ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Был проведен эксперимент среди обучающихся средней школы на уроках физической культуры на базе МБОУ «Гореловская ООШ» Чаинского района Томской области.
Эксперимент длился 6 месяцев. Были определены две группы (5 «А» — экспериментальная группа и 5 «Б» — контрольная группа). В каждом классе по 20 учеников. В 6-х классах тоже проводился эксперимент, но так как он является единственным в параллели, не было возможности организовывать контрольную группу. Это обстоятельство не позволяет объективно оценивать полученные результаты.
Все участники относятся по данным медицинского осмотра к основной медицинской группе и не имели ограничений к занятиям физическими упражнениями, приблизительно одинакового уровня развития и физической подготовки.
Данное исследование проводилось с декабря 2020 года по май 2020 года и включало три этапа.
Констатирующий этап (декабрь 2020 года) уточнялось направление исследования, определялись методы исследования. Наблюдения за учащимися позволили составить контрольные испытания по воспитанию выносливости детей среднего школьного возраста в общеобразовательной школе.
Формирующий этап (январь 2020 года). Проводились контрольные испытания с целью определения начального уровня общей выносливости обучающихся. Проведены контрольные испытания по определению уровня развития общей выносливости у учащихся 5-Х классов и применялись комплексы физических упражнений, направленные на воспитание их выносливости.
Контрольный этап (январь 2020 года — май 2020 года). Были проведены контрольные испытания по определению уровня общей выносливости школьников после проведенных уроков. Осуществлялся анализ результатов практической деятельности. Полученные данные обрабатывались и анализировались, подводились итоги эксперимента.
За время эксперимента проведено 85 уроков с применением экспериментальной методики.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались общепринятые методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
- контрольные испытания (тесты);
- педагогический эксперимент;
- метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Педагогическое наблюдение.
Педагогические наблюдения выполнялись на уроках непосредственно, т.е. в качестве учителя физической культуры. Цель чтобы получить необходимые данные для построения общей картины личности учащегося, а также с целью выявления успешности реализуемого педагогического процесса, заключается в экспериментальном обосновании методических приёмов использования кругового метода и метода строго регламентированного упражнения в воспитании общей выносливости у школьников возраста 11-13 лет на уроках по физической культуре.
Педагогическое тестирование
Для определения эффективности методики проводилось тестирование:
- Перед началом эксперимента 10.01.2020г
- По завершении эксперимента 30.05.2020г
При подборе тестов, выявляющих двигательные функции детей, руководствовались основными требованиями, согласно которым упражнения должны быть:
- достаточно простыми и доступными для всех испытуемых, не требующими длительного предварительного обучения;
- разнообразными, для того чтобы можно было получить объективную характеристику физической подготовленности детей.
Для определения влияния различных средств и методов физической подготовки с целью развития общей и специальной выносливости школьников возраста 11-13 лет были использованы следующие тесты:
- для определения уровня развития общей выносливости – шестиминутный бег;
- для определения уровня развития скоростной выносливости – бег на 100 м;
- для определения уровня развития силовой выносливости – подтягивание на высокой перекладине из виса;
- для определения уровня развития мышц брюшного пресса – поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены, выполняется наклон вперёд до касания локтями середины бедра (количество повторений за 30 с).
6-ти минутный бег выполнялся на беговой дорожке стадиона в форме соревнования. По команде «На старт!» испытуемые принимают положение высокого старта на стартовой линии. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег в течение 6 минут. По истечении времени подается звуковой сигнал, после которого учащиеся прекращают бег. Выполнялась одна попытка. Результат пробегания дистанции фиксировался в метрах [22].
Бег 100 метров. Проведение контрольного испытания проходило на дорожке школьного стадиона в соревновательной форме. Результат пробегания дистанции фиксировался секундомером с точностью до 0,1 с [22].
Подтягивание на высокой перекладине выполнялось из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Участник подтягивался так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем возвращается в вис и продолжает выполнение упражнения. Испытание выполняется на максимальное количество раз доступное участнику.
Для измерения силовой выносливости мышц-сгибателей туловища, применялось контрольное испытание – поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 1 мин. Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, руки за головой, пальцы в замок. Партнер прижимает ступни ног испытуемого к полу. По команде «Марш!» тестируемый должен энергично согнуться до касания локтями коленей и обратным движением вернуться в исходное положение. Запрещается расцеплять руки за головой. Засчитывается количество сгибаний в одной попытке за 1 минуту. Упражнение выполняется на гимнастическом мате [22].
Необходимо отметить, что подобные тесты использовались ранее многими исследователями (В.И. Козловский, 1974; К. Гриндлен, 1976; П.Н. Казаков, 1978; В.К. Жуков, 1983; И.П. Вилков, 1988; К.К. Бондаренко, 1994 и др.).
