Заявка на расчет
Меню Услуги

Метод проектов как средство формирования семейной культуры Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТОВ

 

2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности семейной культуры у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы

 

Во второй главе представлена опытно-поисковая работа, которая позволила на практике реализовать теоретические положения формирования семейной культуры у младших школьников, обоснованные в первой главе, проверить их истинность и доказательность.

Опытно-поисковая работа по формированию семейной культуры у младших школьников осуществлялась в условиях естественного педагогического процесса на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» в 2019-2020 учебном году в период педагогической практики. В опытно-поисковой работе приняло участие 17 обучающихся 4 класса.

Опытно-поисковая работа проводилась в два этапа:

1) констатирующий этап, на котором подбирался диагностический инструментарий по формированию семейной культуры у младших школьников; в процессе диагностики выявлялся уровень сформированности семейной культуры у младших школьников в соответствии с выделенными критериями и показателями, а именно: познавательный, мотивационно-потребностный, деятельностно-поведенческий;

2) формирующий этап, на котором осуществлялось применение метода проектов для формирования семейной культуры у младших школьников.

Целью констатирующего этапа опытно-поисковой работы стало: выявление уровней сформированности семейной культуры у младших школьников.

Задачи констатирующего этапа опытно-поисковой работы:

  1. Уточнить уровень сформированостисемейной культуры у младших школьников.
  2. Проанализировать авторские диагностики и на их основе разработать диагностический инструментарий, позволяющий получить информацию об уровнях сформированностисемейной культуры у младших школьников.
  3. Провести педагогическую диагностику по выявлению уровня сформированностисемейной культуры у младших школьников, проанализировать её результаты, сделать выводы.

Для диагностики формирования семейной культуры у младших школьников были изучены следующие методики, наиболее близкие направлению нашего исследования: Диагностика направленности ребенка на мир семьи О.В. Дыбиной; Диагностика нравственно-патриотического воспитания Е.Н. Бородиной; Диагностика формирования нравственных ценностей младших школьников О.Ю. Федосеевой; Диагностика нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников Н.В. Микляевой.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выделили следующие критерии и показатели уровня сформированности семейной культуры у младших школьников в процессе игровой деятельности (Е.Н. Бородина):

Таблица 1

Критерии и показатели уровня сформированности семейной культуры у младших школьников

Критерии Показатели
Познавательный — наличие знаний и представлений о мире семьи, о типах семей и функциях семьи, о составе семьи, рода, об внутрисемейных отношениях и иерархичности устройства семьи в традициях отечественной культуры (отец глава семьи, мать первая помощница, дети всегда рядом в послушании у родителей, особое почитание и уважение к старшим членам семьи); — о духовно-нравственных семейных ценностях, о духовно-нравственных качествах семьянина (доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, чуткость, послушание, уважение к старшим, помощь, внимательность к близким и ближним и т.д.); — о развитии семьи (семья приумножается, рождаются дети), о семейных ролях (отец «защитник», «добытчик», «опора», мама хозяйка, дети в помощь родителям, о преемственности поколений в семье и роде (семейные связи, семейное родословная).
мотивационно-потребностный — желание поддерживать семейные традиции и рассказывать о них (духовно-нравственные, спортивные, культурные, трудовые, и т.д.), привносить в рассказ о семье или членах семьи творческие дополнения; — умение и желание анализировать события и ситуации, происходящие в семье, в роду, стремление участия в делах семьи (трудовых, планировании и т.д.); — умение и желание устанавливать причинно-следственные связи между событиями в истории своей семьи, рода, гордиться и рассказывать об успехах и достижениях своей семьи, своего рода.
деятельностно-поведенческий — отражение усвоенных духовно-нравственных и патриотических ценностей в самостоятельной и совместной с педагогами, родителями, другими значимыми взрослыми, другими детьми игровой, творческой деятельности. — проявление инициативы, принятия решения в жизненных и специально моделируемых (игровых) ситуациях, требующих проявления нравственно-патриотических качеств и чувств; — умение переносить нравственные, ценностно-значимые ситуации, эмоции, представленные в игровой деятельности на жизненные, реальные ситуации.

 

На основе вышеуказанных критериев и показателей можно выделить уровни (высокий, средний и низкий) и уровневые характеристики показателей сформированности семейной культуры у младших школьников:

Высокий уровень – (по познавательному критерию) ребенок знает, самостоятельно и правильно определяет, что такое семья. Называет членов своей семьи, других родственников и называет, кто входит в состав своей семьи, устанавливает родственную связь между ее членами, может назвать несколько поколений. Проявляет положительное, радостное эмоционально-чувственное отношение к членам своей семьи, доброжелательность. Ребенок имеет представление о прошлом, настоящем и будущем своей семьи, своего рода. Знает ее обычаи и традиции, называет ценности своей семьи (бытовые, культурные, религиозные и т.д). Инициативен, радостно устремлен к познанию.

По мотивационно-потребностному критерию – ребенок проявляет устойчивое желание рассказывать о семейных традициях, обычаях. По собственной инициативе рассказывает о значимых и интересных семейных событиях, охотно делится своими впечатлениями, связанными с семейными традициями; проявляет заинтересованное отношение к членам своей семьи, самостоятельно обращается с вопросами к педагогу. Проявляет внимание, любовь к членам своей семьи, своего рода и заботу о них.

По деятельностно-поведенческому критерию – ребенок активен в художественно-игровой деятельности, проявляет устойчивый интерес. Он умеет самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между чередой событий, происходящих в жизни людей. Владеет способами проявления сочувствия, сопереживания, любви к членам своей семьи, к героям, соотечественникам, к тем, кто нуждается в любви и заботе. Ребенок умеет отражать положительные образы, идеалы, эталоны семейных отношений в повседневной жизни, в художественно-игровой деятельности. Ребенок проявляет инициативу, может принять решение в жизненных и специально моделируемых (игровых) ситуациях, требующих проявления нравственно-патриотических качеств и чувств. Ребенок умеет переносить нравственные, ценностно-значимые ситуации, эмоции, поведение, представленные в художественных произведениях русской живописи на жизненные ситуации. Ориентируется на традиции и ценности отечественной культуры в поведенческих проявлениях и устремлениях.

Для среднего уровня характерны: (по познавательному критерию) ребенок с помощью наводящих, уточняющих вопросов педагога определяет, что такое семья, род. С помощью педагога называет традиции семьи своей, семейные ценности, и те, которые видит в произведениях русской живописи или в описании литературных произведений. Понимает, кто входит в состав семьи, перечисляет членов своей семьи и говорит о составе традиционной семьи, устанавливает связь между всеми родственниками. Характеризует некоторые признаки семьи (любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу, уважают и почитают старших членов семьи и т.д.). С помощью дополнительных комментариев и объяснений педагога называет семейные обычаи и традиции своей семьи, рассказывает родословную своей семьи.

По мотивационно-потребностному критерию – ребенок при побуждении со стороны педагога проявляет желание рассказывать о семейных событиях, о прошлом, настоящем семьи, о семейных традициях, обычаях. Проявляет интерес к жизни членов своей семьи, событиям. Однако эти проявления характеризуются неустойчивостью, ситуативностью. В сопоставлении и осмыслении увиденного или услышанного с личным опытом или опытом семьи, постоянно требуется педагогическое поддержка и дополнительная мотивация на познавательную, игровую или иную деятельность.

По деятельностно-поведенческому критерию – ребенок с помощью педагога реализует представления о мире семьи, устанавливает причинно-следственные связи между членами семьи. Владеет способами проявления сочувствия, сопереживания, сострадания. С помощью дополнительных объяснений педагога называет семейные обычаи и традиции своей семьи, может это прокомментировать. Ребенок затрудняется, не может самостоятельно осмыслить, связать изображенное событие, явление или поступок в художественном произведении с личным опытом или опытом семьи, постоянно требуется педагогическое сопровождение и поддержка педагога.

Для низкого уровня характерны: (по познавательному критерию) Ребенок не определяет, что такое семья, род. Не знает признаков семьи, не может понять родственную связь между членами семьи даже при помощи педагога. При назывании состава своей семьи ограничивается перечислением отдельных ее членов. Не может назвать и охарактеризовать нравственные качества человека, обычаи и традиции своей семьи, не имеет представлений о родословной семьи; не устанавливает последовательность событий в развитии своей семьи. Не может самостоятельно осмыслить, связать изображенное событие, явление или поступок в художественном произведении с личным опытом или опытом семьи, даже при педагогическом сопровождении процесса восприятия.

По мотивационно-потребностному критерию – ребенок не проявляет инициативы, не стремится рассказывать о прошлом, настоящем семьи, о семейных традициях, обычаях, о культуре и событиях. Побуждение со стороны педагога не вызывает у ребенка желания рассказывать об интересных случаях из жизни членов семьи. Стремление проявлять заботу, любовь к семье, устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между чередой событий у ребенка также не выражено. Не желает осмыслять, осознавать, связывать изображенное событие, явление или поступок в художественном произведении с личным опытом или опытом семьи даже при педагогической поддержке.

По деятельностно-поведенческому критерию – ребенок не реализует представления о мире семьи, о семейных ценностях и традициях, о составе и иерархичности семьи ни в действиях, ни в деятельности даже с помощью педагога. Затрудняется устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи; не владеет способами проявления сочувствия, сопереживания, сострадания, любви к семье, к своему роду, не умеет составлять родословную семьи. Не проявляет интерес к игровой деятельности.

Для выявления исходного уровня сформированности семейной культуры у младших школьников нами были проведены диагностические задания по отобранным диагностическим методикам. При подборе диагностических заданий мы опирались на опыт следующих педагогов: Е.Н. Бородиной, Н.Е. Богуславской, Г.А. Цукерман.

По познавательному критерию на констатирующем этапе мы подобрали и провели следующее диагностические задание: Диагностическое задание «Семья» (автор Е.Н. Бородина)

Цель: выявить наличие у ребенка знаний и представлений о мире семьи, о типах семей и функциях семьи, о составе семьи, рода, об внутрисемейных отношениях и иерархичности устройства семьи в традициях отечественной культуры (отец глава семьи, мать первая помощница, дети всегда рядом в послушании у родителей, особое почитание и уважение к старшим членам семьи);

Материал: репродукции картин Б. М. Кустодиева «На террасе», И. С. Куликова «Семья за столом», схематическое изображение модели семьи (выполненное в виде солнца: в центре солнца написано имя ребенка, лучи — члены семьи). Содержание: педагог организует беседу по картинам, акцентируя внимание на составе семьи, родственных связях, отношениях, затем предлагает ребенку назвать членов своей семьи. Ребенок называет, а педагог записывает на «лучах» солнца имена членов семьи ребенка. Затем ребенку предлагается, глядя на рисунок, ответить на вопросы: «Как можно назвать рисунок?», «Почему ты думаешь, что все эти люди — твоя семья?», «У тебя большая семья?», «Что такое семья?».

Таблица 2

Оценка знаний ребенка по результатам выполнения задания «Семья»

Баллы Характеристика действий Уровень
3 балла Ребенок активно и развернуто отвечает на вопросы, размышляет, делает выводы, приводит примеры, самостоятельно перечисляет всех членов своей семьи, определяет и правильно характеризует признаки семьи, позитивных отношений членов семьи друг к другу по представленным иллюстрациям, соотносит содержание картин с отношениями близких людей внутри своей семьи. Высокий
2 балла Ребенок эмоционально включен в процесс, рассуждает с помощью дополнительных вопросов педагога о признаках семьи, о том, в чем выражаются позитивные отношения членов семьи друг к другу, по представленным иллюстрациям и в сопоставлении с собственным опытом: перечисляет большинство членов своей семьи, по наводящим вопросам педагога характеризует отношения близких людей в своей семье. Средний
1 балл Ребенок не проявляет интереса к обсуждению представленных иллюстраций, отвечает на вопросы односложно, на некоторые из них не может ответить даже с помощью педагога, затрудняется в определении признаков семьи, характеристике отношений членов семьи в беседе по картинам художников, не может соотнести содержание картин с опытом отношений с близкими людьми в своей семье. Низкий

По мотивационно-потребностному критерию на констатирующем этапе было проведено следующее диагностическое задание: Диагностическое задание «Семейные события» (автор Е.Н. Бородина). Цель: выявить у ребенка умение и желание устанавливать причинно-следственные связи между событиями в истории своей семьи, рода, гордиться и рассказывать об успехах и достижениях своей семьи.

Материал: фрагменты репродукций русских художников, в сюжете которых изображены значимые семейные события (например: Б.М. Кустодиев «На Волге», Б.М. Кустодиев «Девочка в розовом платье», Ю. Кугач «Дед и внук», Ю. Кугач «В семье. Первые шаги», А. Ржевская «Веселая минутка», А. Корзухин «Бабушкин праздник», К. Савицкий «Отец», С. Грибков «Благословение на свадьбу», И. Тупылев «Крестины», И. Куликов «Убор невесты» и т.д.); фотографии значимых событий, происходивших в семье ребенка (отобранные совместно с родителями и принесенные заранее).

Содержание: педагог выясняет у ребенка, о каких событиях в семье рассказывают фотографии, которые он принес на занятие, просит пояснить значимость и важность событий, запечатленных на фотографиях. Затем педагог предлагает рассмотреть репродукции русских художников и сопоставить события, происходящие на картинах и фотографиях. Педагог делает акцент на традициях и ценностях семьи. Напоминает ребенку о важности семейной памяти, о том, что фотографии нужно хранить в «Семейном альбоме». Затем предлагает ребенку рассказать о самых значимых событиях, запечатленных на фотографиях (с помощью наводящих вопросов).

Таблица 3

Оценка умений ребенка по результатам выполнения задания

«Семейные события»

Баллы Характеристика действий Уровень
3 балла Ребенок проявляет интерес к произведениям художников, с удовольствием описывает события, которые видит на картинах, быстро находит взаимосвязь между событиями на картинах и событиями, запечатленными на семейных фотографиях, проявляет желание подробно рассказать о них. Высокий
2 балла Ребенок проявляет желание рассказать о событиях, запечатленных на картинах художников и на семейных фотографиях, но затрудняется в самостоятельных рассуждениях, составляет рассказ при поддержке педагога. Средний
1 балл Ребенок не проявляет желания рассказывать, затрудняется пересказать события, запечатленные на картинах и фотографиях, на наводящие вопросы педагога не реагирует, отвлекается. Низкий

По деятельностно-поведенческому критерию на констатирующем этапе были проведены следующие диагностические задания:

  1. Диагностическое задание «Рукавички» (автор Г.А. Цукерман)

Цель: выявить отражение усвоенных духовно-нравственных и традиционных семейных ценностей в самостоятельной и совместной с педагогами, другими детьми игровой, творческой деятельности. Выявить проявление инициативы, принятия решения в жизненных и специально моделируемых (игровых) ситуациях, требующих проявления нравственных качеств и чувств;

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Таблица 4

Оценка умений ребенка по результатам выполнения задания «Рукавички»

Количество баллов Описание Уровень
1 в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. низкий
2 сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. средний
3 рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. высокий  
  1. Диагностическое задание «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?» (автор Е.Н. Бородина)

Цель: выявить у ребёнка умение переносить нравственные, ценностно-значимые ситуации, эмоции, представленные в художественно-игровой деятельности на жизненные, реальные ситуации;

Материал: фрагменты картин русских художников с изображением ситуаций из жизни семьи (Ф.Г. Солнцев «Крестьянское семейство перед обедом», В.Е. Маковский «В жаркий день», В.А. Тропинин «За прошивками», М.В. Нестеров «За вышиванием. Портрет Е.П. Нестеровой», Б.М. Кустодиев «Утро», К.Е. Маковский «Сенокос», Н.Ф. Новиков «Картошка».

Содержание: педагог предлагает ребенку рассказать о том, какие дела или события запечатлел художник в своем произведении. При составлении рассказа ребенок может использовать примеры с ситуациями из жизни своей семьи.

Таблица 5

Оценка умений ребенка по результатам выполнения задания «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?»

Баллы Характеристика действий Уровень
3 балла Ребенок самостоятельно составляет рассказ о том, что видит на картине, приводит примеры из жизни своей семьи. Приводит алгоритм деятельности членов своей семьи, отвечает на все вопросы педагога, характеризует признаки семьи в действиях и деятельности, дает оценку ценности семейным традициям. Высокий
2 балла Ребенок с помощью педагога составляет алгоритм деятельности членов семьи, частично характеризует признаки семьи в действиях и в деятельности. При помощи дополнительных вопросов педагога рассказывает о событиях своей семьи. Средний
1 балл Ребенок не выделяет признаки семьи даже с помощью педагога, не проявляет интереса к произведениям русских художников. Низкий

 

Таблица 6

По соотношению уровня сформированности семейной у младших школьников и количества баллов, полученных в результате выполнения представленных диагностических заданий по трем критериям

Критерии сформированности Высокий уровень, количество баллов Средний уровень, количество баллов Низкий уровень, количество баллов
Познавательный 9 6 3
Мотивационно-потребностный 26 – 36 13 – 23 1 – 10
Деятельностно-поведенческий 6 4 2
Общее количество баллов 41 – 51 23 – 33 6 – 15

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы при проведении диагностических заданий в исследовании приняли участие 17 обучающихся 4 классов в возрасте от 10 до 11 лет. Большинство младших школьников проявили высокий интерес к заданиям. После проведения диагностического исследования был проведен анализ полученных данных.

Система полученных показателей по трем критериям для удобства фиксации наблюдений сведена в таблицу 7, где произведена количественная характеристика.

 

Таблица 7

Система полученных показателей по трем критериям

Познавательный критерий
Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
17 9 5 3
100% 52% 29% 17%
Мотивационно-потребностный критерий
Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
17 7 8 2
100% 41% 47% 11%
Деятельностно-поведенческий критерий
Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
17 8 5 4
100% 47% 29% 23%

Анализ результатов, полученных в итоге проведения диагностики на констатирующем этапе показал, что по познавательному критерию высокий уровень сформированности традиционных семейных ценностей показали 9 из 17 обучающихся (52%), средний уровень – 5 детей (29%), а низкий уровень – 3 ребенка (17%). По мотивационно-потребностному критерию высокий уровень был выявлен у 7 детей (41%), средний уровень – у 8 детей (47%), низкий – показали 2 человека (11%). По деятельностно-поведенческому критерию высокий уровень показали 8 детей из 17 (47%), средний уровень – 5 детей (29%), низкий – 4 ребенка (23%).

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о среднем уровне сформированности семейной культуры у младших школьников 10-11 лет. Показатели, полученные нами в ходе исследования на констатирующем этапе работы, не высокие, но и не низкие.

Наше исследование показало, что при выполнении диагностических заданий по всем показателям дети участвовали в деятельности с желанием, оживленно, с интересом реагировали на произведения изобразительного искусства, отвечали на вопросы. В игровых и творческих диагностических заданиях обучающиеся показали в целом высокие коммуникативные умения, что говорит об их заинтересованности в игровой, творческой и познавательной деятельности, умении слышать друг друга и бесконфликтно договариваться между собой. У детей возникли некоторые сложности в понимании и объяснении нравственного смысла народных пословиц о семейных ценностях, сопоставления смыслов, отраженных в пословицах, с собственным опытом и с содержанием произведений искусства.

В заключение пройденного констатирующего этапа опытно-поисковой деятельности и анализа полученных результатов мы наметили разработку коррекционной работы по следующим направлениям с целью поддержания достигнутого младшими школьниками уровня и улучшения показателей сформированности семейной культуры:

  • создать благоприятные условия для формирования семейной культуры у младших школьников;
  • способствовать формированию представлений о семейной культуре, ценностях (материнство, отцовство, ребенок в семье, кровное родство, домашний очаг, семейный лад, труд, обычаи, традиции, обряды, вера, соборность, родина, трудолюбие, мир) у младших школьников через проектную деятельность.

2.2. Характеристика проектов, направленных на формирование семейной культуры младших школьников

 

Рассмотрев учебные проекты, которые реализуются в начальных классах, можно выделить те проекты, которые имеют наибольшую значимость в формировании семейной культуры младших школьников.

  • Проект «Моя семья»

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Неважно, какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности семья – это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития.

Семья – это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей. Поэтому проект такого рода дает понимание  о роли семьи в жизни человека.

Цель проекта: осознать роль семьи в жизни человека, родственные связи и отношения.

Задачи проекта:

  1. Прививать уважительное отношение к членам своей семьи.
  2. Изучить род занятий членов семьи, их хобби.
  3. Понять свою роль в этой семье, подобрать фотографии, отражающие важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе.
  4. Создать небольшой семейный альбом–презентацию.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Учебный предмет, в рамках которого может проводиться работа: окружающий мир.

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: рисование, чтение, информатика.

Этапы проведения проекта

I . Подготовительный этап (погружение в проект)

Выбор темы и её актуальность.

Поиск источника информации.

  1. II. Практический этап.

Проведение поисково-исследовательской деятельности(сбор семейных фотографий, сбор информации о профессии и хобби родителей).

Оформление проекта

Работа над текстом защиты проекта

  1. IV. Заключительный этап.

Защита проекта.

Практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье [24].

Работа в этом направлении может способствовать активному сплочению семей, установлению  более тесной связи во взаимоотношениях. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности каждого участника проекта ребёнка – родителя – педагога. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении.

  • Проект «Семейные реликвии»

Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи – история человека, история семьи.

Семейные реликвии — документы и предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Семейные реликвии — уникальные материальные носители, отображающие конкретные исторические события эпохи.

Семейные реликвии и связанные с ним события играют значительную роль в передаче семейных традиций.

Цель проекта – создание единого воспитательного пространства  «семья – школа».

Задачи проекта:

  1. Определить роль детского участия в создании теплых семейных отношений, бережном отношении к вещам, принадлежащим семье.
  2. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.
  3.  Больше узнать о своей семье, познакомиться с реликвиями семьи.
  4. Формирование нравственного долга детей перед семьей.

Этапы работы над проектом:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).

II этап: Сбор и обработка информации.

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность поставленной проблемы;
  • анализ собранной информации;
  • планирование деятельности;
  • реализация деятельности в сотворчестве с родителями и учителем.

IV этап: Реализация проекта

V этап: Подготовка к защите проекта

  • учащиеся в сотрудничестве с родителями создают  электронную презентацию;
  • представляют проект на внеклассном мероприятии(приложение 1).

Проект предполагает включение детей и родителей в проектную социально значимую деятельность с целью формирования навыков ответственности, самостоятельности, творчества в организации полезных, личностно и социально значимых дел.  Воспитывает у детей отношение к семье как к базовой ценности общества.

  • Проект «Моя родословная»

Тема проекта «Моя родословная»(генеалогическое древо семьи)ориентирована на историю семьи и рода. Совместная с представителями старших поколений деятельность по восстановлению родословной способствует укреплению внутрисемейных связей, более глубокому осмыслению ценности семьи. Проекты в начальной школе — это увлекательно, но не просто, так как дети ещё слишком малы для самостоятельного проектирования. Без руководства учителя и помощи родителей обойтись невозможно.

Генеалогия (греч.) — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве родов и фамилий.

Генеалогическое (оно же родословное) дерево – это схема родственных связей, показывающая членов одного семейства, переплетения их родственных отношений, даты жизни. Генеалогическое древо напоминает настоящее дерево, с его корнями (родоначальником), стволом (прямой потомок основателя рода), ветками (родственные связи) и листьями  (представители семьи) [16].

Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития. В современных зарубежных энциклопедических словарях статья «Генеалогия» начинается с библейского ветхозаветного раздела. Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. В Англии и Франции в XVI веке создаются государственные должности, отвечавшие за правильность составления родословий. В России родословные росписи появляются в конце XV века.

Виды генеалогического древа.

  1. Прямое генеалогическое древо (восходящее). Включает в себя всех предков. Дерево строится по принципу геометрической прогрессии, когда каждое последующее число умножается на два, 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512,… 1048576 и т.д., т.е. оно строго симметрично и у всех имеет одинаковую форму. То есть, у каждого ребенка обязательно есть два родителя и никак иначе, у родителей же есть отец и мать не зависимо ни от чего. У каждого из них тоже есть отец и мать и т.д. и т.д. (приложение 2).
  2. 2Обратное древо (нисходящее).Включает в себя всех людей, происходящих от какого-то одного, отдельно взятого предка, т.е. всех его потомков имеющих кровь этого предка в том или ином количестве и являющимися соответственно родственниками через этого предка. Его можно назвать фамильным. Обратное дерево выглядит не симметрично и может представлять из себя и раскидистый куст и тонкую нить, т.е. имеет произвольную форму и редко по форме похоже одно на другое[9].   (приложение 3).

Способы изображения родословной.

Генеалогического дерево. В основании генеалогического дерева размещается имя родоначальника, а на стволе и ветвях располагаются в медальонах (картушах) имена, портреты и гербы его потомков. В других вариантах дерева в основании помещается имя того, для кого составляется родословная, а его предки образовывали «ствол» и «крону»(приложение 4).

Родословные таблицы.

Внешний вид генеалогических таблиц также разнообразен: они могут быть вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы очень удобны в использовании, так как наглядны и компактны. Их недостатком считается чрезвычайный лаконизм. Кроме того, генеалогическая таблица, как правило, охватывает не более десяти поколений, так как дальнейшее продолжение затрудняет работу с ней (приложение 5).

Родословная роспись.

В родословной росписи под номером 1 помещается родоначальник, а далее идет перечисление его потомков в каждом колене, снабженных собственными номерами. Роспись ведется построчно и позволяет помещать при имени все необходимые сведения, включая ссылки на источники[18] (приложение 6).

Главной целью такого проекта является воспитание у учащихся чувства любви, уважения к родителям, гордости за свою семью. Также в результате работы над проектом важно формирование сплоченности семьи, развития общих интересов взрослых и детей, развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы.

Источниками устной информации служат рассказы близких родственников. Источниками документальной информации являются загсы и их архивы, государственный архив, районный краеведческий музей, интернет.

Этапы проведения работы.

1 этап – подготовительный: рассмотрение  методических  рекомендаций, определение основных направлений работы, постановка цели, сроки  проведения  работы  и  подведение  итогов.

2 этап – родительское  собрание, где  определяется мотивация  родителей на исследовательскую работу с ребёнком по изучению родословной  семьи, семейных реликвий, традиций, на помощь в систематизации  материала.

3 этап – работа над проектом: сбор информации о своих предках (составление генеалогической схемы, опрос родственников, поиск информации в архивах, как в местных, так и в центральных), оформление родословной.

4 этап – итоги  совместной работы: выставка «Генеалогическое древо семьи», проведение мероприятия «Моя родословная» (приложение 7).

Работа над проектом «Моя родословная» способствует активному сплочению классного коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Дети учатся вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена, фамилии), работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями, составлять сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, осваивать способы изображения генеалогического древа. Узнают, и возможно, будут продолжать семейные традиции. Родители получают советы об оказании помощи своим детям в составлении родословных. Они осознают значимость этой работы и ответственность перед детьми.  Совместная деятельность помогает родителям понять, что происходит в школе, почувствовать затруднения сына или дочери, увидеть их продвижение. В результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями устанавливается более тесная связь во взаимоотношениях.

2.3Проект «Семейные традиции» как средство формирования семейной культуры младших школьников

 

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания Основной общеобразовательной программы в области семейной культуры является знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Каждая семья – это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье, они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

Актуальность данной темы в том, что семейные традиции – это то, что сохраняется и передается через поколения. Именно в семье  усваивается то, что потом закладывается в основу личности. Семейные традиции формируют национальную культуру в целом. Каждый народ имеет прекрасные традиции, всех их не перечислить. Но есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Но сегодня, в суете бегущих дней мы часто забываем о них. Когда человек  слышит слово «традиции», то  сразу представляет нечто что-то далекое. Может быть поэтому вопрос: «Какие семейные традиции вы чтите и сохраняете в своей семье?» у большинства людей вызывает легкое недоумение. И люди в основном перечисляют всем привычные праздники: Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха.   Вот, пожалуй, и все.

Цель работы: воспитать ценностное отношение у детей к традициям своей семьи.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятия «семейные традиции».
  2. Узнать какие традиции существуют в каждой семье.
  3. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
  4. Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.
  5. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  6. Способствовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, семей.

Тип проекта: исследовательский, внутриклассный, краткосрочный.

В основу проекта заложено утверждение о том, что хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди.

Этапы исследования:

  1. I. Мотивационно – планирующий: определение области исследования.
  2. Проведение беседы «Моя семья».В ходе этой беседы выйти на понятие «семья» и «традиции семьи» (приложение 10).
  3. Подготовка анкет «Семья и ее традиции» (приложение 11).
  4. II. Информационно-операционный:
  • Обзор литературы, интернет – ресурсов по данной теме, изучение понятий «традиция», «семейные традиции».

Традиция – (от лат. traditio – передача) передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным.

Традиция– (от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаиобряды и т.д.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение.

Семейные традиции регламентируют создание семьи, появление ребенка, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга, памяти предков. Они предназначены служить укреплению семейно-родственных связей как механизма передачи таких личных и социально ценных качеств, как любовь, верность, доброта, взаимопонимание, искренность. К ним относятся совместные занятия определенными видами трудовой деятельности, передачи семейных реликвий (документов, наград, памятных вещей), составление родословного дерева и т.д. [23].

  • Проведение анкетирования, выявление наиболее распространенных и редких традиций в различных семьях.
  • Описание традиций своей семьи.
  • Определение важности  семейных традиций для становления личности младшего школьника;
  • Оформление презентации.

III. Рефлексивно-оценочный:

– защита презентаций на классном часу «Семейные традиции» (приложение 12);

– формулирование результатов исследования и выводов.

Дети, воспринимают мир глазами взрослых. То, как ребенок впоследствии будет относиться к себе, окружающим и к жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей.

Если большинство привычных семейных традиций несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет целостность семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в семье в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человек будет в дальнейшем.

В ходе работы дети узнают, что семейные традиции:

  • это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение;
  • позволяют ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни;
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых ребёнок  будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью;
  • традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей, любящих свою семью, свою Родину.

Выполнение  проекта «Семейные традиции» играет важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности. Сохраняются нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание семейной культуры имеет большое значение в формировании и становлении личности младшего школьника, становится более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, на воспитание ценностного отношения к семье и семейным ценностям и идеалам.

В ходе работы, проанализировав научную литературу по изучаемому вопросу, мы определили ценностное содержание семейной культуры (задачи, принципы, основные характеристики, формы занятий) и выявили  условия формирования семейной культуры на ступени начального общего образования:

  1. Взаимодействие педагога и родителей как равноправных участников образовательного процесса.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Семья во взаимодействии с воспитательными институтами готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

  1. Вариативность форм взаимодействия педагога с родителями.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

  1. Непрерывность и целенаправленность работы школы во взаимодействии с семьей.

Только в результате целенаправленной и непрерывной работы семьи и школы может сформироваться полноценная личность учащегося с устоявшимся миром ценностей и культурой поведения.

  1. Духовно-нравственная направленность школьных воспитательных мероприятий, проводимых при участии семьи.

Совместные мероприятия семьи и школы способствуют укреплению  внутрисемейных связей, более глубокому осмыслению ценности семьи. У ребенка формируются нравственные идеалы.

Нами были выявлены также возможности применения метода проектов на данном возрастном этапе. Этот метод возможно применять в начальной школе, т.к. ребёнок младшего школьного возраста постепенно становятся субъектом деятельности, то есть обладает возможностями, необходимыми для реализации метода проектов, в то же время этот метод способствует развитию активности и самостоятельности школьников, их коммуникативных способностей, обеспечивает непосредственный чувственно-эмоциональный опыт общения детей со сверстниками и взрослыми, а в первую очередь с родителями. Метод проектов позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей.

Дали описание проектов для начальной школы, направленных на воспитание семейной культуры. Эти проекты могут применяться для организации как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся. Такие проекты как: «Моя родословная», «Герб семьи», «Моя семья», «Семейные реликвии» и др. способствуют воспитанию у детей отношения к семье как к базовой ценности.

В рамках решения задач был разработан проект «Семейные традиции», направленный на формирование семейной культуры младших школьников. Представлены цель, задачи и содержание работы по следующим этапам: мотивационно  – планирующий, информационно – операционный, рефлексивно – оценочный. Семейные традиции регламентируют создание семьи, появление ребенка, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга, памяти предков. Они предназначены служить укреплению семейно-родственных связей как механизма передачи таких личных и социально ценных качеств, как любовь, верность, доброта, взаимопонимание, искренность. Выполнение  проекта «Семейные традиции» играет важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

Таким образом, в работе раскрыт потенциал проектов, реализуемых в начальной школе, с точки зрения формирования семейной культуры у младших школьников.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2018 г. – М. : Просвещение, 2018. – 33 с.
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/#review (дата обращения 5.07.2017).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2015. – 191с.
  4. Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проектной деятельности / Э. Ахмедзянова  // Воспитание школьников. —  2008. — № 1. – с. 10-14
  5. Бородина, Е.Н. Педагогические условия формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников [Текст] / Е.Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. – Пенза, 2013. – №6. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст]: монография / Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 192 с.
  6. Бородина, Е.Н. Наследие [Текст] : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной – игровой деятельности / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. – 140 с.
  7. Вилинбахов, Г.В. Символы России.Очерки по истории русской геральдики — СПб.: АО «Славия», 2009. –536 с.
  8. Господинова, М.К., Полянина, Н.Б. Проектная  деятельность в начальной школе: Пособие для учителя начальных классов. —  Волгоград: Учитель, 2018. – 131 с.
  9. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2015.
  10. Дыбина, О.В. Диагностика направленности на мир семьи [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина.- М. : Центр педагогического образования, 2015.
  11. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2009. — №9.
  12. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н.Степанова. Вып. 1. — М.: Сфера, 2015. – 144 с.
  13. Кильдюшова, П.Е. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье [Текст] / П.Е. Кильдюшова, Р.А. Валеева // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. – Казань: Изд-во «Отечество», 2015. – С. 18-23.
  14. Корчажкина, О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе / О.М. Корчажкина // Педагогика. – 2008. — №8. – с.29-32.
  15. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, — М.: Академия, 2016. – 232 с.
  16. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2015. − 112 с.
  17. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры – СПб, 2015. – 80 с.
  18. Пахомова, Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти – 2016. – 112 с.
  19. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова.- М.: Просвещение, 2016. –192с.
  20. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М.: Аркти, 2015. – 80с.
  21. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию/ В.А. Сластенин, Г.И. Чижова. – М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 192 с.
  22. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2016. — 576 с.
  23. Трунина, О.К. Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры [Текст] / О.К. Трунина // Вестник ПСТГУ: серия 4: Педагогика. Психология. – М., 2015, . – №2. – С. 98-105.
  24. Энциклопедия для детей. История средних веков. – М.: Астрель, 2017. – т.35. – 528 с.

Интернет – ресурсы.

  1. Генеалогическое (родословное) дерево. http://www.russian-family.ru/gendrevo.html.
  2. Геральдика сегодня.   http://sovet.geraldika.ru.
  3. Оформление генеалогических исследований. http://www.genealogy.ua/ru/vidy.php
  4. Примерные темы проектов для младших школьников. http://n-shkola.ru/forum/viewtopic.php?id=288
  5. Проектная деятельность в начальной школе. http://www.nachalka.com/proekty
  6. Проекты учащихся — учебные, творческие,исследовательские проекты учащихся. http://school31novoch.ucoz.ru/load/nedelja_nauk_2010_god/uchebnye_tvorcheskie_i_issledovatelskie_proekty_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly/9
  7. Семейные традиции. http://bolshaya-7ya.livejournal.com/57063.html
  8. Семейные ценности. http://vashechudo.ru/roditeljam/semeinye-cenosti-vospitatelnaja-rol-babushek-i-dedushek.html
  9. Темы исследовательских проектов в начальной школе. http://www.proshkolu.ru/user/sveet20/blog/78008/
  10. Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье. http://nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2537
  11. http://www.unification.net/russian/ut/ut_041.html
  12. http://xreferat.ru/84/1142-1-funkcii-sem-i.html
  13. http://azps.ru/handbook/s/senz501.html
  14. http://www.anypsy.ru/glossary/mladshii-shkolnyi-vozrast
  15. http://65.uralschool.ru/?category=34&class=rubric_articles_items&id=46

http://digfoot.3dn.ru/publ/1-1-0-17


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф