Меню Услуги

Механизмы повышения эффективности государственных инвестиций в регионах юга России. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Представленные данные свидетельствуют о неравномерном распространении зарубежных инвестиционных средств между регионами. Главная причина подобного положения вещей кроется в том, что для зарубежных инвесторов наиболее привлекательны те регионы, в которых имеется значительная сырьевая база, высокий платежеспособный спрос, лучше развита инфраструктура. Не смотря на то, что экономика России переживает не лучшие времена, инвестиционный потенциал страны огромен. Таким образом, перед руководством России выстраивается трудно решаемая и довольно щекотливая проблема: привлечение иностранного капитала, с соблюдением его собственного интереса, но и в то же время направление его ресурсов, подключая разного вида способы экономического стимулирования, в отсталые регионы, преследуя при этом достижение национальных целей нашей страны. Способствовать развитию экономического потенциала России может целенаправленный процесс привлечения иностранных инвестиций

После падения рейтинга в 2014 году, Россия восстановила свою позицию к середине 2015 года. Несмотря на улучшение инвестиционного климата РФ согласно исследований Всемирного Банка, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций остается крайне низкой, что говорит о необходимости усиления мер по повышению привлекательности станы для иностранных инвестиций. В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» необходимо обеспечить повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка Doing Business до 20-й в 2018 году Улучшение качества нормативной среды, устранение препятствий для доступа к факторам производства и приведение товарных нормативов в соответствие с международными стандартами является крайне важным для привлечения и наращивания инвестиций, особенно в бедные регионы и новые сектора экономики.

Одним из основных условий повышения конкурентоспособности России в мировом сообществе будет формирование единой концепции по улучшению инвестиционного климата и инвестиционной политики регионов. Целью концепции будет служить организация инвестиционных поступлений в регионы, заимствование опыта передовых государств и регионов, и кроме того, эффективное введение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в округах, а так же создание дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Система оздоровления инвестиционного климата российских регионов должны включать проведение национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах нашей страны (далее — Рейтинг), мотивационные механизмы региональных исполнительных органов, обмен опытом, на основании инициирования диалога между коммерческими структурами и властью. Процедура внедрения благоприятных практик предполагает обнаружение районов, предприятий, городов имеющих наилучший опыт привлечения иностранных инвесторов, по итогам проведенного Рейтинга, их внесение в сборник лучших практик, распространение их опыта среди отсталых субъектов, а так же разработка на основании полученного опыта специальных образовательных программ.

Нынешнее состояние инвестиционного климата в регионах Российской Федерации по оценкам зарубежных рейтинговых агентств характеризуется отрицательной тенденцией, но в то же время зачастую можно наблюдать очевидное стремление иностранных специалистов искусственно занизить потенциальные возможности Российских регионов с целью изоляции их от заинтересованных зарубежных инвесторов. Подобное положение вещей еще больше усиливает потребность регионов в государственном управлении региональной социально-экономической обстановкой в области углубления их надзорно-контрольных и распределительных функций. Причинами снижения объективности в оценках служат те обстоятельства, что: отечественная экономика оказалась под влиянием различных внешних и внутренних факторов, включая спад цен на нефтепродукты, введение экономических санкций, институциональные ограничения, а так же снижение экономического состояния России.

Все эти причины являются факторами усиления негативных эффектов и затрудняют возможности ритмичного развития региональных областей страны.

Мы считаем, что проблема неравномерности инвестиционного потенциала регионов России кроется в том, что региональные власти не способны, в должной мере осветить перспективный потенциал выбрать приоритетные направления региона в одном или нескольких направлениях, с тем чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, как на внутреннем так и на внешнем рынке включиться в решение проблем региона. Власти региональных исполнительных структур, должны подойти к решению озвученной проблемы путем урегулирования и взаимоувязки задач политики регионального развития. Это позволит определить и усилить возможности экономического благосостояния региона, обеспечить создание цельного экономического пространства страны.

В нашей стране в основном развиты отрасли добывающего сектора. При этом перерабатывающие отрасли и прочие сектора не получают достаточного развития. При норме не менее 1/5 доли в структуре ВВП перерабатывающие отрасли занимают, не больше 15%. Эти условия диктуют требования учитывать и анализировать региональные изменения в разрезе отраслей и проводить расчеты, необходимые для выстраивания оптимальной структурной политики страны с учетом отраслевой принадлежности регионов РФ.

Видно, что оценивать инвестиционный климат в регионах необходимо не по наличию обеспеченности региона ресурсами, а по данным анализа специфики компаний в регионах с учетом отраслевых сдвигов и типа региона (моно или полиспециализированных). Считаем, что рационально было бы делать расчеты отраслевых и межотраслевых сдвигов, которые покажут удельный вес отрасли в регионе, а так же темп изменений отраслевой структуры региона и темпы роста отрасли. Кроме того, необходимо учитывать коэффициенты специализации производства, позволяющие поделить компании регионов в зависимости от специализации производства. Произведенные расчеты позволят установить регионы, в которых наблюдался спад производства, техническая отсталость, перестройка структуры производства, диверсификация производства и т.п. Это и будет базой интегральной оценки инвестиционного климата региона. Результаты подобного исследования создадут благоприятные возможности для оздоровления инвестиционной привлекательности региона как для внутренних, так и для внешних инвесторов, а также применить полученные результаты при вырабатывании политики социально-экономического развития региона на будущий период. Самостоятельность и совместный подход в вырабатывании региональных политик несет в себе обусловленные отрицательные результаты: факты противоречивости избранных ориентиров и приоритетного ресурсного потенциала региона; концентрация усилий на успешных курсах развития территории («эксплуатации потенциала»), сосредоточивание усилий на решении задач сегодняшнего дня а не на будущую перспективу. Всякая форма экономического роста, созданная на основе дробления страны на «регионы-лидеры», обеспечивающие рывок в экономическом развитии и на регионы, «обслуживающие» этот рывок посредством эксплуатации только ресурсно- сырьевой базы является тупиковой. Совершенствовать инвестиционный климат необходимо не зависимо от отправных социально-экономических предпосылок. Необходимо положить итоги национального рейтинга в основу решения на региональном уровне задач инвестирования, а так же соблюдать методику расчетов показателей с учетом экономической оценки обеспеченности природными ресурсами в регионах и специализации региона. Целесообразно включить в рейтинг условия ведения бизнеса в регионах, так как в создании удобного инвестиционного климата ведущая роль отводится именно уровню данного показателя, который может быть обеспечен только усилиями региональных властей, в обязанности которой входит в том числе и создание развитой инвестиционной инфраструктуры. Необходимо отметить, что как правило, важным условием, влияющим на усиление инвестиционной привлекательности региона является нормативно-правовое регулирование, или, можно сказать, механизм воздействия государства на инвестиционные процессы лежит в поле сформированных нормативных регламентов.

Важно отметить так же, что склонность к анализу региональных рейтингов способно привести к межрегиональным социально-экономическим перекосам. Это обязательная обратная сторона регионального выравнивания и недооценённой экономической составляющей в некоторых рейтинговых показателях воздействия федерального центра на процесс экономической децентрализации. Остается надеяться, что анализ показателей рейтингов даст возможность выработать правильную региональную политику, которая выровняет субъекты федерации на одном уровне в соответствии с полномочиями и экономическими ресурсами, в корреспонденции с адресностью их распределения. На сегодняшний день региональные политики в области инвестиций складываются за счет гарантированных доходов местных бюджетов, при чем, их наполняемость такова, что в разряд дотационных зачастую попадают даже столицы субъектов Федерации.

Кроме того важно осознавать что преодоление дотационности части региональных бюджетов субъектов России практически невозможно, но власти на местах могут и должны создать благоприятные условия для бизнесменов, прозрачности коммерческой деятельности и, соответственно условий для привлечения потенциальных инвесторов, и для этого они должны активизировать существующий административный ресурс.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таким образом, воплощение в жизнь процесса вырабатывания и сохранения удобного инвестиционного климата должно фокусироваться на сравнении статистических и оценочных рейтинговых показателей, разрешающих сопоставлять ресурсное обеспечение на «входе» разработки региональной политики и программы с оценкой институциональных регламентов нормативной документации с оценочными выходными результатами осуществляемой инвестиционной политики в соответствии со специализацией региона. При этом существенное значение имеет оценка влияния на экономическое развитие региона в вопросе установления и сравнения полученного эффекта с понесенными затратами ресурсов «на входе». Этот метод «замкнутой спирали» позволяет своевременно откорректировать оперативные задачи региональной политики. Объективные приоритеты почти всех региональных политик как правило обусловливаются именно линией фактического расходования средств, а не рассмотрением приоритетных стратегий, так как стимулирование первоочередных направлений роста региона –стратегический процесс, а значит динамический и долгосрочный.

Вывод:

Инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе развития, не смотря на кризисную ситуацию, обусловленную экономическими санкциями, снижением курса рубля, снижением цены на нефть и другие немаловажные факторы, все-таки развивается. Тем не менее, распределение инвестиционных средств по регионам страны происходит крайне неравномерно. Эта неравномерность обусловлена тем, что инвестиции выделяются в основном в регионы с большим ресурсным потенциалом, высокой платежеспособностью, лучшим развитием инфраструктуры. Главной задачей государства при этом должна заключаться в том, чтобы перенаправить средства инвесторов в отсталые и более нуждающиеся регионы, для чего должна быть реализована система усовершенствования инвестиционной политики регионов и внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата по всей территории Российской Федерации на возможно равномерной основе.

 

2.2. Оценка инвестиционного климата в регионах Юга России

 

Инвестиционные процессы отличаются сложностью своей структуры и механизмов функционирования, их участниками являются разнообразные организации различных форм собственности и направлений деятельности, что является условием необходимости комплексного подхода к исследованию всех составляющих процесса, один из которых — оценка состояния инвестиционного климата. Для начала необходимо разобраться в самом понятии «инвестиционный климат». В ходе написания данной работы было проанализировано множество определений, предложенных различными учеными и экспертами, на основании которых можно сделать вывод, что инвестиционный климат — это обобщенная совокупность определенных факторов или групп факторов, распространяющихся на то или иное географическое (страна, регион, административно-территориальная единица и т. д.) или финансовое пространство (различные формы экономической организации хозяйства), обуславливающая благоприятность и целесообразность инвестирования в экономическую систему данного субъекта. Инвестиционный климат состоит из таких структурных подразделений, как инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал — количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион Инвестиционный потенциал непосредственно связан с ёмкостью инвестиционного пространства, которая складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Более того это характеристика возможностей данной территории, с точки зрения вложения капитала. Он включает в себя основные экономические и социальные реальности данной территории, наиболее существенные для инвесторов. Инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов. Каждый из них, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей:

  • природно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • трудовой (трудовые ресурсы, их количественные и качественные показатели);
  • производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
  • инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
  • институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
  • инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);
  • потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
  • туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них).

Все перечисленные факторы влияют на ёмкость инвестиционного пространства, характеризуют возможные масштабы и направления инвестиционной деятельности на данной территории.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион, страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье — так, как меняются настроение или мнение человека. Поэтому, по сути, риск — характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риски показывают, какими могут оказаться для инвесторов масштабы тех или иных проблем регионе. В настоящее время РА «Эксперт», рассчитывает следующие виды рисков :

  1. экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
  2. финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятия);
  3. социальный (уровень социальной напряженности);
  4. экологический (уровень социальной напряженности);
  5. криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков);
  6. управленческий (качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы).

Инвестиционный потенциал.

Юг России занимает довольно скромное место в инвестиционном потенциале страны. В распределении валового регионального продукта он предпоследний и обходит лишь Дальневосточный федеральный округ. Более благоприятна динамика этого показателя в последнее десятилетие (рисунок 3).

Рисунок 3 — Удельный вес Юга России в ВРП страны в сравнении с другими федеральными округами, 2005–2015, %

 

Доля Центрального Федерального Округа в общероссийском валовом региональном продукте по-прежнему занимает немногим более трети общероссийских показателей, Юг России с натяжкой можно поставить на одну ступень с Северо-Западным и Сибирским федеральными округами, что хорошо для Юга, учитывая мощную природно-ресурсную базу Сибири и давнюю привлекательность Северо-Запада.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Стоит также отметить, что трем ведущим федеральным округам — Центральному, Приволжскому и Уральскому до сих пор не удалось достигнуть докризисных удельных показателей, в отличие от Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов и Юга России. По стоимости продукции промышленности Юг России не выделяется среди других федеральных округов России, а по стоимости продукции сельского хозяйства на него приходится около четверти общероссийских показателей. При этом регион немного уступает Приволжскому и Центральному федеральным округам, а вместе три региона занимают более 2/3 стоимости сельхозпродукции в целом по стране. А вот промышленность имеет низкий удельный вес в масштабах страны и держится в основном, на нескольких ведущих регионах. Внутри региона имеет место резкая дифференциация, разделяющая регионы на передовые и отстающие, в связи с чем его можно назвать «Россией в миниатюре», ведь все субъекты демонстрируют разный уровень экономического развития.

Все регионы были разделены на три группы по уровню инвестиционного потенциала . К первой относятся Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская области и Ставропольский край. Данные регионы стабильно занимают высшие строчки данного рейтинга на протяжении многих лет, находясь в первой двадцатке регионов практически по всем видам потенциала. Некоторые исключения составляют лишь природно-ресурсный потенциал, по которому лидер на Юге России находится лишь на 26 месте (Краснодарский край) среди регионов России. Ростовская область не опускается ниже 33го места.

На основании данных, представленных в таблице 2, субъектам, входящим в состав Юга России, было присуждено определенное количество баллов, соответствующее месту субъекта в отдельном виде потенциала.

Таблица 2- Рейтинги, составляющих инвестиционного потенциала регионов Юга России 2014–2015 гг. (составлено автором по материалам РА «Эксперт»)

Регион Рейтинги составляющие инвестиционный потенциал 2014-2015 Баллов
трудовой потребительский производственный финансовый институциональный инновационный инфраструктурный Природ ресурсный Туристический
юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ
Краснодарский край 1 4 1 5 1 7 1 7 1 4 2 19 1 5 1 26 1 2 10
Ростовская область 2 6 2 8 2 14 2 15 2 6 1 17 5 20 3 33 2 15 21
Волгоградская область 5 17 5 18 3 20 4 20 4 23 4 42 8 41 4 34 5 36 42
Ставропольский край 3 13 4 17 4 27 5 26 3 17 3 40 11 53 7 44 3 17 43
Дагестан

 

4 16 3 12 5 55 3 17 5 35 8 70 12 55 6 41 6 50 32
Астраханская область 6 47 6 46 6 62 7 55 6 48 5 49 9 49 2 30 9 64 36
КБР

 

7 59 8 64 7 73 8 66 7 68 6 59 3 11 5 35 8 38 59
СОАлания

 

8 60 9 65 8 74 9 67 9 71 7 69 2 6 11 75 7 55 70
Чечня

 

9 64 7 54 10 76 6 54 10 73 10 75 6 23 10 72 13 82 81
КЧР

 

10 72 11 75 9 75 12 76 11 75 9 72 10 50 9 60 4 34 85
Адыгея

 

11 74 10 73 11 77 10 74 8 70 11 77 7 39 12 80 10 73 90
Ингушетия 12 76 12 76 13 83 11 75 13 8, 13 82 4 17 13 81 11 75 102
Калмыкия 13 77 13 81 12 81 13 81 12 77 12 79 13 78 8 45 12 80 108

 

Все показатели Волгоградской области располагаются на уровне двадцатых мест, ниже опустились только природно-ресурсный, туристический, инфраструктурный и инновационный потенциалы. Ставропольский край имеет проблемы с инновациями, инфраструктурой и природно-ресурсным видом потенциала. Ставропольский край имеет проблемы с инновациями, инфраструктурой и природно-ресурсным видом потенциала. Данные регионы выделяются мощной промышленной базой, высококвалифицированными трудовыми ресурсами, а также обладают наиболее выгодным сочетанием агроклиматических ресурсов.

Вторую группу составляют республика Дагестан, Астраханская область, а также Кабардино-Балкария и Северная Осетия — Алания. Это регионы резких контрастов, по одним видам потенциала занимающие довольно высокие места, но заметно проседающие по остальным. Лидером в данной группе является Дагестан, по финансовому и потребительскому потенциалам уступающий лишь Краснодарскому краю и Ростовской области, чему во многом способствует реализация принятой в республике стратегии развития до 2025 года, а также его превосходство среди других республик по некоторым видам инвестиционного потенциала. Кабардино-Балкария и Северная Осетия выделяются высоким развитием инфраструктуры, уступая только Краснодарскому краю по этому показателю. Во многом это объясняется развитием ОАО «Курорты Северного Кавказа», а Глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков в одном из своих интервью указал на огромнейшую роль инфраструктурного комплекса вообще, а также транспортного в частности, для развития республики. К третья группа включает наиболее отсталые республики Северного Кавказа — Чеченская республика, Ингушская Республика и Карачаево-Черкесия, и две республики, из состава ЮФО — Калмыкия и Адыгея. В сравнении с рейтингом 2011 года года, только Чеченская республика и Ингушская Республика менялись местами— теперь Чеченская республика на 9 месте среди регионов Юга, а Ингушская Республика на предпоследнем. Самым отсталым регионом России является Ненецкий АО ((83 позиция), при этом среди разных видов потенциала только в производственном Ингушская Республика так же занимает 83 место. По отдельным видам инвестиционного потенциала республики Кавказа располагаются выше, чем ведущие регионы страны. Например по инфраструктуре Ингушская Республика занимает 17 место в России (4 -ое среди субъектов Юга), а один из ярких лидеров — Ростовская область — 20 — е.

Инвестиционные риски.

Инвестиционный риск включает такие виды рисков как: экономический, финансовый, социальный, экологический, управленческий, криминальный. До 2011 года вычислялся ещё один вид рисков — законодательный. Но уже с середины 2000-х годов, в период становления «вертикали власти», инвестиционное законодательство в регионах России выравнивалось таким образом, что нормативные акты и правила ведения бизнеса в разных регионах России практически сравнялись. Администрациями регионов дублировали друг у друга законы, регулирующие инвестиционную деятельность, а в последнее время модельные регламенты, спускали из федерального центра. В этих обстоятельствах, оценка законодательных рисков стало нецелесообразна и от их проведения, рейтинговое агентство целиком отказалось. Данные рейтингового агентства, представленны в таблице 3 с присвоением всем регионам, как и в случае с инвестиционным потенциалом, определенного балла, в соответствии с занимаемым местом, по тому или иному виду рисков.

Количество баллов по отдельным видам инвестиционных рисков оценивалось на основе места каждого региона Южного Федерального округа по градации в общероссийском рейтинге

Таблица 3- Рейтинг инвестиционного риска в регионах Южного Федерального округа 2014–2015 гг. (составлено автором по материалам РА «Эксперт»)

Регион Рейтинг составляющих инвестиционных рисков 2014-2015 Баллов
социальный экономический финансовый криминальный экологический управленческий
юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ юг РФ
Краснодарский край 1 14 1 3 1 19 3 16 3 10 1 7 10
Ростовский регион 3 27 3 3 6 50 2 4 5 19 2 23 19
Ставрополье 6 52 5 10 3 24 4 47 13 50 7 47 35
Республика Адыгея 6 52 6 31 7 23 2 8 1 3 2 10 24
Волгоградская область 3 27 9 54 3 26 6 52 9 36 7 63 37
Астраханская область 7 59 7 33 4 37 10 72 13 53 3 15 44
Кабардино-Балкария 8 68 8 50 6 72 8 66 7 23 5 39 42
Карачаево-Черкесия 10 73 5 19 8 75 4 42 2 9 11 79 40
Северная Осетия 1 42 11 74 11 80 9 67 10 38 12 80 57
Республика Дагестан 9 71 3 8 10 79 13 83 6 20 9 73 50
Калмыкия 13 42 10 60 9 76 7 54 11 47 10 78 60
Ингушетия 12 76 13 79 12 82 11 80 8 31 13 82 69
Чечня 11 74 12 78 13 83 12 82 5 19 8 66 61

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Количество баллов по отдельным видам инвестиционных рисков оценивалось на основе места каждого региона Южного Федерального округа по градации в общероссийском рейтинге

Данные таблицы 3 дают возможность разделить регионы на три группы по уровню инвестиционных рисков.

К первой относятся регионы, которые занимают наилучшее положение на Юге России — Краснодарский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Ставропольский край, Волгоградская область. Показатели Краснодарского края распределились между 3 и 19 местами, что является лучшим результатом во всем исследуемом регионе. Ростовская область — один из самых безопасных регионов, однако уровень финансовых рисков оставляет желать лучшего. Также нельзя не отметить, что губернатор Ростовской области Владимир Голубев был включен в шестерку «эффективных управленцев» по мнению журнала «Эксперт». Республика Адыгея политически стабильна и относительно спокойна на фоне остальных республик Северного Кавказа, а для инвесторов чрезвычайно важна стабильность обстановки в регионе. Хотя республика потеряла свои позиции по уровню финансовых рисков, однако экологическая и криминогенная обстановка в республике — одна из лучших в России.

Показатели Ставропольского края не опускаются ниже 51го места по отдельным видам риска. Край заметно проигрывает лидерам Юга России (Краснодарскому краю и Ростовской области), что во многом объясняется социальной и межнациональной напряженностью региона, однако недавно назначенный губернатор Валерий Зеренков заручился федеральной поддержкой, что можно рассматривать как благоприятное явление. Вторую группу образуют Дагестан, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская республики и Астраханская область. Данные субъекты набрали от 40 до 50 баллов, отличаются резкой дифференциацией. По одним из показателей рисков, занимающие одни из лидирующих позиций в регионе, но заметно проседающие по остальным. Республикам необходимо доказать инвесторам, что они безопасны для вложения в их экономику капиталов. В Кабардино-Балкарии сильна угроза роста радикального исламизма, а также межнациональные отношения отличаются крайней нестабильностью. Кроме того внутриэлитные конфликты и коррупционные скандалы негативно влияют на состояние инвестиционных рисков в республике. В Карачаево-Черкесии также сильна коррупция, что отталкивает потенциальных инвесторов. Республика Дагестан имеет статус одной из самых нестабильных республик в стране, кроме того невыстроенность отношений руководства республики с местной элитой настораживает инвесторов. Третью группу инвестиционных рисков образуют следующие республики: Северная Осетия, Калмыкия, Чечня, Ингушетия. Главы Северной Осетии и Ингушетии не пользуются достаточной популярностью в своих республиках. В целом данные субъекты можно назвать наиболее уязвимыми с точки зрения инвестиционных рисков, ситуация в которых нуждается в немедленном исправлении. Огромное количество этнических конфликтов неблагоприятно сказывается на уровне политических рисков региона. Инвестиционный климат. В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционному климату, обеспечение благоприятного состояния которого способствует экономическому росту региона, повышению уровня благосостояния населения, а также сказывается на эффективности производства и использования имеющихся ресурсов. В последнее время более пристальное внимание стало уделяться проблемам инвестиционного климата, а также необходимости его улучшения на общероссийском уровне.

На основании анализа инвестиционного потенциала и рисков всем субъектам Юга России был присвоен определенный рейтинг инвестиционного климата (Рисунок 4) от уровня 1А — высокий потенциал-минимальный риск до уровня 3D — низкий потенциал-экстремальный риск .

Цифрами на карте обозначены:

1 — Адыгея,

2 — Калмыкия,

3 — Краснодарский край,

4 — Астраханская область,

5 — Волгоградская область,

6 — Ростовская область

7 — Дагестан

8 — Ингушетия,

9 — Кабардино-Балкария,

10 — Карачаево-Черкесия,

11 — Северная Осетия — Алания,

12 — Чечня,

13 — Ставропольский край.

Рисунок 4 — Рейтинг инвестиционного климата регионов Юга России, 2015год, (составлено автором по материалам Рейтингового Агентства «Эксперт», 2016 год).

 

Лидером среди всех субъектов Юга России является Краснодарский край, на протяжении последних пятнадцати лет, не опускавшийся ниже уровня 2В — средний потенциал-умеренный риск, и держащийся на уровне таких регионов, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Татарстан. Следующая после Краснодарского края Ростовская область с начала ведения исследований инвестиционного климата рейтинговым агентством «Эксперт» в 1996 году, отличается очень стабильными показателями, от уровня 2В до 2А. Донской регион заметно проигрывает своему успешному соседу по уровню развитости инфраструктуры и туризма. В связи с чем, в Ростовской области была разработана стратегия развития транспортного комплекса до 2030 года, определяющая цели, задачи, приоритеты и направления развития всех видов транспорта, обеспечивающих социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения области. Также в данном субъекте активно реализуется стратегия привлечения инвестиций, благодаря которой формируется прогрессивное инвестиционное законодательство, благоприятный налоговый режим, а также имидж региона, привлекательный для инвестиционных вливаний в его экономику.

Вывод:

Инвестиционная политика в регионах юга России, зависит от инвестиционного климата того или иного региона, от того насколько развит инвестиционный потенциал региона и каков уровень инвестиционных рисков в данном регионе. Согласно статистическим данным удельный вес Южного Федерального Округа в Валовом региональном продукте составляет всего 7,65% от общей суммы по всей России. Между тем инвестиционный потенциал регионов значительно разнится от 10 места по России у Краснодарского края до 108 у республики Калмыкия. Относительно инвестиционных рисков самый низкий показатель в Краснодарском крае — 10 баллов, и самый высокий уровень рисков у Ингушетии – 69 баллов.


Страницы:   1   2   3   4   5