Глава 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ЗОНЫ
2.1 Еврозона — создание, современное состояние и перспективы развития
Процесс развития региональной интеграции затронул проблему поиска адекватных методов и количественного описания их в статистических системах.
«Согласно определениям РПБ6 региональные объединения включают:
– таможенные союзы (проводящие общую тарифную и иную торговую политику в отношении стран, не являющимися членами союза);
– экономические союзы (основанные на гармонизации мер экономической политики для содействия более глубокой экономической интеграции);
– монетарные (валютные) союзы (ставящие целью проведения единой денежно-кредитной политики на всей территории объединения)»[15].
Ценен опыт Европы, отказавшихся от первоначально господствующей идеи секторальной интеграции по принципу Европейского объединения угля и стали и Европейского аграрного рынка в пользу универсальной интеграции
- Манделл отмечает, что страны Европы давно выражали интерес, если не согласие, относительно собственной валютной интеграции. Предложение о ней прослеживаются еще с конца 50-х годов. Так, уже в римском договоре содержались положения о политике стран, направленной на достижение равновесия общего платежного баланса и поддержание доверия к валютам, о ее координации на основе сотрудничества правительств и центральных банков» [16].
Рассмотрим общий алгоритм формирования экономического и валютного союза, разработанный в документах ЕАС и ЕС. «Планом Вернера»,
- позднее « Аланом Делора» была разработана трехэтапная модель формирования экономического и валютного союза, преследующая достижение следующих основных целей [17]:
Твердая фиксация взаимных паритетов валют Сообщества в качестве необходимого подготовительного условия для перехода к единой валюте.
Стабилизация с этой целью валютных курсов и сужение диапазона взаимных колебаний курсов национальных валют, в том числе за счет средств фонда валютной стабилизации. Создание механизма среднесрочной валютной поддержки в целях урегулирования платежного баланса стран-участниц.
Обеспечение эффективной координации экономической, бюджетной,
кредитной и валютной политики для обеспечения более тесной и обязательной координации национальных политик.
Создание наднациональных экономических, валютных, финансовых органов Сообщества, которым были бы делегированы значительные суверенные права стран-членов.
«Планом Делора» рассматривалось также проблема сближения показателей экономического развития стран-членов Сообщества.
Основными элементами ЕВС, обеспечивавшими решение поставленных задач, стали коллективная международная расчѐтная единица ЭКЮ, стоимость которой определялась по методу валютной корзины, включающей валюты стран-участниц; механизм регулирования обменных курсов и европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), учрежденный на взносы стран-участниц с целью оказания временной финансовой помощи отдельным участникам по урегулированию дефицита платежного баланса и проведение расчѐтов по валютным интервенциям центральных банков.
Экономическая роль ЭКЮ выходила за рамки обычного статусы международной расчетной единицы, который предполагает отсутствие материальной формы денежной единицы в виде банкнот, ограничение сферы
- использования безналичными расчетами и, таким образом, невозможность использования в качестве полноценной мировой валюты.
ЭКЮ, наряду с обслуживанием безналичных расчетов, прежде всего взаимных расчетов центральных банков стран-участниц, специализированных учреждений и фондов Сообщества, в отдельных случаях обслуживал безналичные расчеты частного сектора, выпускался в виде монет, облигаций и государственный займов. Активное использование ЭКЮ в расчетно-платежных и кредитных операциях создало предпосылки для последующего использования евро в указанных сферах деятельности. Соответственно, создание механизма эмиссии ЭКЮ в дальнейшем облегчило решение аналогичных проблем в отношении евро [17].[1]
Преимущества перехода на единую валюту, для стран евро:
– устранение рисков валютообменных операций и снижение транзакционных издержек, в связи с внутризональной торговлей;
– ценовая стабильность. Уровень инфляции за последние 5 лет не превышал 2%, также стабилизировались инфляционные ожидания;
– приоритет деятельности Европейского Центрального Банка, по стабилизации цен, привел к уменьшению размера премий за риск, который отражается на уровне процентных ставок. Все это пошло на пользу европейским предприятиям и домашним хозяйствам, так как уровень долгосрочных процентных ставок находится на низком уровне, что благоприятно воздействует на экономический рост в целом;
– единая валюта придает ускорение финансовой интеграции Европы.
Лучшее распределение ресурсов и рисков, характеризуется тем, что в настоящее время некоторые элементы финансового рынка характеризуются достаточной глубиной и ликвидностью;
– вторая в мире, после доллара, валюта-евро. Она обслуживает международный торговый и фнансовый оборот [18].
Валюта является международной, если резиденты используют как внутри страны, так и за ее пределами. Евро быстро и прочно утвердилась как вторая по значению в мире международная валюта. В настоящее время евро по своей роли намного превосходит не только европейские валюты. Которые он заменил, но и фунт стерлингов и японскую йену. Это произошло несмотря на то, что ЕЦБ не пытается активно расширить применение евро за границей [18].
- рамках валютных соглашений ведущие мировые национальные и коллективные валюты достаточно часто используются в качестве законного средства платежа на территориях других государств. Возможно даже полное вытеснение из обращения внутри страны национальной валюты более сильной иностранной. В настоящее время более тридцати стран мира используют в качестве денег иностранную валюту вместо национальной.
Выделены этапы расширения Европейских сообществ в таблице 2.1. Причиной изъятия национальных денежных единиц из оборота и перехода на иностранную валюту обычно становятся дестабилизация внутренней финансовой системы, а также высокий уровень инфляции. Отказ от собственной валюты является крайней мерой, применяемой только в случае полной утраты контроля за денежным предложением [19].
Как видно из таблицы 2.1., соотношение экономических потенциалов государств- членов ЕС и вступающих государств в каждом случае было весь различно. Фактически в истории Евросоюза было два типа расширения: в 1973 и 1995гг. в него вступали высокоразвитые страны, а в 80-е годы — среднеразвитые. Приведенные данные свидетельствуют о том, что нынешнее расширение ЕС также относиться ко второму типу [20].
Таблица 2.1 – Этапы расширения Европейских сообществ/ Европейского союза
ВВП (%)* | ВВВ на | ||||
Участники | Население | д/нас.** | |||
Дата | ЕС=100 | ||||
ЕС-6 | (млн) 193,5 | ЕС=100 | |||
100 | |||||
100 | |||||
Вступающие страны: | 64,3 | 31,9 | 95,5 | ||
1973 | Великобритания, Дания, | ||||
Ирландия | |||||
263,0 | 100 | 100 | |||
ЕС-9 | |||||
1981 | Вступающие страны: Греция | 9,7 | 2,4 | 64,5 | |
ЕС-10 | 274,8 | 100 | 100 | ||
Вступающие страны: | 48,5 | 11,5 | 65,0 | ||
1986 | Испания, Португалия | ||||
300,7 | 100 | 100 | |||
ЕС-12 | |||||
Вступающие страны: Австрия, | 22,0 | 6,5 | 104,2 | ||
1995 | Финляндия, Швеция | ||||
ЕС-15 | 377,9 | 100 | 100 |
Продолжение таблицы 2.1
Вступающие страны: Эстония, | |||||
Латвия, Литва, Польша, Чехия, | 74,1 | 8,7 | 47 | ||
2004 | Словакия, Венгрия, Словения, | ||||
Кипр, Мальта | |||||
463,6 | 100 | 100 | |||
ЕС-25 | |||||
Вступающие страны: Болгария, | 29,0 | 1,4 | 24 | ||
2007 | Румыния | ||||
ЕС-27 | 500 | 100 | 100 | ||
2013 | Вступающие страны: | 4,3 | 0,33 | 42 | |
Хорватия |
Также нами были построены этапы становления евро в таблице 2.2.
Данные обобщены и систематизированы авторами.
Таблица 2.2- Этапы становления евро | ||
Года | Краткое описание | |
1948-1949гг | Внутри европейские платежи и компенсации между 17 странами | |
ОЭСР | ||
1951г | Группа стран (ФРГ, Нидерланды, Франция, Италия, Люксембург и | |
Бельгия) подписали в Париже договор о Европейском | ||
объединении угля и стали | ||
1957г | Бельгия, ФРГ, Италия, Нидерланды, Франция и Люксембург, | |
«Римский | подписали соглашение о создании Европейского экономического | |
договор» | союза ЕЭС. | |
Меморандум о необходимости единой финансовой политики | ||
1962г. | Европы. Выдвинута идея « валютной змеи» о фиксации | |
обменного курса стран. |
1969г.«Гаагс Принято решение о одновременном создании и экономического и | |||||||
кий договор» валютного союза. | |||||||
Состоял план из трех этапов: А. (1971-1974) сужение валютных | |||||||
колебаний сначала до ±1,2% до 0%. Согласование | |||||||
1971г. | экономической, финансовой, денежно-кредитной политики. | ||||||
«План | Б. (1975-1976) передача часть власти национальных прави- | ||||||
Венера» | тельств наднациональному органу ЕС, в целях выравнивания | ||||||
1987г. | цен на базе фиксированных паритетов и валютных курсов. | ||||||
Создание единой бюджетной системы. Подписание единого | |||||||
Европейского акта, о создании единого европейского рынка. | |||||||
После провала «Плана Венера» был разработан новый | |||||||
план, который включал: | |||||||
— создание общего рынка | |||||||
1989г. | -поощрение конкурентоспособности | ||||||
«План | -координация | экономической, | налоговой, | бюджетной | |||
Делора» | политики, в целях сдерживания инфляции | ||||||
-учреждение Европейского валютного института | |||||||
-проведениеединойвалютнойполитикиивведение | |||||||
фиксированной валюты- ЭКЮ | |||||||
Включал 3 этапа: А. (1990-1993) становление валютного и | |||||||
1991г. | экономического союза. | Б | (1994-1998) подготовка страна- | ||||
участниц к | введению | евро | и | создание организационной | |||
«Маастрихтс | |||||||
структуры — | Европейского валютного института. В.(1999-2002) | ||||||
кий договор» | |||||||
практический переход стран-членов на единую валюту. Замена | |||||||
ЭКЮ на евро(1:1) |
Серьезным препятствием на пути становления единой валютной системы ЕС, стал кризис 2007 года. История формирования банковской составляющей экономики еврозоны весьма противоречива. Некоторые экономисты считают, что стоит оставаться в зоне евро, другие же видят выгоду выйти из нее и восстанавливать свою национальную валюту.
Нами были выделены основные институциональные условия, благодаря которым еврозона станет вспомогательным элементом для эффективной и взвешенной политики [21]:
Единая система государственного кредита К положительным сторонам госкредита можно отнести:
– принятие решения о дополнительной эмиссии государственных ценных бумаг;
– возможность перераспределение государственных займов между странами членами еврозоны.
Актуальность проблемы с госдолгом, является следствием долгового кризиса, который проник во все страны еврозоны.
Единая денежно-кредитная политика
Путем выравнивания уровня ставки процента из единого центра, возможно регулирование банковской и кредитной систем стран еврозоны.
Единая бюджетно-налоговая система
Объединение бюджетной системы играет важную роль в рамках еврозоны. Регулирование доходной и расходной части бюджетной системы должно предотвратить дефицит\профицит в еврозоне.
Следующим шагом на пути экономической интеграции еврозоны должна стать единая налоговая система. Главное преимущество-это установление оптимального налогообложения с учетом экономического развития страны-участницы.
Единая внебюджетная система
Создание на территории еврозоны целевых внебюджетных фондов положительно отразится на медицинском страховании и пенсионном обеспечении.
Единая система финансов хозяйствующих субъектов Оптимальному развитию экономики еврозоны будет способствовать создание единых правил ведения бизнеса. Но тут стоит уточнить, что эти правила должны учитывать специфику каждой страны-участницы.
Из всего этого стоит учесть отрицательные стороны общей финансовой системы, это то, что существует разница между уровнями развития стран еврозоны. И второе, это распределение бремени страны с худшими показателями развития на остальных участников [21].
Для того, чтобы достичь экономического равновесия между странами, власти Германии предлагают ужесточить бюджетную политику, сократить социальные расходы, контролировать заработные платы в странах-должниках. Однако на наш взгляд, более эффективно восстановить самостоятельность стран, больше всех пострадавших от кризиса, в областях экономического, таможенно-тарифного и валютно-финансового регулирования.
Для начала таким странами нужно дать возможность восстановить значимые отрасли производства, для их экономики, а также разрешить, пусть даже временно, продавать товары, произведенные по национальным стандартам.
Далее ограничить импорт, это способствовало бы защите местных производителей от внешних конкурентов.
- последнее, для проблемных стран зоны евро, преодолеть кризис ликвидности и повысить экономическую активность, поможет воз-врат к национальной валюте. На международный статус евро это не окажет влияние,
так как дополнительные валюты будут обращаться лишь в странах, где их выпускают. Эта мера способствовала бы восполнению дефицита денежных средств, кроме этого, девальвация национальной валюты обеспечила бы рост экспорта и ограничение импорта[22].
Оценка проблем и перспектив Еврозоны.
Кризис в Еврозоне можно считать с начала введения единой валюты-евро. Были выделены этапы введения единой валюты на основе изменения основных показателей: ВВП, уровня безработицы, изменения долговой нагрузки на государственные бюджеты сгруппировать 5 периодов.(таблицы 2.3.-2.4.)
I период (1996-2001гг.). Он является базовым для последующих сравнений. В данном случае представлены последние годы существования национальных валют в 11 странах, выпустивших 01.01.2002 в наличное обращение единую валюту.
- период (2002-2003гг.) Является переходным, в течении которого находились в обращении как прежние национальные валюты, так наличные евро. Первые два периода отображают экономические явления в условиях фактически существующей мультивалютной системы в странах еврозоны.
- период (2004-2007гг.) Время становления новой системы единой валюты. В этот период экономики стран зоны евро еще не полностью.
Перестроились на функционирование в новых условиях.
IV период (2008-2011гг.) Характеризуется тем, что результаты перехода на единую валюту начали оказывать воздействие на экономики стран зоны евро. Кризисные явления в это время стали достаточно заметными.
V период (2012-2014гг.). В ходе него результаты и тенденции перехода на единую валюту проявились вполне очевидно [23].
Таблица 2.3 — Динамика показателей роста ВВП в некоторых европейских странах (группах стран) в 1996-2014 гг., %
Страна/группа стран | Средние темпы роста ВВП | ||||||
I | II | III | IV | V | |||
Евросоюз (27 стран) | 2,7 | 1,4 | 2,8 | 0,0 | -0,9 | ||
Еврозона (18 стран) | 2,9 | 0,8 | 2,5 | -0,1 | -1,7 | ||
Ирландия | 8,9 | 5,0 | 5,2 | -1,6 | 1,6 | ||
Испания | 4,1 | 0,9 | 3,7 | -0,8 | -0,6 | ||
Греция | 3,4 | 4,6 | 3,8 | -4,8 | -3,2 | ||
Португалия | 3,8 | -0,5 | 1,7 | -0,7 | -1,6 | ||
Италия | 1,9 | 0,3 | 1,5 | -1,1 | -1,6 | ||
Германия | 1,8 | -0,2 | 2,2 | 0,8 | 0,7 | ||
Франция | 2,5 | 0,9 | 2,3 | 0,4 | 0,4 | ||
Австрия | 2,8 | 1,3 | 3,0 | 1,1 | -1,6 |
Продолжение таблицы 2.3
Нидерланды | 3,7 | 0,2 | 2,9 | 0,3 | -0,2 |
Великобритания | 3,5 | 3,1 | 2,7 | -0,3 | 1,8 |
Швеция | 3,2 | 2,4 | 3,8 | 0,73 | 0,8 |
Таблица 2.4 -Динамика показателей безработицы по странам и по группам стран 1996-2014гг.,%
Средние значения показателей | |||||
Страна/группа стран | безработицы | ||||
I | II | III | IV | V | |
Евросоюз(27 стран) | 8,8 | 9,1 | 8,4 | 8,8 | 10,5 |
Еврозона (18 стран) | 9,7 | 8,7 | 8,5 | 9,4 | 11,7 |
Ирландия | 7,1 | 4,6 | 4,5 | 11,8 | 13,0 |
Испания | 15,1 | 11,5 | 9,2 | 17,6 | 25,1 |
Греция | 11,4 | 10,0 | 9,5 | 12,0 | 26,2 |
Португалия | 6,2 | 6,8 | 8,7 | 11.1 | 15,4 |
Италия | 10,6 | 8,5 | 7,2 | 7,8 | 11,8 |
Германия | 8,7 | 9,2 | 10,0 | 7,0 | 5,2 |
Франция | 9,7 | 8,3 | 8,7 | 8,8 | 10,1 |
Австрия | 4,4 | 4,6 | 5,3 | 4,7 | 5,3 |
Нидерланды | 5,1 | 4,3 | 5,2 | 4,5 | 6,8 |
Великобритания | 6,2 | 5,0 | 5,0 | 7,3 | 7,2 |
Швеция | 7,6 | 6,3 | 7,1 | 7,7 | 8,0 |
Как мы видим из данных таблиц, с каждым периодом ВВП снижается, а безработица стремительно растет вверх. Все это сложилось в результате неоднородности экономик и социальных сфер стран на момент вступления в еврозону.
Участницами зоны евро предполагалось, что введение единой валюты:
- упростит движение товаров между странами; (2) удешевит товары и услуги. Но на практике именно этот оборот больше всего пострадал из-за невозможности национальной валюты регулировать объем денежной массы.
- результате ЦБ стран не могли применить прежние инструменты влияния на денежные массы, и произошло неравномерное ее распределение по всех территории еврозоны.
Все это привело к нехватке денег и росту безработицы в странах, которые не эффективно использовали свои ресурсы. Примером может послужить Греция.
Мы разделили мнения на два блока. Одни считают, что кризис еврозоны возник из-за недостаточной централизации, и здесь выдвигают идею о
создании отдельного органа отвечающего за финансовую бюджетную политику. Другой блок мнений наоборот считают функции Европейского Центрального Банка чересчур централизованной, что привело к неправильному разделению денежной массы в странах.
Последствия мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. способствовали резкому обострению проблемы погашения государственного долга в ряде южных стран-членов, прежде всего Греции. Трудности нередко связывают с отсутствием национальной валюты, которую можно было бы девальвировать, чтобы сократить реальный объем долга, а также стимулировать рост экспорта. Единственная страна еврозоны, у которой нет видимых проблем с госдолгом и экспортом, — Германия. В результате получило распространение мнение, что единственная валюта выгодна лишь ФРГ и что немецкое благополучие достигается за счет других участников еврозоны [24].
Нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглец высказал в своей книге
- проблемах евро, что из зоны евро должна выйти Германия, не Греция и это будет самым легким и правильным решением. Если это произойдет, то оставшиеся страны в еврозоне станет более конкрентоспособные и их экспорт увеличиться, также как и ВВП этих стран. По мнению автора, станы еврозоны не должны страдать лишь из-за нежелания Германии оказать взаимную помощь в решении проблем.[2]
Проблему сам Стиглец видит в том, «что так, как было создано евро, не породило благоденствия и развития, а породило стагнацию и подорвало солидарность между европейцами. По мнению автора, придется расстаться с евро, чтобы спасти европейский проект». Цель ради которой евро создавалось- облегчение движения товаров и услуг , не была достигнута,
считает Джозеф. С введением цифровых стандартов и распространением электронной валюты во всем мире, трудности стали исчезать. Лауреат по экономике приводит пример, одна из проблем – общая гарантия банковских вкладов. То есть если в Испании наступит банковский кризис, только
испанское правительство поддерживает банки. Если правительство слабое, вкладчики перестанут доверять банковской системе Испании. А в условиях единого рынка и свободного движения капиталов в такой ситуации капиталы Испании переходят в Германию, что делает Испанию еще более бедной, а Германию еще более богаче. Американский экономист утверждает, что первоначальная идея о свободном движении капитала должна была поддерживать сближение экономик, таким образом, чтобы деньги шли сверху вниз, а не против течения. Но этого не произошло и все более углубляется пропасть между бедными и богатыми странами Евросоюза [25].
Стиглец призывает провести реформы в Евросоюзе, первая из которых-общая европейская гарантия банковских вкладов. Лавное помехой этой реформы, автор считает Германию, так как «именно она препятствует единой гарантии счетов и проведению этой основной реформы, которую нужно сделать в банках. Вторая банковская реформа, которую следует провести- это общий механизм банковской резолюции. К примеру, если бы возникла угроза банкротства Всемирного банка в результате этого, обанкротился бы штат Вашингтон. Поэтому если бы надо было его спасать, то спасло бы этот банк федеральное американское правительство. Европа нуждается именно в такой общей системе».
Третья реформа, необходимая для Еврозоны — солидарный европейский фонд против безработицы. Такой фонд позволит распределить расходы при росте безработицы.
Но для проведения этих реформ в современных условиях, кажутся делом далекого будущего и для самого автора. Исходя из этого. Он предлагает в данный момент нескольким странам выйти из еврозоны и создать несколько маленьких валютных союзов. К примеру, объединение Севера и Юга стран с одинаковыми целями, это вернет странам гибкость. И даже если со временем эти союзы не смогут создать необходимые регулирующие финансовые организации, они сумеют добиться стабильного курса валют и тем самым докажут, что единая валюта для них возможна [25].
Нами выделены следующие мероприятия по выходу из сложившейся ситуации:
Разделение товарных потоков на замкнутые и открытые. Внутренний и внешний поток, будут обслуживаться валютами имеющие разную степень межтерриториальной ликвидности. К примеру, внутренний поток — национальной валютой, а внешний — ЭКЮ или евродолларом.
Параллельное хождение национальных валют внутри страны. Позволит наполнить некоторые регионы достающей денежной массой. Преодолев кризис нехватки денег, решается проблема дефляции.
Введение нескольких местных валют в одной стране. В силу привязанности какой-либо валюты к определѐнному месту и ограничения, установленные межтерриториальной ликвидностью, позволит наполнить денежной массой определенную кризисную местность страны.
Территориальная иерархия и иерархия валют. Систематизация иерархии реально существующих в мировой экономике валют. Главный принцип-некоторая валюта помещается на определенное место в этой иерархии, состоит в степени способности обслуживать сделки между большим и меньшим числом стран. На вершине — доллар США.
Управление наполнением различных территорий денежной массой. Формирование центров управления, способных обеспечить оптимальное наполнение денежной массой внутри стран еврозоны.
Неопределенность положения стран еврозоны волнуют не только ее жителей, но и весь мир. События в Великобритании 23 июня 2016 года о желание выйти из состава ЕС на референдуме поддержало население. Оценить какие будут последствия BREXITа пока невозможно, так как процедура выхода составит около двух лет, но уже сей-час авторы Долгов и Савинов предположили экономически последствия как для ЕС , так и для Великобритании. К ним относят:
- падение курса фунта стерлингов;
- падение акций на Лондонской фондовой бирже;
- в связи с этим Банку Англии пришлось понизить базовые ставки до 0,25% годовых;
- ЕС потеряет примерно 14% ВВП;
- ЕС должна компенсировать 10 млрд фунтов чистых взносов, которые делала Британия.
- из положительных моментов можно отметить рост спроса на шотландский виски на 30-40% [26].
Оценить последствия для России от выхода Британии из ЕС пока не представляется возможным, так как в среднем товарооборот из Англии составляет 8% и эксперты уверены, в ближайшее время никаких резких изменений в отношениях между этими двумя странами не произойдет.
2.2 Валютные регионы Африки и Карибского Бассейна
Африканское финансовое сообщество включает в себя 15 стран, которые разделены на две «монетарные зоны со своими центральными банками: Западно-Африканский экономический и валютный союз (Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того) и Центрально-Африканский экономический и валютный союз (Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, экваториальная Гвинея), а также Коморские острова. Они имеют общую валюту: франк Африканского финансового сообщества — франк КФА. До введения евро эта валюта имела фиксированный курс» по отношению к французскому франку (1 «французский франк равен 100 франкам КФА), она была гарантирована Францией и свободно конвертировалась во французский франк. В 2001 г. на саммите глав правительств стран Африки — членов зоны франка и стран ЕС было решено трансформировать зону франка в африканскую зону евро.[3] При этом франк КФА привязывается к евро. Гарантия его конвертируемости осуществляется через финансовую систему ЕС, в связи, с чем установлен фиксированный курс европейской и африканской валют (1 евро= 655,967 франка КФА)» [10].
Оценивая результаты функционирования ряда региональных валютных союзов в Африке, предлагаем не спешить с выводами. «Африканские валютные союзы- это просто наследие колониального прошлого, когда существовали валютные зоны (британского фута стерлинга, французского франка и т.п.). Сегодня в условиях слабой экономической взаимосвязи стран-участниц этих блоков такой порядок обусловлен не объективной необходимостью, а укоренившейся за многие годы практикой использования валюты метрополии как средства международных расчетов» [27].
«Объединение денежных систем в колониях шло по двум принципам: группировка метрополий со своими колониями (вертикальный союз) и группировка, объединяющая часть расположенных по соседству колоний, принадлежащих различным метрополиям (горизонтальный союз). По мере получения политической независимости от метрополий горизонтальные союзы постепенно трансформировались в новые валютные блоки.
Принципы организации эмиссионных учреждений Западно-африканского экономического и валютного союза таков: выпуск коллективных денег проводится через отделения Центрального банка государств Западной Африки(ЦБГЗА) в странах объединения. Работу отделений контролируют национальные денежно-кредитные комитеты, напрямую подчиняющиеся ЦБГЗА. Гарантия свободного размена франков КФА обеспечивается предоставлением кредитной линии ЦБГЗА Казначейством Франции, а также резервами Западноафриканского экономического и валютного союза, сосредоточенным в ЦБГЗА. Последние формируются за счет экспортных валютных поступлений входящих в него стран (минуя национальные центральные банки). Большая их часть размещается в Казначействе Франции-65%, оставшиеся 35% размещаются от имени ЦБГЗА в других резервных активах. Капитал Центрального банка валютного союза формируется за счет равных взносов всех стран-членов» [15].
Западноафриканский валютный и экономический союз. В данных странах используется только один единый валютный курс и запрещена множественность валютного курса в каких-либо ее формах. Действует курсовой режим -конвенционное валютное соглашение о жесткой привязке курса национальных валют. Более того, в странах данное валютное соглашение не устанавливает одно единственное официальное законное платежное средство. Для других (остальных) валют валютные курсы устанавливаются на базе кросс-курсов и перекрестных курсов на основе курса конкретной иностранной валюты на парижском валютном рынке к евро и жестко зафиксированного и неизменного соотношения курса валюты евро и жестко привязанного ней франка КФА.
- каждой из стран-участниц взимается сбор- симметричная банковская комиссия в размере 0,31% от суммы операций за реализацию переводов и трансферов денежных средств в страны, не входящие в состав Западноафриканского экономического и валютного союза (WAEMU). Всю полученную комиссию уполномоченные частные коммерческие банки обязаны в полной сумме перечислять в национальную казну. Максимальная величина собственной комиссии, которую в праве взимать по валютным операциям, переводам и транзакциям уполномоченные банки, может достигать 2% по прямым безналичным валютным операциям, которые реализуются в евро. Никакие дотации, субсидии, кредиты и займы на проведение всех видов срочных форвардных операций и срочных форвардных контрактов в стране уполномоченными коммерческими банками не предоставляются. Резиденты стран вправе заключать срочные форвардные валютные контракты для финансирования расчетов и хеджирования операций по экспорту и импорту товаров и услуг [28].
Центрально-африканский валютный и экономический союз. «Структура валютного курса единая (унитарная). Это означает, что в странах постоянно используется только один единый валютный курс и запрещена множественность валютного курса в каких-либо ее формах. Режим регулирования и корректировки валютного курса — конвенционное валютное соглашение о жесткой привязке плавающего валютного курса национальной валюты. Все валютные операции в евро между Банком государств Центральной Африки (BEAC) и местными коммерческими банками всех стран — его участниц» осуществляются по фиксированному курсу валют и без взимания комиссии.
Все валютные трансферы за границу и валютные операции с «иностранными контрагентами за границей облагаются комиссией, которая взимается непосредственно казначейством. Размер комиссионного сбора (ставка) составляет 0,25% от суммы валютной сделки по всем операциям со странами – участницами зоны франка КФА и 0,5% без учета налога на добавленную стоимость- VAT, соответственно со всеми другими странами, не входящие в зону франка КФА.
Отсутствует налог на конвертацию )обмен) национально валюты (франка КФА) на валюты иностранных государств или реализацию срочных форвардных валютных операций(контрактов) в странах. Субсидии и дотации,
- также льготы на реализацию кассовых конверсионных и валютнообменных операций и срочных форвардных валютных операций не предоставляются.
Устойчиво функционирует срочный форвардный валютный рынок. Срочное форвардное покрытие (финансирование и страхование) по импорту разрешается в исключительных случаях только в отношении импорта строго определенных товаров и требует предварительного разрешения Министерства финансов (MOF). Используется официальное финансовое покрытие срочных форвардных операций».[29]
Не смотря на фиксированный курс валюты, страны участницы зоны франка КФА показывали высокие темпы экономического развития. Рост ВВП в экономиках большинства стран Центральной и Западной Африки наблюдался даже в условиях глобального кризиса. Рассмотрим в таблице 2.5.
темпы роста ВВП стран зоны франка КФА в 2006—2012 гг.[30].
Как мы можем наблюдать в 2012 году темпы роста ВВП стали превышать среднемировые. Такой рост экономики, а так же устойчивое экономическое положение повысило доверие внешний инвесторов странам зоны франка КФА. Таким образом, жесткая финансовая дисциплина обеспечивает стабильность сферы финансов и способствует развитию национальных экономик стран — членов франкозоны, несмотря на политические противоречия. При этом следует признать, что франк КФА не относится к числу валют, способных оказывать какое-либо влияние на глобальную сферу финансов [19].
«Идея единого Африканского континента или Соединенных штатов Африки представляет собой мечту, исполнение которой должно принести экономический рост и процветание, а также мир и стабильность в развивающиеся государства этого континента. Однако сделать это далеко не просто. На примере интеграционных союзов, на юге Африканского континента проанализируем, какие «ловушки» подстерегают исполнителей проекта обще континентальной экономической интеграции.
На Юге Африки в настоящее время функционируют три основные интеграционные группировки:
– Сообщество развития Юга Африки (САДК) — интеграционная группировка «нового типа»;
– Таможенный союз Юга Африки (САКУ);
– Единая монетарная зона (ЕМЗ) .
Хронологически эти союзы формировались в следующей последовательности: САКУ – в 1910 г.; ЕМЗ как углубление интеграции в рамках САКУ – в 1974 г. и САДК – в 1992 г.
Отличительной чертой САКУ и ЕМЗ стало доминирование в них ЮАР. Так, все таможенные и акцизные сборы в рамках САКУ аккумулируются в Резервном фонде ЮАР, а потом (согласно прописанной в соглашении формуле) распределяются между государствами-участниками.
Таблица 2.5 – Темпы роста ВВП стран зоны франка КФА
- 2006-2015 гг., %
Страна/год | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Западноафриканский экономический валютный и союз | ||||||||||
Бенин | 3,8 | 4,6 | 5,0 | 2,7 | 2,6 | 3,5 | 5,4 | 5,6 | 5,4 | 5,5 |
Буркина-Фасо | 6,8 | 3,6 | 5,8 | 3,0 | 7,9 | 4,2 | 10,0 | 6,6 | 4,0 | 5,0 |
Гвинея-Бисау | -2,0 | 6,0 | 10,5 | 1,1 | 1,7 | 5,7 | 1,5 | 0,8 | 2,5 | 4,7 |
Кот-д’Ивуар | 0,7 | 1,7 | 2,3 | 3,7 | 2,4 | 4,7 | 9,5 | 8,7 | 7,9 | 8,2 |
Мали | 8,6 | 4,3 | 5,0 | 4,5 | 5,8 | 2,7 | -1,2 | 1,7 | 7,2 | 5,0 |
Нигер | 5,8 | 3,1 | 9,6 | -0,9 | 8,0 | 2,3 | 11,2 | 4,6 | 6,9 | 4,3 |
Сенегал | 2,5 | 4,9 | 3,7 | 2,1 | 4,1 | 2,6 | 3,7 | 3.6 | 4,7 | 5,1 |
Того | 4,1 | 2,3 | 2,2 | 3,5 | 4,0 | 4,8 | 5,6 | 5,4 | 5,0 | 5,4 |
Центральноафриканское | валютно | — | экономическое сообщество | |||||||
Габон | 1,2 | 5,6 | 1,0 | -2,9 | 6,7 | 7,0 | 6,1 | 5.6 | 4,3 | 3,5 |
Камерун | 3,2 | 3,4 | 2,6 | 2,0 | 3,3 | 4,1 | 4,7 | 5.6 | 5,7 | 5,3 |
Республика | ||||||||||
Конго | 6,2 | 6,3 | 6,2 | 2,8 | 7,2 | 6,9 | 7,2 | 8,5 | 9,2 | 8,4 |
Центральноафри | ||||||||||
-канская | ||||||||||
Республика | 3,8 | 3,7 | 2,0 | 1,7 | 3,3 | 3,1 | 4,1 | -36,0 | 1,0 | 5,5 |
Чад | 0,2 | 0,2 | 0,4 | -1,2 | 13 | 1,6 | 5,0 | 5,7 | 6,9 | 6,9 |
Экваториальная | ||||||||||
Гвинея | 1,3 | 21,9 | 16,8 | 0,8 | -1,7 | 4,9 | 2,5 | -6,5 | -0,3 | -10,2 |
ЕМЗ представляет собой гибрид валютного управления и монетарного союза: страны-члены используют на территории национальные валюты и южноафриканский рэнд, тогда как на территории ЮАР расплачиваться можно только с помощью рэнда. Государства – члены ЕМЗ не закрепили в качестве обязательства поддержание установленного курса между национальными валютами Намибии, Лесото и Свазилендом, однако договорились, что не допускается выпуск национальной валюты, не основанной на иностранных активах. Необходимо отметить, что между странами установлена полная конвертируемость по текущему и капитальному счету, а также прописаны компенсационные выплаты для взимания сеньоража теми государствами, которые привязывают свою валюту к валюте ЮАР, а также другие правовые положения для внутризонового перечисления денежных средств» [31].
«Кроме трех интеграционных группировок страны Юга Африки участвуют в других интеграционных проектах. Из пятнадцати стран САДК шесть являются членами Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА); две входят в Комиссию Индийского океана (ИОС), а одна – в
Экономическое сообщество Центральноафриканских государств. Перекрестное членство в нескольких интеграционных группировках привело
- фрагментации общеэкономического пространства южной части континента и формированию различных походов к осуществлению экономической интеграции.
Интеграция в финансовой сфере представляет собой только промежуточную цель на пути перехода к единой региональной валюты в 2018
г., для осуществления которого страны должны двигаться в сторону конвергенции стабильно ориентированной экономической политики с опорными датами. (см. табл. 2.6) [31]
Таблица 2.6 – Цели макроэкономической конвергенции государств САДК в 2008–2018 гг.
Критерий | 2008 | 2012 | 2018 | ||||
Уровень инфляции, % | Однозначное | 5 | 3 | ||||
число | |||||||
3% | от ВВП | 3% | от ВВП | ||||
5% или менее | как | «якорный | как | «якорный | |||
Дефицит бюджета | показатель» с | показатель» с | |||||
от ВВП | |||||||
диапазоном | диапазоном | ||||||
в 1% | в 1% | ||||||
Государственный долг | Менее 60% | Менее 60% | Менее 60% | ||||
ВВП | ВВП | ВВП | |||||
Международные | 3 мес. покрытия | Более 6 мес. | Более 6 мес. | ||||
покрытия | |||||||
резервы | импорта | покрытия импорта | |||||
импорта | |||||||
Менее 10% | Менее 5% | Менее 5% | |||||
Кредиты центрального | налоговых | налоговых | |||||
налоговых | |||||||
банка национальному | доходов | доходов | |||||
доходов | |||||||
правительству | предыдущего | предыдущего | |||||
предыдущего года | |||||||
года | года | ||||||
Отмечают, что ЮАР с доминирующей в регионе экономикой имеет сильную валюту и репутацию для борьбы с инфляцией, поэтому эта страна должна стать активным участником монетарного союза Юга Африки, так как любая другая региональная валюта может не быть такой же сильной, как рэнд. Для реализации данного положения Т. Агбейегбе предложил макроэкономические условия, побуждающие ЮАР и ЕМЗ в целом участвовать в региональной валютном союзе:
– уровень инфляции любого государства, желающего присоединиться к монетарному союзу САДК, должен отличаться не более чем на 1,5% от среднего по странам ЕМЗ;
– для обменного курса такая разница должна составлять не более 5%;
– долгосрочные процентные ставки не должны быть выше более чем на 2% по сравнению со средней по странам ЕМЗ» [31].
«Однако создание валютного союза не может быть конечной целью интеграции. Опыт интеграции стран еврозоны свидетельствует том, что в условиях единой монетарной политики государства — члены валютного союза должны индивидуально заниматься классической кейнсианской фискальной политикой— накапливать излишки при подъемах и заимствовать на рынке капитала по время спадов.
Из-за возрастания риска дефолта для отдельного государства при присоединении к валютному союзу и более высоких, чем мультипликаторы самофинансирования, мультипликаторов внешнего трансферта (так как внешние трансферты смягчают меж временное бюджетное ограничение страны, которого нет, если страна занимает сама по себе) лучшим решением становятся централизованные инструменты поглощения асимметричных шоков [32].
Следовательно, есть все основания для создания в Африке валютного союза с широким фискальным устройством стабилизации для противостояния асимметричным шокам и облегчения корректировки, пока бизнес-циклы не в достаточной мере конвергентны [33].
Все это должно быть просчитано до осуществления перехода к единой африканской валюте. Пока такие стабилизационные механизмы не разрабатываются.
- точки зрения африканской интеграции принципиальное значение имеют последствия валютной интеграции. Отказавшись от монетарной интеграции «старого типа» с созданием в Африке монетарных зон, страны не спешат осуществлять интеграцию «нового типа». Сказывается как боязнь частичной утраты суверенитета в части проведения экономической политики, так и стремление сохранить инструменты кредитно-денежной и валютной политики для «подстройки» экономики государства во времена нестабильности на мировых рынках» [34].[4]
2.3 Перспективные региональные валюты Северной Америки, НАФТА, Южной Америки, Персидского Залива
«В настоящее время состояние глобальной сферы финансов оценивается как кризисное. Доллар США больше не может эффективно выполнять функцию мировых денег. Соответственно, сфера влияния валюты США будет сокращаться. Более того, совмещение долларом США функций национальной
- мировой валют делает финансовую систему страны слишком зависимой от внешней среды и способствует снижению конкурентоспособности экономики США»[35]. «Поэтому монетарные власти Вашингтона рассматривают вариант отказа от доллара и ввода для США, Канады и Мексики единой валюты амеро». Вполне допустимо, что членами данного валютного объединения станут также Австралия и Великобритания [19].
«Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА)
между США, Канадой и Мексикой, подписанное в 1992 г., вступило в силу в 1994 г. НАФТА – это комплексная зона свободной торговли, которая помимо либерализации взаимной торговли товарами предусматривает свободное перемещение услуг и капитала, защиту прав интеллектуальной собственности, экологическое сотрудничество, сотрудничество в сфере трудовых отношений. Успешная торговая либерализация стимулировала рост взаимного экспорта в совокупном экспорте стран-участниц до 49,2% в 2013 г.
Создание НАФТА стимулировало Канадо-Мексиканские инвестиционные связи. Только за первые 5 лет функционирования
соглашения в 4 раза возросли канадские прямые инвестиции в такие сферы
мексиканской экономики, как горнодобыча, банковские и телекоммуникационные услуги. Мексиканские инвестиции в экономику Канады также растут; в 2012 г. их накопленный объѐм составил 1755 млн долл. (для сравнения: мексиканские накопленные инвестиции в экономике США составили 8514 млн долл.).
Соглашение НАФТА оказало наибольший эффект на мексиканскую экономику благодаря географической близости Мексики к США. Сравнительное преимущество в форме дешѐвой рабочей силы, свободный доступ товаров и услуг на канадский и американский рынки содействовали экономическому подъѐму Мексики». [36].
- отличие от Европейского союза, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших органов власти стран-
участниц, в Северной Америке интеграция шла снизу вверх, то есть сотрудничество американских и канадских компаний на микро-уровне получило закрепление на межгосударственном уровне.[5]
Еще одной особенностью североамериканской интеграции, в отличие от европейской, является то, что каждая из стран-участниц предпринимала попытки «расширения» НАФТА в одностороннем порядке, то есть предоставляла режим зоны свободной торговли третьим странам. Ярким примером такой практики является зона свободной торговли между США, странами Центральной Америки и Доминиканской Республикой (КАФТА), где США предложили такие же условия, как и партнерам по НАФТА. Подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Чили каждой из стран НАФТА» [37].
Сравнительная характеристика стран НАФТА и ЕС представлена в Приложении Б [10].
«НАФТА — главное соглашение о региональной экономической интеграции для США, которое усиливает их позиции в мировой экономике и политике. Согласно экспертным оценкам, торгово-экономические и
производственные связи с партнерами по НАФТА ежегодно увеличивают объем американского ВВП на 2-3 %. С середины 1990-х гг. по середину первого десятилетия XXI в. США экспортировали в Канаду товаров больше, чем во все страны ЕС; при этом в последние годы Канада выступает для США главным зарубежным рынком сбыта, а Мексика занимает вторую позицию. Несмотря на растущую конкуренцию со стороны Китая и других стран БРИКС, доля Канады и Мексики в американском экспорте по-прежнему составляла почти 1/3 (32,3 %). Что же касается импорта, то здесь утрата позиций была более заметной. В целом доля стран НАФТА в американском импорте снизилась до 26,5 %. Тем не менее, Канада и Мексика удерживают стратегически важные позиции крупнейших поставщиков в США энергетических ресурсов (нефти и нефтепродуктов).
Членство в НАФТА означает следующие выгоды для Мексики: доступ на американский рынок; приток иностранных инвестиций; реформирование национальной экономики; интеграция в мировую экономику; новые рабочие места. В рамках НАФТА Мексика превратилась в экспортирующую страну конечной и промежуточной промышленной продукции, которая составила около 85 % общего экспорта в США.
Значение НАФТА для Канады велико. Так, на долю США и Мексики на рубеже XX–XXI вв. приходилось почти 4/5 канадского внешнеторгового оборота; в начале XXI в. США выступали рынком сбыта для 40 % произведенных на территории Канады товаров и услуг почти половины изделий промышленного производства. Центральный характер США и НАФТА для канадских внешнеэкономических связей и общехозяйственного развития в целом остается весьма высоким» [38].
Макроэкономические показатели трѐх стран-членов указаны в таблице.
2.7. [39].
Характерной чертой организационной структуры этого интеграционного объединения является гелиоцентрическая однополярная модель, в центре которой располагается государство-лидер,взаимодействующий на двухсторонней основе с периферийными странами участницами при важных, но не решающих связях последних между собой. Роль его правительств заключается не в том, чтобы прямую руководить формальной и неформальной зависимостью (с этим справляется частный сектор), а в обеспечении условий для реальной экономической интеграции.
Таблица 2.7 – Основные экономические показатели стран НАФТА в 2013 г.
Канада | США | Мексика | Всего | |
Население, млн. чел. | 34,8 | 318,9 | 120,3 | 474,0 |
ВВП, трлн. долл. по ППС | 1,518 | 16,72 | 1,845 | 20,083 |
Среднедушевой ВВП по ППС, долл. | 43100 | 52800 | 15600 | 37167 |
Взаимный товарооборот, млрд. долл. | 570,8 | 919,9 | 393,5 | 946,1 |
Взаимный ПЗИ, млрд. долл. | 240,0 | 229,8 | 156,0 | 625,8 |
Созданные рабочие места, млн. | 4,3 | 25,1 | 9,3 | 39,7 |
Уровень занятости, млн. чел. | 19,08 | 155,4 | 51,48 | 225,96 |
Здесь не ставиться задача создания таможенного, экономического и валютного союза, однако предусматривается «универсальный доллар суверенных государств», предназначенный для использования не только на региональном пространстве НАФТА, но и других стран американского континента с целью поддержания доллара США как мировой валюты [10].
В приложении В представлены результаты сравнительной характеристики формально и неформальной интеграции, так как за последние десятилетия диапазон их значительно расширился [10].
Далее рассмотрим «Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Gulf Cooperation Council, GCC), ССАГПЗ, в Эр-Рияде в составе шести государств -Бахрейн, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии.
Для развития интеграционных процессов важно наличие центростремительных фактов, которые содействуют реализации постав-ленных целей и задач. В рамках стран Персидского залива это- схожие экономические показатели, схожие политические системы и экономические интересы, колониальная зависимость от Великобритании, зависимость товарной структуры экспорта от вывоза одного стратегического товара-нефти,который приходится 50% совокупного ВВП региона и 80% экспортных валютных доходов. Кроме того страны имеют схожие политические и культурологические факторы: являются монархиями, имеют один язык, общие исторические, культурные и религиозные истоки и традиции».
- 2003 года действует таможенный союз, хотя не в полном формате. «Таможенный союз призван снизить цены, повысить конкурентоспособность производства, оптимизировать использование имеющихся ресурсов. Был введен Единый внешний тариф со ставками таможенной пошлины в 5% на товары, ввозимые из стран не членов, при этом размер ставки варьируется от 9-100%. Во взаимной торговле действует беспошлинный режим, а также единое таможенное законодательство на основе принципа «единого пункта ввоза». В 2007 году были определены пять критериев конвергенции [40]:
– уровень инфляции не должен превышать среднего показателя стран-членов не более чем на 25-ых пункта;
– процентные ставки не должны превышать самого низкого показателя межбанковской процентной ставки более чем на 2%-ых пункта;
– объем валютных резервов должен быть достаточным, чтобы покрыть уровень 4-х месячного импорта;
– дефицит госбюджета в ВВП не должен превышать 3% ВВП, если средняя цена на нефть составляет не менее 25 долларов;
– дефицит государственного долга по отношению к ВВП не должен превышать 60% для общего правительства.
– экономической точки зрения государства готовы к введению единой валюты. У них нет внешнего долга, схоже налоговое положение, небольшой дефицит или профицит платежного баланса. Их экономики более гомогенны,чем, например, в Евросоюзе.
Введение общей валюты окажет положительное влияние на экономическую деятельность стран, на рынке капиталов и финансовых услуг, на взаимную торговлю, инвестиции и туризм, что в целом окажет влияние на рост конкурентоспособности региона.
Главная проблема ССАГПЗ связана со слабым институциональным механизмом, включая координацию финансового законодательства, обмен статистической информации об экономическом положении. Так, в Европе создание институциональной структуры наднационального характера предшествовало валютной интеграции. В СА-АГПЗ наднациональные институты отсутствуют, что может подорвать роль влияния единого центрального банка особенно в условиях, когда страны не полностью раскрывают экономические и налоговые данные, т.е. отсутствует прозрачность. Без эффективного регионального наднационального института, который бы решил проблемы, не моет быть завершено формирование экономического и валютного союза» [40].
Вес региона Персидского залива в мировой политике неуклонно возрастает. Этому способствует усиление его экономического потенциала и финансовых возможностей, а также его политических и дипломатических ресурсов. Кроме того, новые угрозы региональной безопасности, в первую очередь терроризм, выходят за рамки региона и приобретают глобальный характер, поэтому привлекают пристальное внимание мировых держав. Усиливается и заинтересованность глобальных центров влияния в развитии контактов со странами региона, что подтверждает не только возможности, которыми они обладают сегодня, но и благоприятные для этих стран перспективы на будущее [41].[6]
Вывод по второй главе
Создание зоны евро сыграло позитивную роль в мировой экономике. Так же это привело к повышению экономического роста внутри стран-участниц зоны евро. Улучшились такие показатели как: внутренняя конкурентоспособность, снизался общий уровень цен и так далее.
Следует подчеркнуть, что в Европейском союзе существует огромное количество наднациональных и национальных структур, которые занимаются
реализацией различных направлений в экономике. Это такие структуры как: ЕЦБ, Европейский совет, парламент, а также большое количество фондов и других структур. В современном мире им необходимо преодолеваться различные кризисные ситуации, к которым следует подходить с умением быстро и четко принимать решения, а так же проявлять гибкость в различных неоднозначных ситуациях.
Опыт Европейской интеграции служит как пример, для создания новых интеграционных зон. Позволяет также учесть все ошибки и преимущества, которыми обладали страны, вошедшие в состав ЕС. Но использовать данную модель, к примеру, для СНГ, невозможно, так как существуют различия не только экономической составляющей, но и политической, социальной.
Проанализировав регионально-экономические процессы Юга Африки, можно отметить, что выработка единой формы интеграции невозможна, в связи с различиями, как политической составляющей, так и социально-экономической сторон развития государств. Так же следует учесть, что страны юга Африки находятся на этапе развивающейся экономики. Факт зависимости развивающихся стран от развитых также должен быть учтен, для дальнейшего составления экономической интеграции стран.
Опираясь на изложенный факты, можно сделать вывод, что НАФТА не следует, к примеру, расширяться до Североамериканского союза на основе единой американской валюты. Выдвинутая идея о введении единой валюты – амеро, на мой взгляд приведет к потере стран-участниц политического и экономического суверенитета. Вся внешняя и внутренняя политика подчиниться лидеру союза- США. Другие страны входящие в состав, будут нести убытки и не смогут противостоять такому фактору как инфляция и так далее.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф