Меню Услуги

Меры социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Часть 2.

Страницы:   1   2


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

 

2.1. Социальная поддержка лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

 

Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяется Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При этом под социальной поддержкой граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая федеральными законами.

Следует обратить внимание на тот факт, что при наличии у гражданина права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.

Если же гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по указанному закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются по выбору гражданина, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами РФ.

Размеры возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в зависимости от того, к какой из категорий пострадавших относится тот или иной гражданин.

Наибольший объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, естественно, предоставляется гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Право на меры социальной поддержки дают специальные удостоверения инвалидов и удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Порядок оформления и выдачи удостоверений определяется органами, уполномоченными Правительством РФ.

Так, участникам последствий ликвидации чернобыльской катастрофы (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) предоставляются следующие меры социальной поддержки:

— оплата в размере 50% занимаемой обшей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. При этом Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций;

— доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, которая осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;

— использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

— выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт и др.

Кроме того, им гарантируются:

1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ;

2) пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, не превышающее максимального размера, независимо от непрерывного стажа работы;

3) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров;

4) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Отметим, что размеры выплат гражданам, установленные Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, должны ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Достаточно существенные по объему меры социальной поддержки и размеры компенсации вреда предусмотрены для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение. Им, в частности, гарантируется:

— ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания;

— ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством РФ в зависимости от времени проживания, работы;

— выплата в повышенном на 50% размере стипендий аспирантам, учащимся государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории зоны;

— выплата дополнительного пособия зарегистрированным в установленном порядке безработным;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере;

— ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет;

— ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с трехлетнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям;

—выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия, независимо от непрерывного трудового стажа.

Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 907 утверждены:

— Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

— Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— Правила выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества;

— Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсации семьям за потерю кормильца;

— Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— Правила выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до трех лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме указанных выше мер социальной поддержки, в соответствии со ст. 27.1 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС отельные категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

1) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

2) участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, принимавшим в 1988—1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988—1990 гг. службу в зоне отчуждения; гражданам, эвакуированным и выехавшим добровольно в 1986 г. из зоны отчуждения;

4) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанным в п. 1—3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей;

5) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

6) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с гл. 2 Закона о государственной социальной помощи.

Однако сделать это могут только те граждане, которым в соответствии с законодательством осуществляется ежемесячная денежная выплата. Порядок обращения указанных лиц за предоставлением набора социальных услуг определен Правительством РФ.

Правительством РФ также установлено, что плата за предоставление лицам, подвергшимся радиационному воздействию, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг равна сумме, определяемой в соответствии со ст. 6.5 Закона о государственной социальной помощи, но не выше размера ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой указанным гражданам в соответствии с законодательством РФ (в случае осуществления одной ежемесячной денежной выплаты)

 

2.2. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы

 

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности — гарантируются:

1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях». В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой — как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

нетрудоспособным родителям независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет;

супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Гражданам, (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения — пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Гражданам, (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения назначаются пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;

Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), занятым не на работах в зоне отчуждения, пенсионное обеспечение устанавливается на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Работа (служба) указанных граждан приравнивается к работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития назначается:

1) эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения;

2) переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат и пособий, получаемых до переселения.

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 — 35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне), пенсия по старости назначается исходя из норм, установленных статьей 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пропорционально фактически отработанному времени в зоне отселения.

Гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В этом разделе Верховный собрал последние экономические споры, которые заслуживают особого внимания. Так, анализируя банкротную практику, ВС напомнил, что погашать чужие долги (по ст. 313 ГК) с целью попасть в банкротство первым, — разрешено. Чтобы это сочли за злоупотребление, понадобятся доказательства того, что поведение третьего лица навредило другим участвующим в банкротстве лицам. Кроме того, ВС указал, что требования кредитора, в чьих интересах арестовали имущество должника, не будут такими же привилегированными, как требования обычного залогодержателя. Еще один важный тезис: гражданину нельзя отказывать в банкротстве только потому, что он вообще не имеет имущества.


2.3. Проблемы и перспективы развития законодательства по обеспечению пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС

 

Юридическая ответственность представляет собой меры государственного воздействия на лиц, действия которых нарушают нормы права, а также права и законные интересы других граждан.

В большинстве случаев, о чем свидетельствует и настоящее определение, юридическая ответственность выступает в качестве ретроспективного явления, т.е. применяется органами государственной власти за совершение правонарушения.

Согласно примечанию к ст. 145.1 УК РФ под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы;

полная невыплата свыше двух месяцев пенсий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, — наказывается штрафом, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры административной ответственности могут быть направлены на устранение последствий следующих деяний:

нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Конституционный суд разместил на сайте постановление по делу экс-сотрудника МВД, служившего в Чернобыле, Владимира Авдонина, принятое в закрытом режиме.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Число решений, вынесенных Конституционным судом в пользу чернобыльцев, уже трудно сосчитать. Только постановлений, напрямую касающихся их, было пять, а в минувшую пятницу на сайте КС появилось и шестое, вынесенное без проведения слушаний

Владимир Авдонин, служивший в МВД, был признан инвалидом третьей группы после исполнения им служебных обязанностей при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В августе 1998 года медики сочли, что он утратил профессиональную трудоспособность на 50 процентов, с 2003 года инвалидность на этих условиях была ему установлена бессрочно. Заявитель получал, согласно решению органов внутренних дел Мордовии, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 1000 рублей, однако он обратился в суд с просьбой произвести перерасчет компенсации — исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Однако правоприменительная практика пошла по другому пути, когда речь зашла о праве на вред в виде ежемесячных выплат в сумме из расчета среднего заработка с учетом степени утраты чернобыльцами профессиональной трудоспособности.

Получить компенсацию могли только те, кто подал заявление до 2001 года, когда в силу вступили очередные поправки в законодательство. Суд счел такую практику неоправданно дискриминационной. Конституционный Суд РФ уже рассматривал дела, связанные с выплатами чернобыльцам. Так, в Постановлении он отметил, что государство обязано стремиться к возможно более полному по объему возмещению вреда, нанесенному в результате катастрофы.

Именно на деятельности органов судебной власти относя к их компетенции любые дела, связанные с обеспечением и защитой прав и законных интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС либо принимавших участие в ликвидации ее последствий.

Анализ деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению исков и жалоб чернобыльцев свидетельствует о том, что одними из самых распространенных дел при участии лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, являются дела о пенсионном обеспечении этой категории граждан, а также связанные с решением иных вопросов, выносимых на рассмотрение соответствующего суда.

дела, связанные с социальными выплатами лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. К сожалению, имеются случаи неодинакового возмещения критерия индексации.

аналогичным образом судами рассматривались споры об индексации с учетом инфляции ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью.

споры о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью из расчета заработка за фактическое время работы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

споры об установлении причинной связи инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

споры участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС о выдаче удостоверения о праве на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

споры участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС о взыскании пени за просрочку выплаты ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью.

споры о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью исходя из среднего заработка.

Кроме того, изучение кассационной и надзорной практики по указанной категории дел показало, что в указанный период судами рассматривались также споры участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимавших участие в работах по объекту «Укрытие» в 1988-1990 годах, об обязанности по назначению пенсии со снижением пенсионного возраста на 10 лет.

При рассмотрении этих дел необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся также граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, и граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие».

Согласно пункту 1 части первой статьи 30 вышеуказанного Федерального закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой 1 статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин — не менее 20 лет, у женщин — не менее 15 лет.

Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 г. №350-О, установлено, что положения статьи 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают лишение граждан, принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие» (при соблюдении других условий), права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет.

Несомненным достоинством Закона выступает предоставление специальных правовых, социальных, материальных и иных гарантий защиты прав и законных интересов одной из требующих особой защиты категорий граждан — подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавших участие в ликвидации последствий данной катастрофы.

Однако значение любого позитивного решения нивелируется в случае отсутствия механизма реализации его предписания и обеспечения защиты данных прав, который в данном случае недостаточно разработан и не получил достойной практической реализации.

В настоящее время в большинстве случаев чернобыльцы остаются один на один со своими проблемами и предпринимают попытки борьбы с чиновничьим произволом лишь в рамках применения судебной формы реализации гражданско-правовой ответственности.

Механизмы реализации иных форм государственного принуждения, в первую очередь административной ответственности, до настоящего времени не имеют практического воплощения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, масштабность, многоаспектность, долгосрочность и непредвиденность последствий воздействия радиации требуют комплексного системного подхода в работе системы социальной защиты пострадавших от радиации. То, что наряду с инженерно-техническими, технологическими, биологическими, медицинскими, экономическими и экологическими оценками должны быть психологические и социальные оценки последствий и их преодоления, не вызывает сомнения. Главными факторами нанесенного ущерба являются ухудшение личного здоровья и радиоактивная загрязненность территорий, а самыми важными формами вспомоществования можно назвать денежные пособия, бесплатное лечение и оздоровление.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан (в данном случае, была рассмотрена категория лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф) из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф (как части общей системы социальной защиты населения) является достаточно сложным структурным образованием, включающим большое количество норм и институтов, регламентирующих порядок, условия и размеры различных видов социального обеспечения, предоставляемых как в денежной (пенсии, пособия, компенсационные выплаты), так и натуральной форме (социальное обслуживание, меры социальной поддержки). Основным принципом при предоставлении соответствующего вида социального обеспечения выступает как принадлежность к группе «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф», так и последующее отнесение к соответствующей категории. Что не только воздействует на размер и вид предоставляемого обеспечения, но и выступает определенной мерой ответственности государства за причиненный вред. Одним из основных направлений должно стать дальнейшее наблюдение за изменениями, происходящими в состоянии здоровья граждан, подвергшихся радиации. Это касается также здоровья членов их семей и родственников. Особенно это важно в отношении детей лиц, пострадавших от воздействия радиации, поскольку наиболее острой проблемой на данном этапе уже является возникновение наследственных заболеваний, врожденных аномалий развития, генетически обусловленных уродств и онкологических заболеваний. Необходимо всеми силами облегчить им жизнь, помочь больным, сохранить в этой сложной обстановке генофонд России.

В деле социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, весьма серьезной остается социальная ситуация, складывающаяся в общественных отношениях между населением и властью. Несмотря на проводимую государственными органами работу по преодолению последствий катастроф, негативное отношение граждан к властным структурам в районах радиоактивного загрязнения и далеко за их пределами ежегодно и неуклонно возрастает. В настоящее время материальное обеспечение инвалидов является одним из главных направлений социальной политики государства. В Российской Федерации право на получение пенсии закреплено в Конституции РФ, к примеру: Статья 42 Конституции РФ закрепила право граждан на возмещение ущерба здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением. Однако, учитывая масштабы и число пострадавших, их основные конституционные права и интересы, связанные с охраной жизни, здоровья, имущества, были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым.

Проведенный в работе анализ показывает, что по отдельным направлениям, таким как, медицинское обслуживание и др., объем социальной поддержки чернобыльцев уменьшился, что противоречит конституционным нормам о возмещении вреда, поскольку, сокращение объема обязательств, ранее принятых на себя государством, недопустимо. В этой связи необходимо усовершенствовать правовой механизм социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем внесения изменений в законодательство, регламентирующее порядок предоставления отдельных социальных услуг чернобыльцам. Система социального обеспечения для лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф не «отшлифована» и не является идеальной, поэтому нуждается в совершенствовании.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  2. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Закон РФ: Федеральный закон от 15 мая 1991 г. № 1244-I // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  4. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  5. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 523 «О Федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  7. Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  9. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  10. Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». — М.: Юристъ, 2009.
  11. Благодир, А.С. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения / А.С. Благодир // Учебник. — 2017 г. -№16. — С. 142
  12. Буралкова А.А., Копылова В.М. Крупнейшие техногенные катастрофы нашего времени -1986 г.
  13. Кузнецова О.В., Слесарев С.А., Гурина О.А., Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный) (под ред. Т.С. Гусевой). — Специально для системы ГАРАНТ, 2017 г.
  14. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Книжный мир, 2014. — с. 218.
  15. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. — М.: Норма, 2016. — с. 217.
  16. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016.
  17. Рунова, В. Конституционный бой за пенсии / В. Рунова // Дом. адвокат. — 2012. — № 2. — С. 64
  18. Трудовое право России: учебник / С.П. Маврин, М.В. Филиппова, Е.Б. Хохлов. … — м.: норма, 2013. — 626 с.
  19. Шайхатдинов В. Ш. «Право социального обеспечения Российской Федерации» Екатеринбург, 1996. Вып.1. С. 4-5
  20. Яцеленко, В.А. Теоретические основы социальных компенсаций как вида социального обеспечения граждан / В.А. Яцеленко // Учебник. — 2013 г. — №92. — С. 172.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2