РАЗДЕЛ 2 Горно-технологическая часть
Проблема разработки мощных и глубоких карьеров – это в основном проблема надежного и эффективного транспортирования значительных объемов горной массы из забоев карьера на поверхность, разработки схем вскрытия и транспортных систем карьера. Так как процесс транспортирования горной массы из карьера – составная часть производственного процесса по добычи руды и вскрышных пород, то от эффективности, надежности его работы в значительной степени зависят условия функционирования горного оборудования, его технико-экономические показатели. Для карьера при поэтапном росте производственной мощности, длительном сроке службы, очередности отработки запасов месторождения и вскрышных пород, их комплексном использовании при селективном складировании характерно изменение величины, направления и вида грузопотоков горной массы по мере углубления карьера и расширения его границ. В таблице 2.1 приведен режим работы Лебединского ГОКа.
Таблица 2.1
Режим работы карьера
Наименование | Количество дней, часов |
Рабочих дней в году | 365 |
Смен в сутки | 2 |
Продолжительность смены | 12 |
Рабочих смен карьера | 730 |
Массовые взрывы проводятся | Среда – в 13.00 |
2.1 Осушение месторождения
Сложные гидрогеологические условия и большой приток подземных вод на Лебединском месторождении предопределили использование комбинированной системы осушения, включающей:
а) внешний дренажный контур;
б) внутренний дренажный комплекс;
в) подземный дренажный комплекс.
Внешний дренажный контур состоит из сети скважин и сквозных фильтров, которые оборудованы насосами 10ЭЦВ63-150 и 10АПВМ.
Внутренний дренажный комплекс сооружается в нижней части песчаной толщи в виде горизонтальных скважин и каналов прибортового дренажа на рабочих бортах. Канавы заглубляются в водонепроницаемые породы на глубину 1,5-2,0 м.
Объем горных работ по проходке дренажных канав составляет 100 тыс. м3 , для проходки их используется экскаватор ЭО-5124 (обратная лопата). Объем наработки составляет 500 машиночасов.
Сброс воды из каналов проводится в водосборные колодцы, а затем по скважинам в подземные дренажные выработки. Весь приток грунтовых вод и атмосферных осадков откачивается подземными дренажными комплексами. Подземный дренажный комплекс представляет собой систему горизонтальных выработок сечением 9,3 м2 и включает: кольцевые, диагональные и тупиковые штреки, насосные станции подземного водоотлива, а также контурную систему сквозных фильтров.
Основными элементами дренажной системы на отрабатываемом участке месторождения являются контурные установки сквозных фильтров, совмещенные с подземными выработками, расположенными периферии всего карьера. Сквозные фильтры располагаются через 30 м и обеспечивают коэффициент заслона 0,85.
На внутреннем дренажном контуре, на нерабочем борту карьера поток подземных вод надюрского водоносного горизонта перехватывается 24 горизонтальными скважинами и прибортовым дренажом, а затем через сбросные скважины поступает в дренажные выработки.
Дренаж подземных вод рудно-кристаллического водоносного горизонта производится фильтрами и открытым водоотливом. Общая производительность водопонизительных средств составляет в среднем 3000 м3/час. Проектируемый карьер железистых кварцитов находится внутри дренажного кольца, которым обеспечивается перехват вод осадочной толщи.
2.2 Вскрытие месторождения
Высокая производственная мощность карьера по руде и горной массе, а также значительные расстояния транспортирования горной массы из карьера, предъявляют повышенные требования к размещению и конструкциям вскрывающих выработок и их транспортными коммуникациями, обеспечению высокой пропускной способности, ускоренному их строительству, взаимосвязи с транспортной сетью отдельных вскрывающих выработок между собой, сокращению расстояний транспортирования горной массы и приближению обменных пунктов к экскаваторным забоям.
При выборе способа вскрытия принималось во внимание, что он должен был обеспечивать высокие темпы наращивания производственной мощности карьера по добыче полезного ископаемого, высокую степень концентрации горных работ на карьере, возможность длительной консервации части запасов в районе размещения транспортных коммуникаций, перегрузочных внутрикарьерных складов, проведение периодической (через 10-15 лет) реконструкции транспортной схемы. При высокой производственной мощности карьера, значительных расстояний транспортирования горной массы, большой протяженности фронтов горных работ, наиболее экономичный, надежный и экологически чистый – электрифицированный железнодорожный транспорт.
При разработке схемы вскрытия месторождения необходимо было учесть динамичность развития карьерного пространства, интенсивный рост размеров карьера в плане для достижения высокой производственной мощности уже на первых этапах работы карьера, приближения границ карьера по мере их расширения к пунктам приема горной массы (к ДОФ, внешним отвалам). При этом схема вскрытия должна обеспечивать поэтапную рационализацию за счет ускоренной проходки дополнительных вскрывающих выработок в виде систем полутраншей, проходимых вдоль борта карьера с целенаправленным приближением устьев таких траншей к пунктам приема горной массы и глубокого ввода железнодорожного транспорта в карьер.
Таким требованиям наиболее полно удовлетворяет многосторонний способ вскрытия мощных и глубокозалегающих месторождений с использованием железнодорожного транспорта.
Карьерное поле вскрывается двумя системами взаимопересекающихся выездных траншей, размещаемых на нерабочем, наиболее протяженном борту карьера. При этом обеспечивается транспортная связь не с отдельной группой рабочих уступов, а со всеми уступами карьера, в том числе и с самыми глубокими. При этом одна система вскрывающих выработок, состоящая из двух и более общих выездных траншей с направлением выработок в сторону расположения одного из пунктов приема горной массы (например, ДОФ), вскрывает все рабочие горизонты одного борта карьера, обеспечивая тем самым прямой заезд железнодорожного транспорта в карьер по кратчайшему пути. Расположение технологических участков показано на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Расположение технологических участков
Вторая система вскрывающих выработок, состоящая также из двух и более вскрывающих траншей, проходимая в направлении противоположном траншеям первой системы выработок (например, в сторону внешних отвалов), вскрывает все рабочие горизонты противоположного торца карьера. Тем самым обеспечивается также прямой заезд транспортных средств по кротчайшему пути на торец карьера, противоположный первому с каждой из первой системы траншей или пунктов приема горной массы, прилегающих к этому торцу карьера. Пересечение систем вскрывающих выработок между собой производится на одном уровне, что позволяет в местах пересечения траншей строить внутрикарьерные узловые железнодорожные станции, рассредоточенные по фронту нерабочего борта карьера и обеспечивающие одновременный прием и отправление поездов по транспортным коммуникациям вскрывающих выработок каждой системы траншей. На каждой станции технологические грузы распределяются по различным направлениям (ДОФ, ДСФ, отвал), а также обменивают поезда, следующие непосредственно к экскаваторным забоям.
Узловые железнодорожные станции по мере углубления горных работ также понижаются, в связи, с чем железнодорожные станции (обменные пункты) приближаются к экскаваторным забоям карьера.
Таким образом, создается взаимосвязанная между собой железнодорожным транспортом разветвленная и развивающая в плане и на глубину, по мере отработки запасов месторождения, сеть вскрывающих выработок, позволяющая вскрыть каждый рабочий горизонт карьера в различных местах.
Исходя из перспективы развития, проектом предусматривается вскрытие месторождения в следующем порядке.
— рабочие горизонты карьера на первом этапе разработки месторождения вскрывают общей выездной траншеей (первой траншеей из первой системы вскрывающих выработок) и вспомогательной траншеей, предназначенной для вскрытия верхней, наиболее породоёмкой зоны карьера. Заложение выездной траншеи определено, исходя из промежуточных границ первого этапа развития горных работ.
— в местах пересечения внутренних и внешних траншей строят внутрикарьерные узловые промежуточные станции. На первом этапе разработки месторождения в определяющем порядке отрабатывают участок карьера, примыкающий к конечному контуру карьера.
— на втором этапе разработки месторождения проходят вторую выездную траншею из первой системы вскрывающих выработок с руководящим уклоном 50‰ (повышенным по сравнению с уклоном первой траншеи)
На втором этапе работы карьера в связи с увеличением числа выработок, вскрывающих один и тот же рабочий горизонт карьера (в 2-4 раза по сравнению со вскрытием карьера одной выездной траншеей), позволяют повысить высоту рабочего уступа карьера без снижения скорости его продвигания, а также увеличивается производственная мощность карьера. При ведении горных работ второго этапа формируют третью выездную траншею с целенаправленным приближением ее устья к пунктам погашения грузопотоков.
На третьем этапе разработки месторождения проходят третью выездную траншею из первой системы вскрывающих выработок с руководящим уклоном более крутым (равным 60‰), чем угол второй выездной траншей, углубляют не три общие, а три внутренние траншеи, позволяющие увеличить место вскрывающих выработок, построить узловые железнодорожные станции.
Выбранный способ вскрытия позволяет в настоящее время и в будущем:
а) обеспечить интенсивную отработку запасов месторождения и на этой основе достичь высоких темпов наращивания производственной мощности карьера;
б) обеспечить форсированный ввод наиболее экономичного и экологически чистого железнодорожного транспорта непосредственно на рабочие горизонты карьера, что позволит сократить объем внутрикарьерных автомобильных перевозок горной массы на перегрузочные пункты и, соответственно сократить парк автомобильного транспорта и выемочного оборудования на перегрузочных пунктах;
в) интенсифицировать развитие рабочей зоны карьера в плане при ограниченном темпе углубления дна карьера и на этой основе осуществить перенос разработки наиболее трудоемких и дорогостоящих объемов горных пород глубоких горизонтов на более поздние этапы эксплуатации карьера;
г) сократить расстояние транспортирования горной массы из карьера и время оборота составов за счет поэтапного приближения устьев выездных траншей к пунктам погашения грузопотоков за счет поэтапного увеличения руководящего уклона транспортных коммуникаций вскрывающих выработок;
д) сформировать высоко динамичную многозабойную рабочую зону карьера с оптимальными технологическими параметрами и обеспечить высокопроизводительные условия работы горно-транспортного оборудования, позволяющие наиболее полно реализовать преимущества самого надежного и экономичного карьерного железнодорожного транспорта.
Так реализация рассматриваемой схемы вскрытия Лебединского месторождения (при проходке третьей выездной траншей) позволит осуществить прямой ввод железнодорожного транспорта на глубину 360 м (с отметками +210 до -150 м), а с одним изменением направления движения локомотивосоставов — на глубину 700 м, т.е. до отметки залегания запасов месторождения.
Объем капитальной траншеи для вскрытия рудного тела на горизонте +45м составляет 16млн м3. Объем разрезной траншеи пройденной по рудному телу составляет 25,8млн м3
2.3 Система разработки месторождения
Под системой открытой разработки месторождения понимается установленный порядок выполнения вскрышных, добычных и горно-подготовительных работ (по вскрытию и подготовке рабочих горизонтов). Выбранная система разработки должна обеспечить безопасную, экономичную и наиболее полную выемку кондиционных запасов полезного ископаемого с соблюдением мер по охране природы и принятого режима горных работ.
Учитывая способ вскрытия и параметры месторождения, согласно классификации академика В.В Ржевского предлагается использовать углубочную поперечную однобортовую систему разработки. Элементы системы открытой разработки представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Элементы системы открытой разработки
Условные обозначения | Название |
А | Ширина заходки |
Шр.п | Ширина рабочей площадки |
Ш | Ширина рабочей зоны |
Lф | Длина фронта работ |
Ну | Высота уступа |
Паспорт рабочей площадки на добычном уступе представлен на рисунке 2.2.
Рабочей зоной называется зона карьера, в которой выполняются основные технологические процессы открытых горных работ. В рабочей зоне карьера выделяются зоны вскрышных, добычных и горно-подготовительных работ.
При разработке Лебединского месторождения рабочая зона, в которой выполняются основные технологические процессы открытых горных работ, будет составлять более 16 км2. С учетом того, что высота уступа по ЕПБ при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом не должна превышать[7]:
— максимальную высоту черпания экскаваторов — при разработке одноковшовыми экскаваторами типа «механическая лопата» без применения взрывных работ;
— более чем 1,5 раза высоту черпания экскаваторов (при этом высота развала не должна превышать высоту черпания экскаватора) — при разработке одноковшовыми экскаваторами типа «механическая лопата» крепких пород с применением взрывных работ при одно- и двухрядном взрывании;
— высоту или глубину черпания экскаватора — при разработке драглайнами, многоковшовыми и роторными экскаваторами.
Проектом предусматривается экскаваторы ЭКГ-10, которые используют как на рыхлой вскрыше, так и на предварительно разрыхленных скальных породах вскрыши и руды.
При разработке одноковшовыми экскаваторами типа “механическая лопата” скальных пород с применением взрывных работ при многорядном взрывании высота развала горной массы не должна превышать более чем в 1,5 раза высоту черпания экскаватора.
В соответствии с принятой системой разработки выемочного оборудования и применяемого транспорта, а также с учетом безопасного ведения буровзрывных работ ширина рабочей площадки уступа должна быть не менее 30 м при применении автомобильного транспорта. Угол откоса уступа 70 градусов. Высота уступа 15 м.
Условные обозначения: 1 — Буровой станок СБШ-250МН 2 — Экскаватор ЭКГ-10 3 — Автосамосвал БелАЗ-7519 4 — Опора ЛЭП |
Рисунок 2.2 – Паспорт рабочей площадки на добычном уступе
2.4 Технологическая схема горных работ
Рудоуправление ведет разработку месторождения железистых кварцитов. Железистые кварциты — сырье обогатительных фабрик, производящих концентрат. Качество железистых кварцитов, подаваемых на обогатительные фабрики с учетом усреднения в забоях и на перегрузочных площадках (п/п), должно отвечать требованиям стандарта предприятия СТП 00186803-6.10-40-2004, регламентирующего требования к качеству железистых кварцитов. Добыча железистых кварцитов включает следующие операции:
- Подготовка площадок к бурению.
- Бурение скважин.
- Заряжание скважин.
- Взрывание скважин.
- Подготовка взорванной горной массы к экскавации.
- Экскаваторная погрузка горной массы в автомобильный и железнодорожный транспорт.
- Усреднение руды на перегрузочных площадках.
- Погрузка руды в железнодорожный транспорт и доставка на обогатительные фабрики.
- Отвалообразование.
2.4.1 Буровые работы
В карьере рудоуправления скальные вскрышные породы и железистые кварциты обуриваются станками СБШ-250МН, СБШ-270ИЗ и РД-10 с использованием в качестве бурового инструмента шарошечных долот 244.5ОК-ПВ.
Буровые работы производятся по проектам составляемым в масштабе 1:1000 на основании данных маркшейдерской съемки, геологической и гидрогеологической характеристики участка, «Типового проекта ведения БВР», а также результатов предыдущих взрывов. Один экземпляр утвержденного проекта выдается машинисту бурового станка, а точки расположение будущих скважин выносятся на местность с указанием их проектной глубины.
Режимы бурения скважин зависят от физико-механических свойств горных пород, категория крепости которых по шкале профессора Протодьяконова М. М. колеблется от 10 до 20. После окончания бурения сверенный и подготовленный к заряжению блок передается по акту начальнику взрывного участка.
Параметры скважины представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Параметры скважины
Параметры | Название | Значения,м |
dз | Диаметр скважины (заряда) | 0,25 |
Wp | Сопротивления по подошве | 5,5 |
lпер | Длина перебура | 2 |
lскв | Глубина скважины | 17 |
Lзаб | Длина забойки | 5 |
lзар | Длина заряда | 12 |
2.4.2 Взрывные работы
Взрывные работы в карьере Рудоуправления осуществляются в соответствии с утвержденным графиком взрывных работ по специальным проектам взрывным цехом. Проект на производство массового взрыва составляется в соответствии с требованиями «Единых правил безопасности при взрывных работах», «Типовой инструкции по безопасному проведению массовых взрывов на земной поверхности», «Типового проекта ведения БВР» и состоит из:
— распорядка массового взрыва;
— совместного приказа на производство очередного массового взрыва;
- краткой геологической характеристики взрываемых блоков; технического расчета;
- схемы расположения скважин для обуривания;
- фактического расположения скважин со схемой коммутации взрывной сети;
- таблиц корректировочного расчета скважинных зарядов.
Параметры сетки скважин: а – расстояние между скважинами в ряду; b – расстояние между рядами скважин;
Для инициирования скважинных зарядов предлагается использовать комбинированная схема — неэлектрическая система СИНВ внутри скважин и поверхностная сеть детонирующим шнуром — ДШЭ-12.
Доставка взрывчатых материалов к месту производства взрывных работ в количестве определенном корректировочным расчетом на данный блок, производится смесительно-зарядными машинами МЗ-4, МЗ-4П, АКВАТОЛ-1У, АКВАТОЛ-3, АМЕРИНДА, ТСЗМ-30, МФ-20, а также грузовым автотранспортом, оборудованным для перевозки взрывчатых материалов.
Заряжание взрывных скважин производится теми же машинами или вручную. Для зарядки скважин используются штатные ВВ типа гранулотол-ТНТ, граммонит-79/21, а также местного приготовления горячельющиеся водонаполненные ВВ «Акватол-Т-20ГМ» и эмульсионные ВВ «Тован».
Забойка скважин производится песком, механизированным способом, специальной забоечной машиной на базе автомобиля БелАЗ, КАМАЗ.
Заряжание и забойка скважин производится, согласно паспорту буровзрывных работ. Расположение скважин для проведения массового взрыва производят по диагональной схеме.
Допуск трудящихся на рабочие места разрешается главным инженером Рудоуправления после получения от горноспасателей сообщения о результатах анализа воздуха, подтверждающего отсутствие опасных концентраций продуктов взрыва.
2.4.3 Экскаваторная погрузка горной массы в автомобильный и железнодорожный транспорт
Отработка забоев железистых кварцитов и скальной вскрыши в карьере ОАО «Лебединский ГОК» осуществляется экскаваторами типа ЭКГ с емкостью ковша 6.3, 8, 10 м3 .
Отработка уступов железистых кварцитов осуществляется экскаваторами ЭКГ-8И, ЭКГ-10, ЭКГ-6.3УС, ЭКГ-8УС с погрузкой руды в автотранспорт типа HD-1200, БелАЗ, Дрессер грузоподъемностью 120¸ 130.
Среднее расстояние транспортирования горной массы от забоя до перегрузочного склада 1,8-2 км.
План и профиль автомобильных дорог соответствует СНИП 3.06.03-85. Дороги выполнены на скальном основании и покрыты щебнем, ширина дорог до 20м. Проезжая часть дороги ограждена от бровки защитным валом высотой до 1,5 м. Отработка блока экскаватором производится согласно паспортам забоев, которые утверждаются главным инженером рудоуправления.
Погрузка автотранспорта производится согласно паспорту загрузки автомобилей, утвержденного главным инженером рудоуправления.
Начало и окончание погрузки производится по разрешающему сигналу машиниста экскаватора.
Разгрузка автосамосвалов на перегрузочных складах производится согласно паспорту разгрузки утвержденного главным инженером рудоуправления (рис.2.3).
Зоны работ на перегрузочных складах ограничиваются запрещающими знаками.
Дорожное полотно карьерных автодорог поддерживается специальной дорожной службой, производящей подсыпку полотна щебенкой и его выравнивание.
Рис. 2.3. Паспорт перегрузочного пункта карьера Рудоуправления ОАО «Лебединский ГОК»
2.4.4 Железнодорожный транспорт.
В качестве тяговых единиц при разработке Лебединского месторождения применены тяговые агрегаты ОПЭ2, ОПЭ1А, ОПЭ1АМ, с думпкарами 2ВС-105, которые работают на постоянном токе напряжением 10 кВ с руководящими подъемами (уклонами) до 60‰.
Подача железнодорожного состава под погрузку, погрузка и отправление производится только после разрешающего звукового сигнала машиниста экскаватора. Очистка железнодорожных путей от просыпей на перегрузочных складах и в забоях производится бульдозерами на базе трактора К-700 и специально оборудованной лопатой-скребком с помощью экскаватора.
Скорость передвижения состава составляет по станционным и забойным путям 15 км/час, по перегонам 25 км/час.
По мере отработки блоков и продвижения фронта работ производится переукладка железнодорожных путей на уступах. Перемещение звеньев железнодорожных путей на новую трассу производится на ранее спланированное место, кранами на гусеничном и железнодорожном ходу. Технология переукладки пути краном включает последовательное выполнение работ: маркшейдерскую разбивку оси и профиля пути, подсыпку земляного полотна и планировку трассы бульдозерами, подготовку железнодорожных звеньев для переукладки (очистку шпальных ящиков от грунта, разъединение стыков), черновая выправка пути в плане и профиле, подбивка и разгонка шпал, подача и дозировка и окончательная выправка пути. Переукладка пути краном осуществляется отступающим или наступающим ходом в зависимости от подготовки забоя к погрузке. Для восстановления и ремонтно-путевых работ применяются различные машины и механизмы, способствующие повышению производительности труда путевых рабочих.
2.4.5 Внешнее отвалообразование
По способу отвалообразования отвалы — экскаваторные.
Отвальное хозяйство ОАО «Лебединский ГОК» располагает породными отвалами скальной вскрыши и рыхлой вскрыши. Отходы обогащения складируются в хвостохранилище.
Отвалы скальной вскрыши. На отвалах скальной вскрыши ОАО «Лебединский ГОК» осуществляется селективное складирование окисленных кварцитов и других скальных пород. Путевое развитие отвала скальной вскрыши состоит из 4 отвальных тупиков. Окисленные кварциты складируются на отдельном ярусе. Годовой объем складирования составляет – 7-8 млн. м3.
Отвал рыхлых пород. Объемы рыхлой вскрыши из карьера Лебединского ГОКа, отрабатываемой на железнодорожный транспорт, складируются в отвал «Бродок», неположенный в пойме р. Осколец. Отвал эксплуатируется с момента начала строительства карьера богатых руд. К настоящему времени в отвал уложено порядка 300 млн. м3 вскрышных пород. Отвал отсыпается ярусами высотой 15-20 м. до отметки + 245 м. Годовой объем складирования составляет — 7 млн. мЗ. Отвал формируется из смешанных пород — глин, мелов, песков. Смешанные породы отвала в дальнейшем технологическом процессе не участвуют. В перспективе развития комбината предусматривается частичное раздельное складирование и использование пород отвала.
Проектом предусматривается на отвалах использовать экскаваторы ЭКГ-10. Схема отвалообразования показана на рисунке 2.4.
Рис. 2.4. Схема отвалообразования ЭКГ-10 при железнодорожном транспорте
Вывод
Технология ведения горных работ включает: осушение карьера, вскрытие месторождения, систему разработки, буровзрывные работы и внешнее отвалообразование.
Взрывание зарядов взрывчатых веществ проводится по оформленной в установленном порядке технической документации (проектам, паспортам и т.п.), тем самым обеспечивается безопасность ведения взрывных работ.
Надежно организованная транспортировка и доставка руды, вскрышных пород – основа эффективности и безопасности производственного процесса.
Принятые горно-технологические решения разработки месторождения соответствуют горно-геологическим условиям (комбинированный способ вскрытия, углубочная поперечная однобортовая система разработки), которые обеспечивают безопасности ведения горных работ.
РАЗДЕЛ 3 Анализ опасных и вредных факторов, анализ нормативной базы
На карьере ОАО «Лебединского ГОК» как на любом горном предприятии горные работы осложняются горно-геологическими условиями производства.
Опасные зоны образуются в местах ведения вскрышных, буровзрывных, добычных, погрузочных работ, при транспортировке руды от забоя до перегрузочного пункта или обогатительных фабрик. При проведении работ в этих зонах повышается риск профессиональных заболеваний, возрастает опасность поражения электрическим током и других несчастных случаев.
С учётом результатов анализа условий производства, для карьера характерны следующие опасные и вредные факторы, которые представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Опасные и вредные производственные факторы
Опасные и вредные производственные факторы | Место действия | Результат
| Нормативная база | |
Сейсмическое воздействие, действие ударно-воздушной волны, разлёт кусков
| БВР | Механические травмы
| ЕПБ при взрывных работах | |
Движущиеся машины и механизмы | Экскаваторы, буровые станки, авто- и ж/д транспорт | Механические травмы | ЕПБ при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом | |
Подвижные части механического оборудования | Экскаваторы, буровые станки, авто- и ж/д транспорт
| Механические травмы
| ЕПБ при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом | |
Обрушения при ведении горных работ | В случае потери устойчивости уступов, отвалов, бортов карьера | Механические травмы | ЕПБ при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом | |
Повышенный уровень шума | Кабины экскаваторов, буровых станков, автотранспорта | Расстройство нервной системы, тугоухость | ГОСТ 12.1.012-83, ССБТ (система стандартов безопасности труда)
| |
Повышенный уровень вибрации | Кабины экскаваторов, буровых станков, автотранспорта
| Заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем | ГОСТ 12.1.012-83, ССБТ | |
Повышенная запыленность воздуха рабочей зоны | Погрузочно-разгрузочные работы, БВР | Профессиональные заболевания дыхательных путей | ГОСТ 12.1.014-84, ССБТ | |
Повышенная загазованность воздуха рабочей зоны | Кабины экскаваторов, буровых станков, автотранспорта после массовых взрывов |
Отравление организма | ГОСТ 12.1.005-88, ССБТ | |
Окись углерода (СО) | Кабины экскаваторов, буровых станков, автотранспорта после массовых взрывов
|
Отравление организма | 20 мг/м3 (0,0017%) ГОСТ 12.1.005-88, ССБТ | |
Окислы азота (NO;NO2) | Кабины экскаваторов, буровых станков, автотранспорта после массовых взрывов
|
Отравление организма
|
5 мг/м3 (0,00026%) ГОСТ 12.1.005-88, ССБТ
| |
Формальдегид | ДВС (двигатели внутреннего сгорания) | Отравление организма, аллергия | 0,5 мг/м3 (0,00004%) ГОСТ 12.1.005-88, ССБТ | |
Акролеин |
ДВС
| Отравление организма, аллергия | 0,2 мг/м3 (0,000009%) ГОСТ 12.1.005-88 | |
Повышенное значение напряжения в сети | ЛЭП 110 кВ, 6кВ, 0,4кВ, экскаваторы, буровые станки, ж/д транспорт
| Электромагнитное воздействие на организм, электрические травмы | ГОСТ 12.1.010-83, ССБТ
| |
Повышенная или пониженная температура воздуха в рабочей зоне | Кабины экскаваторов, буровых станков, автотранспорта | Дискомфорт, простудные заболевания | Температура воздуха ГОСТ 12.1.005-88, ССБТ | |
Недостаточная освещенность | Кабины экскаваторов, буровых станков, авто- и ж/д транспорта, места перегрузок и отвалов | Физические, технологические, эмоциональные перегрузки | СНиП 23-05-95 ЕПБ при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом | |
3.1. Опасные производственные факторы
Опасный производственный фактор – фактор производственной среды, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к его травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.
К ним относятся: Сейсмическая, ударно-воздушная волна и разлёт кусков, движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, обрушения при ведении горных работ, повышенное напряжение в электрической сети и т.д.
3.1.1 Сейсмическая, ударно-воздушная волна и разлёт кусков
Сейсмические волны это колебания, распространяющиеся в Земле. Основными источниками распространения колебаний являются: природные (землетрясения, извержение вулканов, и др.) или искусственные (взрывы, вибраторов, пневматических, газодинамических, электроискровых, гидравлических).
Воздушная ударная волна — это область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Источником возникновения воздушной волны являются высокое давление в области взрыва и температура, достигающая миллионов градусов.
Каждый из указанных факторов оказывает существенное влияние на горные объекты, здания, оборудования, линии связи и электроснабжения, а также людей. Поэтому при ведении взрывных работ уделяется особое внимание на разработку мероприятий, обеспечивающих защиту объектов и безопасность людей.
3.1.2 Обрушение горных пород
Обрушением является быстрое смещение породных масс или блоков, и пачек порода, слагающих откос, сопровождающееся дроблением смещающейся части массива.
Активная стадия обрушения протекает практически мгновенно, что представляет большую опасность для людей и механизмов, работающих на нижележащих уступах. Обрушения возникают при углах откосов, превышающих 25—35° и захватывают иногда значительные части массивов горных пород.
3.1.3 Механическое действие машин и подвижных частей оборудования
Горные работы на карьере характеризуются высокой концентрацией и интенсивностью с применением высокопроизводительного выемочно-погрузочного оборудования.
В смену работает более 200 единиц горно-транспортного оборудования, протяженность железнодорожных путей в карьере — более 80км,автомобильных дорог более 40км.
При эксплуатации горных машин и механизмов на карьере к травме может привести: неисправность оборудования, несоответствие нормам и инструкциям полотно дорог, несоответствие квалификации работников в области эксплуатации горного транспорта, недостаточное освещение дорог, рабочих площадок при производстве работ, размеры рабочих площадок и высота уступа.
При резком торможении при подъезде к бровке, транспорт может опрокинуться.
При неисправности оборудования, машина или механизм может отказать в торможении или воспламенится.
При недостаточной освещённости, транспорт может сойти с дороги или вызвать аварийную ситуацию.
Для предотвращения травматизма при действующих машинах и механизмах, применяются меры безопасности и создания комфортных условий.
3.1.4 Поражение электрическим током
Электрический ток — упорядоченное (направленное) движение электрически заряженных частиц или заряженных макроскопических тел. Электрический ток, проходя через тело человека, оказывает тепловое, химическое и биологическое воздействия. Тепловое действие проявляется в виде ожогов участков кожи тела, перегрева различных органов, а также возникающих в результате перегрева разрывов кровеносных сосудов и нервных волокон. Химическое действие ведет к электролизу крови и других содержащихся в организме растворов, что приводит к изменению их физико-химических составов, а значит, и к нарушению нормального функционирования организма. Различают два основных вида поражения человека электрическим током: электрический удар и электрические травмы.
3.1.5 Пожары
Пожар — неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
На ОАО «Лебединский ГОК» пожар может возникнуть при несправном электрооборудовании, загрязнение электрооборудование смазочными материалами, при применении легковоспламеняющейся жидкости, на складах ВВ, насосных станций, хозяйство местного водоснабжения.
Для этого соблюдаются правила пожарной безопасности, и разрабатываются мероприятия для предотвращения пожаров.
3.2 Вредные производственные факторы
Вредный производственный фактор – фактор производственной среды, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию или отравлению.
К ним относятся: повышенная загазованность и запыленность рабочей зоны, шум, вибрация, повышенные или пониженные параметры микроклимата (температура, влажность и скорость воздуха).
3.2.1 Пыль
Работа буровых станков СБШ-250МН сопровождается пылевыделением с интенсивностью до 25000 мг/с без средств пылеподавления и от 86 до 240 мг/с с использованием воздушно-водяной смеси. Интенсивность пылевыделения при работе экскаватора ЭКГ-8И составляет 150-500 мг/с и 50-120 мг/с при экскавации соответственно сухой и увлажненной горной массы.
С пылевыделением на карьере связан практически каждый процесс добычи руды: выемка, погрузка горной массы в средства транспорта и ее дальнейшая перевозка. Пыль на карьере содержит 10-70% SiO2 при ПДК 2 мг/м3.
При высокой запыленности воздуха ухудшается видимость, что может привести к возникновению опасных ситуаций на карьере при работе оборудования.
3.2.2 Вредные вещества
Состав атмосферы карьера должен отвечать установленным нормативам по содержанию основных составных частей воздуха и вредных примесей (пыль, газы) с учетом действующих государственных стандартов [15].
Воздух рабочей зоны должен содержать по объему 20% кислорода и не более 0,5% углекислого газа; содержание других вредных газов не должно превышать установленных санитарных норм.
Места отбора проб и их периодичность устанавливаются графиком, утвержденным техническим руководителем организации, но не реже одного раза в квартал и после каждого изменения технологии работ.
Во всех случаях, когда содержание вредных газов или запыленность воздуха на объекте открытых горных работ превышают установленные нормы, должны быть приняты меры по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.
3.2.3 Шум
Негативное влияние шума на производственных рабочих происходит при управлении машинами и механизмами, то есть непосредственно на рабочих местах, а также в рабочих зонах.
Результатами воздействия шума, превышающего ПДУ, могут быть утомление слуха, ухудшение внимания, нарушение восприятия человеком оперативной информации, развитие профессиональной тугоухости. Шум заглушает сигналы при работе и обслуживании оборудования, что может привести к появлению опасных ситуаций. Уровни звукового давления на рабочих местах не должны превышать допустимых в соответствии с ГОСТ 12.1.003-83.
3.2.4 Вибрация
Действию вибрации подвергаются машинисты экскаваторов, бульдозеров, автосамосвалов, буровых станков. Уровни вибрации на рабочих местах не должны превышать допустимых в соответствии ГОСТ 12.1.012-90.
Организму человека вибрация передается в момент контакта с вибрирующим объектом: при действии на конечности возникает локальная вибрация, а на все тело — общая. Локальная вибрация поражает нервно-мышечные ткани и опорно-двигательный аппарат и приводит к спазмам периферических сосудов. Общая вибрация разных параметром вызывает различную степень выраженности изменений нервно и системы (центральной и вегетативной), сердечнососудистой системы и вестибулярного аппарата.
3.2.5 Микроклимат
Микроклиматические параметры рабочих мест в карьере в значительной степени зависят от климатических условий. Для нормальной работы человека в кабинах управления горными машинами следует обеспечивать соответствующие санитарным нормам скорость, температуру и относительную влажность воздуха.
При пониженной и повышенной температуры среды, падает работоспособность, возможна потеря координации движений. Для кабин управления микроклиматические параметры нормируются в соответствие с ГОСТ 12.005-88.
3.3 Анализ производственного травматизма
Учитывая все факторы среды и производственной деятельности предприятия (рис. 3.1) произведён анализ травматизма с 1985 по 2011 года.
Рис. 3.1. Травматизм на предприятии в период 1985-2011г.
На гистограмме видно, что наиболее высокий уровень травматизмов отмечался вплоть до 1993 года, после чего количество несчастных случаев начало снижаться. Это связано с приобретением нового оборудования, повышения квалификации работников, применения новых технологических процессов, наиболее улучшенных, лучшей организации производственного процесса, своевременного проведения медицинских осмотров, аттестации рабочих мест и самих работников и др.
При анализе опасных факторов при основных технологических операциях, которые могут привести к травматизму, несчастному случаю или профессиональному заболеванию были выявлены основные причины травматизма и профзаболеваний (Рис. 3.2):
Рис. 3.2. Распределение несчастных случаев при основных технологических процессах
3.3.1 Коэфициент частоты травматизма
Коэффициент частоты травматизма является число несчастных случаев за отчетный период, приходящееся на тысячу работающих:
Kч=1000*H/P
где Н – количество учтенных несчастных случаев, приведших к потере трудоспособности; Р – среднесписочное число работающих за отчетный период.
На рис. 3.3 приведена динамика коэффициентов частоты производственного травматизма.
Рис. 3.3. Динамика изменения коэффициента частоты травматизма
3.3.2 Коэфициент тяжести травматизма
Коэффициент тяжести травматизма является среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим за отчетный период (квартал, полугодие,год):
Kт =Д/Н
где Д – общее количество рабочих дней, потерянных в результате несчастных случаев за отчетный период; Н – количество учтенных несчастных случаев, приведших к потере трудоспособности
На рис. 3.4. приведена динамика коэффициентов тяжести производственного травматизма
Рис. 3.4 — Динамика изменения коэффициента тяжести травматизма
Для выявления нарушений правил и норм по охране труда и предотвращения травматизма важное значение имеют расследование и учёт несчастных случаев на производстве. Для оценки травматизма на ОАО «Лебединский ГОК» использован статистический метод. При статистическом методе анализа травматизма изучается повторяемость и сравнительная оценка несчастных случаев по относительным показателям – частоте и тяжести травматизма. Абсолютное число несчастных случаев не позволяет оценить уровень травматизма, так как число работающих каждый год менялось.
По полученным данным на предприятии были построены следующие гистограммы, которые показаны на рис. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.
На протяжении рассматриваемого периода, а также коэффициентов частоты и тяжести производственного травматизма, видно, что высокий уровень травматизма, а также коэффициенты тяжести и частоты наблюдается с 1985г. по 1993г.. Далее по гистограммам мы видим медленное снижение уровня. Можно сделать вывод, что все меры необходимые для соблюдения безопасных и комфортных условия труда проводятся. Но всё равно рекомендуется проводить обучение работников безопасным методам труда, регулярное контролирование выполнение работниками правил техники безопасности, предписаний и инструкций по выполнению безопасных работ.
3.4 Анализ нормативно-правовой базы предприятия
Управление охраной труда и промышленной безопасностью является составной частью общей системы комплексной безопасности управления предприятием. Цель — обеспечения безопасных и здоровых условий труда, предотвращение влияния вредных и опасных производственных факторов.
Непосредственно кроме нормативно-законодательных актов государства, предприятие внедряет и использует свои акты, стандарты. Для предотвращения травматизма и уменьшения влияния факторов среды, нормативная база Лебединского ГОКа увеличивается и совершенствуется.
Нормативной основой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «Лебединский ГОК» является:
— Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993г.(с изм. от 30 декабря 2008 г.);
— Трудовой Кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001г. (с изм. от 25 ноября 2009 г.);
— Уголовный кодекс Российской Федерации 13 июня 1996г;
— Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 от 21 июля 1997г. ( с изм. от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ);
— Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» № 323 от 21 ноября 2011 г.
— Федеральный Закон «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» № 52 ФЗ от 30.03.99 г; (с изм. от 30 декабря 2008г.)
— Федеральный Закон «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ от 21.12.94 г.,( c последними изменениями 25 ноября 2009 г.);
— Закон Белгородской области «Об охране труда» № 55 от 05.04.99 г; (с изм. от 5 июня 2007г.)
— Единые правила безопасности при разработке месторождений ПИ открытым способом ПБ 03-498-02;
— Правила безопасности при взрывных работах ПБ 13-407-01;
— Государственный стандарт Российской Федерации Система стандартов безопасности труда ГОСТ 12.0.006-2002; «Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», утвержденные Министерством труда и социального развития РФ
№ 61 от 8 июля 1997г; ( с изм. от 25 июня 2009г.);
— «Правила обеспечения работников спецодеждой, спец обувью и другими средствами индивидуальной зашиты», утвержденные Министерством труда и социального развития от 18 декабря 1998г с изменениями и дополнениями от
3 февраля 2004г;
— Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций (Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации). Постановление об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций от 13 января 2003г №1/29;
— «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. № 342н;
— Постановление об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное Министерством труда и социального развития от 24 октября 2002г.
— Стандарт организации «Организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований производственной безопасности на опасных производственных объектах комбината» СТО 00186803-4.4.1-110-2007;
— Руководство по системе управления охраны труда и промышленной безопасности РОТ 00186803-4.1-100-2011;
— «Положение об уполномоченном по охране труда профсоюзной организации ОАО «Лебединский ГОК»;
— «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утв. Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73;
— «Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967;
— OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Требования».
Вывод
В данном разделе проанализированы опасные и вредные факторы производственной среды на предприятии, их влияние на рабочие условия труда.
В результате анализа актов несчастных случаев на предприятии, были составлены гистограммы травматизма, коэффициента частоты и тяжести травматизма, на которых видны характерные изменения с каждым годом.
Наиболее опасным фактором являются движущиеся машины и оборудование, также ведение буровзрывных работ.
Наиболее вредным фактором является выделение вредных газов и пыли при движении автотранспорта и ведении буровзрывных работ.
Требования техники безопасности и охраны труда, регламентируются нормативно–правовой базой предприятия. Обновление нормативно-правовой базой производится ежегодно
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф