации, которая основана на имущественном взносе и создана для осуществления управленческих, социальных и общественно- полезных задач.
Государственная корпорация создается на основании федерального закон.
Собственником имущества, которое было передано государственной корпорации является собственностью непосредственно государственной корпорации, и она не отвечает по возникшим обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если не предусматривается иное законодательством.
Согласно Федерального закона «О некоммерческих организациях» ст. 7.2, под государственными компаниями понимаются некоммерческие организации, которые создаются на основе членства и имущественных взносах для оказания социальных значимых функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
Эта компания также, как и государственная корпорация создается на основе федерального закона, в котором определяются цели создания, вид имущества и иные организационные и правовые аспекты деятельности.
Имущество, которое передается государственной компании в качестве имущественных взносов и имущество, которое приобретается непосредственно в процессе деятельности государственной компании, является собственностью государственной компании.
Федеральным законодательством определяется, что государственная компания также, как и государственная корпорация, не отвечает по обязательствам Российской Федерации.
Государство не отвечает по обязательствам этой компании, если иное не оговорено законом.
Особенности правового регулирования бюджетных учреждений закладываются в нормах Федерального закона от 12 января 1996 г№7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Государственное учреждение, деятельность которого связана непосредственно с оказанием государственных услуг закрепляется в учредительных документах, в частности уставе предприятия, кроме того закрепляются основные виды деятельности.
Государственные бюджетные учреждения обязуются выполнять задания, которые разрабатываются государством и которые доводятся до этого учреждения и государственного задания.
Государственные бюджетные учреждения обязуется выполнить установленные сроки задания и финансирование выполнения заданий производится в виде субсидий, которые поступают из бюджета.
Бюджетное учреждение вправе оказывать услуги физическим и юридическим лицом за установленную оплату и предложения об оказании услуг является публичным, то есть одинаковым для субъекта правоотношений.
Услуги, которые бюджетное учреждение выполняет закрепляются непосредственно в учредительных документах и не относятся к основным видам деятельности.
Ежегодно государственное предприятие обязано выполнять государственное (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не имеет право отказаться. Финансирование выполнения государственного задания происходит в виде субсидий из соответствующего бюджета. Также государственное предприятие вправе оказывать услуги физическим и юридическим лицам сверх установленного государственного задания за плату и на одинаковых при оказании аналогичных услуг условиях.
При этом такие услуги, согласно учредительным документам государственных предприятий должны относиться к основным видам его деятельности.
Доходы, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом без согласования с собственником.
Согласно п. 4 ст. 24 Закона №7-ФЗ, в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, бюджетное учреждение может формировать другие организации некоммерческого характера и вступать в различные ассоциации или союзы. Крупная сделка бюджетным учреждением совершается исключительно с предварительного согласия учредителя, условия и признаки крупной сделки содержатся в п. 13 ст. 9.2 ФЗ-7 [2].
Порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетных организаций, проведения финансовых операций, а также обращения на них взыскания предусмотрен статьей 30 Закона № 83-ФЗ.
Основой правового регулирования автономных учреждений является Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», законом о некоммерческих организациях в этом случае – не руководствуются [3].
Автономная некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и это имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Исключение составляют недвижимое либо особо ценное движимое имущество, которое приобретается за счёт субсидий.
Учредитель формирует для государственной автономной некоммерческой организации задания и обеспечивает финансирование деятельности.
Для этого выделяются средства, субсидии из соответствующего бюджета, которые предусматриваются нормативно-правовой базой.
Если ценное имущество либо недвижимое имущество было приобретено за счёт целевых субсидий, то используется это имущество только с разрешения учредителя.
Все остальное имущество принадлежит автономному учреждению, и оно распоряжается по собственному усмотрению. Доходы учреждение поступают в собственность этого учреждения и направляются на цели, ради которых оно было создано. Собственник автономного учреждения не получает прибыль от доходов деятельности автономного учреждения.
Таким образом, согласно законодательства, государственная организация как автономное учреждение является бюджетным и финансирование которого осуществляется за счёт соответствующего бюджета и согласно смете, то есть плану финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
Следует отметить, что Бюджетный кодекс содержит определение бюджетного учреждения, как организация, которая создается органами государственной власти в целях осуществления функций, имеющих некоммерческий характер.
К таким функциям можно отнести управленческие, технические, социально- культурные и иные цели и функции, которые реализуются организациями.
В деятельности бюджетного учреждения обеспечивается посредством средств бюджета соответствующего и или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов, плана финансовой деятельности предприятия, то есть бюджетное учреждение представляет собой государственную организацию, имеющую некоммерческую организационную структуру.
Изменение бюджетного учреждения производится на основании распоряжения соответствующих органов власти, в зависимости от уровня этого бюджета.
Изменение бюджетного учреждения на иной вид государственной организации на федеральном уровне производится на основании решения Правительства Российской Федерации. В случае, если бюджетное учреждение является субъектом Российской Федерации, то принимается решение об изменении этого учреждения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Если учреждение создано на местном уровне, то решение об изменении бюджетного учреждения на иной вид государственной организации принимается местной администрации муниципального образования.
Что касается правового регулирования бюджетных, казенных и автономных учреждений, то для бюджетных и казенных учреждений основным нормативно-правовым актом считается Бюджетный кодекс РФ, а для автономного учреждения – Федеральный закон «Об автономных учреждениях».
Таким образом, правовое регулирование функционирования государственных организаций происходит осуществляется с помощью различных законодательных актов.
1.2. Направления деятельности и особенности управления государственных организаций
Государственные организации являются важнейшими субъектами, которые вступают в различные правоотношения и оказывают общественно-значимые услуги, которые в целом обеспечивают реализацию государственной политики в различных сферах деятельности.
Организации государственного формата создаются с целью иметь возможность произвести удовлетворение ряда потребностей, которые имеют социально значимый характер.
Чтобы организация имела возможность носить статус государственной необходимо выполнить такое обязательное требование (одно из перечня) как финансирование (полное/частичное) бюджетного сметного характера, а также осуществление ведения бухучета согласно бюджетному плану счетов. На данный момент в нашей стране работает большое количество организаций, для которых бюджетное финансирование является недостаточным, то есть можно говорить о существовании ситуации, в которой данная категория хозяйствующих субъектов становится наименее защищенной в плане экономики.
Государственные организации реализовывают социальные функции, при этом они предоставляют спектр различных услуг гражданам.
Деятельность государственных организаций реализуется посредством формирования отношений взаимного характера между такими субъектами как государство (которое представляется властными органами законодательного и исполнительного типа) и гражданами/учреждениями, которые выступают в качестве получателей услуги [22, c. 74].
Государственная организация в основном обладает следующим функционалом: предоставление услуг в таких областях как образование, наука, охрана здоровья, спорт и физкультура, занятость социального типа и прочее. Финансирование данной категории организаций осуществляется из бюджета федерального, регионального или муниципального уровня.
Можно обусловить финансовое значение организаций государственного типа тем, что существенная ресурсная часть (более 50%), формируемая в государстве, мобилизуется в государственную систему бюджета.
Процесс анализирования у организации ее состояния финансов дает возможность разрешить представленные далее задачи:
— осуществлять процесс управления организацией на разные сроки (долгосрочное управление и краткосрочное);
— производить установление сферы, для которой необходимо наибольшее приложение сил, чтобы произвести балансное формирование;
— реализовывать процесс принятия управленческих решений рациональным образом.
Однако, общество находится в постоянном процессе развития, что вызывает необходимость использовать инструменты и методы для финансовой аналитики нового уровня. В качестве такого инструмента может выступить планирование финансов [43, c. 99].
Если взглянуть на экономическую литературу, то в ней можно увидеть следующее определение механизма финансов в общем виде: это принципиальная схема использования рычагов финансового характера в практическом поле по отношению к системе экономики страны, целью которой выступает реализация регулятивной деятельности в отношении объектов/процессов на различных уровнях управленческой системы [23, с. 16]. На основании указанных моментов можно произвести обозначение финансового механизма как некую совокупность форм и методов применения и создания ресурсов финансового типа, которые сформированы специальным образом, а также закреплены в нормативно-правовых актах на уровне государства, и целью которых выступает обеспечение населению гарантий и прав социального характера, а также развитие системы экономики.
Укажем, что существует серьезный недостаток в указанном определении – это недостаточность списка источников, которые позволяют произвести обеспечение комплекса стимулов и рычагов нормативного, информационного, правового и финансового типа.
Те доходы, которые государственная организация получила в результате деятельности предпринимательского типа (или иной деятельности, которая приносит доход), а также, например, приобретенное имущество за счет указанной категории средств переходят организации на самостоятельное распоряжение.
Процесс финансирования работы организаций государственного типа может осуществляться из нескольких источников базового характера. Расчет доли финансирования в таком случае производится на основании нормативов, которые утверждены. Процесс финансирования организаций бюджетного типа проходит указанные ниже стадии:
1) главный распорядитель средств бюджета производит на основании утвержденного бюджета процесс формирования, а также последующего утверждения росписи бюджета по отдельным получателям;
2) проведение процесса уведомления относительно ассигнованиях бюджетного типа – здесь бюджетный орган исполнительного типа, используя уведомления о бюджетных ассигнованиях, производит осуществление донесения всем получателям показателей росписи бюджета за период отчета. Реализация данного процесса должна производиться в течение десяти дней;
При существовании сметы, которая имеет статус утвержденной, учреждения бюджетного типа получают возможность произвести планирование с высокой долей эффективности и использование строгим образом средств бюджета. Сметный документ должен содержать все доходы, поступление которых осуществляется из различных уровней бюджетов, а также фондов государственного характера внебюджетного типа. Сметный документ содержит два раздела, а также приложения, в которых можно ознакомиться с расчетами [30, c. 44].
Изучение у организаций государственного типа хозяйственной деятельности производится с помощью проведения анализа связей типа «причина-следствие», которые имеются у явлений экономического характера, а также производится анализ моделей математического и структурно-логического типа по отношению к факторным системам параметров субъекта, который реализует процесс хозяйствования. Так как функционал, который реализуют организации бюджетного типа имеют различия, а также существует ряд особенностей в отношении товаров производства (либо услуг, работ), то возникает необходимость реализовать исследование механизма финансов с позиции изучения отраслей, которые относятся к категории непроизводственного типа.
В качестве цели, которая ставится перед финансовым механизмом, выступает необходимость произвести обеспечение работы системы бюджета в учреждениях бюджетной категории с высокой долей эффективности. На основании данной поставленной цели далее выделены задачи, которые необходимо реализовать:
— обеспечить процесс перераспределения в отношении ресурсов финансового типа, опираясь на существующие потребности предприятий бюджетного типа;
— обеспечить вращение ресурсов финансового характера для данной категории учреждений на стабильном уровне;
— снизить риски, которые могут способствовать потерям ресурсов финансового характера у учреждений бюджетной категории.
То есть можно сделать вывод об отсутствии по отношению к финансовому механизму четкого и единого определения. В общем можно сформулировать его так: комплекс инструментов финансовой категории, которые позволяют создать финансовые стимулы, обеспечивающие процесс развития хозяйствующего субъекта в социально-экономическом поле, которые соотносятся с целями/задачами реализуемой предприятием экономической политики.
Учреждение бюджетной (казенной) категории реализует функционал, полученные от государственных (или местных) властных органов в отношении принятия и реализации обязательств согласно сметному документу. Данный документ создается на базе задания государственного (муниципального) уровня. Главным образом задачи и цели реализации финансового механизма с высокой долей эффективности состоят в том, чтобы произвести сохранность, а также рост и распределение ресурсов (средств) финансового характера, которые имеются в наличии [26, c. 102].
Специфика деятельности для государственных учреждений непосредственно обусловлена существующей организационной структурой и наличием подконтрольных органов и объектов, в частности, это можно рассмотреть на уровне федеральных министерств.
К первой группе относятся учреждения, которые исполняют функции министерства и вправе осуществлять свою деятельность как государственные федеральные казённые учреждения, деятельность которых обеспечивается на основании сметы за счёт средств федерального бюджета.
Ко второй группе относятся организации, которые имеют достаточную самостоятельность, и для этого наделены правовыми полномочиями и функционируют в форме федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений.
В роли учредителя выступают органы исполнительной власти. Они являются распорядителями бюджетных средств и формируют программы деятельности, а также формируют государственные задания, контролируют эффективность работы предприятий и финансовое состояние.
Для обеспечения эффективной деятельности государственных организаций необходимо выстраивать систему внутреннего контроля, что требует достаточно множество правовых регуляторов и разработки локальных нормативно-правовых документов, которые будут регулировать направления работы и специфику, устанавливаются особенности взаимодействия государственных организаций с различными государственными и негосударственными структурами.
В целях координации деятельности подведомственных организаций, необходимо обеспечивать регулирование затрат на выполнение государственных заданий, формировать планы финансово-хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что финансовая сторона государственных организаций является необходимым элементом выстраивание бюджетных отношений, планирования, контроля использования финансовых ресурсов для достижения поставленных целей.
Локальные акты также помогают распределить бюджетные средства, которые устанавливают порядок составления ведения бюджетных смет с различными подведомственными организациями.
Для любой государственной организации необходимо составлять отчётность о деятельности, что отражает показатели эффективности этой организации.
В целях осуществления внутреннего контроля в государственных организациях необходимо обеспечивать регламентацию путём принятия внутренних локальных документов по различным направлениям в целях координирования и это методологической поддержки объектов контроля и для целей обеспечения эффективности использования бюджетных средств.
Внутренний финансовый контроль позволит обеспечить устойчивость финансового положения государственной организации [16, c. 168].
Представляется, что необходимым в деятельности государственных организаций является составление внутреннего регламента, который позволяет выстроить организационные моменты и деятельность целом и структурных подразделений, а также подведомственных учреждений.
Кроме того, необходимо обеспечить постоянное обновление нормативных локальных нормативных актов для того, чтобы обновить с учётом актуализировать с учётом действующего законодательства.
Обязательность осуществления учреждениями государственного сектора внутреннего контроля их финансово-хозяйственной деятельности установлена Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», констатирующим, что он должен проводиться государственными учреждениями с учетом норм бюджетного законодательства Российской Федерации о внутреннем финансовом контроле [4].
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для государственных организаций «Учётная политика, оценочное значение, ошибки» определяет и закрепляет внутренний порядок организации внутреннего финансового контроля в учётной политике государственной организации на основании требований законодательства.
Бюджетным кодексом Российской Федерации регламентируется понятие внутреннего финансового контроля, который представляет составную часть бюджетных полномочий главного администратора либо администратора бюджетных средств.
Финансовый контроль возлагается на участников бюджетного процесса. В настоящее время порядок не регламентирован нормативно- правовыми актами, соответственно процедуры внутреннего контроля необходимо регламентировать путём принятия локальных нормативных актов.
Бюджетный кодекс РФ или иной вид правовых актов не обязывает органы исполнительной власти издавать внутренние локальные акты, которые регулируют вопросы внутреннего финансового контроля.
Данный акт может быть принят по решению органа государственной организации, однако локальное нормотворчество является рекомендованным и соответственно помогает в деятельности государственной организации.
1.3. Зарубежная практика эффективной деятельности государственных организаций
Вопросу управления государственными расходами всегда уделялось большое внимание. В России в рамках преобразования бюджетного процесса и повышения эффективности использования государственных расходов был разработан ряд мероприятий, одним из них является составление и внедрение с 2012 г. программного бюджета, поэтому целесообразным является изучение опыта развитых стран, которые уже внедрили данный инструмент управления государственными расходами, исследование всех достоинств и недостатков, а также проблем, которые могут возникнуть на разных этап внедрения программного бюджета [30, c. 87].
Госпредприятия играют важную роль и во многих странах они предоставляют гражданам основные услуги, и их экономическое значение актуально с точки зрения государственных финансов. В то же время государственные предприятия сталкиваются с политическими, финансовыми, нормативными и управленческими проблемами, что делает их менее эффективными и прозрачными. В свою очередь, правительства должны принять модели управления, чтобы минимизировать эти проблемы, помогая при этом обеспечить качество услуг и избежать связанных с этим фискальных рисков.
В некоторых странах, таких как Аргентина, Боливия и Венесуэла, после последней приватизации национализация обратила вспять распродажи частному сектору, главным образом по идеологическим и политическим причинам.
К национализированным компаниям относятся YPF, Cemex, Lafarge, Holcim, Casino и другие. История госпредприятий напоминает движение маятника, который колеблется между созданием госпредприятий или национализацией и периодами приватизации, обусловленными в основном макроэкономическими шоками, а также идеологическими течениями или иным позиционированием. Сегодня госпредприятия по-прежнему широко распространены. Около 10 процентов крупнейших предприятий мира с точки зрения рыночной капитализации и/или оценки активов находятся в государственной собственности. В странах ОЭСР насчитывается более 2000 государственных предприятий. Их продажи составляют 6процентов ВВП всех стран вместе взятых.
В них занято более 6 миллионов человек, их объем продаж превышает 3,6 миллиарда долларов США, а оценочная стоимость-более 2 триллионов долларов США. Пятьдесят процентов государственных предприятий в стоимостном выражении и 60 процентов стоимостном-в нефтегазовом, транспортном и коммунальном секторах.
Государственные предприятия в регионе ЛАК разнообразны с точки зрения эффективности и моделей управление. Каждая страна имеет свое собственное определение ГП и размера сектора ГП. Только 7 процентов госпредприятий в регионе котируются на рынках капитала. Это имеет прямое отношение к их прозрачности и управлению. Однако те госпредприятия, которые перечислены в списке, имеют значительный объем делового и экономического значения.
Концепция двойная модель: одно или несколько министерств, таких как министерство финансов или соответствующее отраслевое министерство, осуществляют конкретные функции собственности.
Это модель, найденная в таких странах, как Бразилия, Болгария, Мексика, Вьетнам и другие.
Будет ли это похоже на более централизованную или децентрализованную систему, будет зависеть функции, которые берет на себя каждое министерство. В Новой Зеландии, где казначейство и Министерство государственных предприятий отвечают за государственные предприятия, функции и обязанности координируются и распределяются, и всякий раз, когда происходит дублирование, определяется руководящая роль.
Казначейство берет на себя ведущую роль в фискальных и экономических вопросах, а Министерство государственных предприятий фокусируется на коммерческих вопросах и результатах. Функции и обязанности каждого министерства четко описаны, и оба они разделяют собственность госпредприятия на равных условиях.
Основные преимущества этой модели заключаются в том, что собственность распределяется между несколькими министерствами, а это означает, что можно поддерживать определенную фискальную и финансовую дисциплину и что существует возможность сбалансированного распределения функций, обязанностей, способностей и координации. Наконец, проблема того, что регулятор и владелец-это одно и то же, может быть смягчена в рамках этой модели.
Недостатками модели являются следующие:
— существует несколько собственников, что может привести к многочисленным и в некоторых случаях противоречивым целям;
— существует потенциальное увеличение вероятности политического вмешательства;
— это может усугубить агентскую проблему, затруднив распределение обязанностей и, следовательно, принятие решений;
— координация становится более сложной из-за множественного владения.
-существует вероятность дисбаланса между способностью принимать меры и обязанностями двух участвующих министерств.
Реальность гораздо сложнее, чем эта классификация, потому что существуют вариации, которые трудно классифицировать или которые попадают между моделями. Большинство стран ЛАК придерживаются децентрализованной или двойной модели. Только Чили и Перу явно входят в централизованную модельную группу.
Для американской модели можно выделить следующие преимущества: применение информационного потока прямого типа, который формируется между составляющими в структуре. В частном порядке речь идет о Совете директоров, Собрании акционеров и Правлении.
Такой характер взаимодействия позволяет обеспечить для деятельности нужные параметры активности, эффективности и прозрачности, а также увеличивает показатели управления корпоративного типа и расходов агентов.
В качестве основных недостатков американской модели является возможность искажения рынка по реальной стоимости, которая обусловлена низкой концентрацией собственности, не чёткое разделение функций управления и контроля из-за различного множества управляющих менеджеров в Совете директоров.
Корпоративное правление согласно немецкой модели в качестве цели ставит обеспечение высоких концентрационных показателей для капитала акционеров в банковских учреждениях или инвестиционных компаниях, что существенно отличается от американской модели.
В качестве главной причины стоит обозначить невысокие показатели рыночной ликвидности – процесс хранения сбережений населением производится в банковских депозитах, где и аккумулируются денежные средства. Банковские учреждения от имени физических лиц реализуют такие процессы как кредитные выдачи средств предприятиям, реализуют покупку на бирже акций или ценных бумаг для кредитного обеспечения.
Данные особенности повышают значение для банковских организаций параметров качества корпоративного управления. Кроме этого, банковские учреждения исторически выступают как андеррайтеры, если мы говорим про процесс организации размещений первичного типа – данная особенность предоставляет банкам приобретать акций больше, чем их вместительная способность. Подобный момент увеличивает шансы на присутствие в Совете наблюдателей [38].
Немецкая модель имеет еще одну значимую особенность – это практика в отношении сотрудников и иных сторон, заинтересованного типа, в существенное вовлечение (определение совместным образом) в вопросы принятия решений, которые для предприятия являются крайне важными, а также в ситуациях, когда имеется акционное перекрестное владение.
Работники предприятия имеют возможность производить выбор представителей (имеется зависимость от количества работников) в Совет наблюдателей. В 1884 году в Германии был выпущен закон, который юридическим образом закрепил защиту прав акционеров миноритарного типа. Согласно данному законодательному акту группа, которая имеет во владении не менее, чем 1/10 часть уставного капитала, имеет право просить у коммерческого суда пересмотра решения, которое принято руководящими должностями предприятия [28]
Для немецкой модели, как и для американской, высший управленческий орган при корпоративном управлении – это Собрание акционеров. В немецкой модели предусмотрено трехуровневое устройство, в которой совет директоров имеет два уровня.
Первый уровень реализует процесс оперативного управления компанией – это Правление, а второй орган, в чьи обязанности входит процессы формирования правления, а также реализация контролирующих по отношению к нему действий – это Наблюдательный совет.
В немецкой модели осуществления корпоративного управления сильной составляющей является то, что стоимостные показатели компании ставятся в менее зависимое от ситуации на фондовом рынке положение. Это можно объяснить тем, что концентрация собственности имеет довольно высокие показатели.
Еще одно название немецкой модели – инсайдерская. Это связано с тем, что в ней применяются внутренние контролирующие корпорацию механизмы и механизмы самоконтроля. Но важно отметить, что данный аспект может выступать и в негативном ключе, поскольку может произойти ущемление интересов акционеров миноритарного типа. Данный момент может произойти даже несмотря на то, что принцип участия в бизнесе сторон заинтересованного типа находится на высоком уровне развития.
На данный момент можно говорить о том, что у государственного управления существует более серьезная позиция нежели как правовая надстройка изменений. Управленческие структуры в отношении общества, ставящие перед собой цель увеличить результативность, прозрачность и эффективность его деятельности находятся в коррелирующем положении с изменениями стоимости общества на рынке.
Две рассмотренные модели часто ставятся в противопоставляющие позиции и между ними существует большое количество различий. Формирование обеих происходило под воздействием среды правового и социального характера со своей спецификой. На первых этапах немецкая модель находилась в отстающем положении, если говорить про распространение и развитие, однако сейчас такой показатель качества управления корпорацией как рынок финансов открыл миру минусы, присущие американской модели.
Несмотря на важность современных научных разработок, данный вопрос требует дальнейшего изучения опыта зарубежных стран в целях совершенствования с точки зрения современных требований.
В частности, возникает необходимость углубления содержания современного инновационного развития предприятий в условиях инклюзивного экономического роста: зарубежный опыт. Дальнейшее развитие требует комплекса вопросов, связанных с определением государством и поиском приоритетов в формировании инновационной системы, соответствующей.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф