Скоро защита?
Меню Услуги

Методика развития грамматических навыков с использованием игровых технологий в начальной школе. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


2.2 Опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности иноязычного грамматического навыка младших школьников

Далее нами были проанализированы результаты аттестации учащихся по английскому языку за 2021-2022 у. г. По результатам итогов аттестации участники опытно-экспериментального исследования были поделены на группы – контрольную и экспериментальную:
– средний балл в контрольной группе (А)– 4,2;
– средний балл в экспериментальной группе (Б) составляет – 4,0.
Качественный анализ данных показал, что в контрольной группе «отличники» – 7 человек; «хорошисты» – 3 человека; «троечники» – 4 учащихся. В экспериментальной группе количество учащихся, получивших «отлично» – 5 человек; «хорошо» – 4 человека; «удовлетворительно» – 5 учащихся.
Для наглядности отображения полученной информации нами была составлена диаграмма соотношения успеваемости в контрольной (А) и экспериментальной (б) группах (см. рис. 1).

Рис. 1. – Сопоставление результатов аттестации участников групп «А» и «Б» за 2021-2022 у. г.
Как можно увидеть из представленной выше диаграммы, с учетом результатов количественного анализа можно считать, что разница по итогам аттестации несущественна.
Для определения первоначального уровня владения грамматическим материалом на констатирующем этапе, в экспериментальной (Б) и контрольной (А) группах было проведено тестирование. Участникам обеих групп были предложены 5 заданий, направленные на проверку понимания основного содержания, умения применять пройденный грамматический и лексический материал и отвечать на поставленные вопросы. Диагностический тест для выявления уровня владения грамматическими навыками у участников представлен ниже.
1. Complete the sentences with am, is, are.
1) There … apples in the basket.
2) He … not a driver. He works in the kindergarten.
3) It’s raining in the street. I … all wet.
4) … they Russians? – Yes, but their father is American.
5) I … a pupil and my sister … a student.
2. Answer the questions.
1) What season is it now?
2) What season is the hottest?
3) What’s your favorite color?
4) Why do people wear warm clothes in winter?
5) When is your birthday?
3. Choose the correct variant.
1) Listen! The bird … in the tree. (sings/is singing)
2) I usually … cartoons in the evening. (watch/am watching)
3) Ben … to work; he is a child. (doesn’t go; isn’t working)
4) We … in the garden at the moment. (play; are playing)
5) … you often … T-shirts? (Do … wear; Are … wearing)
4. Complete the dialogue. Use the words you know.
A Good ……………………………….., Pete! How are ……………………?
B Morning, Tom! I’m fine. And …………………………….?
A I’m ………………………….., too. Thank ………………………..
B The weather is good, it’s …………………………. today. Let’s have a picnic!
A With pleasure! I’ll bring some ……………………………… and honey.
B And I’ll bring ………………………………. juice and sandwiches.
A Great! Let’s meet ……………………………….. 2:00 p.m.
B OK. Good-………………………….!
A See you later!
5. True or False. Hi, my name is Jade. I am thirteen years old and I live in Los Angeles, in a big house. I have an amazing family. There are five members in my family. They are my grandparents, my mother, my sister and me. My grandmother is a vet who takes care of pets and animals. My grandfather is a driver and a kind man. My mother is a teacher. She cooks very delicious meals. My sister, Elli, is five years old and she wants to become a dancer. I love my family very much and we all get along very well.

True False
0) Jade is a girl.
1) Elli lives in a flat.
2) Jade’s mother is a vet.
3) Elli’s grandparents don’t work.
4) Jade is older than her sister.
5) There are 6 members in Jade’s family.

 

Задания имеют разное количество баллов. За каждый правильный ответ предполагается 1 балл. Максимальное количество баллов равно 30, что соответствует 100% выполнения задания. Участники получают оценку в зависимости от среднего балла. Соотношение полученных баллов и школьных оценок представлено в таблице 1.

 

Таблица 1.

Количественные показатели отношения оценок к баллам

Оценка Баллы Процентное соотношение
5 26 – 30 87 – 100%
4 20 – 25 66 – 86%
3 13 – 19 42 – 65%
2 Ниже 12 Ниже 42%

 

Предложенные задания оценивались согласно критериям, описанным в Таблице 2.

 

Таблица 2.

Критерии оценивания знаний по пройденному лексическому и грамматическому материалу

Параметры Кол – во баллов
-с легкостью понимает основное содержание текста;

-умеет правильно выявлять верные и ложные высказывания;

-корректно отвечает на предложенные вопросы;

-умеет различать различные грамматические времена и применять их по контексту;

-без особого труда дополняет диалог пропущенными фразами.

26 – 30
-не всегда понимает и выделяет необходимую информацию в тексте;

-допускает ошибки при выявлении верных и ложных высказываний;

— возникают сложности при определении грамматических времен по контексту и дополнении диалога пропущенными фразами.

20 – 25
-с трудом понимает основное содержание текста;

-не умеет выделять необходимую информацию и определять верные и ложные высказывания;

— не понимает разницы грамматических времен;

-не знает, как отвечать на предложенные вопросы;

-возникают трудности при дополнении диалога фразами.

13 – 19 и ниже

 

На основании выделенных критериев были выделены три уровня владения грамматическим материалом участников опытно-экспериментальной работы – высокий, средний и низкий:

– высокий уровень владения грамматическими и лексическими навыками составляет 26 – 30 баллов,

– средний уровень составляет от 20 до 25 баллов,

– низкий уровень – меньше 19 баллов.

Все уровни взаимосвязаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий и включается в его состав.

Полученные данные представлены в таблице 3, в которой наглядно показан уровень владения грамматическими навыками на уроках английского языка у участников ОЭР.

Таблица 3.

Оценка уровня владения грамматическими навыками на уроках английского языка у учащихся контрольной (А) и экспериментальной (Б) групп

Контрольная группа (А) Экспериментальная группа (Б)
Баллы Оценка Баллы Оценка
1 А 26 5 1 Б 22 4
2 А 23 4 2 Б 18 3
3 А 14 3 3 Б 15 3
4 А 21 4 4 Б 28 5
5 А 17 3 5 Б 26 5
6 А 28 5 6 Б 24 4
7 А 13 3 7 Б 18 3
8 А 22 4 8 Б 20 4
9 А 19 3 9 Б 27 5
10 А 28 5 10 Б 17 3
11 А 30 5 11 Б 10 2
12 А 20 4 12 Б 12 2
13 А 16 3 13 Б 14 3
14 А 25 4 14 Б 22 4
Ср. знач. 21,5 3,9 Ср. знач. 19,5 3,5

 

На основании полученных данных участники были сгруппированы согласно трем уровням. Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 4.

 

Таблица 4.

Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % отношении)

Группы Уровень
Высокий Средний Низкий
Контрольная группа (А) 28,6 35,7 35,7
Экспериментальная группа (Б) 21,4 28,6 50

 

Для лучшей наглядности полученные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы представлены на диаграмме (см. рис. 2).

Рис. 2 – Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по развитию грамматического навыка на уроках английского языка у контрольной (А) и экспериментальной (Б) групп

На основе количественного и качественного анализа полученных во время констатирующего эксперимента результатов можно сделать вывод, что в контрольной группе (А) к высокому уровню относятся 4 учащихся (28,6%), а в экспериментальной группе (Б) – 3 ученика (21,4%).
Участники, которые показали результаты высокого уровня:
– с легкостью понимали основное содержание предложенного текста;
– умели правильно выявлять верные и ложные высказывания;
– корректно отвечали на предложенные вопросы;
– умели различать различные грамматические времена и применять их по контексту;
– без особого труда дополняли диалог пропущенными фразами.
К среднему уровню в контрольной группе (А) можно отнести 5 учащихся (35,7%), в экспериментальной (Б) – 4 ребенка школьника (28,6%). Участники, показавшие средний уровень владения иноязычной грамматикой:
–понимали и выделяли необходимую информацию в тексте;
– допускали ошибки при выявлении верных и ложных высказываний;
– у них возникали сложности при определении грамматических времен по контексту и дополнении диалога пропущенными фразами.
К низкому уровню в контрольной группе (А) относятся 5 участников (35,7%), в экспериментальной (Б) – 7 школьников (50%). Участники, показавшие низкий уровень владения иноязычной грамматикой:
– с трудом понимают основное содержание текста;
– не умеют выделять необходимую информацию и определять верные и ложные высказывания;
– не понимают разницы грамматических времен;
– не знают, как отвечать на предложенные вопросы;
– возникают трудности при дополнении диалога фразами.
Итак, в результате констатирующей экспериментальной работы наглядно был продемонстрирован уровень знания грамматики английского языка участниками ОЭР, которые были разделены в ходе опытно-экспериментальной работы на две группы – контрольную (А) и экспериментальную (Б). Исходя из результатов констатирующего этапа возникает необходимость введения новой технологии обучения младших школьников на уроках английского языка, с применением игровых технологий для развития грамматического навыка.
Для проведения опытно-экспериментальной работы после распределения участников на контрольную (А) и экспериментальную (Б) группы, дальнейшее обучение английскому языку будет проводиться следующим образом:
– обучение иностранному языку контрольной группы будет проводиться строго в рамках ФГОС НОО ;
– обучение грамматике английского языка в экспериментальной группе будет проводиться на дополнительных частных занятиях с применением игровых технологий и включением в занятия ролевых игр, комплекс которых будет разработан нами на формирующем этапе.
С целью оценки результативности проведения опытно-экспериментальной работы нами были введены критерии оценки эффективности использования ролевых игр в развитии грамматического навыка на уроках английского языка в начальных классах.
Для обработки полученных в экспериментальном исследовании данных был использован математический метод. Оценка эффективности использования разработанного комплекса ролевых игр для развития грамматического навыка на уроках английского языка в начальных классах осуществлялась с помощью следующего коэффициента:
Ко = КБ / КА
Где «КБ» – это средний балл, полученный в экспериментальной группе (Б), которая занималась на уроках английского языка с применением игровых технологий;
«КА» – средний балл, полученный в контрольной группе, занимавшейся по традиционной методике.
Предложенную нами методику с использованием ролевых игр для развития грамматического навыка на уроках английского языка в начальных классах можно считать эффективной при Ко ˃ 1.
На формирующем этапе учащимся экспериментальной группы (Б) был предложен разработанный комплекс ролевых игр:
1. Тема «Friend», игра «My friend is sick»
Цель: Развитие грамматических навыков, активизация в речи общих и специальных вопросов, а также повторение конструкции «I have got…»
Средства: карточки с образцом диалога (для каждой пары)
Роли: friends (друзья)
Ход игры:
Подготовительный этап:
– вводится новая лексика, отрабатывается произношение чтение, перевод, выполняются различные упражнения на использование новых слов и развитие грамматических навыков;
– читаются, переводятся диалоги с грамматическими структурами, фразами и новыми словами (a sore throat; a cold; a headache; stomachache; treatment, flu, sunburn, earache, stomachache, cough, temperature), фразы (keep warm, stay in bed, to feel, sick, to feel dizzy, to be sick, to take a medicine, to drink tea with lemon, to catch a cold, running nose, to send for a doctor)
Основной этап: Учитель объявляет игру и раздаёт роли учащимся.
Задание первому участнику: вы пригласили своего друга в кино. Но позвонив ему вы выяснили, что он/она болен/а. Вы даете ему/ей совет.
Задание второму участнику: ваш друг пригласил вас в кино. Но вы заболели. Поговорите с ним/с ней по телефону.
Учитель организует работу в парах, в течение 5-10 минут учащиеся обдумывают, какие нужно вставить слова, обсуждают в парах и разыгрывают диалог перед группай. Образец диалога, в который нужно вставить пропущенные слова:
Pupil 1: Let`s go…
Pupil 2: I`m sorry, I can`t. I`m not well.
Pupil 1: What`s the matter?
Pupil 2: I`ve got a …
Pupil 1: Oh, no. You should… I hope you get better soon.
Игра рассчитана на учащихся начальной школы (3-4 классы, возраст – 10-11 лет): в 4 классе дети должны самостоятельно, используя опорные слова, составить диалог в группах.
Заключительный этап: учитель проверяет знание лексики по данной теме, умение обучающихся задавать вопросы, правильно их строить, умение коммуницировать друг с другом.
2. Тема «Food» (Еда), Игра «Bon appetit!»
Игра «Bon appetit!»
Цель: Развитие грамматических навыков, активизация конструкций «What would you like?», «I would like».
Средства: карточки с продуктами (Приложение 1)
Роли: waiter (официант), visitors (посетители)
Ход игры:
Подготовительный этап: учитель повторяет с участниками тему, показывая карточки с продуктами и задавая вопрос «What is it?». Провести подготовительную работу можно в разных формах, на усмотрение учителя и в зависимости от возраста учащихся и имеющихся знаний.
Основной этап: учитель предлагает участникам представить, что сейчас они работают в кафе официантами и у них заказали еду. Выбираются 2 участника в роли официанта и каждому раздаются разные карточки с изображением продуктов.
Далее разыгрывается полноценный диалог между «посетителем» и «официантом», например:
Waiter: Good morning! What would you like?
Visitor: I would like some coffee and a pizza, please.
Waiter: Would you like an ice cream?
Visitor: Yes, I would / No, I wouldn’t.
Waiter: There is your meal, please. Bon appetit!
Заключительный этап:
–если участник-официант правильно принёс еду, смог задать и ответить на вопросы во время игры, то учитель замечает это похвалой;
– если есть недочёты в высказываниях, ошибки, неверная интерпретация, нарушение грамматического строя, то учитель отмечает ошибки, обсуждает их, и ситуация прорабатывается заново.
3. Тема «Profession. Job» (Профессия. Работа)
Игра «What is your job?»
Цель: Развитие грамматических навыков, активизация в речи общих и специальных вопросов, конструкции «I can…»,
Средства: карточки с изображением профессий (Приложение 2)
Роли: worker (рабочий), students (ученики)
Ход игры:
Подготовительный этап: учитель повторят с участниками тему, показывая карточки с профессиями и задавая вопрос «What is it?». Провести подготовительную работу можно в разных формах, на усмотрение учителя и в зависимости от возраста учащихся и имеющихся знаний.
Основной этап: учитель объявляет, что сейчас участники окажутся в мире профориентации. Важно: объяснить детям, что это такое, почему это важно, объяснить, что они столкнутся с этим в старших классах. Детям предлагается побыть в роли рабочих и учеников, которые посещают организации, дабы узнать, кто этот человек по профессии и чем он занимается. Выбирается один участник, и он загадывает профессию, т. е. кем он является.
Далее разыгрывается полноценный диалог между работником и кандидатом на вакантную должность, например:
Student: Can you drive a car?
Worker: No, I can’t. I can sing.
Student: Are you a singer?
Worker: No, I am not.
Student: Can you dance?
Worker: Yes, I can.
Student: Are you an actor/actress?
Worker: Yes, I am.
Заключительный этап: учитель обращает внимание на постановку вопросов и на знание лексики по данной теме. Чем активнее в своей речи обучающиеся используют вопросы, конструкции и лексику, тем лучше. По итогу учитель оценивает работу каждого, кто принял участи в диалоге, и кто больше отгадал профессий.

4. Тема: «Family», Игра «My family»
Цель: Развитие грамматических навыков, активизация в речи общих и специальных вопросов.
Средства: карточки с изображением членов семьи.
Роли: host (ведущий), celebrity (звезда)
Ход игры:
Подготовительный этап: учитель повторят с участниками тему, показывая карточки, также повторяются общие вопросы.
Основной этап: Учитель предлагает представить каждой паре, что они попали на телевидение и нужно разыграть диалог между ведущим и звездой. Задача ведущего расспросить о знаменитость, о его жизни и семье.
Участники самостоятельно составляют диалог:
H: Good day, …!
C: Good day!
H: We are glad to see you. Tell us, who is in your family?
C: I have got a mother, a father and a sister.
H: How old is your sister?
C: My sister is fifteen years old.
H: Can you sister sing/draw/ speak English?
C: Yes, she does/ No, she doesn’t.
H: Thank you for your visit.
C: I was glad to see you.
Заключительный этап: учитель организует проверку диалогов в парах, оценивает. Отмечает, как ученики владеют речью, как ставят вопросы, как умеют взаимодействовать друг с другом и отвечать на вопросы.
5. Тема «Animals» (Животные). Игра «In the zoo» (В зоопарке)
Цель: Развитие грамматических навыков, активизация в речи общих и специальных вопросов, а также конструкций «Where is it from?» и «It has…».
Средства: карточки с изображением животных (Приложение 3)
Роли: guide (гид), visitors (посетители)
Ход игры:
Подготовительный этап: учитель повторяет с участниками тему, показывая карточки с животными и задавая вопрос «What is it?». Провести подготовительную работу можно в разных формах, на усмотрение учителя и в зависимости от возраста участников и имеющихся знаний.
Основной этап: учитель объявляет, что сегодня они отправятся в зоопарк. Спрашивает, а кого можно встретить в зоопарке (зверей). Предлагает участникам побывать в роли гида и посетителей зоопарка. Выбирается участник, который будет гидом по зоопарку.
Задача гида вытянуть одну карточку животного и не показывать классу. Задача обучающихся-посетителей задавать вопросы гиду, например, такие как: «Where is it from?», «What has it got?», «Has it got a…?».
Задача гида отвечать соответственно на эти вопросы. Тот, кто догадался по описанию, что это за животное, должен задать вопрос «Is it a…?» и вставить в пропуск название животного. Если обучающийся отгадал, то он заменяет гида и вытягивает следующую карточку.
Усложнение происходит по вариации вопросов: общие, специальные и альтернативные, если они уже изучены.
Заключительный этап: учитель отмечает владение участников грамматическими навыками, речью, умение обучающихся задавать вопросы, правильно их строить, умение коммуницировать друг с другом.
6. Тема «School and school subjects» (Школа), Игра «I am sick»
Цель: Развитие грамматических навыков, активизация в речи общих и специальных вопросов.
Средства: карточки с предметами школьного обихода (Приложение 4)
Роли: classmate (одноклассник), pupil (ученик)
Ход игры:
Подготовительный этап: учитель повторят с участниками лексику по данной теме, повторяют предметы, уроки. Также повторяются общие и специальные вопросы.
Основной этап: Учитель объявляет ситуацию, что один из участников заболел, и он звонит однокласснику, чтобы расспросить об уроках. Учитель заранее готовит карточки в виде телефона для двух человек. Сначала дети могут подготовить диалог самостоятельно в парах по образцу (4 класс). Диалог может выглядеть следующим образом:
Р: Hi, what was interesting today?
CM: Hi, at Math we’ve had a test. It was so difficult!
P: Oh, now, I missed the test… It’s bad.
CM: Don’t worry, Svetlana Andreevna said you can write it at home. It’s on the page 65 in your student’s book.
P: Oh, that’s great! And what was at Reading?
CM: We read the text about Winnie-the-Pooh. He is so funny, you know.
P: Yes, I read it on the summer holidays.
CM: Oh, I almost forgot! Write down the home task: read the whole text and learn a part of it by heart for the mark.
P: Thank you! Goodbye!
CM: Goodbye, friend!
Или выглядеть так:
Р: Hi, what lessons did you have today?
CM: Hi, we have Moth, Russian, English and Literature today.
P: What lessons do we have tomorrow?
CM: We will have Music, Technology, Russian and Math tomorrow.
P: Thank you! Goodbye!
CM: Goodbye, friend!
Заключительный этап: учитель отмечает владение участников грамматическими навыками, речью, как ставят вопросы, как умеют взаимодействовать друг с другом.
7. Тема «Hobbies and friends» (Хобби и друзья), Игра « I and you are friends» (Я и мои друзья)
Цель: Развитие грамматических навыков, активизация в речи общих и специальных вопросов, а также грамматической конструкции «I like to do..»
Средства: карточки с названием хобби; карточки с различными действиями (Приложение 5)
Роли: friends (друзья)
Ход игры:
Подготовительный этап: учитель повторят с участниками, показывая карточки с различными действиями – хобби, спрашивая «What is it?». Также повторяются общие и специальные вопросы
Основной этап: Учитель объявляет игру. Заранее учитель готовит небольшие карточки на всех учеников, где написаны различные хобби, причём на карточках они повторяются дважды (слова берутся только те, которые изучаются на уроке).
Учитель перемешивает карточки, каждый ученик вытягивает себе одну, не говорит и не показывает, какое хобби ему досталось. Задача участников –узнавать, у кого какое хобби. Если совпали, то пара присаживается вместе.
Пример диалога:
F1: Hello. What’s your name?
F2: My name is Kirill.
F1: Do you like to ski?
F2: No, I don’t.
F1: What do you like to do?
F2: I like to swim.
F1: Where do you like swim?
F2: I like swim in the river.
F1: Hello. Do you like ski?
F3: Yes, I do. And do you like to do it?
F1: Yes, I do. И т.д. (После этого пара садится вместе)
Заключительный этап: учитель отмечает владение участников грамматическими навыками, речью, как ставят вопросы, как умеют взаимодействовать друг с другом.
Итак, на формирующем этапе нами была проведена опытно-экспериментальная работа с применением разработанного комплекса ролевых игр для развития иноязычного грамматического навыка. После завершения формирующего этапа была проведена оценка эффективности применения игровых технологий на уроке английского языка в начальной школе (контрольный этап).
Цель контрольно-обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности разработанного нами комплекса игр для развития грамматических навыков учащихся начальной школы на уроках иностранного языка и оформлении результатов исследования.

2.3 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы

Для определения эффективности опытно-экспериментальной работы нами было проведено повторное итоговое тестирование учащихся, результаты которого представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Оценка уровня владения грамматическими навыками на уроках английского языка на контрольном этапе у учащихся контрольной и экспериментальной групп

Контрольная группа (А) Экспериментальная группа (Б)
Баллы Оценка Баллы Оценка
42 5 36 4
33 4 43 5
35 4 32 4
40 4 45 5
28 3 28 3
20 3 24 3
31 4 33 4
45 5 42 5
19 2 34 4
10А 36 4 10Б 32 4
11А 43 5 11Б 30 3
12А 26 3 12Б 19 2
13А 14 2 13Б 41 5
14А 38 4 14Б 37 4
Ср. балл. 32,1 3,7 Ср. балл. 34 3,9

 

Соотношение полученных баллов и оценок представлены в таблице 6.

 

Таблица 6.

Количественные показатели отношения оценок к баллам на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Оценка Баллы Соотношение (%)
5 41 – 47 87 – 100%
4 31 – 40 66 – 86%
3 20 – 30 42 – 65%
2 Ниже 19 Ниже 42%

 

С целью отследить степень развития грамматических навыков детей контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе и после формирующего этапа, в рамках которого участники экспериментальной группы дополнительно обучались на частных занятиях по английскому языку с применением игровых технологий (комплекса ролевых игр), проведем сравнительный анализ и представим его в таблице 7.

Таблица 7.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов (в % отношении)

Этапы опытно-экспериментальной работы Уровни
Высокий Средний Низкий
А Б А Б А Б
Констатирующий 28,6 21,4 35,7 28,6 35,7 50
Контрольный 21,4 28,6 42,9 42,8 35,7 28,6

 

Наглядно сравнительный анализ уровня владения грамматическими навыками на уроках английского языка в экспериментальной группе (Б) и контрольной группе (Б) можно увидеть на рисунке 3.

 

Рис. 3. – Сравнительный анализ уровня владения грамматическими навыками на уроках английского языка в экспериментальной группе (Б) и контрольной группе (Б)

При анализе количественных данных, приведенных в таблице 7 и на рисунке 3, нами сделаны следующие выводы:
– к низкому уровню развития иноязычных грамматических навыков отнесено 28,6% участников экспериментальной группы (Б). В сравнении с экспериментом констатирующего этапа работы количество сократилось на 21,4%;
– к среднему уровню развития иноязычных грамматических навыков отнесено 42,8% учащихся экспериментальной группы (Б). В сравнении с экспериментом констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы количество увеличилось на 14,2%;
– к высокому уровню развития иноязычных грамматических навыков отнесено 28,6% школьников экспериментальной группы (Б). В сравнении с экспериментом констатирующего этапа работы количество увеличилось на 7,2%.
Итак, проведенный анализ показывает значительное уменьшение низкого уровня развития иноязычных грамматических навыков и рост количества участников с высоким уровнем развития иноязычного грамматического навыка в экспериментальной группе (Б). Также у основной части участников экспериментальной группы (Б) средний уровень владения грамматикой английского языка после проведения опытно–экспериментальной работы увеличился.
Далее нами был использован математический метод для определения эффективности разработанного нами комплекса ролевых игр для развития иноязычного грамматического навыка на уроках английского языка в начальных классах: Ко = КБ / КА,
Где «КБ» – средний балл в экспериментальной группе (Б),
«КА» – средний балл в контрольной группе (А).
Реализацию разработанного комплекса ролевых игр для развития иноязычного грамматического навыка на уроках английского языка в начальных классах можно считать успешной при Ко ≥1.
После проведения опытно-экспериментальной работы средний балл в экспериментальной группе (Б) составил 34, а в контрольной группе (А) – 32,1.
Для определения коэффициента эффективности проделанной работы, мы подставили полученные данные в формулу и получили: Ко = 34 / 32,1 = 1,1
Ко = 1,1, что является подтверждением эффективности разработанного нами комплекса ролевых игр для развития иноязычного грамматического навыка на уроках английского языка в начальных классах.
Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности развития иноязычного грамматического навыка на уроках иностранного языка, и систематическое применение игровых технологий позволяет более эффективно формировать грамматический навык у учащихся начальных классов на уроках иностранного языка.
Выводы по второй главе
Целью опытно–экспериментальной работы, проводимой в рамках данного исследования, является разработка и апробация эффективности комплекса ролевых игр, позволяющего развивать иноязычные грамматические навыки с использованием ролевых игр в начальной школе.
Для организации опытно-экспериментальной работы нами было предложено проведение занятий по английскому языку в форме частных уроков с использованием разработанного автором комплекса ролевых игр, направленных на развитие иноязычного грамматического навыка. Опытно-экспериментальная работа была разделена на три этапа:
– констатирующий этап, в рамках которого были сформированы экспериментальная (Б) и контрольная (А) группы, было выявлено, что развитие грамматических навыков у участников ОЭР – низкое;
– формирующий этап, включал в себя разработку и апробацию разработанного комплекса ролевых игр, нацеленный на формирование иноязычного грамматического навыка у детей;
– на контрольном этапе нами было проведено итоговое тестирование участников опытно-экспериментальной работы, анализ и интерпретация полученных результатов, оценивание эффективности разработанного материала, формулирование выводов по результатам исследования.
Результаты проведенной ОЭР свидетельствуют об эффективности развития иноязычного грамматического навыка на уроках иностранного языка, и систематическое применение игровых технологий позволяет более эффективно формировать грамматический навык у учащихся начальных классов на уроках иностранного языка.

Заключение

В первой главе нашего исследования мы дали определение грамматическому навыку – синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности, и подробно разобрали его роль в обучении иностранному языку.
Нами были детально изучены различные подходы к обучению грамматике, среди которых: эксплицитный, имплицитный, дифференцированный и системно – деятельностный.
Согласно ФГОС, основной задачей школы является обеспечение учащимся условий для усвоения компетенций, которые связаны с поиском, приобретением и усвоением новых знаний. Именно системно–деятельностный подход помогает реализовать эти задачи, создавая на уроке благоприятные условия обучения с учетом возрастных особенностей школьника. Достоинством этого метода является обеспечение сознательного и управляемого овладения языковым содержанием образования.
Также, нами была рассмотрена роль игровой технологии в обучении и ее классификация и функции. Игровая технология помогает облегчить учебный процесс, вовлекая всех учащихся в активную работу на уроке. Она способствует выявлению скрытого личностного потенциала учеников, развитию коммуникативных навыков и взаимообучению. Учащимся предоставляется возможность «прожить» какое-то время в, так называемых, реальных жизненных условиях.
Подробно изучив психологические особенности младшего школьника, мы сделали вывод, что в этом возрасте для удержания внимания учеников, необходима частая смена видов деятельности во время урока, а также, использование красочного наглядного материала и применение различных игровых технологий.
Принимая во внимание особенности психологического развития младших школьников, стоит подчеркнуть преобладание у них эмоциональной сферы над интеллектуальной, в связи с этим, нельзя недооценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Таким образом, применение игровых технологий в процессе обучения иностранному языка помогает создать и укрепить учебную мотивацию учащихся младшего возраста.
Целью опытно–экспериментальной работы, проведенной в рамках данного исследования, является разработка и апробация эффективности комплекса ролевых игр, позволяющего развивать иноязычные грамматические навыки с использованием ролевых игр в начальной школе.
Для организации опытно-экспериментальной работы нами было предложено проведение занятий по английскому языку в форме частных уроков с использованием разработанного автором комплекса ролевых игр, направленных на развитие иноязычного грамматического навыка. Опытно-экспериментальная работа была разделена на три этапа:
– констатирующий этап, в рамках которого были сформированы экспериментальная (Б) и контрольная (А) группы, было выявлено, что развитие грамматических навыков у участников ОЭР – низкое;
– формирующий этап, включал в себя разработку и апробацию разработанного комплекса ролевых игр, нацеленный на формирование иноязычного грамматического навыка у детей;
– на контрольном этапе нами было проведено итоговое тестирование участников опытно-экспериментальной работы, анализ и интерпретация полученных результатов, оценивание эффективности разработанного материала, формулирование выводов по результатам исследования.
Результаты проведенной ОЭР свидетельствуют об эффективности развития иноязычного грамматического навыка на уроках иностранного языка, и систематическое применение игровых технологий позволяет более эффективно формировать грамматический навык у учащихся начальных классов на уроках иностранного языка.

Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
2. Алесина Е. В. Учебные игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 4. — С. 66-67.
3. Арзамасцева Н. И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие. — Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2017. — 28 с.
4. Артамонова Л. Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе // English. — 2018. — № 4. — С. 36.
5. Бочарова Л. Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. — 2016. — № 3. — С.50-55.
6. Будакова, О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва). – М.: Буки-Веди, 2019. – С. 152-154.
7. Верхогляд В. А. Игра на английском языке // Иностранные языки в школе. — 1980. — № 2. — С. 88-90.
8. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: Изд – во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 c.
9. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2018. – С.7–13.
10. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336c.
11. Говене Э. Игра на уроке иностранного языка // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, С.В. Калинина. — М.: Просвещение, 2019. — С. 130-135.
12. Гурвич, П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков / П.Б. Гурвич. Владимир: ВГПИ. – 2014. – 103 с.
13. Денисова Л. Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. — 1984. — № 4. — С. 82-85.
14. Ермаков В. Л. Игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-55.
15. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. – метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2018. – 59 с.
16. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2017. – №5. – С. 34 – 42.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2016. – 284 с.
18. Иванцова Т. Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 4. — С. 52-57.
19. Жучкова И. В. Дидактические игры на уроках английского языка // English. — 2016. — № 7. — С. 40-43.
20. Карелина, Н.С. Технология системно–деятельностного подхода в обучении младших школьников // Психология и педагогика XXI века: Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары.) / «Интерактив плюс», 2016. – С. 26- 30.
21. Комарова, Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам / Ю. А. Комарова. – СПб.: «Каро», 2020– 210с.
22. Королева, Н. М. Использование игровой деятельности на уроках по иностранному языку для младшего школьного возраста // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 4. – С. 92 – 98.
23. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — СПб.: КАРО, Мн.: «Четыре четверти», 2016. — 192 с.
24. Кувшинов В.И. Игры на занятиях английским языком // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 2. — С. 26-28.
25. Кузовлев, В. П. Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества / В. П. Кузовлев, В. С. Коростелёв, Е. И. Пассов // Иностранные языки в школе. 2019. – № 3 – С 3 – 16.
26. Ларкина, А.С. Особенности формирования грамматических навыков речи учащихся в начальной школе в процессе обучения английскому языку / А.С. Ларкина // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 3. – С. 105-107.
27. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2016. – С. 49 – 54.
28. Леонтьев А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. — М., 2017. — 320 с.
29. Миролюбов А.А. Сознательно – сопоставительный метод / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 6. – С. 39 – 41.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. – 12-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 640 с.
31. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка: учеб. пособие / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс: Глосса – Пресс, 2018. – 640 с.
32. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
33. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М.: Русский язык, 2019. – 278 с.
34. Парахина А. В. Игра — средство интенсификации учебного процесса // Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. Выпуск 14. — М.: Высшая школа, 2018. — С. 8-12.
35. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология» / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект – Пресс, 2017. – 460 с.
36. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 239 с.
37. Соловова Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. — М.: Просвещение, 2015. — 239 с.
38. Спиридонова Т. И. Игровые приемы для повторения пяти времен английского глагола // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 3. — С. 70-73.
39. Степанова Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. — 2019. — № 2. — С. 66-68.
40. Степнова И. С. Игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 2. — С. 90-92.
41. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: пособие для учителя / М. Ф. Стронин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
42. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В.М. Филатова) / Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2019. – 416 с.
43. Шатилов, С. Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи / С. Ф. Шатилов // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. – М.: Русский язык, 2018. – С. 295–305.
44. Шатилов, С. Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи / С. Ф. Шатилов // Иностранные языки в школе, 2017. – №6. – С. 16.
45. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – 4-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф