Заявка на расчет
Меню Услуги

Место и роль Республики Таджикистан в системе обеспечения безопасности среднеазиатского региона. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   


Россия на постоянной основе оказывает помощь Министерству обороны Республики Таджикистан в охране границы согласно соглашению (май 1993 г.), в обеспечении военной техникой, оборудованием, специалистами, обучением военных кадров. И военная база РФ, расположенная в Республике Таджикистан, является важным звеном в единой системе коллективной безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Россия была и остается фактором сохранения и укрепления государственной и национальной независимости Таджикистана. Помощь, оказанная Таджикистану в военно-политической сфере Россией, сыграла решающую роль в установлении мира и поддержании стабильности в стране.

Также, в Таджикистане продолжает обсуждаться перспектива вступления страны в Евразийское Экономическое Сообщество (ЕАЭС), который развивается как альтернатива инициативам «Новый шелковый путь» и «Один пояс, один путь».

И тем не менее, учитывая геополитические и геоэкономические интересы США, Китая и России, можно предположить, что Таджикистан оказался в сложной ситуации при определении собственной позиции в интеграционном выборе.

С одной стороны, США и партнерские союзы, объединяющие в своем составе наиболее развитые страны мира, с другой стороны Китай, с которым в последние годы сложились стратегические партнерские отношения. Китай инвестирует огромные средства в экономику республики, строит дороги, крупные промышленные объекты. И, конечно, Россия стратегический партнер, который также инвестирует в развитие экономики страны, а главное трудоустраивает 1.5 млн. трудовых мигрантов Таджикистана, денежные поступления от которых составляет более половины бюджета страны.

Очевидно, что в обществе и среди экспертов есть те, кто ратует за сближение с США, другие предлагают идти с Китаем, а следующая часть видит будущее Таджикистана вместе с Россией в составе Евразийского экономического союза.

Противники вступления республики в Евразийский экономический союз предостерегают о том, что ЕАЭС создаётся по подобию СССР и слабые в экономическом плане страны как Таджикистан, попадут в зависимость, тем самым могут потерять государственный суверенитет. Что, управлять всеми процессами будут из Москвы. Несмотря на попытки прозападных экспертов в целом образование ЕАЭС общественностью воспринимается положительно. Результаты опроса, проведенного в республике показали, что более 70% опрошенных за вступление республики в этот союз.

Думаем, в ближайшие пару лет вступления Таджикистана в ЕАЭС мы не увидим, так как руководство республики рассматривают для себя такой сценарий не невыгодным. По мнению некторых аналитиков, государственный бюджет в основном заполняется за счет налогов и таможенных пошлин, а, вступая в ЕАЭС, страна фактически лишится значительной части таможенных пошлин. Есть опасения по их мнению того, что практически 70% всего импорта товаров в страну, а также все крупные отечественные предприятия могут лишится значительных таможенных доходов. Также, есть вероятнось, что и Пекину невыгодно, чтобы весь среднеазиатский регион вошел в Евразийский экономический союз, так как в этом случае Китай лишится огромного рынка, куда его товары различными путями доставлялись либо с низкими пошлинами, либо вообще без них. А Китай является достаточно привлекательным стратегическим партнером для Таджикистана, с которым сориться нельзя.

Таким образом, можно констатировать, что если ранее суверенитет Таджикистана обеспечивался, прежде всего, способностью к вступлению в политическое взаимодействие с другими субъектами международных отношений его способностью защитить себя в военном плане или прибегнуть к международным механизмам защиты, то сегодня суверенитет невозможен без способности Таджикистана организовывать развитие — стремительный рост экономики и возможностей для собственного населения.

При этом между развитием и безопасностью есть глубокая связь. Не только в том плане, что международная безопасность является условием для реализации права на развитие, как это закреплено в документах ООН. В последнее время получает все более широкую поддержку точка зрения, что развитие является, как минимум, в определенных условиях, единственной основой подлинно эффективной стратегии обеспечения безопасности и даже прекращения конфликта. И в любом случае невозможно отрицать статус развития как экономической основы всех аспектов состоятельности государства.

В настоящее время в республике имеется серьезный дефицит качественной информации о возможных последствиях её интеграции в Евразийский экономический союз. И нам кажется, что это и является одним из главных препятствий на пути к более активному рассмотрению данного вопроса и выработке сильной переговорной позиции республики в отношениях с ЕАЭС.

Мы считаем, что все региональные центры, формирующиеся вокруг них интеграционные проекты должны иметь одинаковые права на развитие, чтобы они дополняли друг друга и чтобы никто их искусственно между собой не сталкивал, не противопоставлял. При этом должен неукоснительно соблюдаться принцип суверенного равенства участвующих государств. Однако в контексте права на развитие это означает не только и не столько недопущение «посягательства на национальные интересы» и отсутствие диктата со стороны более сильных участников процесса, сколько обязанность всех участников интеграции прилагать активные усилия для выработки модели и конкретных проектов совместного развития.

Ни в одной другой точке мира вопросы безопасности и развития не являются настолько взаимосвязанными, как в Таджикистане. Фундаментальная угроза, создаваемая наркопроизводством на территории Афганистана, является «бомбой замедленного действия» под стабильностью и сотрудничеством как в ЕАЭС, так и в Евразии в целом. Однако ликвидация данной угрозы может быть связана только с развитием, которое позволит создать занятость и жизненную перспективу для многочисленного молодого населения Афганистана и соседних с ним стран. Именно поэтому важнейшей задачей евразийского развития уже в 2016 году является подготовка к созданию зоны свободной торговли в регионе Центральной Азии, включающей помимо ЕАЭС в нынешнем составе также Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан, Иран и Пакистан. Формирование такой коалиции совместного развития и большого общего рынка позволит реализовать уникальные преимущества каждого из государств региона, а также в целом резко усилить позиции этих государств во взаимодействии с другими странами и интеграционными образованиями.

Мы считаем, что если в Центральной Азии произойдет расширение американо-натовского присутствия, как военного (базы), так и экономического, на основе преобразования ныне функционирующей ― Северной сети в трансконтинентальную сеть, которая полностью покроет территорию бывшего СССР, это будет способствовать реализации широких стратегических целей США и их союзников. Целью подобного военно-стратегического контроля станет сдерживание Китая, контроль над Афганистаном, подрыв ―экспортной монополии России и переориентация структур безопасности государств Центральной Азии с постсоветских на натовские. Но как показывает опыт других стран и регионов, натовские структуры заинтересованы не столько в поддержании стабильности – внутригосударственной или межгосударственной, сколько в ―принуждении к партнерству стран пребывания, включении их в качестве сателлитов в орбиту западного влияния.

Присутствие американских военных объектов в Таджикистане, возможно, придать некоторую уверенность его правительству. Но американцы едва ли будут готовы принять на себя риски в случае обострения внутриполитической ситуации в этих странах, взять на себя обязательства предоставить длительные гарантии безопасности своим старым-новым стратегическим партнерам. Иллюзией может оказаться и бытующее ныне в Центральной Азии представление о том, что западные военные структуры окажутся эффективнее в плане защиты от внешних и внутренних угроз, нежели СНГ-овские (ОДКБ и пр.), и руковдоство Республики Таджикистан прекрасно это понимают.

 

3.2 Роль Республики Таджикистан в обеспечении безопасности среднеазиатского региона

 

Таджикистан, несмотря на сложность внутриполитической обстановки, правильно обозначил важнейшие национальные приоритеты и основные направления своей внешней политики. Как подчеркивал Президент Республики Таджикистан, «Республика Таджикистан по своему географическому расположению, геополитической позиции и экономическим интересам входит в пять политических субрегиона. Первый субрегион – Содружество Независимых Государств, несмотря на трудности формирования начального этапа, имеет тенденции к укреплению всесторонних отношений. Второй субрегион – Центральная Азия, дальнейший рост регионального сотрудничества и объединение экономических возможностей входит в сферу жизненно важных интересов республики и всех стран данного региона. Третий субрегион состоит из пространства персоязычных государств, которые, хотя пока не объединены в одно экономическое или политическое сообщество, но их привлекает друг к другу историческая, культурно – религиозная общность и реальные перспективы национального развития. Четвертый субрегион – это мусульманские страны Востока, которых объединяет не только единство религии, традиций и обычаев, но и возможности и потребности национального развития. И наконец, пятый субрегион – международное сообщество, взаимозависимость и взаимосвязанность которого все больше усиливается и последовательно близится к общечеловеческой цивилизации».

Четкое понимание геополитической позиции и ясное обозначение основных направлений внешней политики позволили Республике Таджикистан найти свое место в современном мире, поэтапно закрепить это положение и направить богатые возможности на решение внутренних проблем. Как отметил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «… любая государственная политика в конечном итоге – это защита национальных интересов, мастерство политики на международной арене заключается в нахождении рационального и справедливого баланса интересов различных государств».

Взаимовыгодное сотрудничество с влиятельными международными организациями – Организацией Объединенных Наций, Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Европейским Союзом, Организацией Исламская Конференция, Содружеством Независимых Государств, Шанхайской Организацией Сотрудничества, Евразийским Экономическим Сообществом и другими занимает во внешней политике Республики Таджикистан особое место. Следует отметить, что взаимовыгодное сотрудничество представило Таджикистан мировому сообществу, ознакомило с его внешней и внутренней политикой правового и демократического государства. Перечисленные организации, установив с Таджикистаном платодотворное сотрудничество, оказали поддержку и способствовали не только достижению мира, но и в подготовке проектов послевоенного восстановления и поддержании развития экономики республики.

Главным политическим документом, определяющим и регулирующим основные принципы, цели и задачи и приоритетные направления внешней политики Республики Таджикистан с учетом долгосрочных национальных интересов страны является Концепция внешней политики Республики Таджикистан (далее — Концепция), которая была принята в 2015 году.

Концепция предусматривает разработку и реализацию внешней политики, которая содействовала бы соответствию развития Таджикистана с расширяющимися интеграционными процессами, глобализацией и регионализацией, предоставляющей новые приемлемые возможности для нейтрализации и предотвращения потенциальных вызовов и угроз, обеспечивающей необходимые основы для последовательной реализации национальных интересов на основе сбалансированности и объективности.

Внешняя политика Республики Таджикистан определилась в стратегических направлениях деятельности страны на мировой арене. Вектор мировой политики повернулся таким образом, что в настоящее время Таджикистан активно участвует в борьбе с международным экстремизмом и терроризмом.

Развитие событий в Афганистане, после того как в 2014 г. были выведены войска США, может пойти по непредсказуемому сценарию, что, безусловно, может негативно сказаться и на Таджикистане.

Необходимо отметить, что общая граница страны с Афганистаном составляет более 2000 км (см. рис. 3.3).

Рис.3.3. Граница между Таджикистаном и Афганистаном

 

Таджикистан последовательно, на протяжении ряда лет пыталась активизировать действия международного сообщества в отношении Афганистана и движения «Талибан», с которым Республика Таджикистан, одна из немногих, не имела совершенно никаких отношений, считая его рассадником международного терроризма, торговли оружием и незаконного оборота наркотиков. Поэтому антитеррористическая операция полностью соответствовала национальным интересам Таджикистана.

Позиции талибов укрепились и начались репрессии со стороны талибов в отношении лиц, которые тесно связаны со структурами коалиционных сил. Следствием этого стало приток беженцев в Таджикистан, что увеличило давление на экономику республики. Наличие беженцев может привести к увеличению нелегальной торговли оружием, интенсификации наркопотоков и увеличению межэтнических и религиозных очагов конфликтности в Ферганской долине. Это представляет угрозу с одной стороны экономической безопасности Таджикистана, а с другой стороны в потоке беженцев могут оказаться люди, которые сознательно стремятся навязать афганский сценарий народу Таджикистана, которые будут в определенной мере представлять интересы террористических группировок Афганистана и Ближнего Востока.

Политика в области религий Таджикистана направлена на репрессирование всего, что может быть похожим на радикальный ислам и укрепление умеренного ислама в регионе, который достаточно адекватно отвечает потребностям в религии высшему руководству страны. В течение двадцати лет сотрудничества с мусульманскими странами, исламизация среднеазиатских обществ следовала очень умеренной ориентации. Этот прогресс умеренного ислама измеряется популярностью исламских течений из Турции, которые вместе с Диянетом (Diyanet), официальным органом Турции в области религиозной политики, оставили свой отпечаток на среднеазиатском исламе.

Главной и основной задачей внешней политики Республики в долгосрочной перспективе является защита стратегических интересов Таджикистана на международной арене и она будет реализовываться путем формирования внешних благоприятных условий для всестороннего устойчивого развития страны, содействия большему укреплению основ государственной независимости и суверенитета Таджикистана и поступательного стремления к достижению согласия и учета обоюдных интересов с иностранными государствами и международными организациями в процессе решения приоритетных задач внешней политики страны.

Одним из важнейших направлений внешней политики Таджикистана является его участие в деятельности СНГ. Конечно, не все начинания СНГ полностью реализуются в современных условиях, но несмотря на это, Содружество сегодня является выразителем общности и отвечающим чаяниям и интересам миллионов жителей на пространстве бывшего Советского Союза.

Таджикистан наряду с СНГ, считает сотрудничество с двумя другими организациями, которые действуют на территории бывшего Советского Союза – Евразийским экономическим Сообществом и Организацией Договора о Коллективной Безопасности также приоритетным в своей внешней политике.

Таджикистан уделяет серьезное внимание проблемам региона, в том числе ситуации в бассейне Аральского моря. Таджикистан является одним из учредителей Международного фонда спасения Арала, наряду с другими странами Среднеазиатского региона направляет все свои усилия на решение данной региональной и мировой проблемы. В процессе переговоров глав Среднеазиатских стран эффективное использование водных ресурсов становится предметом обсуждений, как весьма серьезная региональная проблема.

Республикой Таджикистан уделяется серьезное внимание не только проблемам по спасению Аральского моря, но и трудностям обеспечения населения мира питьевой водой, а также экономного использования водных ресурсов. Такие инициативы Президента Республики об объявлении 2003 года Международным годом чистой воды, признание 2005 – 2015 годов Международным десятилетием действия «Вода для жизни», который блы поддержан более 180 странами мира, и объявлении 2013 года «Международным годом сотрудничества в водной сфере» можно назвать ярким свидетельством роста авторитета республики на международной арене.

В течение многих лет сотрудничества с ООН, Президент Таджикистана участвуя и выступая на заседаниях Генеральной Ассамблеи данной международной организации, с обстоятельными предложениями о международных и региональных интересах, обращал внимание населения планеты на проблемы Таджикистана, Центральной Азии и охваченного войной Афганистана.

Признание Таджикистана страной, которая преуспевает в реализации «Целей развития тысячелетия» также можно назвать его заметным достижением в качестве страны, находящуеся ныне на пути правильного прогресса.

С середины 90-ых годов прошлого века, несмотря на вооруженные противостояния в стране, само избрание города Душанбе и других регионов Республики Таджикистан местом проведения различных региональных и международных встреч, являлось признаком постепенной стабилизации обстановки, признанием и уважением политики государственного строительства руководства страны.

Сегодня в Республике Таджикистан открылись и функционируют посольства Саудовской Аравии, Афганистана, Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Азербайджана, Германии, Пакистана, Турции, Туркмении, Франции, Российской Федерации, Узбекистана, Ирана, Китая, Японии, Республики Корея, Индии, Казахстана и Киргизии. Намечается открытие посольств некоторых других государств.

Республика Таджикистан, также в зависимости от национальных интересов и направлений своей внешней политики, открыл свои дипломатические представительства (посольства) в 24 зарубежных государствах – Австрии, Саудовской Аравии, Афганистане, Бельгии, Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатах Америки, Республике Куба, Азербайджане, Германии, Египте, Пакистане, Турции, Туркменистане, Российской Федерации, Узбекистане, Украине, Иране, Китае, Японии, Швейцарии, Индии, Казахстане, Киргизии и Катаре и постоянные представительства при Организации Объединенных Наций, Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе, Экономической Организации Сотрудничества, Организации Исламская Конференция, Шанхайской Организации Сотрудничества, НАТО и Европейском Союзе. В Объединенных Арабских Эмиратах функционирует Генеральное консульство Республики Таджикистан.

В Таджикистане функционируют представительства 30 региональных и международных организаций, представительства 9 агентств, других учреждений и структур ООН. Сегодня в репсублике зарегистрированы представительства 46 неправительственных международных организаций, которые сообща с межгосударственными (межправительственными) организациями, вносят непосредственный вклад в развитие различных сфер общественной жизни.

Реализация международной и региональной стратегий Таджикистана происходит в острых, сложных и быстроизменяющихся условиях земного шара начала XXI века, процессы и тенденции которых каждодневно и весьма глубоко влияют на содержание социальных преобразований в стране и бытия таджикского народа.

Несмотря на наличие трудностей внутреннего характера и разрушающее влияние известных событий в регионе, Таджикистан заняли принципиальную и твердую позицию против угроз и опасностей, смогли по мере возможностей защитить от их трагических последствий свою страну, стабильность и безопасность региона. Этим жизнь доказала правильность позиций руководства государства и Правительства Таджикистана.

Опасности, которые связаны с глобализацией, терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной преступностью, природными чрезвычайными ситуациями и техногенными катастрофами, не всегда положительные позиции и влияние сверхдержав на Центральную Азию понятны, т.к. этот регион обладает жизненно важными богатыми экономическими ресурсами, геостратегическим и геополитическим положением. Естественно, основные мировые силы борются за усиление своего влияния и роли в нашем регионе.

Эти основные тенденции современности и процессы, связанные с ними, требуют ответственного осознания и созидательного продвижения глобальных интересов.

В этих условиях осуществление взаимовыгодного международного сотрудничества во имя уменьшения и устранения основных глобальных опасностей является важнейшим направлением совместных действий мирового сообщества. Предотвращение опаснейших последствий другой тенденции дня, в первую очередь, «столкновение цивилизаций», также является одним из важнейших задач человечества.

Таджикистан, при подготовке и реализации комплексной и проверенной стратегии внешней политики в период независимости, беря во внимание, особенно за последние годы, эти тенденции и процессы и другие важные особенности быстроизменяющегося мира, последовательно стремится обеспечить на достойном уровне стратегические интересы Родины и своего народа в рамках политики «открытых дверей».

Именно благодаря успешной и эффективной политике Президента страны Эмомали Рахмона, мировое сообщество доброжелательно и с доверием смотрит на Таджикистан, твердую волю и мужество, последовательные стремления Главы государства на пути безопасности и процветания Родины, почитание богатейшей истории древнего таджикского народа, его созидательных и добрых начинаний и инициатив. И поэтому Таджикистан за короткий период из неспокойного региона превратился в центр проведения региональных и международных мероприятий.

Проведение в городе Душанбе одновременно встречи глав государств трех организаций бывших республик Советского Союза – СНГ, Евразийского экономического сообщества, ОДКБ 14 сетября 2015 года, очередного заседания Совета глав государств – членов Шанхайской Организации Сотрудничества 12 сентября 2014 года, трехсторонней встречи глав государств Таджикистана, Афганистана, Пакистана и четырехсторонней встречи лидеров Таджикистана, Афганистана, Пакистана и Российской Федерации в октябре 2012 г., очередного заседания Совета министров иностранных дел – стран членов Организации в декабре 2015 г., Исламская конференция: «Ислам против религиозного экстремизма и терроризма» 22-23 июля 2015 года, Международной научной конференции «Проблемы безопасности государств Центральной Евразии в условиях современного мироустройства» 25-28 марта 2014 г., Международной конференции Организации Объединенных Наций высокого уровня по итогам реализации Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005 – 2015 годы) 9-11 июня 2015 г. с участием высокопоставленных представителей из 70 стран и 65 региональных и международных организаций, а также проведение других многочисленных конференций, семинаров и симпозиумов, служат ясным свидетельством превращения Таджикистана в центр проведения международных и региональных форумов.

Таким образом, с учетом поступательного развития процессов политической и экономической разноскоростной и разноуровневой интеграции в системе современных международных отношений, внешняя политика Республики Таджикистан преследует цель обеспечения активного участия страны в деятельности международных и региональных организаций, посредством чего Таджикистан намерен внести свой вклад в укрепление безопасности, стабильности, сотрудничества и созидательного международного диалога и использовать возможности этих организаций для обеспечения устойчивого развития страны.

Исходя из усиления важных геополитических региональных и международных процессов и глобализации современного мира Республика Таджикистан считает главными и важными нормами общего миропорядка, практическое соблюдение баланса между глобализационными процессами и национальными интересами каждой страны, уважение суверенитета и независимости любого государства, создание равных возможностей, формирование всеобъемлющей системы безопасности и предоставление достойных условий для каждого государства и народа, вне зависимости от их мощи, роли и значении в геополитическом распределении сил и уверена в том, что глобализация и национальные интересы государств должны взаимодополнять друг друга и служить надежным гарантом устойчивого развития международных отношений.

Республика Таджикистан является сторонником того, что формирующаяся новая мировая система должна быть полностью свободна от войн и конфликтов, грубости и насилия, религиозного и цивилизационного фанатизма и ксенофобии, и основана на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве и партнерстве всех государств мира, а всякого рода угрозы международному и региональному миру и стабильности должны быть нейтрализованы посредством согласия и созидательного диалога на основе законов международного права, прежде всего, Устава ООН, как главной организации, регулирующей международные отношения.

Республика Таджикистан выступает за создание эффективных механизмов обеспечения сочетания национальных интересов и международных усилий, объединения стремлений всех государств для подготовки адекватных мер противодействия современным вызовам и угрозам. На национальном уровне, Таджикистан осуществляет политико-правовые, информационно-пропагандистские, социально-экономические и специальные меры, направленные на укрепление ключевых аспектов своей внешней политики в плане борьбы с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, религиозным радикализмом, незаконной миграцией, экологическими рисками, изменением климата и угрозами информационной и продовольственной безопасности.

Таким образом, принципиальная и последовательная выработка и реализация обоснованной и выверенной международной стратегии с учетом высших приоритетов и интересов Родины, а также их координация и совмещение с глобальными интересами и потребностями, послужили становлению Таджикистана как независимого, активного, инициативного и авторитетного члена мирового сообщества.

Необходимо добавить, что для того, чтобы предотвратить негативный сценарий развития Таджикистана в области безопасности страны и всего Среднеазиатского региона, необходимо решать прежде всего внутренние факторы нестабильности, которые обусловлены межэтническими, клановыми и региональными противоречиями. К сожалению, давний конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном по поводу распределения водных ресурсов является межгосударственным и может перерасти в военное противостояние. В качестве наиболее негативного сценария возможно возобновление гражданской войны в Таджикистане, с привлечением боевиков из соседнего Афганистана и наёмников с Ближнего Востока и Центральной Азии. В Туркменистане может произойти интеграция наркогруппировок с группировками контрабандистов, что будет являться платформой для дестабилизации ситуации во всем Среднеазиатском регионе.

Возросшая в последнее время году напряженность политической ситуации в различных регионах мира, влияние мирового финансово-экономического кризиса, нестабильность мировых финансовых и сырьевых рынков, а также другие проблемы предусматривают их в качестве негативных факторов, оказывающих воздействие на дальнейшее развитие национальной экономики.

Политика Таджикистана в области безопасности должна быть направлена на избежание нагативного сценария развития региона, предотвращение регионального конфликта всеми возможными гуманными способамиܰ, необходимо вести более продуманную внутреннюю и внешнюю политику в регионе, которая направлена на снижение ресурсной зависимости страны, предотвращение милитаризации экономики, инфляции и роста социальной напряженности.

Правительству Таджикистана с учетом возрастающих глобальных и региональных угроз и вызов, необходимо принимать последовательные меры, которые направлены на решение задач, определенных в посланиях Президента страны по достижению стратегических целей, прежде всего, обеспечению энергетической независимости, полному вывода страны из коммуникационного тупика и защите продовольственной безопасности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безопасность, прежде всего, означает состояние, при условиях которого отсутствуют деструктивные элементы (опасности или угрозы). Под ними понимаются явления, действия, процессы, факторы, события, могущие негативно влиять на функционирование системы безопасности. Обычно в их ранге выделяют угрозу, опасность и риск, с одной стороны, и вызов – с другой. Во многих случаях они обозначаются произвольно вне зависимости от контекста, места и времени, от характера их деструктивности.

Региональная безопасность в современной международной геополитике представляет собой сложное явление, действующее на многих уровнях международной политической жизни. В сферу национальной безопасности входят такие аспекты региональной безопасности, как безопасность в региональном масштабе и безопасное осуществление самой деятельности по реализации региональной системы. Следовательно, концепция и политика региональной безопасности современного государства состоят из многих различных политик безопасности. Рассматривая «внутренние» аспекты региональной безопасности, можно выявить политические, экономические и духовно-идеологические аспекты национальной безопасности. Традиционные и современные вызовы и угрозы региональной безопасности, такие сложные явления, как региональная и оборонная безопасность, конечно, не могут замыкаться только в рамках геополитики и обуславливают также изучение в контексте политики, экономики и культуры.

Центральная Азия в политическом отношении представляет собой нестабильный регион. В настоящее время в регионе нет единого политического и хозяйственного центра, интересы независимых государств нередко носят взаимоисключающий характер. Центральная Азия является узлом противоречий, в котором остро переплетены проблемы в различных сферах: споры вокруг водных ресурсов, множество латентных конфликтов, политическая турбулентность, этнические и межгосударственные противоречия. Высокая конфликтогенность региона выражается в том, что обострение одной проблемы способно потянуть за собой обострение остальных перечисленных проблем.

Истоки современных проблем кроются в ряде причин:

1. Неравномерном распределении водных ресурсов (богатые водными ресурсами Таджикистан и Кыргызстан, и зависимые от них Казахстан и Узбекистан);

2. Невысоком уровне экономического взаимодействия между странами региона;

3. Соперничестве за региональное лидерство между двумя крупнейшими государствами региона – Казахстаном и Узбекистаном.

Основными угрозами для региона являются:

1. Наркотрафик;

2. Нестабильная ситуация в Афганистане;

3. Террористические угрозы;

4. Рост исламизации;

5. Социально-экономическая нестабильность;

6. Отсутствие внятной политики со стороны России.

Сегодня Среднеазиатский регион находится на социально-экономическоми военно-политическомперепутье, когда на нее оказывается разнонаправленное влияние США, Китая и России.

Вследствие этого, для избежания непосредственного геополитического подчинения той или иной стороной, страны региона должны стремиться осуществлять лавирование между двумя центрами притяжения и проводить активный политический курс, направленный на получение определенных стратегических выгод от регионального соперничества России и Китая, с одной стороны, и НАТО — с другой.

Несмотря на присутствие в регионе различных международных структур безопасности, таких, как ООН, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, НАТО, каждое государство развивает двусторонние связи с различными государствами Запада и Востока. Возможность противодействия угрозам и опасностям стран Центральной Азии во многом зависит от консолидации усилий различных государств и их групп, всего международного сообщества. Одним из условий плодотворного международного взаимодействия является сходное понимание и определение угроз различными государствами и выработка унифицированных методов противодействия им. Это делает возможность международного сотрудничества в данной области значительно более вероятной.

На современном этапе, находясь в самой сердцевине геополитических и геоэкономических процессов Центральной Азии именно Таджикистан привлекает к себе геостратегические пересикающиеся интересы многих стран, а в основном трёх сверхдержав — США, Китая и России, каждая из которых стремится укрепить и упрочить своё присутствие и влияние в этом регионе, прежде всего реализацией крупных региональных проектов интеграционного характера.

Но основной целью указанных держав в геополитическом плане является контроль над центральным пространством Евразии, а также над ресурсами и транспортными связями региона. Именно это и создает зоны геополитической нестабильности; возникают попытки удержать, закрепить либо расширить сферы влияния, с одной стороны, и нейтрализовать, избежать политических издержек — с другой.

Республика Таджикистан же ведет многовекторную внешнюю политику с учетом существующих глобальных вызовов и угроз и региональных факторов, отвечающую высшим государственным и национальным интересам, служащую целям установления дружественных и взаимовыгодных отношений с различными странами мира и основанную на безоговорочном уважении международного права.

Таджикистан в системе геолитических координат имеет следующие стратегические интересы:

1. Сохранение баланса сил в регионе.

2. Игра на противоречиях основных внешнеполитических игроков и получение от этого максимальной выгоды.

3. Обеспечение стабильности существующего политического режима и правящей элиты.

4. Привлечение инвестиций в обрабатывающую промышленность.

5. Диверсификация путей транспортировки сырья.

6. Сохранение свободы действий Таджикистана на международной арене.

7. Попытка «играть на равных» с другими участниками мировой политики.

Принципиальная и последовательная выработка и реализация обоснованной и выверенной международной стратегии с учетом высших приоритетов и интересов Родины, а также их координация и совмещение с глобальными интересами и потребностями, послужили становлению Таджикистана как независимого, активного, инициативного и авторитетного члена мирового сообщества.

Внешняя политика Республики Таджикистан определилась в стратегических направлениях деятельности страны на мировой арене. Вектор мировой политики повернулся таким образом, что в настоящее время Таджикистан активно участвует в борьбе с международным экстремизмом и терроризмом. Ведь Таджикистан характеризуется достаточно высокими рисками, прежде всего, с точки зрения новых угроз безопасности, особенно терроризма и экстремизма. Усиление этих угроз связано с расположенным по соседству Афганистаном. Можно прогнозировать сохранение высокой степени угроз такого рода в ближайшие 30 лет.
Под конец хотелось бы добавить, что слабость центральноазиатских государств и важная геополитическая роль региона обусловливают высокую степень вовлеченности в региональные дела великих держав, что и составляет суть «Новой большой игры». В то же время сами государства Центральной Азии не проявляют особого стремления к консолидации.

Развитие событий в Афганистане, после того как в 2014 г. были выведены войска США, уже пошло по непредсказуемому сценарию, что, безусловно, сказывается и на Таджикистане.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1371 (2001), www.un.org.
  2. Декларация глав государств членов Шанхайской организации сотрудничества (г. Астана, 5 июля 2005 г.) — Казахстанская правда. — 2005. 6 06.
  3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 05 июля 2004. — № 27. – Ст. 2710.
  4. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 15 мая 2000. — № 20. – Ст. 2112.
  5. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 03 июня 1996. — № 23. – С. 2756.
  6. Алехнович, С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития / С.О. Алехнович // Право и политика, 2007. — № 4. – С. 15.
  7. Алиева Р.Р. Интеграция республики Таджикистан в мировое сообщество. 02.12.2012 г. // Информационый сайт: http://www.km.ru/referat/332524-integratsia-respubliki-tadzhikistan-v-mirovoe-soobshchestvo.
  8. Азиатские гиганты присоединяются к ШОС. — Казахстанская правда. — 2005. 6.06.
  9. Баранов, В.В. Актуальные проблемы национальной безопасности России / В.В. Баранов. – М.: АИПНБ, 2010. – С. 51.
  10. Борщевский, Г.А. Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России / Г.А. Борщевский // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2012. — № 1.
  11. Бондаренко, М.В. Безопасность как социальная категория: формирование категориально-понятийного аппарата. Наука и практика / М.В. Бондаренко. – Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010. – С. 18-19.
  12. Билалов, А.Г. Законодательное обеспечение национальной безопасности в условиях становления государственности РФ / А.Г. Билалов // Право и безопасность, 2003. — № 4. – С. 15.
  13. Возжеников, А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения / А.В. Возжеников. – М.: РАГС, 2012. – 346 с.
  14. Васильев, С. Новые подходы к понятию безопасности России / С. Васильев // Наследие, 2010. — № 4. – С. 26.
  15. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. – 450 с.
  16. Горобец, Е.А. Обеспечение национальной безопасности – основная функция государства / Е.А. Горобец // Общество и право, 2008. — № 4. – С. 49.
  17. Гасанов, К.К., Кузнецов, Ю.А., Никонов, Д.А., Каламкарян, Р.А., Шалягин, Д.Д. Международное право / К.К. Гасанов, Ю.А. Кузнецов, Д.А. Никонов, Р.А. Каламкарян, Д.Д. Шалягин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 159.
  18. Гетьман-Павлова, И.В. Международное право / И.В. Гетьман-Павлова. – М.: Юрайт, 2013. – 342 с.
  19. Гавра, Д.П. Имидж региона / государства: проблемы построения структурной модели современного типа / Д.П. Гавра, А. Савицкая // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «PR-Универсум 2006»: сб. мат-лов. – Томск, 2012. – 432 с.
  20. Димитрова, Ю.Б. Отношения между центром и регионами в России: проблема эффективности / Ю.Б. Димитрова // Власть, 2010. — № 5. – С. 88-91.
  21. Данкин, Д. Безопасность – предпосылка и результат развития политического доверия / Д. Данкин // Безопасность Евразии, 2000. — № 1. – С. 342.
  22. Данько, А.В. Безопасность государства, общества и личности / А.В. Данько // Сборник научных трудов кафедры управления и информатики. – М.: ДА МИД России, 2011 – 366 с.
  23. Дубнов А. Узбекский Джихад. — Время. 1999. 30.
  24. Доклад ПроООН. стр. 148 (страновое исследование по Узбекистану). » Независимая газета. 2006. 30.06.
  25. ЕврАзЭС: создание, развитие и перспективы. 2015 г. // http://www.zavtrasessiya.com/index.
  26. Жинкина, И.Ю. Стратегии безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата / И.Ю. Жинкина. – М.: МО РНФ, 2011. – 344 с.
  27. Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национ&пьные интересы. М., 2012. – 446 с.
  28. Загребнев, С.А. Региональная безопасноть в системе национальной безопасности Российской Федерации / С.А. Загребнев // Власть, 2010. – № 10. – С. 90-92.
  29. Зеленков, М.Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации / М.Ю. Зеленков. — М.: Юридический институт МИИТа, 2013. – 196 с.
  30. Игнатов, В.Г., Бутов, В.И. Регионоведение и управление / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. – М.: Инфра-М, 2015. – 384 с.
  31. Иващенко, Г.В. О понятии «безопасность» / Г.В. Иващенко // Credo, 2000. — № 6(24).
  32. Колоткина, О.А. Право личности на безопасность: понятие, место в системе прав человека и особенности изучения в курсе конституционного права РФ / О.А. Колоткина // Право и образование, 2007. — № 11. – С. 110.
  33. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. – М.: Олма Медиа Групп, 2012. – 436 с.
  34. Капустин А.Ю. Организация Объединенных Наций и международно-правовые основы поддержания международного мира и безопасности. — Международное право. 2005. № 3;
  35. Кирьянов А.Ю. Региональная безопасность в системе национальной …. Национальная безопасность / nota bene. – 2016. – № 1. – С. 30 — 38.
  36. Конституционное (государственное право) зарубежных стран. В 4 т. Т 1. Часть общая / Отв. ред. Б.А. Страшун.– М.: БЕК, 2011. – 846 с.
  37. Касепов У. Центральная Азия: национальные и региональные аспекты безопасности Казахстан и мировое сообщество. 1996. № 1. С. 24;
  38. Морозова, Л.А. Межнациональные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского согласия / Л.А. Морозова // Государство и право, 2012. — № 5. – С. 120-123.
  39. Мясникович, М.В., Пузиков, В.В. и др. Основные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / М.В. Мясникович, В.В. Пузиков и др. – Минск: Экономика и право, 2015. – С. 45.
  40. Мусаев Б. Узбекистан: региональная безопасность и социально опасные тенденции развития общества. — Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 3. С. 108.
  41. Майтдинова Г. М. Право на развитие как основа новой модели интеграции в Евразийском союзе — Душанбе, 2015 год // Информационный портал «Европейское развитие»: http://eurazvitiye.org/files/pravo_na_razvitie_kak_osnova_novoy_modeli_integracii_v_evraziyskom_soyuze.pdf.
  42. Николаенко В.Д. Организация Договора о коллективной безопасности. Истоки, становление, перспективы М, 2014. – 144 с.
  43. Названова, К.В.Устойчивое развитие региональных хозяйственных систем // проблемы и перспективы развития региональных социально-экономических систем: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Р.В. Скуба, Г.А. Трунина. – Владимир: ВООО ВОИ, 2013. – 220 с.
  44. Нижник, Н.С. Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая характеристика / Н.С. Нижник // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности: сборник научных докладов. В 2 ч. Ч. 1. Исторические, теоретические и правовые аспекты противодействия угрозам национальной безопасности / Отв. ред. В.В. Грохотова, Б.Н. Ковалев, Е.А. Макарова. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. – 456 с.
  45. Овчинников, А.И., Мамычев, А.Ю., Кравченко, А.Г. Основы теории национальной безопасности / А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев, А.Г. Кравченко. – М.: ПРИОР, 2011. – С. 102.
  46. Основы национальной безопасности России / Под ред. В.Л. Манилова. – М.: Друза, 2010. – 384 с.
  47. Организация Объединенных Наций. Основные факты. М., 2000. С. 3 — 5;
  48. Проект по передаче и торговле электроэнергией центральная азия-южная азия (casa-1000): http://www.casa-1000.org/2)Techno-EconomicFeasbilityStudy_MainRep_Russian.pdf.
  49. Перспективы по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути: 2015 г.// Сайт НКЦ по развитию экономических отношений со странами АТР: http://aprcenter.ru/component/k2/329.html.
  50. Рахмонов Б.: Роль международных, региональных организаций и институтов гражданского общества в безопасности ЦА12.2015 г. // Региональный правозащитный портал http://vof.kg/?p=29121.
  51. Родачин, В.М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве / В.М. Родачин // Право и безопасность, 2003. — № 3-4.
  52. Рудов Г. А. «Роль и место России в Центральной Азии», Ежегодник СНГ, М., 2013. – 446с.
  53. Рыхтик, М.И. Эволюция понятия «безопасность»: от «жестких угроз» до «мягких вызовов» / М.И. Рыхтик // Современные проблемы мировой политики: Безопасность, конфликты и их анализ / Под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 322 с.
  54. Региональные конфликты и кризисы. Ростов-на-Дону, 2004 – 226 с.
  55. Сипок, Р.Д., О содержании понятий «безопасность», «государственная безопасность» и «национальная безопасность» / Р.Д. Сипок // Вестник российского государственного аграрного заочного университета, 2008. — № 5(10). – С. 250.
  56. Смирнов Л. Маргинализация населения как фактор социально-политической нестабильности в Казахстане. — Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 4. С. 43 — 45.
  57. Справочник. — Брюссель: Бюро информации и печати НАТО. 2002; NATO Handbook. — Brussels: NATO Office of Information and Press. 2004.
  58. Соблазн Исламского государства для центральноазиатов. 7 февраля 2015 г. // Radio Free Europe/Radio Liberty.
  59. Таджикистан – Россия: взаимоотношения с вековой историей. 04.09.2015 г. // Информационный портал «Азия-плюс»: http://news.tj/ru/newspaper/article/tadzhikistan-rossiya-vzaimootnosheniya-s-vekovoi-istoriei.
  60. Уткин, Э.А., Денисов, А.Ф. Государственное и региональное управление / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. – М.: ИКФ ЭКМОС, 2009. – 344 с.
  61. Хабибов А.Х. Место Таджикистана в геополитике Центральной Азии. 16.07.2015 г. // Информационно-аналитический центр: http://ia-centr.ru/expert/21234/.
  62. Центральная Азия на пепепутье. 2015 г. // file:///C:/Users/Admin/Downloads/central-asia-at-a-crossroads—russian.pdf.
  63. Шохзода, С. Формирование структуры региональной безопасности Центральной Азии в контексте трансформации современной системы международных отношений: Дисс… канд. политолог. наук / С. Шохзода. – М., 2006. – С. 53.
  64. Этнополитическая ситуация в Центральной Азии: роль внешнего воздействия. — Южный фланг СНГ. Центральная Азия — Каспий — Кавказ: энергетика и политика. М., 2005. С. 68 — 86.
  65. Micklin P. Managing Water in Central Asia IICACP Key Paper. London, 2000. P. 37.
  66. Pannier В. and Magauin Е. Kazakhstan: China Discusses Future of Itrysh River II RFE/RL Weekly Magazine. 1999.28.05.
  67. Temirbolat Bakhylzhan. Waier May Cause Conflict Between Kazakhstan and China //The Times of Central Asia. 2000. Vol. 2. Issue № 22 (65]. 3.06.
  68. Информационный сайт РИА Новости:http://ria.ru/.

Страницы:   1   2   3   

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф