Заявка на расчет
Меню Услуги

Международное сотрудничество в борьбе с пиратством. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


Глава 2. Меры борьбы с морским пиратством

2.1. Дефиниции пиратства в уголовном законодательстве различных стран

В настоящее время подавляющее большинство стран включило в свое уголовное законодательство нормы по борьбе с пиратством. В частности, специальные составы пиратства имеются в уголовном законодательстве Австралии, Аргентины, Боливии, Великобритании, Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Замбии, Израиля, КНР, Коста-Рики, Кубы, Македонии, Мексики,

Молдовы, Никарагуа, Новой Зеландии, Омана, Панамы, Папуа – Новой Гвинеи, Румынии, Сальвадора, Сингапура, Словении, США, Соломоновых островов, Тувалу, Украины, Фиджи, Филиппин, ФРГ, Хорватии, Черногории, Чили, Эквадора, Эстонии.

Исходя из результатов анализа зарубежного законодательства, только в нормативных актах отдельных государств конструкция состава пиратства основывается на международных нормах. Страны, в которых отсутствуют специальные нормы о пиратстве, соответствующие действия, как правило, квалифицируют как разбой.

Например, в Уголовном кодексе Польши 1969г. пиратство не было выделено как особый вид преступления, хотя к тому году была уже принята Конвенция об открытом море 1958 г., в которой содержалось не только определение, но и юридическая конструкция пиратства, а Польша являлась участницей данной Конвенции.В Уголовном кодексе Польши 1969 г. содержались общие положения, которые позволяли применять к виновным санкции и за морской разбой, и за воздушное пиратство. Так, в ст. 145 УК 1969 г. указывалось, что «нарушение (даже не предумышленное) правил безопасности на дорожном, водном или воздушном транспорте, вызвавшее непредумышленную телесную травму или расстройство здоровья другого лица или нанесшее серьезный ущерб имуществу, карается лишением свободы на срок до трех лет». В ст. 170 УК Республики Польша 1997 г. говорится о морском разбое (кто вооружает или приспосабливает морское судно к совершению в море грабежа или поступает на службу на такое судно, подлежит наказанию лишением свободы на срок от 1 года до 10 лет); в нем также предусмотрена ответственность за захват морского или воздушного судна: «Кто, применяя обман либо насилие к лицу или угрозу непосредственного применения такого насилия, берет под свой контроль водное или воздушное судно, подлежит наказанию лишением свободы на срок от 2 до 12 лет» (ст. 166). Как видно, в УК Польши 1997 г. так и не появилось детальное определение термина «пиратство». Преступные деяния, которые по сущности являются пиратством, по существу обозначаются термином «грабеж на море».

Внутреннее законодательство отдельных государств по – разному определяет правовую сущность пиратства и непосредственный объект его посягательства. В результате данное деяние занимает разное место в системе в Особенной части уголовного права. В тех государствах, в законодательстве которых имеется подобный состав, пиратство рассматривается как посягательство на международный правопорядок. Следовательно, норма о нем включается в главу о преступлениях против международного правопорядка (Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Македония, Мексика, Хорватия). Например, в УК Украины она находится в главе «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка», в УК Эстонии – в разделе «Преступления против международной безопасности». Иные страны рассматривают объект пиратства, как «водный» аналог бандитизма, поэтому относят данный состав преступления к преступлениям против общественной безопасности (Армения, Грузия, Казахстан, КНР, Молдова, РФ, Таджикистан). Также можно обнаружить и другие подходы к определению объекта пиратства. К примеру, в УК Румынии посягательство отнесено к преступлениям против собственности, в УК Никарагуа – к преступлениям против внешней безопасности государства, в УК Голландии – к главе «Преступления, связанные с судоходством и авиацией», В УК Черногории – к главе «Преступления против безопасности общественного транспорта».

Предметом нападения согласно Конвенциям, является судно или летательный аппарат. Уголовное законодательство большинства стран (Аргентины, Боливии, Кубы, Македонии, Голландии, Румынии, Словении) не проводит различий между морским и воздушным судном, рассматривая и то, и другое как предмет пиратского нападения. В уголовных кодексах некоторых страна в качестве предмета посягательство, также, как и в УК РФ, указывается и речное судно. К примеру, в УК Республики Таджикистан в качестве предмета посягательства указывается только водное судно. В УК Китайской Народной Республики пиратство определяется как «захват или удержание морского, речного судна или автомобиля с применением насилия или иных способов».

На основании проведенного сравнительного анализа законодательной конструкции объективной стороны в уголовном законодательстве зарубежных стран можно выделить три способа совершения пиратских действий.Первый из них состоит непосредственно в самом пиратском нападении. В качестве примера можно привести статьи из УК Армении, Грузии и Казахстана. Так, согласно ст. 228 УК Грузии пиратство есть «нападение на водное судно или иное плавучее средство в целях завладения чужими вещами, его противоправное присвоение, совершенное с применением насилия или угрозой насилия». Понятие, закрепленное в УК Армении, включает в себя «нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения». УК Республики Казахстан рассматривает пиратство как «нападение на морское или речное судно с целью завладения имуществом, совершенное с применением насилия или угрозой его применения». Таким образом, формулировка состава пиратства по названным кодексам не включает специальный территориальный признак – район открытого моря или место вне юрисдикции какого – либо государства, а также в качестве предмета посягательства рассматривают только водные (речные) суда. Второй способ предусматривает как само пиратское нападение, так и другие действия, связанные с пиратством. К примеру, по УК Аргентины помимо пиратов подвергается наказанию также то лицо, которое самостоятельно или через других лиц снарядил судно или воздушное судно для занятия пиратством; либо, находясь на территории республики, сознательно осуществлял соучастие в деятельности пиратов или оказал им содействие. Третий способ выделяет в самостоятельный состав только те действия, которые тесно связаны с пиратством, но непосредственно им не являются. Например, согласно УК Сингапура пиратскими признаются действия лица, если оно: похищает или без законных оснований бросает за борт, повреждает или уничтожает что – либо, являющееся частью груза, запасов или оборудования, находящихся на судне; поднимает или пытается поднять мятеж на сингапурском судне; консультирует или способствует другому лицу в совершении указанных действий.

В соответствии со ст. 170 УК Польши: «Кто вооружает или приспосабливает морское судно к совершению в море грабежа или поступает на службу на такое судно, подлежит наказанию лишением свободы…». Согласно ч. 1 ст. 446 УК Украины пиратство определяется как «использование с целью получения материального вознаграждения или иной личной выгоды вооруженного или невооруженного судна для захвата другого морского или речного судна, применения насилия, ограбления или других вражеских действий в отношении экипажа или пассажиров судна».

Заслуживает отдельного упоминания состав пиратского преступления, содержащийся в УК ФРГ, а именно: «лишением свободы на срок не менее пяти лет наказывается тот, кто:

Применяют насилие или посягают на свободу лица в принятии решения или предпринимает иные подобные действия для того, чтобы завладеть:

А) воздушным судном, используемым в гражданском воздушном сообщении и находящимся в полете, или

Б) морским судном, используемым в гражданском морском сообщении, или воздействовать на управлении ими…»

Как видно из приведенного выше, в Кодексе нет определения понятия пиратства, да и просто термины разбой или нападение там отсутствуют. Вместо этих понятий используется такой термин, как «посягательство», что видно из самого названия статьи «посягательство на воздушное или морское сообщение».

Довольно сложной является юридическая конструкция пиратства, содержащаяся в уголовном законодательстве Голландии. В Голландском законодательстве имеется ряд статей, относящихся к борьбе с пиратством и к борьбе с терроризмом против морских и воздушных судов. Специфика Голландского кодекса состоит в том, что в нем сохранились отдельные архаичные статьи, например, о каперах и каперских свидетельствах (ст. 388-389), хотя каперство было отменено еще в 1856 г. Статья 381 УК Голландии прямо не предусматривает ответственности за пиратское нападение. Ответственность, согласно данной статье, несет тот, кто сознательно поступает на службу на пиратское судно или служит капитаном такого судна (п. 1.1, п. 1.2 ст. 381).  Эти «положения… относительно капитана и экипажа судна также применяются в отношении командира воздушного судна или экипажа воздушного судна соответственно». Определение «судно» включает в себя, в частности и воздушное судно, а термин «открытое море» предусматривает воздушное пространство» (п.4 ст.381).

«Если смерть любого лица на борту судна или воздушного судна, подвергшееся нападению, следует в результате актов насилия, определенных в ст. 381, капитан или командир воздушного судна и лица, участвующие в актах насилия, подлежат наказанию в виде тюремного заключения на срок не более 15 лет и штрафу» (ст. 382).

В УК Голландии предусматривается ответственность за ряд действий, которые в соответствии с законодательством могут рассматриваться в качестве соучастия в пиратстве. Так, в уголовно – правовом порядке санкциям подвергаются лица, которые: 1) оборудуют судно (ст. 383); 2) косвенно или прямо помогают арендовать, сдать внаем, застраховать судно (ст. 384); 3) умышленно сдают судно Нидерландов во власть пиратов (ст. 385) и т.д. Ответственность предусмотрена и за иные действия, рассматриваемые как акты захвата судна. В качестве таковых могут выступать — мятеж на борту корабля или морском рыболовном судне, в том числе подстрекательство к мятежу (ст.397). Отдельным пунктом предусматривается наказание капитана судна за противозаконные действия по захвату, продаже судна и за незаконную деятельность с его использованием.

Анализируя уголовное законодательство Голландии, нужно отметить, что, во-первых, наряду с определением деяний, относимых к пиратству, в законодательстве предусмотрено достаточно объемное количество составов соучастия в пиратских действиях. Во – вторых, юридически составы пиратства нередко тесно переплетаются с действиями, которые относятся к терроризму на морских и воздушных судах. В-третьих, практически во всех нормах, определяющих ответственность за пиратские и террористические действия, включая случаи гибели людей от рук преступников, установлены относительно мягкие санкции, которые явно не соответствуют общественной опасности пиратства и терроризма. В подобных случаях наказание не выполняет функции пресечения повторения подобных актов борьбы с ними, воспитательной функции и т.д.

В уголовно-правовых нормах большинства государств не указывается территориальный признак – совершение пиратства в районе открытого моря или ином месте вне юрисдикции государства. Только некоторые страны рассматривают пиратство основываясь на определении, данным Конвенцией 1982 г., а именно похожие составы имеются в УК Молдовы, Голландии, Румынии, Словении, Филиппин, Эстонии.Примечательным является тот факт, что субъект пиратства конкретизируется в уголовном законодательстве только отдельных государств. Например, в соответствии с ч.1 ст. 289 УК Молдовы «ограбление, совершенное в личных целях экипажем или пассажирами судна в отношении лиц или имущества находящихся на борту этого, либо в отношении другого судна. Примерно, такая же характеристика субъекта дается в УК Румынии и Словении – «экипажем или пассажирами судна, или воздушного судна».

В национальном законодательстве государств отсутствует единый подход к описанию субъективной стороны пиратства, в частности цели его совершения. Целью пиратства является завладение чужим имуществом. Согласно конвенционным нормам цели пиратства – личные. Данная категория довольна обширна, она может включать в себя не только корысть, но и, к примеру месть и т.д. Однако, на практике такое преступление совершается именно с корыстной целью.  Конвенционные нормы содержаться в законодательстве Молдовы и Румынии, где в качестве признака субъективной стороны пиратства  указываются «личные цели». УК Армении, Грузии, Казахстана предусматривают специальную цель завладения чужим имуществом. Согласно УК Аргентины пиратское нападение на судно совершается «с целью завладеть им либо захватить перевозимые им предметы или людей», УК Македонии – «получении выгоды или причинение вреда экипажу или пассажирам судна». В уголовном законодательстве некоторых государств цели и мотивы не указываются вовсе (Боливия, КНР, Республика Корея). В качестве примера можно назвать УК Республики Корея нормы которого предусматривают ответственность за сам факт осуществления пиратских действий: «Лицо, которое посредством угрозы силой на море насильно захватывает судно или насильно забирает имущество другого лица после вторжения на судно».

Основными квалифицирующими признаками по законодательству разных стран являются:

1) совершение преступления неоднократно, повторно (УК Грузии, Казахстана, Таджикистана);

2) с применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия (УК Таджикистана, Казахстана);

3) совершения организованной группой (УК Армении, Казахстана, Молдовы, Таджикистана);

4) причинение смерти по неосторожности (УК Армении, Грузии, Казахстана, Молдовы);

5) наступление иных тяжких последствий (УК Армении, Грузии, Казахстана).

В УК Республики Корея в качестве квалифицирующих признаков пиратского нападения названы: причинение вреда другому лицу, убийство, изнасилование. В соответствии с уголовным законодательством Филиппин квалифицированными признаются пиратские действия, когда виновные захватили судно путем абордажа и стрельбы, а также когда пираты оставили своих жертв без средств спасения (ст. 123). В законодательстве большинства стран, в частности РФ, состав пиратства не включает в виде квалифицирующего признака умышленное убийство. В случае совершения последнего в ходе нападения такие действия должны квалифицироваться по совокупности. Исключение составляют УК Республики Корея, Филиппин, Хорватии, где убийство признается одним из квалифицирующих признаков. Более того, в УК Кубы убийство рассматривается как одна из целей совершения пиратских действий. Некоторые государства до сих пор не включили в национальную правовую базу специальные нормы, посвященные пиратству, но тем не менее они предусматривают меры по борьбе с этим преступлением. Так, во Франции в декабре 2010 г. был принят закон, посвященный борьбе с пиратством, который наделил судебные органы почти универсальной компетенцией в отношении привлечения к суду за акты пиратства, совершенные за пределами страны. Правда, речь здесь идет только о той ситуации, когда пираты были задержаны сотрудниками французских служб. Закон дает большую свободу действий французским военно – морским силам в ходе операций в открытом море. Командиры кораблей могут подвергать обыску подозрительные суда, отдавать приказ открыть огонь, арестовывать и передавать правосудию пиратов, уничтожать их суда.

Уголовное законодательство Японии также не содержит специального состава пиратства. Однако 19 июня 2009 г. японский Парламент принял закон, позволяющий государству эффективно бороться с этим преступлением. Данный закон предоставляет правовые основания для отправки сил самообороны на борьбу с пиратством. Вооруженные силы Японии получили разрешение на защиту японских и иностранных судов у побережья Сомали, в том числе на участие в международных операциях, направленных на борьбу с пиратством в Аденском заливе.Закон позволяет Японии применять санкции в отношении лиц, виновных в совершении пиратских действий, в рамках собственной судебной системы. Осуществление контроля за пиратскими судами возложено на Морские силы самообороны (MaritimeSelfDefenseForce, MSDF) и береговую охрану Японии. Эти же организации должны следить за тем, чтобы принимаемые меры по борьбе с пиратством находились в соответствии с морским законодательством ООН.33

2.2. Состав пиратства по Уголовному кодексу Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, Российская Федерация является одним из государств, в чьем национальном уголовном законодательстве содержится специальная норма, посвященная пиратству. Понятие пиратства основывается на его определении в международном праве, но при этом является более узким.

В соответствии со ст. 227 УК РФ под пиратством понимается «нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия или угрозой его применения, также совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо эти же деяния, совершенные организованной группой или повлекшие по неосторожности смерть человека и иные тяжкие последствия».

Объективная сторона состава в данной статье выражается в нападении на морское или речное судно, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения. Содержание понятия «нападение» в ст. 227 УК РФ не раскрывается. В уголовно – правовой доктрине также отсутствует единый подход к определению данного термина. Можно выделить некоторые доктринальные точки зрения, раскрывающие сущность этого понятия:

1) нападение есть насилие (Х.М. Ахметшин; М.Б. Гугучия и др.) Данное определение представляется не совсем удачным, так как резонирует с законодательством.

2) нападение — действие виновного, а насилие – способ его совершения (М.П. Михайлов; Б.С. Никифоров и др.)

3) насилие – деяние, нападение – способ его совершения (В.А. Григорьев; Т.Д. Устинова)

4) нападение – действие, предшествующее применению насилия (В.А, Владимиров).34

Пиратство можно интерпретировать как особую форму бандитизма, поэтому Н.А. Князева предлагает термин «нападение» толковать так же, как онпонимается в отношении бандитизма. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», под нападением понимается «действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения».

Обязательным признаком объективной стороны в соответствии со ст.227 УК РФ является способ совершения акта пиратства – применение насилия либо создание реальной угрозы его применения. В физическом плане насилие может быть выраженно в ограничении свободы передвижения, связывании, нанесении побоев или причинении вреда здоровью различной степени тяжести в отношении членов экипажа и пассажиров. Нападение может быть совершенно путем угрозы применения физического насилия, т.е. в форме психического воздействия на членов экипажа или пассажиров судна (угроза убийством, причинение вреда здоровью и т.д.). Угроза может быть передана по радио, телефону, через громкоговорящее устройство, а также посредством предупреждающих выстрелов. Угроза применения физического насилия должна быть реальной и действительной.

Ст. 227 УК РФ не дает четкой регламентации, каким образом может осуществляться нападение. Перечень средств, используемых для нападения может быть весьма разнообразным. Нападение возможно с плавательных средств, летательных аппаратов либо подводных судов, с территории какого – либо государства. Также нападение может заключаться в поднятии мятежа и завладении грузом с помощью вооруженной силы. На практике сложилось, что акты пиратства осуществляются с помощью оружия (огнестрельного, холодного и т.д.). Если во время нападения пиратов потерпевшим причиняется существенный вред, то дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности и против собственности не требуется, так как это предусмотрено в качестве дополнительного признака в ст. 227 УК РФ.Примечательным является тот факт, что в отличие от своих международных источников, ст. 227 УК РФ не дает указания на место совершения пиратского акта. Однако, в комментариях к УК РФ говорится, что его следует определять в соответствии со ст. 15 Женевской конвенции об открытом море 1958 г., то есть местом совершения пиратского нападения полагается считать место, находящееся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства. Действия, смежные с пиратством, но совершенные в территориальных водах РФ, должны квалифицироваться как разбой в соответствии со ст. 162 УК РФ.35Некоторые авторы, например Т.И. Нагаева, полагают, что «при применении ст. 227 УК РФ местом совершения преступления  следует считать не только открытое море и территориальные воды, но также и внутренние воды и акваторию российских бухт и портов».Это связано прежде всего с тем, что в качестве объекта пиратского нападения в названной статье называется речное судно.36

По мнению З.В. Миронова, «в качестве места совершения пиратства должно указываться не открытое море, как географическая точка нахождения морского транспортного средства, а именно специально конкретизированное место – территория этого водного транспортного средства».37

Также, данная проблематика была затронута и судебной практикой. Так, в кассационных жалобах А., Б., Л., и др., осужденные по ст. 227 УК РФ, ссылались на необоснованность привлечения их к уголовной ответственности по российскому законодательству, т.к. ими было захвачено судно в территориальных водах Королевства Швеции, а следовательно, юрисдикция РФ на них не распространяется. Верховный Суд РФ в своем к ассационном определении отказал в удовлетворении жалоб осужденных по данному пункту, указав следующее. Из письма Штурманской службы ВМФ РФ с приложенной к нему навигационной картой следует, что точка с координатами 57 градусов 29,5 минут северной широты и 17 градусов 35,5 восточной долготы на 2 часа 17 минут 24 июля 2009 г., нанесенная капитаном З., и соответствующая положению судна на момент его захвата, расположена до входа в территориальные воды Королевства Швеции. Поэтому вывод суда о том, что высадка и захват морского судна произошли вне территориальных вод какого – либо государства, является правильным.38

Если граждане РФ совершают преступление вне территории РФ, они подлежат привлечению к уголовной ответственности по российскому законодательству, исходя из принципа гражданства. В отношении апатридов вопрос об ответственности решается исходя из их категории. Апатриды, постоянно проживающие на территории РФ в совокупности не менее 183 дней, формально практически приравниваются в этом смысле к гражданам РФ. Поэтому вопрос об ответственности решается по аналогии с российскими гражданами. В отношении лиц без гражданства, которые постоянно не проживают на территории РФ, вопрос об уголовной ответственности разрешается по аналогии с иностранными гражданами, т.е. на основании территориального, универсального или реального принципов.В отдельных случаях российское законодательство может распространяться и на иностранных граждан. Такая ситуация происходит тогда, когда они совершают преступление за пределами Российской Федерации, но направленное против интересов России – ответственность наступает на основании реального принципа.

Хотелось бы отметить, что, не смотря на наличие стандартных характеристик субъекта пиратства (дееспособность, возраст), в статье он не конкретизируется, и при его определении приходится руководствоваться нормами Конвенции 1958 г.

Проанализировав признаки, имеющиеся в ст. 227 УК РФ, можно сделать следующие выводы:1) Пиратство заключается в нападении на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершаемом с применением насилия либо угрозой его применения. Под нападением в этом случае имеется в виду применение в какой – либо форме насильственных действий в отношении экипажа и пассажиров судна, либо явно выраженная угроза применения насильственных действий;2) Один из главных признаков состава пиратства – способ совершения этого преступления. Оно совершается с применением насилия либо с угрозой его применения. Насилие может выражаться в физическом либо психическом воздействии на потерпевшего;3) Пиратство является преступлением с усеченным составом, в связи с чем оно считается оконченным с момента совершения нападения;4) Субъектом пиратства является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве субъектов данного преступления могут выступать как граждане России и иностранные граждане, так и лица без гражданства;5) В составе преступления, указанном в ст. 227 УК РФ отсутствует конкретизация места совершения преступления, что по справедливому мнению многих авторов является упущением и пробелом в законодательстве, и создает трудности в отграничении пиратских действий от грабежа и иных смежных с пиратством преступлений.

2.3. Формы и методы борьбы с морским пиратством

Учитывая существующие на сегодняшнем этапе реалии, международная борьба с пиратством включает в себя постоянно совершенствующийся и достаточно обширный комплекс мер – как внутригосударственного, так и международного характера. Сюда входят экономические, политические, правовые, военные, оперативно – организационные и прочие меры. Все эти меры преследуют такие цели как: устранение основ существования пиратства в определенных регионах, а также факторов, способствующих его существованию, предупреждение и пресечение актов пиратства, поиск и задержание судов, совершивших пиратские действия, осуществления уголовного правосудия над обвиняемыми лицами и прочее. Прежде всего, эффективные меры против пиратства разрабатываются и применяются на региональном, двухстороннем и государственных уровнях. При этом борьбу с пиратством можно рассматривать, как одну из форм сотрудничества и взаимодействия государств. Также международное сотрудничество в этом направлении проводится на уровне международных организаций, в целях более полной разработки мер, призванных бороться с данным преступлением. Подобное сотрудничество принимает разные виды и формы.39 Так, например, Международной морской организацией был разработан ряд рекомендаций с целью предупреждения и пресечения пиратства и вооруженных ограблений судов:

‑Рекомендации правительствам по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (1999 г.);

‑ Инструкция судовладельцам, судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (2002 г.);

‑ Директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ) (2000 г.);

‑ Временные процедуры для ЦКСМ по получению сигналов бедствия (2000 г.);

‑ Резолюция А. 922 (22) – кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженных ограблений морских судов;

‑ Резолюция А. 923 (22) ‑ суда ‑ «призраки» и процесс регистрации.

Международная палата судоходства совместно с ИМО разработала Инструкцию по использованию радиосигналов судами при нападении на них или при угрозе нападения пиратов или вооруженных разбойников, а также Инструкцию для судовладельцев, судовых операторов, капитанов и экипажей судов по предотвращению и отражению нападений пиратов и вооруженных разбойников против судов (1997-1999 гг.) Указанные инструкции предусматривают два возможных варианта действий в зависимости от характера нападений:

1) Пираты обнаружены экипажем до высадки на судно.

В этом случае они не в состоянии предотвратить радиосообщение экипажа об угрозе нападения или начавшемся нападении. Передача сообщения производиться через систему ИНМАРСАт, через доступный Цифровой Избирательный Вызов или через обычный передатчик сигналов бедствия на частоте безопасности.

2) Пираты незаметно проникли на судно, взяли в заложники и угрожают экипажу.

В этом случае преступники обычно приказывают под страхом смерти не делать никаких радиосообщений с судна, и экипажу рекомендуется забаррикадироваться в одном из подсобных помещений судна, во избежание контактов с пиратами.

Инструкция предусматривает ряд возможных стадий нападения пиратов, также моделирует возможные ситуации в которых происходит нападения, исходя из практических наблюдений. В их число входят следующие:

1) Нападение на судно, стоящее на якоре.

Для нападения используется небольшое судно (например – шлюпка), подходящее на веслах, без огней и под прикрытием темноты. Время нападения – с 01 часа ночи до 06 часов утра. Целью захвата являются небольшие по весу вещи, деньги, возможно выборочное вскрытие трюмов и контейнеров, когда пиратам известен характер груза и план его размещения на корабле. Расследование такого рода преступлений показывает, что члены экипажа нередко узнают в пиратах лиц, которые уже посещали судно (грузчики, портовые служащие и др.);

2) Нападения на судно во время движения.

Такого рода нападения наиболее часто регистрируются в водах Юго – Восточной Азии. Пираты обычно нападают на суда, когда те находятся в территориальном море или исключительной экономической зоне, где высокая интенсивность движения и, как правило, относительно ограниченная возможность резких маневров для крупнотоннажных судов, что, собственно, и нужно пиратам. Нападение происходит, как правило, с часа ночи до шести утра. В таких случаях наиболее часто используются, как отмечалось ранее, маневренные, скоростные катера. Пираты стремятся ошвартоваться к судну – жертве, приближаясь к нему со стороны кормы или борта, если у судна он низкий. Целью нападения пиратов обычно являются деньги в сейфе судна, имущество команды, приборы и оборудование, даже бухты тросов. В случаях выборочного вскрытия контейнеров предполагается, что сами пираты или их сообщники уже побывали на судне во время стоянки в порту и знали расположение контейнеров и их содержимое. В связи с этим Инструкция рекомендует проведение полного досмотра судна до его выхода из порта. Также судовладельцам рекомендуется избегать ситуаций, когда необходимо держать на судне крупные суммы денег.

3) Ситуация – «Малочисленность экипажа при нападении пиратов». Инструкция предусматривает алгоритм действий экипажа, исходя из его малочисленности перед лицом пиратов и т.д.

Также Инструкция включает в себя план действий по предупреждению и пресечению пиратских нападений отдельно для каждой ситуации, а именно:

— Несение вахты в целях предупреждения инцидентов;

— Передача радиосообщений и аварийных сигналов при нападении;

— Порядок действий при захвате пиратами судовой радиостанции;

— Связь с военно – морскими властями прибрежного государства;

— Меры по предупреждению актов пиратства;

— Маневры по уклонению от пиратских судов, и др.

Ряд международных организаций, в частности такие как Международная торговая палата, ММБ, ЮНКТАД и другие, разработали совместную программу борьбы с преступностью на морском транспорте. В качестве стандартов безопасности и сотрудничества в сфере защиты морских судов от опасности захвата и потопления были предложены следующие стандарты:

— международный и национальный контроль за выполнением международных договоров о безопасности мореплавания;

— слежение за судами преступников;

— освобождение судов и людей от захвата;

— использование конвоев при плавании торговых судов в опасных районах, организация самообороны на судах;

— ликвидация последствия нападений и поиск преступников;

— создание безопасных условий для судов и принятие мер в порту и вблизи него для предотвращения нападений.

Ключевую роль в противодействии пиратству, помимо ММБ и ИМО и прочих специализированных морских организаций, играет Региональный Центр информации о пиратстве (ThePiracyReportingCentre). Основная деятельность центра заключается в круглосуточном отслеживании случаев нападений на суда, и в своевременном информировании капитанов судов и судоходных компаний о произошедших в районах плавания пиратских нападениях, а также в информировании о наиболее опасных морских акваториях и портовых зонах

Заслуживает внимания упомянутый выше Кодекс по охране судов и портовых средств, который был принят в качестве дополнения к Конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС – 74) в виде дополнительной главы XI – 2, именуемой «Специальные меры по усилению охраны на море». В соответствии с правилом 4 судоходные компании должны выполнять соответствующие требования данной главы и Кодекса ОСПС. Договаривающиеся правительства должны устанавливать уровни охраны и обеспечивать предоставление информации об уровнях охраны портовым средствам, находящимся на их территориях, также судам до захода в порт и во время пребывания в порту.

На правительство каждого государства, подписавшего Конвенцию, данным Кодексом возлагается обязанность проведения трехступенчатой оценки рисков, а именно:

1) определение ключевых объектов, повреждение или выход из строя которых может отрицательно сказаться на безопасности жизни, экономики и окружающей среды;

2) определение реальных рисков, угрожающих этим ключевым объектам, для обеспечения безопасности, структурной целостности, систем защиты и связи, транспортной инфраструктуры и т.д.;

3) выявление слабых мест каждого ключевого объекта с точки зрения физической безопасности, структурной целостности, систем защиты и связи, транспортной инфраструктуры и т.д.

Кодекс также установил: А) минимальные требования функциональной безопасности (план безопасности судна, ответственное лицо на борту судна, ответственное лицо в штате судовладельца); Б) минимальные требования к функциональной безопасности для портовых объектов (план безопасности объекта, ответственное лицо, обеспечивающее безопасность оборудования объекта); В) стандарты проведения мониторинга и контроля доступа на суда, контроля за действиями лиц, состоянием груза и обеспечением доступности средств связи при возникновении опасности. В частности, государство — участник может потребовать от судов, намеревающихся войти в его порты, предоставления должностным лицам следующих сведений: а) наличия на судне действительного Свидетельства, и названия органа, выдавшего данное свидетельство; б) уровня охраны, с которым судно эксплуатируется в данное время и эксплуатировалось в любом предыдущем порту; в) соблюдения соответствующих процедур охраны в ходе любой деятельности судна и т.д.41

Еще одним целевым кодифицированным актом, направленным на сотрудничество государств в борьбе с пиратской преступностью, является

Джибутийский кодекс поведения, вступившей в силу 29 января 2009 г. Государства – участники, подписавшие кодекс, договорились о сотрудничестве в соответствии с международным правом, в таких вопросах как:1) расследование, арест и судебное преследование лиц, которые обоснованно подозреваются в совершении актов пиратства и вооруженного разбоя против судов; 2)      захват подозрительных судов и изъятие имущества на борту таких судов; 3)      спасение судов, лиц и имущества, надлежащим пиратским нападениям и вооруженному разбою, обеспечение должного ухода, лечения и возвращение на родину моряков, рыбаков, остальных членов экипажа судна и пассажиров которые подверглись таким актам, особенно те, которые были подвергнуты насилию; 4)     проведение совместных операций — как между государствами, подписавших Конвенцию, так и с ВМС стран за пределами региона — такие, как выдвижение правоохранительных или иных уполномоченных должностных лиц на сторожевые корабли или воздушные суда другой стороны.

Кроме того, положения кодекса предусматривают возможность постоянного обмена информацией, через ряд центров и национальных координационных центров с использованием существующих инфраструктур, и механизмов корабля с берега на судно (т. е. региональный морской спасательно-Координационный центр в г. Момбаса, Кения и координации спасательных работ в Дар-эс-Саламе, объединенная Республика Танзания) и регионального морского информационного центра, который создается в Сане, Йемен. Государства, подписавшие кодекс, также обязались пересмотреть свое национальное уголовное законодательство с целью обеспечения того, чтобы в их нормативно – правовой базе имелись положения предусматривающие уголовною ответственность за пиратство и вооруженный разбой против судов, а также с целью реализации мер по осуществлению юрисдикции, в проведении расследований и судебного преследования предполагаемых преступников.

Одним из самых первых примеров межгосударственного сотрудничества в области противодействия пиратству является Нионское соглашение «о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок фашистских держав» заключенное в 1937 г. представителями СССР, Англии, Франции, Турции, Греции, Югославии, Румынии, Болгарии и Египта. Подписанное соглашение предусматривало ряд эффективных мер по борьбе с пиратскими действиями фашистских держав и почти полностью ликвидировало их преступные нападения на суда других наций в испанских водах.43 Нионское соглашение имеет юридическую силу и по сей день, т.к. Российская Федерация является право-преемницей СССР. В соответствии с положениями Соглашения, под актами пиратства понимается: «атаки подводных лодок против торговых судов, не принадлежащих какой-бы то ни было из борющихся в Испании сторон, осуществляющиеся в нарушение правил международного права, и противоречащее элементарным требованиям гуманности».Данный документ устанавливал меры безопасности судоходства в Средиземном море, и для этого государства – участники обязывались принять коллективные меры, направленные на защиту торговых судов, не принадлежащих какой-либо из стран, участвующих в испанском конфликте. В частности, к таким мерам были отнесены: 1) контратака, и если возможно, уничтожение всякой подводной лодки, совершающей акт пиратства; 2) выдача участвующими в соглашении государствами соответствующей инструкции своим морским силам, которая будет распространяться на всякую подводную лодку, встреченную по соседству от места, где судно, не принадлежащее какой-либо из сторон, было не за долго до того атаковано, при не установленных обстоятельствах; 3) ограничение сторонами использования своих подводных лодок на Средиземном море, за исключением случаев борьбы с пиратскими подводными лодками, прохождения лодок через эту территорию и др


Страницы:   1   2   3   4   5


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф