Меню Услуги

Методика организации и проведения занятий по физической культуре. Часть 2.

Страницы:   1   2   3


1.4 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста

 

Важнейшее значение занятий физической культурой для учащихся заключается именно в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков [33, с. 46]. Именно это и приводит к возникновению должных объективных предпосылок для гармоничного развития личности. По мнению В.И. Коваля и Т.А. Родионовой, полноценное воспитание детей и подростков без активных и достаточных физкультурных занятий практически невозможно. Это связано с тем, что дефицит двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье растущего организма, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие [21, с. 17].

В.К, Бальсевич утверждает, что лишь при строгом научном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. [4, с. 2] Именно потому при организации физкультурных занятий с детьми необходимо учитывать их анатомо-физиологические особенности.

Младший школьный возраст ребенка — это возраст, когда проходит очередной период различных качественных изменений во всех функциональных системах организма. [18, с. 31] Вместе с тем, данный возрастной период наиболее благоприятен для формирования у детей многих физических качеств и двигательных навыков, реализуемых в процессе двигательной деятельности. Чтобы грамотно строить работу с учащимися начальной школы учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

При организации физического воспитания в начальных классах должны учитываться анатомо-физиологические особенности младшего школьника и уровень его физического развития. [7, с. 11]

В 7-9 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и достаточно равномерно. В организме происходит пропорциональное увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких. Костная система ребенка находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо учитывать при проведении занятия физическими упражнениями и следить за правильной позой, осанкой и походкой учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, из-за чего мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников. [44, с. 16]

Возраст ребенка – основной фактор, оказывающий значительное влияние на величину систолического и минутного выброса крови: чем старше школьник, тем больше у него абсолютные величины этих показателей. В то же время относительные показатели минутного объема крови у младших школьников больше, чем у подростков, что обусловлено высокой частотой сердечных сокращений и не связано с возрастанием сравнительно малой величины систолического выброса. Это обстоятельство, а так же относительно низкое артериальное давление вызывают значительную напряженность деятельности системы кровообращения у младших школьников при мышечной работе. Несмотря на то, что сердце у детей этого возраста довольно легко приспосабливается к физической нагрузке и быстро восстанавливается при отдыхе до исходного уровня, деятельность сердца малоустойчива, могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения артериального давления. [48, с. 125]

По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Происходит замедление темпа роста в длину по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, однако при этом наблюдается увеличение веса тела. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Дыхание у детей частое и поверхностное. Отношение альвеолярной поверхности и общего объема капилляров к объему легких у детей относительно меньше, чем у старших школьников, что обусловливает у них низкую диффузионную способность легких, которая представляет собой один из важнейших параметров газообмена.

Частота дыхания – один из показателей функции внешнего дыхания – высокая, но с возрастом снижается. В связи с высокой возбудимостью детей частота дыхания не ритмичная, она изменяется под воздействием внешней среды, умственных, физических и эмоциональных нагрузок. Глубина дыхания небольшая, поэтому эффективность дыхания у детей невысокая. Из альвеолярного воздуха в кровь поступает меньше кислорода, чем его оказывается в выдыхаемом воздухе.

Минутный объем дыхания (МОД) в состоянии покоя постепенно увеличивается. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей меньше отстает от величин, характерных для взрослого человека, причем до 8 лет у мальчиков и девочек абсолютные величины МОД равны, а в дальнейшем у мальчиков данный показатель становится выше, чем у девочек. По мнению Л.К. Карауловой это объясняется наступающей препубертатной дифференциацией различных типов дыхания – преимущественно брюшного у мальчиков и грудного у девочек. [19, с 150]

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у младших школьников значительно меньше, чем у взрослых. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет — 1200 мл. В возрасте 7-11 лет отношение ЖЕЛ к массе тела составляет 70 мл/кг, у взрослых людей — 80 мл/кг.

Сопоставление показателей функции дыхания и кровообращения с потреблением кислорода свидетельствует о том, что у детей больше вентиляционный эквивалент, чем у взрослых, но меньше коэффициент использования кислорода и ткани менее эффективно снабжаются кислородом. У детей 7-11 лет менее интенсивно осуществляется ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде происходит при менее экономных функциях внешнего дыхания и кровообращения.

Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. При проведении занятий с детьми младшего школьного возраста учитель должен научить детей правильному дыханию во время упражнений.

При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту.

Занятия физическими упражнениями требуют от обучающихся младшего школьного возраста значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими подростками и взрослыми [8, с.58]. В то же время в период учебных занятий двигательная активность школьников при переходе из класса в класс постепенно уменьшается. Поэтому необходимо обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной активности. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5 – 2 часа в день провести в воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

При систематических занятиях физическими упражнениями функциональные системы организма работают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически.

Формирование органов движения — костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата — имеет огромное значение для роста детского организма. Особенности формирования скелета необходимо принимать во внимание на занятиях по физической культуре. Учитель должен обращать внимание на то, чтобы дети правильно приземлялись во время прыжков и не совершали бы резких спрыгиваний, не допускать неравномерной нагрузки на левую и правую ногу, поскольку все это может вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Если давать слишком большие нагрузки на нижние конечности, то это приведет к плоскостопию.

Из-за большого количества органических веществ и воды, но недостатка минеральных веществ в скелетных мышцах у детей кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. В скелете детей содержится большое количество хрящевой ткани, которое делает суставы очень подвижными, связочный аппарат легко растяжимым, однако у детей нет прочного мышечного корсета для сохранения нормального расположения костей. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью у детей 8-9 лет, поэтому у них чаще всего наблюдаются случаи нарушения осанки и другие деформации позвоночника.

Задачами физического воспитания должны быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушения осанки. При этом необходимо помнить, мышцы-сгибатели развиваются быстрее, чем мышцы-разгибатели, поскольку они находятся в постоянном напряжении, вызванным действием силы тяжести на конечности. Поэтому следует подбирать упражнения, специально направленные на укрепление мышц-разгибателей. Необходимо избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они приводят к значительным энерготратам, что может вызвать задержку роста.

Мышцы в младшем школьном возрасте еще достаточно слабые, особенно мышцы спины, которые не в состоянии долго поддерживать тело в правильном положении, что вызывает нарушение осанки. Мышцы туловища недостаточно хорошо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, поэтому у детей легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, выполнение длительных статических напряжений может привести к искривлению позвоночника у младших школьников.

В ходе многочисленных наблюдений выявлено, что младшие школьники забывают многое, что они изучали 1-2 месяца назад. Во избежание этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, заниматься повторением с детьми пройденного ранее учебного материала.

Мышление у детей в этом возрасте также носит наглядно-образный характер, оно тесно связано с восприятием конкретных особенностей изучаемых явлений, а также с деятельностью воображения. Дети с трудом усваивают понятия, характеризующиеся большой абстрактностью, так как помимо словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью.

Поэтому в этом возрасте нельзя ограничиваться только приемами словесного объяснения, оторванными от наглядных образов сущности явлений и определяющими ее закономерности. Наглядный метод обучения является наиболее важным в этом возрасте. Показ движений должен быть простым по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Подвижные игры полезны и для развития способностей у младших школьников контролировать свои чувства, эмоции и переживания. Эмоциональное состояние может быстро изменяться и по интенсивности, и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, даже если это необходимо.

Специфика физических упражнений предоставляет большие возможности для воспитания и развития у детей нужных морально-волевых качеств.

Изучив анатомо-физиологические и психологические особенности, следует акцентировать внимание на правильность организации и построения занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения необходимо давать с учетом уровня физической подготовленности учеников, в процессе обучения чаще использовать наглядный метод в сочетании с принципом доступности, использовать упражнения на формирование правильной осанки у детей, обучать их правильно дышать во время выполнения физических упражнений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

 

  1. Выявить уровень использования русских народных подвижных игр в теории и практике физкультурного образования в современных условиях средней общеобразовательной школы.
  2. Обосновать необходимость использования русских народных подвижных игр на уроках физической культуры в младших классах.
  3. Разработать методику занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры и во внеурочное время занимающихся.
  4. оценить результаты исследования и сделать выводы об эффективности применения русских народных игр в начальной школе.

 

2.2. Методы исследования

 

При проведении исследования были использованы следующие методы:

Анализ научно-методической литературы. Данный метод осуществлялся на всех этапах нашего исследования. Поиск и анализ научных трудов проводился с целью получения объективных сведений по теме исследования. В процессе систематизации и обобщения литературных источников были сформированы цель исследования, гипотеза, задачи, а также выявлялось состояние решаемой проблемы на момент проведения исследования. Сравнительный анализ опубликованных источников позволил уточнить методы исследования, вопросы организации педагогического эксперимента.

Изучались работы отечественных и зарубежных специалистов по педагогике и психологии (20 источников), а также теории и методики физического воспитания и спорта (30 источников).

Педагогическое наблюдение

В нашем исследовании мы использовали непосредственное открытое наблюдение, заключающееся в работе автора в качестве учителя физической культуры с детьми младшего школьного возраста в течение 5 лет. Наблюдение проводилось в отношении обучающихся 2-3 классов средней общеобразовательной школы. Данный метод позволил провести отбор и систематизацию народных подвижных игр для занятий с младшими школьниками, конкретизировать средства и методы, необходимые для обучения двигательным навыкам детей с учетом их индивидуальных особенностей, выявить трудности, с которыми учащимся приходится сталкиваться в учебном процессе.

Тестирование. Данный метод использовался с целью определения физической подготовленности учащихся и динамики ее развития во время педагогического эксперимента. Контрольные испытания были взяты из школьной программы по физической культуре.

1) бег на 30 м (с.). При правильной технике такого бега ребенок должен бежать свободно, легко, движения рук должны быть естественными. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад – в стороны. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.

2) челночный бег 3х10 м. (с.). Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги делаются короче, колени сгибаются, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.

3) прыжок в длину с места (см.). Техника выполнения данного теста включает в себя следующие этапы:

— подготовка к отталкиванию: ребенок становится у линии, расставляет ноги на ширине плеч или чуть-чуть поуже, затем поднимает руки вверх, одновременно вставая на носки и прогибаясь в пояснице. Затем выполняется обратное движение. Руки опускаются вниз и отводятся назад, ноги ставятся на всю стопу, при этом ребенок сгибает колени и тазобедренный сустав, корпус подает чуть вперед;

— отталкивание. Начинается тогда, когда тазобедренный сустав распрямляется, руки при этом резко выносятся вперед;

— полет. После отталкивания тело вытягивается в струну, колени подтягиваются к груди. В завершающей стадии полета руки опускаются вниз, а стопы выносятся вперед;

— приземление. Когда ноги касаются земли, учащийся должен вывести руки вперед чтобы сохранить равновесие.

Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Дается три попытки, в зачет идет лучший результат.

4) подтягивание на высокой перекладине из виса (только мальчики) – выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, с выпрямленными в вертикальной плоскости руками, туловищем и ногами, руки на ширине плеч, стопы вместе. Из исходного положения необходимо подтянуться непрерывным движением, подняв подбородок, выше грифа перекладины. Измеряется количество раз.

5) подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (только девочки) – выполняется из исходного положения: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см. Измеряется количество раз.

Педагогический эксперимент.

В нашем исследовании педагогический эксперимент проводился в течение двух лет и состоял из трех этапов: констатирующий эксперимент, формирующий и контролирующий.

Основной целью констатирующего эксперимента являлось определение начального уровня физической подготовленности испытуемых и их способности к изучению различных подвижных игр и упражнений, требуемых для освоения школьной программы. В ходе констатирующего эксперимента были установлены основные затруднения, с которыми может столкнуться учитель при использовании русских народных игр и разработаны планы-конспекты уроков.

Формирующий эксперимент проводился с целью проверки эффективности разработанной нами методики, заключающейся во включении в уроки физической культуры комплексов упражнений, разработанных на основе русских народных игр. Эксперимент проходил традиционно при помощи сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп. Контрольная группа осваивала школьную программу по традиционной методике обучения. Экспериментальная группа занималась на уроках физической культуры по разработанной нами методике с использованием русских народных игр в различных частях урока. Помимо этого экспериментальная группа посещала дополнительные факультативные часы, посвященные русским народным играм. Исследования проводились автором самостоятельно.

Контролирующий эксперимент использовался для измерения конечных результатов исследования обеих групп, с целью определения эффективности экспериментальной методики.

Метод математической статистики. Был произведен расчет достоверности различий между двумя независимыми результатами, полученными по шкале порядка с использованием U-критерия Манна-Уитни.

 

2.3. Организация исследования

 

Исследование проводилось в общеобразовательной школе 29 городского округа Мытищи. В исследовании принимали участие две группы – контрольная и экспериментальная. В каждой группе было по 20 человек: по 10 девочек и мальчиков. Возраст обучающихся составлял 8-9 лет. Исследование проводилось в течение двух лет. В рамках проводимого исследования была оценена физическая подготовленность обучающихся 2-3 классов средней общеобразовательной школы. У всех исследуемых детей не было серьезных хронических заболеваний, уровень физической подготовленности средний. Для оценки уровня физической подготовленности учащихся был проведен ряд упражнений. Оценивались координационные, скоростные и силовые физические качества обучающихся.

Исследование было проведено в три этапа:

На первом этапе исследования изучались литературные источники по интересующей нас проблеме, определялась цель и рабочая гипотеза, ставились задачи. На данном этапе проводилось педагогическое наблюдение, в ходе которого осуществлялся отбор русских народных игр для младших школьников. Автором разрабатывались комплексы специальных упражнений; уточнялись средства и методы, необходимые для развития физических качеств и формирования двигательных навыков у детей 2-3-х классов.

На втором этапе был проведен педагогический эксперимент на базе средней общеобразовательной школы №29 городского округа Мытищи. В начале исследования были проведены тесты по физической подготовленности учащихся обеих групп, в соответствии с требованиями, изложенными в комплексной программе по физической культуре. В ходе педагогического эксперимента апробировалась методика физического воспитания младших школьников с использованием русских народных игр. Особое внимание уделялось народным играм, содержащим базовые элементы школьной программы. В конце эксперимента было проведено контрольное тестирование уровня физической подготовленности обучающихся.

На третьем этапе педагогического исследования проводился анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, позволивший сделать выводы по проведенному исследованию, определить эффективность разработанной нами методики, опубликовать данные исследования, использовать их для написания выпускной квалификационной работы.

 

Глава III. Исследование влияния русских народных подвижных игр на развитие физических качеств школьников 2-3 классов в процессе учебной деятельности

3.1 Методика проведения русских народных игр на уроках физической культуры

 

Русские народные игры на протяжении многих столетий являются мощным средством воспитания детей. Они способствуют развитию всех физических качеств, формированию различных двигательных навыков, повышают интерес обучающихся к занятию спортом. Игровые задания повышают такие необходимые качества, как смелость и сообразительность, умение правильно действовать в сложной или неожиданной ситуации. В то же время далеко не все русские народные игры соответствуют современным стандартам, которыми должен руководствоваться педагог по физической культуре. Поэтому отбор народных подвижных игр является важнейшим компонентом для решения поставленных целей и задач на уроке физической культуры.

Перед тем как выбрать определенную игру или комплекс игровых упражнений, следует поставить конкретную педагогическую задачу, которую будут решать отобранные упражнения. При этом необходимо учитывать состав участников, их количество и уровень физической и технической подготовленности. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник). Во время проведения занятий при обучении новой игре целесообразно придерживаться принципа постепенности: от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному. Если неподготовленным детям дать сложную игру, то, не разобравшись в правилах, учащиеся вскоре потеряют интерес к ней. Кроме того недопонимание сути игры может привести к серьезным конфликтам как между учащимися, что приведет к потере учителем контроля над ситуацией. Для этого, чтобы определить степень сложности игры, учитывается количество элементов (технических действий), которые входят в ее состав и количество предметов, необходимых для ее проведения. Игры, состоящие из меньшего количества элементов и не распределяющие игроков на команды, считаются более легкими.

Важным фактором при отборе игры является место проведения урока или физкультурного мероприятия. Следует отметить, что далеко не все школы в достаточной степени оснащены спортивными сооружениями и оборудованием. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на спортивной площадке — игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр и т. п.

При отборе игры следует провести тщательную подготовку специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, то в процессе урока появляется простой, который приводит к нарушению дисциплины. В этом случае дети будут терять интерес к игре, и задачи, поставленные на уроке, не будут решены.

Необходимо отметить, что отбирать народные игры для занятий с младшими школьниками нужно в строгом соответствии с правилами техники безопасности и гуманистическими принципами современной педагогики. Это объясняется тем, что история русских народных игр уходит корнями в древние времена, в которых средства и методы воспитания детей не всегда совпадали с современными нормами и педагогическими принципами.

Перед объяснением целей и задач игры учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать заданное упражнение. В ходе объяснения, педагог должен сообщить название игры, ее ход, цели и задачи, рассказать о роли каждого игрока, и указать его место на площадке если того требует необходимость. Следует отметить, что объясненяя и проводя игры, учитель должен занимать положение таким образом, чтобы каждый игрок мог бы его видеть и слышать. Для того чтобы дети лучше поняли смысл игры, во время рассказа можно показывать отдельные сложные движения. Особое внимание игроки должны уделить правилам игры. При проведении игры в первый раз необходимо проверить, все ли игроки усвоили ее правила.

Важным фактором успешного решения задач является дозирование физической нагрузки. В процессе игры учителю сложнее регулировать нагрузку, чем при использовании методов строгой регламентации. При проведении народных подвижных игр педагог может использовать разнообразные приемы дозирования нагрузки: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру. Помимо этого можно изменять количество повторений игровых заданий; размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; изменять число предметов, вводить дополнительные препятствия или усложнять правила.

Особое внимание следует обратить на игры, проводящиеся на открытой местности. Они отличаются от игр в спортивном зале как содержанием, так и задачами, которые решают, а также условиями и методикой проведения. Данные игры обычно проходят во время школьных праздников, дней здоровья и.т.д. Каждая игра на местности должна начинаться и заканчиваться за заранее определенными сигналами. После окончания игры учитель вместе со всеми игроками должен подвести итоги, выявить победителей (группы или команды), сказать похвалу отдельным игрокам, которые в особенности успешно выполняли задачи, а также сказать о замечаниях, полученных игроками в ходе игры. Во время проведения игры на местности очень важным фактором является соблюдение дисциплины, правил. Благодаря этому у детей повысится заинтересованность и сформируется чувство коллективизма. Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Благодаря этому у детей создается положительный эмоциональный фон на занятиях и возникает чувство удовлетворенности, что в свою очередь формирует положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

В зависимости от времени года, места проведения, погодных условий и поставленных задач можно рекомендовать несколько вариантов построения занятия:

— игровые упражнения и подвижные игры;

— игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

— спортивные игры и игровые упражнения;

— игровые упражнения, игры-эстафеты;

— игровые упражнения, хороводные игры.

Следует отметить, что при выборе подвижных игр или игровых заданий необходимо учитывать не только условия для занятий, но и количество занимающихся. Существуют игры, предназначенные только для большого количества детей, или, напротив, для малого. Поэтому учителю при подготовке к уроку необходимо разрабатывать различные варианты проведения подвижных игр.

Нами были разработаны следующие комплексы игровых упражнений на развитие физических качеств для детей 2-3-х классов.

Комплекс игровых упражнений на развитие быстроты.
— «Рывок за мячом». Дети делятся на 2 команды, каждая рассчитывается по порядку и строится за линией старта. Учитель с мячом в руках располагается напротив команд в 10 м. от линии старта. Бросая мяч, он называет порядковый номер. Игроки названного номера бегут за мячом. Овладевший мячом игрок приносит команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока участники не сделают по 3 рывка. Побеждает команда, получившая большее количество очков.

— «Переправа». Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу. По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на одной ноге, пересекают площадку и должны как можно быстрее оказаться за линией на стороне соперника. Игрок, закончивший упражнение последним, выбывает из игры. В данной игре прыжки на одной ноге можно заметить на бег или прыжки на двух ногах.

— «Горелки». Играющие должны построиться в колонну парами и взяться за руки. Водящий становится перед колонной в нескольких шагах и поворачивается спиной к остальным игрокам. По сигналу водящего пара, которая стоит последней, как можно быстрее обегает колонну и старается встать впереди. Водящий должен опередить их и занять одно из мест первой пары. Игрок, не успевший занять место, становится водящим. Стоит отметить, что данная русская народная игра способствует развитию не только быстроты, но и внимательности. Для усложнения задания водящий может назвать любую пару.

— «Удочка». В качестве удочки берется скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. Дети становятся вокруг «рыбака» в пределах досягаемости скакалки. «Рыбак» раскручивает «удочку», пытаясь зацепить ею ноги остальных игроков. Задача «Рыбки» перепрыгнуть через нее и тем самым уберечься от «удочки». Если «рыбак» сумел дотронуться «удочкой» до другого игрока, то «рыбка» считается пойманной и она занимает место водящего. Необходимо соблюдать следующее правило – скакалку можно крутить в любую сторону, не поднимая ее от земли выше, чем на 10-20 сантиметров.
— «Будь осторожен». Данная игра напоминает «удочку», однако в ней

нужно не перепрыгивать через крутящуюся скакалку, а пробежать рядом с водящим таким образом, чтобы их не задело скакалкой. Данная игра требует от детей проявления смелости, решительности и силу воли. Для того, чтобы дети не боялись выполнять задание, скакалку следует крутить медленно. Можно скакалку заменить на более мягкую веревку с мячом на конце. Желательно играть не на выбывание, а считать штрафные очки у тех ребят, которых коснулась скакалка.

— «Горячий картофель» Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» (в качестве картошки используется волейбольный мяч) кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.
Дети перебрасывают мяч друг другу, желая как можно быстрее от него избавиться (будто это натуральная горячая картошка).
Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

— «Пол, нос и потолок». Данную игру целесообразно проводить в водно-подготовительной части урока. Она направлена на формирование внимания и быстроты реакции. Учитель называет пол, нос или потолок, а учащиеся должны правильно показать рукой. Через некоторое время задание усложняется, когда учитель называет одно, а показывает другое, тем самым путая ребят. Аналогично выполняется игровое задание «руки вперед, вверх, в стороны».

Игровые упражнения, направленные преимущественно на развитие координационных способностей.

— «Метко в цель». Игра может иметь множество различных вариантов, в зависимости от инвентаря и размеров площадки. Игроки делятся на 2 команды, затем команды выстраиваются в шеренгу и поочередно пытаются мячами попасть в кегли (или другие предметы), расположенные на расстоянии 5-8 метров от игроков.

— «Попади в шляпу» или «брось предмет в цель». Данное задание также относится к упражнению на точность. Задача игроков – попасть малым мячом в шляпу или корзину.

Лазание с предметами. Данное упражнение скорее относится к игровому заданию, нежели к игре, однако при этом оно является важным для выработки чувства равновесия у ребенка. Смысл игры заключается в том, что учащийся должен залезть на шведскую стенку с предметом, не уронив его. В качестве предмета можно использовать мяч, либо мягкую игрушку, либо мешочек на голове. Задание следует выполнять поочередно.

— «Пройди по мосточку». Игроки строятся в две колонны по обоим концам гимнастической скамейки. По команде учителя они должны пройти навстречу друг другу таким образом, чтобы «не уронить партнера в реку». Дети имеют право поддерживать и помогать друг другу. При этом следует отметить, что иногда дети применяют следующий прием взаимопомощи. Один ложится на скамейку, а другой через него перешагивает. Учителю следует запретить подобное действие, поскольку в противном случае будет потерян смысл игрового задания.

Комплекс игровых упражнений на развитие преимущественно силовых качеств.

— «Перетягивание канатов». Данная народная забава пользовалась популярностью во все времена. Следует отметить, что для нее не требуется сложного оборудования (достаточно одного прочного каната) и потому проводить ее достаточно просто. Для повышения интереса на урок можно пригласить нескольких старшеклассников (3-4 человека), которые будут состязаться с целым младшим классом. Учитель должен рассчитать силы команд таким образом, чтобы победителями вышли дети младших классов, осознав силу в сплоченности коллектива.

— Игры с элементами единоборств. Данные игры рассчитаны, в первую очередь для мальчиков. Они требуют проявления не только физической силы, но и проявления морально-волевых качеств. Как правило, на уроке физической культуры или на праздниках смысл игры заключается в выталкивании соперника за пределы круга или выведения его из равновесия. На уроках физической культуры можно использовать игры «бой петухов», в котором учащиеся пытаются вытолкнуть друг друга, стоя на одной ноге и «борьба вручную». Во время школьных праздников целесообразно применять игровое задание «бой подушками» (в старину вместо подушек использовали мешки).

— «Ловкий и смелый». Несмотря на свое название, данное игровое задание можно отнести к упражнениям на развитие силовых качеств. Дети сидят на матах, вытянув ноги вперед, в то время как учитель медленно проводит скакалкой по полу. Задача учащихся – вовремя поднять ноги и удержать их на вису, чтобы их не задела скакалка. Такое задание способствует укреплению мышц ног и брюшного пресса.

Комплексы игр на развитие нескольких качеств и навыков.

Необходимо отметить, что большинство игр развивают не одно физическое качество, а сразу несколько и в первую очередь быстроту и ловкость.

— «Быстрые и ловкие». В младшем школьном возрасте одним из важнейших навыков является ловля мяча. Задача игрока – бросить мяч через сетку или веревку, пробежать под ней и успеть поймать мяч до того, как он коснулся земли. Данное упражнение развивает такие важные навыки, как ловля мяча, умение быстро ориентироваться в пространстве, точность движений. Аналогом данной игры служит упражнение «перебрось-поймай»

— «забросай соперника мячами». Данная игра предназначена для совершенствования навыков броска и ловли мяча. Класс делится на 2 команды, каждому игроку дается мяч. Задача игры – отправить все мячи на сторону соперника. Стоит отметить, что вышесказанные упражнения могут быть подводящими к игре в пионербол, однако в них используются много мячей, и потому могут быть одновременно задействованы все дети в классе.

— Игры с осаливанием соперника рукой. Наиболее простыми и любимыми для детей являются игры, в которых водящий должен «осалить» других участников. Существует множество вариаций классической игры в «салки», которые учитель может применять на уроке физической культуры. «Салки-пересекалки», «ловишки» и «колдунчики» позволяют детям не только развивать физические качества, но и формируют навыки взаимостраховки и взаимовыручки. Игра «белые медведи» позволяет учащимся отработать командное взаимодействие при беге в парах. Достаточно интересной разновидностью подобных заданий является игра «круговые салки». Две равные команды образуют два круга – внешний и внутренний, повернувшись лицом к центру зала. По команде учащиеся передвигаются приставными шагами, причем игроки внутреннего круга держатся за руки. По свистку все останавливаются, при этом игроки наружного круга должны успеть присесть, а игроки внутреннего круга осалить тех, кто не успел присесть. Данное задание является достаточно сложным и в нашем исследовании мы его применяли на втором году эксперимента со школьниками 3-х классов.

— «Выше ножки от земли». Важность данного упражнения заключается в том, что дети в процессе игр с осаливанием учатся навыкам лазания по шведской стенке и виса. Существует более сложный вариант этого задания – игра «белки в лесу». Для данной игры желательно иметь несколько шведских стенок, в том числе в разных сторонах зала. Изначально «белки» размещаются на шведских стенках, в то время как водящий находится на полу. По команде «берегись!» «белки» должны поменяться местами, причем для этого они должны обязательно слезть на пол. Во время игры запрещается перелезать с одного лестничного пролета на другой. «Охотнику» запрещено стоять рядом с одной «белкой», в ожидании, пока та спустится. «Белка» считается пойманной, пока она была на полу или если она не поменяла свое место.

— Игры с осаливанием при помощи мяча. Умение ориентироваться в пространстве развивают комплексы игровых упражнений на увороты. Для этого применяются такие игры, как «перестрелка», «охотники и утки» и всевозможные разновидности традиционных «вышибал». Особый интерес у школьников вызывает «русская лапта». Ее преимущество заключается в том, что ее можно проводить в зале и на улице и для этого не требуется сложного оборудования. Данная игра способствует развитию точности движений и формированию навыков метания мяча, что является необходимым для освоения программы по физической культуре. Также следует выделить игру «белка-защитница». Для этого задания на верхних рейках гимнастической стенки раскладываются детские резиновые мячи, а игрок, выбранный водящим («белкой защитницей»), влезает на шведскую стенку и оттуда бросает мячи в остальных участников игры. Водящий имеет право перемещаться по шведской стенке, не опускаясь на лежащие внизу маты. Данное упражнение развивает и навыки лазания, и чувство равновесия. И точность движений. В то же время необходимо отметить, что во время этой игры необходимо очень тщательно соблюдать правило страховки.

— «Чехарда». Участники данной игры поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении. Чехарда развивает координационные способности во взаимосвязи со скоростно-силовыми качествами, формирует у детей мужество и чувство ответственности.

— «Паровозик». Данную игру мы рекомендуем проводить в виде эстафеты. Учащиеся выстраиваются в 2 колонны, при этом кладут руки на плечи впередистоящему. По команде учителя, «паровозики» стартуют, добегают до фишки и обегают ее, не расцепляя рук, и возвращаются в исходное положение. Существует и усложненная разновидность данной игры. В ней дети сперва бегут «паровозиком» в количестве двух человек, затем трех, четырех и далее по нарастающей. В этом упражнении проявления чувства коллективизма и слаженного командного взаимодействия требуются в большей степени, чем индивидуальные скоростные возможности ребенка.

Комплекс зимних народных игр.

Патрикеев А.Ю. отмечает, что многие учителя достаточно редко используют зимние подвижные игры на уроках физической культуры или не применяют вообще. [37, с. 5] В то же время необычные и разнообразные зимние народные игры положительно воздействуют на детей и повышают авторитет учителя в глазах учеников. Не каждого ребенка можно заинтересовать обычными передачами мяча или бросанием снежков, зато каждый ребенок заинтересуется игрой, в которой есть эти элементы. В ходе исследования мы отбирали игры, наиболее простые в плане организации и в то же время доступные и безопасные для детей.

«Мороз красный нос». Данная игра напоминает классические салки, однако при этом она требует куда большего внимания от детей, поскольку в ней присутствуют сбивающие факторы. На площадке расположены снежные комки, которые не имеют права задевать игроки. Тот, кто в ходе перебежки задел ком, считается «замороженным». Поэтому во время перебежек дети должны не только убегать от водящего, но и при этом не угодить в «ловушки». Для усложнения игры могут назначаться два водящих «мороза». Стоит отметить, что данная игра формирует периферическое зрение.

«Перетяжки». Эта игра хорошо развивает силу и смекалку. Дети становятся вокруг сугроба, взявшись за руки. По команде они начинают тянуть рядом стоящих, чтобы те попали в сугроб. Когда кто-то падает, тол игра останавливается, круг выравнивается и все начинается заново.

«Азбука». Данная игра осуществляется на лыжах. Игроки делятся на две команды, ведущий называет букву и дети должны как можно более быстро и четко перестроиться таким образом, чтобы образовать названную букву. Данное упражнение способствует совершенствованию поворотов на лыжах.

«Спор зимы и весны». Эта игра предназначена для отработки навыков метания на точность. Учащиеся делятся на 2 команды, на расстоянии 10 м. от игроков устанавливаются большие ведра (для каждой команды свое). Игроки пытаются попасть в ведро снежками, и чья команда заполнит свое ведро быстрее, та и победит.

«Иголочка и ниточка». Данная игра направлена на совершенствование техники лыжного хода. На площадке раскладываются различные предметы в любом порядке. После этого дети строятся в колонну. Задача «иголочки» (направляющего) – ехать, делая самые неожиданные повороты и зигзаги, а ниточки (остальных игроков) – повторить путь. Игрок, отставший на 2-3 метра или не повторивший задание, считается проигравшим.

Эстафета на лыжах. Игроки делятся на две команды. В каждой рассчитываются по порядку номеров. Четные и нечетные номера строятся в колонны напротив друг друга на расстоянии 80 м. Перед колоннами отмечается линия старта. По сигналу все четные номера, стоящие первыми, выбегают на лыжах и пересекают противоположную линию. Как только подбежавший лыжник пересек черту, вперед выбегает очередной. Побеждает команда, первая закончившая эстафету.

В ходе педагогического процесса достаточно сложной задачей для учителя является выявление и исправление ошибок у ребенка. Это объясняется тем, что во время динамичных командных игр контролировать резкие движения детей чрезвычайно трудно. Зачастую учащиеся начинают делать простые ошибки, и исправлять их, не прерывая игру, очень сложно. Поэтому учитель должен быть внимательным, наблюдательным, чтобы вовремя заметить ошибки и объяснить детям, как их исправить. Для исправления ошибок в младшем школьном возрасте следует подбирать такие ролевые или ассоциативные игры, которые можно проводить в медленном темпе. Например, при исправлении ошибок в двигательном действии, учитель может показать упражнение в медленном темпе и дать задание детям повторить движение в медленном темпе, играя в игру «замедленная съемка».

Таким образом, в нашей методике мы применяли комплексы упражнений на развитие координационных способностей, быстроты и силы, в процессе которых развивались навыки лазания по шведской стенке, ходьба по гимнастической скамейке, метание, ловля и увороты от мяча.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3