Вид работы: Курсовая работа
Тема: Методики формирования готовности учащихся к освоению и применению практических навыков первой помощи
ВУЗ: Сургутский государственный педагогический университет
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы формирования оказания первой медицинской помощи у учащихся. 6
1.1.Формирование навыкой оказания первой медицинской помощи в современных условиях и его значение. 6
1.2. Методические аспекты развития у учащихся умений оказания первой медицинской помощи. 9
1.3. Обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ в современных условиях. 12
Глава 2. Современные подходы в обучении школьников среднего возраста оказанию первой медицинской помощи на уроках ОБЖ… 18
2.1. Формирование навыков оказания ПМП при травме. 18
2.2. Модульное обучение при формировании навыков оказания первой медицинской помощи на среднем этапе. 24
Глава 3. Содержание и этапы экспериментального исследования. 31
3.1.Константирующий этап. 32
3.2. Формирующий этап. 37
3.3. Контрольный этап. 39
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 48
Введение
Актуальность. Человек постоянно подвергается различным угрозам, и количество этих угроз растет, поэтому обеспечение его личной безопасности является одной из первостепенных задач людей с древнейших времен. Изначально для человека угрозами человека были в основном естественные, природные опасности. Человечество развивается и к природным опасностям добавляются техногенные и социальные опасности. Современное общество определяет вопросы безопасности жизнедеятельности, которые приняли черты выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».
Средства массовой информации постоянно информируют нас то об аварии, то о катастрофе, то о стихийном бедствии, то о социальном конфликте, то о криминальном событии. Это говорит о том, что любой человек может оказаться в опасности. Ужасающие цифры убеждают нас в том, что человек живет при постоянных угрозах. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей каждый год погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Это наносит огромный нравственный и экономический ущерб соизмеримый с национальным доходом.
Дети должны быть подготовлены к тому, что в любой момент каждый из них или их родственники могут оказаться в опасности. Это является основной задачей учителей ОБЖ. Именно на их плечи ложится эта задача. Учителя ОБЖ должны дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в всяческих жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях напряженных социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество.
Воспитание личности, способной обезопасить себя и окружающих – это одна из воспитательных целей на уроках ОБЖ. Школа призвана стать ключевым звеном в воспитании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Ученик, оказавшись в сложной ситуации, когда он видит, как страдает его близкий человек или он сам, может растеряться. В этом проявляется актуальность нашей темы. Учитель ОБЖ должен помочь развить умение правильно и вовремя оказать медицинскую помощь пострадавшему.
Объектом курсовой работы являются методики формирования знаний и умений первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ.
Предмет исследования – методики, применяемые для формирования теоретических знаний и практических умений оказания первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ на примере МБОУ СОШ №5 г. Сургут.
Цель курсовой работы – рассмотреть современные педагогические технологии формирования навыков оказания первой медицинской помощи у учащихся в ходе проведения уроков ОБЖ.
Для достижения цели исследования мы ставим следующие задачи:
— Проанализировать теоретические основы формирования навыков оказания первой медицинской помощи у учащихся среднего школьного возраста;
— Изучить современные методики в обучении школьников среднего возраста оказанию первой медицинской помощи на уроках ОБЖ.
В соответствии с целью курсовой работы, выдвигаем следующую гипотезу: использование современных методик обучения на уроках ОБЖ эффективно при формировании умений оказания первой медицинской помощи у учащихся.
Теоретико-методологическую основу нашей работы составили психолого-педагогические исследования, посвященные теории учебной деятельности (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); психологические аспекты и педагогические основы формирования умений у учащихся (В.П. Беспалько, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.В. Усова), общетеоретические вопросы содержания образования и возрастающая роль умений в содержании образования (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Л.М. Перминова, М.Н. Скаткин).
В ходе исследования применялись методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анкетирование; наблюдение; изучение и анализ педагогической документации; педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Практическая значимость состоит в разработке уроков с использованием современных педагогических технологий при формирований умений оказания первой медицинской помощи, которые могут быть использованы учителями ОБЖ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены и обоснованы теоретические вопросы темы курсовой работы, проведен анализ психолого-педагогической литературы. Во второй главе непосредственно представлена практическая часть исследования, описывается эксперимент – разработка и проведение урока ОБЖ. В третьей главе проанализирован эксперимент.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования навыков оказания первой медицинской помощи у учащихся среднего школьного возраста
Мнения ученых неоднозначны в подходах к определению понятия «первая медицинская помощь». Смысловое значение этого определения различно. Медицинская помощь может оказываться только человеком, имеющим медицинское образование.
Поэтому говоря о действиях оказываемых сразу после несчастного случая не всегда подходит такое определение как «первая медицинская помощь», поэтому целесообразнее говорить, что оказывается «первая помощь» или доврачебная помощь при несчастном случае. В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб… Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответственной подготовки и (или) навыков».[7]
Первую помощь можно определить как срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий при несчастных случаях и резких заболеваниях, которые осуществляются прямо на месте. Эта помощь должна осуществляться до прибытия медицинских работников.
Никто не застрахован от того, что может оказаться в экстремальной ситуации, что то-то из близких или он сам не получит травму, поэтому первую доврачебную помощь должны уметь оказывать все, и даже дети. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае — сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Это конечно же идеальная ситуация, но на практике получается иначе.[23] Чаще всего, если человек оказывается в сложной ситуации, он находится в растерянности, особенно если он не знает как себя вести в таком случае. Так же бывают случаи, когда человек знает теоретически какие действия необходимо выполнять в данной ситуации, но не может применить их на практике. Так случается потому, что все по разному реагируют на несчастный случай в силу своей психики.
Для того, чтобы уменьшить число смертельных исходов и степень тяжести увечий необходимо следующее:
— начать повсеместное устранение причин и условий травматизма и смертности (узкие дороги, отжившее оборудование, недостача культуры безопасного поведения, труда и отдыха). Естественно, что на это уйдет не один год;
— обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и транспорта, умениям и навыкам оказания первой помощи в экстремальных ситуациях. Знания не всегда могут быть применены, необходимо уметь оказывать помощь;
— необходимо чтобы медицинские пункты на предприятиях, транспорт, места отдыха были оснащены аптечками и медицинским оборудованием, соответственным современным требованиям оказания первой помощи на месте происшествия.[25]
Сложностью при обучении медицинской помощи является то, что в обучении в основном преобладает формализм и вербализм. Такое обучение должно проходить в форме практических занятий, а не теоретических. Чтобы оказать медицинскую помощь необходимо иметь теоретические знания по анатомии, физиологии. Но даже если человек обладает такими знаниями, ему необходима так же и психологическая подготовка. Обучаясь медицинской помощи мы конечно же не станем медиками, но все же необходима психологическая подготовка. Знать теорию и ме тодику оказания первой помощи – еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.
Стрессом для любого человека является беспомощный, окровавленный человек, а особенно если это близкий человек. Любой взрослый, а тем более подросток будет испытывать чувство расстерянности и страха, а это естественно мешает оказанию первой медицинской помощи. Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро начать оказание помощи.
Для того, чтобы человек, оказавшийся в экстренной ситуации не расстерялся ему необходимо иметь достаточно твердые навыки и уверенность в важности и правильности его действий. Но проблема в том, что выработке навыков по оказанию первой помощи в рамках школьной программы уделяется не достаточно внимания. [3].
Таким образом, главной задачей уроков ОБЖ является не давать знания о первой медицинской помощи, а формировать навыки первой медицинской помощи. В современных условиях повышенной опасности необходимо учить подростков оказывать первую медицинскую помощь, а не просто рассказывать о действиях, которые необходимы для таких ситуаций.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


