Вид работы: Курсовая работа
Тема: Место и роль государства в политической системе общества
ВУЗ: АОЧУ ВО «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Введение
В переводе с греческого языка политика означает искусство управления государством. Политику можно определить отношениями между крупными социальными субъектами и деятельностью по организации комфортной жизни в обществе. Политика имеет место там, где затронуты главные интересы большой массы людей. Политика обеспечивает порядок и определенный уровень социальной стабильности, создает для общества организационные основания. Это сфера борьбы за государственную власть, это участие в делах государства.
На данный момент политическая система общества представлена множеством субъектов, такими как политические партии, общественные объединения в различных сферах деятельности. Названные субъекты играют значительную роль в реализации функций государства, тем самым косвенно осуществляют контроль за соблюдением поставленных целей и задач государственной политики, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследование места и роли государства в политической системе общества.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение понятия и структуры политической системы общества;
— выявление функций политической системы общества;
— рассмотрение понятий и функций государства;
— оценка взаимодействия государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества;
— анализ роли государства в политической системе общества;
— выявление проблем и перспектив взаимодействия государства и политической системы.
Объектом исследования в работе выступает политическая система общества.
Предметом исследования в работе является место и роль государства в политической системе.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования место и роли государства в политической системе общества: Алимова Э. В., Керимова Д.А., Комарова С.А., Кудрявцева В.Н., Липчанской М. А., Марченко М. Н., Мелехина А.В., Постникова А. Е., Сайтбекова А.М., Троицкой А. А., Фарукшина М.Х. и др.
Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие понятие и структуру политической системы, ее функции.
Теоретическая значимость данной работы состоит в исследовании различных подходов к определению функций государства и признаки.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников. Первая глава посвящена исследованию понятия и структуры политической системы общества. Вторая глава направлена на исследование места и роли государства в политической системе общества.
Понятие и структура политической системы общества
Политическая система общества представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
В политологическом терминологическом словаре дано следующее понятие политической системы общества – это устойчивая форма человеческих отношений, посредством которой принимаются и претворяются в жизнь авторитетно-властные решения в конкретном обществе. Также политическая система является важным механизмом, посредством которого осуществляется народовластие, суверенитет народа.
Мелехин А.В. определяет политическую систему общества как представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти[1].
Понятие «политическая система» в теории государства и права и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.
Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстаиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.
Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты. Миэринь Л.А. и Еремеев М.А. придерживаются делению компонентов по профилю. Структура предложенная авторами представлена в приложении 1[2].
В литературе отсутствует единое мнение о понятии политической системы и его соотношением с понятием политической организации общества. Однако следует подчеркнуть, что развитие понятия политической системы общества, ее теории особенно интенсивно происходило именно на основе существующей уже теории и понятия политической организации общества.
Политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся, прежде всего в виде политических организаций, учреждений, так и практику политической жизни. Политическая организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами политическая организация общества дает преимущественно институционную характеристику политической системы.
Основным содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни. В данном случае главными объектами исследования выступают политические учреждения и организации, выполняемые ими задачи, характер и содержание их деятельности, взаимоотношения между ними, выражение ими интересов классов, слоев и социальных групп и т. д.
Таким образом, представитель более широкого понимания политической системы (Алимов Э. В.) подчеркивает, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества[3].
Среди авторов, разделяющих подобное представление о содержании политической системы и о ее соотношении с политической организацией общества, имеются некоторые расхождения во взглядах. Одни из них политическую систему общества полностью отождествляют с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политические отношения и политическую организацию общества, которая выступает по отношению к первым как их материальный результат. В других случаях авторы, определяющие политическую систему как совокупность политических отношений, существующих в определенном классовом обществе, и их носителей классов, наций и т. д., а также классовых организаций, представляющих и защищающих интересы отдельных классов и социальных групп, считают, что понятие политической системы классового общества близко к понятию политической надстройки над данным экономическим базисом.
Как считает Комаров С. А., включение в содержание политической системы общества наряду с различными политическими отношениями и носителей этих отношений – классов, наций и т. д. – необоснованно, ибо это неизбежно приведет к неправомерному смешению политической системы общества с социальной структурой или с социально-политической организацией общества[4].
Вторая точка зрения (например, Сайтбекова А.М) заключается в рассмотрении политической системы в качестве составной части политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как части политической организации общества[5].
К третьей группе исследователь стоит отнести Марченко М. Н., который придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества[6].
В целом, уважая позиции авторов различных точек зрения, следует, по всей видимости, присоединиться к первой из них и рассматривать политическую систему в широком смысле слова как категорию, более богатую, включающую как политическую организацию общества, так и все иные проявления политической жизни.
Функции политической системы
Сущность политической системы наиболее ярко выявляется сквозь призму реализуемых функций в обществе. В самом упрощенном виде их можно охарактеризовать как:
— определение целей и задач в обществе;
— мобилизация ресурсов, разработка законов,
— применение норм и контроль за их соблюдением, распределение материальных и духовных ценностей в обществе;
— интеграция всех элементов общества (классов, наций, социальных групп, конфессий);
— формирование политического сознания, политическая социализация, легитимизация власти[7].
Политическая система в каждой отдельной стране реализует задачи внутреннего и внешнего характера, выделяют соответствующие виды функции. К внутренним функциям относятся:
— защита существующей экономической и социальной системы;
— регулирование хозяйственной деятельности, управление экономикой
— консолидация социально-политических сил, регулирование социальных отношений;
— охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;
— культурно-воспитательная деятельность.
Внешние функции включают:
— защиту суверенитета, государственных интересов;
— развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
— участие в решении глобальных проблем современности.
Основные функции политической системы, как правило, сводятся к проблемам защиты, упрочнения и развития сложившихся общественных отношений в интересах всех социальных групп общества.
Более понятной выглядит типология политических систем, построенная на основе их соотнесения с политическими режимами (демократические, авторитарные, тоталитарные). Приемы, методы и средства осуществления политической власти влияют на характеристику организации политической системы в том или ином государстве.
Политические системы, действующие в условиях демократического политического режима, имеют такие существенные признаки, к которым следует отнести легитимность, легальность и безопасность[8].
Легитимность политической системы выражается в принятии государственной власти населением, в признании ее права управлять и в согласии подчиняться.
Таким образом, демократическая политическая система предполагает организацию легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она функционирует на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан; в него входят все без исключения члены общества, находящиеся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности.
Понятие, функции и признаки государства
Анализ юридической литературы показывает, что проблема определения содержания понятия «функции государства» является недостаточно изученной и актуальной.
Отдельные положения данного вопроса, получив определенное освещение в работах указанных авторов,
Понятие «функции» было введено Г.В. Лейбницем в период конца XVII-XVIII веков и изначально применялось в математике как выражение зависимости между двумя переменными.
На рубеже 60-70 гг. XX века было дано более конкретное определение функции, как «способ поведения, присущий какому-либо субъекту». Основываясь на данном определении автором Л.И. Каск было сделано следующее заключение: «функция какого-либо субъекта представляет собой внешнее проявление его качеств, свойств и способов поведения в определенных условиях».
В конце 80-х XX века в юридической литературы было наиболее распространено следующее определение функции: «отношение двух или более субъектов, в котором какое-либо изменение одного из них приведет к изменению другого (других)». Так же содержание функции стало рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных и неблагоприятных), которые стали следствием изменения одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения связи отдельных частей комплексного субъекта в процессе функционирования.
Необходимо отметить, что в более раннем определении сделан акцент на внешнее проявление качество (функций) субъекта, его поведении, а во втором – на взаимодействии между составными частями субъекта (сущностная сторона функции).
Что касается определения содержания функции государства, то стоит отметить, что в литературе имеются значительные расхождения в подходах к определению данного понятия, что обусловлено разнообразием мнений авторов. Разнообразие определений в свою очередь обусловлено расширением и углублением содержания методологической базы теории государства в связи с все большим использованием частных методов исследования.
Зарубежная правовая наука не содержит трактование функций государства с позиции государственно-правовых категорий: сущность, формы, функции. Так, автор Г. Еллинек дает определение понятию функций государства при этом выделяя две функций[9]. Это материальные функции как важнейшие направления деятельности государства и формальные функции — функции определенных органов государственной власти. Первая категория рассматривается автором с позиции достижения поставленных целей, которые преследует государство в реализации политики. Вторая категория более узкая и представлена выполнением задач, стоящих перед отдельными государственными структурами. При этом, автор Д. А. Керимов выделяет функции из комплекса содержания его деятельности, и сводит только к внешнему проявлению власти.
В общесоциологическом плане понятие «функция» выделено как:
— внешнее проявление свойств субъекта в определенной системе отношений;
— система обычных и специфических действий отдельных лиц или органов;
— наличие у отдельного лица (представителя государственной власти) круга обязанностей, исполнение которых предписано в процессе несения государственной службы.
Исходя из этих подходов функция рассматривается как служебная или профессиональная потребность действовать в соответствии с утвержденными правовыми нормами и правилами.
Наиболее распространённым определением «понятия функций» государства в современной литературе является «направления государственной деятельности, обусловленные его содержанием и стоящими перед ним целями, задачи, его социальным и экономическим значением.
Более узкий подход к определению функций государств раскрывает полномочия органов государства, отражается динамику развития государства в рамках определенной сферы (отрасли). Функции государства напрямую связаны с потребностями его граждан, а так же зависят от типа государства. Функции отражают экономическую, социальную роль, исполнение которых выступает призванием государства на всех этапах его развития.
Так же при определении понятия «функции государства» необходимо разграничивать его смежных понятий и не отождествлять с функциями отдельных государственных органов.
Рассмотрим различные подходы авторов к определению понятия «функции государства» (см. приложение 2).
Исходя из представленных подходов представляется возможны выработать собственный подход к определению функций государства: основные направления деятельности государства по управлению обществом, цель которых состоит в разрешении стоящих перед государством задач, в которых находит свое отражение его сущность и социальное назначение».
Далее рассмотрим признаки осуществления функций государства:
1 – Двойственная природа функций государства — с одной стороны — это способность к определенной деятельности (потенциальное), а с другой — реализация данной способности (реализация потенциального).
2 – Многогранность функций государства – функции государства проявляются во всех возможных сферах: экономической, социальной, правовой и др.
3 – Отождествление функций государства с направлениями деятельности — разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции — это хотя и основные (или) главные направления, но все-таки лишь направления деятельности государства.
4 – Социальное назначение — социальное назначение государства во многом предопределяет наличие у него тех или иных функций, в то же время функции государства не сводятся к социальному назначению.
Таким образом, в современных условиях политическая система призвана обеспечивать эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные возможности участвовать в политической жизни общества.
Литература
[1] Мелехин А.В. Теория государства и права / Учебник с учебно-методическими материалами. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2014. — 545 с. [2] Миэринь Л.А., Еремеев М.А. Когерентность социальных институтов с позиций институционального проектирования // Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты, 2015. — С. 84-92. [3] Алимов Э. В. Партийное строительство в Российской Федерации: некоторые тенденции конституционно — правового регулирования // Журнал российского права. 2017. — № 5. — С. 27 — 36. [4] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 8-е изд., исправленное и дополненное. — М. — СПб.: Издательство Юридического института, 2015. — 608 с. [5] Сайтбеков А.М. Понятие политической системы общества // Международный научный журнал «Символ науки», 2016. — № 3. — С. 205-208. [6] Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд. М. : Проспект, 2015. – С. 34. [7] Кудрявцев В.Н. Российское государство и право на рубеже тысячелетий // Государство и право. 2015. — № 7. — С 98. [8] Мелехин А.В. Теория государства и права / Учебник с учебно-методическими материалами. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2014. — 545 с. [9] Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3т. М., 2015. – С. 21-22.Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


