1.3. Методы учета и анализа расходов на производстве и себестоимости продукции
Важную роль в управлении себестоимостью играет экономический анализ, который позволяет оценить хозяйственные ситуации, связанные с формированием себестоимости продукции, выявить недостатки, резервы улучшения использования ресурсов и принять соответствующие управленческие решения.
Особую актуальность проблема методики анализа расходов на производстве и себестоимости продукции приобретает на современном этапе. Многие отечественные и зарубежные экономисты исследуют проблемы методики анализа расходов: Ивашкевич В. Б., Дусаева Е. М., Карпова Т. П., Бере Г., Купер Р., Джонсон Т., Каплан Р.
Эффективный анализ расходов возможен только в комплексе с другими основными элементами менеджмента предприятия, который включает операции, которые отражают принятие оптимальных управленческих решений на основании анализа и обеспечение его выполнения на основе определенной аналитической информации.
На сегодняшний день проблема в использовании различных методик анализа расходов на производство и себестоимость продукции состоит в том, что учетные системы должны способствовать удовлетворению информационных потребностей системы управления предприятием, поэтому необходима разработка комбинированных подходов к выбору способов измерения и группировки расходов.
В основе аналитической детализации и группировки расходов для формирования системы производственного учета предприятия определяющую роль играют такие объекты, как центры возникновения расходов, непосредственно центры расходов и конечные центры ответственности, в рамках которых выделяются определенные технологические операции.
Формирование информации о расходах является повторением хода непосредственного производственного процесса и предопределено движением материальных ресурсов по соответствующим стадиям технологического процесса, наращиванием трудовых расходов по мере обработки материалов, расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, услуг вспомогательных производств и тому подобное.
В современных условиях предприятию необходима система производственного учета со стратегической направленностью. Переход от формы анализа расходов на управленческой основе к управлению расходами на стратегической базе основная перспективная задача предприятия.
Действенность системы во многом зависит от правильной регламентации объема информации, циркулирующей как по горизонтали, так и по вертикали. Он должен, с одной стороны, давать как можно полное и достоверное представление о процесс формирования производственных расходов в тот или иной временной отрезок, на том или ином уровне управления и быть достаточным для принятия различных хозяйственных решений, направленных, в частности, и на снижение расходов. С другой стороны, такая информация должна быть конкретной, содержать ограниченное количество главных (наиболее информативных) показателей и быть максимально доступной для восприятия и оперативной обработки.
Управление расходами предприятия предполагает системный подход, то есть цели предприятия могут быть достигнуты только в результате осознанной реализации взаимозависимости основных функциональных миссий предприятия.
Методика анализа калькулирования себестоимости промышленной продукции, которая применяется на сегодняшний день, осуществляется последовательно в два этапа:
– сначала анализируются прямые расходы, относящиеся непосредственно на себестоимость конкретных видов продукции;
– затем анализируются косвенные расходы, которые планируются и учитываются в целом по цеху и относятся на конкретные виды продукции с учетом их трудоемкости.
Измерять и анализировать расходы предприятия необходимо, прежде всего, для построения интегрированной системы управления расходами. Основной методологической особенностью системы управления издержками, что применяется сейчас на промышленных предприятиях является использование зависимости величины расходов от объемов производства продукции. Такая методика не учитывает технологическую специфику отдельных видов промышленного производства и не обеспечивает менеджмент предприятия надлежащей аналитической информацией.
В учебной экономической литературе представлено множество методик, позволяющие проанализировать расходы на производство продукции предприятия. Для изучения данной темы рассмотрим методики Бороненкова С. А., Любушина Н. П., Скамая Л. Г., Савицкой Г. В.
Рассмотрим краткую характеристику данных методик.
В методике, предложенной Н. П. Любушиным, анализ себестоимости продукции (работ, услуг) проводится по следующим направлениям:
– анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;
– горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расходов;
– факторный анализ себестоимости продукции;
– выявление резервов снижения себестоимости.
Н. П. Любушин выделяет следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на изменение уровня расходов на 1 руб. товарной продукции:
– структура выпуска продукции;
– уровень расходов на единицу продукции;
– цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы;
– цены на продукцию.
Расходы необходимо пересчитать в сопоставимые цены. Методика такого пересчета аналогична методике расчета индексов физического объема выпуска продукции и товарооборота. На себестоимость продукции влияет объем выпуска продукции (фактор первого порядка). Расчет этого влияния при использовании способа абсолютных разниц производится по формуле:
∆С(Q) = ∆Q*C0
Где ∆Q — объем продукции
С0 — суммы расходов базисного и отчетного года;
Анализ себестоимости продукции в методике, предложенной Скамаем Л. Г., проводится по следующим основным направлениям:
– анализ динамики и структуры расходов на производство;
– анализ себестоимости единицы продукции;
– факторный анализ по статьям калькуляции;
– анализ расходов на 1 руб. выпущенной продукции;
– анализ «расходы — объем — прибыль».
Факторы, влияющие на расходы на 1 руб. продукции, выделяемые в методике Л. Г. Скамая, совпадают с факторами Н. П. Любушина.
До сих пор анализировалась себестоимость продукции, при которой предусматриваются расчет и включение всех издержек, связанных с производством и продажей продукции. Однако этот метод не учитывает, что себестоимость изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Другой метод калькулирования себестоимости, который выделяет Л. Г. Скамай, основан на калькулировании себестоимости по переменным расходам или по величине маржинального дохода. В основе этого метода лежит расчет средних переменных издержек и средней величины покрытия (маржинального дохода). С помощью анализа величины маржинального дохода можно выявить взаимосвязи финансовых результатов от издержек и объемов производства. Поэтому этот метод назвали анализом «расходы — объем — производство». Ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и калькулирование за счет резко уменьшившегося числа статей расходов.
Рассмотрим методику, предложенную С. А. Бороненковой. Согласно данной методике, информационной базой анализа расходов на производство является:
– смета расходов на производство в целом;
– сметы общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов;
– сметы потерь от брака;
– плановые калькуляции.
По методике С. А. Боронековой, анализ расходов на 1 руб. продукции, работ, услуг производится индексным методом, при этом анализируются влияние таких факторов, как сдвиги в структуре продукции, изменение расходов на производство, изменение цен на продукцию. Также анализируется влияние на расходы на 1 руб. продукции изменение отдельных компонентов расходов: материалоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рассмотренных методиках цели и основные направления анализа расходов на производство продукции предприятия примерно совпадают. Основные различия заключаются в методах, которые используются при анализе отдельных направлений. Необходимо отметить, что методика, предложенная С. А. Бороненковой, является наиболее подробной, позволяющая провести наиболее полный анализ расходов.
Рассмотрим особенности методики анализа расходов на производство и себестоимости продукции.
Выделим задачи методики анализа расходов на производство продукции:
– общая оценка плана по расходам на производство продукции на обоснованность и напряжённость, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения расходов;
– анализ динамики по фактическим показателям расходов на производство и оценка плана по расходам на производство по факту его выполнения;
– определение факторов, которые влияют на динамику показателей расходов на производство, а также выполнения плана по ним, величины и причин отклонений, которые возникают в фактических расходах от плановых;
– анализ расходов на производство отдельного вида продукции;
– определение резервов, которые возможны при дальнейшем снижении расходов на производство продукции;
– оценка и определение оптимального соотношения по выручке и произведенным расходам.
Методика анализа расходов на производство продукции должна быть произведена по следующей схеме.
- Определить абсолютные и относительные отклонения показателей расходов на производство по сравнению с аналогичными показателями прошлых лет и от плана.
- Провести оценку изменений в структуре расходов на производство, определить изменения удельного веса по отдельным статьям расходов от аналогичных данных по прошлым годам и плану, исчислить влияние данных отклонений по итоговому показатель. Одновременно необходимо выделить статьи расходов, которые имеют наибольший удельный вес в расходах на производство, и статьи расходов с наибольшими изменениями. Анализ должен быть произведен по данным статьям отдельно. Отличительная особенность данной методики является то, что статьи расходов могут выступать не только как факторы, которые влияют на изменение расходов на производство, но и в качестве отдельных компонентов, формирующих ее структуру.
- Определить уровень расходов на рубль товарной продукции, которая характеризуется окупаемостью, провести анализ динамики данного показателя и оценить факторы, которые влияют на его уровень.
Основными данными в процессе применения методики анализа расходов будут данные бухгалтерского учета предприятия, так как именно учет расходов на производство и калькулирование себестоимости продукции — центральное звено в системе бухгалтерского учета. Важным является тот факт, что данные бухгалтерского учета должны быть достоверными и сформированными в соответствии актами бухучета, действующими на сегодняшний день.
Таким образом, методика анализа себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение, так как именно на ее основании существует возможность выявить тенденции в изменениях данных показателей, выполнении плана, определении влияния факторов на прирост плана и на выявленной основе оценить работу предприятия по вопросу использования возможностей и установления резервов снижения себестоимости продукции. Для управления расходами с учетом технологической специфики предприятия важным моментом является определение носителей расходов. Это, прежде всего, связано с необходимостью калькулирования себестоимости, соответственно должна быть обеспечена согласованность носителей расходов с объектами калькулирования.
В зависимости от технологии и характера продукции, носителями расходов могут быть изделия (полуфабрикаты), группы однородных изделий, виды работ и др. Другими словами, это виды продукции предприятия, предназначенные для реализации. Также важным моментом организации экономического анализа на предприятии является наличие достоверной аналитической информации о расходах по элементам. Это необходимо для изучения влияния производственных расходов на основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. При этом во внимание могут приниматься как общие расходы производства, так и относительные, удельные, в разрезе элементов расходов, и тому подобное.
Основой анализа направлен на установление связи между расходами и объемом производства, но при этом важным моментом является учет и других факторов.
Статистические данные в анализе расходов должны удовлетворять следующим условиям: удельные расходы должны определяться фактическими расходами производственных факторов, при условии правильного распределения расходов во времени; данные о расходах на различных временных интервалах должны быть сопоставимы; статистические данные о расходах не должны содержать расходы, которые вызваны случайными обстоятельствами.
Определение влияния тех или иных факторов на себестоимость продукции производится методом элиминирования или балансовым методом, в частности для проверки полноты и достоверности используемой информации и правильности определения влияния различных факторов на величину отклонения фактической себестоимости продукции от плановой как в целом, так и в отдельных статьях.
Информационное обеспечение предприятий с длительным производственным циклом имеет определенные особенности: объемы данных значительны и должны обрабатываться в достаточно ограниченные сроки; выходные данные неоднократно обрабатываются с различных производственных точек зрения с учетом технологической специфики и требований потребителей; результаты аналитических расчетов должны храниться длительное время.
Поскольку система управления расходами обеспечивает взаимосвязь всех функций управления, то для организации качественного аналитического обеспечения предприятия необходимо: установить объем, содержание, периодичность предоставления соответствующей первичной документации; разработать систему показателей и факторов, соответствующих особенностям определенного производства; уточнить технические приемы проведения анализа в рамках разработанной системы показателей и факторов; детально изучить взаимосвязь аналитических задач.
Экономические показатели являются важным инструментом оценки, планирования и управления деятельностью предприятия. На разных стадиях анализа показатели могут выступать как: результат работы, фактор формирования, признак изменения, конечная цель или промежуточное следствие.
Система показателей производственного предприятия характеризуется, прежде всего, показателями организационно-технического уровня, а именно — производственной структурой, качеством продукции, уровнем концентрации и специализации производства, длительностью производственного цикла, технической и энергетической обеспеченностью труда, уровнем организации производства и управления, прогрессивностью технологических процессов.
Организация аналитического процесса на предприятии предусматривает соответствующую этапность его проведения. Первым и самым ответственным этапом аналитической работы является разработка программы анализа, поскольку именно на этом этапе определяется цель анализа, задачи, которые должны быть решены для ее достижения, объекты анализа и система показателей, с помощью которых оценивается эффективность работы предприятия.
Глубина и эффективность экономического анализа зависит от объема и качества информации, используемой в процессе аналитических исследований, поэтому следующим этапом является определение объемов информационного обеспечения и подготовка аналитических показателей непосредственно анализа. Далее происходит аналитическая обработка показателей с помощью технических приемов. В условиях производства с длительным технологическим циклом используются следующие способы экономического анализа.
По результатам аналитической обработки выполняется оценка результатов хозяйственной деятельности с учетом действия различных факторов, устранение недостатков, внедрения мероприятий научно-технического развития (НТР) для мобилизации неиспользованных резервов и оптимизации уровня расходов.
В качестве предложений с целью формирования комбинированной методики учета расходов предлагаем: для отображения результатов аналитической обработки показателей сначала подготовить аналитически-информационную базу путем внедрения следующей последовательности мероприятий:
- Совершенствование системы кодирования информации.
- Организация соответствующей системы документооборота.
- Подсчет себестоимости каждой операции.
- Определение количества готовой продукции, поступившей на склад.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Первым этапом является кодирование расходов для построения компьютерной системы производственного учета. Первичным элементом кодирования в данной системе будет отдельная технологическая операция. Такая система будет способствовать проведению многомерного анализа расходов по следующим аспектам: по различным производственным линиям, каналам сбыта, заказчикам; по составляющим технологического процесса и структурными подразделениями предприятия. Создание такой многоаспектной модели позволит расширить функции анализа и оценки системы производственного учета предприятия и обеспечит необходимые условия для принятия соответствующих управленческих решений.
Вторым этапом является организация системы документооборота, что будет отвечать потребностям управления расходами и обеспечит точность их калькулирования и распределения. Производственные расходы определенного цеха промышленного предприятия формируются на базе следующих первичных документов: оборотных ведомостей списания материалов, актов по расходованию энергетических ресурсов, сведений по заработной плате, актов выполненных услуг. Используя данные указанных документов и систему кодирования по отдельным операциям, может быть создана «Ведомость операционного учета», где по каждой уникальной операции будет подсчитана сумма прямых расходов.
Третьим этапом является распределение общей суммы косвенных расходов цеха между всеми уникальными операциями и подсчет себестоимости каждой из них в части производственной себестоимости.
На последнем этапе по информации о себестоимости готовой продукции определяется количество готовой продукции, поступившей на склад. Трудоемкость изготовления продукции по различным стандартам (для металлопродукции, например) не одинакова. Отношение трудоемкости конкретного стандарта к базовому является коэффициентом трудоемкости. Соответственно, общий объем изготовления продукции приводится в условных тоннах, производственные расходы на одну условную тонну распределяются пропорционально количеству условных тонн по каждому шифру (технологической группе). В результате получаем сумму производственных расходов по каждому шифру и, соответственно, стандарта и марке продукции.
Основным преимуществом приведенной последовательности формирования расходов после выполнения операций, является то, что она позволяет определить операции с максимальной себестоимостью. Появляется возможность анализировать причины таких расходов, разрабатывать меры по их снижению. Также появляется возможность получать достоверные суммы расходов по операциям, где внедрены мероприятия НТР и качественно проводить расчет экономической эффективности таких мероприятий.
Для достижения максимальной эффективности работы центров ответственности необходимо придерживаться следующих условий:
– закрепить за центром ответственности производственную зону, оборудование и механизмы, а также конкретный комплекс работ с определением начальных и конечных технологических операций;
– организовать оборудованные места хранения сырья, материалов, готовой продукции и других ресурсов согласно установленным производственным нормам;
– обеспечить рабочие места необходимыми приборами для контроля за расходованием ресурсов и соблюдением технологических параметров;
– обеспечить своевременно и в полном объеме сырьем и материалами, необходимыми для работы каждый центр ответственности.
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что постановка системы анализа и оценки возникает не только из субъективных положений о необходимости сбора, обобщения и размежевания расходов в различных отраслях хозяйственной деятельности предприятия, но и по ряду объективных закономерностей, обусловленных особенностями технологии и организации определенного вида промышленного производства.
Таким образом, формирование системы управления расходами должна быть основано на процессах разработки и внедрения различных способов классификации и анализе производственных расходов. Определение центров ответственности на основании расходов направлено на организацию системы управления производственными расходами, которая должна быть максимально приближена к организационной структуре предприятия учитывая специфические особенности предприятия на различных стадиях — получения и обработки аналитической информации и принятия оперативных управленческих решений.
Процесс обеспечения необходимой связи между производственными, технологическими и экономическими службами на предприятии позволит построить интегрированную систему учета. Обработка информации в рамках интегрированного учета взаимодействие между структурными подразделениями предприятия может способствовать проведению глубокого и детализированного анализа имеющихся экономических показателей с одновременным оцениванием результатов деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом, обеспечивать планирование и прогнозирование направлений развития хозяйственной деятельности организации.
2. Организация Учета расходов и исчисление себестоимости продукции на ООО «ТД «ГраСС»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ТД «ГРАСС»
ООО «ТД «ГраСС» образовано в соответствии с приказом Госимущества РФ от 30.12.1993 года №228 в результате разгосударствления.
Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах устанавливаемых Договором о закреплении имущества, на правах полного хозяйственного ведения.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов предприятия являются:
-собственный капитал;
— прибыль, получаемая от реализации работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
— кредитов банков и других кредиторов;
— амортизационные отчисления;
— иные источники, допускаемые законодательством Российской Федерации.
Основным видом деятельности ООО «ТД «ГраСС» является производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий.
ООО «ТД «ГРАСС» – крупное предприятие с высоким производственным потенциалом, основой которого является техническая база, оснащённая современным производственным оборудованием, и высококвалифицированным промышленно – производственным персоналом.
ООО «ТД «ГРАСС» имеет 2 основных цеха:
- кондитерский цех;
- хлебобулочный цех
вспомогательные цеха и участки:
- автотранспортное подразделение;
- ремонтно – механическое подразделение,
- энергетическое подразделение;
- складской участок;
- производственно-технологическая лаборатория;
- хозяйственный участок.
Структура производства и управления построена на принципе централизации и специализации всех структурных подразделений.
Деятельность ООО «ТД «ГРАСС» за период 2016-2017 гг. характеризуются показателями приведенными в таблице 1.
Таблица 1 — Основные экономические показатели ООО «ТД «ГраСС» за 2016-2017 гг.
Показатель | Единица измерения | Значение за год | При-рост | Темп роста, % | |
2016 г. | 2017 г. | ||||
Выручка от продажи продукции | тыс. руб. | 4447 | 4953 | 506 | 111,38 |
Себестоимость продукции | тыс. руб. | 1256 | 2830 | 1574 | 225,32 |
Валовая прибыль | тыс. руб. | 3191 | 2123 | -1068 | 66,53 |
Чистая прибыль | тыс. руб. | 2774 | 1923 | -851 | 69,32 |
Расходы на рубль продаж | коп./руб. | 28,24 | 57,14 | 28,9 | 202,34 |
Среднесписочная численность работников | чел. | 206 | 236 | 30 | 115,1 |
Производительность труда | тыс.руб./ | 21,59 | 20,98 | -0,61 | 97,17 |
чел.-год |
Как показывают данные таблицы 1, выручка от продажи продукции увеличилась и составила 111,38 %, что в денежном выражении составило 506 тыс. руб. Себестоимость продукции увеличилась на 1574 тыс.руб. или на 125,32%. Т.к. темп роста себестоимости больше темпа роста выручки от продажи, то валовая прибыль в процентном выражении снизилась на 33,47%, в то же время расходы на рубль продаж выросли на 28,9 коп. Среднесписочная численность рабочих увеличилась на 115,1% в отчетном году, темп роста производительности труда снизился и составил 97,17%.
Существенными текущими преимуществами предприятия являются:
1) Значительная доля рынка в г. Златоусте по большинству ассортиментных групп производимой продукции.
2) Работоспособный состав руководителей, которые по своим возрастным, интеллектуальным и волевым возможностям способны осуществить системные преобразования бизнеса.
3) Выраженная склонность руководства предприятия к саморефлексии, осмыслению своего управленческого опыта, что проявляется в интересе к анализу стратегического положения предприятия с привлечением внешних консультантов даже при сильно ограниченных финансовых ресурсах.
4) Наличие по отдельным направлениям деятельности объективных данных за продолжительную ретроспективу, позволяющих выполнять прогнозные и аналитические расчеты (данные об объемах продаж, рейтинге покупателей).
5) Сильное формальное и неформальное лидерство первого руководителя предприятия, осуществляющего координацию деятельности как на основе прямого контроля, так и на основе стандартизации знаний работников.
6) Достаточно высокий уровень относительной стабильности работающих на предприятии.
7) Довольно развитое кадровое ядро предприятия, включающее большое количество работников, тесно связывающих свои жизненные планы с будущим предприятием.
8) По большинству видов продукции поддерживается необходимый уровень качества, оцениваемый рынком.
9) Широкий набор товарных групп и ассортиментных рядов.
10) Наличие значительных групп потребителей, отдающих предпочтение продукции предприятия.
11) Производственные мощности позволяют существенно увеличить объем выпускаемой продукции.
2.2. Учет расходов на производство продукции на ООО «ТД «ГРАСС»
Ведение бухгалтерского учета и хранение первичных документов в ООО «ТД «ГраСС» осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утвержден в соответствии с приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н. В организации используются типовые формы первичных документов согласно утвержденным Унифицированным формам государственного статистического наблюдения. Форма ведения бухгалтерского учета автоматизированная с использованием бухгалтерской программы «БЭСТ-ПРО».
Программа «БЭСТ-ПРО», используемая для учета хозяйственных операций на исследуемом объекте, охватывает все стадии бухгалтерского учета.
На первой стадии оформляются необходимые первичные документы, служащие основанием для перемещения денежных средств или материальных ценностей. С помощью программы можно подготовить необходимые платежные документы и внутренние документы на перемещение материальных ценностей.
На второй стадии операции, совершенные на основах соответствующих документов, отражаются на счетах бухгалтерского учета.
В системе автоматизации предусмотрен комплекс специальных средств, позволяющих:
— вести учет всех хозяйственных операций в хронологическом порядке с отражением средств на синтетических счетах и счетах аналитического учета;
— вести учет основных средств в инвентарной картотеке, регистрировать операции с инвентарными объектами, производить их переоценку, рассчитывать амортизационные отчисления, производить операции по перемещению, реконструкции, ремонту, списанию инвентарных объектов, хранить историю всех этих операций;
— вести учет материальных запасов в разрезе материально-ответственных лиц;
— вести учет расчетов с дебиторами и кредиторами.
На третьей стадии готовятся внутренние и внешние отчетные документы по фактам финансово-хозяйственной деятельности за определенный учетный период.
На этой стадии по данным учета хозяйственных операций можно:
— получать периодическую отчетность по движению средств в виде оборотного баланса, главной книги, книги учета хозяйственных операций, кассовой книги, ведомостей аналитического учета нескольких видов, ведомостей расчетов с дебиторами и кредиторами, инвентаризационной описи, отчетов по аналитическим данным к счетам, настраиваемых отчетов;
— получать баланс предприятия, приложения к балансу и другие формы отчетности для представления в государственные органы.
На четвертой, заключительной, стадии проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
С помощью словарей системы можно настроить план счетов по своему усмотрению, составить описание структуры баланса организации, включить в систему дополнительные формы платежных либо внутренних документов, что является положительным моментом.
Отдельным АРМ оборудован участок учета заработной платы. Расчет производится также автоматизировано с использованием программы УПТЗ (учета персонала, труда и заработной платы). Преимуществом можно считать, что локальная сеть и описанные две бухгалтерские программы поддерживаются единым производителем. Данный производитель обеспечивает сервисное обслуживание на всем протяжении использования программ автоматизации учета, а также возможность обратиться за консультацией по телефону «горячей линии».
Существует возможность переноса свода проводок (мемориального ордера) из программы расчета заработной платы в программу автоматизации бухгалтерского учета и автоматического создания в ней проводки по начислению заработной платы на соответствующие калькуляционные счета.
Процесс производства построен таким образом, что на предприятии ООО «ТД «ГраСС» существует хлебобулочный цех и кондитерский цех. В производственно-технологической лаборатории происходит разработка новых видов хлебобулочных и кондитерских изделий. Из производственно-технологической лаборатории утвержденные изделия поступают на серийное производство.
На предприятиях хлебопекарной промышленности учет расходов и исчисление себестоимости продукции осуществляется по передельному методу с применением элементов нормативного.
В первичной документации и в оперативной отчетности отражаются (за смену, сутки, декаду и т.д.) не только фактический расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов, но и расход их по нормам. Это позволяет своевременно выявить экономию или перерасход в результате отступления от установленного технологического режима, изменений состава израсходованного сырья и материалов или ассортимента выпущенной продукции. Таким образом, используя элементы нормативного метода учета, осуществляют контроль и анализ расходов на производство.
В рассматриваемой отрасли хлебопекарной промышленности к основным производствам относятся: производство хлеба, булочных, бараночных, сухарных, сдобных, кондитерских, пряничных изделий, блинной муки.
Обобщение расходов основного производства ведут по видам и сортам изделий, т.е. по каждому наименованию хлеба, хлебобулочных изделий, а также прочей продукции, вырабатываемой хлебопекарным предприятием. Кроме того, учет ведут по цехам, производствам, участкам и т.п., а также по калькуляционным статьям.
Согласно приказу об учетной политике предприятия для учета расходов на производство используется целая система производственных счетов:
1) счет 20 – «Основное производство»;
2) счет 23 – «Вспомогательное производство»;
3) счет 26 – «Общехозяйственные расходы»;
4) счет 28 – «Брак в производстве»;
5) счет 97 – «Расходы будущих периодов».
1) Счет 20 «Основное производство» калькуляционный, активный. Дебетовое сальдо отражает фактическую себестоимость незавершенного производства в основных цехах на 1-е число месяца. Однако, учитывая маловременной производственный цикл производства, остаток по 20 счету всегда равен нулю. Оборот показывает прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции (Дт сч. 20 «Основное производство», Кт сч. 10, 70, 69 и др.); косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства (Дт сч. 20 «Основное производство», Кт сч. 26); потери то брака (Дт сч. 20 «Основное производство», Кт сч. 28 «Потери от брака»), расходы вспомогательных производств (Дт сч. 20 «Основное производство», Кт сч. 23 «Вспомогательное производства»).
По кредиту счета 20 «Основное производство» отражается сумма фактической себестоимости готовой продукции (Дт 40 «Готовая продукция», Кт 20 «Основное производство»). Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется в разрезе цехов и подразделений.
2) Счет 23 «Вспомогательное производство» — активный, калькуляционный счет. По дебету учитываются в основном те же расходовы, что и по дебету счета 20 «Основное производство». По кредиту счета 23 отражается суммы фактической себестоимости готовой продукции (Дт 20 «Основное производство» Кт 23 «Вспомогательное производство»)- при отпуске ее основному производству. Но продукция вспомогательных производств обычно используется внутри предприятия основными цехами, поэтому они включаются в состав общехозяйственных расходов основного производства.
Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательное производство» ведется по видам вспомогательных производств (автотранспортное подразделение, ремонтно – механическое подразделение, энергетическое подразделение, складской участок, производственно-технологическая лаборатория, хозяйственный участок).
3) Счет 26 «Общехозяйственные расходы» служит для учета расходов по управлению и обслуживанию производства. Такие расходы включают в себестоимость отдельными калькуляционными статьями. На них составляют сметы и с помощью бухгалтерского учета контролируется выполнение этих смет. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» — собирательно-распределительный.
Возникающие общехозяйственные расходы в учете отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счетов 02,10,20,28,97.
В конце месяца вся сумма расходов, собранная по дебету этого счета, списывается с кредита на счет 91. Поэтому этот счет сальдо не имеет.
На предприятии аналитический учет указанных расходов ведется в ведомости 15, синтетический — в журналах-ордерах 10 и 10/1.
4) Счет 28 «Брак в производстве» служит для обобщения информации о потерях от брака в производстве. По дебету собираются расходы по выявленному внутреннему и внешнему браку. По кредиту отражаются суммы относимые на уменьшение потерь от брака, а так же суммы, списываемые на расходы по производству как потери от брака.
Расходы связанные с исправлением брака отражаются следующими записями: Дебет счета 28 в корреспонденции с кредитом следующих счетов: 10 « Материалы» (при израсходовании материалов на исправление брака), 26 «Общехозяйственные расходы» (при списании доли расходов на расходы по исправлению брака), 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на начисленную зарплату работникам, занятым исправлением брака), 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (на отчисляемые суммы в Фонд Социальной защиты населения от зарплаты работников, занятых исправлением брака), 68 «Расчеты с бюджетом» (отчисления единого платежа в фонд занятости населения и чрезвычайного налога от зарплаты работников, занятых исправлением брака).
Выявленные на счете 28 окончательные потери от брака списываются с кредита счета 28 в дебет счета 20 «основное производство» на сумму потерь, относящихся в продукции основного производства.
Иначе отражаются расходы по неисправимому браку. При этом составляются следующие проводки:
Д-т сч.28 «Брак в производстве» К-т сч.20 «Основное производство» (на нормативную (плановую) себестоимость внутреннего окончательного брака продукции; фактическую производственную себестоимость внутреннего окончательного брака продукции).
На уменьшение потерь от неисправимого брака составляются проводки:
Д-т сч.10 «Материалы» (на стоимость материальных ценностей по ценам возможного использования или реализации, поступивших на склад от неисправимого брака)
Д-т сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на удержание суммы с виновников брака)
К-т сч.28 «Брак в производстве».
Сумма окончательных потерь от неисправимого брака списывается со счета 28 аналогично исправимому (Д-т сч.20, 23, 29 и К-т сч.28).
Потери от брака включаются в себестоимость тех видов продукции (работ, услуг), по которым обнаружен брак.
5) Счет 97 «Расходы будущих периодов» служит для учета расходов, произведенных в текущем месяце, но не подлежащих включению в себестоимость продукции этого месяца. Расходы на освоение новых видов продукции, абонентная плата за телефон, уплаченная вперед, арендная плата и другие единовременные расходы. На счете 97 эти расходы учитывают до наступления соответствующих периодов, в себестоимость продукции которых они будут включены.
Последовательность учета производственных расходов:
- Прямые расходы собираются по дебету счета 20 «Основное производство».
- Определяется себестоимость продукции вспомогательных производств и списывается на счета 26 «Общехозяйственные расходы» и 28 «Брак в производстве».
- В расходы отчетного периода включается плановая сумма расходов будущих периодов (счет 97).
- Учитываются и списываются общехозяйственные расходы на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
- Выявляются потери от брака и включаются в себестоимость продукции.
- Рассчитывается фактическая себестоимость готовой продукции и списывается со счета 20 «Основное производство» на счет 40 «Готовая продукция».
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф