Меню Услуги

Междисциплинарная Курсовая

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Курсовая работа

Предмет: Междисциплина

ВУЗ: «Тюменский государственный университет» (ТюмГУ)

Содержание

Введение. 3

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан. 5

1.1. Пенсионный фонд России как важное звено сферы централизованных финансов финансовой системы РФ.. 5

1.2. Функции и полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации. 9

  1. Особенности формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг. 14

2.1. Состав и структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.. 14

2.2. Основные направления расходов Пенсионного фонда РФ.. 18

  1. Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ и пути. 24

достижения сбалансированности его бюджета. 24

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

Приложения. 35

Введение

Любое современное государство обладает рядом социальных обязательств перед своими гражданами, важнейшим из которых является пенсионное обеспечение. В результате перехода к рыночным отношениям финансовая система России претерпела существенные изменения, в рамках которой финансовые средства государственной пенсионной системы были сконцентрированы в самостоятельном внебюджетном фонде, а именно – в Пенсионном фонде РФ.

На сегодняшний день Пенсионный фонд является самым крупным по объему аккумулируемых и распределяемых финансовых ресурсов внебюджетным фондом российской экономики.

Начиная с 90-х гг. ХХ в. идет активный процесс постоянного реформирования отечественной пенсионной системы: из «распределительной» в 2002 г. система была преобразована в «распределительно-накопительную», предполагающую разделение трудовой пенсии на две части: страховую и накопительную.

Однако новая система, несмотря на видимые преимущества, породила новые и обострила старые проблемы такие, как: недостаточный размер трудовых пенсий, их недостаточная индексация, дисбаланс между страховыми взносами и страховыми выплатами, «серые зарплаты», постоянное финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ посредством федеральных ассигнований, а также низкий доход от инвестиционной деятельности.

Указанные недостатки побудили Правительство РФ начать новую пенсионную реформу. С 1 января 2015 г. был введен новый порядок определения трудовой пенсии, предполагающий введение двух изолированных видов пенсионного обеспечения: страховую пенсию и накопительную пенсию. Следует отметить, что  недостаточность поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда и ограниченность возможностей федерального бюджета в условиях финансового кризиса не позволили в полной мере реализовать новую систему.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы обуславливается важностью анализа системы управления финансовыми ресурсами ПФ РФ и разработки путей её совершенствования.

Объект исследования – Пенсионный фонд РФ, предмет исследования – процессы управления финансовыми ресурсами ПФ РФ.

Цель исследования – на основе анализа финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации изучить проблемы его финансового обеспечения.

Задачи курсовой работы:

  • изучить сущность Пенсионного фонда России как важного звена сферы централизованных финансов финансовой системы РФ;
  • определить функции и полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • провести анализ формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.;
  • обозначить проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ и пути их решения;
  • предложить пути достижения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.

В исследовании использовались следующие общенаучные методы: системного анализа, сравнительный, исторический, а также частнонаучные: статистической обработки данных, анализа финансово-хозяйственной деятельности, графический.

Структура курсовой работы была выбрана в соответствии с поставленными задачами исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан

1.1. Пенсионный фонд России как важное звено сферы централизованных финансов финансовой системы РФ

«Финансовая система» представляет собой совокупность финансовых институтов, способствующих образованию и использованию денежных фондов. Также «финансовую систему» можно понимать как совокупность государственных органов и учреждений, выполняющих определенную финансовую деятельность. Совокупность финансовых учреждений образует аппарат управления финансовой системой.

Каждый институт, составляющий финансовую систему, является определенной сферой финансовых отношений. А сама финансовая система является совокупностью этих финансовых сфер и звеньев. В процессе их отношений формируются и используются финансовые фонды.

Финансовая система РФ состоит из следующих звеньев (рисунок 1):

Каждое звено включает: функции, ресурсы, фонды, бюджеты.

Децентрализованные финансы – являются основой финансовой системы, т.к. здесь в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.

Централизованные финансы – вторая сфера финансовой системы находится в собственности государства и с 2001 года по БК РФ включает бюджетную систему и внебюджетные социальные фонды.

Внебюджетные фонды – это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. К децентрализованным относятся территориальные внебюджетные фонды. Они формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования населения.

Пенсия — это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца.

Пенсионный фонд России (ПФР) – один из трех государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в России, осуществляющий функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации основан 22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». ПФР на законодательном уровне определен страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

В Положении о Пенсионном фонде дается следующее определение: «Пенсионный фонд Российской Федерации – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, образованное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат»[2].

Пенсионный фонд – это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета[3].

Несколько иное понятие Пенсионного фонда дается С.В. Бровчаком на основе анализа зарубежного опыта функционирования этих фондов: «Пенсионный фонд – организация, занимающаяся разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и их использовании для выплат пенсий и пособий участникам; при этом каждый Пенсионный фонд работает согласно своему Уставу и является самостоятельной юридической и финансовой организацией, которая не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения»[4].

В отличие от предыдущих определений здесь четко разграничены понятия пенсионных фондов и государственной системы пенсионного обеспечения. По нашему мнению, данное определение пенсионного фонда более применимо для системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах. В современных условиях в России такое определение больше причастно к негосударственным пенсионным фондам.

Пенсионный фонд России занимает важное место в системе предоставления государственных услуг. В Пенсионном фонде России сосредоточен большой объем персональных данных граждан, которые могут использоваться не только самим фондом, но и другими органами государственной власти для предоставления услуг гражданам. Кроме того, Пенсионный фонд России выступает организацией, уполномоченной регистрировать и выдавать СНИЛС – уникальный номер, служащий идентификатором персональных данных гражданина в системе оказания государственных услуг.

Пенсионный фонд РФ – это государственный внебюджетный фонд. Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Все перечисленные выше предназначения Пенсионного фонда РФ обусловливают необходимость проведения законодательного определения в данной сфере[5]. Пенсионный фонд РФ – организация, управляющая государственным внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, т. е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.

Пенсионный фонд Российской Федерации реализует одну из важнейших социальных гарантий – государственное пенсионное обеспечение, то есть материальное обеспечение граждан при наличии страховых рисков и наступлении страховых случаев. Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определена организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – государственное учреждение[6]. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица также определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, система социальной защиты населения государства не может эффективно функционировать и развиваться без надежной и высокоорганизованной пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионной период его жизни.

Пенсионный фонд – это организация, которая занимается социальными выплатами населению в виде пенсий по старости, а также по инвалидности. Пенсионный Фонд России считается одним из важнейших социальных институтов. Он также считается главной федеральной финансовой системой в сфере государственного социального обеспечения для населения.

1.2. Функции и полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации

Основное назначение Пенсионного фонда Российской Федерации – обеспечение граждан страхованием, дающим им гарантии и право на пенсионную поддержку при наступлении страхового случая.

Помимо основной функции за ПФР закреплены также и другие функции, не менее важные. К ним относятся:

  • ПФР формирует бюджет фонда за счет внебюджетных средств, которые отчисляются каждым работодателем в виде страховых взносов за всех работающих у него граждан. Помимо работодателей такие отчисления могут осуществлять сами граждане, а также иные зарубежные граждане и даже лица без гражданства. ПФР осуществляет управление всеми средствами, перечисляемыми ему, а также теми, которые подлежат обязательной выплате гражданам.
  • Кроме этого ПФР осуществляет весь учет страховых взносов, которые поступают в порядке обязательного страхования.
  • Также ПФР производит расчет, назначение и начисление всех видов пенсионного обеспечения.
  • Помимо основных выплат ПФР рассчитывает дополнительные социальные выплаты некоторым категориям граждан, имеющие особые привилегии на их получение.
  • ПФР ведет учет всех участников системы, выдавая им персонифицированный номер счета, на котором хранится вся необходимая информация.
  • Пенсионный Фонд контролирует отчисления работодателей и ведет взаимодействие с ними по поводу своевременной оплаты страховых взносов.
  • На ПФР возложена обязанность по выдаче средств материнского капитала, а также дальнейшее их направление на целевые нужды, согласно законодательству.
  • ПФР обязан регулировать поступления и расходование средств из его бюджета. В случае образования дефицита средств он должен своевременно информировать об этом правительство в целях полноценного исполнения обязательств, и кроме этого в целях сохранения устойчивого состояния пенсионной системы.
  • ПФР принимал участие в софинансировании вкладов граждан, которые пошли на накопительную часть обеспечения. Согласно этой программе граждане, вложившие от 2 до 12 тысяч рублей должны были получить удвоенную сумму при наступлении страхового случая. С 2014 года данная программа прекращена.

Это основные функции, возложенные государством на текущий год в 2018 году. ПФР является важным государственным органом, который осуществляет накопления взносов граждан, и за счет этого обеспечивает своевременное пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан.

Основным источником поступления денежных средств в ПФР являются страховые взносы, отчисляемые работодателями, а также другими гражданами для накопления своих будущих пенсий. В России в ПФР отчисляется 22 % от установленного официального дохода гражданина. При этом данные средства направляются только из средств работодателя. Из самого дохода сотрудника они не вычитаются.

В 2013 году были введены изменения в Пенсионную систему России, на основании которых граждане имеют право распорядиться своими отчислениями одним из следующих способов:

  • направить все 22 % на накопление страховой пенсии;
  • направить 16 % на страховую часть, а 6 % на накопительную часть.

Ввиду ухудшения экономического состояния страны, в 2014 году был установлен мораторий на накопление пенсии. Запрет может продолжаться вплоть до 2020 года. В настоящее время будущее накопительной пенсионной системы решается правительством нашей страны. Конкретных решений пока не принималось, однако Центробанк и Министерство финансов вносят предложения по проведению пенсионной реформы и введению условно-добровольной основы формирования будущих выплат.

Основное назначение Пенсионного фонда РФ заключается в том, что он обеспечивает финансирование пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации. Для этого он законодательно наделен различными полномочиями, необходимыми для пенсионного обеспечения населения в России[7].

Так, общие полномочия установлены в Положении о Пенсионном фонде РФ, согласно которому фонд обеспечивает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов средств ПФР;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»[8], а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
  • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в органы государственной власти предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством о банках и банковской деятельности.

Можно сделать вывод о том, что Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему сбора и перераспределения денежных средств, используемых для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Правовой статус Пенсионного фонда России определяется федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Однако на сегодня в законодательстве РФ отсутствует нормативный акт, который бы полноценно регулировал деятельность Пенсионного фонда в изменившихся условиях. С момента принятия Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации его функции и задачи подверглись значительным изменениям: появились новые, отдельные функции утратили свое предназначение и т.д.

2. Особенности формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.

2.1. Состав и структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ

Бюджет Пенсионного фонда РФ – это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда на очередной финансовый год, а также отчеты об их исполнении составляются правлением Пенсионного фонда и в виде проектов от имени Правительства РФ вносятся на рассмотрение в Государственную думу, а после принятия бюджета – в Совет Федерации, который после одобрения представляет его Президенту РФ на утверждение.

Основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда России (ПФР) являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.

По данным таблицы 1 проведем анализ основных параметров бюджета, структуры доходов и расходов Пенсионного фонда РФ за период 2015-2017 год.

Таблица 1

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.

Наименование показателя 2015 год 2016 год 2017 год
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Доходы бюджета – всего 7126,63 100 7625,25 100 8260,08 100
в том числе:
Налоговые и неналоговые доходы 4021,47 56,43 4258,41 55,85 4575,13 55,39
Безвозмездные поступления 3105,17 43,57 3366,84 44,15 3684,95 44,61
Справочно:
ВВП в текущих ценах, млрд. руб. 83387,2 86148,6 92037,2
Доля доходов бюджета ПФ РФ в ВВП, % 8,55 8,85 8,97

Источник: составлено по данным официального сайта Казначейства России

Согласно данным таблицы 1, доходы Пенсионного фонда РФ за анализируемый период имеют возрастающую тенденцию. Так, за три года рост составил 1133,45 млрд. руб., или 15,90%. В 2017 году доходы Пенсионного фонда РФ составили 8260,08 млрд. руб., что на 8,32% больше, чем в 2016 году.

Доля доходов бюджета в ВВП России имеет незначительную тенденцию к росту, так она составляет 8,97% в 2017 году, что на 0,42 пп.п. выше, чем в 2015 году, это может свидетельствовать о снижении результативности пенсионной системы РФ.

В структуре доходов ПФ РФ на протяжении анализируемого периода наибольший удельный вес занимают налоговые и неналоговые доходы: 56,43% всех доходов в 2015 году, 55,85% — в 2016 году, 55,39% в 2017 году.

Наблюдается рост всех источников дохода бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Налоговые и неналоговые поступления имеют наибольшую величину в составе доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Так, их рост за три года составил 13,77%.

Согласно рисунку 2 в структуре налоговых и неналоговых доходов Пенсионного фонда РФ в 2017 году преобладают страховые взносы на обязательное социальное страхование – 97,32%.

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Глава 34  Налогового кодекса РФ полностью посвящена порядку начисления и уплаты страховых взносов.

Основной тариф пенсионных взносов составляет 22%. В случае, превышения величины базы для начисления взносов тариф увеличивается еще на 10%. На 2018 год установлена предельная величина базы в размере 1021000 рублей. В случае, если плательщик одновременно является индивидуальным предпринимателем и работодателем, то страховые взносы им уплачиваются отдельно по каждому из оснований.

В зависимости от категории плательщиков устанавливаются и различные тарифы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Повышение доходов объясняется ежегодной индексацией заработной платы, что ведет к увеличению суммы страховых взносов. Так, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на соответствующий финансовый год (2015 год — 34843 руб., 2016 год — 37408 руб., 2017 год — 40805 руб.) с учетом применения к нему повышающих коэффициентов в 2015 году в размере 1,7, в 2016 году — 1,8, в 2017 году — 1,9.
Согласно рисунку 3, наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты от других бюджетов бюджетной системы РФ (99,88%). Данный факт подтверждает важность государственного финансирования. Если государство в дальнейшем будет уменьшать предоставление межбюджетных трансфертов фонду, то лишь на страховых взносах работодателей и физических лиц Пенсионный фонд не выстоит.

Рис. 3. Структура безвозмездных поступлений в доходах бюджета Пенсионного фонда РФ в 2017 году, в процентах

Следует отметить, что страховые взносы не обеспечивают выплату страховых выплат, к которым относятся пенсии и пособия на погребение (рисунок 4). А что касается обеспечения функционирования аппарата ПФР, то здесь доходов практически не остается.

Недостаточность денежных средств в бюджете Пенсионного фонда без привлечения трансферта из федерального бюджета не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату. Таким образом, вследствие  недостатка сумм страховых взносов на текущие выплаты усиливается зависимость бюджета ПФР от средств федерального бюджета.

2.2. Основные направления расходов Пенсионного фонда РФ

В таблице 2 представим данные для анализа состава и структуры расходов ПФ РФ за 2015-2017 гг.

Таблица 2

Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015-2017 гг.

Наименование показателя 2015 год 2016 год 2017 год
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Расходы бюджета – всего 7670,27 100 7829,67 100 8319,45 100
в том числе по разделам:
Общегосударственные вопросы 104,78 1,37 107,26 1,37 110,97 1,33
Образование 0,1 0,00 0,1 0,00 0,1 0,00
Социальная политика 7565,39 98,63 7722,32 98,63 8208,38 98,66

Источник: составлено по данным официального сайта Казначейства России

Согласно данным таблицы 2, с каждым годом расходы Пенсионного фонда стабильно увеличиваются. Так, общая сумма расходов бюджета ПФ РФ за анализируемый период с 2015 по 2017 гг. увеличилась на 649,18 млрд.руб. или на 8,46%, что объясняется увеличением общегосударственных расходов на 6,19 млрд.руб. или на 5,91%, расходов по разделу «Социальная политика» на 642,99 млрд. руб. или на 8,5%. В среднем, за анализируемый период, наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета занимают расходы на социальную политику — 98,64%.

Согласно данным таблицы 3, сумма расходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации на социальную политику имеет стабильную тенденцию к увеличению. Так, за 2015-2017 гг. абсолютное увеличение расходов составило 642,99 млрд. руб. или 8,5%. В основном рост был обеспечен благодаря увеличению расходов на пенсионное обеспечение – 911.48 млрд. руб. или на 14.55%, и на социальное обеспечение – 34,61 млрд .руб. или на 7,79%.

Таблица 3

Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на социальную политику в 2015-2017 гг.

2015 год 2016 год 2017 год
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Всего, из них: 7565,39 100 7722,32 100 8208,38 100
Пенсионное обеспечение 6264,05 82,80 6613,4 85,64 7175,53 87,42
В том числе:
Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан»  — 108,97 1,41 105,18 1,28
Непрограммные направления деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов РФ 6264,05 82,80 6504,43 84,23 7070,34 86,14
Социальное обеспечение населения 444,15 5,87 462,05 5,98 478,76 5,83
Охрана семьи и детства 328,58 4,34 365,25 4,73 311,77 3,80
В том числе: предоставление материнского (семейного) капитала 328,57 4,34 365,25 4,73 311,77 3,80
Прикладные научные исследования в области социальной политики 0,04 0,00 0,03 0,00 0,03 0,00
Другие вопросы в области социальной политики 528,57 6,99 281,59 3,65 242,3 2,95

Источник: составлено по данным официального сайта Казначейства России

Рис. 5. Структура расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на социальную политику в 2017 году, в процентах

Согласно рисунку 5, в структуре расходов бюджета ПФР на социальную политику, наблюдается преобладание средств, направленных на выплаты страховых пенсий – 87,42% в 2017 году, что подтверждает тот факт, что они являются основной статьей расходов бюджета ПФР.

Согласно таблице 3, наблюдается ежегодное увеличение расходов бюджета ПФР на пенсионное обеспечение, что связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат, а также увеличением численности пенсионеров с 45,2 млн.чел в 2015 году до 46,1 млн. чел. в 2017 году.

Все пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом России, ежегодно увеличиваются. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4% (таблица Приложение 1).

С 1 февраля 2016 года страховые пенсии неработающих пенсионеров были повышены на 4%. Это увеличение коснулось пенсий 29,7 млн. человек. Средний размер страховой пенсии по старости после индексации вырос с 12,8 до 13,1 тыс. рублей, к концу 2016 года – до 13,2 тыс. рублей. Одновременно со страховыми пенсиями на 4% выросли стоимость пенсионного балла и размер фиксированной выплаты, исходя из которых рассчитывается страховая пенсия. Стоимость пенсионного балла увеличилась с 71,41 до 74,27 рубля, стоимость фиксированной выплаты – с 4 383,59 до 4 558,93 рубля. Обещанную правительством во втором полугодии 2016 года вторую индексацию пожилые люди так и не дождались. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Взамен им выдали единовременную выплату в размере 5 тысяч рублей, но уже в январе 2017-го. Таким образом были «условно доиндексированы» пенсии россиян, многие из которых восприняли это просто как подарок к Новому году. С 2016 года страховые пенсии индексируются только у неработающих пенсионеров.

Повышение страховых пенсий в 2017 году состоялось 1 февраля: тогда пенсии неработающих пенсионеров выросли на 5,4 процента в соответствии с фактическим уровнем инфляции, а в апреле подняли еще на 0,38%.

Страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы с 1 января 2018 года на 3,7%, что выше индекса роста цен за 2017 год, составившего 2,5%. Стоимость одного пенсионного коэффициента после повышения составила 81,49 руб., размер фиксированной выплаты – 4 982,9 руб.

Социальные пенсии проиндексированы с 1 апреля 2018 года на 2,9% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.

В результате индексаций страховых и социальных пенсий в 2018 году средние размеры пенсий составляют:

  • страховая по старости – 14 151 руб.;
  • страховая по инвалидности – 8 738 руб.;
  • страховая по случаю потери кормильца – 8 869 руб.;
  • социальная пенсия – 9 062 руб.;
  • социальная пенсия детям-инвалидам – 13 410 руб.;
  • пенсии граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, – 30 694 руб. и 35 387 руб. соответственно.

Как видно по таблице 3, сумма расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала в 2017 году резко снизилась с 365,25 млрд. руб. в 2016 году до 311,77 млрд. руб. в 2017 году. По предварительным данным ПФР, за 2017 г. было выдано 724,46 тыс. государственных сертификатов на получение материнского капитала, что на 28%, меньше выданного количества за 2016 г., что обусловлено уменьшением в 2017 г. числа родившихся детей.

Согласно полученным данным таблицы 4, сумма расходов на содержание аппарата ПФР имеет тенденцию к росту. В расходы на содержание аппарата включены расходы на: общегосударственные вопросы, образование, науку и на информационно-разъяснительную деятельность. Так, в 2015-2017 гг. рост составил 5,89%. В структуре расходов на содержание аппарата ПФР преобладают расходы на общегосударственные вопросы – свыше 99%.

Таблица 4

Расходы бюджета ПФР на содержание аппарата

Наименование показателя 2015 год 2016 год 2017 год
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Общегосударственные вопросы 104,78 99,33 107,25 99,32 110,98 99,36
Образование и наука 0,1 0,09 0,09 0,08 0,097 0,09
Информационно-разъяснительная деятельность 0,608 0,58 0,64 0,59 0,62 0,56
Всего расходов на содержание аппарата ПФР 105,49 100 107,98 100 111,70 100
Страховые взносы 3878,7 4144,5 4495,25
Доля расходов на содержание аппарата ПФР в страховых взносах, % 2,72 2,61 2,48

Источник: составлено по данным официального сайта Казначейства России

Что касается доли расходов на содержание аппарата ПФР в страховых взносах, то она имеет тенденцию к снижению с 2.72% в 2015 году до 2,48% в 2017 году.

Из таблицы Приложения 2 следует, что расходы превышают доходы на протяжении трех лет. Ситуация с бюджетом ПФР ухудшилась резко в 2015 году. Бюджет в 2015 г. исполнен с дефицитом в размере 543,64 млрд. руб., что вызвано девальвацией рубля в конце 2014 г. (бюджет ПФР уже был принят), и, следовательно, инфляция потребовала дополнительного роста пенсионных расходов, в том числе упомянутой выше индексации страховых пенсий в 2015 году на 11,4%. Данная мера привела к тому, что сумма федерального трансферта на обязательное пенсионное страхование в 2015 году резко возросла. В 2016 г. дефицит бюджета составил 204,42 млрд руб.; это может свидетельствовать о том, что часть этих средств образована в результате перевода гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ. В 2017 году размер дефицита снизился до 59,37 млрд. руб., что оказалось ниже запланированного уровня почти в 2,5 раза.

Таким образом, на протяжении анализируемого периода доходы Пенсионного фонда РФ стабильно росли, что связано с увеличением суммы страховых взносов. В структуре источников доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015-2017 гг., наблюдается преобладание средств собранных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что подтверждает тот факт, что они являются основным источником формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако следует отметить, что доля безвозмездных поступлений в бюджете ПФР постоянно растет, что свидетельствует о снижении уровня сбалансированности бюджета ПФР.

Анализ расходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2015-2017 гг. показал следующее:

  • расходы бюджета имеют тенденцию к росту;
  • наибольшую сумму и удельный вес занимают расходы бюджета на социальную политику, в частности, на пенсионное обеспечение;
  • увеличение расходов бюджета на пенсионное обеспечение, в основном, связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат;
  • в составе расходов доля расходов за счет средств федерального бюджета на выплаты нестрахового характера составляют около 17%;
  • сумма расходов бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала в 2017 году резко снизилась, что обусловлено уменьшением числа родившихся детей.

Исходя из проанализированных данных можно сделать вывод о том, что несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, Пенсионный фонд России с привлечением средств трансфертов федерального бюджета обеспечил полную и своевременную выплату всех видов пенсий и социальных пособий, провел все необходимые мероприятия по повышению их уровня.

3. Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ и пути достижения сбалансированности его бюджета

Необходимо выделить следующие проблемы пенсионного обеспечения в России:

1) дефицит бюджета;

2) проблема инвестирования денег пенсионного фонда;

3) невысокий уровень пенсионного обеспечения;

4) недостаточная ресурсная база Пенсионного фонда РФ.

5) коррупция в системе управления Пенсионным фондом России;

6) недостаточно проработанный правовой статус Пенсионного фонда в современных условиях;

7) неофициальное трудоустройство также является одной из основных проблем Пенсионного фонда РФ.

Проблемы Пенсионного Фонда нельзя решать за счет пенсионеров. Необходимо искать другие способы повышения финансовой устойчивости Фонда. Одним из эффективных решений является радикальное расширение возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе и в иностранные активы.

Избавиться от большого размера дефицита Пенсионному фонду РФ следует путем поиска дополнительного источника пополнения бюджета, например, поступления от НДС[11].

Помимо этого, Министерство финансов РФ однажды выступило с предложением не выплачивать пенсии определенным категориям населения (например, военным) из федерального бюджета, а платить страховые взносы в Пенсионный фонд за них. Если внедрить данное предложение, можно существенно повысить доходы фонда за счет взносов и снизить дефицит.

Следующим предполагаемым вариантом избавления от высокого размера дефицита может быть увеличение числа плательщиков взносов за счет предпринимателей, которые по льготным условиям по фиксированной наименьшей ставке вносят свои взносы. Данное нововведение также поможет повысить доходность Пенсионного фонда.

В целях обеспечения стабильности функционирования пенсионной системы Российской Федерации в условиях экономической рецессии необходимо провести ряд процедур, часть из которых уже была осуществлена в странах с развитой рыночной экономикой:

  • поэтапно, в условиях экономического роста, повысить предельный размер заработной платы, с которой увеличатся и страховые взносы;
  • обеспечить действенные стимулы вовлечения граждан в формирование своих отчислений в негосударственные внебюджетные фонды.

Необходимо отсечь от государственных налоговых льгот, от государственных заказов и подрядов компании, использующие неофициальный труд, компании, использующие демпинг, компании, убегающие из-под налогов, компании, подрывающие Пенсионный фонд. Запретить им участие в государственных заказах и подрядах, отсечь их от государственных налоговых льгот.

Исследования Высшей школы экономики[12] показали, что работники, имеющие высшее образование, прошедшие высшую школу, в среднем получают на 70% более высокую заработную плату, чем те работники, которые не имеют образования. Более того, было исследование, в ходе которого посмотрели более двух миллионов историй людей, ушедших из жизни, и выяснилось, что люди, имеющие высшее образование (мужчины), в среднем уходят на 17 лет позже, то есть они работают, соответственно, больше и сохраняются как работники, кстати, по достижении пенсионного возраста, многие востребованы на рынке.

Вот это реальные методы решения демографической проблемы, пенсионной проблемы в Российской Федерации.

Перспективным направлением развития системы негосударственного пенсионного страхования должно стать привлечение средств населения.

Для привлечения средств населения в первую очередь необходимо гарантировать сохранность их добровольных взносов на формирование дополнительной пенсии, что пока еще не сделано. В существующих условиях население несомненно предпочтет вклады в коммерческие банки, находящиеся, как известно, под защитой Агентства по страхованию вкладов.

Перспективы развития НПФ в Российской Федерации должны основываться на следующем:

  • необходима разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
  • необходимо усиление позиций НПФ на фондовом рынке;
  • государство должно стимулировать развитие НПФ в системе обязательного пенсионного страхования;
  • необходимо признать социальную значимость услуг НПФ;
  • необходимо стимулировать НПФ к улучшению качества и структуры активов;
  • необходимо увеличить доходность НПФ[13].

Одним из путей увеличения поступления доходов в бюджет ПФР является рост коэффициента полноты сбора страховых взносов.  В НК РФ за неуплату или неполную уплату страховых взносов применяются штрафы и пени.  При этом  пени за несвоевременную уплату страховых взносов настолько малы по сравнению с платой за банковский кредит, что предприятиям выгодно использовать  средства, предназначенные для уплаты страховых взносов,  на свои текущие нужды. Выгода очевидна: поскольку за кредит нужно платить проценты в соответствии с договором и возвращать сумму займа. Величина пени, уплачиваемой в Фонд несравнимо мала и не берется предприятиями в расчет. Очевидно, что при нынешних размерах ставки пени (1/300 ставки рефинансирования), страхователи будут продолжать практиковать несвоевременную уплату страховых взносов. Необходимо срочное внесение изменений в законодательство о страховых взносах, предусматривающее ужесточение штрафных санкций, в частности, повышение ставки пени для безответственных плательщиков взносов. Поскольку вследствие теневой деятельности работодателей в бюджет Пенсионного фонда РФ не поступает достаточный объем страховых взносов, необходимо разработать эффективную систему контроля, позволяющую выявлять такую деятельность.

Если учесть, что рост доходов пенсионной системы непосредственно зависит от динамики заработной платы и общих показателей экономического развития, то можно предположить, что при определенных (довольно высоких) темпах роста ВВП может сложиться ситуация, при которой рост поступлений в пенсионную систему позволит сохранить ее текущие параметры. При этом более высокие темпы ВВП и зарплат обеспечат существенно более высокие темпы роста реальной пенсии.

Согласно Посланию Президента Федеральному Собранию, Россия должна не только прочно закрепиться в пятёрке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза[14].

Считаю целесообразным возобновление программы софинансирования, как первого шага к привлечению личных средств граждан к формированию пенсий. Источником финансовых средств со стороны государства стал специально для этой цели созданный Фонд национального благосостояния.

Программа софинансирования была основа в 2008 году и сразу получила название «беспрецедентной» и «уникально». Будущие и действующие пенсионеры получали возможность увеличить свою пенсию как счет собственных средств, так и за счет государственного финансирования. Программа софинансирования была закрыта в 2015 году. Но граждане, успевшие внести средства в установленные сроки, остаются ее участниками. Программа рассчитана до 2025 года.

Также следует отметить, что человеческие и материальные ресурсы ПФР частично расходуются на обеспечение выплат нестрахового характера, то есть имеет место скрытое нецелевое расходование средств. Целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы поручить эти выплаты органам социальной защиты населения.

Одной из наиболее серьезных проблем пенсионной системы является сильная зависимость бюджета ПФР от трансфертов из федерального бюджета. Их доля в доходах Фонда на протяжении нескольких лет почти не меняется, доходит до половины всех поступлений в Фонд. Более того, вследствие теневой деятельности в бюджет Пенсионного фонда РФ не поступает достаточный объем страховых взносов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации при нехватке средств для выплаты пенсий в бюджете Пенсионного фонда на эту цель могут направляться средства Фонда национального благосостояния.

Для увеличения доходов Фонда можно закрепить за ПФР дополнительный доходный источник, который бы не был связан с ростом фискальной нагрузки на Фонд оплаты труда (к примеру, часть НДС). В таком случае государство будет способно проводить на регулярной основе индексацию пенсионных выплат, исходя из увеличения доходов Пенсионного фонда, не увеличивая при этом дефицит. Кроме того, из-за отсутствия роста фискальной нагрузки на Фонд оплаты труда, у организаций не возникнет мотивации снизить этот фонд.

Представим возможные меры, направленные на укрепление финансовой устойчивости ПФР и сокращение в долгосрочном периоде зависимости от межбюджетных трансфертов.

1) Разделение тарифов на обязательное пенсионное страхование и финансирование фиксированной выплаты. Такой шаг позволит реализовать в полной мере страховой принцип формирования пенсии, означающий взаимосвязь между трудовым вкладом гражданина и размером его пенсии.

2) Формирование резерва обязательного пенсионного страхования (по аналогии с резервом обязательной пенсионной системы Германии), который может находиться в довольно широком диапазоне от 20–150% от среднемесячного объема выплат пенсий, с целью как снижения колебаний в финансовых потоках Пенсионного фонда в течение года, так и последствий конъюнктурных колебаний.

3) Регулярный пересмотр тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

4) Переход от льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями работодателей к целевым субсидиям со стороны государства с целью стимулирования занятости в этих отраслях.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

В заключении хочется отметить, что уровень пенсионной системы, являющейся базовой и фундаментальной основой социального общества, её гарантированность и в целом размер напрямую зависит от политики государства в области социального обеспечения. В силах государства обеспечить достойный уровень жизни людям, которые действительно нуждаются в его поддержке и заботе, чтобы они чувствовали себя под надёжной защитой своего государства.

Заключение

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему сбора и перераспределения денежных средств, используемых для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

В структуре источников доходов бюджета ПФР за 2015-2017 гг., наблюдается преобладание средств, собранных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что подтверждает тот факт, что они являются основным источником формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако, следует отметить, что доля безвозмездных поступлений в бюджете ПФР постоянно растет, что свидетельствует о снижении уровня сбалансированности бюджета ПФР.

Анализ расходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2015-2017 гг. показал следующее:

  • расходы бюджета имеют тенденцию к росту;
  • наибольшую сумму и удельный вес занимают расходы бюджета на социальную политику, в частности, на пенсионное обеспечение;
  • увеличение расходов бюджета на пенсионное обеспечение, в основном, связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат;
  • в составе расходов доля расходов за счет средств федерального бюджета на выплаты нестрахового характера составляют около 17%;
  • сумма расходов бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала в 2017 году резко снизилась, что обусловлено уменьшением числа родившихся детей.

Недостаточность денежных средств в бюджете Пенсионного фонда не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату. Из-за недостатка сумм страховых взносов на текущие выплаты усиливается зависимость бюджета ПФР от средств федерального бюджета.

Приоритетными направлениями развития Пенсионной системы России на современном этапе были определены:

1) радикальное расширение возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе и в иностранные активы;

2) избавиться от большого размера дефицита Пенсионному фонду РФ следует путем поиска дополнительного источника пополнения бюджета;

3) увеличение числа плательщиков взносов за счет предпринимателей, которые по льготным условиям по фиксированной наименьшей ставке вносят свои взносы.

4) изучение зарубежного опыта по развитию негосударственного пенсионного обеспечения в России, и его адаптация к отечественным условиям осуществления социальной политики.

Таким образом, для формирования активной и ответственной позиции граждан по вопросам, связанным с их пенсионным обеспечением, необходима целенаправленная политика государства, предполагающая управление социальными установками населения в пенсионной сфере. Только меры, способствующие активному вовлечению россиян в программы дополнительного пенсионного страхования, повышению доверия к негосударственным пенсионным фондам и другим институтам пенсионной системы страны могут стать одним из направлений повышения уровня жизни будущих пенсионеров.

Также хочется выразить собственное мнение о том, что если принять действенные меры к снижению коррупционной составляющей расходов  бюджета на всех уровнях, то можно изыскать средства для обеспечения всех социальных обязательств нашего государства, в том числе и по достойному пенсионному обеспечению граждан.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 (ред. от 04.06.2018). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  4. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  5. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 385‐ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  6. Федеральный закон от 19.12.2016 N 416-ФЗ (ред. от 27.11.2017)»ОбюджетеПенсионногофондаРоссийскойФедерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  7. Федеральный закон от 14.12.2015 N 364-ФЗ (ред. от 19.12.2016)»ОбюджетеПенсионногофондаРоссийскойФедерации на 2016год»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  8. Федеральный закон от 01.12.2014 N 385-ФЗ (ред. от 20.04.2015)»ОбюджетеПенсионногофондаРоссийскойФедерации на 2015год и на плановый период 2016 и 2017 годов»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  9. Федеральный закон от 29.05.2018 N 476175-7″Об исполнении бюджетаПенсионногофондаРоссийскойФедерации за 2017год»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru. Свободный
  10. Федеральный закон от 16.10.2017 N 288-ФЗ»Об исполнении бюджетаПенсионногофондаРоссийскойФедерации за 2016год»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  11. Федеральный закон от 31.10.2016 N 378-ФЗ»Об исполнении бюджетаПенсионногофондаРоссийскойФедерации за 2015год»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный
  12. Послание Президента Федеральном Собранию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957, свободный
  13. Агапцов, С.А. Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации / С.А. Агапцов // Финансовое право. – 2014. – № 3. – С. 17–22.
  14. Андросова, Л.Д. Рынок пенсий в Российской Федерации и проблемы его развития / Л.Д. Андросова// Инновационная наука. — 2017. — Т. 1. — № 4. — С. 27-31.
  15. Бровчак, С.В. Пенсионное обеспечение. Российский и зарубежный опыт / С.В. Бровчак. – 2012. – 510с.
  16. Вахрин, П.И., Нешитой, А.С. Финансы / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. — М.: ИКЦ «Маркетинг», 2015. – С.70.
  17. Гусева, Е.В., Казьмина, М.В. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ, проблемы и перспективы его развития / Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. — С. 62-64.
  18. Каранина, Е.В. Финансы: учебник для студентов, бакалавров, магистрантов экономических и управленческих направлений подготовки и специальностей всех форм обучения и для широкой аудитории / Е.В. Каранина. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. – С.18.
  19. Котенко, В.Е. Современное состояние и перспективы развития пенсионного обеспечения в России / В.Е. Котенко // Вектор экономики. — 2017. — № 6 (12). — С. 34.
  20. Соколов, Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти / Р.А. Соколов // Законодательство. – 2016. – № 3. – С.18.
  21. Казначейство России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru. свободный
  22. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minfin.ru
  23. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hse.ru/, свободный
  24. Пенсионный фонд Российской Федерации.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru.
  25. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный

Прикрепленные файлы:

metod_srs

Problemy_finansovogo_obespecheniya_deyatelnosti_Pensionnogo_fonda_RF

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

temy_rabot

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы: