Заявка на расчет
Меню Услуги

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ГЕОМЕТРИИ. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


2.2. Методические рекомендации обучения учащихся геометрии в 7-9 классах посредством активных методов

Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие содержанию изучаемой темы;
  • соответствие целям и задачам обучения;
  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, уровню образования и воспитания, психологическому развитию и т.д.

 

  • соответствие возможностям учителя: его опыту, уровню профессионального мастерства, желаниям, личностным качествам.

Таким образом, главная задача учителя в том, чтобы для каждого ученика создать такие условия практического применения его способностей и выбрать методы обучения, которые помогли бы активизировать познавательную деятельность и позволили каждому ученику проявить свою активность в процессе обучения геометрии.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.

Рассмотрим примеры применения активных методов обучения на уроках геометрии в 7-9 классах.

В 7 классе для примера возьмем тему «Треугольники». В поурочном планировании на эту тему отводится 14 часов:

  1. Первый признак равенства треугольников.
  2. Решение задач на применение первого признака равенства треугольника.
  3. Решение задач на применение первого признака равенства треугольника.
  4. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
  5. Свойства равнобедренного треугольника.
  6. Решение задач с применением свойств равнобедренного треугольника.
  7. Второй признак равенства треугольников.
  8. Третий признак равенства треугольников.
  9. Решение задач с применением признаков равенства треугольников.
  10. Окружность.
  11. Построение циркулем линейкой. Примеры задач на построение.
  12. Решение задач.
  13. Подготовка к контрольной работе по теме «Треугольники».
  14. Контрольная работа «Треугольники».

Урок № 1. Тема «Первый признак равенства треугольников».

Тип урока – изучение нового материала. На этапе изучения нового материала используется метод «Инфо-угадайка» или «Белые пятна». На белой маркерной доске в центре в круге записывается слово «Треугольник»  и от круга область делится на шесть секторов. Каждый сектор заполняется вместе с учащимися по ходу изучения новой темы (Рис. 4).


Рис. 4. Метод «Инфо-угадайка»

 

При подведении данного урока предложить ребятам написать «Синквейн» о том, что они узнали на данном занятии. Учащиеся заполняют приготовленную таблицу (табл. 11).

Таблица 11

Синквейн по теме «Треугольник»

 

1.Одно слово – существительное, тема синквейна. Треугольник
2.Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами. Равные, совместимые
3.Три слова – глаголы. Строиться, называется, является
4. Четыре слова – предложение, которое выражает свое отношение к первой строке, теме синквейна. Сумма сторон треугольника – периметр
5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна. Фигура

 

Урок № 6. Тема «Решение задач с применением свойств равнобедренного треугольника».

Тип урока – закрепление изученного материала. Урок проводится в форме деловой игры. Учитель объясняет учащимся, что такое деловая игра и с какой целью будет проводиться. Урок делится на несколько этапов, которые представлены в таблице «Накопленные знания» (табл. 12).

Таблица 12

 «Накопленные знания»

 

Этапы игры Действие Оценка
«Аукцион» Аукцион разыгрывает 4 лота. Торг выигрывает не тот, кто даст большее количество вариантов ответов, а тот, кто даёт последний вариант ответа.

—   Начинаем торги. 1 лот — приз 2 рубля.

—   Какие виды углов вам известны? Дайте определение каждого вида углов,  назовите их свойства (учащиеся называют свои варианты ответов по очереди).

— Последний ответ: 1, 2, 3 — продано!

— Лот 2 – приз 2 рубля.

— Какие виды треугольников мы различаем по сторонам?

— Последний ответ: 1, 2, 3 – продано!

Лот 3 – приз 3 рубля.

— Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник?

— Последний ответ: 1, 2, 3 – продано!

— Лот 4 – приз 2 рубля.

— Назовите,  как классифицируют  треугольники по  углам.

— Последний ответ: 1, 2, 3 – продано!

Учащиеся подсчитывают, сколько они заработали.
«Лотерея» А теперь приглашаем вас на розыгрыш лотереи. Смотрим на экран. Наши лотерейные билеты необычные, это листочки с «биржевого» дерева. Каждый билет содержит задание (Приложение 1), выполнив которое, вы заработаете 1 «рубль». Если ваш ответ не верен, то билет изымается. Но его можно вновь выкупить, заплатив ещё 1 «талант», и попытаться снова выполнить задание, исправив допущенные ошибки. Среди билетов есть один счастливый билет, который автоматически выигрывает 1 «рубль», и вы можете купить ещё 1 билет за 1 «талант».

(Учащиеся по очереди выбирают один из листочков на дереве, выходят к доске и открывают свое задание, а далее возвращаются на рабочее место и решают полученную задачу)

Цена 1 билета – 1 «талант».
«Спринт — олимпиада» Для участия вы должны купить игровой номер (Цена – 1 «талант»). Во время «Спринт-олимпиады» вам будут задаваться вопросы, а вы на них отвечать, но только после того, как вам дадут слово. Каждый пятый вопрос призовой – правильный ответ оценивается в три балла.

1.          Как называется раздел геометрии, который мы изучаем?

2.          Верно ли, что если 2 угла в треугольнике равны, то треугольник равнобедренный?

3.          Витя Верхоглядкин начертил фигуру, имеющую углы, причем два угла равны, однако это не равнобедренный треугольник. Возможно ли такое?

4.          Кто автор учебника «Геометрия», по которому мы занимаемся?

5.          * Вершина равнобедренного треугольника соединена отрезком с серединой основания треугольника. Верно ли, что этот отрезок – высота треугольника?

6.          Всегда ли равны два треугольника, у которых соответственно равны две стороны и угол?

7.           Верно ли, что если треугольник равносторонний, то он не равнобедренный?

8.          Чем отличается равносторонний треугольник от равнобедренного?

9.          Как называется треугольник, у которого все углы острые?

10.     * В равнобедренном треугольнике проведен отрезок, соединяющий вершину угла с точкой, лежащей на основании. Этот отрезок не является медианой данного треугольника. Может ли он оказаться его биссектрисой?

11.      Как называется треугольник, у которого два угла тупые?

12.     Чему равен периметр равностороннего треугольника со стороной  1 м?

13.     В треугольнике ни одна из высот не совпадает ни с одной из биссектрис. Равнобедренный ли этот треугольник?

14.     В каком случае любая сторона одного треугольника равна любой стороне другого треугольника?

15.     * Чему равен периметр равнобедренного треугольника со стороной а?

16.     Когда углы будут равными?

17.     В треугольнике все три угла равны. Что это за треугольник?

18.     Как называется треугольник, у которого два угла прямые?

Если ответ правильный ставится в оценочной таблице «+1 балл»; если неверный – «– 1 балл». Дав неправильный ответ (если он неоднозначен: да или нет), игрок может повторно ответить на этот вопрос, заплатив штраф — 1 «талант».
«Ипподром» 1 заезд. Фонд заезда 4 рубля.

Трое лучших участников получают право бесплатно участвовать в первом заезде (называют фамилии данных учащихся).

«Скачки с препятствиями» — за 4 минуты нужно выполнить 4 задания, ответы записываете  в оценочные листы:

1. В треугольнике АВС   АВ=3,2 см; ВС = 3,2 см. Каков периметр треугольника, если все углы треугольника равны?

2. Дан равнобедренный треугольник АВС с основанием АС. Где надо отметить  точку К, чтобы треугольники АКВ и СКВ были равными?

3. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС, углы А и В равны. Что это значит?

4. В треугольнике КОМ  КО= 5 см, ОМ= 6 см, КМ= 5 см. Какие углы в этом треугольнике равны?

2 заезд «Скачки на выбывание». Игрок, давший неправильный ответ, выбывает из игры.

Учащимся учитель называет слова, если  слово является математическим термином, то учащийся поднимаете красную сигнальную карту, если нет – синюю:

«Треугольник, ишак, уравнение, часы, градус, секунда, площадь, длина, волосы, высота, локоть, аксиома, минута, луч, признак, отрезок, дюйм, транспортир, штангенциркуль, хорда, середина, доска, учебник, формула, стол, перпендикуляр, шар, ордината, линейка, теорема, поверхность, радиус, куб»

Цена участия – 1 «талант».

Приз за I место – 3 рубля; за II место  — 1 рубль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игроки, которые дошли до финиша – получают по 1 «рублю».

Итог Проводится обмен валюты. Меняются рубли на таланты по курсу  2 к 1. Игрок, у которого окажется больше всех «талантов»  становится победителем и получит за урок «5».

Урок № 9. Тема «Решение задач с применением признаков равенства треугольников».

Тип урока – закрепление изученного материала. На этапе актуализации знаний используется метод «Верно – Не верно». В начале урока учитель зачитывает вопросы (для лучшего эффекта восприятия информации, вопросы можно вывести на экран), а учащиеся с помощью знаков «+» и «-», в тетради отмечают верно высказывание или нет. Проверяются правильные ответы на подведении итогов урока.

Вопросы для повторения темы «Треугольники».

  1. Верно ли, что у треугольника три стороны и три угла? (+)
  2. Не существует равных треугольников. (-)
  3. Верно, что из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и при том только один? (+)
  4. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника не пересекаются в одной точке? (-)
  5. Верно ли, что если в равнобедренном треугольнике, две его стороны равны? (+)
  6. Биссектриса ни в коем случае не может быть одновременно и медианой и высотой? (-)
  7. Верно ли, что если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны? (+)
  8. Треугольник не является жесткой фигурой? (-)
  9. Высота треугольника – это перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к его основанию под прямым углом? (+)
  10. Верно ли, что треугольники, у которых две стороны и угол между ними соответственно равны, то такие треугольники равны? (+)

Рассмотрим тему «Подобные треугольники» 8 класса. В поурочном планировании на эту тему отводится 20 часов:

  1. Определение подобных треугольников.
  2. Отношение площадей подобных треугольников.
  3. Первый признак подобия треугольников.
  4. Решение задач на применение первого признака подобия треугольника.
  5. Второй и третий признаки подобия треугольников.
  6. Решение задач на применение признаков подобия треугольников.
  7. Подготовка к контрольной работе.
  8. Контрольная работа «Признаки подобия треугольников».
  9. Средняя линия треугольника.
  10. Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.
  11. Пропорциональные отрезки.
  12. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
  13. Измерительные работы на местности.
  14. Задачи на построение методом подобия.
  15. Решение задач на построение методом подобных треугольников.
  16. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
  17. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600.
  18. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.
  19. Подготовка к контрольной работе.
  20. Контрольная работа «Применение теории подобия треугольников при решении задач».

Урок № 1. Тема «Определение подобных треугольников».

Понятие подобия является одним из важнейших в курсе планиметрии. К моменту изучения темы учащиеся уже знакомы с реальными предметами, дающими наглядное представление о подобных фигурах – географические карты, модели реальных объектов.

На этапе изучения нового материала используется метод кластера, в центре записывается ключевое понятие «Определение подобных треугольников».

Данный кластер (Рис. 5), можно использовать не только на данном уроке, но и заполнять по ходу изучения всей главы.

Рис. 5. «Кластер «Подобные треугольники»»

Урок № 2. Тема «Отношение площадей подобных треугольников».

Тип урока – закрепление изученного материала. На этапе рассмотрения теоремы об отношении площадей подобных треугольников, для активизации учащихся применяем метод «ИКТ», рекомендуется проводить урок в компьютерном классе, чтобы выполнять построения вместе с учащимися.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание: в программе «Живая математика» построить подобные треугольники и найти коэффициент подобия площадей этих треугольников.

Инструкция учащимся для построения подобных треугольников в программе «Живая математика». Основные инструменты программы представлены в таблице 13.

Таблица 13

Основные инструменты программы

 

Стрелка.
Точка.
Линейка.
Циркуль.
Текст.
Инструменты пользователя.

 

Ход построения в программе «Живая геометрия» представлен в таблице 14.

Таблица 14

Ход построения подобных треугольников в программе «Живая геометрия»

 

Шаги построения Действия в программе
1.   Построим произвольный треугольник ABC, с помощью инструмента Линейка.
2.   Выбираем инструмент Текст и, нажимая на точки треугольника, отмечаем их.

 

3.Строить подобные треугольники будем с помощью команды Гомотетия.
4.На свободном месте отмечаем точку, которая и будет центром гомотетии, т.е. центром подобия.

 

 

5.   Инструментом Стрелка выделяем вершины треугольника ABC и двойным щелчком точку центра гомотетии.

 

6.   Выполним команды Преобразования/Гомотетия, в открывшемся окне устанавливаем коэффициент подобия.

 

7.   Получившиеся три точки соединяем с помощью инструмента Линейка.

 

8.   Отмечаем подобный треугольник как .

 

9.   Проверяем, если передвигать вершины треугольника ABC, то и треугольник ’ будет меняться.

 

Далее продемонстрируем теорему об отношении площадей подобных треугольников. Для того чтобы измерить площадь треугольника необходимо построить его внутреннюю область.
10.            С помощью инструмента Стрелка выделяем точки ABC и выполняем команду Построения/Внутренняя область. То же самое делаем для треугольника , и меняем его цвет Построения/Внутренняя область/Вид/Цвет/Выбираем цвет.
11.            Найдем площадь треугольника ABC, с помощью инструмента Стрелка выделить его внутреннюю область и Измерения/Площадь, то же самое для треугольника .

 

12.   Находим отношение , измерения / Вычислить / Щелкаем на площадь треугольника ABC / Кнопка разделить / Щелкаем на площадь треугольника .

 

 

Таким образом мы демонстрируем доказательство теоремы об отношении площадей подобных треугольников.

 

Урок № 6. Тема «Решение задач на применение признаков подобия треугольников».

Тип урока — закрепление изученного материала. На этапе актуализации знаний учащихся применяется игра «Да» — «Нет». В течение отведенного количества времени учащиеся в таблице 15 должны определить истинно высказывание – это да, или ложно – это нет.

Таблица 15

Высказывания для игры «Да» — «Нет» по теме «Признаки подобия треугольников»

 

№ п/п Утверждение Да/Нет
1. Два треугольника называются подобными, если их углы и стороны соответственно равны. Нет
2. Отношением отрезков AB и CD называется отношение их длин, т.е. AB:CD. Да
3. Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия. Да
4. Число k, называют коэффициентом подобия, если сходственные стороны равны. Нет
5. Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники подобны. Да
6. Отрезки AB и CD пропорциональны отрезкам A1B1 и C1D1, если =   . Да
7. Отношение сходственных сторон подобных треугольников не равно отношению высот, проведенных к этим сторонам. Нет
8. Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами, не равны, то такие треугольники подобны. Нет
9. Отношение периметров  двух подобных треугольников равно коэффициенту подобия. Да

 

10. Если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого, то такие треугольники подобны. Да

 

Критерии оценки задания:

  • менее 5 верных ответов – отметка «2»;
  • 5 – 7 верных ответов – отметка «3»;
  • 8 – 9 верных ответов – отметка «4»;
  • 10 верных ответов – отметка «5».

Урок № 11. Тема «Пропорциональные отрезки».

На этапе актуализации знаний провести игру «Определение — пазл», по правилам нужно составить логическую цепочку по номерам строк:

  1. Если два угла одного треугольника соответственно
  2. Если две стороны одного треугольника пропорциональны
  3. Из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное
  4. Если три стороны одного треугольника
  5. Высота прямоугольного треугольника, проведенная
  6. Равны двум углам другого, то такие треугольники подобны.
  7. Пропорциональны трем сторонам другого,
  8. Средняя линия треугольника параллельна одной
  9. Заключенные между этими сторонами, равны,
  10. Из его сторон и равна половине этой стороны.
  11. Проведенной из вершины прямого угла.
  12. Для отрезков, на которые делится гипотенуза этой высотой.
  13. Катет прямоугольного треугольника есть среднее
  14. То такие треугольники подобны.
  15. Двум сторонам другого треугольника и углы,
  16. Пропорциональное для гипотенузы и отрезка гипотенузы,
  17. То такие треугольники подобны.
  18. Заключенного между катетом и высотой,

Ответ: 1-6, 2-15-9-17, 4-7-14, 8-10, 5-3-12, 13-16-18-11.

Для большей активизации, рекомендуется разделить класс на группы и провести в виде соревнования. В результате, учащиеся должны получить 6 полных определений. За каждое неверно составленное определение отметка снижается на балл.

Урок № 13. Тема «Измерительные работы на местности».

Тип урока – изучение нового материла.  Можно применить метод «Мудрые совы». Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Работа учащихся проверяется, по заранее заполненной таблице. Пример заполнения учащимися рабочего листа представлен в таблице 16.

Таблица 16

 Измерительные работы на местности

 

№ п/п Задание Ответ
1. Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Высоту предмета и расстояние до произвольной точки можно измерить, не имея при этом специальных приборов.
2. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Свойства подобия треугольников могут быть использованы для проведения измерительных работ.
3. Известное и неизвестное — Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной. Свойства подобных треугольников. Определение высоты треугольника. Масштаб.
4. Иллюстрированное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно. Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
5. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Здесь учащиеся отмечают, что данная информации может любому человеку пригодиться в жизни.
6. Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке. Есть ли другие способы для измерения высоты предмета и расстояния?

 

Урок № 19. Тема «Подготовка к контрольной работе».

Тип урока – повторение пройдённого материала. На этапе актуализации учащимся предлагается разгадать кроссворд (рис. 6), с ключевым словом, чтобы вспомнить основные понятия по теме «Подобные треугольники». Работу ребят можно организовать индивидуально, парно или групповую.

 

1. П Р Я М О Й
2. К О С И Н У С
3. С Р Е Д Н Я Я Л И Н И Я
4. В Ы С О Т А
5. М Е Т О Д П О Д Б И Я
6. П Р О П О Р Ц И О Н А Л Ь Н Ы Е
7. С Х О Д С Т В Е Н Н Ы Е

Рис. 6. Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

  1. Угол 900.
  2. Отношение прилежащего катета к гипотенузе.
  3. Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника.
  4. Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону или прямую, совпадающую с противоположной стороной.
  5. Как называется решение задач, которое состоит в том, что сначала на основании некоторых данных строят треугольник, подобный искомому, а затем, используя остальные данные, строят искомый треугольник?
  6. Как называют отрезки отношение которых равно
  7. Если углы двух подобных треугольников равны, как называют стороны этих треугольников?

Рассмотрим тему «Длина окружности и площадь круга» 9 класса. В поурочном планировании на эту тему отводится 12 часов:

  1. Правильный многоугольник.
  2. Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник.
  3. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
  4. Решение задач по теме «Правильный многоугольник».
  5. Длина окружности.
  6. Длина окружности. Решение задач.
  7. Площадь круга и кругового сектора.
  8. Площадь круга и кругового сектора. Решение задач.
  9. Обобщение по теме «Длина окружности. Площадь круга»
  10. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
  11. Подготовка к контрольной работе.
  12. Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга».

Урок № 1-2. Тема «Правильный многоугольник».

Тип урока — изучение нового материала. Для данного урока можно применить метод «ИНСЕРТ», где с помощью специальных обозначений делаются пометки в тексте. На этапе изучение нового материала, дается задание прочитать параграф по теме и с помощью карандаша  отметить примерные ответы (табл. 17).

Таблица 17

Метод «ИНСЕРТ» по теме «Правильный многоугольник»

 

v

– если это уже знали.

 

+

— если информация новая.

 

— если думали иначе и не согласны.

 

?

– если что-то не понятно, у вас самих возникли вопросы.

— Окружность.

— Сумма углов выпуклого многоугольника.

— Свойства касательной к окружности.

— Свойства биссектрисы угла.

— Признаки равнобедренного треугольника.

 

— Понятие правильного многоугольника.

— Формула вычисления угла αn правильного n – угольника.

Учащиеся предлагают свои варианты

 

Урок № 2. Тема «Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник»

Тип урока – открытия новых знаний. На этапе изучения нового материала применяется метод «Автобусная остановка». Даны четыре ватмана, на каждом записан главный вопрос новой темы. Класс делится на четыре группы, в течение отведенного количества времени, группа должна ответить на поставленный вопрос или предложить свои способы решения проблемы. Как только время заканчивается группы переходят по часовой стрелке и дополняют ответ уже на другой вопрос или проблему. Примеры вопросов даны в таблице 18. Данный метод активизирует учащихся на изучение новой темы и позволяет найти ответы на поставленные вопросы.

 

Таблица 18

 Примеры вопросов для метода «Автобусная остановка»

 

Какая окружность называется  описанной около многоугольника? Сделать чертеж.

Окружность называется описанной около многоугольника, если все вершины многоугольника лежат на этой окружности.

Можно ли описать окружность около произвольного треугольника? Произвольного четырехугольника? Предложить свой способ.

Около любого треугольника можно описать окружность, и притом только одну.

Около четырехугольника можно описать окружность, если сумма его противоположных углов равна1800.

 

Какая окружность называется вписанной в многоугольник?

Сделать чертеж.

Окружность называется вписанной в многоугольник, если все стороны многоугольника касаются этой окружности.

Можно ли вписать окружность в произвольный треугольник, четырехугольник?

В любой треугольник можно вписать окружность, и притом только одну. В выпуклый четырехугольник можно вписать окружность, если суммы длин его противоположных сторон равны.

Приведите примеры четырехугольников, в которые можно вписать окружность.

Окружность можно вписать в ромб, квадрат и в любой другой выпуклый четырехугольник, в котором равны суммы противоположных сторон.

Можно ли описать окружность около выпуклого многоугольника? Правильного многоугольника?

Ответы на данный вопрос могут быть самыми разнообразными, причем вряд ли кто-либо из учащихся сможет обосновать свой ответ.

Приведите примеры  четырехугольников, около которых можно описать окружность.

Окружность можно описать около прямоугольника, квадрата, равнобедренной трапеции и всех других  четырехугольников, в которых сумма противоположных углов равна 1800.

 

 

Где расположен центр окружности, вписанной в треугольник? Чему равен ее радиус?

Центр окружности, вписанной в треугольник, совпадает с точкой пересечения биссектрис, а его радиус равен длине перпендикуляра, опущенного из точки пересечения биссектрис к стороне треугольника.

Можно ли вписать окружность  в многоугольник? (Ответы могут быть самыми разными, причем вряд ли кто-либо из учащихся даст правильный ответ)

Можно вписать только в правильный многоугольник.

 

Урок № 5. Тема «Длина окружности».

Тип урока – изучение нового материала. Для активизации работы учащихся на уроке и проявления интереса к новой теме используется метод «Мозговой штурм». Учащиеся делятся на несколько групп, в каждой выбирается эксперт. Работа проводится в три этапа:

Первый этап «Разминка»:

  1. Сторона правильного n-угольника, вписанного в окружность с радиусом R, вычисляется по формуле…( ).
  2. Сторона правильного четырехугольника равна 8 см. Радиус вписанной в него окружности равен …(2 см).
  3. Радиус описанной около правильного n-угольника окружности вычисляется по формуле…( ).
  4. Сторона правильного четырехугольника равна 6 см. Радиус описанной около него окружности равен…( см).
  5. Площадь правильного треугольника, описанного около окружности с радиусом 2 см, равна…( ).

Второй этап «Мозговой штурм»:

Группам выдается лист с заданием, в течение ограниченного времени они предлагают методы решения.

Задание: 1. Представьте себе, что вам нужно измерить длину проволоки, из которой изготовлен обруч. Каким образом это можно сделать?

  1. На доске вычерчена окружность. Как измерить длину этой окружности?
  2. Как измерить дугу окружности, которая дана доске?

Третий этап «Оценки и разбора».

На данном этапе работают только эксперты, они отбирают лучшее выдвинутые идеи.

А для учащихся, которые в отборе не участвуют, можно провести небольшую викторину.

Вопросы викторины:

  1. Найдите углы правильного шестнадцатиугольника. (157,50)
  2. Каждый угол правильного многоугольника равен 1620, найдите число его сторон.(20)
  3. Чему равен внешний угол правильного восемнадцатиугольника? (200)
  4. Внешний угол правильного многоугольника равен 150. Найдите число его сторон. (24)
  5. Является ли равнобедренный треугольник с углом при вершине в 600 правильным? Ответ обоснуйте. (Да)
  6. Является ли ромб с равными диагоналями правильным четырехугольником? Ответ обоснуйте. (Да)

Четвертый этап «Заключительный».

На этом этапе эксперты  представляют свои ответы. Учитель выбирает лучшие, учащийся который предложил данный вариант поднимает руку и соответственно получает хорошую отметку в конце урока.

Примерные ответы:

  1. Периметр любого правильного вписанного в окружность многоугольника является приближенным значением длины окружности. Это приближенное значение длины окружности при увеличении числа сторон многоугольника практически равно периметру многоугольника. Точное значение длины окружности – это предел, к которому стремится периметр правильного вписанного в окружность многоугольника при неограниченном увеличении числа его сторон.
  2. Вывести формулы нахождения длины окружности и длины дуги окружности.

Урок № 7. Тема «Площадь круга и кругового сектора».

Тип урока – открытия новых знаний. На этапе изучения нового материала используется метод «Ковер идей». На белой маркерной доске надпись «Ковер идей». Класс делится на группы, в зависимости от количества, перед учащимися ставится задача узнать площадь кругов, которые лежат у них на партах.

Первый этап «Понимание проблемы». Каждая группа на цветных листах А4 записывает свой способ нахождения площади круга и вывешивает на доску.

Второй этап «Поиск решений». Ответить на вопрос, есть ли другое решение данной проблемы.

Третий этап «Индивидуализация действий». На данном этапе, уже на маленьких цветных листочках, каждый ученик записывает, чтобы он сделал, чтобы решить эту проблему.

Четвертый этап «Оценивание идей». Учитель раскрывает способ нахождения площади круга, и находят похожую идею на «Ковре».

Урок № 9. Тема «Обобщение по теме «Длина окружности. Площадь круга».

Тип урока – обобщение и систематизация знаний. На этапе закрепления изученного материала использовать метод «Инфо-Карусель», работу выполняют в парах. На разных столах лежат листки с заданиями. Каждая пара за своим столом выполняет задания (один стол- тест с выбором ответа, другой-задачи по выбору и тест за компьютером). По истечении отведенного времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому, отдавая выполненную работу учителю. Работают до тех пор, пока каждая из пар не побывает за каждым столом.

Карточки для работы:

1 карточка.

Тесты с выбором ответа.

 

1) Чему равна дуга окружности (в градусах), стягиваемая стороной правильного треугольника?

А) 600; Б) 1200; В) не знаю.

2) Сколько сторон имеет правильный многоугольник, у которого сумма всех углов равна 5400?

А) 5; Б) 6; В) не знаю.

3)Внешний угол правильного многоугольника равен 15º . Найдите число сторон.

А) 26; Б) 24; В) не знаю.

4) Длина дуги окружности с радиусом 6см и градусной мерой 1350 равна:

А)   см Б) 9π см В)  см

2 Карточка.

 

 

 

АВ = 10 см

Найти: С, длины дуг СВ и АС.

АВС – правильный.

Найти: длину окружности, длину дуги ВС.

АВСD – правильный четырехугольник, длина дуги АD равна 4 .

Найти:SABCD.

3 карточка (Компьютерное тестирование)

1.                 Установите, истинны или ложные следующие высказывания:

а) длина полуокружности диаметра 10 равна 5π (Истинно)

б) площадь круга радиуса 10 равна 10 π (Ложно)

в) площадь кругового сектора, ограниченного дугой 900, вычисляется по формуле (Истинно)

г) длина окружности с градусной мерой 600 вычисляется по формуле (Ложно)

2. Закончите утверждение:

а) если диаметр круга увеличить в 4 раза, то его площадь увеличится в….. раз(16)

б) Если радиус круга равен 6см, то площадь его кругового сектора вычисляется по формуле….. ( )

в) Площадь описанного около окружности правильного

четырёхугольника равна 25. Длина этой окружности равна….. ( )

г) Сторона правильного четырёхугольника, вписанного в окружность

равна 10. Длина окружности равна…. (10 )

 

Как отмечалось в первой главе метод «Творческая мастерская» основан на сочетании на уроке различных форм учебной деятельности учащихся, использовании заданий, которые позволяют включать учащихся в творческий процесс открытия знаний; увеличение доли и степени самостоятельности учащихся.

Приведем пример применения данного метода на уроке для 9 класса по теме «Методы решения планиметрических задач повышенной сложности». Это урок относится к уроку решения одной задачи. Учащиеся делятся на группы (мастерские). Каждая группа получает карточку с заданием (рис.7), где указан метод решения и предложен чертеж, отражающий основную идею решения.

 

Рис. 7. Карточки — задания для групповой работы

После работы мастерских учитель предлагает у доски показать решение групп. Представители групп выходят к доске и показывают решение, отвечают на вопросы одноклассников. Результат работы групп представлен на рисунке 8.

Рис. 8. Решения групповых заданий

Из выше сказанного можно сделать вывод, что,  задача учителя создать такие условия, чтобы каждый учащийся нашел применение своим способностям. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках геометрии выбирать такие методы обучения, которые позволяют проявлять свою активность и показывать знания предмета каждому ученику; выбирать грамотный подход к определению видов учебной деятельности, различных методов и форм работы, поиск ресурсов, выходящих за рамки учебника для повышения мотивации к изучению геометрии.

2.3. Организация и результаты педагогического эксперимента

Для проверки гипотезы и для выполнения поставленных задач исследования был проведен педагогический эксперимент, в котором активные методы использовались как метод развития универсальных учебных действий при обучении геометрии.

Цель эксперимента: убедиться, что использование активных методов обучения на уроках геометрии в 7-9 классах будет способствовать развитию универсальных учебных действий учащихся.

Исследование проводилось на базе МКОУ «Новопокровская СОШ» Чистоозерного района Новосибирской области в 8 классе, в котором учатся 12 человек. Класс занимается по учебнику [7].

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, поисковый и обучающий.

На первом констатирующем этапе в 8 классе проверялась первичная диагностика уровня развития универсальных учебных действий. Также на данном этапе проводилось анкетирование учителей математики с целью выяснить, какие активные методы учителя используют в процессе обучения. Вопросы анкеты представлены в приложении 2.

Результаты анкетирования показали, что учителя математики не часто используют активные методы обучения на своих уроках, некоторые из них используют активные методы 2-3 раза в четверть, чаще всего на уроках геометрии. Причины редкого применения заключаются в том, что на  подготовку к уроку требуется очень много времени. В основном активные методы используются для презентации нового материала, из наиболее часто применяемых отметили: «Деловая игра», «Кластер», «Мозговой штурм». Считают, что активные методы обучения способствуют эффективности урока, развитию мотивации учащихся, повышению качества обучения, позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение.

На втором этапе эксперимента для повышения уровня развития универсальных учебных действий учащихся были разработаны методические рекомендации, направленные на развитие универсальных учебных действий учащихся посредством активных методов на уроках геометрии.

На этапе обучающего эксперимента проводились уроки геометрии в 8 классе в соответствии с разработанными нами методическими рекомендациями на поисковом этапе эксперимента.

До и после эксперимента было проведено исследование по выявлению уровня развития универсальных учебных действий учащихся 8 класса.

Для определения уровня развития у учащихся личностных универсальных учебных действий мы провели исследование мотивации достижений учащихся (Приложение 3). Результаты представлены на рисунках 9-10.

 

Рис. 9. Уровень развития мотивации достижений учащихся до эксперимента

Рисунок 10. Уровень развития мотивации достижений учащихся после эксперимента

По диаграммам (рис. 11-12) видно, что уровень развития личностных универсальных учебных действий учащихся повысился после эксперимента: процент учащихся, находящихся на среднем уровне увеличился на 8 %, а на высоком уровне увеличился на 17 %.

Для определения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся проводились групповая работа (приложение 4, 5) и тестирование учащихся (приложение 6). Результаты исследования представлены на рисунках 13-14.

Рис. 13. Результаты групповой работы учащихся до эксперимента и после эксперимента

Результат групповой контрольной работы учащихся (рис. 13) показал, что до эксперимента не умеют взаимодействовать в группе, не могут спланировать действия, при презентации своей работы допускают речевые ошибки. Таким образом, уровень групповой работы учащихся до эксперимента невысок. Две группы на среднем уровне, одна на низком. После эксперимента они повышают свои результаты, одна группа на высокий уровень, другая на средний, в третья набирает больше баллов после эксперимента, но остается на среднем уровне.

 Рис. 14. Уровень развития коммуникативных умений учащихся до эксперимента и после эксперимента.

Результаты исследования уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий (рис. 14) показали, что до эксперимента многие учащиеся не умеют работать в группах. Они часто перебивают друг друга, не выслушивают мнения своих товарищей, не умеют распределять обязанности в группах. Небольшое количество учащихся продемонстрировало грамотную речь при ответе. Таким образом, уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся до эксперимента невысок.

Результаты исследования после эксперимента показали повышение уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся: процент учащихся, находящихся на среднем уровне увеличился на 8%, а на высоком уровне увеличился на 17 %.

Для определения уровня развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся использовалась контрольная работа (Приложение 7, 8).

Задача 1, устанавливает сформированность общеучебных познавательных универсальных учебных действий.

Задание оценивается по следующим критериям:

  • найдена необходимая информация;
  • информация правильно структурирована (составлены схемы понятий);
  • выполнены знако-символические действия (правильно оформлено доказательство свойств).

Каждый из критериев оценивается по шкале от 0 до 4 (0 – задание не выполнено, 1- задание выполнено на низком уровне, 2 – задание выполнено на среднем уровне, 3 задание выполнено на уровне выше среднего, 4 – задание выполнено на высоком уровне).

Задачи 2-6, устанавливают  уровень развития логических познавательных универсальных учебных действий.

Каждое задание оценивается по шкале от 0 до 4 аналогично указанному выше принципу.

Задача 7,  устанавливает уровень развития умения «постановка и решение проблем» ПУУД:

Задание оценивается по следующим критериям:

  • задача составлена верно (выполнена постановка проблемы);
  • задача решена верно (правильное решение проблемы).

Аналогично, каждый критерий оценивается по шкале от 0 до 4.

В целом, за все виды познавательных универсальных учебных действий каждый учащийся может набрать максимум по 40 баллов.

33-40 – высокий уровень (учащиеся умеют работать с понятиями: сравнивать их, находить сходства и различия, составлять схемы понятий; умеют выводить следствия из имеющихся фактов, строить логическую цепочку рассуждений; формулирование задач по чертежу не вызывает затруднений; при решении задач усматривают возможность существования нескольких возможных случаев).

25-32 – средний уровень (учащиеся умеют работать с понятиями: сравнивать их, находить сходства и различия, составлять схемы понятий; умеют выводить следствия из имеющихся фактов, но построение логическую цепочки рассуждений вызывает затруднение; формулирование задач по чертежу не вызывает затруднений; при решении задач чаще всего не усматривают возможность существования нескольких возможных случаев).

0-24 – низкий уровень (учащиеся умеют работать с понятиями: сравнивать их, находить сходства и различия, составлять схемы понятий; с выведением следствий из существующих фактов и построением логической цепочки рассуждений на должном уровне не справляются; формулирование задач по чертежу может вызвать затруднения; при решении задач не усматривают возможность существования нескольких возможных случаев).

Задача 8, устанавливает  уровень развития умений: контроль, коррекция, оценка регулятивных универсальных учебных действий.

Данное задание оценивается по трем критериям:

  • ошибки обнаружены верно;
  • выставлена соответствующая работе оценка;
  • ошибки исправлены верно.

По каждому критерию выставляется отметка от 0 до 4 на оценку  соответствующего умения (0 – практически не развито, 1 – слабо развито, 2- уровень развития средний, 3 – уровень развития выше среднего, 4 – достаточно высокий уровень развития).

Задача 9, устанавливает развитие умений: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Выполнение задания оценивается по следующим критериям:

  • правильное определение цели задания;
  • составлен верный план действий, направленный на выполнение данного задания;
  • высказан верный прогноз результатов выполнения задания.

По каждому критерию выставляется отметка от 0 до 4 баллов по указанному выше принципу.

Максимальное количество баллов по блоку регулятивных универсальных учебных действий – 24.

20-24 – высокий уровень (самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, свободно планирует свою деятельность, выдвигает содержательные гипотезы. Самостоятельно контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения).                                                 14-19 – средний уровень (столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней; охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения; осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки; ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется; с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы). 0-13 – низкий уровень (плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать; осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется; принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия; не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников; контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий). Результаты исследования отображены на рисунках 15-18.

Рис. 15. Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся до эксперимента.

 

Рис. 16. Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся после эксперимента

Рис. 17. Развитие регулятивных универсальных учебных действий учащихся до эксперимента

 

Рис. 18. Развитие регулятивных универсальных учебных действий учащихся после эксперимента

Результаты исследования показали, что у многих учащихся уровень развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий до эксперимента был низок. Половина учащихся показали средний уровень развития рассматриваемых умений.

Результаты исследования после эксперимента показали повышение уровня развития познавательных универсальных учебных действий учащихся: процент учащихся, находящихся на среднем уровне не изменился, а на высоком уровне увеличился на 17 %; развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся: процент учащихся, находящихся на среднем уровне не изменился, а на высоком уровне увеличился на 25 %.

Из представленных диаграмм мы видим, что уровень развития универсальных учебных действий учащихся 8 класса после эксперимента стал выше, чем до эксперимента. Таким образом можно сделать вывод, что разработанная методика применения активных методов обучения способствует развитию универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии.

Вывод по главе 2

В результате проведения исследования нам удалось обобщить опыт работы учителей математики по использованию активных методов обучения на уроках геометрии в 7 – 9 классах и составить подборку методических рекомендаций. На практике в школе применение активных методов дает положительный результат, но для этого необходима система в подготовке каждого урока учителем, чтобы учащиеся могли самостоятельно открывать новые знания и в этот процесс были бы вовлечены учащиеся с различным уровнем подготовки. Во второй главе нами представлены методические рекомендации по применению различных активных методов на уроках геометрии в 7-9 классах.

Педагогический эксперимент, который проводился на базе МКОУ «Новопокровская СОШ», показал, что разработанная методика развития универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии в 7 — 9 классах, с применением активных методов является эффективной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования решены частные задачи, подтверждена гипотеза и получены следующие результаты и выводы:

  1. Раскрыты психолого-педагогические особенности развития универсальных учебных действий учащихся. На сегодняшний день главная задача современного образования заключается в том, чтобы сформировать у учащегося универсальные учебные действия, то есть развивать способности к самостоятельному обучению. В ходе исследования была изучена научно-методическая литература по данной теме, в которой рассмотрены четыре вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Мы рассмотрели одно из средств развития универсальных учебных действий учащихся – это активные методы обучения на уроках геометрии. Потому как самостоятельное овладение знаниями и умениями достигается в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
  2. Выявлены роль и место активных методов обучения геометрии в развитии универсальных учебных действий учащихся 7-9 классов. Одним из средств развития универсальных учебных действий являются активные методы, под которыми понимаются способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы. В работе описаны такие активные методы, которые целесообразно использовать на уроках геометрии с целью развития универсальных учебных действий как метод мозгового штурма, синквейн, инфо-карусель, ИНСЕРТ, составление кластера и др.
  3. Разработаны методические рекомендации по обучению учащихся 7-9 классов геометрии с применением активных методов, направленные на развитие универсальных учебных действий. Применение активных методов обучения не только повышает эффективность урока, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Педагогический эксперимент, который проводился в МКОУ «Новопокровская СОШ», показал, что разработанная методика развития универсальных учебных действий, с применением активных методов является эффективной.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров А.Д., Вернер А.Л., Геометрия: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Д. Александров, А. Л. Вернер и др. — М.: Просвещение, 2013. — 176 с.
  2. Алексеева Е. Е. Учебный модуль к основному курсу геометрии 7-го класса «Составление и решение геометрических задач»: учебно-методическое пособие / Е. Е. Алексеева // М.: АСОУ, 2015. – 168 с.
  3. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения.– Тула: Изд. центр «Академия», 2002.- 385 с.
  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование УУД в основной школе. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]. М. – 2018. — С. 100 – 146.
  6. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
  7. Атанасян Л.С. Геометрия: учеб. для 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 20 – е изд., доп. — М.: Просвещение, 2010. — 384 с.
  8. Багрова С.В. Системно – деятельностный подход как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://vorsou.ucoz.ru/Opyt/opyt_raboty_bagrovoj_sv.doc
  9. Балаев А. А. Активные методы обучения / А. А. Балаев. — М.: Профиздат, 1986. – 94 с.
  10. Блох А.Я., Гусев В.А., Дорофеев Г.Ф. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. – М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
  11. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: дис. … канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 2015. — 29 c.
  12. Богоявленский Д. Н., Бабанский Ю. К. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. – 1969. – № 2. – С. 12–18.
  13. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л. И. Боженкова. — 3-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-208 с.
  14. Вербитский А. А. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: дис. канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 2015. — 29 c.
  15. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с.
  16. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем / – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  17. Генике Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 832 c.
  18. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий / В.В. Гузеев // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2. – Минск: РИВШ БГУ, 2013. – С. 51.
  19. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 1–18.
  20. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков и др. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
  21. Даутова Е.В., Иваньшина Е.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова.– СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
  22. Дзида Г. А. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач (На материале обучения естественно-математическим дисциплинам): Дис… д-ра пед. наук. / Г. А. Дзида. – Челябинск, 2001. – 296 c.
  23. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html
  24. Дорофеев и др. / Сост. В. И. Мишин. – М.: Просвещение,1987. – 416 с.
  25. Евдокимова В.О. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library2012/01/13/issledovatelskayadeyatelnost-uchashchikhsya-na-urokakh-matematiki
  26. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2013. – 256 с.
  27. Забара Л.И. Урок по геометрии. Кейс-метод. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2012/09/20/urok-po-geometrii-keysmetod.
  28. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 562 с.
  29. Использование метода проектов на уроках геометрии/ Маркелова А. В. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:
  30. Исследовательский метод [Электронный ресурс]. — URL: http://scicenter.online/pedagogika-scicenter/issledovatelskiy-metod-27928.html
  31. Кабанова-Меллер Е. Н. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения / Е. Н. Кабанова-Меллер // Структуры познавательной деятельности. – Владимир, 1976. – С. 22–41.
  32. Карелина А.А. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.50-53.
  33. Классификация методов познавательной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://studfiles.net/preview/5702356/page:14/
  34. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
  35. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Просвещение, 1966. – 522 с.
  36. Лященко Е. И., Зобкова К. В., Кириченко Т. Ф. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учебное пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов /Лященко Е. И., Зобкова К. В., Кириченко Т. Ф. и др. / Под ред. Е. И. Лященко. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
  37. Малышева И.Ю., Скибина Н.Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.scienceforum.ru/2015/893/8067
  38. Маркелова А. В. Использование метода проектов на уроках геометрии [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29936889
  39. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А. М. Матюшкин. – М.: КДУ, 2009. – 190 с.
  40. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьника. – М.: Педагогика, 1989. – 324 с.
  41. Магомед-Эминов М.Ш. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы / Ред. колл. А.А. Бодалев, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин. — М., 1988. – 89 с.
  42. Модульное обучение [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.den-zadnem.ru/school.php?item=251
  43. Мозговой штурм [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://psihomed.com/mozgovoyshturm
  44. Мухаметзянова Ф.С., Зарубина В.В. Геометрия в условиях ФГОС: 7 класс, рабочая программа и методические материалы: методические рекомендации / Под общей ред. Ф.С. Мухаметзяновой, В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2014. — 63 с.
  45. Новик М.М., Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / Под ред.: М.М. Новик, Е.В. Зарукина , Н.А.Логинова — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
  46. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИН-ТЕГ. – 668 с
  47. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:

Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф