Скоро защита?
Меню Услуги

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ГЕОМЕТРИИ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ГЕОМЕТРИИ
1.2. Психолого-педагогические особенности развития универсальных учебных действий учащихся
1.2. Роль и место активных методов обучения геометрии в развитии универсальных учебных действий учащихся 7-9 классов
1.3. Возрастные особенности учащихся 7-9 классов и их учет в процессе обучения геометрии посредством активных методов
Выводы по главе 1
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ГЕОМЕТРИИ
2.1. Характеристика комплекса активных методов обучения геометрии в 7-9 классах, направленных на развитие универсальных учебных действий учащихся.
2.2. Методические рекомендации обучения учащихся геометрии в 7-9 классах посредством активных методов
2.3. Организация и результаты педагогического эксперимента
Вывод по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
АННОТАЦИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация образования в России, связанная с введением ФГОС общего образования, нацелена на создание условий для интеллектуального и субъектного становления обучающихся, что должно найти отражение в обучении каждому учебному предмету. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на обучение другим дисциплинам.
Реализация идей ФГОС ООО и Концепции развития математического образования в Российской Федерации предполагает такую организацию обучения математике, в частности геометрии, которая обеспечит каждого обучающегося познавательной деятельностью, способствующей развитию универсальных учебных действий, которые становятся умениями по мере их сформированности (Д. Н. Богоявленский [12], Е. Н. Кабанова-Меллер [31], Н. А. Менчинская [40]).
Вопросам развития универсальных учебных действий занимались такие ученые как: А. Г. Асмолов [6], Л. И. Боженкова [13], Г. А. Дзида [22], И. Ю. Малышева [37], Н. Г.Скибина [37] и др.
В сущности, наблюдается переход от обучения в качестве преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) в целях разработки определенных решений; от овладения отдельными учебными предметами к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству педагога и учеников в процессе обучения, к активному участию учащихся в выборе методов и содержания обучения.
Важно сформировать у учащихся такое умение, как «умение учиться». Главная задача современного образования заключается в формировании универсальных учебных действий — совокупности методов действия учащегося, то есть способности учащегося к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями [2]. Развитие у обучающихся универсальных учебных действий, которые необходимы для формирования основных личностных компетенций, представляет собой одну из актуальных проблем современного образования [6].
Развитие этих сложнейших психологических структур является залогом эффективности активной познавательной деятельности учащихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Само использование школьником универсальных учебных действий в ежедневной практической деятельности – это важный индикатор уровня умственной и познавательной активности. Универсальные приемы развития познавательных интересов у учащихся в образовательной и воспитательной практике отсутствуют. Все творчески работающие учителя добиваются этого посредством использования своих приемов и методов.
Одним из средств развития универсальных учебных действий является использование в процессе обучения геометрии активных методов, которым посвящены работы таких ученых как Е. Е. Алексеева [2], А. А. Вербицкого [14], В. В. Гузеева [18], В. О. Евдокимова [25], Л. И. Забара [27], и др.
Вместе с тем, единого подхода к решению вопроса, как организовать такое обучение, в педагогической теории нет. По мнению ряда авторов (М.М. Анцибор[3] , Ю.К. Бабанский [5], А.А. Вербицкий [14] и др.), активные методы обучение направлены, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Наше исследование показало недостаточность разработанности данной проблемы исследования в процессе обучения математике, отсутствием методических разработок по использованию активных методов в процессе обучения математике, что обосновывает актуальность темы исследования.
Проблема исследования: как организовать процесс обучения геометрии в 7-9 классах посредством активных методов, чтобы обеспечить развитие универсальных учебных действий учащихся.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование применения активных методов обучения геометрии как средства развития универсальных учебных действий учащихся 7-9 классов.
Объект исследования: процесс обучения геометрии учащихся 7-9 классов.
Предмет исследования: развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии в 7-9 классах посредством активных методов.
Гипотеза исследования: если процесс обучения учащихся 7-9 классов геометрии организовать посредством активных методов, то это будет способствовать развитию универсальных учебных действий учащихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности развития универсальных учебных действий учащихся.
2. Выявить роль и место активных методов обучения геометрии в развитии универсальных учебных действий учащихся 7-9 классов.
3. Разработать методические рекомендации по обучению учащихся 7-9 классов геометрии с применением активных методов, направленные на развитие универсальных учебных действий и апробировать их в процессе проведения педагогического эксперимента
Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по обучению учащихся геометрии в 7-9 классов посредством активных методов, направленные на развитие универсальных учебных действий учащихся. Разработанный и систематизированный материал по данной теме исследования может быть использован на практике как начинающими, так и опытными педагогами геометрии в средней школе.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме исследования;
— анкетирование;
— педагогический эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, аннотации и приложения.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ГЕОМЕТРИИ

1.2.Психолого-педагогические особенности развития универсальных учебных действий учащихся

За последние время в обществе произошли существенные изменения в целях образования и способах их реализации. Итогами образования считались знания, умения и навыки, а сейчас учащихся необходимо не только научить, но и подготовить к реальной жизни в обществе, умению занять активную позицию, применять коммуникативные навыки, ориентироваться на рынке труда и при необходимости быстро переучиваться.
В зарубежной психологии такие подходы называют: деятельностно-ориентированное обучение; учение, ориентированное на решение жизненных задач; учение, ориентированном на сам процесс обучения, то есть на осознанный подход к самому процессу, и входящими в него действиями, их последовательность, понятия и связи между ними; учение при решении определенных задач, имеющих связь с реальной жизнью и отражающихся проектной работе [6].
Принцип психики культурно-исторической природы и развития ее социокультурного опыта направлено на обучение. Движущей силой как познавательного так и личностного развития, является познавательная деятельность и важное значение играет мотивационно-смысловая сфера [38]. Роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показывают, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий (от полноты системы условий, на которые опирается учащийся в процессе решения задач и способа выделения ориентировочной основы) [44]. Спиралевидность развития, показывает единство и взаимообусловленность развития мотивационно- смысловой и операционно-технической сфер личности в ходе осуществления систем видов деятельности, прежде всего ведущей [70].
Итак, на сегодняшний момент в сфере образования и методологии развития образования происходит переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к системно-деятельностной парадигме образования. Он выражен в таких направлениях психолого — педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д.Б. Эльконин [70], В.В. Давыдов [15]), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (Н.Ф. Талызина [57], П.Я. Гальперин [14]), школа диалога культур (В.С. Библер [14]), культурно — историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов [4], В.В. Рубцов [44], В.В. Клочко [16], Е.А. Ямбург [75]), психопедагогика «живого знания» (В.П. Зинченко [28]), личностно ориентированное образование (В.И. Слободчиков [52], В.Д. Шадриков [63], В.В. Сериков [49], И.С. Якиманская [74] и др.).
Концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, навыками, умениями, сотрудничеству, компетентностями личности, обучению, способностью и готовностью к познанию мира, самообразованию и саморазвитию.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [5].
Следовательно, умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно — смысловых и операционных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться – «существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора» [6, с. 98].
Функции универсальных учебных действий [4]:
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально — предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач [8]:
— определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
— построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;
— определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста и ступени образования;
— выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
— определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
— разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;
— разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока [5]:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно — смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом, какое значение и какой смысл имеет для него учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно — этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково — символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно — графическая или знаково — символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [16].
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся [23]:
— соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
— соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность.
Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и «Я-концепция» как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина) [4].
По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно — этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения.
Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и «Я-концепции».
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Л. И. Боженковой [13] подробно описан комплекс задач по геометрии направленный на развитие всех действий, входящих в состав универсальных учебных действий.
Психологи утверждают, что способности можно развить, если создать условия, учитывающие возможности ребенка, его пристрастия и интересы. Поэтому малоспособные школьники — это учащиеся, чьи способности еще «спят», не востребованы, не раскрыты. Вот здесь и приходит на выручку педагогу специально продуманная система постепенно усложняющихся заданий, которые дают шанс середняку продвигаться вперед.
Это положение может рассматриваться как одна из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, означает необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Здесь необходимо отметить, какой процесс обучения может считаться актуальным, то есть соответствующим требованиям общества, государства и достижениям психолого — педагогических наук.
Таким образом, актуальный процесс обучения потому и называется так, что изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.

1.2. Роль и место активных методов обучения геометрии в развитии универсальных учебных действий учащихся 7-9 классов

Переход основного общего образования на обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам требуют от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
В ФГОС метапредметные результаты – «освоенные обучающимися учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» [61, с. 99].
Для развития универсальных учебных действий учащихся необходимо пересмотреть урок геометрии с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.
Мы знаем, что учащиеся не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Активные методы обучения – это «система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала» [9, с. 85].
При системном использовании активных методов на уроках геометрии изменяется роль ученика. Он становится самостоятельным, смелым, активным участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
М.Новик [45] выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
В таблице 1 представлены три группы активных методов и преимущественные универсальные учебные действия, на развитие которых они направлены [37].

Таблица 1

Соотношение активных методов и универсальных учебных действий

Активные методы обучения Универсальные учебные действия
Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями учителя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Личностные: самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка); смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»); морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков)
Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и учебных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Регулятивные:  (организация учащимися своей учебной деятельности), целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка
Познавательные: общеучебные, использование, знаково-символических средств, общих схем решения, постановка и решение проблем, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

 

Активные методы обучения разделяют на имитационные методы и неимитационные методы [3].
• Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных активных методов обучения, является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной деятельности). Имитационные группы обучения подразделяют на два типа: игровые и неигровые.
• Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых.
• К имитационным игровым занятиям относятся: деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование и др. К имитационным неигровым занятиям относят ситуационные методы (case study), анализ конкретных ситуаций, кейс-технологии, групповой тренинг и другие.
• Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между учителем и учеником. К неимитационным занятиям относятся: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, презентация, олимпиада, научно-практическая конференция и другие.
Активные методы обучения подразделяются на:
— методы начала урока;
— методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
— методы презентации учебного материала;
— методы организации самостоятельной работы;
— методы релаксации;
— методы подведения итогов.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.
Активные методы начала урока (нетрадиционное начало).
Цель его – настроить учащихся на продуктивную работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, способствует установлению контакта между учениками.
На данном этапе помогут такие методы, как «Летающие имена»; «Улыбнемся друг другу»; «Здороваемся глазами» и др.
Учащиеся, выполняя задания, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.
Активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений.
Цель: эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Решению этих целей способствуют такие методы: «Дерево ожиданий»; «Разноцветные листы» и др.
Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, от обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенное поле, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. Эти методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Активные методы презентации учебного материала.
Цель: сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Методы:
— «Инфо-угадайка» или «Белые пятна»;
— «Мозговой штурм»;
— «Кластер»;
— «Деловая игра»;
— «ИНСЕРТ»;
— «Ковер идей»;
— «Верные-неверные утверждения».
Прием «ИНСЕРТ» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают поэтому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.
Метод «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер — это «графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее» [9, с. 61].
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока:
— для стимулирования мыслительной деятельности.
— для структурирования учебного материала.
— при подведении итогов того, что учащиеся изучили
Активные методы организации самостоятельной работы над темой.
Цель: проработать новый материал (в малых группах).
Методы:
— «Инфо-карусель»,
— «Автобусная остановка»,
— «Творческая мастерская»
Метод «Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение: Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе в разных углах класса) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу
В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Активные методы организации обобщения по теме.
Метод «Написание синквейна».
На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка — это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Активные методы подведения итогов.
Завершить урок можно такими методами как: «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») и др.
Например, учащиеся вытягивают по кругу разноцветные листы бумаги с написанными на них вопросами и отвечают на них. Или на чистом листе бумаги учащиеся пишут вопрос другой группе, вывешивает вопрос, перевернув. С доски берет другая группа лист, читает и отвечает на вопрос. А другие учащиеся могут дополнять ответ. Прием «Ромашка Блума» направлен на развитие умения ставить вопросы. «Ромашка» состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопросов.
Активные методы релаксации: «Энергия — 1»,«Роботы», «Шест», «Пантомима» и др. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Но самое главное это позволяет детям осваивать новый материал или закреплять пройденный совместно с одноклассниками. Группы сменного состава позволяют развивать коммуникативные УУД, обучаясь со всеми одноклассниками, а не только с соседом по парте, развивая, таким образом, стереотип общения с одним и тем же человеком.
Активные методы помогают:
— развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;
— учить учащихся самостоятельно добывать знания;
— развивать интерес к предмету;
— активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно на каждом или на одном уроке. Но использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования активных методов обучения на уроке геометрии. Данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.
Различные виды активных методов обучения можно использовать в процессе обучения математике. Это позволяет активизировать мышление обучаемых, достаточно длительное время вовлекать обучаемых в учебный процесс, способствует самостоятельной выработке решений, повышению мотивации обучаемых. Таким образом, использование активных методов в процессе обучения математике способствует развитию универсальных действий учащихся.

1.3. Возрастные особенности учащихся 7-9 классов и их учет в процессе обучения геометрии посредством активных методов

Учащиеся 7-9 классов общеобразовательной школы находятся в подростковом периоде развития, который занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как «трудного», «переходного» [40].
Границы подросткового возраста охватывают период от 11 до 14-15 лет. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это отражается в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся «сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирование нового типа отношений с окружающими, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и взаимоотношения» [12, c. 61].
Оценка подросткового возраста как трудного — критического — обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании (непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).
«Возрастные кризисы в 12-15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию» [12, c. 38]. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития — систему значимых социальных и межличностных отношений подростка.
Меняются взаимоотношения с взрослыми, подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность. В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие с взрослыми. В то же время развиваются более глубокие отношения со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым [12].
Наряду с общением своё значение сохраняет и учебная деятельность, которая приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростка появляется «способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом (на основе общих посылок), абстрактно-логическим (в словесном плане). Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения)» [5, c. 32].
Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в развитии рефлексии — способности делать предметы центром внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. Развитие теоретического мышления становится «источником формирования нового типа познавательных интересов не только к фактам, но и закономерностям» [8, с. 81].
В силу этих причин, а также с учётом требований ФГОС, перед педагогами, преподающими в 7-9-ых классах, особо значимо стоит вопрос формирования не только предметных навыков обучения, но и метапредметных, включающих в себя развитие личности в социуме, развитие самостоятельности и нравственных устоев.
Через развёртывание учебно-проектных ситуаций развития и создание событийной общности обеспечивается возможность поддержки стремления подростков к самореализации и утверждению нового статуса взрослости; овладение учащимися проектированием как способом познания мира и на этой основе — полной нормативной структурой учебной деятельности. Это требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества — от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской [47].
Исходя из рассмотренных особенностей развития подростков, можно сделать вывод о целесообразности развития регулятивных универсальных учебных действий у учащихся данного возраста.
Развитие регулятивных учебных действий, применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в следующих аспектах:
1) целеполагание — это определение желаемого или должного результата.
2) планирование — это составление плана, определение конкретных способов достижения целей и необходимых для этого средства;
3) ориентация в ситуации — необходимо разобраться в ситуации и понять; почему возникло затруднение в деятельности или в сложившихся обстоятельствах;
4) прогнозирование — это прогноз или попытка заглянуть в будущее предсказать развитие событий;
5) принятие решения — это переход от плана к действию;
6) самоконтроль — это контроль деятельности с учета того на сколько результат близок к поставленной цели;
7) коррекция — это изменение реальных действий, поступков, системы самоуправления;
8) оценивание полученного результата. Прежде чем оценивать, необходимо решить: как оценить успех и неудачу?
Логические универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся способность устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов, анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, не существенных), выдвигать гипотезы и обосновывать их. Отметим какие активные методы обучения целесообразно применять в данном возрасте.
Метод эвристических вопросов и метод дискуссии целесообразно применять при обсуждении спорного вопроса, при обсуждении полученных результатов, в условиях, когда отсутствуют идеи решения поставленной проблемы.
Метод «мозгового штурма» направлен на генерирование идей и поиск решения. Участники группы высказывают свои идеи, все высказанные предложения фиксируются, после проводится комплексный анализ и формулируется вывод. Метод «мозгового штурма» при формировании познавательных умений целесообразно применять при формулировании цели, гипотезы, проблемы исследования, при поиске путей решения проблемы.
Методы работы в группе, «круглого стола» эффективны при коллективном решении общей задачи, когда каждая группа выполняет определенное задание.
Метод проектов – комплексный метод обучения, ориентированный на практический результат и самостоятельную деятельность обучающихся. Метод проектов включает в себя поисковые, исследовательские методы.
Усовершенствование частично-поискового и исследовательского метода – это деловые игры, являющиеся также методом пропедевтического подхода. Применение деловой игры на начальной стадии изучения материала повышает мотивацию, позволяет оценить начальные знания обучающихся, готовность к исследованию.
В деловой игре моделируется процесс труда, происходит распределение ролей, принимаются различные варианты решений, групповая работа участников над выработкой решений, взаимодействие участников, наличие общей цели. В кейс-методе интегрированы различные методы.
В структуре кейс-метода Ю.В. Гущин [19] выделяет следующие методы: моделирование, анализ, мысленный эксперимент, методы описания, проблемный метод, метод классификации, игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия.
Лекция-дискуссия и лекция-пресс-конференция способствуют постановке проблемы, формулированию гипотезы. Метод рефлексии позволяет проанализировать проделанную работу, сформулировать выводы.
Таким образом, для успешного развития познавательных универсальных учебных действий учащихся необходимо учитывать их возрастные особенности при организации активного обучения на уроках геометрии.

Выводы по главе 1

Общество предъявляет к современникам множество требований, главное из которых — умение ориентироваться в потоке информации, управлять им и использовать его для решения различных практических задач. Для реализации этих изменений в образовании утвержден ФГОС, в котором один из акцентов ставится на развитие универсальных учебных действий учащихся.
Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Рассмотрены четыре вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Отмечены действия их составляющие.
Одним из средств развития универсальных учебных действий являются активные методы, под которыми понимаются способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы.
В главе представлены активные методы, которые целесообразно использовать на уроках геометрии с целью развития универсальных учебных действий, например, метод мозгового штурма, синквейн, инфо-карусель, ИНСЕРТ, составление кластера и др.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф