Меню Услуги

Методика воспитания общей выносливости на уроках — кроссовая подготовка в основной школе. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

 

Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники о применяемых средствах и методах воспитания общей выносливости на уроках кроссовая подготовка у учащихся основной школы.
  2. Разработать методику, направленную на повышение общей выносливости у учащихся 8 классов на уроках кроссовой подготовки.
  3. Обосновать с помощью педагогического эксперимента эффективность применяемой методики и ее влияние на повышение общей выносливости у учащихся 8 классов на уроках кроссовой подготовки.

 

2.2.Методы исследования

 

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
  2. Педагогическое тестирование.
  3. Медико-биологические методы исследования.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Методы математико-статистической обработки.

 

2.2.1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы

 

В процессе исследования обобщались и анализировались данные научно-методической литературы об особенностях динамики развития физических качеств в возрастном аспекте. Изучалась литература о возрастных и индивидуальных особенностях развития личности подростка, особенностях воспитания общей выносливости учащихся основной школы, о средствах и методах воспитания общей выносливости учащихся основной школы.

Анализ литературных источников по вопросам повышения двигательной подготовленности учащихся 8 классов, дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса. Это позволило сформулировать и обосновать рабочую гипотезу, поставить цель и определить задачи исследования.

Всего было проанализировано 35 литературный источник, из них современных – 14.

 

2.2.2. Педагогическое тестирование

 

Оценка уровня скоростно-силовых способностей учащихся Будаланской общеобразовательной школы Агинского района производилась с помощью двухразового тестирования в январе 2018 года и феврале 2018 года.

Для определения эффективности экспериментальной методики использовались следующие тесты:

  1. Шестиминутный бег.
  2. Бег 1000 м.

Тест №1: «Шестиминутный бег»

Цель: определение способностей к бегу на выносливость.

Место занятий: стадион, размеченная по 100-метровым отрезкам замкнутая дистанция.

Инвентарь: секундомер, свисток.

Реализация: сообщить, что 6-минутный бег выявляет аэробные возможности человека, его выносливость.

Вариант 1. С общего старта, с количеством бегущих в 10-12 человек преодолевается максимально возможное расстояние за 6 минут непрерывного бега. Расстояние определяется суммой целых кругов и количеством метров сверх того. В ходе испытания через 5 минут после старта подается первый сигнал (свисток), предупреждающий, что пошла последняя минута бега. Ровно через 6 минут подается второй, останавливающий сигнал. Положение опорной ноги в это мгновение и определяет пройденное расстояние. Счет кругов и общий метраж ведут сами участники забега.

Вариант 2. Он отличается только тем, что организуется 2 равных по числу участников забега и счет кругов, метража поочередно выполняют наблюдатели — свободные участники.

— Избрать вариант проведения, выстроить участников на линии сбора. Подав команды «На старт!’» и «Марш!», отправить испытуемых на дистанцию.

— Вести общее наблюдение, делая при необходимости замечания. Через 5 минут дать первый сигнал (2 прерывистых свистка).

— Через 6 минут подать второй, останавливающий сигнал.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— Помочь определить пройденное расстояние путем опроса участников.

— Объявить условные оценки.

Условные нормативы: юноши — 1600 — 1400 — 1200 м; девушки — 1400 — 1200 — 1000 м. (Балашова В.Ф., 2007).

Тест №2: « Бег 1000 метров»

Цель: определение способностей к бегу на выносливость.

Место занятий: стадион.

Инвентарь: секундомер, свисток.

Процедура тестирования: выполняется из высокого старта на беговой дорожке или ровной местности, на земляном или асфальтном покрытии. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 1 секунды. (Балашова В.Ф., 2007).

 

2.2.3. Медико-биологические методы исследования

 

По общепринятым методикам мы измерили длину, массу тела детей.

Измерение длины тела. Длина тела – наиболее информативный и ведущий признак в оценке физического развития. Длина тела измерялась с помощью станкового ростомера, состоящего из вертикальной стойки, имеющей две шкалы делений (для длины тела в положении стоя – справа и для длины тела, сидя – слева), свободно скользящей горизонтальной пластинки, откидной скамейки и площадки, на которую встает ребенок.

Ребенок становится на площадку спиной к вертикальной стойке прямо, опустив руки, пятки вместе, носки врозь. При этом пятки, ягодицы, лопатки должны были прикасаться к стойке. Голова фиксировалась так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости, а затылок не касался вертикальной стойки.

Подвижная планка опускалась к голове ребенка. Длина тела в положении стоя читалась по правой шкале ростомера.

Для измерения длины тела, сидя ребенок, садился на откидную скамейку станкового ростомера (ее высота 40 см), касаясь вертикальной стойки ростомера ягодицами и межлопаточной областью. Положение головы как при измерении длины тела стоя.

Точность измерения составила до 0,1 см. Измерения проводились в сантиметрах.

Измерение массы тела. Будит проводиться десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви). При взвешивании ребенок располагался на середине площадки весов, спокойно и сходил с нее при закрепленном коромысле. Взвешивание проводилось в утреннее время после мочеиспускания и дефекации.

Точность измерения составила 50 г.

 

2.2.4. Педагогический эксперимент

 

Для решения поставленных задач нами применяется метод педагогического эксперимента, который продолжался в течение третьей четверти 2017 — 2018 учебного года.

Контрольная и экспериментальная группы были представлены учащимися 8-х классов МОУ « Будаланская средняя общеобразовательная школа » Агинского района и состояли из 34 учащихся: 16 мальчиков в контрольной группе и 18 мальчиков в экспериментальной группе. Уроки физической культуры в данном образовательном учреждении ведутся отдельно по параллелям мальчики и девочки, для эксперимента были привлечены только мальчики.

Учебно-воспитательный процесс по физической культуре у учащихся 8 классов строился на основе программы с направленным развитием двигательных способностей (Лях В.И., Мейксон Г.Б., 1993).

Существенным различием в планировании уроков по физической культуре в контрольной и экспериментальной группах являлось время и методы воздействия на развитие общей выносливости, как на уроке, так и в течение первой четверти учебного года.

Организация исследования

Исследование было проведено в 3 этапа.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

На первом, предварительном этапе (2008 – 2009 гг.) проводилось теоретическое изучение проблемы уровня физической подготовленности по данным научно-методической литературы. Были сформированы гипотеза, цель, задачи исследования, а также разработана методика, направленная на повышение уровня общей выносливости у учащихся 8 классов.

На втором этапе (сентябрь 2009 – апрель 2010 гг.) проводился формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялось определение эффективности влияния разработанной методики на уровень общей выносливости учащихся.

На третьем этапе (апрель 2012 г.) – выполнялась обработка полученных данных, оформление выпускной квалификационной работы.

 

Глава III. Результаты исследования

3.1.Методика развития уровня общей выносливости на уроках – кроссовая подготовка у учащихся 8 классов

 

Физическая культура является неотъемлемой частью всестороннего развития школьников. Она способствует становлению здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению и к активной творческой деятельности.

Основными задачами физического воспитания в школе является:

— укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

— развитие двигательных способностей;

— обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

— приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

— воспитание потребности в занятиях физическими упражнениями;

— повышение работоспособности;

— укрепление здоровья.

На уроках физической культуры в 8 классах основное внимание уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей, а также их сочетание. Вместе с тем заключаются и совершенствуются соответствующие двигательные навыки; продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путем освоения новых, еще более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях.

Нами была разработана методика тренировки и составлены упражнения для развития общей выносливости. На занятиях мы использовали метод цикличности, который в свою очередь, предусматривает многократное повторение и преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или «до отказа». Выбор метода мы делали на основе того, что дети до этого не занимались систематически, учитывали их физиологические и психологические возможности. Исходя из этого, данный метод является более результативным, и прирост показателей будет более благоприятный.

Задачи:

  1. повышение аэробных возможностей;
  2. совершенствование скоростно – силовых качеств

Основные средства:

  1. длительный непрерывный бег в равномерном и переменном темпе;
  2. бег на отрезках в анаэробном режиме;
  3. ускорения, беговые и прыжковые упражнения, бег в гору

Упражнения на развитие общей выносливости

Переменный кросс до 12 км с ускорениями 6 раз по 200 – 300м; в. – кросс легко 6 км.

У. – равномерный бег с повышенной интенсивностью 6-8 км, (скорость 4.10 на 1км); в.- кросс легко 5 – км.

У. – отдых или равномерный кросс 6 — 8 км.

Равномерный кросс 8 – 10 км; СБУ, ОФП; в. – 6 км.

Бег 5-6раз по 1000м/ через 600м легкого бега; в. – 5-6 км.

Равномерный бег 18 – 20 км (смешанный режим, скорость 4.50 – 5.10 на 1 км).

Результаты исследования и их обсуждение

Разработанная методика, направленная на повышение уровня общей выносливости учащихся 8 классов, положительно повлияла на показатели исследуемого качества.

В результате проведенного эксперимента в МОУ «ХСОШ» с использованием специальных упражнений для развития общей выносливости у учащихся 8 классов выявлено достоверное повышение уровня развития исследуемого качества.

В начале эксперимента не было выявлено достоверных различий в показателях физического развития и уровне общей выносливости у учащихся контрольной и экспериментальной групп (таблица 1, 2).

Таблица 1 Достоверность различий в показателях уровня физического развития учащихся 8 классов (мальчиков) в начале педагогического эксперимента (Январь 2018 г.) (М±м)

Показатели Контрольная группа

n=12

Экспериментальная группа

n=11

Достоверность различий

р≤0,05

Масса тела (кг) 50,3±1,1 51,2±1,2 t=0,16

р˃0,05

Рост (см) 163,3±1,3 163,8±1,9 t=0,5

р˃0,05

 

Таблица 2 Показатели уровня общей выносливости у мальчиков 8 классов в начале эксперимента (Февраль 2018 г.)

Показатели Контрольная группа

n=12

Экспериментальная группа

n=11

Достоверность различий

р≤0,05

Шестиминутный бег (м) 800±5,8 820±5,8 t=0,48

р˃0,05

Бег на дистанции 1000 м. (сек) 17,34±12,3 17,22±10,1 t=1,15

р˃0,05

 

Отсутствие достоверности различий в уровне развития общей выносливости и физическом развитии учащихся 8 классов в начале эксперимента свидетельствует о правильности подбора контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 3 Показатели уровня общей выносливости у мальчиков 8 классов в конце эксперимента (Февраль 2018 г.)

Показатели Контрольная группа

n=12

Экспериментальная группа

n=11

Достоверность различий

р≤0,05

Шестиминутный бег (м) 1010±5,8 1060±3,3 t=2,48

р˂0,05

Бег 1000 м. (сек) 15,45±0,18 15,07±0,11 t=2,43

р˂0,05

 

Таблица 4 Достоверность различий в показателях уровня физического развития учащихся 8 классов (мальчиков) в конце педагогического эксперимента (Февраль 2018 г.) (М±м)

Показатели Контрольная группа

n=12

Экспериментальная группа

n=11

Достоверность различий

р≤0,05

Масса тела (кг) 53,2±1,2 54,2±1,3 t=0,18

р˃0,05

Рост (см) 167,3±1,4 168,8±1,5 t=0,8

р˃0,05

 

В показателях физического развития в конце педагогического эксперимента достоверных различий выявлено не было (таблица 4).

В результате проведенного эксперимента в МОУ «Будаланская средняя общеобразовательная школа» с использованием предложенной методики для развития общей выносливости у учащихся 8 классов, выявлено достоверное повышение уровня исследуемого двигательного качества в упражнении шестиминутный бег, а также в тесте «Бег на дистанции 1000 метров».

Выводы

  1. Анализ литературных источников о применяемых средствах и методах развития общей выносливости у учащихся 8 классов в общеобразовательной школе позволил выявить, что наиболее эффективным является применение на уроках – кроссовая подготовка специальных средств и метода круговой тренировки направленного воздействия на повышение уровня общей выносливости у учащихся общеобразовательной школы.
  2. Разработана методика, направленная на повышение уровня развития общей выносливости у учащихся 8 классов с использованием специальных упражнений и комплекса круговой тренировки.
  3. В результате внедрения разработанной методики нами доказана ее эффективность:

а) результат в тесте: «Шестиминутный бег» (м) в начале эксперимента в контрольной группе мальчиков 8 класса составил 800±5,8 м, в экспериментальной — 820±5,8 м, не достоверные различия (р˃0,05). В конце эксперимента — в контрольной группе — составил 1010±5,8 см, в экспериментальной — 1060±3,3 м, достоверные различия (р˃0,05);

б) в тесте «Бег на дистанции 1000 м» в начале эксперимента в контрольной группе составил 17,34±12,3 с, в экспериментальной — 17,22±10,1 с (р˃0,05). В конце эксперимента — в контрольной группе результат составил 15,45±0,18 с, в экспериментальной — 15,07±0,11 с (р˂0,05).

 

Заключение

 

Общая выносливость — основа физической подготовленности, она является показателем хорошей подготовленности человека к дальнейшему физическому развитию.

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость.

Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы вне всяких сомнений.

 

Литература

 

  1. Алабин В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, В.П. Бизин. — Харьков: Основ, 2003.-240 с.
  2. Арестов Ю.М. К проблеме диффиринцированного физического воспитания в школе // Материалы четвертной научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков / Ю.М. Арестов. — М.: Изд-во АПН СССР, 1980.- С. 3-5.
  3. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 2007. – 218 с.
  4. Боген М.М. обучение двигательным действиям / М.М. Боген – М.: ФиС, 2005. – 193 с.
  5. Балашова В. Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие / В. Ф. Балашова, Н. Н. Чесноков. – М.: Физическая культура, 2007. – 132 с.
  6. Бутин И.М. Физическая культура: 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И. М. Бутин. А.А. Бутина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 323 с.
  7. Вайшвила Ч.А. Зависимость развития двигательных качеств школьников от антропометрических, социометрических показателей / Ч.А. Вайшвила // Материалы четвертой научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. — М.: Изд-во АПН СССР,1976. – С. 186-187.
  8. Васильев Г.В. Значение общефизической подготовки для спортсменов / Г.В. Васильев. – М.: ФиС,2004. – 362 с.
  9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – М.: ФиС, 2007. 215 с.
  10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – М.:ФиС, 2008. – 331 с.
  11. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков. – М.: ФиС, 2003.- 176 с.
  12. Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Б.А. Вяткин // Физическая культура в школе. – 2005. — №1. – С.3-7.
  13. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе / Л.П. Горчакова– М.: Просвещение, 2006. – 60 с.
  14. Гончаров Н.Н. Динамика мышечных сокращений при предельных напряжениях и ее возрастные изменения / Н.Н. Гончаров // Автореф. канд.дис. – М.,2002. – 235 с.
  15. Гордеева Н.Д. Функциональная структура действия / Н.Д. Гордеева. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 235 с.
  16. Грошенков С.С. Начальные занятия спортом в условиях школы // Начальная подготовка юного спортсмена / Под общ ред. В.П.Филина и С.С.Грошенкова. – М.:ФиС1996. – 362 с.
  17. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме для учащихся / А.А. Гужаловский. – Минск: Нар.Асвета, 1996- 112 с.
  18. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. – Минск:Нар:Асвета, 1998. – 215 с.
  19. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена /В.М. Дьячков // Учебник спортсмена. – М.: ФиС, 1994. – 362 с.
  20. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. — М.: ACADEMIA, 2001.- 264 с.
  21. Захаров В.Б. Анатомия: учебник для студентов высш.уч. заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2006. – 454 с.
  22. Зациорский В.М. К теоретическому обоснованию современной методики воспитания быстроты движений / В.М. Зациорский // Теория и практика физической культуры. – М. – 1992. — №6. С. 23-25.
  23. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний: Учебное пособие / В. П. Лукьяненко. – М.: Спорт, 2003. – 224 с.
  24. Осокина Т.И. Физическая культура в школе / Т.И. Осокина. – М.: «Просвещение», 1986. – 227 с.
  25. Паришкова А.Т. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под общей ред. А.Т. Паршикова. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 174 с.
  26. Полтавцева Н.В. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка / Н.В. Полтавцева. – М.: «Просвещение», 2005. – 271 с.
  27. Рунова М.А. Физическая культура: Пособие для преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 256 с.
  28. Стрельников В.А. Физическое воспитание в современной школе. / В.А. Стрельников. – Улан-Удэ: БГУ, 2009. – 67 с.
  29. Ствойков М.А. Скоростно – силовая подготовка спортсменов / М.А. Ствойков. — Инструктор по физической культуре. № 3. – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 99 с.
  30. Чесноков Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Чесноков, А. А. Красников. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 230 с.
  31. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога / Ю.А. Янсон. – Ростов н\Д: Феникс, 2009. – 635 с.
  32. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. – 13-е изд., перераб. и доп. / В. С. Родиченко и др. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 345 с.
  33. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под общей ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 174 с.
  34. Концепция обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. – М, 2006. – 199 с.
  35. Справочник учителя физической культуры. № 7. – М: ИД МЦФЭР, 2008. – 234 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2