Заявка на расчет
Меню Услуги

Международно-правовое регулирование социального обеспечения. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


 

2.2 Международные стандарты социального обеспечения, содержащиеся в актах Содружества Независимых Государств

 

Учитывая, что после распада Союза Советских Социалистических Республик многие граждане некогда единого государства оказались в границах различных правовых систем, разработка и принятие международных стандартов социального обеспечения в рамках образованного Содружества Независимых Государств, возможно, станет тем стабилизирующим фактором, который необходим для снятия социальной напряженности, возникшей в связи с тяжелыми экономическим условиями и политическими проблемами в рамках самого Содружества.

Правовое регулирование межгосударственных отношений государств-. членов Содружества в области социального обеспечения осуществляется в; форме разработки и принятия многосторонних и двухсторонних соглашений а также; посредством модельного законодательства: установление международных стандартов, социального обеспечения; в рамках СНГ осуществляется на основании; Устава Содружества Независимых Государств.

Международные акты СНГ можно подразделить на две категории. Первую составляют акты, устанавливающие единые стандарты в отдельных сферах социального обеспечения. Эти акты призваны обеспечить унификацию социального законодательства стран-участниц СНГ. Это, прежде всего, Конвенции о правах и основных свободах человека, Соглашение «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов» (1996 года), так называемые модельные акты; Вторую группу международных актов СНГ составляют соглашения, содержащие коллизионные предписания, направленные на сохранение приобретенных социально-обеспечительных прав, их взаимного признания или приобретения новых социально-обеспечительных прав.

Придерживаясь указанной классификации, следует проанализировать наиболее важные с точки зрения установления международных стандартов социального обеспечения международные акты СНГ в данной сфере. Прежде всего, необходимо указать что важным этапом определения основ правового регулирования в области социального, а также утверждения ориентиров при установлении международных стандартов, стало закрепление общих принципов: сотрудничества в реализации права человека; на социальное обеспечение государствами-участниками СНГ в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 года (вступившей в силу в 1998 году) и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 года.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека является единым актом, касающимся гражданских, политических, экономических и социальных прав, по структуре близким к Всеобщей декларации прав человека.

Применительно к области социального обеспечения заслуживают внимания положения Конвенции об обеспечении предоставления работающим женщинам оплачиваемого отпуска, пособия по беременности и родам, защиты от безработицы (статья 14), а также закрепления право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, право на медицинскую помощь (статья 16). Кроме того, государства обязуются обеспечить любое лицо, которое не имеет достаточных средств, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения необходимой помощью, а в случае болезни — соответствующим уходом. Таким образом, Конвенция предусматривает обеспечение основными видами социальных пособий посредством системы социального страхования, а в случае нуждаемости гражданина — предоставление государственной социальной помощи.

Важность реализации социальных прав человека отражена в Хартий социальных прав и гарантий граждан независимых государств, согласно которой государства обязуются обеспечивать выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не ниже минимальной заработной платы; пособий или компенсаций частично незанятым гражданам. При этом порядок, размеры и источники финансирования определяются государствами самостоятельно. Статья 18 Хартии устанавливает требование определять размеры минимальной заработной, платы, пенсий; пособий исходя из величины принятой в І государстве системы, минимальных потребительских бюджетов. Кроме того, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание.

Особого внимания заслуживают положения об установлении; пособия по временной нетрудоспособности в размере 60 процентов, заработка работника, но не ниже предусмотренного национальным законодательством уровня минимальной заработной платы. Следует отметить, что указанный размер пособия по нетрудоспособности соответствует международному стандарту, установленному в Конвенции МОТ № 121.

В абзаце 4 статьи 34 Хартии нашло отражение положение о том, что пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания,. в том числе вызванных последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, полностью компенсирует утраченный заработок работника. Аналогичное положение закреплено и в российском законодательстве.

Определенный международной стандарт (касающийся и трудовых, и социальных прав) заложен в статье 36 Хартии, предоставляющей женщинам право на отпуск по беременности и родам не менее 18 недель, с увеличением на 2 недели в случае осложнения родов или рождения двух или более детей, а также предоставление лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с частично оплачиваемым периодом, но не менее чем до достижения ребенком возраста полутора лет.

При этом размер денежного пособия по уходу за ребенком должен компенсировать утраченный заработок. Указанные положения в части продолжительности отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком превосходят требования Конвенций МОТ № 103 и № 183, а в части размера пособия по уходу за ребенком соответствуют Рекомендации МОТ № 95 «Об охране материнства».

Основной правовой формой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях сотрудничества. Значительное количество международных стандартов социального обеспечения закреплено в многосторонних соглашениях государств-участников Содружества, посредством которых международно-правовое регулирование в рамках СНГ осуществляется достаточно успешно. К данным соглашениям следует отнести:

Соглашение СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»;

Соглашение СНГ от 9 сентября 1994 года «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей»;

Соглашение СНГ от 9 сентября 1994 года «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов»;

Соглашение СНГ; от 9 сентября 1994 года «0 социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний»;

Соглашение СНГ от 12 апреля 1996 года «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов»;

Соглашение СНГ от 27 марта 1997 года «Об оказании медицинской помощи гражданам Государств-Участников Содружества Независимых Государств».

По Соглашению «О взаимном признании прав на возмещение вреда причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увеченного повреждения здоровья, смерти производится работодателем. Стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения, здоровья, смерти. Указанное положение подлежит применению и в том случае, когда профессиональное заболевание было выявлено на территории другой Стороны, нежели в которой работник осуществляет трудовую деятельность. Основание и условия для, выплаты соответствующих пособий, порядок выдачи листка нетрудоспособности, порядок прохождения медицинской экспертной комиссии, сроки и размеры выплат и другие обстоятельства определяются; в соответствии с национальным законодательством. Соглашением также предусмотрено, что пересмотр степени тяжести увечья или заболевания работника осуществляется по законодательству страны, на территории которой он проживает.

Таким образом, работник, получивший увечье или профессиональное заболевание в одной стране, вернувшись на родину, может произвести переоценку степени тяжести увечья/заболевания и на этом основании требовать в государстве причинения вреда выплат, возможно, в более высоком размере.

Применительно к Российской Федерации стоит отметить, что при реализации указанного соглашения возникают проблемы, которые обусловлены тем, что в нашей стране введено обязательное страхование указанных страховых рисков в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», и, если работодателем уплачивались страховые взносы в Фонд социального страхования — Российской Федерации, то и обеспечение будет выплачено застрахованному из средств данного фонда. В то же время российские граждане, получившие производственную травму при исполнении трудовых обязанностей в, организациях, осуществлявших свою деятельность на территории бывших союзных республик в период существования СССР и не являющихся страхователями — по российскому законодательству, подлежат обеспечению в соответствии с законодательством, действующим на территории-того государства, где был, причинен соответствующий вред. В данном случае граждане вправе требовать предоставления социального обеспечения в связи с производственной травмой.

Соглашение СНГ «О гарантиях прав, граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодательством. Из указанного соглашения следует, что гарантированная государственная социальная помощь предоставляется по законодательству государства, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Расходы на выплату соответствующих видов пособий и компенсационных выплат возлагаются на государство, на территории которого постоянно проживают граждане с детьми, без взаимных расчетов.

В Соглашении СНГ от 12 апреля 1996 года «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов» государства-участники СНГ договорились проводить скоординированную политику в области предупреждения (профилактики) инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, создания им равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества.

Общие стандарты предоставления медицинской помощи регулируются Соглашением СНГ от 27 марта 1997 года «Об оказании медицинской помощи гражданам Государств-Участников Содружества Независимых Государств»[10]. Указанное соглашение классифицирует медицинскую помощь на:

  • скорую и неотложную медицинскую помощь как комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического или психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью окружающих;
  • плановую медицинскую помощь как комплекс медицинских услуг, предоставляемых при нарушениях физического или психического здоровья пациента, не представляющих непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих.

Возмещение затрат лечебно-профилактического учреждения на оказание гражданам медицинской помощи по экстренным показаниям осуществляется за счет соответствующего бюджета государства, оказывающего медицинскую помощь. В то же время предоставление плановой медицинской помощи осуществляется на платной основе с проведением расчетов между лечебным учреждением и пациентом. Оплата лечения профессиональных заболеваний или профессиональных травм, связанных с трудовой деятельностью граждан в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя.

Как уже отмечалось, в Российской Федерации виды медицинской помощи предусмотрены в статье 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которой медицинскую помощь можно классифицировать на первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь. Оказание медицинской помощи финансируется, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Государства Содружества проявляют определенную заботу о надлежащем социальном положении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей, о чем свидетельствует принятие 14 февраля 1992 года Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», по которому государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями указанного Соглашения, в том числе, право получать пенсию, установленную законодательством; право пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения. Также государства СНГ обязуются обеспечивать жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством страны пребывания.

В целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества, а также обеспечения единообразного применения договоров государств-участников Содружества и его актов, создан Экономический Суд СНГ, который вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Принимая во внимание, что социальное обеспечение непосредственно связано с финансовыми обязательствами, толкование соглашений в области социальной защиты граждан также относится к компетенции Экономического Суда СНГ.

Международные стандарты в области социального обеспечения трудящихся мигрантов обозначены и в Соглашении СНГ от 15 апреля 1994 года «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов», согласно которому трудящиеся мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного), а также получают медицинскую помощь в соответствии с действующим на территории

Стороны трудоустройства законодательством. Вместе с тем указанное соглашение содержит международные стандарты общего характера и не решает вопросов, связанных с непосредственным предоставлением того или иного вида социального обеспечения.

Основополагающим правовым актом в области пенсионного обеспечения на уровне СНГ является Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств СНГ осуществляется по законодательству государства проживания, а назначение пенсий — по месту жительства лица.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года. Указанное положение имеет большое значение, поскольку многие граждане государств, входящих в настоящий момент в Содружество Независимых Государств приобрели право на трудовые пенсии в соответствии с законодательством СССР, и после его распада произошел разрыв единого правового пространства, что привело к частичной утрате ими своих прав. При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства.

Таким образом, многосторонний международно-правовой инструментарий активно используется на пространстве СНГ в области социального обеспечения, что подтверждается обширной нормативной базой, регулирующей международные отношения между государствами-членами СНГ.

 

2.3 Реализация международных стандартов социального обеспечения в двусторонних договорах

 

В настоящее время в юридической науке разработано множество определений понятия международного договора. Так, российский ученый XIX века Ф.Ф. Мартене рассматривал международный договор как соглашение воли двух или нескольких государств, которое устанавливает известные обязательственные отношения между государствами, заключившими договор.

И.И. Лукашук предлагает понимать под международным договором соглашение между субъектами международного права, заключение, действие и прекращение которого регулируется международным правом .

Г.И. Тункин определяет международный договор как ясно выраженное соглашение между государствами относительно признания того или иного правила в качестве нормы международного права, изменения или ликвидации существующих норм международного права.

В международном праве понятие международного договора закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 года), согласно которой под международным договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (статья 2).

Практически тождественное определение закреплено в пункте «а» статьи 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».[11]

В статье 15 Конституции Российской Федерации закреплено положение, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поскольку международные договоры Российской Федерации представляют собой часть правовой системы нашей страны, то они действуют как таковые и порождают правовые последствия совместно (наряду) с формами российского права, то есть международные договоры не включаются в массив российского законодательства, а занимают обособленное положение в правовой системе нашего государства, представляя один из источников действующих в стране норм международного права. Приоритет положений международного договора (соглашения) Российской Федерации перед иными установленными в российском законодательстве правилами предусмотрен во всех законодательных актах Российской Федерации, в том числе и касающихся социальной защиты населения.

При подготовке проекта международного договора его стороны вырабатывают согласованную политику путем многочисленных консультаций, обмена мнениями по важнейшим социальным проблемам, урегулирования разногласий в спорных моментах, что позволяет учесть общепризнанные нормы и принципы международного права, степень развития экономических, социальных и политических взаимоотношений, миграционные потоки между договаривающимися сторонами, соответствие положений договора национальному законодательству. При этом государствам надо учитывать, не ухудшится ли положение граждан в связи с заключением и реализацией такого договора, а если положения международного договора предусматривают иные правила, чем нормы закона, или содержат обязательство Российской Федерации внести изменения в законодательные акты или принять новые законы.

Пунктом 4 статьи 12 пересмотренной Европейской социальной хартии (1996 года) предусмотрено, что для осуществления эффективной реализации права на социальное обеспечение государства обязуются принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или иными путями и с учетом положений закрепленных в этих соглашениях, с тем, чтобы обеспечить:

а) равенство граждан каждой из Сторон и граждан другой Стороны в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной; страны, в другую;

б) предоставление, сохранение и возобновление права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

В связи с этим посредством заключения межгосударственных договоров государства, как правило, принимают на себя обязательства по обеспечению равноправия своих граждан в области социального обеспечения при нахождении их на территории другого государства и по сохранению приобретенных и приобретаемых прав в области социального обеспечения при осуществлении; трудовой деятельности на территории договаривающихся государств. Однако возможность международно-правового регулирования социального обеспечения с помощью межгосударственных договоров не ограничена данными международными стандартами, поскольку государства как самостоятельные субъекты международного права вправе принять на себя дополнительные обязательства в целях более широкой социальной защиты своих граждан (например, путем расширения круга подлежащих обеспечению лиц, на которых распространяется действие договора).

Двусторонние договоры в области социального обеспечения, участницей которых является Российская Федерация, можно классифицировать согласно традиционному подходу в зависимости от распределения финансовых обязательств в сфере социального обеспечения на договоры, построенные по принципу «территориальности», и на договоры, построенные по принципу «пропорциональности».

Указанное деление межгосударственных договоров основывается на Конвенции МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», в соответствии с которой по взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца либо распределяются между ними, либо их несет то государство, на территории которого проживает получатель.

При «территориальном» подходе граждане подпадают под действие законодательства того государства, на территории которого постоянно проживают, и все расходы, связанные с осуществлением социального обеспечения, несет государство, предоставляющее обеспечение, без взаимных расчетов. Принцип территориальности может на практике создавать диспропорцию в затратах каждого из государств-участников на социальное обеспечение всех лиц, подпадающих под действие построенного на таких началах международного договора. Поэтому он оправдывает себя только при заключении договоров между государствами, находящимися в более или менее равных социально-экономических условиях, либо между государствами, тесно связанными между собой общими политическими, экономическими структурами, а также общим историческим прошлым (что наблюдается, например, в государствах, ранее входивших в состав СССР). По данному принципу построены соглашения, заключенные в 1959-1963 годах между СССР и социалистическими странами, в их числе: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой от 2 декабря 1959 года «О социальном обеспечении» (действует только в отношениях между Россией и Словакией), Соглашение между СССР и Народной Республикой Болгарией от 11 декабря 1959 года «О социальном обеспечении» (прекращено 1 января 2004 года), Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой от 24 декабря 1960 года «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (действующее), Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой от 20 декабря 1962 года «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (действующее), Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой от 6 апреля 1981 года. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (действующее). Российская Федерация в соответствии с принципами и нормами международного права гарантирует выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений; заключенных СССР.

Указанное обстоятельство следует из письма Министерства иностранных дел Российской Федерации от 13 января 1992 года №411/Угп «Об осуществлении прав и выполнении обязательств, вытекающих из. международных договоров, заключенных СССР», где было подтверждено, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять, обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных CCCP.

Вышеозначенные соглашения в области социального обеспечения с бывшими социалистическими странами составлены по типовой схеме с небольшими особенностями, которые не носят принципиального характера.

Данные соглашения характеризуются максимально» широкой сферой действия, поскольку они распространяются, практически на все виды социального обеспечения, причем, если одно из государств вводит новый вид социального обеспечения, граждане другого государства-участника автоматически получают право пользоваться им.

В вопросах социального обеспечения и трудовых отношений граждане одного государства, проживающие на территории другого, приравниваются к гражданам государства проживания. При осуществлении социального обеспечения стороны договорились применять законодательство государства, на территории которого проживает гражданин (статья 3 Соглашений с Монгольской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, статья 4 Соглашения с Венгерской Народной Республикой), а потому порядок назначения пособий и пенсий по таким соглашениям базируется на «территориальном» принципе, то есть все виды пособий и пенсий назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами законодательства того государства, где постоянно проживает их получатель.

При назначении пенсий и пособий учитывается полностью стаж работы (трудовой стаж) на территории обеих сторон (статья 4 Соглашения с Монгольской Народной Республикой, статья 5 Соглашения с Венгерской Народной Республикой). Следовательно, стаж работы на территории другого государства-участника соглашения рассматривается как стаж работы на территории того государства, которое осуществляет назначение пенсий и пособий данному лицу, без каких-либо изъятий. Исчисление стажа за время работы производится по законодательству государства, на территории которого протекала работа. При этом учитывается и стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Кроме того, стаж работы, приобретенный на территории другого государства, влияет не только на назначение пенсий и пособий, но и на их размер, дифференцированный в зависимости от продолжительности трудового (страхового) стажа (статья 5 Соглашения с Венгерской Народной Республикой).

При переселении гражданина, получающего пособие (пенсию), с территории одного государства-участника на территорию другого выплата пособия (пенсии) прекращается, а орган социального обеспечения другого государства-участника (на территорию которого переселился гражданин) назначает пособия (пенсии) в соответствии со своим законодательством (статья 5 Соглашения с Румынской Народной Республикой, статья 9 Соглашения с Венгерской Республикой). Указанное положение соотносится с предписаниями, закрепленными в Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения»[12], согласно которой права на различные виды социального обеспечения, будучи приобретенными на территории одного государства, должны признаваться на территории всех государств, которые являются сторонами соответствующего соглашения.

Что касается медицинского обслуживания, то его предоставление гражданам государств-участников осуществляется в границах обоих государств на одинаковых условиях наравне с собственными гражданами (статья 9 Соглашения с Чехословацкой Республикой). Приобретенные права по данным соглашениям сохраняются в случае денонсации таковых (статья 20 Соглашения с Венгерской Республикой, статья 18 Соглашения с Румынской Народной Республикой).

Своеобразный переходный этап в международно-правовом регулировании социального обеспечения граждан можно соотнести с периодом заключения межправительственных соглашений в области трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов.

К их числу относятся: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 14 января 1993 года «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств»; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 27 мая 1993 года «О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств»; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24 сентября 1993 года «О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на» территории* Российской Федерации». Положения указанных соглашений распространяются на лиц и членов их семей, являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одной из сторон и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта) на территории другой стороны.

Социальное обеспечение указанных лиц осуществляется на основании законодательства государства трудоустройства, которое также и несет все расходы, связанные с его осуществлением. Также социальное обеспечение включает в себя все виды пособий и выплат, которые предоставляются гражданам в случае болезни (временной нетрудоспособности), беременности и родов и в других случаях (статьи 8 Соглашения с Правительством Республики Беларусь, Соглашения с Правительством Республики Молдова).

Возмещение вреда вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания, а также смерти потерпевшего в связи с исполнением им трудовых обязанностей производится государством, законодательство которого распространялось на работника во время страхового случая. При переселении работника на территорию другой стороны, работодатель, ответственный за причинение вреда, обязан перечислять потерпевшему средства, возмещающие причиненный здоровью вред, в размерах, предусмотренных законодательством государства трудоустройства (статья 9 Соглашения Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Беларусь).

В настоящее время применение данных соглашений может приводить к тому, что права граждан не обеспечиваются в полной мере ввиду существенного изменения социального законодательства Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» работающие по трудовым договорам физические лица подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем финансирование соответствующих страховых выплат будет осуществлять страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 указанного закона). При переезде лиц, имеющих право на получение обеспечения по указанному виду страхования применению подлежит

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2000 года «Об утверждении Положения об осуществлении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации»[13], согласно которому финансирование расходов, связанных с обеспечением по страхованию пострадавших, производится Фондом социального страхования РФ путем: перечисления денежных сумм на счет пострадавшего в кредитной организации на территории России или в стране постоянного проживания пострадавшего за пределами Российской Федерации; перевода по почте денежных сумм пострадавшему в страну его постоянного проживания, если с ней заключено соглашение по обмену почтовыми денежными переводами (пункты 3, 8 постановления). Наибольший интерес с точки зрения реализации международных стандартов представляют межгосударственные договоры в области социального обеспечения, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией. К таковым, в частности, относятся:

Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания от 11 апреля 1994 года «О социальном обеспечении» (ратифицирован Федеральным законом от 24 ноября 1995 года);

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (ратифицирован Федеральным законом от 17 декабря 2006 года) ;

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 18 декабря 2007 года «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (ратифицирован Федеральным законом от 27 октября 2008 года) ;

Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгария от 27 февраля 2009 года «О социальном обеспечении» (ратифицирован Федеральным законом от 25 ноября 2009 года) .

Данные договоры направлены на регулирование отношений в области обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и материнству, на погребение; трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца; социальными пенсиями; пособиями в случае трудового увечья и профессионального заболевания (кроме договора с Королевством Испания), пособиями по безработице (только в договорах с Республикой Беларусь и Латвийской Республикой), пособиями для семей с детьми.

В каждом договоре стороны предусмотрели положение о сотрудничестве уполномоченных органов в целях реализации договорных положений и представлении информации о национальном законодательстве и его изменениях. В Российской Федерации такими органами, в частности, являются: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности (пункт 5.10 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»), Пенсионный фонд Российской Федерации, который обеспечивает межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР (пункт 3 Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»),

Фонд социального страхования Российской Федерации одной из основных задач которого является сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования (пункт 6 Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года «О Фонде социального страхования Российской Федерации»).

Таким образом, заключенные Россией договоры в области социального обеспечения налагают на государства обязательства по предоставлению другой стороне информации об изменении национального законодательства в области социального обеспечения, в связи с чем уполномоченные органы осуществляют мониторинг изменения законодательства иностранных государств, позволяющий выявлять пробелы и коллизии в межгосударственном правовом регулировании в области социального обеспечения. Данные такого мониторинга должны в обязательном порядке учитываться в законопроектной работе.

Исследуемые межгосударственные договоры в своей основе построены по принципу «пропорциональности», согласно которому на гражданина распространяется социальное законодательство того из государств-участников договора, на территории которого он работает или работал. При этом расходы на выплату пенсий и пособий распределяются между государствами пропорционально выработанному на их территории стажу, а для установления права на пенсии и пособия учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (однако данное положение используется и при «территориальном» подходе). По своему нормативно-правовому содержанию указанные положения межгосударственных договоров соответствуют статьям 7, 9 Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».

Таким образом, происходит распределение между государствами расходов на выплату пенсий и пособий в зависимости от объема прав, приобретенных гражданами на территории каждого из государств-участников. Вместе с тем, некоторые виды социального обеспечения предоставляются по принципу «территориальности» (например, социальные пенсии, пособия по безработице) и относятся к системам прямого бюджетного финансирования. Остальные же виды социального обеспечения (трудовые пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности) предоставляются по принципу «пропорциональности» и относятся к обеспечению, осуществляемому по социальному страхованию. В последнем случае правовое регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на более объективной экономической основе, что в современных условиях может рассматриваться в качестве критерия реальности исполнения принимаемых на себя обязательств. При указанных обстоятельствах можно сделать вывод о том, что системы бюджетного финансирования работают по принципу «территориальности», тогда как системы, основанные на взносах, — по принципу «пропорциональности».

Содержащаяся в межгосударственных договорах норма о равноправии граждан одного государства, проживающих на территории другого, в отношении прав и обязанностей в области социального обеспечения с гражданами последнего, является реализацией положения статьи 3 Конвенции МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства — в области социального обеспечения» и пункта «а» части 4 статьи 12 пересмотренной Европейской социальной хартии.

При определении права на пенсию учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств, а назначение и исчисление размера пенсии осуществляется государством в соответствии со страховым (трудовым) стажем, приобретенным на его территории, с применением положений Договора и национального законодательства вне зависимости от места жительства пенсионера. Следовательно, гражданин одной из договаривающихся сторон, когда-либо работавший в одной из стран-участниц, за которого были уплачены страховые взносы, имеет право обратиться к компетентным органам с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с законодательством государства, гражданином которого он является. К положительным моментам необходимо отнести то, что в договорах (за исключением договора с Республикой Болгарией) предусмотрена возможность назначения пенсии по законодательству того государства, гражданином которого является пенсионер (право выбора наиболее приемлемого для получателя способа пенсионного обеспечения).

Поскольку договоры с Белоруссией, Латвией, Болгарией заключены после вступления в силу в 2002 году Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то в них договаривающиеся страны установили межгосударственные стандарты с учетом национального законодательства, в частности в договорах предусмотрен механизм исчисления размера пенсии в Российской Федерации с учетом конвертации пенсионных прав граждан, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенного на территории Российской Федерации. Установлено, что пенсионные права в полном объеме формируются при наличии страхового (трудового) стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин. При меньшей продолжительности в договорах установлен следующий порядок исчисления пенсии: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории России (пункт 1 статьи 12 Договора с Республикой Беларусь).

Условия и порядок социального обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливаются национальным законодательством. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В данном случае у некоторых исследователей возник вопрос о соответствии положения данной нормы Конституции Российской Федерации в части необходимости постоянного проживания иностранного гражданина либо лица без гражданства на территории Российской Федерации, поскольку статья 62 Конституции Российской Федерации связывает права иностранных граждан и лиц без гражданства с нахождением в Российской Федерации, а не с постоянным или временным проживанием на территории России, как указано в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Другие, напротив, не соглашаясь с данной точкой зрения, указывают, что положение о постоянном проживании на территории России как условие назначения российской пенсии иностранному гражданину необходимо для подтверждения правовой связи иностранных граждан и лиц без гражданства с нашей страной.

Кроме того, основные условия для назначения российской пенсии (наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного возраста) применяются в равной степени как к иностранцам и апатридам, так и к гражданам нашей страны. Однако, учитывая низкие стажевые требования при назначении трудовой пенсии, предоставление права на пенсионное обеспечение иностранцам без учета их устойчивой правовой связи с нашей страной приведет к тому, что российская пенсия будет установлена огромному количеству лиц, работавших в период СССР хотя бы пять лет, которые при этом могли никогда не проживать на территории РСФСР, что является недопустимым.

Что же касается пособия на погребение, то его назначение и выплата осуществляется государством, законодательство которого распространялось на лицо на момент его смерти, а в случае смерти лица, получавшего пенсию от компетентного органа по законодательству государства, производившего до момента смерти лица выплату пенсии.

Территориальный принцип применяется при установлении «социальной пенсии», пособий для семей с детьми и по безработице. Так, пособие для семей с детьми выплачивается по законодательству того государства, на территории которого проживает ребенок; социальная пенсия — по законодательству государства, на территории которого проживает получатель, а установление статуса безработного и назначение ему пособия по безработице (применительно к договорам с Республикой Беларусь и Латвийской Республикой) — по законодательству страны, на территории которой он проживает.

Исходя из вышеперечисленных положений можно сделать вывод, о том что, определяющие виды социального обеспечения, условия их предоставления, применимое законодательство, порядок учета стажа (трудового либо страхового), назначения и выплаты пособий и пенсий, являются признанными мировым сообществом международными стандартами, нашедшими отражение в актах международных организаций (конвенциях и рекомендациях МОТ, Совета Европы) и реализуемыми в указанных двухсторонних договорах. Между тем, исполняя положения части 1 статьи 4 Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» и части 4 статьи 12 пересмотренной Европейской социальной хартии об обеспечении равенства граждан в области социального обеспечения и предоставлении, сохранении, возобновлении права в области социального обеспечения посредством заключения межгосударственных договоров стороны выработали свои взаимоприемлемые обязательства в области социального обеспечения с учетом экономических и социальных условий, внутригосударственных правопорядков. Указанные межгосударственные обязательства направлены на совершенствование систем социального обеспечения договаривающихся сторон путем расширения социальной защиты граждан, осуществляющих трудовую деятельность в различных странах.

Анализ межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения позволяет сделать вывод, что государства-участники этих договоров не только реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ, пересмотренной Европейской социальной хартии и Европейском кодексе социального обеспечения международные стандарты, в частности, относительно установления принципа равноправия при осуществлении социального обеспечения сохранения приобретаемых и приобретенных прав в социальной сфере, но и формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению. С помощью межгосударственных договоров стороны устанавливают взаимные обязательства, которые направлены на устранение коллизий в правовом регулировании социального обеспечения.

В данном случае под иностранным элементом следует понимать трудящихся-мигрантов и лиц, переселившихся на постоянное место жительства в другую страну, поскольку именно данные категории населения являются основными получателями социальных пособий в соответствии с положениями двухсторонних соглашений. Вместе с тем, по нашему мнению, вопросы структуры и системы социального обеспечения не могут быть предметом данных соглашений, поскольку это является суверенным правом самого государства и не может определяться в таких договорах.

 

Заключение

 

Анализ межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения позволяет сделать вывод, что государства-участники этих договоров не только реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ, пересмотренной Европейской социальной хартии и Европейском кодексе социального обеспечения международные стандарты, в частности, относительно установления принципа равноправия при осуществлении социального обеспечения, сохранения приобретаемых и приобретенных прав в социальной сфере, но и формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению. С помощью межгосударственных договоров стороны устанавливают взаимные обязательства, которые направлены на устранение коллизий в правовом регулировании социального обеспечения. В данном случае под иностранным элементом следует понимать трудящихся-мигрантов и лиц, переселившихся на постоянное место жительства в другую страну, поскольку именно данные категории населения являются основными получателями социальных пособий в соответствии с положениями двухсторонних соглашений. Вместе с тем, по нашему мнению, вопросы структуры и системы социального обеспечения не могут быть предметом данных соглашений, поскольку это является суверенным правом самого государства и не может определяться в таких договорах.

Исходя из проведенного мной анализа международно-правового регулирования в системе социального обеспечения можно сформулировать следующие выводы:

Право на социальное обеспечение в универсальных и региональных международно-правовых актах относится к числу основных прав человека и реализуется с учетом принципов, закрепленных в данных документах. Так, в соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Формируя систему социального обеспечения в соответствии с внутренним законодательством, используя при этом, как правило, собственные материальные и организационные ресурсы, государство устанавливает и обеспечивает функционирование системы социального обеспечения с учетом собственных условий исторического, политического и экономического характера. В свете указанного, система социального обеспечения каждого государства является национальной, и, устанавливая ее с учетом своей специфики, государство реализует свою социальную функцию.

Поскольку государство является ведущим субъектом социального обеспечения, то оно должно в какой-то мере себя «дисциплинировать», устанавливать пределы, минимальные гарантии прав граждан в области социального обеспечения.

Проведение классификации международных стандартов социального обеспечения возможно по различным основаниям. В зависимости от характера и степени детализации международные стандарты социального обеспечения могут подразделяться на общие и специальные. Критериями классификации также могут являться сферы социальной политики, в которых реализуются те или иные международные стандарты, а также уровень правового регулирования (универсальный, региональный, межгосударственный).

Основные специальные стандарты социального обеспечения зафиксированы в актах МОТ. Анализ конвенций МОТ в области социального обеспечения, позволяет сделать вывод, что в них устанавливаются:

  • общие принципы построения, управления и финансирования национальной системы социального обеспечения, организационно-правовые формы социальной защиты населения;
  • виды социальных рисков;
  • виды социального обеспечения, размеры, объем и условия их назначения. При этом система социального обеспечения Российской Федерации в целом согласуется с международными стандартами, установленными в Конвенциях МОТ, в частности, в Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Ратификация Конвенций МОТ послужит дополнительной гарантией сохранения уровня социального обеспечения, не ниже предусмотренного в ратифицированных международных документах.

Европейская доктрина исходит из признания тесной взаимосвязи прав и свобод человека, а, следовательно, и международных стандартов, сформулированных применительно к различным правам и свободам. Поэтому несмотря на то, что право на социальное обеспечение не закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, принимая по жалобам российских граждан на неисполнение судебных решений по делам о различных выплатах социального характера постановления о нарушении права на справедливое судебное разбирательство и на уважение собственности, осуществляет тем самым косвенную защиту права на социальное обеспечение, основываясь на европейских стандартах в области прав человека.

Заключенные в рамках СНГ соглашения в области социального обеспечения практически утратили свою актуальность и в настоящее время подлежат существенному пересмотру с учетом внутригосударственных правопорядков стран Содружества. Получившее развитие в рамках СНГ модельное законодательство, носящее рекомендательный характер, позволит государствам-участникам совершенствовать свои национальные законодательства в сфере социальной защиты населения путем принятия на их основе внутригосударственных нормативных правовых актов либо внесения изменений и дополнений в действующее внутреннее законодательство. Значительную роль в применении соглашений о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в сфере социального обеспечения играет Экономический Суд СНГ.

Посредством заключения межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения их участники реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (принцип равноправия граждан договаривающихся государств) и № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (учет трудового (страхового) стажа, полученного на территориях договаривающихся государств, при назначении пенсий и пособий), а также в пересмотренной Европейской социальной хартии (статья 12), международные стандарты социального обеспечения, а также формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению.

 

Список использованных источников и Литературы

 

  1. Демичева З.Б. Правовые стандарты Совета Европы: Дис. канд. юрид. наук. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, 2010. С.137.
  2. Зарубаева Е.Ю. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в правовой системе России: Дис. канд. юрид. наук. М., 2011.
  3. Лушникова М.В., Лушников A. M. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2012.
  4. Мазитова И.Р. Некоторые вопросы системы национальных докладов по Европейской социальной хартии // Право и политика. 2007. № 5.
  5. Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М.: Международные отношения, 2010.
  6. Международное право: Словарь-справочник / Под ред.В.Н. Трофимова. М.: Инфра-М, 2002.
  7. Международное право: Дипломатическая академия МИД России: Учебник/ Под ред.А. А. Ковалева, СВ. Черниченко. М.: Омега-Л, 2010.
  8. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М.: БЕК, 1996.
  9. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2006.
  10. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Руссова М.:Проспект, 2009.
  11. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юрист, 2009.
  12. Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. М.: Юрист, 2007.
  13. Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал российского права. 2010. № 6.
  14. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Общая часть. М.: БЕК, 1997.
  15. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М.: Инфра-М, 2008.
  16. Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. №11.2002.
  17. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА, 1996.
  18. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Государство и право. 1999. № 2.
  19. Ушаков Н.А., Энтин М.Л. Современный международный правопорядок // Международный порядок: политико-правовые аспекты / Под ред.Г.Х. Шахназарова. М.: Наука, 1999.
  20. Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право). М.: КНОРУС, 2010.
  21. Чирков С.А. К вопросу о сохранении пенсионных прав работников-мигрантов, выехавших в государства — участники территориальных международных договоров // Трудовое право. 2009. №11.
  22. Чирков С.А. К вопросу о праве иностранных граждан и лиц без гражданства на Российскую пенсию // Трудовое право, 2009. № 8.
  23. Чирков С.А. Правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц, выехавших на постоянное жительство за границу: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва, 2009.
  24. Чумаков А.В. Европейские стандарты в области прав человека в российском уголовном процессе: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2005.
  25. Федосеева Н.Н. Глобализация как общенаучный феномен: проблемы определения // Международное публичное и частное право. 2009. № 1.
  26. Фрик О.В. Накопительный механизм в обязательном пенсионном страховании: правовые вопросы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 2006.
  27. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000.

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф