Меню Услуги

Механизмы повышения эффективности государственных инвестиций в регионах юга России. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в российской экономике

 

Инвестиционный фонд Российской Федерации, это государственный финансовый фонд России, предназначенный для совместного финансирования инвестиционных программ. В Федеральном Бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ, предусматриваются определенные финансовые объемы, которые должны быть использованы в определенных инвестиционных проектах, утвержденных Правительством РФ.

Необходимо обозначить, что деловая среда РФ в настоящее время, находится на неблагоприятном уровне для инвестиционных вложений в реальную экономику. Распределение инвестиционных ресурсов между регионами осуществляется весьма не пропорционально, главным образом сосредоточиваясь в больших городах и между регионами с богатым природным потенциалом. Оставшиеся области и значительная доля перерабатывающей индустрии России остаются в инвестиционном голоде, не имея возможностей получить инвестиционную поддержку.

Поэтому преобразования в инвестиционной политике занимают важнейшее место в ходе реализации масштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах, сконцентрированных на формирование необходимых условий для стабильного роста экономики. Таким образом, в целях преобразования экономического уровня страны, вопрос роста инвестиционной активности и совершенствования инвестиционного климата является одним из самых главных.

Вопрос урегулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации регламентируются федеральными нормативными актами: Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2016) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В настоящее время в государственной казне, не смотря на кризисную ситуацию и станционную мировую политику в отношении РФ, тем не менее, имеются достаточные финансовые средства, которые можно и должно использовать для осуществления активных инвестиционных действий. Цель реализации инвестиционной политики лежит, главным образом в решении проблем системной реорганизации внутренней экономики. Важность укрепления индустриально-инновационных отраслей, повышения процента содержания в выпускаемом валовом продукте результата работы перерабатывающей индустрии и реализации высоко-технологичной продукции, признается всеми.

Активная государственная инвестиционная деятельность необходима, прежде всего, в связи со сложностями, имеющимися в государственной кредитно-денежной системе, к которым можно отнести дефицит финансовых источников денежных средств, вызванный во многом их искусственным консервированием, и, как результат, нехватку денег для долгосрочных инвестиций в реальную экономику.

Решение проблем оживления государственной инвестиционной политики должно способствовать достижению следующих основных ценностных целей:

1) достижению повышения экономического уровня развития;

2) устранению денивеляций в системе между отраслевыми и региональными экономическими возможностями;

3) доведению обеспеченности денежной массой экономический потенциал до степени, отвечающей потребностям инвестиционного развития на долгосрочную перспективу;

4) устранению зависимости управления государства собственным капиталом от курса иностранной валюты (currency board);

5) формированию концепции государственного кредитования (на некоммерческой основе) по сниженным ставкам по процентам (с тем, чтобы увеличить сроки кредитования для создания потенциала стимуляции отдельных секторов экономики и ликвидации системной денивеляции), для формирования определенных государством структурной и региональной соразмерности развития экономики на ближайшее время и долговременную перспективу.

Назначенные цели предусматривают системное осуществление государственных инвестиций, их полное слияние с государственной экономической политикой. Инвестиционная политика должна быть обозначена на долгосрочную перспективу, но, в том числе, необходимо разрабатывать инвестиционные программы на ближайшее время и средне- срочный период.

Положения государственной инвестиционной политики предполагает ликвидировать несовершенства экономического развития страны и стимулировать первоочередное становление областей хозяйствования, государственного значения для отечественного экономического развития, предоставления гарантий ликвидации экономических рисков и обеспечения социальной стабильности. При этом государственная инвестиционная политика должна играть роль, так называемого флагмана, для бизнесменов, показывая приоритетные направления, для вложения инвестиций, с точки зрения рентабельности в инвестиционном и финансовом ключе. Поэтому, все крупномасштабные инвестиционные программы предполагается и полезно реализовывать с позиций сообщничества между государственными и частными бизнес-структурами, т. е. с позиции активного привлечения резервов коммерческих структур.

Государственная инвестиционная политика, безусловно, должна быть направлена на получение экономического эффекта.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук осуществил математические расчеты и прогнозы, которые показали, что в результате крупномасштабного инвестирования в экономическую сферу, произойдет прирост ВВП, рост доходов народонаселения и производителей, и как результат, рост фискальных зачислений в государственную казну.

Государственная Инвестиционная политика, в настоящее время включает такие инструменты как, концессионное соглашение, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, создан Банк развития.

Концессии направлены на привлечение частных инвесторов для прокладки дорог, строительства аэропортов, портов, они оформляются соглашениями, утверждаемыми Правительством РФ в отношении каждого конкретного объекта. В результате концессионные соглашения, призваны создавать благоприятные условия для инвестирования, тем не менее в данном вопросе встречаются множество проблем, и поэтому их успешная реализация протекает не всегда.

Средства для инвестирования в промышленность могут формироваться за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов; внебюджетных фондов региона; собственных средств предприятий; средств физических лиц; иностранных инвестиций.

Играют доминирующую роль и несут основную нагрузку в данном списке, в российской экономике, предприятия, ни государство, ни банки не играют значимой роли в составе привлеченных для инвестиционной деятельности средств.

Не смотря на то, что российская банковская система, за последние годы отчасти оправилась после кризиса, и наметился уже ее небольшой подъем, тем не менее, ее потенциалы не соответствуют потребностям развивающейся экономики. Показатели капитал/ВВП, активы/ВВП, кредиты/ВВП, российских банков значительно ниже, чем у кредитных учреждений не только сильных держав, но и большинства стран «третьего мира».

Низкая капитализация и нормативные показатели не дают возможность банкам в необходимой степени обеспечить предприятия кредитными ресурсами. Полноценное взаимодействие финансовых и нефинансовых секторов, которое обеспечит существенный прирост производства, может быть обеспечен в том случае, если финансовые структуры будут обеспечены ресурсами равными не менее 70% от стоимости активов нефинансовых структур экономики. В настоящее время эта цифра, включая активы небанковских кредитно-финансовых учреждений, составляет не более 20%27.

Получается, что финансовая обеспеченность российских банков, включая ЦБ РФ, несопоставима с нуждами производственного и другого нефинансового сектора экономики.

Дополнительной возможностью привлечь финансовые ресурсы в экономику России, служит привлечение зарубежных инвестиционных фондов и компаний. Но для больших зарубежных инвестиционных компаний в России интересна только энергосырьевая отрасль, при этом западными коммерсантами Россия воспринимается, как большой и малообеспеченный рынок сбыта всех видов потребительских товаров, а как экспортера высоких технологий нашу страну в мире пока никто не воспринимает.

Все эти обстоятельства указывают на экстренном принятии мер в решении задач усиления инвестиционной деятельности на основе новых комплексных подходов. При этом решение данных проблем должно лежать в плоскости уникальных, нетрадиционных методов, поскольку только таким образом можно добиться прорыва в отставании от мировых сверхдержав по темпам роста и диверсификации экономики в России, и решаться проблема должна на федеральном уровне в рамках государственной инвестиционной политики. Основание национальной крупномасштабной государственной инвестиционной политики на долгосрочный период, по аналогии с крупными зарубежными державами, должно базироваться на крупных государственных финансовых источниках. Первые наработки в стране в этом направлении уже появились. Примером может служить реализуемая Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП).

Обеспечение законодательной поддержкой кардинально улучшит условия для инвесторов и хозяйственников, при условии значительного налогового послабления и повышения результативности налоговых и таможенных органов, достижения баланса и результативности бюджетных систем, активизации передовых структурных градаций в экономике, реструктуризации естественных монополий, создании предпосылок для укрепления финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности, формирования предпосылок для слияния России с мировой экономикой.

Вывод:

Государственная Инвестиционная политика РФ реализуется за счет концессионного соглашения, средств Инвестиционного фонда, формирование особых экономических зон, средств Банка Развития. Сформированного за счет средств инвестиционного фонда. Источниками формирования инвестиционного фонда могут служить бюджетные деньги в виде фиксированной доли от поступлений в бюджеты всех уровней, а так же кредитные средства зарубежных инвесторов, гарантируемых Правительством РФ.

Главным условием для развития экономики страны является совершенствование инвестиционной и предпринимательской деятельности, а первоочередным направлением совершенствования экономической политики является вырабатывание законодательной базы, обеспечивающей благоприятное инвестиционное и предпринимательское развитие.

 

1.3. Зарубежный опыт осуществления государственной инвестиционной политики

 

Анализ инвестиционных проектов с участием Государства, осуществляемых за рубежом, показывает, что они не ограничиваются созданием обобщенных положений инвестиционной политики, а предусматривают деятельную роль государства в организации концепции долгосрочной подпитки экономики финансовыми ресурсами. Большинство развитых стран первого мира, хоть и жестко выступают за минимизацию государственного вмешательства в экономику иностранных государств, у себя же в стране осуществляют деятельную государственную протекционную политику.

Государственное финансирование экономики за рубежом реализовывается посредством многообразных, в их числе и программно-целевых, методов и рассредоточивается по разным областям экономики, для этого созданы разные специализированные государственные финансовые институты.

Портфели государственных бумаг в балансах Банка Японии и ФРС США, большей частью состоят из «длинных» инструментов. Например, в национальном Банке Японии бумаги казначейства с периодом погашения выше 5 лет на общую сумму более 45 трлн. иен, что составляет около 62% общей стоимости государственных ценных бумаг. В Федеральной резервной системе эта цифра колеблется в районе 129 млрд. долл., то есть больше четверти бюджета, кроме того около 170 миллиардов долларов, а это третья часть всего бюджета системы составляют госбумаги со сроками от 1 до 5 лет. Следовательно, нефинансовый сектор этих стран с самого начала обеспечивается существенным инвестиционным потенциалом, который еще и увеличивается по мере включения в работу с долгосрочными проектами частных инвесторов (субподрядчиков и т. д.). В Соединенных Штатах Америки банковские активы составляют почти половину средств обеспечивающих деятельность всей экономики в нефинансовой сфере. Включая активы страховых компаний, прочих кредитных учреждений, часть активов достигает 68%, а по удельному весу активы всех финансовых структур США составляют 98%. Следовательно, кредитно-банковские и финансовые структуры США располагают активами равными активам ее нефинансовых структур, включающих индустриальные, торговые, транспортные отрасли строительные корпорации и прочие нефинансовые отрасли.

Значительную государственную субсидиарную помощь индустриальному сектору экономики оказывают власти Финляндии и Италии. При этом господдержка в этих странах нацелена на предоставление поддержки экспорту промышленных производств, в том числе и прямое софинансирование. Например, в Италии для материализации данных вопросов образована государственная акционерная страховая предприятие «Саче», преобразованная в Государственный институт по страхованию внешнеторговых операций в 1998 г., с наделением имущественной и административной независимостью. Институт наделен правом привлечения заемные кредитных средства, как в самой стране, так и за ее пределами, включая эмиссию ценных бумаг. Вместе с традиционными операциями по среднесрочному и долгосрочному страхованию экспорта Госпредприятие оказывает гарантийное сопровождение прямых инвестиционных и бартерных сделок. Помимо этого, для реализации господдержки по субсидированию кредитования вывоза товаров в Италии функционирует особая государственная кредитная предприятие «Симест»29.

В Финляндии финансирование вывоза товаров на краткосрочной основе осуществляется, главном образом, коммерческими банками, тем не менее, среднесрочное и на долгосрочный период финансирование, осуществляют специально созданные структуры, которые предоставляют займы, как на коммерческой основе, так и по льготным ставкам, а также ведут дотационное финансирование30. Значительный интерес в Финляндии уделяют привлечению иностранных инвестиций, необходимых для стимуляции подъема экономического развития, в связи с чем, государством оказывается необходимая поддержка зарубежным инвесторам, намеревающимся осуществлять свою деятельность в более отсталых с экономической точки зрения регионах страны. Данное содействие осуществляется за счет региональных фондов развития, деятельность которых координируется различными министерствами. Вместе с тем, в стране функционирует и ряд других специализированных фондов, призванных содействовать поддержке венчурных финских проектов за рубежом и привлечению зарубежных инвесторов 31.

Австрийская государственная система финансирования опирается на систему особых инвестиционных фондов, обеспечиваемых банковскими кредитами. Деньги этих фондов восстанавливаются как за счет бюджетных отчислений, так и за счет задействования высвободившихся денежных ресурсов Нацбанка Австрии32.

В странах азиатского региона, в том числе в Японии и Китае финансирование важнейших проектов структуры экономики, построенной, как правило, по принципу деления по отраслям, наряду с бюджетными средствами активно используются сбережения населения, которые находятся под ответственностью у Государства в разнообразных формах как например в виде пенсионных накоплений или почтовых депозитах.

Китайская экономика кредитуется в основном банковским институтом. В Китае существует два основных вида кредитования — это кредиты коммерческих структур и как альтернатива кредиты «политической власти». Коммерческое кредитование предусматривает кредитные ставки и сферы направления кредитных обязательств проводятся по рыночным принципам. А роль главного механизма реализации государственной экономической политики отведено «политическому кредитованию». В рамках «политического кредитования» созданы государственные банки развития, бюджет которых формируется за счет государственных средств33.

На примере одного из самых популярных и крупных федеральных структур Германии — Кредитного института по восстановлению экономики (Kreditanstalt fur Wiederaufb au (KfW)). Проанализируем инвестиционно-кредитную деятельность развитой капиталистической системы. Кредитный институт был создан с целью повышения эффективности экономического развития страны. Его организация была востребована условиями послевоенного периода для скорейшей регенерации экономической стабильности ФРГ после Второй мировой войны. В этой связи начал свою работу KfW, в соответствии с изданным специальным законом о KfW от 5 ноября 1948 г. (далее – Закон)34. На первых порах источниками финансирования срочных мероприятий по восстановлению послевоенного разрушенного хозяйства в ФРГ послужили источники Европейской программы возрождения (план Маршалла), разработанной в США для оказания помощи европейским государствам для восстановления экономики в послевоенный период. Эти ресурсы сосредотачивались на специальных счетах фонда ERP-«Sondervermogen». Фонд организовали в рамках соглашения об экономическом сотрудничестве, ФРГ и США. В рамках данного соглашения, денежные средства, полученные импортерами ФРГ за товары и услуги из США, поставляемые, согласно плана Маршалл, перечислялись на счета Немецкого федерального банка с образованием особого фонда, и инвестировались в экономику ФРГ, в качестве воссозданных кредитов. KfW выступал в роли куратора экономической целесообразности направления использования данных ресурсов35. План Маршалла, предусматривал предоставление Америкой ФРГ денежных средств на условии возвратности, но в дальнейшем, после окончания выплат всего объема долговых обязательств, деньги фонда полностью превратились в собственность ФРГ36. В наши дни KfW представляет собой банк развития немецкой и европейской экономики. Его основная цель заключается в выделении кредитных ресурсов для проведения долгосрочных общенациональных инвестиционных программ структурного преобразования экономики страны, а так же контроля их целевой направленности.

Источником формирования бюджета KfW, составляющего на сегодняшний день порядка 4 миллиардов евро являются федеральные средства в объеме 80% и средства федерального земельного ресурса объеме 20%. KfW освобожден от налогов. Германия субсидиарно отвечает по всем обязательствам KfW, и кроме того, в отдельных случаях выступает прямым гарантом.

Источники формирования кредитных средств KfW образуются за счет целевого бюджетного финансирования средства, и привлеченных заимствованных средства мирового рынка в виде ссудного капитала. Финансовая деятельность KfW в основном базируется на выпуске облигаций государственного займа, обладающих высокой ликвидностью и инвестиционной популярностью, поскольку государство несет по ним субсидиарную ответственность. Данное условие обеспечивает возможность фонду задействовать большие денежные ресурсы в виде долгосрочных заимствований, и таким образом осуществлять инвестиционное кредитование по льготным процентным ставкам.

KfW занимает пятое место на Европейском рынке по объему выпуска ценных бумаг (после государств Германии, Франции, Великобритании и Италии). Так как KfW реализовывает общенациональные задачи, его председателем управляющего совета и заместителем председателя управляющего совета по очереди, становятся или федеральный министр финансов или федеральный министр экономики и технологий.

Управляющий совет фонда составляют федеральные министры, назначаемые представители от Бундестага и Бундесрата, назначаемые Федеральным правительством представители банков и сберегательных касс, промышленности, общин, сельского хозяйства, торговли, ремесла, жилищного хозяйства и профсоюзов.

Некоторые виды деятельности KfW исполняют такие структуры фонда, как:

  1. Forderbank (Банк развития), который финансирует отрасль жилищного хозяйства, охраны окружающей среды, инфраструктуры, образования, инноваций;
  2. Mittelstandbank (Банк среднего бизнеса), который финансирует и консультирует представителей малого и среднего бизнеса;
  3. IPEX-Bank осуществляет финансирование зарубежом и финансирование международных проектов;
  4. Entwicklungsbank (Банк экономического развития) осуществляет финансирование федеральных целевых проектов и программ, призванных оказывать содействие государственному сектору в развивающихся странах.

KfW владеет частью акций крупных компаний, как у себя в стране, так и за ее пределами. Поскольку часть из таких компаний представляют собой кредитные учреждения Германии и характер выполняемых ими функций совпадают с функциями KfW, то они так же решают задачи, стоящие перед фондом 37.

Функции по кредитованию экономических программ KfW осуществляется фондом в рамках финансирования инвестиционных программ. При этом обычно, задействуются как собственные средства фонда, так и заемные его средства, средства Фонда Sondervermogen и денежные ресурсы от частных инвесторов. Одним из принципов деятельности фонда является именно использование средств частных инвесторов, на том основании, что для рыночной экономики развитых капиталистических стран способы оценки риска и отбора проектов для кредитования на рыночной основе показывают себя в более выгодных условиях. Так же, в качестве соинвестора могут привлекаться деньги венчурной инвестиционной компании, холдинга или инвестиционного предприятия, банков, сберегательных касс, а так же граждан.

Вывод:

Зарубежный опыт в целом показывает, что государство действительно играет активную роль в целевом финансировании приоритетных направлений в экономике, используя как бюджетные средства, так и иные источники, жестко контролируя направления, цели и способы финансирования. Принципы и критерии при этом отличаются от коммерческих: цели ставятся не столько по доходности операций, а в основном в области экономического развития, включая формирование заданных отраслевых пропорций и выравнивание уровней развития регионов.

Вывод по главе:

Экономическое развитие общества невозможно без четко выстроенной инвестиционной подпитки. В то же время любые инвестиции предполагают извлечение максимальной выгоды, как в срочной, так и долгосрочной перспективе. Вместе с тем государственное инвестирование несет в себе задачу, кроме извлечения максимальной прибыли еще и сбалансированное развитие экономики государства в целом, и каждого региона в отдельности. Для осуществления инвестиционной деятельности на государственном уровне формируется Инвестиционная политика Государства, включающая формирование инвестиционного плана, инвестиционного фонда, законодательной базы.

Главные принципы выделения государственных ассигнований на инвестиционную деятельность и повышение эффективности их расходования включают высокую экономическую эффективность, долевой характер финансирования и диверсификацию рисков государства с частными инвесторами, выделение средств на конкурсной основе, контроль эффективности работы предприятий и регионов при выделении государственных инвестиционных средств, строго целевое использование бюджетных средств, заимствование опыта инвестиционной политики ведущих экономически развитых стран.

 

2. Анализ эффективности государственных инвестиций в регионах Юга России

2.1. Состояние государственной инвестиционной политики в России

 

Современные экономические условия, как для России, так и для всего мира, характеризуются продолжительной кризисной ситуацией, обусловленной снижением темпов роста ВВП, объемов международной торговли товарами и услугами, низким уровнем мировых цен на нефть. Как следствие. Замедление роста ВВП стран – торговых партнеров и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных рынках привели к снижению экспортных доходов России. Наряду с финансовыми санкциями в отношении российских компаний и банков и повышенной внешнеэкономической неопределенностью это оказывало давление на курс рубля, снижение реальной заработной платы населения, рост безработицы. Снижение доступности кредитных ресурсов, в том числе вследствие роста премии за риск, удорожание импортируемых инвестиционных товаров усилили инвестиционный спад. В связи с чем, одним из приоритетных направлений общегосударственной политики становится инвестиционная политика. Инвестиционная политика государства реализуется в целях повышения эффективности общественного производства, подъема национальной экономики и усиления экономического роста. Задачи инвестиционной политики различных государств имеют схожий состав, включающий стимулирование инноваций, развитие высоких технологий, приоритетные отрасли, защита прав собственности и снижение инвестиционных рисков. В Российской Федерации инвестиционная деятельность регулируется Конституцией РФ, кодексами РФ, федеральными законами, постановлениями правительства РФ, региональными законодательными актами, местными законодательными актами. Целью инвестиционной политики РФ является поддержка социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие инфраструктуры Российской Федерации. Механизм реализации инвестиционной политики строится на основе эффективного совмещения прямых государственных инвестиций и их прямого распределения.. Проведение эффективной инвестиционной политики предполагает формирование благоприятного инвестиционного климата, представляющего собой совокупность политической, социально-культурной, финансово- экономической и правовой обеспеченности, то есть условий которые будут определять качество коммерческой составляющей проекта, результативность инвестиционных вливаний и уровень допустимого риска капиталовложении. Улучшение инвестиционного климата было определено как самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития России. В условиях адаптации экономики России к воздействию экономических санкций и падению мировых цен на нефть в 2014 году произошло снижение инвестиционного спроса. Основным индикатором ухудшения инвестиционного климата является динамика оттока и притока средств, отражающая настроения отечественных и зарубежных инвесторов. Чистый отток капитала из России Признаки восстановления появились в первой половине 2015 года, обусловленные постепенным возвращением капитала из оффшорных зон, хотя чистый приток ПИИ оставался на гораздо более низком уровне, чем в предыдущие годы. На притоке ПИИ негативно отразились экономические санкции против нефтяного сектора, который является основным получателем иностранных инвестиций.

На рисунке 1 представлена динамика оттока капитала из России, и прямые инвестиции России за рубеж и внутри страны за 2013-2015 годы.

Рисунок 1 — Диаграмма динамики оттока капитала из России, и прямых инвестиции России за рубеж и внутри страны за 2013-2015 годы

Таким образом, отток капитала из России в 2014 году составил рекордное значение за последние 10 лет, побив рекорд 2008 года, когда отток капитала составил 133,6 млрд. долл. США. Снижение уровня оттока капитала было вызвано преимущественно тем, что банковский сектор избавился от иностранных активов чтобы обслуживать внешние обязательства, а организации и население не мог- ли приобретать иностранные активы ввиду снижения корпоративной прибыли и доходов. Результатом ухудшения инвестиционного климата в 2014 стало снижение прямых иностранных инвестиций в экономику России на 70% в 2014 году и на 71% в 2015.

Группа Всемирного Банка ежегодно публикует отчет об инвестиционной привлекательности стран Doing Business Report, где производит оценку показателей, способствующих расширению предпринимательской деятельности, а также ограничивающих ее. Каждая страна занимает соответствующую позицию согласно рейтингу плодотворности для ведения бизнеса. Чем выше позицию занимает страна в рейтинге, тем лучше условия для предприятий при ведении своего бизнеса. Позицию страны в соответствии с рейтингом определяли по десяти направлениям. Каждое из направлений состоит из нескольких показателей, имеющих разные веса для индикатора.

Перечень основных показателей и места, присвоенные России по каждому из них, представлены в таблице 1

Таблица 1 Место Российской Федерации в рейтинге Международного Банка

Показатель/год 2014 2015 2016
Итоговое место в рейтинге 62 92 51
Создание предприятий 34 88 41
Получить строительные разрешительные документы 157 180 120
Подключиться к системам электрификации 145 120 30
Зарегистрировать собственность 10 20 9
Получить кредит 61 109 42
Гарантии неконтролируемым инвесторам 102 117 69
Налоговое бремя 50 60 49
Экспортно – импортные торговые отношения 159 158 175
Гарантии реализации договоров 15 12 7
Обеспечение платежеспособности 60 52 52

 

По каждой позиции комиссией Международного Банка рассматриваются условия ведения бизнеса, учитывается количество, срок и стоимость процедур для реализации определенных задач на разных позициях жизненного цикла предприятия. В расчет также берется, например, минимальный капитал для открытия дела, контроль качества строений, надежность поставок электроэнергии и прозрачность тарифов, качество управления земельными ресурсами, степень защиты прав кредиторов, объем предоставляемой информация для получений кредита, количество налоговых платежей, показатели признания предприятия банкротом и т.п.

В последние годы произошел значительный упадок отечественного инвестиционного климата в силу не только экономических но и политических проблем. Так например, обесценивание национальной валюты сказалось и на инфляции. За 2015 год инфляция перевалила за пределы 12%. Годовые темпы инфляции по отношению к 2014 году в данный момент превышают 13%. Кроме того, снизились котировки на фондовом рынке России почти на 15% в основном в результате санкций. Таким образом, общая тенденция настоящего положения вещей создает не совсем благоприятные условия инвестиционной активности с точки зрения выделения финансовых ресурсов. Позиция Центрального банка РФ в отношении банков и денежно — кредитной политики не содействует расширению рынков кредитных операций, а значит взять кредитные средства стало намного обременительней, ставки банков выросли более чем на 20%, и эти факторы практически парализовали работу сектора малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Все эти причины усугубляются снижением экономического роста в России – ростом безработицы, увеличением социальной нагрузки на государство, снижением показателей ВВП, ростом цен, и как итог снижением потребительского спроса и т.д.

2014 год ознаменовался падением прямых иностранных инвестиции в Россию на 70%, до $19 млрд. В качестве причин столь резкого снижения интереса инвесторов к стране, являются санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики. Еще одной причиной резкого падения объемов прямых иностранных инвестиций стал значительный объем инвестиций, достигнутый Россией в 2013 году. Тогда страна оказалась по этому показателю на третьем месте в мире, уступив лишь США и Китаю. Крайне неравномерным является распределение прямых иностранных инвестиций по регионам нашей страны. Из общего числа выделяются три основных группы по распределению зарубежных инвестиционных вложений по регионам: продолжают инвестироваться те области, где есть значительная сырьевая база, а так же регионы располагающиеся в непосредственной близости от крупных индустриальных центров и сами индустриальные центры. Более наглядно представим распределение иностранных инвестиций по регионам страны на рисунке 2.

17 Информационно- справочный материал [Электронный ресурс]. Режим доступа http://openbudsk.ru

Рисунок 2 – Структура прямых иностранных инвестиций в процентах (составлено автором)

 

Большая часть поступивших иностранных инвестиций приходится на Центральный федеральный округ – 62,22%. В нем в наибольшей степени сформировались рыночные отношения и инфраструктура: развития финансово – кредитная система, транспортные и информационные услуги, в которые успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами предприятия. В округе сформировалась многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Значительная часть приходится на Северо-Западный федеральный округ – 10,61%. Меньше всего инвестиций получено Северо-Кавказским федеральным округом – 0,02. Юг России получил всего 1,45% иностранных инвестиций, основная часть которых направлена в сельское хозяйство.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5