Заявка на расчет
Меню Услуги

Методика преподавания русского народного танца. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


2.2. Формирующий этап практической деятельности на базе детской танцевальной студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова.

 

Содержанием основного этапа является проведение формирующегося опытно-практической деятельности, т.е. осуществление контрольной проверки воспроизводимости результатов исследования, проведение контрольной диагностики и коррекции данных, полученных при формирующем эксперименте.

Основными методами на этом этапе являются: диагностические (тестирование, анкетирование), прогностические (опытно-практическая оценка и самооценка).

На данном этапе был представлен сам процесс обучения, т.е. конкретно проведены занятия и уроки по двум дисциплинам: русский народный и классический танец

Один раз в неделю проводились занятия по классическому танцу по первому году обучения, так как классический тренаж – это основа всей хореографии, школа для других видов танцев.

Далее было проведено анкетирование на выявление значимости русского народного танца.

Вопросы Ответы
Да Нет
1. «Хотели бы вы заниматься русским народным танцем?» 40% 60%
2. «Вы рады, если занятия отменяются?» 40% 60%
3. «Читаете ли вы какую-либо литературу и просматриваете ли видеоматериал, связанный с хореографией?» 10% 90%
4. «Как вы считаете, экзерсис классического танца необходим?» 60% 40%
5. «Любите ли вы танцевать?» 100%  
6. «Вы готовы очень много трудиться, чтобы достичь больших результатов в русском народном танцае?» 40% 60%

 

Вывод: большинство участников коллектива ходят на занятия без особого рвения и желания. В основном у большинства – это привычка, а так же привлекает момент общения, стремление хорошо и весело провести время со сверстниками.

В сложившейся ситуации развития участников коллектива в классической и народной хореографии встала необходимость в разработке и написании специальной программы по русскому народному танцу.

Экзерсис у станка

Основные положения ног:

а) 1-е свободная; б) 1-е прямая

а) 3-я свободная; б) 3-я прямая

Основные положения рук:

Подготовительное положение 4-я позиция рук

2-я позиция.

Подготовка к началу движения – preparation.

Demi plies и grands plies

Battements tendus.

Battements tendusjetes.

Flic – flac.

Характерный rond de jambe.

Rond de pied.

Battements developpes.

Grand battements jetes.

Все идет по принципу от простого к сложному, далее следует экзерсис на середине зала.

Экзерсис на середине зала

Изучаются основные движения народных танцев:

— русские танцевальные ходы;

— позиции рук, ног;

— танцевальные этюды данной национальности;

— присядки;

— дроби;

— хлопки и хлопушки;

— вращения, крутки;

— трюки.

Постановочная часть урока – репетиторство

В этой части урока вырабатывается манера исполнения, а также достигается положительный результат по мере возможности. Исполнения этюдов включает в себя проученный материал для закрепления полученных знаний. Также на уроке происходит выявление ярких, индивидуальных личностей из всего коллектива для исполнения сольных и массовых партий.

На практических занятиях по народному танцу использовались такие методы, как танцевальные упражнения, движения танца и учебные этюды.

В обучении танцу применялись две группы методов: специфические (характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Метод создания на уроке проблемной ситуации также способствовало творческой обстановке. Работая над новой учебной танцевальной комбинацией на занятиях, завершали ее вариантом, предложенным одним из участников. Участники коллектива с интересом подключаются к этому творческому процессу.

На уроке эффективными методами являлись такие как, смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда участники коллектива в течение длительного времени занимались одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они уставали, восприятие их ослабевало, а следовательно, терялось качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имела эмоциональная разгрузка. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории – непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д.

В методике преподавания русского танца нельзя ограничиваться ни одним из методов как наилучшим. Только оптимальное сочетание разных методов обеспечило успешную реализацию комплекса задач обучения танцу.

В методике преподавания русского народного танца применялись следующие словесные методы:

Дидактический рассказ. Участникам хореографического коллектива на уроке излагался учебный материал в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо русском танце, характере и манере его исполнения.

«Русская сюита» — русский народный танец. Постановка В. Мунтяна. Впервые исполнен в 1989 году в ансамбле народного танца им. Ф.Гаскарова. Даются краткие сведения о народе, танец которого исполняется, отмечаются типические черты его внешнего облика, характера, быта (характеристика действующих лиц танца), время и место действия.

Во время рассказа дети имели возможность немного отдохнуть, но при этом с интересом слушали учебный материал и хорошо его запоминали.

Описание. Это способ создания у участников хореографического коллектива представления о действии. Описание предусматривало четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания участникам хореографического коллектива сообщалось главным образом фактический материал, говорилось, что надо делать, но не указывалось, почему так надо делать. Они применяются в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда участники коллектива использовали свои знания и двигательный опыт.

Описание характера и манеры исполнения танца включает указание национальной основы танца, характеристику основных движений, особенностей их исполнения, если нужно – особенностей движения рук, головы и т.д.

При описании манеры исполнения танца указывалось и имеющиеся по этому поводу народные выражения. Такие выражения, как «Идет, что пышет, как муха дышит», «Дробит, как горох рассыпает», «Плывет, как лава» и др. помогают исполнителю найти образ, ощутить характер движения.

После этого указывалось количество исполнителей и возможность его изменения, название и характер музыкального сопровождения и его размер. Затем давались методические указания по исполнению танца, а также по обращению с предметами, нужными для него.

Схема главной описывающей фразы: Кто? Каким движением? В каком направлении? Описание положения частей тела в пространстве.

При описании движения указания относительно положения частей тела даются в следующем порядке:

  • ноги — правая и левая;
  • руки — правая и левая;
  • корпус и голова.

Направления движений ног, рук, корпуса, голова, частей тела определяются относительно исполнителей: вперед, назад, вправо, влево, вниз, вверх, впереди, позади, справа, слева, внизу, наверху. Производное направление: вперед — вправо, вперед — влево, назад — вправо, назад — влево.

Форма фразы, описывающих движения.При изучении нового движения той или иной народности оставляли народные названия: «плетенка» (украинское), «веревочка» (русское), «гасма»(грузинское) и т.п., не заменяя эти названия терминами классического танца. Если название движения отсутствует, надо попытаться максимально выразительно определить его на национальном языке.

После названия движения, короткое отражает образное смысловое содержание или соответствует общепринятое терминологии, следует его характеристика, включающая перечисление составных элементов, манеру технику исполнения, если они не определены заранее; затем указывалось возможные варианты движения. Если движение с правой и левой ноги исполняется аналогично, то описание давалось об одной из них.

Движение вначале разучивалось для одного исполнителя. В первую очередь определялось исходное положение, включающее направление на площадке, позицию ног, рук, положение корпуса и головы. Направление может быть опущено, если оно произвольно, не указываются и позиции, если они определены заранее, а также обычные исходные положения.

Завершает описание движения конечное положение.

Схема главной описывающей фразы танцевального движения: Когда? Что делать? Часть тела. Направление.

Для того чтобы участник хореографического коллектива мог правильно исполнить движение, нужно делать описание конкретно, четко и ясно, правильно располагая движения во времени.

Описание танцевального движения, независимо от структуры, делается по тактам.

Например:

1-8 такты: юноша исполняет переменный шаг с правой ноги по кругу против хода часовой стрелки.

9-14 такты: мелкий шаг спиной по кругу против хода часовой стрелки.

15-16 такты: дробный «ключ» с правой ноги лицом к зрителю.

Схема описывающей фразы движения:

Характер движения

(что делать?)

Часть тела, выполняющая движение Направление
Поднять правую ногу вперед
Взмахнуть левой рукой назад – влево
Наклонить корпус вправо
Притопнуть правой ногой рядом с левой
Притопнуть левой ногой делая шаг влево
Повернуть голову к правому плечу
Подскочить на правой ноге вперед — вправо

 

Каждый танец располагает суммой характерных движений, жестов и поз. Если это танцевальная комбинация, то помимо количества тактов, на которое оно исполнялось, указывалось названия движений в их последовательности, начиная с исходного положения, с движениями рук, корпуса, головы, с указанием направления движений до конечного положения.

Дети лучше схватывали манеру исполнения после подробных описаний, старались не упустить ни одну важную деталь, играющую роль в создании характера и манере исполнения.

4. Беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и участником хореографического коллектива. Этот метод так же применялся на уроках по народному танцу. После рассказа и описания исполнения движений той или иной народности, участники коллектива имели возможность тут же задать вопрос, переспросить, если что не понял. Таким образом, с урока ни один ученик не уходил с недопонятым материалом, всем уделялось время на интересующие их вопросы.

5.Разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с участниками хореографического коллектива после выполнения какого-либо двигательного задания, в которой осуществляется анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дельнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

После изученного материала какой-либо народности, обязательно проводился разбор, анализ и выставлялась самооценка. Ребята сами разбирали правильно ли они выполнили движения, передали характер танца, манеру. При выявлении ошибок или несоответствий, участникам хореографического коллектива самим хотелось их исправить.

Так же на занятиях применялись методы наглядности. В методике преподавания танца методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию участниками коллектива выполняемых заданий. К ним относятся:

  • методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из учащихся);
  • методы опосредственной наглядности;
  • методы направленного прочувствования двигательной деятельности;
  • методы срочной информации.

Методы непосредственной наглядности. Предназначены для создания у участников коллектива правильного представления о техники выполнения танцевального движения (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений танца преподавателем или одним из учащихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяло исключить слепое, механическое подражание.

Методы опосредственной наглядности создавали дополнительные возможности для восприятия участниками коллектива лексики русского танца с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, зарисовки рисунков, схем выполняемые участниками коллектива и др. Наглядные пособия позволяли акцентировать внимание участников хореографического коллектива. Они с интересом наблюдали за просмотром движения, старались выполнять так, как им показывали. При просмотре наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, зарисовки рисунков учащиеся могли не только получить полезную информацию, но и немного отдохнуть, что улучшало качество исполнения. Дети не выматывались на многократном повторе, а после просмотра старались выполнить движения с большим усердием.

Структура процесса обучения танцевальному движению танца и особенности его этапов

При изучении танцевального движения танца процесс делился на три этапа:

1.Этап начального разучивания.

Цель – сформировать у участника хореографического коллектива основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Основные задачи:

  1. Сформировать смысловые и зрительные представления о двигательном действии и способе его выполнения.
  2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
  3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
  4. Предупредить или устранить значительные искажения технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществлялось поочередно. Представления о технике у участников хореографического коллектива формировалось в результате объяснения упражнения, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализ мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создавало ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности участников коллектива двигательное действие разучивалось по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применялись подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнения движений.

Как правило, обучение начиналось с ведущего звена техники танцевального движения.

Освоение действия протекало без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наблюдались следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок были: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей и других двигательных качеств; боязнь, неуверенность, невнимательность, повышенная возбудимость участников коллектива, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: указывалось на ошибку, показывалось правильное исполнение и представлялись участнику коллектива дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения.

Этап углубленного разучивания.

Цель – сформировать полноценное двигательное умение.

Основные задачи:

  1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники исполнения танцевального движения .
  2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
  3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенности в ее основном звене.

Данные задачи решались параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во много зависела от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, в комплексе с ним широко применялось зрительная, музыкальная и двигательная наглядность, направленная на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия менял свои формы, ведущими становился анализ и разбор техники действия, беседа. Такой подход позволял более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко использовался комплекс разнообразных средств.

  1. Применялись упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого танцевального движения.
  2. Использовались подводящие упражнения, которые подготавливали к освоению действия путем частичного воспроизведения в упрощенной форме.
  3. Длительность применения подводящих упражнений зависело от сложности разучиваемого танцевального движения и подготовленности участников хореографического коллектива.

Эффективность использования различных упражнений (подготовительных, подводящих, имитационных) достигался при четком соблюдении следующих условий: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирования упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

В рамках одного занятия обучения на этом этапе планировалось в первой половине основной части урока, когда не наступило значительное утомление.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения танцевального движения.
  2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники исполнения.
  3. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

На этом этапе увеличилось количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет выработать гибкий навык.

На данном этапе опытно-практической деятельности предложенной программы с участниками коллектива хореографического коллектива была проведена культурная программа:

  • рассказ об истории развития русского народного танца;
  • просмотр специального подобранного материала (профессиональных коллективов, ансамблей народного танца);
  • походы на концерты и спектакли;
  • встреча с профессиональными артистами;
  • рассказ о гастрольных поездках;
  • массовые беседы руководителя с коллективом о проведенных мероприятиях (концертах, встречах и т.д.).

Так же с участниками коллектива было проведено анкетирование на выявление полученных знаний.

Знаете ли вы теперь, что такое народный экзерсис, для чего он нужен?

Все участники коллектива ответили «Да».

Знаете ли вы как возник народный танец?

Все участники хореографического коллектива ответили положительно.

Сколько в России профессиональных народных коллективов?

Многие ответили, что практически в каждой области России существует один или несколько профессиональных коллективов, не считая хоров и самодеятельных коллективов.

Каких известных танцовщиков и танцовщиц вы знаете?

Участники перечислили самых известных исполнителей как классического, так и народного танца.

По результатам проведенного опроса-анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята стали более серьезно относиться к занятиям, с большим интересом посещают уроки. Но есть в коллективе и те ребята, которых мало что заинтересовало в ходе проведенной программы.

В конце декабря было проведено итоговое занятие по народному танцу перед родителями. Целью урока было выявить рост участников коллектива. После занятия была проведена беседа, в ходе которой участники коллектива и руководитель коллектива обсудили, что получилось, а что не удалось, на что хватило сил, выносливости, на что.

После Нового года, после праздников дети пришли отдохнувшими, с новыми силами и желанием работать. Занятия по предложенной программе продолжились до конца апреля. В начале мая было проведено еще одно итоговое занятие перед родителями и администрацией центра, где занимается ансамбль. Участники коллектива разучили все элементы экзерсиса у станка в разных характерах. На середине они поразили зрителей новыми этюдами испанского, восточного, украинского характеров. Рост в танцевальной технике был очевиден. После урока родители высказали свое восхищение детьми, отметили хорошее исполнительское мастерство и качество исполнения.

В конце основного этапа участникам коллектива было предложено ответить на вопросы для выявления результатов предложенной программы.

Вопросы Ответы
Да Нет
1. Предложенная программа вам понравилась? 100%  
2. Есть ли какие-то трудности? 30% 70%
3. Занятия вам больше стали нравиться? 90% 10%
4. Вам по-прежнему хочется пропускать занятия? 10% 90%
5. Вам нравится преподаватель? 100%  
6. В дальнейшем вы бы хотели заниматься по этой программе? 90% 10%

 

Опрос участников хореографического коллектива, проведённый в конце основного этапа, показал, что с момента введения нашей культурной программы, сразу же произошли изменения в лучшую сторону: повысился уровень исполнительства, знаний, появилось желание ходить на занятия, выступать на городских концертах, демонстрируя свое мастерство.

 

2.3. Контрольный этап практической деятельности на базе детской танцевальной студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова.

 

В заключительном этапе опытно-практической работы осуществляется обработка, анализ и систематизация данных исследования, формирование основных выводов и практических рекомендаций.

Главной задачей данного этапа является сравнение результатов подготовительного и заключительного этапов, выявление различий и фиксирование полученных результатов в виде графиков.

Основными методами данного этапа являются: анализ теоретических положений, наблюдение, беседа, опрос.

На заключительном этапе, как и на подготовительном основной целью является выявление степени знаний в области хореографии.

Участникам коллектива были заданы вопросы, что и на подготовительном этапе, сравнение результатов которых приведены в таблице.

Вопросы Подготовительный этап Заключительный этап
1. Какие танцевальные народные коллективы вам известны в нашем городе и России? 10% 65%
2. Какие существуют конкурсы, фестивали? 8% 45%
3. Какие составные части урока вам известны? 15% 100%
4. Какие типы танцев вам нравятся? 25% — подвижные

65% — лирические

75% — подвижные

85% — лирические

 

В результате педагогического процесса путем интенсивных тренировок удалось добиться одинакового качественного уровня подготовки всех участников коллектива.

На основе личных наблюдений педагога и качественных показателей развития участников коллектива можно заключить, что совместными усилиями и стараниями руководителя и членов коллектива удалось добиться хороших результатов.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что дало возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

Очевидно, что уровень культурного развития участников коллектива в области хореографического искусства вырос. Но в большей степени рост произошел в области народной хореографии, что соответствует одной из задач опытно-практической деятельности.

В практике обучения танцу использовались пять видов педагогического контроля, каждый из которых имел свое назначение:

  1. Предварительный контроль проводился в начале учебного года. Он был предназначен для изучения состояния здоровья, физической подготовленности участников хореографического коллектива и определения готовности участников коллектива к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволили уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
  2. Оперативный контроль был предназначен для определения учебно-тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с цель целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием участников коллектива осуществлялся по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие и т.д. Данные оперативного контроля позволяли оперативно регулировать на занятии динамику нагрузки.
  3. Текущий контроль проводился после занятия для определения реакции организма занимающихся на нагрузку. С его помощью время восстановления работоспособности участников коллектива после разных физических нагрузок. Данные текущего состояния участников коллектива служили основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок на них.
  4. Этапный контроль служил для получения информации о кумулятивном (суммарном) учебно-тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти. С его помощью определяли правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок участников хореографического коллектива.
  5. Итоговый контроль проводился в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса обучения и его составляющих. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Большую информацию в ходе проведения опытно-практической деятельности получали с помощью педагогического наблюдения. Наблюдая в ходе занятий за участниками коллектива, обращали внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку.

Метод опроса представлял возможность получить информацию о состоянии участников коллектива на основании их собственного мнения о самочувствии до, во время и после занятий, об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться, и в тоже время следует помнить, что они не всегда отражают истинные возможности участников хореографического коллектива.

Контрольные уроки и тестирование позволили получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности участников коллектива, на основе которых делают соответствующие выводы и корректировки в планах.

Сравнение результатов предварительного, текущего и итогового контроля, а также сопоставление их с требованиями программы позволило судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в танцевальной подготовленности участников коллектива за определенный период.

Основным документом учета служил журнал учета учебной работы группы.

Вывод: представленная программа обучения русскому народному танцу показала эффективность преподавания на базе данного коллектива. У участников хореографического коллектива вырос интерес к русскому народному танцу, они стали грамотнее исполнять танцевальные движения, передавать манеру и характер танца, с интересом изучали историю и развитие русской народной хореографии.

На основании вышеизложенных итогов, приведем график творческого роста подготовительной студии.

 

Выводы

В первой главе изложена общая характеристика теории и методики преподавания танца, теоретические и методические знания о рациональных путях решений каких-либо вопросов и проблем, методы и приемы профессиональной деятельности педагога. Методика преподавания танца является одной из основных специальностей подготовки педагогов, призвана обеспечить необходимый уровень теоретических и методических знаниях о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности педагога, раскрывает в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных задач.

В начале главы дан полный понятийный аппарат терминов и ключевых слов и фраз, используемых в данной работе. Изучение истории и теории методике преподавания танца; обоснование принципов, содержание и методов обучению танца в системе хореографического искусства; определение познавательного и воспитательного значения и задач; определение содержания учебного процесса, научное апробирование программ; выработка методов и организационных форм обучения, соответствующих целям и содержанию процесса; разработка учебного материала; определение требований к исполнительскому мастерству обучающихся. Далее описывается технология воспитательной деятельности преподавания, средства и методы обучения, учебный танцевальный этюд, его сущность и роль в обучении, техника обучения народного танца как предмет обучения, основы формирования навыков исполнения движений танца.

Обучение народно-сценическому танцу в любительском хореографическом коллективе имеет свои особенности, обусловленные сомой спецификой данного вида искусства.

На сегодняшний день мы можем констатировать, что технический уровень исполнения определяет, как «класс» ансамбля, так и самого танцовщика, его профессиональное мастерство.

По результатам практической деятельности, очевидно, его проведения. Это связанно с высокими показателями роста эстетического вкуса, повышенным уровнем исполнительского мастерства русского народного танца, возросшим интересом к занятиям у участников коллектива в сравнении с показателями начального этапа. Несмотря на то, что коллектив уже добился определенных успехов, участникине знали историю зарождения и развития народного танца.

Выводы:

  1. Была сделана большая педагогическая работа внутри учебного процесса:

— проведено углубленное знакомство с русским народным танцем;

— культурная жизнь участников коллектива отличалась своей насыщенностью – знакомство с образцами русского народного танца, репертуаром профессиональных народных ансамблей.

  1. Проведено исследование по внедрению методики преподавания русского народного танца в коллективе с помощью опросных методов и педагогического наблюдения, а также опытно-практическая деятельность, состоящий из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
  2. По итогам анкетирования было выявлено отношение участников коллектива к народной хореографии и обновленной методике преподавания, а так же к руководителю коллектива. В среднем, разница полученных показателей заключительного этапа в сравнении с подготовительным выявила разницу: участники хореографического коллектива повысили уровень знаний о народном танце, стали более ответственней относится к урокам, лучше усваивать новый материал.

 

Заключение

 

Необходимо подвести следующие итоги:

Во-первых, в соответствии с представленными требованиями были сформулированы предмет, объект, гипотеза, цели, задачи, методы и подходы исследования, а также актуальность и практическая значимость данной темы.

Во-вторых, в теоретической части мы подробно рассмотрели методику, теорию и практику преподавания, процесс обучения и воспитания.

В-третьих, в опытно-практической части проведено педагогическое исследование в виде анкетирования, беседы, опроса. Полученные данные обработаны и проанализированы. По результатам анализа сделаны выводы, предложены практические рекомендации.

В-четвертых, по итогам проведенной работы мы пришли к выводу, что необходимо разрабатывать программы по народному танцу для правильной методики его преподавания, чтобы участники коллектива приобретали хореографическую школу исполнительства.

Следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Ввести изучение теории русского народного танца, выяснить сущность предмета, его творческое начало и перспективы развития;
  • Расширить практический курс по изучению русского народного танца, ознакомить с образцами народного наследия в их полном объеме;
  • Расширить концертную деятельность ансамбля не только по области, но и за ее пределами; принимать участие во всевозможных конкурсах, фестивалей, концертах для повышения стимула в творчестве у участников коллектива;
  • Стремиться обновлять репертуар не менее одного раза в год (2-3 постановки в течение года), не опускаться ниже достигнутых результатов, повышать технически-профессиональный уровень у участников коллектива.
  • Необходимо организовывать и проводить работу по повышению общекультурного кругозора участников коллектива:
  • при наличии видеозала не менее двух раз в месяц просматривать любой танцевальный материал, проводить беседы, анализировать, сравнивать, выявлять собственную точку зрения;
  • посещение гастрольных концертов по любому виду хореографии.
  • Педагог должен быть высоко профессиональной личностью во всех областях знаний, а также примером для подрастающего поколения. Каждому педагогу следует стремиться к реализации творческих способностей личности каждого участника коллектива.
  • Педагог должен методически-грамотно объясняет технику исполнения танцевальных движений, уметь показывать «в полную ногу», чтобы обучающиеся стремились повторить движение так же, исполнить его со всей отдачей.
  • Система литературной записи не дает возможности передать все нюансы техники, манеру исполнения русского танца. И здесь особенно важны помощь и профессиональные знания педагога-наставника, его теоретический (знание методики) и практический опыт.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. – 416 с.
  2. Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н.Григорович. – М.: Совет. энцикл.,1981.-С.63,503-504,558.
  3. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Уч. пос. для ин-тов культуры, театр.,хореогр. и культ.-просвет. училищ. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1973. С. 7-23; 192-225.
  4. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: изд-во СамГПУ, 2000. – 185 с.
  5. Блок Л.Д. Классический танец: история и современность / Л.Д.Блок. – М.: Искусство,1987.-556 с.; ил.
  6. Богаткова, Л. Танцы для детей / Л.Богаткова – М.: Детгиз, 1959. -168 с. Богомолова, Л.В. Основы танцевальной культуры / Л.В.Богомолова – М.: Новая школа, 1994. – 81 с.
  7. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. – 64 с.
  8. Бриске И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: уч. пос. / И.Э. Бриске; ЧГАКИ. – Челябинск, 2007. – 92 с.
  9. Бриске И.Э. Самостоятельная работа студентов по курсу «Народно – сценический танец и методика его преподавания» / И.С.Бриске.- Челябинск, 2006.- 62 с.
  10. Власенок Г.Я. Танцы народов Поволжья. Самара.: изд-во СГУ, 1992. С. 3-11.
  11. Волков И.П. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1989. – 84 с.
  12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  13. Гиндилис Н.Л., Кедров В.М. Типология творческой деятельности в зависимости от ступеней познания: Сравнительный анализ классификации творческих личностей // Психологический журнал. 1981. Т.2.№ 1. С. 54-67.
  14. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психики. Л.; М.; Искусство. 1967. – 296 с.
  15. Голейзовский К. Образцы русской народной хореографии. М.: Искусство. 1964.- 386 с.
  16. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 11. С. 100-111.
  17. Государственный образовательный стандарт профессионального образования в области культуры и искусств.- М., 2002.
  18. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: уч.пос. для студ.хореогр.фак. вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 232 с.
  19. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: Уч. пос. для вузов искусств и культуры. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  20. Джуринский , А.Н. Педагогика: история педагогических идей : учеб. Пособие / А.Н. Джуринский.- М.: Пед. о-во России,2000.-352 с.
  21. Дубских Т.М. Вербальный компонент в обучении студентов народно-сценическому танцу в вузах культуры и искусств: автореф. дис. на соиск. науч. ст. канд. пед. наук / Т.М. Дубских.- Екатеринбург,2006.-22 с.
  22. Дуранов М. Е. Педагогическая психология управления профессио-нальным образоваиием студентов в высшей школе: учеб. поеобие / М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2003. — 288 с.
  23. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  24. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Уч. пос. / ЧГАКИ. – Челябинск, 2004. – 58 с.
  25. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: М.; 1994. – 272 с.
  26. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. 1. Хореографы. Л.: Искусство, 1971. – С.332.
  27. Крылов А.А. Психология — М ., 1998. 431с
  28. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. – 127 с.
  29. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: изд-во СГПУ, 2002. – 400 с.
  30. Ладыгин Л.А. О музыкальном содержании учебных форм танца / Л.А. Ладыгин.- М.,1993.-144 с.
  31. Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива. М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
  32. Ледовская, М.Я. Я рисую танец / М.Я.Ледовская – М.: Обруч, 2005. — 47с.
  33. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. Л.; М., 1939.
  34. Мессерер А. Танец. Мысли. Время. М.: Искусство, 1979. С. 34.
  35. Методология педагогики. Сб. статей / под ред. В.В. Краевского. М.: Педагогика, 1997. – 104 с.
  36. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии / В.В.Мироненко: Уч. пособие. — М.: Просвещение, 1987 – 448 с.
  37. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А.Михайлова – Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
  38. Михайлова, М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А.Михайлова, Н.В.Воронина – Ярославль, 2000 – 96 с.
  39. Народно-сценический танец. Ч. 1. Уч.-метод. пособие для средних спец. и высших учебных заведений искусств и культуры. М.: Искусство, 1976. – 224 с.
  40. Никитин, В.Ю. Формирование творческой личности балетмейстера / В.Ю.Никитин журнал «Искусство и образование» №4 – М.: 2007. – С.96-103.
  41. Панферов В.И. Основы композиции танца: Учеб. Пособие. – Ч., 2000 – 200с.
  42. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985. С. 5-7, 61-65.
  43. Психологические тесты/ Под ред. Карелина В.Л. — М., 2000 – 145с.
  44. Пуртова, Т. Учите детей танцевать / Искусство в школе, 2007. -№4. – С.14-16.
  45. Словарь русского языка: В 4 т. М: Русский язык, 1987 г., Т1
  46. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика / С.Л.Слуцкая: Пособие для педагогических заведений – М.: Линка-Пресс, 2006.-272 с.
  47. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера.
  48. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997. – 174 с.
  49. Спичак С.Ф. Психолого-педагогические основы нравственноговоспитания. — М., 1980 – 423с.
  50. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982 — 372с.
  51. Телегин А.А., Телегина Л.А. Основы методики преподавания народно-сценического танца: Уч. пособие для студентов высших уч.зав. Самара: изд-во СГПУ, 2003. – 224 с.
  52. Ткаченко Т. Народный танец. М.: издательство «Искусство», 1967.656 с.
  53. Уральская В.И. Рождение танца. М.: Сов. Россия, 1982 г.
  54. Фомин,А. С. Танец: основные теоретические положения / С.Фомин, проф.- Новосибирск, Новосиб. Гос. Пед. Ун-т, 2007.- 234с.
  55. Фомин, А.С. Детский танец в системе воспитания и образования / А.С.Фомин – Новосибирск: 1989. -54 с.
  56. Фомин, А.С. Детский танец в системе воспитания и образования: Методические рекомендации для студентов ФДВ и ФНК. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1989.-55 с.
  57. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.
  58. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.
  59. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продук­тивного обучения. – М., 2000.

Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб: Питер, 2001.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф