Заявка на расчет
Меню Услуги

Международное сотрудничество в борьбе с пиратством. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


1.2. Международно-правовое регулирование вопросов морского пиратства.

До второй половины XX в. не существовало специализированногомногостороннего международного соглашения, которое содержало бы в себе общепринятое определение термина пиратства, и мер направленных на борьбу с ним, которые признавались бы международным сообществом в целом. Регламентация вопросов пиратства и борьбы с ним осуществлялась в основном двухсторонними соглашениями, нормами национального законодательства отдельных государств, а также нормами обычного права, формировавшегося на протяжении многих веков. В целях систематизации норм, регулирующих основные направления деятельности по борьбе с пиратством, выдвигались частные проекты кодификации норм международного права, содержащие статьи, определяющие формы и методы борьбы с пиратством. Так, были представлены проекты Блюнчли – в 1868 г., Фильда – в 1876 г., Фиоре – в 1890 г. Весьма интересными представляются некоторые положения проекта Блюнчли. Так, в нем устанавливается, что «корабли пиратов не могут быть терпимы на море, вследствие той опасности, которой они угрожают всем». Таким образом, Блюнчли признает за всеми государствами право нападать на пиратские суда в любое время в открытом море, и брать их в плен. Пиратский корабль «может быть приведен в любую гавань – отмечается в проекте – всякого цивилизационного государства (нет необходимости приводить его непременно в национальную гавань корабля, захватившего его), и здесь экипаж его может быть отдан под суд и к нему может быть применено наказание. Подлежащей призовой суд решает дело о корабле и имуществе».13

Первые серьезные попытки сформулировать определение и состав данного преступления стали предприниматься в XX в. В 1926 г. комитет экспертов Лиги Наций разработал проект Конвенции о борьбе с пиратством, но он не был одобрен членами Лиги Наций. В 1930 г. Гарвардский научный центр предложил проект конвенции, определяющий понятие пиратства.14 В основу данного проекта были положены частные проекты Фиоре, Фильда и Блюнчли.15В соответствии с указанным проектом пиратство характеризовалось как имеющий место вне пределов государственной юрисдикции «акт насилия и грабежа, совершенный с намерением ограбления, хищения, заточения или убийства людей, разрушения собственности» (ст.1); все это осуществлялось «в личных целях без намерения … доказать свое право» (ст.2). Отмечалось, что данный акт мог быть связан с нападением с моря или воздуха. Если нападение совершается прибрежным судном или это судно причастно к нападению, оно будет также объявлено пиратским или не имеющим национального характера. В соответствии с данным проектом пиратскими актами предлагалось считать:1) всякий акт добровольного участия в операции судна, о котором заведомо известно, что оно является пиратским судном;2) всякий акт подстрекательства и сознательного содействия совершению акта, предусмотренного в предыдущих пунктах (ст.3). Также в положениях проекта давалась характеристика термина «пиратское судно». Так, пиратским признается судно, находящееся под контролем лиц, использующих его для совершения перечисленных акций, в том числе и тогда, когда они совершены внутри территории государства после высадки из открытого моря при условии, что в обоих случаях цели этих лиц не направлены против судов и территориальных объектов, находящихся под юрисдикцией государства, которому принадлежит судно (ст.4).16 Помимо прочего, проект предусматривал систему мер, направленных на противодействие пиратству. Так, в соответствии с его положениями, за всеми государствами признается «право на захват пиратского судна и судна, захваченного пиратскими методами или находящегося во власти пиратов, а также вещей и людей, находящегося на борту такого судна» (ст.5). Положения проекта устанавливали рамки распространения юрисдикции государств – «преследование пиратского судна, начатое в открытом море, может быть продолжено только в территориальных водах государства, которому принадлежит преследующее судно» (ст.7). В соответствии с содержанием ст. 7 и ст.8 названного проекта, преследование пиратского судна должно прекращать в зоне юрисдикции других государств. В этом случае преследующее судно обязано довести до сведения этого государства о вторжении в его воды пиратского судна и предложить ему «овладеть судном и другими захваченными ранее предметами и обеспечить защиту потерпевших». Если это предложение будет признано неприемлемым, преследующее судно может захватить пиратское судно, «как если бы оно находилось в открытом море». К сожалению, данный проект также не получил одобрения Лиги Наций.17 Работа над определением понятия и сущности пиратства, а также по установлению мер направленных на борьбу с ним, вновь стала вестись после образования Организации Объединённых Наций (ООН) в 1945 г. Но лишь с принятием Женевской конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982г. было дано детальное определение этого термина. Благодаря этим международным договорам была проведена кодификация норм о пиратстве и определилось единообразное отношение к нему сообщества государств.

Стоит отметить, что определение пиратства и методов борьбы с ним, содержащиеся в этих двухконвенциях, во многих чертах были заимствованы из Гарвардского проекта 1930 г.19

Позднее, международным сообществом были разработаны положения, затрагивающие деяния, которые имеют смежный с пиратством характер. Эти положения нашли свое отражение в Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA), от 10 марта 1988 г., а также в Протоколе о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (SUAPROT), от 10 марта 1988 г. Они стали основными нормами международного права, в которых дается определение понятия пиратства и закрепляются меры по борьбе с ним.

На международном уровне преступления, угрожающие безопасности мореплавания, впервые нашли отражение в Нионском соглашении 1937 г., посвященного мерам по предотвращению нападения фашистских подводных лодок, и в Конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г.20 В дальнейшем, правовую основу борьбы с пиратством составили нормы Женевской конвенции 1958 г. об открытом море, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., вступившей в силу 16 ноября 1994 г., в которой содержится определение термина пиратства, и в общих чертах предложен в  механизм борьбы с данным видом общественно-опасного деяния.

В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 65/40. В результате проделанной работы в 1988 г. на конференции в Риме была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Дополнительный Протокол к Римской конвенции 1988 г. регламентировал аналогичным образом деятельность по пресечению незаконных актов, направленных против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

Римская конвенция обязывает каждое государство-участника предусматривать принятие надлежащих мер за преступления, направленные против безопасности морского судоходства, с учетом тяжести и характера этих преступлений. За последние 10-15 лет ИМО издала ряд резолюций и циркуляров, затрагивающих меры по предотвращению опасных актов, угрожающих безопасности судов, а также пассажиров и экипажей.

Базовым международным правовым актом в области безопасности мореплавания является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море от 1 ноября 1974 г. (СОЛАС 74), принятая и подписанная в рамках ММО в Лондоне. Изначально СОЛАС 74 была направлена на организационное и техническое оснащение судов, обеспечивающее их безопасность. Позже она была дополнена мерами по борьбе с пиратством, предусматривающими международное сотрудничество и взаимодействие в этой области.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила основополагающие принципы и нормы Конвенции об открытом море. В ст.101‑107, 110‑111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море, а именно статей 15‑23, предоставляющих военному кораблю любого государства право противодействовать пиратству в открытом море.

Важную роль в противодействии пиратству имеют специализированные международные организации, такие как ММБ, ММО, Региональный Центр информации о пиратстве (ThePiracyReportingCentre). Еще в начале двухтысячных годов данными организациями был разработан ряд рекомендаций, направленных на предупреждение и пресечение актов пиратства на море. В свою очередь, Центр круглосуточно отслеживает факты нападений на суда, оперативно информирует суда и судоходные компании о произошедших в районах плавания пиратских нападениях, предупреждает о наиболее опасных морских акваториях и портовых зонах. Регулирование вопросов морского пиратства осуществляется также целым рядом международных организаций. К ним можно отнести Интерпол и Европол, различные региональные международные организации, к примеру, такие как Ассоциация государств Юго-Востосточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ), объединенное сотрудничество ММО с Международной судоходной федерацией (МСФ) и др. организации.

Специализированные международные организации осуществляют постоянное сотрудничество для совершенствования мер, направленных на пресечение и борьбу с актами пиратства на море. Так, ряд различных организаций, в частности Международная торговая палата, Международное морское бюро, ЮНКТАД и другие разработали совместную программу борьбы с преступностью на морском транспорте. В рамках этого сотрудничества ими были разработаны и введены стандарты безопасности и сотрудничества в сфере защиты морских судов от опасности захвата и потопления.

Представляет интерес взаимосвязь Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Международной морской организации, которая изначально организация именовалась «Межправительственная морская консультативная организация» и была в дальнейшем переименована Резолюциями Ассамблеи ИМО А.358 (LX) и А.371 (X) 1975 г. и 1977 г.

Еще до вступления Конвенции в силу, самые актуальные ее положения были включены в различные договорные и недоговорные документы ММО. Хотя прямое указание на ММО есть только в ст. 2 приложения VIII Конвенции, различные ее положения говорят о «компетентной международной организации, принимающей международные правила и стандарты в области обеспечения морской безопасности, эффективности судоходства и предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и возмещения ущерба». В данном случае под «компетентной международной организацией» можно понимать именно ММО.

В Конвенции 1982 г. в качестве базового положения была введена обязанность государств сотрудничать в пресечении пиратства, которая, тем не менее является декларативной. Государства официально от этого не отказываются, но на практике, как правило, исходят из своих интересов и возможностей. Положительным в этой ситуации является пример создания регионального центра по борьбе с вооруженным грабежом и пиратством в Куала-Лумпуре (Малайзия). Деятельность военно-морских и полицейских сил Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин в районах с повышенной активностью пиратов и других преступных групп, совершающих вооруженные нападения на суда, проиллюстрировала эффективность выработанных общих принципов, унификации национального законодательства и международных договоров. Количество пиратских нападений в этих районах было сведено к нулю и это позволяет считать положительным опыт международной антипиратской деятельности. Этот опыт еще раз подчеркивает, что должен активно развиваться договорный процесс на двустороннем и многостороннем уровне. Такого уровня международные договоры могли бы регулировать отношения между государствами при осуществлении ими совместных мероприятий с привлечением военно-морских сил, судов морских сил, специально уполномоченных для борьбы с пиратством.21

Заслуживает отдельного упоминания один из последних международных документов, имеющих непосредственное отношение к терроризму и пиратству на море. В декабре 2002 г. Комитетом по безопасности на море ИМО был принят «Кодекс по охране судов и портовых средств» (Кодекс ОСПС), который вступил в силу с 1 июля 2004 г. Кодекс был принят в качестве дополнения к Конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС – 74) в виде дополнительной главы XI – 2 («Особые меры по повышению уровня морской безопасности»). Кодекс ОСПС распространяет свое действие на пассажирские и грузовые суда вместимостью более 500 тонн, включая скоростные суда, самоходные плавучие буровые установки, портовые установки, обслуживающие такие суда. Кодекс состоит из двух разделов. Раздел А носит обязательный характер, а Раздел В – рекомендательный.

Целью Кодекса является обеспечение последовательного подхода к оценке безопасности в соответствии с установленными стандартами, что позволяет уравновесить возможные риски за счет усиления безопасности судов и портовых объектов. На Правительство каждой страны, подписавшей Конвенцию, возлагается ответственность за проведение трехступенчатой оценки рисков:1) Определение ключевых объектов, повреждение или выход из строя которых может пагубно сказаться на безопасности жизни, экономики и окружающей среды;2) Определение реальных рисков, угрожающих этим ключевым объектам, для обеспечения безопасности, структурной целостности, систем защиты и связи, транспортной инфраструктуры и т.д.;3) выявление слабых мест каждого ключевого объекта с точки зрения физической безопасности, структурной целостности, систем защиты и связи, Транспортной инфраструктуры и т.д. Кодекс также установил: 1) минимальные требования функциональной безопасности (план безопасности судна, ответственное лицо на борту судна, ответственное лицо в штате судовладельца); 2) минимальные требования к функциональной безопасности для портовых объектов (план безопасности объекта, ответственное лицо, обеспечивающее безопасность оборудования объекта);3) стандарты проведения мониторинга и контроля доступа на суда, контроля за действиями лиц, состоянием груза и обеспечением доступности средств связи при возникновении опасности. Основное назначение Кодекса ОСПС состоит в том, чтобы не допустить проникновения пиратов на судно, однако, если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия.22

1.3 Современное понятие морского пиратства.

Со стороны наиболее известных и квалифицированных специалистов по публичному праву предпринимались неоднократные попытки дать определение пиратства. Например, Л.Оппенгейм охарактеризовал пиратство как «всякое насильственное действие, осуществляемое в открытом море без надлежащего разрешения частным судном в отношении другого судна с целью грабежа (animofurandi)».23В словаре международного морского права 1985 г. понятие пиратства рассматривается как морской разбой (от греч. peirates и лат. pirata) – противоправные насильственные действия, совершаемые судном (летательным аппаратом) в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. Французская энциклопедия Ларусса характеризует пиратство как «преступление, совершенное на море против судна, его экипажа и груза».

Как уже ранее упоминалось, в проекте конвенции Гарвардского научного центра пиратство определялось как имеющий место вне пределов государственной юрисдикции акт насилия и грабежа, совершенный с намерением ограбления, хищения, заточения или убийства людей, разрушения собственности (ст. 1); все это «в личных целях без намерения bonafide доказать свое право» (ст. 2). Несмотря на богатство определений, большинство авторов сходятся в одном- разбой и грабежи на море animofurandi (с умыслом) являются пиратством.24

В 1992 г. Международное морское бюро по морскому судоходству предложило определять пиратства как акт проникновения на борт любого судна с намерением совершить кражу или иной вид преступления при наличии возможности использовать силу в ходе этого акт независимо от того, стоит ли судно в порту или находится в движении в национальных или международных водах, назвав три типа инцидентов с участием пиратов:1) вооруженное ограбление низкого уровня, которое предполагает не сложное по замыслу нападение на судно в море или гавани, совершенное в благоприятный момент немногочисленной бандой, с целью завладения чужим имуществом, а именно наличными средствами и ценным имуществом экипажа, пропажа которых, по обыкновению, обнаруживается после исчезновения грабителей; 2) вооруженное нападение и грабеж среднего уровня, повлекшие за собой серьезные травмы и/или убийства, совершаемые организованной и вооруженной бандой, действующей с плавбазы либо из укрытия. Деятельность пиратов в этом случае носит регулярный характер. Для них характерно применения насилия по отношению к членам экипажа.25

Обычно – правовая норма о пиратстве получила договорное закрепление на универсальном уровне в Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.В этих международных договорах международное сообщество подвело некоторый итог поисков общеприменимого определения термина пиратства. В соответствии со ст. 15 Конвенции 1958 г. м ст. 101 Конвенции 1982 г. пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами какого – либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный: в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту; против какого – либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого-либо государства. Пиратством также является: любой акт добровольного участия в использовании какого – либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом; любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению указанных выше действий.

На современном этапе в рамках международного права пиратство стало рассматриваться как преступление международного характера. Это, прежде всего, связывается с тем, что данный вид преступления посягает на национальный правопорядок и затрагивают и интересы международного сообщества. Преступления международного характера также именуются конвенционными, так как сотрудничество государств в борьбе с деяниями,носящими международный характер осуществляется в рамках международных договоров.Такие преступления, как правило, имеют в своём составе два объекта: ими нарушаются общественные отношения, на защиту которых собственно и было направлено заключение международного договора, а также отношения, характеризующие выполнение международного обязательства. Поэтому они характеризуются повышенной общественной опасностью. Как утверждает И.В. Гетьман-Павлова, если в отношении подобного деяния нет специального соглашения о борьбе с ним, оно не может считаться преступлением международного характера и преследоваться как угрожающее нормальному функционированию международных отношений. Таким образом, положения о борьбе с подобного рода деяниями должны содержаться в соответствующей специальной конвенции либо в положениях международной конвенции общего характера.26

1.4 Правовая природа пиратства.

В современной интерпретации пиратство представляет собой деяние, относящиеся к группе преступлений международного характера. Для лучшего понимания правовой сущности пиратства целесообразно дать определение преступлений международного характера. Это деяния, посягающие на интересы нескольких государств и в следствии этого представляющие международную общественную опасность, совершаемые лицами (группой лиц) вне связи с политикой какого – либо государства, ради достижения собственных противоправных целей.27К.А. Бекяшев дает следующие характеристику данным деяниям: «это преступления, предусмотренные международными договорами, которые обязывают государства имплементировать соответствующие нормы в свое национальное законодательство, а также принимать меры по предотвращению указанных деяний».Помимо пиратства к преступлениям международного характера относятся следующие группы деяний: 1) преступления, посягающие на свободу человека (рабство, работорговля), 2) преступления, посягающие на общественную и экономическую безопасность (столкновение морских судов, неоказание помощи на море, разрыв или повреждение морского кабеля и т.д.), 3) преступления, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность (незаконное производство и оборот наркотических средств и т.д.), 4) преступления экономического характера (подделка денежных знаков, легализация преступных доходов и т.д.)28

Пиратство относится к преступлениям международного характера так как оно характеризуется рядом специфических признаков конвенциональных преступлений:

1) включено в УК РФ (ст.227) в связи с международным договором;

2) посягает на различные объекты: нормальные межгосударственные отношения, международный правопорядок в конкретной сфере и др.; наказуемость устанавливается на внутригосударственном уровне.

Международный характер пиратства определяется не только тем фактом, что оно наносит ущерб в сфере международных отношений, а прежде всего тем, что оно затрагивает уголовно – правовые отношения, возникающие в связи с наличием «иностранного элемента», ибо субъектом этого преступления выступает чаще всего иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершается оно в районах открытого моря или ином месте вне территории какого-либо государства, связано с нарушением нескольких правопорядков (двух и более – национального и международного), в силу чего и возникает проблема юрисдикции государств над преступлениями и преступниками.

Наиболее важным признаком, позволяющим выделить пиратство среди других видов преступлений, является цель, которую преступники ставят перед собой. В Конвенции 1982 г. отмечается, что пиратскими могут быть только акты, совершаемые с личными целями, причем содержание этих целей в настоящем договоре не раскрывается. Статистика свидетельствует о том, что в своем большинстве пиратские акты совершаются, как правило, с корыстными целями. В тоже время, пиратство может совершаться не только в этих целях (на что справедливо указала Комиссия международного права в своих комментариях к Конвенции об открытом море, где также раскрывается аналогичный международной правовой состав пиратства). Практика свидетельствует о том, что к личным целям можно отнести разорение конкурентов «по заказу», достигаемое путем захвата судна или его уничтожение вместе с находящимся на его борту имуществом, месть и другие личные цели. По мнению Ю.С. Ромашева, в цели, предусмотренной в международно – правовом составе пиратства подчеркивается, прежде всего, ее отличие от целей политического характера, присущих схожим насильственным преступлениям, совершаемым на море.29

Что касается объективной стороны преступления, общий объект посягательства образуют межгосударственные и внутригосударственные общественные отношения в сфере обеспечения безопасности морского судоходства. Непосредственными объектами пиратства выступают жизнь и здоровье экипажа и пассажиров судна. Предмет этих преступлений составляют прежде всего морские суда, а также летательные аппараты, имущество, находящееся на борту, которые являются одними из признаков состава преступления по Конвенции 1982 г.Важно отметить, что в ст. 101 Конвенции 1982 г. не приводится конкретизации предмета преступления, как например, на принадлежность флага судна, тип транспортного средства.

В международном праве и законодательстве РФ не проводится деления судов на «морские» и «речные», в части, касающейся их правового статуса и соблюдения правил плавания в пределах морских пространств. Как правило, применяется общий термин «судно».30В соответствии с определением, даваемым Военно-морским словарем 1989 г. судном является плавстредство, используемое в качестве транспортного. То есть, можно сказать, что плавучие причалы, понтоны и прочее к судам не относятся. Кодекс торгового мореплавания РФ под судном понимает самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (ст.7). Таким образом, судном является сооружение, т.е. результат целенаправленной деятельности человека, объект, которой предназначен для постоянной работы в плавучем состоянии в водной среде. Именно такое плавучее средство будет считаться судном, даже если на нем нет экипажа. Стоит заметить, что под понятие судна по российскому законодательству не попадают стационарные платформы, нефтяные вышки, маяки. Все указанные объекты не являются плавучими, так как жестко закреплены на морском дне.В отдельных международных источниках под судном понимаются и неплавучие сооружения.В качестве примера может служить Международная конвенция по предотвращению загрязнений с судов от 2 ноября 1973 г. (MARPOL), согласно которой судном является «эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, а также стационарные и плавучие платформы.»

В.Н. Гуцуляк подчёркивает, что большинство международных соглашений содержат определение морского судна, которое, тем не менее не обладает универсальным характером, так как оно разработано и действует в рамках той или иной конвенции. К примеру, в соответствии со ст.1 Международной конвенции о спасании от 28 апреля 1989 г. (SALVAGE) термин «судно» означает любое судно или плавучее средство либо любое другое сооружение, способное осуществлять плавание. Таким образом, согласно положениям данной Конвенции, под определение судна может попасть самый широкий круг сооружений, которые обладают только возможность плавать.

Исходя из положений Римской конвенции о борьбе с незнакомыми актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., под судном имеется в виду «любое судно, не закрепленное постоянно на морском дне, включая суда с динамическим принципом поддерживания, подводные аппараты или любые другие плавучие средства».  При этом в соответствии со ст.2 Римской конвенции понятие «судно» не применяется в отношении военных кораблей, судов, принадлежащих государству или эксплуатируемых им, когда они используются в качестве военновспомогательного либо для таможенных или полицейских целей, а также в отношении судов, выведенных из эксплуатации или поставленных на прикол.

Следует отметить, что в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. не указывается, нападение на какое конкретно судно является пиратскими действиями.  По мнению В.В.Ровнейко, «исходя из того, что объектом пиратства в соответствии с международными нормами является свобода открытого моря, а судно, находящееся на приколе или выведенное из эксплуатации, находиться в открытом море самостоятельно не может, то представляется, что в этой части вышеуказанное правило будет распространяться и на пиратство». Таким образом, указанные выше судна не могут признаваться предметом пиратских действий. Нападение на военный корабль (например, с целью завладения оружием) или государственное судно, исходя из указанной выше Конвенции ООН, может быть квалифицировано как пиратство.31

В соответствии с содержанием ст.102 Конвенции 1982 г. субъектом данного преступления являются экипаж или пассажиры какого – либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата.  Ст. 103 данной Конвенции определяет судно как пиратское, если оно предназначается лицами, имеющими над ним власть, для совершения любого из действий, предусмотренных в ст.101 Конвенции 1982 г. Это также относится к судну, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор, пока оно остается под властью лиц, виновных в этих действиях. Один из судов США вынес определение, что пират – это тот, кто действует исключительно самостоятельно, без поручения или полномочий суверенного государства. Л.Н. Галенская утверждает, что субъектом пиратства могут быть только физические лица, действовавшие по собственному усмотрению без полномочий со стороны государства. При это она считает, что не имеет квалифицирующего значения принадлежность судна – частное или государственное, ибо определяющим моментом является наличие либо отсутствие полномочий от государства.

В соответствии со ст.4 (Меры по пресечению пиратства) и ст.10 (Помощь друг другу) регионального Джибутийского кодекса поведения, вступившего в силу 29 января 2009 г. — «пиратское судно» означает судно, которое находится под контролем лиц, намеревающихся использовать его для совершения пиратства, или, если судно было использовано для совершения любых подобных действий, до тех пор, пока оно остается под контролем этих лиц. В Кодексе представлено наиболее лаконичное определение, чем в Конвенции 1982 г. В то же время, в Кодексе особо подчеркивается применимость данного определения только к этому документу и конкретным статьям.

Представляет интерес определение преступных действий в их различной трактовке. Так, в соответствии со ст. 101 Конвенции 1982 г. действиями пиратов считается «любой грабеж против лиц и имущества, находящихся на борту судна». Но, опять же, в Конвенции полностью не раскрывается термин «грабеж» и понятие его разновидностей. По законодательству РФ грабеж определяется как открытое хищение чужого имущества, которое может происходить, в том числе, и с применением насилия не опасного для человека (ст.161 УК РФ). Например, в отношении потерпевших пираты нередко используют и физическую силу, и воздействие психологического характера – в частности внезапность нападения, поднятие на мачте своего судна пиратского флага и т.п., хотя, как отмечают эксперты, в этом способе больше литературного вымысла. Подобные действия применяются в основном, против малогабаритных судов, катеров, шлюпок, экипаж и пассажиры которых не имеют возможности противостоять силовому и психологическому воздействию группы нападающих. Но, так как характеристика действия «любого акта насилия» вынесена в указанной статье конвенции в отдельный признак объективной стороны пиратства, надо полагать, что грабеж, согласно ее положениям – это деяние, совершенное без применения насилия. В тоже время на практике, как уже отмечалось ранее, пиратские нападения почти всегда сопровождаются применением насилия или угрозой его применения.

В соответствии со смыслом норм Конвенции 1982 г. к объективным действиям данного состава относится «любой неправомерный акт задержания» в отношении указанных объектов. По сути, неправомерное акт задержания судна – это принятие в отношении судна противозаконных мер принуждения (насилия), позволяющих прервать ранее запланированную им деятельность на какой — либо период времени. Согласно содержанию данной Конвенции, уже сам факт задержания следует рассматривать в качестве пиратского действия, даже если грабежа, убийства и иных актов насилия на борту судна произведено не было. Во многих правовых источниках в качестве составной части «любого неправомерного акта задержания» в открытом море указывается «неправомерный захват судна», под которым можно понимать установление незаконного контроля над судном и его действиями путем нападения на судно с применением насилия или угрозы его применения.

Довольно часто, при рассмотрении пиратских деяний упускается то обстоятельство, что пиратством, согласно пункту «с» ст. 101, также считается любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте «а» или «б» этой статьи. Согласно ст. 33 УК РФ «подстрекателем» признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом, а «пособником» признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступлений либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Эти лица, наряду с исполнителями и организаторами, относятся к разновидности лиц, именуемых «соучастниками преступлений». Таким образом, подстрекатели, пособники, находящиеся на берегу, также совершают преступление, именуемое пиратством.  Современная практика борьбы с пиратством вблизи берегов Сомали показала, что сообщники лиц, которые непосредственно совершают акты пиратства против судов, находились не только на берегу, но и на судах – плавбазах, расположенных в территориальном море этого государства и за его пределами. Говоря о правовом статусе таких плавбаз, можно упомянуть что в открытом море или месте вне юрисдикции какого – либо государства, плавбаза попадает под определение ст. 103 (Определение пиратского судна) Конвенции 1982 г. То же самое можно отметить в случае нахождения в пределах территории прибрежного государства плавбазы, чьи плавсредства (пример катера) участвуют в нападении на суда в открытом море. В пределах территории прибрежного государства плавбаза, которая используется для вооруженного разбоя или совершения в открытом море пиратских действий, находится исключительно под юрисдикцией прибрежного государства, если иное не предусмотрено соглашениями заинтересованных государств.

Несмотря на установленные правовые критерии квалификации пиратских действий, на практике морякам довольно сложно юридически профессионально квалифицировать действия нападающих как пиратские, особенно при принятии срочных мер по их отражению, защите, оповещению о нападении. При такой квалификации деяния как преступного, ими учитываются только объективные признаки, то есть нападение с последующим захватом судна, с применением холодного/огнестрельного оружия и т.д. Определяя основные признаки, Комитет по безопасности на море ИМО в своем циркуляре MSC.1/Circ/1339 постарался согласовать употребление общераспространенных определений при передаче сообщений о пиратских нападениях и подозрительных действиях, в интересах обеспечения логичности сообщений, согласованности в сборе и оценке данных об обстановке. Комитет попытался дать четкие, рабочие указания для точной и логичной оценки подозрительных действий. Итак, согласно положениям данного циркуляра, пиратское нападение может включать следующие действия:

-применение насилия в отношении судна или людей на борту, а также любые попытки применить насилие;

— попытки неизвестных лиц проникнуть на судно, когда капитан подозревает их в том, что они пираты;

-фактическая высадка на судно, независимо от того, удалось ли пиратам взять судно под контроль или нет;

— попытки преодолеть меры самозащиты судна, используя лестницы, абордажные крюки, преднамеренно примененное против судна.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что пиратство – это преступление, в котором содержится несколько деяний, в отдельных случаях, являющихся взаимосвязанными друг с другом, которые могут совершаться не только в пределах открытого моря или месте вне юрисдикции какого – либо государства, но и в пределах территорий государств и иных пространствах (подстрекательство или сознательное содействие совершению пиратских действий).


Страницы:   1   2   3   4   5


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф