Вид работы: Проект
Тема: Методика работы по курсу история древнего мира (основные приёмы)
ВВЕДЕНИЕ
Методика преподавания истории — это отрасль педагогической науки, которая изучает процесс изучения истории с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности. Также методика обучение истории– это сложный процесс, включающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты: цели обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность, а также результаты обучения.
Отношения учеников к истории можно толковать двояко, с одной стороны предмет интересен тем, что открывает завесу тайн прошедших времен с другой стороны нужно запоминать много информации — имена, даты, события процесс, которого не всегда под силу учащимся. Чтобы не приводит к безразличию учащихся к предмету, снижению желания учиться, негативному отношению к познавательной деятельности в целом необходимо сделать свои уроки как можно более интересными, разнообразными, содержательными. Для этого необходимо использовать активные методы преподавания предмета, создавать во время занятия условия для проявления познавательной активности учеников. Нужно уметь конструировать процесс обучения, ориентированный на развитие творчества и самостоятельности ученика, активизируя его внутренние потенциальные силы. Связи с этим актуальными остаются вопросы Методики работы по курсу Истории Древнего Мира и проблемы Методической разработки урока по курсу Истории Средних Веков (работа над понятиями).
Цель работы – рассмотреть методику и основных приёмов работы по курсу Истории Древнего Мира и методические разработки урока по курсу История Средних Веков.
На пути достижения поставленных целей перед контрольной работой работе поставлены следующие задачи:
- Изучить Федеральный государственный стандарт общего образования, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя, а также Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона;
- Охарактеризовать научно-методические основы работы таких исторических дисциплин как История Древнего Мира и Истории Средних веков;
- Дать характеристику перспективам приемам и понятиям методики преподавания истории.
Объект – работы по курсам истории Древнего Мира и История Средних Веков.
Предмет – Основные приемы и работы над понятиями по курсам истории Древнего Мира и История Средних Веков.
Методы исследования. Для раскрытия этих тем были применены такие методы как анализ, описание и сравнение. Анализ средств и приемов, используемых в преподавании истории, позволили подобрать наиболее подходящие и продуктивные для работы по курсу Истории Древнего Мира. Методы описания и сравнения также дали возможность подробно изучить теорию методической разработки урока по курсу Истории Средних Веков, а именно работу над понятиями.
В ходе исследования были использованы Федеральные законы и другие нормативные документы об образовании в России. Также были широко применены труды авторов по методике преподавания истории и педагогике как: С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева, Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелкова, А. Котова, Т. Е. Лискова и др.
Методика работы по курсу История Древнего Мира (основные приёмы)
Курс «История Древнего мира» содержит огромный мотивационный потенциал для самоидентификации личности. Курс истории Древнего мира формирует первые представления о таких понятиях как: история, человечество, историческое время, историческое пространство, государство, страна, народ, общество, гражданин, демократия, республика, личность, подвиг, патриот, герой и права человека[1].
Знание исторических фактов и явлений позволяет образно и доступно сформировать устойчивые представления о ключевых категориях и понятиях учебного предмета.
Курс истории Древнего мира составляют следующие содержательные линии:
а) историческое время — хронология и периодизация событий и процессов;
б) историческое пространство — историческая карта мира, её динамика и отражение на исторической карте взаимодействий человека, общества, природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества;
в) историческое движение:
— эволюция культурной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
— формирование и развитие человеческих общностей: социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
- динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
— образование и развитие государств, появление их исторических форм и типов;
- эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;
— история познания человеком окружающего мира и себя в мире и развитие научного знания и образования;
- развитие духовной и художественной культуры;
- многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей;
- вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность);
- проблема войны и мира в истории[2].
Требования к результатам изучения курсов истории Древнего мира определяются в единстве категорий «знания», «отношения», «деятельность». Очевидно, что эта специфика требований к результатам, в свою очередь, требует от педагога соответствующего построения, отбора учебного содержания по курсу.
В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими видами деятельности с учебной информацией различных жанров и из разных источников: проектирование, планирование, исследование, работа с исторической хронологией, а также выделение и различение исторического факта от исторического события. Перечисленные виды деятельности должны быть в рамках инновационных подходов к обучению. ФГОС предполагает использование учителем новых подходов в проектировании, организации и самом образовательном процессе. Новые подходы, постепенно утверждающиеся на практике, с характерной для каждого из них иерархией методов, приёмов, техник, не имеют нормативного статуса, как, например, компетентностный подход[3].
В документах последних лет он заявлен как преобладающий, например, в ФГОС, Концепции профильного обучения и Концепции модернизации образования и др. ФГОС второго поколения ориентирует педагогов на системно-деятельный подход. Конечно же, новые методы работы по истории Древнего мира требуют изменения самой методологии подготовки и проведения уроков. Окончательный выбор этих приёмов и методов работы — за педагогом.
Во время прохождения курса не только истории Древнего мира, но всего курса истории должен происходить процесс «обучающая деятельность учащегося». Так как обучение — это двухсторонний процесс, он возможен в том случае, когда совпадает деятельность педагога и учащегося. Когда одна из сторон не работает, то обучение не происходит. Методика определяет наиболее эффективные приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся. Необходимо помнить, что познавательные возможности учащихся связаны с возрастом и соответствующим уровнем исторических знаний. Только посильное познание способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.
На сегодняшний день от педагога требуется наличие знаний в сфере методики преподавания. Обладая новейшими методами обучения, педагог сможет добиться успеха в процессе преподавания того или иного предмета. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его цели. Прием — методическая категория, составная часть методов обучения, способа учебной работы учителя и учащихся который может быть выражен в перечне составляющих прием действий адекватный специфике изучаемого материала[4]. Методы обучения рассматриваются на дидактическом уровне, а приемы как оригинальное проявление этих методов
Знание методологических основ позволяет проведение структурного анализа материала, и логической его обработки и позволит выделить требующиеся базис знаний в работе по курсу истории Древнего мира. Функциональный анализ учебного исторического материала также поможет на пути определение образовательных, воспитательных и развивающих возможностей выделенного ядра знаний.
Курс история Древнего мира включает в себя приемы изучения исторических фактов. К ним относятся — повествование, сюжетное повествование, образное повествование, картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, портретное описание.
В ходе работы по курсу история Древнего мира педагоги излагают определенную тему посредством речи. Речь несёт в себе не только характер сообщения, но и выполняет на уроке ряд функций:
- Повествовательно- описательную, словом преподаватель воссоздает историческое прошлое, в его целостной картине.
- Логическая функция, от картин и образов прошлого, преподаватель подводит учащихся к выводам и обобщениям.
- Воспитывающая функция, яркое и эмоционально окрашенное слово преподавателя передает учащимся нравственную силу тех идей, которые заложены в курсе история Древнего мира[5].
Так как курс истории Древнего мира является основой и ключом целой исторической дисциплины, необходимо с первых занятий заинтересовать учащегося и дать его интересу погаснуть. Для этого педагогу необходимо обладать приёмами устного изложения теоретического материала. Все методы устного изложения делятся на 2 группы: монологические и диалог.
Монологические: делятся на повествование, описание, объяснение и рассуждение.
Повествование – сюжетное и образное.
Сюжетное повествование (рассказ или сюжетный рассказ) используется для воссоздания динамичных исторических образов, главных или основных, которая имеет завязку, высшую точку развития кульминацию и развязку. Сюжет может быть вымышленным и тогда он передает типичные черты исторических событий или явлений, которые могли произойти или многократно происходили, повторяясь в изучаемое время. Реальный конфликт воссоздает характерные признаки развития, какого-то единичного события, которое имело место в изучаемый период истории. Любой событийный материал, содержащий скрытый или открытый конфликт может быть передан в сюжетном повествовании. Вымышленные сюжеты обычно используются в средних классах реальнее старших.
Повествование образное, в отличии от сюжетного, передает главные исторические факты и их существенные детали в спокойной, бесконфликтной как правило неэмоциональной, но образной форме. Такое повествование содержит больше теоретических сведений и исторических обобщений. С помощью повествования целесообразно передача знаний по динамике какого-либо длительного или сложного процесса.
Приемы образного и сюжетного повествования могут быть дополнены приемами творческой реконструкции, которые иногда называют эффектными, поскольку с их помощью создается эффект присутствия, личной причастности учителя и учащихся передаваемым событиям.
Также очень интересно воспользоваться в ходе работы по курсу истории Древнего мира нетрадиционными приемами — персонификация, драматизация, воображаемое путешествие, стеризация интервьюирование исторических персонажей, и ролевая игра. Все эти приёмы смогут заинтересовать учащегося и подтолкнуть на самостоятельное и углубленное изучение курса.
Драматизация, прием образного или сюжетного повествования, в форме диалога 2 х или более лиц, представителей различных общественных слоев, партий, движений, выражающих различные и противоположные интересы. Двигателем повествования является конфликтная ситуация, возникающая в воображаемом споре или беседе этих людей, драматизация может быть представлена учителем или учащимися в монологических ответах, быть подготовленной в парах или группой учащихся.
Стеризация, прием имитации подлинных текстов, относящихся к определенным историко-культурным условиям. Выражением данного приема является созданием писем, дневников и т.д. Разновидностью является интервью- прием составления школьниками вопрос и ответов в воображаемой беседе с историческим персонажем. Героем интервью могут быть типичные представители общественных групп, а могут быть и реальные исторические персонажи, что потребует особенной точности и корректности вменяемых им ответов. Для изложения не главных исторических фактов, используются следующие приемы повествования — сжатое информативное сообщение и конспективное повествование[6].
Изложение существенных черт, признаков, состояния вида, характера исторических явлений, особенность описания как приема в том, что описание имеет объект, но не имеет сюжета. Описание раскрывает условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры, места исторических событий, построение войска и т.д.
Картинное описание
- Воссоздание яркого целостного образа относительно статичного исторического факта.
- Используется для создания красочных представлений об окружающей природе и местах исторических событий, жилищах, одежде, образе жизни и деятельности людей в прошлом
- Содержит в себе эпитеты, метафоры, гиперболизацию и т.п.
Аналитическое описание
- Прием, мысленно расчленяющий целостный исторический факт на составные части, детали с целью показа его структуры, назначения и взаимодействия компонентов.
- Используется преимущественно для знакомства с материальными предметами исторического прошлого.
- В отличие от картинного описания, содержит больше рациональности, логики, практичности.
Характеристика
- Точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в и внутренней связи.
- Содержит явно выраженный или скрытый оценочный компонент событий или явлений.
Виды характеристики: по объему: краткая и развернутая и по характеру изложения.
Образный прием представляет собой воссоздания ярких, оригинальных образов реальных исторических деятелей или политических, или типичных представителей социальных групп, классов и т.п. на основе портретного описания их внешности, перечисленных важнейших биографических данных, характерных особенностей поведения, мировоззрения, анализа важнейших фактов деятельности и высказываний.
Прием объяснение состоит из целостного и аргументированного изложение существенных признаков и исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Данный прием в работе по курсу Истории Древнего мира необходим для усвоения понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, осознания целей, мотивов и результатов деятельности людей, анализа и оценки культурно-исторического наследия, формирование собственных идей и убеждений[7]. Объяснение состоит из того, что объяснятся и того, чем аргументируется и конкретизируются выдвинутые положения.
Рассуждение представляет собой прием изложения теоретических сведений, представленный цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы.Этот прием обучает учащихся приемам анализа, сравнения, типологизации, обобщения и др. Помогает активировать внимание и мышление учащихся постановкой вопросов, предложением и сопоставлением нескольких альтернативных вариантов ответов, следствий, выдвижением собственных версий и оценок.
Картографическая наглядность на уроках истории Древнего мира помогут ориентироваться в особенностях исторической карты, отличать ее от географической. Виды карт по содержанию должны быть: обобщающими, тематическими картами, картосхемы, планы на местности и контурные карты.
Таким образом, умение применять разного рода методические приемы при работе истории Древнего мира позволит педагогу не только заинтересовать учащегося, но и даст импульс на пути самостоятельного и углубленного изучения данного курса.
Методическая разработка урока по курсу Истории Средних Веков (работа над понятиями)
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Прежде чем приступить к ее написанию необходимо тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки. Определить направления предстоящей работы[8].
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
- описание видов деятельности педагога и учащихся;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- осуществление связи теории с практикой на уроках;
- использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д[9].
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
- Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, по уровневые задания и т.д.)[10].
Структура методической разработки должна состоять из:
- Аннотация.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения[11].
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы должная состоять из следующих разделов:
- Характеристика темы;
- Планирование изучение темы;
- Рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
- Образовательные цели и задачи темы;
- Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
- Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
- Место и роль темы в курсе;
- Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
- Дается дидактический анализ содержания материала;
- Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
- Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
- При планировании учебной темы необходимо:
- Продумать методику преподавания темы.
- Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
- Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
- Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
В основной части можно выделить следующие разделы:
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению урока.
- План урока ( с технологической картой).
- Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
- Список литературы (источников) для учащихся.
- Список литературы для педагогов.
План урока должен состоять из следующих разделов:
- Тема программы.
- Тема урока.
- Тип урока.
- Вид урока.
- Цель методическая.
- Цели образования(обучения, воспитания, развития).
- Материально-техническое обеспечение урока.
- Межпредметные и внутрипредметные связи.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


