1 2
ВВЕДЕНИЕ
Правовое государство неотделимо от эффективно функционирующих органов внутренних дел, обеспечивающих государственную и общественную безопасность, порядок управления, законность и правопорядок в целом.
Многие исследователи отмечают, что количество злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий со стороны сотрудников органов внутренних дел с каждым годом растет и приобретает угрожающий характер. Такой диагноз ставит следственная и судебная статистика: растет количество уголовных дел, возбужденных и рассмотренных в отношении сотрудников органов внутренних дел, что свидетельствует о большом количестве злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий в сфере правоохраны.
Неблагоприятные тенденции злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов дезорганизуют деятельность этих органов, что, в свою очередь, негативно сказывается на организации охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Повышенная общественная опасность злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел заключается и в высоком уровне латентности.
Проведенные исследования показали, что многие факты злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, не попадают в официальную статистику. Это связано с тем, что довольно часто сотрудники органов внутренних дел совершают преступления в отношении лиц, нарушивших закон, которые, боясь ответственности, не сообщают о фактах нарушения их прав и интересов.
Латентный характер злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел объясняется и тем обстоятельством, что они обладают определенным спектром полномочий, знанием уголовного, уголовно-процессуального законодательства, что позволяет им скрывать нарушение прав и законных интересов граждан.
Высокий уровень латентности злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел и их безнаказанность снижают авторитет
государственного аппарата, вызывают огромный отрицательный общественный резонанс. Злоупотребления должностными полномочиями со стороны сотрудников органов внутренних дел привели к тому, что население все более утверждается во мнении, что блюстители закона сами показывают пример противоправного поведения.
Повышенная общественная опасность злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел в науке уголовного права и криминологии признана давно. В специальной, а также публицистической литературе неоднократно обращалось большое внимание на слабую защищенность граждан от злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи со злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел и осуществлением системы мер противодействия им.
Предметом исследования являются деятельность сотрудников полиции.
Целью исследования является выработка эффективных мер противодействия злоупотреблению правом в деятельности сотрудников полиции.
Для достижения цели исследования в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
– определить реальную картину (состояние, динамику) злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел и их тенденции;
– выявить факторы, способствующие злоупотреблениям должностными полномочиями и превышениям должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел;
– обозначить особенности деятельности субъектов профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел;
– показать роль профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПРАВОМ И ПРЕВЫШЕНИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
1.1 Состояние, структура, динамика и тенденции злоупотреблений правом и превышений должностных полномочий среди сотрудников полиции
Особенности преступности среди сотрудников правоохранительных органов в большинстве регионов Российской Федерации не исследованы, не изучены ее детерминанты, тенденции развития и направления противодействия. Все это придает актуальность исследованию регионального анализа различных категорий преступности среди работников органов внутренних дел.
Российская Федерация, являясь «единым государством, включает в свой состав самостоятельные субъекты, преступность в которых характеризуется существенными различиями, обусловленными, в первую очередь, экономическими, политическими, демографическими, географическими, и криминальными особенностями этих регионов». В этой связи важное значение имеет, как правильно отмечают криминологи, определение системы противодействия преступности рассматриваемого вида с учетом социально-политической, социально-экономической специфики развития отдельных регионов Российской Федерации.
Можно выделить следующие группы признаков. Первую группу составляют данные, раскрывающие криминологическую ситуацию на региональном уровне, связанную со злоупотреблениями должностными полномочиями и превышением должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел. Вторая группа признаков определяет криминологический «портрет» преступника рассматриваемой категории и виктимологическую характеристику личности потерпевшего. Третья группа признаков выявляет детерминанты преступности данной категории. Как известно, научнообоснованная, объективная криминологическая характеристика, то есть совокупность информации о состоянии злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел, выступает в качестве исходного этапа совершенствования системы противодействия преступности в системе правоохраны. Поэтому признаки четвертой группы определяют комплекс мер по противодействию злоупотреблениям должностными полномочиями и превышением должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел.
Преступное поведение сотрудника органов внутренних дел находится в тесной связи с его должностными полномочиями при пресечении, расследовании и раскрытии преступлений. «Сотрудник органов внутренних дел осуществляет свои профессиональные полномочия в соответствии с рядом нормативно-правовых актов, которые и составляют правовую основу его деятельности и определяют его профессиональную компетенцию». Поэтому «расследуя ре уголовное дело, следователь или дознаватель должен руководствоваться действующим законодательством, в противном случае он сам становится правонарушителем». Как известно, сотрудники органов внутренних дел наделены широким спектром полномочий, которые создают для них, особенно для лиц молодежного возраста, состояние чрезмерной значимости, что впоследствии выражается в грубом нарушении предписаний закона. Как правильно отмечают ученые, «специфика деятельности должностного лица заключается в том, что последнее действует на основании специально данных ему властных полномочий различного уровня характера».
Сотрудники правоохранительных органов «наделены большим объемом полномочий вследствие наличия разрешений на ношение оружия, специальных средств и возможности их применения». Как известно, «под должностными полномочиями понимается ограниченное установлением специальных запретов право, предоставленное должностному лицу для исполнения возложенных на него служебных обязанностей. Долг лица, наделенного властными полномочиями, состоит в осуществлении власти в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с возложенными на него обязанностями». К сожалению, предоставленные государством должностные полномочия сотрудники органов внутренних дел зачастую используют не во благо правопорядка, а в целях удовлетворения личных интересов и амбиций, чем обусловлена их повышенная общественная вредность. Данный фактор повышает опасность совершаемых ими преступлений, а сами сотрудники правоохранительных органов, являясь фигурантами преступлений, представляют большую ре опасность для личности, общества и государства в целом». Высокая степень опасности данных преступлений заключается в том, что данными полномочиями сотрудников органов внутренних дел наделило государство в целях реализации поставленных перед ними функций по поддержанию общественного порядка.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» отмечается, что данными преступлениями признаются не только нарушения «конституционных прав и свобод» граждан, но и «нарушения прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права». Преступник, наделенный знаниями закона, в том числе уголовного, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, вдвойне опасен.
Конституционной основой деятельности правоохранительных органов является строгое и неукоснительное соблюдение законности, поэтому в их деятельности должны быть исключены случаи незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, задержание подозреваемого с применением насилия. На многочисленные нарушения конституционных прав и свобод граждан указывают исследователи, изучившие проблему преступности среди сотрудников органов внутренних ре дел.
Наиболее распространенными формами превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) является применение физического насилия к гражданам (применение чрезмерной силы при задержании, неоправданное применение специальных средств или оружия, побои, применение пыток и т.д.). При задержании, расследовании уголовных дел сотрудники органов внутренних дел «используют иммунитет неприкосновенности, беспрепятственно и безнаказанно «проучивают» виновного».
Характерной формой превышения сотрудниками органов внутренних дел должностных полномочий является физическое воздействие на лиц, участвующих в следственных действиях. Об этом свидетельствуют результаты опросов среди осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Данные показывают, что каждый третий подвергался физическому насилию. В отношении 32% опрошенных применялись спецсредства, пытки и издевательства. Так же результаты опроса, проведенного в рамках исследования, показали, что сотрудники правоохранительных органов допускают задержание подозреваемого при отсутствии или явной недостаточности доказательств совершения преступления; задержание лица, совершившего административное правонарушение; без составления протокола задержания или сверх установленного срока задержания.
Изучение материалов проверок, проведенных городскими и районными прокуратурами, опросы среди различных категорий населения показали,
что широкое применение арестов в ходе предварительного расследования оказывают влияние на вынесение судами обвинительных приговоров с назначением наказания в виде лишения свободы. Обобщение материалов уголовных дел, рассмотренных в кассационном порядке, выносят только 0,3% оправдательных приговоров. Опрос среди судей, сотрудников правоохранительных органов показал, что судьи вынуждены лицу, находящемуся под стражей, назначать наказание в виде лишения свободы с целью сокрытия злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий со стороны следователей, прокуроров и работников органов правосудия.
Таким образом, самой опасной формой противоправной деятельности работников правоохранительных органов является коррупция. Ее особая противоправность связана «с большими должностными полномочиями, которыми ре закон наделил сотрудников органов внутренних дел в отношении с гражданами для реализации поставленных перед ними функций». «Несмотря на то, что борьба с коррупцией является одной из главных задач деятельности правоохранительных органов, к сожалению, сотрудники органов внутренних дел зачастую сами вовлечены в это негативное явление». Более того, как правильно отмечают исследователи, преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, создают не только условия для существования коррупции, но и обеспечивают ее.
Одним из проявлений коррупции среди работников правоохранительных органов являются повсеместные и повседневные поборы и вымогательство взятки. Повсеместные и повседневные поборы и взяточничество, распространенные среди сотрудников ГАИ стали объектом особого возмущения граждан. Обобщение материалов следственной и судебной ре практики подтвердило, что вымогательство как атрибут злоупотреблений должностными полномочиями и получения взятки характерно многим сотрудникам ГАИ. Сотрудники данной службы вместо того, чтобы заниматься предупреждением нарушений Правил дорожного движения, действуют из-за укрытия, занимая наблюдательные посты в местах, расположенных за пределами видимости ре лица, управляющего транспортным средством. Такое поведение сотрудников органов внутренних дел приводит к мысли, что их основной целью является поиск нарушителей правил дорожного движения ради последующего вымогательства, нежели предупреждение правонарушений против безопасности дорожного движения. Проведенный анализ материалов уголовных дел показал, что сотрудники органов внутренних дел злоупотребляют должностными полномочиями и при расследовании преступлений против безопасности движения. Часто сотрудники органов внутренних дел при получении взятки приостанавливают расследование такого рода уголовных дел. Вымогательство с использованием своих полномочий является одним из распространенных преступлений среди сотрудников всех правоохранительных органов. Злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел оказывают разрушающее влияние на нравственную и правовую атмосферу в обществе, подрывают основу правопорядка, становятся катализатором правонарушений законности. Опрошенные граждане особо негативно реагируют на несправедливость и злоупотребления сотрудников правоохранительных органов в сфере выявления, регистрации и учета преступлений. Данные опроса, проведенного среди различных категорий населения, показывают, что многие законопослушные граждане не хотят быть свидетелями по уголовным делам, отказываются быть даже понятыми.
Это связано с тем, что сотрудники правоохранительных органов не совсем честно привлекают лиц к уголовной ответственности.
Высокая степень злоупотребления правом среди работников органов внутренних дел определяется и тем, что она влечет за собой дискредитацию правоохранительных органов в глазах населения. Общественная опасность преступлений коррупционной направленности, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, заключается в том, что эти преступления совершаются теми должностными лицами, на которых в первую очередь лежит обязанность соблюдения закона»). На основе анализа данных опроса Л.В. Медведицкова пришла к выводу, что «в общественном сознании правоохранительные органы – это крепкая силовая и организованная бюрократичная структура, которая одновременно отягчена корыстолюбием, волокитой, закрыта и черства в отношении рядовых граждан».
Рост злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел наблюдается в 2009–2018 гг.. Это связано отчасти увеличением числа представлений прокуроров по поводу нарушения законов в органах внутренних дел при производстве дознания и предварительного следствия.
Криминологический анализ состояния злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел следует завершить определением некоторых тенденций развития данных преступлений. Определение тенденций преступлений рассматриваемой категории имеет важное значение только для понимания преступности среди блюстителей закона как угрозы государству, безопасности людей, но и для определения эффективных направлений противодействия этой угрозе.
Одной из наиболее важных тенденций развития злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел является увеличение общественной опасности данных преступлений. Высокая степень общественной опасности определяется следующими обстоятельствами:
1) общим ростом злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел, связанных с применением насилия для достижения ре целей;
2) увеличение лиц молодого возраста, совершающих данные преступления;
3) широким применением особо опасных форм и методов злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, данная краткая характеристика тенденций злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел и отнесение рассматриваемой ре проблемы в разряд глобальных и их криминологический анализ в криминогенных субъектах Российской Федерации позволит определить основные направления совершенствования системы противодействия преступности среди работников правоохранительных органов.
1.2 Факторы, способствующие злоупотреблениям должностными полномочиями и превышению должностных полномочий среди сотрудников полиции
Преступность среди любой категории лиц, тем более сотрудников органов внутренних дел, как «в зеркале, отражает общее состояние нашего общества. Социальная дестабилизация вызывает всплеск девиантности, обостряет крайние (маргинальные) формы ее проявления. В одних случаях причина антиобщественного поведения заключена в личности, совершившей преступление, в условиях ее неблагоприятного воспитания и формирования, в других – она коренится в обстоятельствах непосредственной ситуации, в которой ре было совершено преступление».
Противодействие злоупотреблениям должностными полномочиями и превышению должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел предполагает воздействие на факторы, детерминирующие преступное поведение блюстителей закона. Преступность в правоохранительных органах, являясь составной частью должностной преступности в целом, во многом детерминируется факторами общими для всех видов должностной преступности. Поэтому и противодействие злоупотреблениям должностными полномочиями и превышению должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел должно осуществляться в рамках единой государственной системы борьбы с должностной преступностью, в частности, и преступности в целом.
Среди факторов, способствующих злоупотреблениям должностными полномочиями и превышениям должностных полномочий работниками правоохранительных органов, в криминологической науке выделяют объективные (внешние) и субъективные (низкий уровень профессионализма, юридическая неграмотность, небольшой опыт практической деятельности).
В исследовании объективные факторы, детерминирующие злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий среди ре сотрудников органов ре внутренних дел, разделены на социально-экономические, социально-политические, социальные, а внутренние ре (субъективные) детерминанты – социально-психологические, нравственно-воспитательные, идеологические. Детерминанты злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел носят как объективный, так и субъективный характер, среди которых можно назвать следующие:
— негативные последствия постсоветского периода. В 90-х годах ХХ века и в начале ХХI века из-за недостаточного финансирования, слабой защищенности самих сотрудников из правоохранительных органов, в том числе из органов внутренних дел органов, стали уходить профессиональные компетентные сотрудники. «В свою очередь текучесть и неукомплектованность штатов квалифицированными специалистами оказали большое влияние на состояние» злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел.
Детерминантами злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел во всех сферах стали экономические кризисы, последствиями которых является разбалансированность моральных устоев граждан, в том числе и блюстителей закона. «Полиция, адвокатура, суды и прочая часть общества живут и действуют в рамках той же системы общественных отношений, испытывают на себе влияние тех же кризисных или конфликтных ситуаций, которые возникают в экономических отношениях, социальной сфере, политике, т.е. во всем, что составляет суть противоречивого развития общества»;
— борьба ре за власть и политические интересы. Злоупотребления должностными полномочиями работниками правоохранительных органов и превышения должностных полномочий нередко совершаются по «заказу» представителей вышестоящих органов, родственников, «авторитетных» людей. Данное обстоятельство в качестве детерминанта выделено по результатам опроса среди работников правоохранительных органов. По мнению 76% опрошенных, из-за вмешательства вышестоящих должностных лиц, родственников из властной элиты они вынуждены были принимать ре решения, в той или иной мере нарушающие права и интересы граждан;
— несовершенство законодательства. В последние годы административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство подвергалось многочисленным изменениям, в некоторых случаях – не в лучшую сторону. В уголовно-процессуальном кодексе права подозреваемого, обвиняемого и защитника гарантированы, что нельзя говорить о такой защите сотрудников ре правоохранительных органов. В законе права подозреваемого, обвиняемого и защитника основательно расписаны, реально гарантированы, что нельзя говорить о правах следователя и дознавателя, непосредственно ведущих ре борьбу с ре преступностью.
Органы, противостоящие преступности, должны иметь такой объем полномочий, который позволял бы ре им при строгом соблюдении прав и ре интересов личности обеспечивать неотвратимость ответственности. «Только такая синхронизация прав личности, общества и государства позволит обеспечить нормальное развитие общества». В то же время следует отметить, что на современном этапе развития общества «преступления становятся все более жестокими, хорошо спланированными и организованными, тогда как следователи и дознаватели, образно говоря, связаны по рукам и ногам многочисленными формальностями, установленными УПК РФ, подвергшемуся за годы своего действия бессчетному количеству поправок, так и не сделавших его надежным инструментом в деле борьбы с преступностью, давно вышедшей из под контроля, более того, контролирующей целые сферы экономики страны». Поэтому фактором ре злоупотреблений должностными ре полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел является то, что «нормы уголовно-процессуального законодательства содержат дисбаланс процессуальных статусов».
С точки ре зрения борьбы с преступностью многие положения УПК снижают эффективность уголовного преследования и даже делают его беспомощным. Главная и чуть ли не единственная задача уголовного судопроизводства по действующему УПК состоит в защите подозреваемого и обвиняемого от злонамеренного следователя, возможности которого существенно сокращены, а его действия могут быть парализованы вполне легальными способами».
— правовой ре нигилизм населения. Злоупотреблениям должностными полномочиями и превышениям должностных полномочий среди сотрудников
органов внутренних дел способствуют деформации правосознания
значительной части населения.
Злоупотреблениям должностными полномочиями и превышениям должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел способствуют ослабление контрольного механизма государства, ликвидация системы социального контроля и активного участия сил общественности в профилактике преступлений. «Именно в период угрожающего роста преступности начался формированный демонтаж системы профилактики и контроля, развал народных дружин, постов охраны порядка, товарищеских судов, ре правового просвещения ре и воспитания ре населения, как ре якобы отживших ре элементов тоталитарного ре режима»
Правовой нигилизм населения усиливается тем, что Российская Федерация «традиционно принадлежит к странам, больше ориентированным на государство, чем на общество, где глубоко укоренено убеждение о необходимости сильного государства, что нередко уравнивается со своеволием (бесконтрольностью) власти. Общество российское по традиции – недостаточно автономно и независимо, а граждане оставлены «на милость» (и «немилость») представителей власти, всемогущих политиков и бюрократии». Как правильно ре отмечает Э.С. Aйpaпeтян «нa пpoтяжeнии вceй иcтopии Poccии глaвнaя пpoблeмa cocтoялa в тoм, чтoбы пpeoдoлeть пpoизвoл гocудapcтвeннoй влacти пo oтнoшeнию к чeлoвeку, eгo coбcтвeннocти, дocтoинcтву, пpaвaм и cвoбoдaм. Этa пpoблeмa ocoбeннo aктуaльнa для coвpeмeннoй Poccии. Бeз coблюдeния пpaв и cвoбoд чeлoвeкa и гpaждaнинa, нe мoжeт быть выcoкoгo пpaвocoзнaния людeй».
— низкий ре уровень правовой этики является фактором рассматриваемых преступлений. Злоупотреблениям должностными полномочиями, превышению ре должностных полномочий работниками органов ре внутренних дел способствует отсутствие правовой этики у некоторых ре представителей власти.
Низкий уровень правовой культуры способствует неадекватному поведению в конфликтных ситуациях, возникающих при выполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел. «Неадекватность поведения выражается в применения насилия в отношении правонарушителей, оскорблениях граждан, иных противоправных или противоречащих нормам морали действиях». Низкий уровень правовой культуры сотрудников правоохранительных органов является следствием приема в данные структуры лиц, которые по своим моральным и деловым качествам не соответствуют характеру работы и степени ответственности; Низкий уровень правовой культуры сотрудников правоохранительных органов становится, в свою очередь, фактором криминализации общества. «Сущность правового нигилизма заключается в негативно-отрицательном, неуважительном отношении населения к праву, законам, нормативному ре порядку».
— сложность и опасность работы в органах внутренних дел.
На уровень злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов оказывают такие факторы, как «значительные переработки во времени; неупорядоченность рабочего дня, невозможность планировать досуг; недифференцированность оплаты за различные виды труда; неустойчивость должностного положения; большие нагрузки во время работы; характер самой работы; риск и опасность в процессе работы;
— недостатки в деятельности правоохранительных органов, ошибки в работе оперативных и следственных подразделений.
Детерминантами злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел являются ощущение безнаказанности, недостаточная специальная профессиональная подготовка, низкий уровень профессиональной культуры и правосознания, отсутствие специализированных психологических служб, особенно для лиц, вернувшихся из «горячих точек» и т.д. Проведенное исследование подтвердило, что в основе злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел лежат профессиональная деформация, практика игнорирования правовых норм, слабая профессиональная подготовка сотрудников, слабый контроль со стороны руководителей за поведением подчиненных при исполнении ими должностных полномочий.
Злоупотреблениям должностными полномочиями и превышению должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел способствуют недостатки в стиле и методах руководства личным составом, неглубокое изучение деловых и моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел, упущения в организации первоначальной и служебной подготовки кадров, повышения их профессионального мастерства, недостатки в организации контроля за работой подчиненных».
На основе анализа материалов следственной судебной практики,
изучения писем, жалоб граждан на неправомерные действия сотрудников органов ре внутренних дел, социологических опросов среди различных категорий населения показало, что наиболее распространенными детерминантами злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел являются недостаточность профессиональных знаний и навыков, с которыми связаны опрометчивые, необдуманные действия работников, низкий уровень правовой культуры, низкая эффективность служебной подготовки сотрудников; невысокий уровень воспитательной работы по укреплению законности. «Ненадлежащий уровень ре знаний сотрудников ОВД о законодательстве, регламентирующем условия правомерности обстоятельств, исключающих преступность деяния, и уголовного законодательства в целом; низкий профессионализм отдельных сотрудников ОВД в сфере активно-правовой деятельности» являются детерминантами злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел.
Отмечается распространенность ошибок сотрудников органов внутренних дел при принятии решений о возбуждении уголовного дела, квалификации преступлений. В следственной практике встречаются случаи незаконного задержания вследствие неправильной юридической оценки органом предварительного следствия действий обвиняемых. На практике нередко встречаются случаи, когда после фактического задержания лица, без составления протоколов задержания, последние длительное время, зачастую сутки и более незаконно удерживаются в помещениях ОВД, не приспособленных для содержания задержанных лиц».
Проведенные исследования подтвердили ре отзывы граждан в средствах массовой коммуникации (в основном в Интернете) о многочисленных злоупотреблениях должностными полномочиями и превышении должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел: необоснованное доставление в отделения органов внутренних дел граждан, грубое, бездушное отношение к ним со стороны сотрудников, равнодушие, низкая культура обращения с гражданами, связь с преступниками, поборы, грубость и бестактность, проявление бюрократизма и волокиты при разрешении заявлений, отсутствие должной организации работы, недостойное поведение руководителей различных уровней и низкий контроль за ними, ощущение своей безнаказанности, слабая правовая защита, необеспеченность многих сотрудников нормативными актами, недостаточная специальная профессиональная подготовка, недостаточный уровень профессиональной культуры и правосознания и т.д.
Детерминантом преступности среди сотрудников правоохранительных органов является так «называемая корпоративная солидарность, но в извращенном ее понимании. И тогда сотрудники информационных центров встают в один ряд с укрывателями преступлений. Поэтому материалы уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников ОВД по факту ре укрытия преступлений от учета, порой однотипны. Как отмечает А.Б. Баринов, в основном уголовные дела возбуждаются в отношении оперативных дежурных ОВД. Например, оперативный дежурный, получив от гражданки заявление о краже денег из квартиры, его ре зарегистрировал, а материалы проверки утаил. Когда ре все стало явным и прокурор возбудил дело о краже, начальник райотдела поручил служебную проверку. Тот, вопреки фактическим обстоятельствам, составил заключение о том, что факт укрытия не подтвердился. А чтобы прокурор не ре усомнился, нарушитель уговаривал потерпевшую, даже путем дачи ей денег, написать новое заявление о том, что никакой кражи не было, а деньги нашлись»;
— пробелы в воспитательной и профилактической работе среди молодых работников правоохранительных органах. В настоящее время часть молодых работников правоохранительных органах составляют постоянную подпитку для злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий. Отсутствие нравственного воспитания обусловливает наличие у определенной части работников правоохранительных органов низменных инстинктов, привычек и нравов, вымывание в их сознании возвышенных моральных ценностей и установок. На формирование такого поведения влияют «морально-психологический климат в коллективах, низкий уровень профессионально-психологической пригодности и мотивационной готовности молодых сотрудников к службе в органах внутренних дел, плохое знание своих должностных обязанностей».
Таким образом, невозможно назвать все факторы, детерминирующие злоупотреблениям должностными полномочиями и превышения должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел. Помимо перечисленных факторов данным преступлениям способствует масса других детерминант, которые образуют криминогенный фон. Злоупотреблениям должностными полномочиями и превышению должностных ре полномочий сотрудниками органов внутренних дел соответствует сочетание различных факторов. Поэтому установление причин условий, обусловивших совершение злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий работниками органов внутренних дел, способствует совершенствованию системы противодействия преступности среди сотрудников правоохранительных органов.
ГЛАВА 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И ПРЕВЫШЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В криминологической науке понятие «Профилактика» не получило единого толкования. Некоторые исследователи понятие «профилактика» считают синонимами терминов «предупреждение», «противостояние»,
«превенция», «борьба с преступностью», «противодействие». Другие ученые выступают за родовое, более общее понятие, каковым они считают «противодействие преступности», «борьба с преступностью» «предупреждение преступности», и заявляют, что профилактика преступлений является компонентом процесса противодействия, борьбы, предупреждения.
Профилактика преступлений, по мнению многих ученых, – это целенаправленное воздействие на процессы детерминации преступности.
«Предупреждение преступности сотрудников органов внутренних дел – это деятельность государственных и общественных органов по осуществлению комплекса мер, направленных на выявление, нейтрализацию и устранение ее причин и условий с целью сокращения и сдерживания ее на минимальном уровне и изменения ее структуры». Профилактика злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел – это комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих, социально-политических, социально-экономических мер, осуществляемых государственными органами и общественностью в целях минимизации детерминантов преступности. Вне социальной жизни существование преступности невозможно, поэтому и борьба с ней может вестись лишь теми средствами, которые выработаны социальной практикой, социальным бытием человека и общества». Поэтому социальная эффективность профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел в том, что она позволяет вести борьбу с преступностью с использованием не только правовых, но и экономических, культурно-воспитательных, социально-психологических, других средств и методов.
2.1 Социально-экономические и организационно-управленческие меры противодействия злоупотреблениям должностными полномочиями и превышениям должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел
Организационно-управленческие, социально-политические, социально- экономические меры рассматриваются в рамках общесоциальной профилактики. Объектами общесоциальной профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел являются, прежде всего, факторы должностной преступности: социально-экономические, социально- политические, организационно-управленческие, кадровые,
нормативно — законодательные и социально-психологические. По мнению некоторых криминологов, «объектами предупредительной деятельности можно считать также и лиц, которые могут совершить преступление. Что касается работников правоохранительных органов, проблема усугубляется тем, что лица, совершившие злоупотребления должностными полномочиями, ранее, как правило, себя ничем не компрометировали и характеризуются по месту работы и жительства почти всегда положительно».
Обобщение научной литературы показало, что единого подхода и однозначно определенной классификации мер профилактики в криминологической литературе не выработано. В криминологической литературе отсутствуют четкие критерии выделения тех или иных профилактических мер в зависимости от их уровня и содержания. Меры профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел можно разделить на: — социально-экономические;
— организационно – управленческие;
нравственно-воспитательные и уголовно — правовые.
Система профилактики злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел базируется на том положении, что
«нельзя ликвидировать второстепенные факторы, не устранив основных причин и явлений». Деятельность по профилактике злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел призвана целенаправленно воздействовать на объективные факторы в отдельных регионах. Важнейшим направлением устранения криминальной ситуации является экономическое и социальное развитие, решение вопросов занятости и материального обеспечения населения, ибо низкий уровень жизни является фактором преступности среди различных категорий населения. Криминальная ситуация в регионах, вызванная
социально-экономическими проблемами, является основой злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел.
Поэтому важной мерой профилактики преступлений рассматриваемой категории является социально-экономическое развитие на региональном уровне. Специально — криминологические меры, становясь обязательным компонентом управленческих решений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда и вовсе делают невозможным, перерастание менее опасных правонарушений в уголовно наказуемые деяния. По результатам анкетирования среди сотрудников органов внутренних дел, 77% респондентов среди мер социально-экономической направленности указали на улучшение финансирования и
материально-технического обеспечения правоохранительных органов, повышение заработной платы сотрудникам, предоставление им социальных льгот и гарантий. Работники органов внутренних дел должны быть снабжены новейшей техникой и обеспечены транспортными средствами.
Социально-экономические меры профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел направлены на устранение и минимизацию негативных факторов, действующих на макроуровне общественно-экономических отношений. Они включают в себя «деятельность государства, общества, их институтов, направленную на создание благоприятных социально-экономических условий поддержания законности и правопорядка». Такие меры – это определение и реализация общегосударственных мер в разных сферах жизни общества в целях повышения уровня благосостояния людей, устранения, нейтрализации или минимизации негативных криминогенных факторов, влияющих на преступность среди работников правоохранительных органов. Следует согласиться с определением А.Н. Варыгина, профилактика преступлений среди сотрудников органов внутренних дел – это деятельность государственных и общественных органов по осуществлению комплекса мер, направленных на выявление, нейтрализацию и устранение ее причин и условий с целью сокращения и сдерживания ее на минимальном уровне. Профилактика злоупотреблений должностными полномочиями работниками правоохранительных органов является составной частью противодействия преступности в Российской Федерации в целом. Социально-экономические, организационно-управленческие, и нравственно-воспитательные профилактики злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел должны носить конкретный характер, учитывать специфику субъектов профилактики, региональные особенности. Поэтому придания мерам профилактики злоупотреблений должностными полномочиями работниками правоохранительных органов целевого и комплексного характера должна быть разработана федеральная программа по предупреждению преступности в системе правоохранительных органов.
Еще в начале ХХI века в криминологической науке ученые указывали на слабую результативность попыток исполнительной власти воздействовать на преступность путем принятия краткосрочных программ и других локальных мер. Для упорядочения процесса профилактики злоупотреблений должностными полномочиями работниками правоохранительных органов, для большей согласованности деятельности органов, осуществляющих предупреждение должностной преступности, целесообразно принятие Государственной программы противодействия должностной преступности, целями которой являются:
а) создание социально-экономических предпосылок гуманизации самой правоохранительной системы;
б) организация действенной системы подготовки сотрудников правоохранительных органов;
в) возобновление эффективных государственных и общественных механизмов контроля за злоупотреблениями должностными полномочиями работниками и превышением должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел.
В то же время программа должна быть конкретна, выполнима и учитывать реальные профилактические возможности властей на общероссийском и региональных уровнях. Важно проведение на регулярной основе криминологической экспертизы всех программ, касающихся противодействия преступности, на эффективность, доступность в реализации.
Важное значение в системе профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел имеют организационно — управленческие меры. Надо создать цельную научно выведенную систему профилактики злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел, адекватную криминальной ситуации, сложившейся в разных регионах Российской Федерации. В качестве организационно-управленческих мер В.А. Фесунов предлагает выявлять коррумпированных сотрудников органов внутренних дел, создавать строго вертикальную систему подчиненности подразделений собственной безопасности; организовать в системе собственной безопасности подразделений оперативного внедрения для проведения мероприятий на долговременной основе с использованием штатных негласных сотрудников; широко использовать данные комиссионной проверки оперативно-служебной деятельности, включения в состав комиссий сотрудников подразделений собственной безопасности, контрольно — профилактических подразделений ГИБДД, инспекции по личному составу и других контрольно-инспекторских служб.
Таким образом, «организационные меры должны заключаться в улучшении организации деятельности правоохранительных органов, повышении их эффективности, чтобы они могли более результативно бороться с правонарушениями и преступлениями в рамках своей компетенции и в силу своих профессиональных обязанностей». В этой связи
организационно — управленческие меры профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел – это изменение критериев оценки деятельности органов внутренних дел; совершенствование работы по обеспечению собственной безопасности, направленную на предупреждение и профилактику правонарушений сотрудников ОВД; улучшение системы отбора на службу в органах внутренних дел; повышение профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов; контроль за профессиональной деятельностью сотрудников; организация и проведение широкомасштабных специальных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление, документирование и пресечение коррупционной и противоправной деятельности сотрудников ОВД; усиление оперативной позиции в криминальных структурах с целью получения данных на сотрудников органов внутренних дел, злоупотребляющих должностным положением и оказывающих пособничество организованной преступности; формирование информационного банка данных о работниках правоохранительных органов, способных злоупотреблять должностными полномочиями и превышать должностные полномочия; создание специализированных подразделений, непосредственно направленных на профилактику злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий работниками органов внутренних дел в структуре ФСБ; организация комиссии по противодействию преступности среди работников правоохранительных органов на региональных уровнях; возобновление эффективных государственных и общественных механизмов контроля за злоупотреблениями должностными полномочиями и превышением должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел; обеспечение органов внутренних дел новейшей техникой и транспортными средствами; социальная и профилактическая защита самих сотрудников органов внутренних дел; повышение правовой активности общественности, ее нетерпимости к преступлениям «блюстителей» закона.
В системе организационно-управленческих мер профилактики злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел важное значение имеет повышение правовой активности общественности, ее нетерпимости к преступлениям «блюстителей» закона. В целях противодействия злоупотреблениям должностными полномочиями работниками правоохранительных органов, следует поднять правовую культуру населения, усилить профилактическую активность личности. В систему профилактики злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел следует привлечь широкие круги общественности в помощь государственным органам. «Объективное общественное мнение о состоянии правопорядка способствует укреплению режима законности и правопорядка, а также воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений». Общественное мнение – это важнейшей оценочный критерий ре законности и правопорядка. По мнению большинства ученых, «общественное мнение – это социально-психологическое ре явление, выраженное в оценочных суждениях отдельных социальных групп и слоев населения относительно различных социальных процессов». Эти суждения различных слоев населения о состоянии и тенденциях преступности, эффективности профилактической деятельности правоохранительных органов внутренних дел. Поднять общественное мнение можно, использовав различные формы: встречи сотрудников органов внутренних дел с населением по месту жительства; проведение семинаров, конференций, круглых столов; выступления представителей ОВД в средствах массовой информации; опубликование итогов социологических исследований в печати; ознакомление с результатами исследований заинтересованных лиц.
Таким образом, общественное мнение зависит от уровня информированности населения. По результатам социологических опросов, значительная часть населения относится отрицательно к правоохранительным органам. Многие респонденты отметили, что сотрудники правоохранительных органов не соответствуют предъявляемым к ре ним требованиям, некомпетентны, плохо справляются со своими служебными обязанностями. Отрицательное мнение населения о деятельности правоохранительных органов является не только следствием преступного поведения данной категории служащих, но и результатом неадекватного восприятия действительности. Поэтому важно формирование адекватного общественного мнения. Для этого, как правильно предлагает А.И. Долгова, следует создать единую для правоохранительных органов Службу связи с населением, которая «обеспечивала бы прием сообщений обо всех преступлениях и правонарушениях, жалоб на деятельность правоохранительных органов и их сотрудников». Таким образом можно систематически информировать граждан о том, как важно обращаться в соответствующие государственные органы в случае злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий со стороны работников правоохранительных органов.
Своевременное реагирование правоохранительных органов на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с деятельностью работников правоохранительных органах, способствует укреплению законности, служебной дисциплины, повышению и ответственности блюстителей закона. Для изменения мнения населения о блюстителях закона следует демонстрировать по средствам массовой коммуникации соответствующие рекламные ролики.
Одним из организационно-управленческих направлений профилактики злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел является прогнозирование. По определению ученых, «криминологическое прогнозирование – это научное предсказание хода развития преступности или вероятности совершения преступления конкретными лицами в обозримом будущем». Без совершенствования организационно-управленческих мер, рассчитывать на снижение злоупотреблений должностными полномочиями работниками и превышение должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел невозможно.
В заключение следует отметить, что важным условием эффективности профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий среди сотрудников органов внутренних дел является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве социально-экономических, организационно-управленческих, правовых и нравственно-воспитательных мер.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф