СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звена
1.1. Психологический анализ процессов управления и особенностей деятельности менеджеров в современных организациях
1.2. Основные подходы к исследованию профессионально-важных качеств менеджеров в отечественной и зарубежной литературе
1.3. Личностные качества менеджеров как предпосылка успешностиих деятельности
1.4. Влияние социально-психологических факторов на деятельность менеджеров среднего звена
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звена в организации
2.1. Цель и программа эмпирического исследования
2.2. Ход и анализ результатов исследования взаимосвязи профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звена в организации
2.3. Психологические рекомендации по повышению успешности деятельности менеджеров в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все возрастающие требования предъявляются человеку как субъекту профессиональной деятельности. В связи с этим большую актуальность приобретает изучения особенностей личности профессионала. Особенно остро не разработанность данной проблемы ощущается в конкретных областях профессионального труда.
Менеджер – это профессионально подготовленный руководитель, специалист, занимающийся организацией работ коллектива людей на основе специальных методик и процедур.
Управленческая деятельность менеджера базируется на управленческих функциях: целеполагания, прогнозирования, планирования, организации, мотивации и контроля.
К сожалению, в нашей стране значение слова «менеджер» в практической жизни имеет немного другие функции – им характеризуют должности, например, менеджера по продажам, который просто продает определенный вид товара, не осуществляющий руководство и организацию какого-либо дела. Тот функционал, который соответствует понятию «менеджер» в зарубежной терминологии, у нас именуют как «топ-менеджер». Именно поэтому в данной работе мы будем равнозначно использовать слова руководитель и менеджер, подразумевая менеджеров среднего и высшего звена, в подчинении которых находится не менее 5 человек.
Таким образом, приходится констатировать, что во многих российских компаниях и организациях как крупного, так и мелкого бизнеса на руководящих постах находятся люди, которые не пользуются авторитетом среди сотрудников, другими словами, не имеют тех личностных качеств, необходимых для успешности деятельности в качестве руководителя.
Актуальность темы исследования.Отличительными чертами современного менеджера можно назвать компетентность, достоинство и высокую ответственность, чувство нового, умение рисковать, чувствительность к изменениям, подвижность, высокая работоспособность.
В современных условиях ценится тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо организовывать и управлять, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами, который имеет высокий образовательный уровень и профессиональную квалификацию. Полноценному менеджеру в нашей стране необходимо хорошо знать русский язык и в совершенстве владеть английским языком, владеть обстановкой в деловом мире, знать компьютер и уметь пользоваться глобальными информационными системами.
Современными требованиями к менеджеру выступают приятность и обходительность с подчиненными, благожелательность, доверие, обязательность и выручка, открытость. Менеджер должен идти на компромиссы, дающие наименьшие отрицательные последствия.
В отличие от западного мира, российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Поскольку экономические законы, в отличие от законов природы, зависят от человеческой воли, от выбора, вследствие неопределенных будущих ожиданий, развития социума, особенно в условиях современного кризиса, то проблемы управления, принятия правильных решений имеют особенную роль. Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства.
Задачи повышения эффективности работы менеджеров актуальны для большинства российских компаний. При конкурсном отборе необходимо определить, на основе каких критериев выбирать менеджеров. Зачастую руководители в таких случаях основываются на интуиции и симпатиях. Это в принципе нельзя отнести к методам профессионального отбора и таким путем чаще всего выбирается непродуктивный работник. Ошибки при профессиональном отборе приводят компанию к денежным потерям.
С тех пор, как возникли первые предприятия перед их владельцами, а в настоящее время перед работниками кадровых служб всегда остро стоял вопрос: чем руководствоваться при отборе и найме новых сотрудников на работу: интуицией или цифрами и фактами. И если в настоящее время процесс и правила найма персонала в какой-то мере регулируются трудовым законодательством, то процесс отбора претендентов на вакантную должность является делом творческим и зависит от личных и профессиональных качеств работника кадровой службы.
В настоящее время практически каждая компания при найме сотрудника на работу использует систему профессионального отбора для определения соответствия соискателя на должность медицинским, психологическим и иным особенностям, предъявляемым этой должностью.
К исследованию личностных качеств руководителя обращены работы многих авторов: М. Альберт, И.Г. Белков, В.Р. Веснин, М. Вудкок, П.М. Дизель, У. Джонс, Д. Джонгвард, В. Зигерт, Ж. Иеннекенс, Кабушкин, Р.Л. Кричевский, И.Д. Ладанов, Т.А. Лисицкая, И.П. Марченко, М.Х. Мескон, С.Н. Паркинсон, Ф. Хедоури Н.И. и др. Однако исследование проблемы изучения взаимосвязи профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звена не достаточно изучено.
Объект исследования: профессиональные и личностные качества менеджеров среднего звена.
Предмет исследования: особенности взаимосвязипрофессиональных и личностных качества личности.Цель исследования – изучить взаимосвязи профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звена и использовать полученные результаты исследований в работе по кадровому отбору и сопровождению менеджеров в организации.
Задачи работы:
- Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
- Выявить особенности личностных и профессиональных качеств менеджеров в современных условиях.
- Обосновать методику эмпирического исследования для выявления взаимосвязипрофессиональных и личностных качества личности.
- Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязипрофессиональных и личностных качества личности.
- Проанализировать и интерпретировать результаты исследования;
- Сформулировать рекомендации по совершенствованию работы с менеджерами в организациях.
База исследования: ОАО «Сбербанк России» отделение г. Луховицы.
Гипотеза исследования: предположим, что успешному выполнению профессиональной деятельности менеджеров среднего звена способствуют такие личностные особенности, как коммуникативные и организаторские склонности, эффективность руководства и уровень онтогенетической рефлексии
Методологическая основа исследования.Методологическую основу данного исследования составляют концептуальные подходы ученых, направленные на изучение личности, отраженные в работах зарубежных психологов: Д.М. Болдуина, В.Штерн, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, а также в работах отечественных психологов: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, М.Я. Басова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной. Большую роль в осмыслении роли личности в собственном психическом развитии (роль субъективного фактора) оказали труды С.Л. Рубинштейна.
Степень разработанности в научной литературе. По проблеме изучения менеджмента, роли менеджера в организации в психологии существует много разноплановой литературы как отечественных так и зарубежных исследователей (М. Альберт, И.Г. Белков, В.Р. Веснин, М. Вудкок, П.М. Дизель, У. Джонс, Д. Джонгвард, В. Зигерт, Ж. Иеннекенс, Кабушкин, Р.Л. Кричевский, И.Д. Ладанов, Т.А. Лисицкая, И.П. Марченко, М.Х. Мескон, С.Н. Паркинсон, Ф. Хедоури Н.И. и др.). Однако исследование проблемы изучения взаимосвязи профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звенане достаточно разработано.
В данной работе методами исследования являются следующие:
- Теоретический анализ.
- Констатирующий эксперимент.
- Психодиагностические методы исследования.
- Количественный и качественный анализ эмпирических данных.
- Метод математической обработки результатов исследования.
Методики исследования:
- Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла [37, C.34];
- Тест- опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» [55, C.263];
- Cамооценка уровня онтогенетической рефлексии [55, C.244];
- Тест «Эффективность руководства» [41, С.156];
- Тест «Неэффективный руководитель» [41, С.159].
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Работа иллюстрирована таблицами, гистограммами. В приложении представлены материалы диагностических методик, сводные таблицы результатов исследования.
Практическая значимость работы. Данная работа имеет практическую значимость для руководителей предприятий и руководителей кадровых служб, поскольку ее можно рассматривать как инструмент для обоснованного построения списка требований к должности менеджера, а также с целью получения полной картины личностных качеств и компетенций менеджеров.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звена
1.1. Психологический анализ процессов управления и особенностей деятельности менеджеров в современных организациях
Для того, чтобы изучить профессиональные и личностные качества менеджеров, необходимо знать и учитывать особенности современной организации.
Базовыми требованиями к деятельности предприятий являются [2, С.52]:
1) способность к профессиональной постановке целей, адекватных текущим и прогнозным условиям рыночной среды, соответствующих реальному потенциалу в каждый следующий период времени;
2) способность к оперативному и качественному сбору информации о состоянии как внутренней системы — предприятия, так и внешних сопряжённых систем — рынка присутствия, смежных рынков и сфер;
3) способность к быстрой и эффективной обработке получаемой информации, профессиональному их анализу для создания необходимых предпосылок к формированию целей, идей и оценке потенциала предприятия;
4) способность управляющего уровня системы (топ-менеджмент) предприятия полноценно выполнять функции связующего звена между идейно-целевой составляющей деятельности предприятия и сферой её практической реализации:
5) наличие механизма формирования, принятия и исполнения управленческих решений, обеспечивающего взаимообратную, интерактивную реакцию на проводимые действия (мобильность и реактивность системы управления);
6) способность к построению целостной системы организации управления предприятием, основу которой составляет управление целями (проектами), а не производственным потенциалом предприятия;
7) способность профессиональной кадровой составляющей обеспечить правильное формулирование целей и постановку задач, формирующих конкурентную стабильность предприятия;
8) способность к эффективному управлению кадрами, обусловленную фактором быстро меняющихся условий, а, следовательно, целей и задач предприятия.
Применяемая в настоящий момент большинством предприятий России система управлении предприятием, основанная на элементно-функциональном принципе (управление потенциалом) и бюрократическом иерархическом построении уже не в состоянии обеспечить требуемую эффективность работы, что неизбежно ведёт к ослаблению и потере конкурентной устойчивости на рынке. Такое управлениепредприятием не увязывает в единую систему элементы цепочки деятельности (информация — цель — задачи — методы — реализация — информация), не чувствует происходящих изменений и потребностей рынка [7, С.135].
Структурные подразделения предприятия, созданные по функциональному признаку, часто являются для них «тормозом». Такова плата за принцип автономного функционирования каждой производственной единицы, заложенный в идеологию деятельности организации. При этом задачи предприятия формируются из потребностей и целей этих функциональных производственных единиц, а не потребностей рынка.
Принятие управленческих решений в России не обеспечено профессиональным кадровым потенциалом, инструментарием и технологиями, позволяющими качественно, быстро, а главное, нестандартно реагировать на происходящие изменения.
Конкурентная устойчивость и жизнеспособность на рынке в перспективе будут все зависимее от возможностей виртуозно и эффективно управлять предприятием — объектом, по сложности сравнимым с человеческим организмом. Приведённое сравнение системы управления предприятием с функционированием человеческого организма не случайно: экономика — это совокупное проявление человеческих производственных отношений, а значит, и созданные людьми производственные экономические системы подчиняются тем же всеобщим законам, что и сам человек.
Суть работы человеческого организма — это постоянное бесперебойное поступление огромного массива разнообразной информации в центральную нервную систему с последующей переработкой нервных импульсов и посылом чётких оперативных сигналов действия всем функциональным системам организма. При этом каждая функциональная единица организма человека подчинена принципам необходимости и целесообразности. Указанные принципы позволяют эффективно реализовывать основную цель — достижение состояния жизнеспособности. Предприятие строится по образу и подобию нашего организма. Единый комплекс функционально взаимозависимых подсистем (подразделений), управляемых «мозгом» предприятия — руководством — на основе поступающей как извне, так и изнутри, постоянно обрабатываемой информации существует во внешней среде с необходимостью постоянно доказывать на практике собственную значимость, что обеспечивает получение жизненных источников — ресурсов [2, С.65].
Коноваленко М.Ю. и Коноваленко В.А. выделяют для эффективной работы организации следующее [18, С.212]:
- Более эффективное использование компьютерных сетей Iпtегпеt,
- Распространение бесплатных информационных листков, бюллетеней, корпоративных газет и прочих изданий, на страницах которых можно излагать позиции руководства, сообщать информацию, имеющую определенное значение для достижения организационных целей. Газетная публикация в отличие от формализованных документов может транслировать необходимую информацию живым и доступным для понимания языком.
- Рассылка писем и открыток является хорошим дополнением к электронной почте, если необходимо сообщить особо важную информацию или просто поздравить.
- Создание доски объявлений, использование афиш и плакатов.
- Работа со слухами. Как известно, слухи возникают тогда, когда существует недостаток той или иной субъективно значимой для коллектива информации. Если такую информацию люди не получают, это способствует возникновению слухов.
- Проведение собраний, осуществление устных выступлений, подкрепленных вспомогательными визуальными средствами.
7.Использование видеофильмов и презентаций с демонстрацией слайдов.
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности — следить за целым — составляет суть работы руководителя [18, С.218].
Руководителемсчитается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в рамках установленных полномочий обязаны выполнять его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.
Сущность деятельности руководителя состоит в творческой организаторской работе, причём по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются [1, С. 66].
Однако руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников; способствует их развитию, а при необходимости оказывает влияние на поведение. Для обеспечения эффективной работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы индивидов, групп и решение управленческих задач.
Особенность положения руководителя состоит в следующем: он сосредоточивает функции реальной решающей силы и власти; имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии всё более уменьшающиеся возможности общения; как правило, исключён из окружения и первичного коллектива; является воплощением справедливости, поэтому выполняет для подчинённых функции арбитра; всё его поведение постоянно оценивается подчинёнными.
В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей [15, С.33].
- К высшим руководителямотносятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то, что она широка по масштабам, требует наличия большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени. В их деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с подчинёнными (отчёты, доклады, инструкции, приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, приём посетителей). Их основные функции состоят в формулировке миссии организации, её ценностей, структуры и системы управления и так далее.
В крупной организации, где первые руководители единолично уже не могут принимать все решения и, отвечая за всё, переходят к руководству процессом их выработки в составе команды, где они являются уже первыми среди равных.
В обязанности первого руководителявходит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытие счётов в банках; решение кадровых вопросов.
- Руководители среднего звена(основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40-60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом. Через подчинённых руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью.
- Руководители низового звена.Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала. Большая часть руководителей принадлежит к нему и начинает здесь свою карьеру. Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач.
Также руководители несут по отношению к своим подчинённым неофициальные обязанности. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их личных интересах и проблемах, здоровье, оказании им при необходимости всесторонней помощи, вплоть до принятия на себя их вины. Руководитель должен избегать фаворитизма, нарушающего стабильность коллектива, знать об отношении к себе подчинённых и время от времени задавать себе вопрос, хотел бы он работать у себя в подчинении [1, С.38].
Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом. Профессионально подготовленного руководителя называют менеджером.
Слово «менеджер» первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Английский глагол «tomanage» (управлять) исходит от латинского «manus» (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели организации руками (и головой) других людей. Субъектом данного процесса и является менеджер [27, С.93].
Функции и методы деятельности менеджера, типы менеджеров исторически изменяются [33, С.27].
- На заре капитализма во главе промышленного предприятия стоял обычно директор с ярко выраженными диктаторскими замашками, так как его основной функцией считалась Функция подавления рабочих (это менеджер — диктатор (лат. неограниченный властитель). Философия такого рода менеджмента проста — бизнес есть бизнес, поэтому работай не рассуждая. О высокой производительности труда не могло быть иречи.
- Со временем предприниматели стали осознавать, что у рабочих надо возбуждать интерес к труду. Появился новый тип менеджера — менеджер-патерналист(лат. отец) — глава семьи, к рабочим отношение отеческое. Философия такого менеджера подчинялась формуле: быть строгим, но справедливым. В основном реакция рабочих на такой тип менеджера была положительной, но стабильности в развитии производства и, особенно, в получении прибыли менеджер-патерналист достичь не мог.
- В годы кризисов (когда капиталистические предприятия
страдали от перепроизводства) преуспевал другой тип менеджера — менеджер-маклер (нем. — посредник), т. е. требовались оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство. Работа такого типа менеджера была, прежде всего, работой дипломата (фр. — человек, добивающийся своей цели тонким и умелым обращением с людьми). Руководящим началом здесь выступает принцип «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих». - Позже маклера сменил другой тип — менеджер — организатор (фр. — тот, кто устраивает, закладывает основы, создает, объединяет, сплачивает, упорядочивает что-либо). Этомуспособствовали два обстоятельства: 1) разросшиеся капиталистические предприятия сделали невозможным единоличное управление производством, и чтобы принимать решения — менеджеру стало требоваться мнение довольно большого круга других лиц; 2) новые условия привели к тому, что держателями акций (владельцами) и руководителями производства оказались разные люди. Расширился круг людей, с которыми менеджеру приходилось иметь дело, — владельцы, профсоюзные и другие общественно-политические организации, персонал (рабочие и служащие). Успех менеджера стал зависеть в очень большой степени от умения ладить со всеми социальными группами, занятыми в производстве.
- Современный менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий — дипломат — лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Функция управляющего считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя ее, менеджер становится лицом, облеченным властью. Однако это власть не диктаторская, а скорее патерналистская, отеческая. Основные требования к личности: компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.
Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков [5, С.101].
Менеджер-лидер (англ. — ведущий, руководитель). Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг: каждый менеджер должен быть лидером. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера: функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы); вторые должны вести за собой людей, их главная функция — обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требуют от него профессионального владения как тем, так и другим.
Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают, так как растет степень возможной угрозы природе. С одной стороны, сегодня персонал Должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание (повышение квалификации — курсы переподготовки и пр.), на это тратятся большие средства. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы оказываются мощным Фактором экономического развития) [5, С.103].
Менеджер-инноватор.Мир вступает в эпоху информационной культуры (аграрная — индустриальная — информационная) и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производств далеко назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.
Менеджер-человек. Ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер — это личность, т. е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.
Все капитальные труды по менеджменту содержат перечни качеств идеального менеджера. Рассмотрим их в следующем пункте данной работы.
Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количество таких ролей. Например, американский ученый В. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя [33, С.205]:
1) роль лидера.В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организации. Как отмечают Г. Кунц и С. О’Доннел, «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство». От лидерства на 30-35% зависит отдача персонала;
2) роль администратора.Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
3) роль планировщика.Главные задачи этой роли — оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
4) роль предпринимателя.Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.
Более детальную и, вероятно, более близкую к российским условиям классификацию ролей руководителя следующие роли [1, С.67]:
1) «мыслитель»— общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
2) «штабной работник» — обработка управленческой информации и составление документации;
3) «организатор» — координация работы сотрудников;
4) «кадровик» — отбор, расстановка, оценка персонала;
5) «воспитатель» — обучение и мотивация персонала;
6) «снабженец» — обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
7) «общественник» ~ участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
8) «инноватор» — внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
9) «контролер» — контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
10) «дипломат» — налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Г. Минцберг определяет десять ролей, которые в зависимости от уровней управления, руководители в разной степени принимают на себя. Они подразделяются на три больших класса [7, С.64].
1) Межличностные роли
- Руководитель выполняет обязанности правового и социального характера. Характер деятельности: действия связанные с положением.
- Лидер отвечает за мотивацию подчиненных, набор и подготовку персонала. Характер деятельности: все управленческие действия с участием подчиненных.
- Связующее звено обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации. Характер деятельности: переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами.
2) Информационные роли
- Приемник информации разыскивает и получает разнообразную информацию, текущую, специализированного характера, которой пользуется в интересах дела, выступает как центр внешней и внутренней информации поступающей в организацию. Характер деятельности: осуществление действий, связанных с получением информации.
- Распространитель информации передает полученную информацию членам организации. Характер деятельности: рассылка почты по организациям с целью получения информации, проведение обзоров, бесед.
- Представитель передаёт информацию, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации, внешним пользователям. Характер деятельности: участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления.
3) Роли по принятию решений
- Предприниматель изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов. Характер деятельности: участие в совещаниях с обсуждением стратегии совершенствования деятельности.
- Устраняющий нарушения отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных решений. Характер деятельности: обсуждение стратегических и текущих вопросов.
- Распределитель ресурсов организации, что фактически
сводится к принятию или одобрению всех значительных решений Характер деятельности: составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных. - Ведущий переговоры ответственен за представительство организации на всех значительных и важных переговорах. Характер деятельности: ведение переговоров
Все три класса взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого, вследствие чего складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает.
Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основываются на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается разнообразная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой, — в роли центра обработки информации.
Выполняя межличностные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказывать прямое влияние на ход производственного процесса и достижения целей организации.
Классификация ролей руководителей по Г. Минцбергу дает представления о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классификация дополняется рядом функций, которые в обязательном порядке выполняет любой руководитель в любой организации.
В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основываясь на соответствующих разработках П. Шеттгена, И. Хентце и др., Е.П. Годландера, можно выделить следующие функции руководителя [5, С.217]:
1) оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
2) координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
3) контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
4) организация деятельности сотрудников, т. е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;
5) информирование сотрудников;
6) интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
7) формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
8) делегирование задач, компетенции и ответственности;
9) предотвращение и разрешение конфликтов;
10) распространение специфических для организации ценностей и норм;
11) забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
12) формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
13) ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности;
14) определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
Таким образом, как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение группы и забота о ее сохранении.
Функции руководителя выступают мерой оценкиего индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы: 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества [7, С. 95].
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф