Скоро защита?
Меню Услуги

Методика развития грамматических навыков с использованием игровых технологий в начальной школе

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Оглавление

Введение
1. Теоретические основы формирования иноязычного грамматического навыка в начальной школе с применением игровых технологий
1.1 Понятие грамматического навыка и его роль в обучении иностранному языку
1.2 Методические подходы к обучению иноязычной грамматике в начальной школе
1.3 Психологические особенности использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике младших школьников
2. Возможности использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике в начальной школе
2.1 Методическое обоснование использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике в начальной школе
2.2 Опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности иноязычного грамматического навыка младших школьников
2.3 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

На сегодняшний день люди осознают важность владения иностранными языками, так как общение с представителями иноязычной культуры повышает социальный статус, расширяет круг возможностей, делает человека более конкурентоспособным на рынке труда.
Стоит отметить, что владение грамматикой иностранного языка является ключевым компонентом коммуникативной компетенции и основой всех видов речевой деятельности. Свободное общение на иностранном языке предполагает грамотную устную речь, формирование которой должно происходить в условиях, моделирующих процесс реальной коммуникации.
Научно доказано, что тренировка иноязычной грамматики требует достаточно много времени и многократного воспроизведения грамматической формы. Без использования игровых технологий это может привести к снижению мотивации у учащихся начальных классов к овладению грамматическими навыками английского языка, что до сих пор остается актуальной проблемой.
С учетом вышесказанного, актуальность выбора темы исследования обусловлена тем, что перед современной школой стоит задача повышения качества и эффективности обучения иностранным языкам. Таким образом, школа старается обеспечить учащихся качественными знаниями английского языка разрабатывая и применяя различные методы обучения, которые предполагают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся во время изучения учебного материала.
В последнее время методика обучения младших школьников иностранным языкам претерпела значительные трансформации, связанные со сменой целевых ориентаций, лежащих в основе современного иноязычного образования. Обучение иностранному языку в начальных классах на сегодняшний день рассматривается как одно из приоритетных направлений, что отражено в концепции ФГОС НОО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286 «Об утверждении ФГОС НОО».
В соответствии с ФГОС НОО основной задачей обучения иностранным языкам в начальной школе является развитие личности, способной осуществлять межличностное, профессиональное и межкультурное общение с носителями языка, иными словами – формирование «способности человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения». Наибольший интерес современного образования по ФГОС НОО представляет собой игра как педагогическая технология, которая помогает создать ситуацию реального общения на этапе формирования грамматических навыков младших школьников.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является методика развития иноязычных грамматических навыков с использованием игровых технологий в младших классах.
Предметом данного исследования выступает процесс формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся младших классов.
В основу данного исследования положена гипотеза о том, что формирование иноязычных грамматических навыков в начальных классах будет проходить более успешно, если в процессе обучения английскому языку использовать игровые технологии.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является разработка и апробирование методического сопровождения использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике в начальной школе
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие грамматического навыка и его роль в обучении иностранному языку;
– определить методические подходы к обучению иноязычной грамматике в начальной школе;
– рассмотреть психологические особенности использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике младших школьников;
– обосновать методическое сопровождение использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике в начальной школе;
– провести опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности иноязычного грамматического навыка младших школьников;
– проанализировать результаты опытно – экспериментальной работы.
При написании данного исследования автором были использованы следующие методы:
– анализ научных работ, посвященных теме исследования;
– иные общенаучные методы, такие как: синтез, обобщение, классификация, и пр.;
– организация опытно – экспериментальной работы: наблюдение, тестирование учащихся;
– математические, табличные и графические методы для визуального представления полученной в ходе исследования информации.
Теоретической базой для написания данной выпускной квалификационной работы послужили исследования Алесиной Е. В., Ермакова В. Л., Гальсковой, Н. Д., Арзамасцевой Н. И., Верхогляда В. А., Иванцовой Т. Ю., Карелиной Н. С., Королевой Н. М., Будаковой, О. В., Жучковой И. В., Зарукиной Е. В., Кузовлева В. П., Выготского Л. С., Артамоновой Л. Н., Комаровой Ю. А., Бочаровой Л. Н., Ларкиной А. С., Степановой Е. Л., Денисовой Л. Г., и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации существующих научных подходов к методике применения игровых технологий в процессе обучения иноязычной грамматике младших школьников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть применены на практике в процессе обучения иноязычной грамматике младших школьников, а также при разработке школьных программ и методических пособий для преподавателей английского языка.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе производственной практики, в рамках которой было предложено проведение занятий по английскому языку в форме частных уроков с использованием разработанного автором комплекса ролевых игр, направленных на развитие иноязычного грамматического навыка.
Цели и задачи определили структуру данного исследования, которое состоит из введения, основной части, в которую входят две главы, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении автором обоснованы: актуальность и выбор темы исследования, определены: цель, объект, предмет, задачи и методы работы, сформулирована гипотеза, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.
В первой главе автором рассмотрены теоретические основы формирования иноязычного грамматического навыка в начальной школе с применением игровых технологий.
Во второй главе выявлены возможности использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике в начальной школе, для чего была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя: разработку комплекса игровых занятий для развития иноязычного навыка учащихся, апробацию системы грамматических заданий на основе игровых технологий, анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы.
В приложении размещены материалы, необходимые для предоставления результатов проведенного исследования в рамках написания данной выпускной квалификационной работы, которые не вошли в основную часть.
Объем дипломной работы 61 страница. При написании диплома использовалось 45 источников.

1. Теоретические основы формирования иноязычного грамматического навыка в начальной школе с применением игровых технологий

1.1 Понятие грамматического навыка и его роль в обучении иностранному языку

В методической литературе можно найти множество определений грамматики и грамматического навыка. По определению Шатилова С. Ф., «грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания» .
Для формирования грамотной устной и письменной речи, понимания высказываний других людей при чтении и аудировании необходимо овладеть грамматикой изучаемого языка. Владение большим словарным запасом не поможет передать конкретную мысль, потому как лексические единицы только называют предмет или явление, а именно грамматика отражает отношения между ними. Она выполняют функцию строительного материала речи.
Арзамасцева Н. И. отмечает, что грамматика «это скелет, на котором держатся все слова. Речевые высказывания, тексты… это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на котором возводится здание под названием «Иностранный язык» . Изучая грамматику иностранного языка, мы лучше осознаем грамматический строй своего родного языка, развиваем наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу и общению, и в это время реализуем образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения.
По мнению Гальсковой Н. Д., грамматика – это не самоцель, а одно из средств овладения языком, неотделимый компонент всех видов речевой деятельности .
Слово грамматика многозначно, оно может употребляться в значении «грамматический строй», где обозначает строение слов и предложений в изучаемом языке, которые носитель может употреблять интуитивно или изучать в процессе обучения; и в то же время, грамматика – это теория изучаемого языка и обобщение знаний о его системе. Грамматический навык – это синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности .
С. Ф. Шатилов разделяет грамматические навыки на два вида: языковые, представляющие собой знания определенных грамматических структур и форм без употребления их в разговоре, и речевые, где употребление в речи автоматизированных грамматических явлений происходит на основании «грамматического чувства» .
Накопление языковых знаний и формирование грамматического навыка у учащихся происходит постепенно, во время работы с грамматическим материалом. Главной целью является овладение учащимися определенными навыками автоматически.
Основным требованием формирования грамматического навыка является наличие значительного количества лексического материала. Если в определенной ситуации ученик самостоятельно может быстро и грамматически правильно составить фразу, то частично он уже владеет грамматическим навыком. В современной методике под грамматическим навыком понимается «способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка» .
Соловова Е. В. выделяет синтаксические речевые навыки, важные для решения речемыслительных задач в процессе общения, и языковое обслуживание речемыслительной деятельности .
Речевые грамматические навыки, которые обеспечивают правильный и автоматизированный порядок слов в предложении в устной речи, можно определить, как синтаксические речевые навыки, т.е. владением основными синтаксическими схемами предложений.
Выделяют рецептивный и продуктивный грамматический навык, а видам речевой деятельности соответствуют грамматические навыки чтения, говорения, аудирования и письма:
– рецептивный грамматический навык – это такая способность читающего или слушающего, при которой он может соотносить грамматические формы изучаемого языка с их значением;
– продуктивный грамматический навык – это умение говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее согласно нормам данного языка. Стремление что-то сообщить или в чем-то убедить всегда является речевой задачей. Продуктивный грамматический навык должен быть устойчивым, автоматизированным, «сознательным» и гибким.
Н. Д. Гальскова выделяет следующие этапы в процессе формирования грамматических навыков:
1. Ознакомление;
2. Первичное закрепление;
3. Развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении
Грамматика является одним из важных аспектов языка, посредством которого осуществляется формирование навыков письменного и устного общения. Ее место, роль и значение при обучении иностранным языкам находятся в центре научных споров. История методики преподавания иностранных языков позволяет сделать вывод, что не существует однозначного отношения к грамматике; ее роль временами недооценивалась или совсем исключалась и это, несомненно, негативно сказывалось на результатах обучения.
Гурвич П. Б. выделяет основные аргументы, которые позволяют акцентировать внимание на грамматике как структурно-образующем элементе в процессе коммуникативно–ориентированного обучения иностранному языку :
1) Грамматика как строительный материал речи. Человек во время изучения иностранного языка запоминает большой объем различных слов и фраз. Тем не менее, количество таких элементов, которые легко можно заучить и в дальнейшем без проблем восстановить, ограничено. В этом случае человек испытывает потребность в некоторых правилах и закономерностях, которые могут ему позволить строить новые предложения. Грамматика дает учащимся возможность для неограниченного языкового творчества при построении различных предложений.
2) Организующая роль грамматики. Цель грамматики состоит в передаче нюансов мысли, а не в простом сочетании лексических единиц. Следовательно, она выполняет коррекционно-уточняющую функцию по отношению к двусмысленным и неясным фразам путем должного сочетания лексем.
3) «Языковая окаменелость». Учащиеся с высокой мотивацией и способностью к языкам с легкостью могут достичь достаточно высокого уровня владения языком без какого-либо формального обучения. В большинстве случаев, такие люди часто доходят до определенного момента, когда их прогресс останавливается. Ученые сделали вывод, что те, кто не пользуется правилами, чаще подвержены такому процессу, чем те, кто этим правилам следует.
4) Инструктивная природа грамматики. Грамматические правила являются, в некотором смысле, личными наставниками в обработке новой информации, что проявляется в последующем практическом использовании языка. Изученные правила демонстрируются в речи, поэтому не могут остаться незамеченным для учащегося. «Осознание этого факта и является необходимым условием для овладения языком». Грамматические материалы, изученные когда-то учащимся, акцентируют его внимание на их реализации в речи, тем самым в некоторой степени влияя на изучение.
5) Изолированность грамматических единиц. Любой язык воспринимается учащимися как непреодолимый барьер. Грамматика состоит из ограниченного набора правил, что, несомненно, помогает смягчить мнимое представление, как учителя, так и учащегося о том, что процесс изучения языка невероятно сложен. Грамматисты, структурируя язык и представляя его в виде грамматических единиц, делают его более доступным для восприятия. Каждая грамматическая единица может быть изолирована от языка и проанализирована в учебных целях.
6) Система грамматических правил. Грамматика представляет собой систему изучаемых правил, и подразумевает их передачу в процессе обучения. Такая передача необходима и возможна для институционально организованных условий, где высоко ценятся дисциплина, порядок и правила. При таком раскладе грамматика выступает в качестве структурной системы, которую тестируют и преподают в соответствии с методическим планом.
7) Ожидания учащихся. Многие учащиеся записываются на языковые курсы предвкушая то, чем они будут на них заниматься. Такие ожидания могут строиться на основе прошлого опыта изучения языка в классе, где обучение выстраивалось на передаче знаний.
В то же время, их ожидания грамматико-ориентированного обучения могут брать свое начало из неудачного опыта самостоятельного изучения языка. Такие учащиеся записываются на курсы для того, чтобы их изучение языка стало гораздо эффективнее и носило систематичный характер. По этой причине, учитель, который пренебрегает их ожиданиями, призывая к обычной практике языка, по всей вероятности, разрушит их мечты и отдалит от себя .
Одной из главных целей обучения иностранным языкам является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения.
Роль и место грамматики в содержании обучения иностранным языкам менялись в результате развития методики обучения. На основе исторического опыта можно сделать вывод, что отказ от изучения грамматики, так же, как и преувеличение ее роли в учебном процессе, негативно влияют на результаты обучения и уровни владения иностранным языком. Наиболее сбалансированный подход к осознанию места и роли грамматики в обучении иностранным языкам выдвигает коммуникативный метод.

1.2 Методические подходы к обучению иноязычной грамматике в начальной школе

В первую очередь, важность обучения грамматике определяется областью ее применения (устная и письменная речь). При формировании и развитии умений и навыков устной речи, грамматика играет второстепенную роль, где предполагается лишь периодическое обращение к ней. В отличии от письменной речи, где необходима постоянная целенаправленная работа над грамматикой.
Методика формирования грамматического навыка речи у младших школьников характеризуется совокупностью определенных дидактических и методических принципов :
1. Принцип последовательного обучения, при котором грамматический материал преподается в определенной последовательности.
2. Принцип двуплановости, где обучение организуется так, что при обучении грамматике ставятся и решаются не только прямые цели, которые осознаются младшими школьниками, но и косвенные, не осознаваемые цели, которые относятся к плану учителя и определяют содержание, объем и разноуровневую отработку грамматических структур изучаемого языка.
Такое обучение дает возможность учителю успешно управлять непроизвольным вниманием и памятью младших школьников, что позволяет учащимся усваивать большой объем грамматического материала. С помощью считалочек, ролевых игр и загадок, которые, в свою очередь, являются мотивационным стимулом потребностей младших школьников, можно снять психологический барьер.
3. Принцип чередования синтеза и анализа при работе с грамматическим материалом. Многократное поэтапное чередование синтетической и аналитической деятельности осуществляется при обучении младших школьников иностранному языку.
4. Традиционный принцип ситуативности, где в процессе построения учебного текста используются такие ситуации, в которых обоснованно употребляется какое-то определенное грамматическое явление: или видовременная форма, или конструкции с неличными формами глагола, или модальные глаголы. Коммуникативные задания подбираются так, чтобы учащиеся в разных ситуациях употребляли одни и те же грамматические структуры, меняясь ролями.
5. Принцип функциональности, в котором предполагается использование и оценка элементов языковой структуры с точки зрения их коммуникативной значимости в речи. Наряду с этим учитывается многозначность грамматических форм.
6. Принцип системности. Освоение грамматики как системы способствует умственному развитию младших школьников и достижению высоких результатов при выполнении грамматических тестов и сложных заданий.
Стоит заметить, что множество работ посвящено подходам и методам обучения грамматике. Методисты выделяют из них два основных подхода к обучению грамматике: эксплицитный и имплицитный. Следует отметить, что в современном образовании эти подходы не используются в чистом виде, этому содействует большое количество причин, таких как возраст, цель обучения, уровень знания учащихся, особенности грамматического материала и т.д.
Эксплицитный подход характеризуется знанием грамматических явлений и правил, которые усваиваются посредством формального обучения на уроках, в пределах контролируемого процесса обучения, а также, посредством выполнения различных заданий по исправлению ошибок. Данный подход реализуется двумя основными методами: индуктивным и дедуктивным .
Индуктивный метод в грамматике предполагает обучение по принципу движения от частного к общему, которое ведет к самостоятельному открытию правил. Преподаватель предлагает примеры предложений, а учащиеся сами выводят и формулируют правило на основе данных примеров.
Дедуктивный метод предполагает движение от общего к частному, то есть от теории к практике. В первую очередь ученики разбирают и заучивают правило, а только потом учатся применять его в предложениях. При данном методе освоение правила основывается в процессе его изучения и многократном использовании в примерах.
Имплицитный подход отличается изучением и повторением грамматических структур без заучивания правил. Это подсознательное знание языка, которое накапливается путем выполнения различных письменных и устных спонтанных упражнений. Ученик может использовать правильную временную форму, но он не может объяснить правило.
Существует также дифференцированный подход к формированию грамматического навыка речи, который подразумевает использование всевозможных методов и приемов обучения, разного рода упражнений с учетом целей обучения, языкового материала, видов речевой деятельности и особенностей младших школьников. Данный подход отличается преимущественным использованием способа учения-поиска, систематизацией грамматического материала и выделением определенных ориентиров .
При переходе общеобразовательных школ на ФГОС одной из главных задач учителей является формирование знаний согласно новым стандартам, перед школой стоит цель – обеспечить учащимся условия для усвоения компетенций, которые связаны с поиском, приобретением и усвоением новых знаний. Системно-деятельностный подход в обучении позволяет реализовать эти задачи. Ученик является субъектом учебного процесса и цель данного подхода – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности .
Методисты считают, что деятельностный подход открывает многочисленные возможности в обучении иностранным языкам. Достоинство этого подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием.
Английский язык считается одним из самых сложных школьных предметов, поэтому для эффективного преподавания нужно активизировать процесс обучения на занятиях с наименьшими затратами энергии учащихся. Использование различных методов обучения помогает в активизации деятельности учеников, развивает их мышление, навыки общения и самостоятельной работы, инициативность, что способствует преодолению монотонности на уроках.
Технология деятельностного подхода позволяет сформировать группы учащихся с различными способностями и уровнем подготовки для создания благоприятных условий обучения с учетом их особенностей. Перед учащимися необходимо ставить определенные цели, которые необходимо достигнуть, иначе, без представления конечного результата не будет активной работы на уроке. Учебная деятельность направлена на то, чтобы учащимися самостоятельно осуществлялся поиск решения учебных задач, что будет способствовать приобретению знаний не в готовом виде, а в процессе индивидуальной работы.
Обучение грамматике иностранного языка в начальной школе реализовывается на принципах деятельностной системы формирования интеллектуальных достижений, которые представляют собой отражение внешних действий. Существует ряд условий, при которых деятельностный подход улучшает уровень владения грамматическим материалом английского языка на начальном этапе обучения:
— использование образовательных технологий, которые соответствуют возрастному уровню младших школьников;
— в образовательном процессе применяются активные формы и методы обучения.
Суть этих методов состоит в том, чтобы повысить мотивацию учащихся, заинтересовать их изучать иностранный язык и сделать их активными участниками образовательного процесса.

1.3 Психологические особенности использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике младших школьников

Для того, чтобы разработанный план урока был эффективным и приносил положительные результаты при обучении иностранному языку, необходимо знать психологические особенности учащихся начальных классов. Так, следует подчеркнуть, что поступление в школу становится переломным моментом дошкольного детства и является началом младшего школьного возраста (6-7 лет). Границы данного возраста и его психологические характеристики определяются принятой на сегодняшний день системой образования, теорией психического развития и психологической возрастной периодизацией .
Поступление в школу – одно из самых важных событий отрочества каждого человека. Важность такого события, главным образом определена включением ребенка в учебную деятельность, которая становится ведущей и играет ключевую роль в развитии личности ребенка. В этот период у ребенка возникает целый ряд изменений и преобразований. Одними из важнейших становятся тяга к самоутверждению и стремление добиться признания со стороны родителей, учителей и сверстников, что, прежде всего, связано с учебной деятельностью и ее успешностью.
Младший школьный возраст – самый ответственный период школьного детства, в который происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, появляется ощущение собственной информированности и организованности, развивается навык трудолюбия и саморегуляции, от которого зависит уровень интеллекта, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Школьный учитель выступает в качестве одного из носителей социальных образцов.
Таким образом, формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению новых знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений, что подкрепляется одобрением и похвалой учителя даже за самое незначительное достижение. Дети испытывают чувство гордости и особый подъём сил, когда учитель хвалит их. Повышенный интерес к нравственности своих и чужих поступков, требование от окружающих поведения, соответствующего данным правилам, происходит во время осознания ребенком личных переживаний и началом дифференциации его внутренней и внешней жизни.
Ребенок начинает осмысливать свое поведение и более точно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, различает типы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, старается сдержаннее выражать свои эмоции, особенно негативные. В.В. Зеньковский в своей работе отмечал, что младший школьный возраст является периодом формирования моральных представлений и правил. Ребенок с удовольствием и увлечением принимает различные законы и правила, стремиться понять, что «нужно» делать .
Также, у детей 6-11 лет усиливается роль и значимость словесно-логического, смыслового запоминания и возникает возможность осознанно управлять своей памятью и регулировать её проявления. Стоит обратить внимание на то, что в младшем школьном возрасте доминирующей формой мышления является наглядно-образная. Дети лучше, быстрее запоминают и на более длительный срок сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.
В начальной школе учащиеся больше склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Принимая во внимание эту особенность, при знакомстве детей со структурами иноязычных речевых образцов важно использовать разнообразные наглядные пособия: карточки, кубики, игрушки.
В своих работах И.А. Зимняя отмечает, что младшим школьникам свойственна особая восприимчивость к языковым явлениям, и они охотно проявляют интерес к осмыслению своего речевого поведения, быстро и надежно запоминают незначительный по объему материал и безошибочно его воспроизводят .
Если обратить внимание школьника на некоторые языковые закономерности, он легко сможет выполнить примитивный анализ некоторых языковых явлений. Ребенка интересует как звучание слов, так и работа с лексической и фонетической стороной речи. Дети данного возраста испытывают необходимость в общении, и знание этих особенностей помогает создать условия для успешного обучения иностранным языкам в начальной школе.
Следует отметить, что младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Самосознание ученика интенсивно развивается, и он начинает чувствовать себя членом школьного социума со множеством различных обязанностей, которые связаны с изменением его социального статуса. Окружающие люди оценивают его достижения через призму учебной деятельности, в то время как успехи в учебе помогают ребенку ощущать себя индивидуальность, личностью, отличающейся от других.
Применение игровых технологий на уроках позволяет раскрыть возможности и скрытые способности детей, которые из-за различных обстоятельств обычно остаются в тени более успешных сверстников. Наряду с этим необходимо заметить, что игра для младших школьников является ведущим видом деятельности, которая представляет собой, прежде всего, увлекательное занятие.
Во время игры ребенку легче концентрировать свое внимание в течение достаточно длительного времени. Безусловно, учителю необходимо обучать ребенка стратегиям произвольного запоминания и помогать концентрировать его внимание путем волевого усилия. Во время урока необходима частая смена видов деятельности, использование красочного наглядного материала и применение различных игровых технологий .
В игре все равны, именно благодаря чувству равенства, атмосфере заинтересованности и радости, ощущению посильности заданий; все это позволяет ребятам справиться со стеснительностью, которая препятствует свободному употреблению в речи иностранных слов и которая порой негативно сказываются на результатах обучения.
Принимая во внимание особенности психологического развития школьников, стоит подчеркнуть преобладание у них эмоциональной сферы над интеллектуальной, в связи с этим, нельзя недооценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Во время планирования уроков, необходимо помнить о том, что ученики не только должны запомнить новые слова, ту или иную структуру, но и развить свои индивидуальные способности, для этого важно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.
Именно в младшем школьном возрасте происходит совершенствование знаний, умений и навыков, и к 3-4 классу большинство детей открывает для себя общие и специальные способности к разнообразным видам деятельности. К общим способностям можно отнести стремление ребенка к приобретению новых ЗУН, а к специальным – углубление в изучение отдельных школьных предметов, в различные виды трудовой деятельности и в общение .
Таким образом, младший школьный возраст является первой ступенью в формировании большого количества новообразований, без которых неосуществимо совершенствование учебной деятельности. В это время ребенок старается активизировать уже имеющиеся ресурсы для того, чтобы овладеть новой учебной деятельностью, но наряду с этим, он испытывает стресс в результате множества изменений. В связи с этим, применение игровых технологий на уроках в начальных классах благотворно влияет на психическое состояние детей в переходный период.
Выводы по первой главе:
В первой главе нашего исследования мы дали определение грамматическому навыку – синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности, и подробно разобрали его роль в обучении иностранному языку.
Нами были детально изучены различные подходы к обучению грамматике, среди которых: эксплицитный, имплицитный, дифференцированный и системно – деятельностный.
Согласно ФГОС, основной задачей школы является обеспечение учащимся условий для усвоения компетенций, которые связаны с поиском, приобретением и усвоением новых знаний. Именно системно–деятельностный подход помогает реализовать эти задачи, создавая на уроке благоприятные условия обучения с учетом возрастных особенностей школьника. Достоинством этого метода является обеспечение сознательного и управляемого овладения языковым содержанием образования.
Также, нами была рассмотрена роль игровой технологии в обучении и ее классификация и функции. Игровая технология помогает облегчить учебный процесс, вовлекая всех учащихся в активную работу на уроке. Она способствует выявлению скрытого личностного потенциала учеников, развитию коммуникативных навыков и взаимообучению. Учащимся предоставляется возможность «прожить» какое – то время в, так называемых, реальных жизненных условиях.
Подробно изучив психологические особенности младшего школьника, мы сделали вывод, что в этом возрасте для удержания внимания учеников, необходима частая смена видов деятельности во время урока, а также, использование красочного наглядного материала и применение различных игровых технологий.
Принимая во внимание особенности психологического развития младших школьников, стоит подчеркнуть преобладание у них эмоциональной сферы над интеллектуальной, в связи с этим, нельзя недооценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора.
Таким образом, применение игровых технологий в процессе обучения иностранному языка может помочь создать и укрепить учебную мотивацию учащихся младшего возраста.

 

2. Возможности использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике в начальной школе

2.1 Методическое обоснование использования игровых технологий в обучении иноязычной грамматике в начальной школе

Целью опытно–экспериментальной работы, проводимой в рамках данного исследования, является разработка и апробация эффективности комплекса ролевых игр, позволяющего развивать иноязычные грамматические навыки с использованием ролевых игр в начальной школе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить этапы опытно-экспериментальной работы;
2. Выявить исходный уровень владения иноязычным грамматическим навыком у участников опытно-экспериментальной работы;
3. Определить критерии оценивания результатов опытно-экспериментального исследования;
4. Определить эффективность применения ролевых игр в учебном процессе при развитии иноязычного грамматического навыка у учащихся начальных классов.
Для организации опытно-экспериментальной работы нами было предложено проведение занятий по английскому языку в форме частных уроков с использованием разработанного автором комплекса ролевых игр, направленных на развитие иноязычного грамматического навыка.
Для обоснования эффективности игровых технологий в обучении грамматике английского языка младших школьников, в качестве контрольной группы (для сравнения) автором были использованы результаты обучения английскому языку у учащихся 4-го класса школы, обучающихся по типовой образовательной программе.
Выборка исследования:
– контрольная группа (А) – 14 учащихся начальных классов (4-й класс) школ, обучающихся по типовой программе (Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО), разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО) ;
– экспериментальная группа (Б) – 14 учащихся начальных классов (4-й класс), посещающие дополнительные частные уроки английского языка с применением игровых технологий, на которых был использован разработанный нами авторский комплекс ролевых игр, направленных на развитие иноязычного грамматического навыка.
Данные участников опытно-экспериментальной работы получены с согласия их родителей и педагогов. Получено согласие на использование в рамках дополнительных занятий нового авторского разработанного комплекса «грамматических» ролевых игр.
Опытно-экспериментальная работа была разделена на три этапа:
– констатирующий этап, в рамках которого проводится формирование контрольной и экспериментальной групп, а также определение уровня развития иноязычного грамматического навыка четвероклассников;
– формирующий этап, включающий в себя разработку и апробацию системы игровых заданий для развития иноязычного грамматического навыка учащихся экспериментальной группы на частных дополнительных занятиях по английскому языку с помощью игровых технологий;
– контрольный этап, подразумевающий проведение итогового тестирования участников опытно-экспериментальной работы, анализ и интерпретацию полученных результатов, оценивание эффективности разработанного материала, формулирование выводов по результатам исследования.
Опытно-экспериментальная работа предполагает следующие результаты:
– на констатирующем этапе: формирование контрольной и экспериментальной групп, получение результатов тестирования, причем критерием разделения учащихся по группам стал одинаковый (или почти одинаковый) уровень знаний английского языка у детей (определялся по итоговым баллам за предыдущий класс);
– результатом формирующего этапа исследования является разработка комплекса игровых занятий для развития иноязычного навыка учащихся экспериментальной группы, апробация системы грамматических заданий на основе игровых технологий;
– результатом контрольного этапа является повторная проверка уровня владения пройденным материалом, анализ полученных результатов, определение эффективности разработанной системы игровых заданий и подведение итогов эксперимента на основе полученных данных .
Стоит отметить, что в рамках данного исследования фамилии, имена, и иные данные детей, указывающих на их личность, заменены безличными номерами с целью соблюдения законодательных норм о защите персональных данных в РФ. Учащимся контрольной группы присвоен индекс «А», учащимся экспериментальной группы – индекс «Б».


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф