ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
3.1 Современное развитие цифровизации экономики
В последние годы цифровизация экономики в России стала одним из главных приоритетов на самом высоком уровне руководства, был реализован ряд цифровых инициатив на национальном и региональном уровнях. Россия также является движущей силой развития единого цифрового пространства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Оценка современного состояния развития цифровой экономики России (DECA), недавно проведенная Всемирным банком совместно с ИИС и другими партнерами, позволяет сделать вывод о том, что амбициозное видение развития страны через прорывные инновации, ее инвестиции в национальную широкополосную инфраструктуру, относительные преимущества в науке и технике, развитая законодательная и политическая база, а также глобальная конкурентоспособность отрасли кибербезопасности позволяют России стать мировым цифровым лидером. Однако он также предупреждает, что структурные слабости экосистемы цифровой трансформации, неадекватные цифровые навыки, ограниченный доступ к рынкам капитала и отсутствие культуры открытых инноваций ограничивают способность России достичь фундаментальных технологических прорывов в ближайшей перспективе. Решающее значение для среднесрочного успеха России имеют повышение прозрачности ее бизнес-среды, инвестиции в цифровые навыки, внедрение новых технологий в ключевых областях конкурентной силы и укрепление связей между всеми ключевыми заинтересованными сторонами цифровой экосистемы, включая государственный сектор, Частный сектор, гражданское общество и научное сообщество.
Мировой опыт показывает, что разрушительные технологии, такие как Интернет вещей (лот), аналитика данных, квантовые вычисления, искусственный интеллект (ИИ), робототехника, блокчейн и т. д., трансформируют бизнес-модели и ставят перед политиками задачу поиска путей максимизации социальных и экономических выгод на региональном, национальном и глобальном уровнях. Политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для инноваций и разработку механизмов эффективного управления, стратегического планирования будущего и институциональной гибкости, подкрепленной гибкой нормативно-правовой базой. Передовая мировая практика подчеркивает необходимость катализировать цифровые инновации в масштабах всей экономики путем укрепления инновационной экосистемы, сбалансирования политики стимулирования и конкуренции, обеспечения доступности финансирования и формирования новых навыков для цифровой эпохи, обеспечивая при этом адекватную защиту национальной безопасности, личной неприкосновенности, интересов потребителей и прав интеллектуальной собственности.
Динамика развития цифровой инфраструктуры экономики РФ в 2012-2018 гг. представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Динамика развития цифровой инфраструктуры экономики РФ в 2012-2018 гг.
Показатели | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 190,7 | 236,2 | 264,0 | 284,8 | 309,0 | 339,1 | 349,9 | 388,9 |
Организации, использовавшие глобальные информационные сети (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации) | 89,7 | 92,4 | 92,8 | 95,3 | 93,3 | 94,8 | 95,8 | 95,1 |
Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1000 человек населения (на конец года), шт. | 1570,4 | 1677,3 | 1689,7 | 1815,2 | 1805 | 1808,4 | 1843,7 | 2250,8 |
Источник: [28].
Полученные в программе Gretl-2019 р-значения модели множественной регрессии для ВРП представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Р-значения параметров модели множественной регрессии зависимости ВРП РФ от цифровизации экономики
Показатели | ВРП на душу населения, тыс. руб. |
Организации, использовавшие глобальные информационные сети (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации) | 0,7391 |
Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1000 человек населения (на конец года), шт. | 0,3576 |
Источник: составлено автором
Таким образом, экономика РФ характеризуется зависимостью от глобальных информационных систем.
На рисунке 3.1 представлено развитие основных структурных компонентов цифровой инфраструктуры экономики РФ по данным Всемирного банка.
Рисунок 3.1 – Развитие основных структурных компонентов цифровой инфраструктуры экономики РФ по данным Всемирного банка.
Источник: [28].
В целом, как цифровые, так и нецифровые основы, необходимые для успешного осуществления процесса цифровой трансформации в РФ, уже существуют. Необходимо проделать еще большую работу для преодоления проблем, связанных с деловой средой, а также для решения проблемы нехватки цифровой грамотности и навыков у населения. Крайне важно найти способы противодействия «утечке мозгов» из страны, привлечь квалифицированные кадры, а также укрепить доверие к цифровой экономике и стимулировать общественность к активному участию в экономической деятельности в режиме онлайн, через общие цифровые платформы, создание цифрового контента и другие цифровые механизмы.
Проекты развития цифровой инфраструктуры экономики оказывают влияние на социально-экономические показатели через рост налоговых доходов и пр. Соответственно, для оценки влияния развития цифровой инфраструктуры экономики на систему социально-экономических показателей РФ предлагается рассчитать увеличение налоговой базы бюджета и потенциальный рост расходов на различные направления финансирования бюджетных расходов, что в свою очередь окажет влияние на такие показатели как:
– валовый продукт;
– реальные располагаемые доходы населения;
– розничный и оптовый товарооборот предприятий торговли;
– реализация социальных программ.
Предлагается следующая модель оценки влияния развития цифровой инфраструктуры экономики на систему социально-экономических показателей РФ (рисунок 3.2).
Модель оценки влияния развития цифровой инфраструктуры экономики на систему социально-экономических показателей РФ |
1 Прогноз налоговых доходов бюджета |
2 Оценка влияния динамики налоговых доходов бюджета на уровень бюджетной обеспеченности 2.1 Показатели сбалансированности бюджета 2.2 Показатели, характеризующие направленность бюджетной политики в сфере бюджетных расходов 2.3 Показатели бюджетной устойчивости |
3 Динамика социально-экономической безопасности |
Рисунок 3.2 – Модель оценки влияния развития цифровой инфраструктуры экономики на систему социально-экономических показателей РФ
Источник: составлено автором.
На первом этапе реализации модели оцениваются показатели бюджетной обеспеченности региона.
1 Показатели сбалансированности бюджета РФ.
2 Показатели, характеризующие направленность бюджетной политики в сфере бюджетных расходов.
3 Показатели бюджетной устойчивости.
На втором этапе оценивается потенциальное влияние роста уровня бюджетной обеспеченности на динамику ВВП на душу населения через социально-экономические показатели, среди которых выбраны:
1 Инвестиции, млрд.руб.
2 Численность занятых в экономике, тыс.руб.
3 Ср.душевой доход, руб./мес.
На третьем этапе на основе корреляционного анализа по выбранным показателям в рамках выборки из 50 регионов РФ определим уравнение модели для прогноза показателей.
Результативным признаком является ВВП на душу населения, динамика которого определяется на основе роста налоговых доходов бюджета, факторными – все остальные показатели. Исходные данные взяты за 2019 год.
Для расчета корреляции между показателями воспользуемся пакетом анализа данных (инструмент Корреляция).
Матрица коэффициентов корреляции представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Матрица коэффициентов корреляции
ВРП, млрд.руб. | Инвестиции, млрд.руб. | Численность занятых в экономике, тыс.руб. | Ср.душевой доход, руб./мес | Рост расходов на социальную сферу, % | |
ВВП на душу населения, млрд.руб. | 1 | ||||
Инвестиции, млрд.руб. | 0,7329 | 1 | |||
Численность занятых в экономике, тыс.руб. | 0,5233 | 0,6126 | 1 | ||
Ср.душевой доход, руб./мес | 0,6279 | 0,6402 | 0,3171 | 1 | |
Рост расходов на социальную сферу, % | -0,0278 | -0,1269 | -0,0398 | -0,0749 | 1 |
Источник: [28].
В таблице 3.3 представлена матрица парных коэффициентов, которые отражают взаимосвязь показателей между собой. Максимальный парный коэффициент корреляции – между ВВП на душу населения и инвестициями, т.е. именно этот фактор (из все рассматриваемых) имеет наиболее тесную связь с результатом (ВВП на душу населения). Так же заметное влияние оказывает средний душевой доход. Наименьшее влияние оказывает средняя жилая площадь, поэтому разумно исключить этот показатель из дальнейших расчетов.
Построим линейную регрессию между показателями. Параметры линейной регрессии рассчитываются при помощи пакета анализа данных (инструмент Регрессия) таблиц Excel.
Таблица 3.4 – Параметры линейной регрессии
Регрессионная статистика | |
Множественный R | 0,7709 |
R-квадрат | 0,5943 |
Нормированный R-квадрат | 0,5722 |
Стандартная ошибка | 364028,3 |
Наблюдения | 59 |
Источник: [28].
Таблица 3.5 – Показатели модели
Коэф-фициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | P-Значение | |
Y-пересечение | -512730 | 228048,870 | -2,248 | 0,029 |
Инвестиции, млрд.руб., х1 | 1,884 | 0,561 | 3,360 | 0,001 |
Численность занятых в экономике, тыс.руб., х2 | 143,246 | 102,100 | 1,403 | 0,166 |
Ср.душевой доход, руб./месс, х3 | 41,476 | 16,202 | 2,560 | 0,013 |
Источник: [28].
F = 26,86, критическое (табличное) значение F-коэффициента Фишера Fтабл = 2,773. Можно сделать вывод, что уравнение регрессии в целом значимо.
Рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации для линейной модели
Елин = 32,48%
Построим нелинейную множественную регрессию (экспоненциальную)
Модель имеет вид у = еа0+а1*х1+а2*х2+а3*х3+а4*х4+а5*х5
Таблица 3.6 – Результаты расчетов
Регрессионная статистика | Значение |
Множественный R | 0,8761 |
R-квадрат | 0,7675 |
Нормированный R-квадрат | 0,7548 |
Стандартная ошибка | 0,3880 |
Наблюдения | 59 |
Таблица 3.7 – Показатели модели
Показатели | Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | P-Значение |
Y-пересечение | 10,776 | 0,24305 | 44,33659 | 0,00000 |
Инвестиции, млрд.руб. | 0,00000 | 0,00000 | 1,51422 | 0,13570 |
Численность занятых в экономике, тыс.руб. | 0,00074 | 0,00011 | 6,76605 | 0,00000 |
Ср.душевой доход, руб./мес | 0,00007 | 0,00002 | 4,15896 | 0,00011 |
Источник: [28].
F = 60,51, можно сделать вывод, что уравнение регрессии в целом значимо.
Средняя ошибка аппроксимации Е = 21,6%
Расчеты показывают, что экспоненциальная модель несколько лучше отражает зависимость ВРП от факторов, входящих в модель. У этой модели меньше средняя относительная ошибка, больше коэффициент корреляции и F-критерий Фишера.
Показатели сбалансированности бюджета РФ представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8 – Показатели сбалансированности бюджета РФ
Показатели | Формула расчета | Нормативное значение | Значение | ||
2019 год | 2020 год (прогноз) | ||||
Коэффициент общего покрытия расходов бюджета | > 1 | 0,91 | 0,94 | ||
Коэффициент покрытия дефицита бюджета | ≤ 0,10 Ст. 93.1 п. 3 БК РФ | 0,1 | 0,07 | ||
Коэффициент наличия дополнительных средств бюджета | — | — | — | ||
Коэффициент собственной сбалансированности бюджета | — | 0,89 | 0,97 | ||
Коэффициент равномерности расходования бюджетных средств в течение года. | 0,083 | — | — | ||
Условные обозначения: Д – общая сумма доходов бюджета; Р – общая сумма расходов бюджета; Деф – дефицит бюджета; БВП – общий объем безвозмездных поступлений; Проф –профицит бюджета; БВПсубв — безвозмездные поступления в бюджет в виде субвенций; Рк IV – кассовые расходы бюджета за IV квартал; Рк 12 – кассовые расходы бюджета за декабрь |
Источник: [28].
В 2019 г. доходы бюджета РФ покрывали расходы только на 91%, в 2020 г. данный показатель вырос до 94%. Это связано с превышением темпов роста доходов над расходами и является позитивной тенденцией.
Коэффициент покрытия дефицита бюджета за оба периода соответствует рекомендуемому Бюджетным кодексом РФ уровню – менее 0,10.
Коэффициент наличия дополнительных средств бюджета не может быть рассчитан, так как бюджет РФ в 2019-2020 гг. не был профицитным.
Коэффициент собственной сбалансированности бюджета показывает, что бюджет РФ в 2019 г. был на 89% сбалансирован за счет собственных средств, а в 2020 г. – на 97%. Данное увеличение произошло вследствие высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов.
Коэффициент равномерности расходования бюджетных средств в течение года не может быть рассчитан в связи с отсутствием сопоставимых исходных данных.
Показатели, характеризующие направленность бюджетной политики в сфере бюджетных расходов представлены в таблице 3.9.
Таблица 3.9 – Показатели, характеризующие направленность бюджетной политики в сфере бюджетных расходов
Показатели | Формула расчета | Значение | |||
2019 год | 2020 год (прогноз) | ||||
Коэффициент текущих расходов бюджета | 1,00 | 1,00 | |||
Коэффициент инвестиционных расходов бюджета | — | — | |||
Коэффициент относительной стоимости содержания органов государственной власти | — | — | |||
Коэффициент социальной ориентированности бюджета | 0,66 | 0,71 | |||
Условные обозначения: Рт – текущие расходы бюджета; Р – общая сумма расходов; Ромсу – расходы на содержание органов государственной власти; Рсоц – расходы социального характера. расходы бюджета, сформированные в рамках государственных целевых программ. | |||||
Источник: [28].
Коэффициент текущих расходов бюджета оставался неизменным, его значения говорят о том, что текущие расходы бюджета составляли 100% от его совокупных расходов.
Коэффициент социальной ориентированности бюджета в 2019 г. составил 0,66, а в 2020 г. – 0,71, это говорит о том, что расходы на социальную сферу занимали выросли. Показатели бюджетной устойчивости РФ представлены в таблице 3.10.
Таблица 3.10 – Показатели бюджетной устойчивости
Показатели | Формула расчета | Значение | |
2019 год | 2020 год (прогноз) | ||
Коэффициент общей финансовой устойчивости бюджета | 0,86 | 0,88 | |
Коэффициент совокупной финансовой устойчивости | 0,91 | 0,94 | |
Коэффициента собственной (чистой) налоговой устойчивости | 0,13 | 0,12 |
Источник: [28].
Увеличение коэффициента общей финансовой устойчивости бюджета является позитивной тенденцией и говорит о превышении темпов роста собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых доходов) над текущими расходами.
Коэффициент совокупной финансовой устойчивости увеличился за счет превышения темпов роста доходов бюджета над текущими расходами.
Снижение коэффициента собственной (чистой) налоговой устойчивости произошло вследствие опережающих темпов роста расходов, полученных от налогов над доходами.
Таким образом, внедрение развития цифровой инфраструктуры экономики позволит повысить уровень социально-экономических показателей РФ за счет роста уровня налоговых доходов РФ и уровня бюджетной обеспеченности. Необходимы конкретные стимулы для ускорения внутренней цифровой трансформации предприятий государственного и частного секторов и поощрения инноваций. Правительству, бизнесу и некоммерческим секторам придется тесно сотрудничать, чтобы преодолеть эти проблемы и добиться дальнейших дивидендов, присущих успеху цифровой трансформации. Для того, чтобы подготовиться к фундаментальным изменениям, которые для раскрытия преимуществ цифрового творчества директивным органам России и всего мира следует модернизировать нецифровые основы экономики, направляя внимание руководства на роль цифровой трансформации в достижении целей развития национальной экономики; обеспечить гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям цифровой экономики.; расширение прав и возможностей экосистемы, включающей государственные органы, учреждения и организации, ответственные за содействие цифровой трансформации и сглаживание разрушительных последствий возникающих технологий.
Эффективное управление проектами также имеет важное значение. Необходимо разработать и внедрить детальные дорожные карты в соответствии с ключевыми стратегическими целями и расставить приоритеты портфелей проектов, чтобы определить области, где возможны «быстрые победы», а также определить долгосрочные стратегические инициативы. Для ускорения темпов трансформации мы должны внедрить новые управленческие структуры, которые могли бы вовлечь основные заинтересованные стороны в процесс принятия решений и управления ими.
Очень важно четко определить бюджеты и механизмы финансирования. Потенциальные дивиденды для создания конкурентоспособной цифровой экономики очень высоки, и для ускорения темпов цифровой трансформации крайне важно, чтобы высокопоставленные лидеры сосредоточились на жесткой адаптации политики и ее безупречной реализации. Потенциальные дивиденды для создания конкурентоспособной цифровой экономики очень высоки, и для ускорения темпов цифровой трансформации крайне важно, чтобы высокопоставленные лидеры сосредоточились на жесткой адаптации политики и ее безупречной реализации.
3.2 Основные направления международного сотрудничества России в области формирования глобальной цифровой инфраструктуры
Правительство должно реагировать на проблемы цифровой инфраструктуры экономики. Цель политики в области цифровой инфраструктуры: обеспечение всепроникающей и эффективной инфраструктуры для цифровой экономики.
Основные направления международного сотрудничества России в области формирования глобальной цифровой инфраструктуры представлены на рисунке 3.3.
Основные направления политики в области цифровой инфраструктуры |
1 Улучшение электро-энергетической инфраструктуры |
2 Создание и развитие технической инфраструктуры |
3 Создание и развитие инфраструктуры данных |
4 Развитие возможностей цифровой экономики |
5 Развитие доступа к финансированию инвестиционной среды |
6 Развитие потребления в рамках цифровой экономики |
7 Формирование необходимой правовой базы для развития цифровой экономики |
8 Поддерживающая институциональная инфраструктура для цифровой экономики |
9 Адресная поддержка цифровой экономики |
Рисунок 3.3 – Основные направления международного сотрудничества России в области формирования глобальной цифровой инфраструктуры
Источник: составлено автором.
Рассмотрим данные направления более подробно.
1 Улучшение электро-энергетической инфраструктуры:
– инвестирование непосредственно в энергетическую инфраструктуру
– поощрений инвестиций частного сектора в телекоммуникационную инфраструктуру, в том числе на микроуровне;
– поощрение инновации в области «умных сетей»;
2 Создание и развитие технической инфраструктуры:
– прямые инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру;
– поощрение инвестиций частного сектора и международных финансовых учреждений в телекоммуникационную инфраструктуру;
– обеспечение независимого регулирования телекоммуникационной инфраструктуры;
– решение проблемы технических монополий посредством реформы конкурентной политики;
– принятие четких руководящих принципов (включая конкуренцию и возвратные инвестиции) для планирования спектра и другой инфраструктуры, лицензирования и ценообразования;
– регулирование стоимостного взаимодействия между сетями и совместного использования инфраструктуры;
– анализ затрат и выгод от налогообложения, ценообразования или других барьеров, ограничивающих доступ к инфраструктуре, сетям и устройствам;
– разработка конкретных планов и стимулов для (мобильной) широкополосной связи;
– создание пунктов обмена информацией в интернете на страновом уровне;
– установка минимальных, универсальных требований к скорости доступа и качеству.
3 Создание и развитие инфраструктуры данных:
– поощрение или санкционирование использования стандартов взаимозаменяемых данных;
– инвестиции в потенциал для сбора, анализа и визуализации данных;
– введение правил о целостности, хранении, согласии, использовании и администрировании данных;
– стимулирование развития локальных центров обработки данных / серверов / облачных вычислений.
4 Развитие возможностей цифровой экономики:
– внедрить учебные программы, связанные с ИКТ, в начальное, среднее и высшее образование, включая компетенции предпринимателей и новаторов более высокого уровня;
– аудит конкретных местных требований к возможностям цифровой экономики;
– оказание конкретной поддержки в создании потенциала более высокого уровня среди цифровых предпринимателей;
– предоставление субсидий или налоговых льгот для обучения цифровой экономике без отрыва от производства;
– поощрение возвращения обученных цифровым технологиям граждан, проживающих за рубежом;
– обзор влияния иммиграционной политики на приток работников цифровой экономики и предпринимателей.
5 Развитие доступа к финансированию инвестиционной среды:
– направленное финансирование развития, включая краудфандинг, на инвестиции в цифровую экономику;
– обеспечение прямого (государственного) финансирования инвестиций в цифровую экономику;
– поддержка инноваций в цифровой экономике посредством прямого финансирования, субсидий и налоговых льгот;
– стимулирование финансирования цифрового сектора частным сектором, включая использование государственно-частного партнерства и инвестиций со стороны иностранных предпринимателей и компаний;
– создание механизмов, способствующих венчурному финансированию;
– предоставление конкретной финансовой поддержки цифровым стартапам и МСП;
– предоставление доступного рискового капитала, включая учет масштабирования и роста капитала и прямых иностранных инвестиций;
– поддержка предприятий цифровой экономики с помощью других инвестиций и стимулов, например, вокруг НИОКР.
6 Развитие потребления в рамках цифровой экономики:
– поддержка общих программ повышения базовоц и цифровой грамотности;
– поддержка мероприятий по содействию применению ИКТ во всех секторах развития (здравоохранение, образование, сельское хозяйство, малые предприятия, Государственное управление и т.д.);
– запуск конкурсов и т.д. для разработки приложений, соответствующих местным потребностям развития.
7 Формирование необходимой правовой базы для развития цифровой экономики:
– анализ и законодательное закрепление конкретных требований, возникающих в связи с цифровыми платформами;
– обновление налоговой политики для решения проблем формирующейся цифровой экономики;
– обновление трудовой политики для решения проблем формирующейся цифровой экономики;
– содействие юридическому признанию цифровых подписей, удостоверений личности, контрактов и сделок;
8 Поддерживающая институциональная инфраструктура для цифровой экономики:
– выявление и развитие локальных чемпионов цифровой экономики
– повышение уровня понимания и осведомленности о влиянии цифровой экономики;
– развитие эффективного государственно-частного партнерства в области финансирования цифровой экономики, инноваций, наращивания потенциала и т.д;
– поддержка других двусторонних (НПО-частный сектор; сообщество-частный сектор) партнерств в области цифровой экономики;
– пересмотр и рационализация правил цифровой экономики, включая запуск, эксплуатацию и закрытие цифровых предприятий.
9 Адресная поддержка цифровой экономики:
– предоставление услуг по развитию бизнеса специально для предприятий цифровой экономики;
– стимулирующие механизмы для стимулирования запуска и роста цифровой экономики;
– создание хабов, инкубаторов и акселераторов, поддерживающих и стимулирующих цифровое предпринимательство;
– развитие технопарков цифровой экономики, способствующих кластеризации предприятий.
Основные направления международного сотрудничества России в области формирования глобальной цифровой инфраструктуры реализуются посредством взаимодействия органов исполнительной власти, представленных в таблице 3.15.
Таблица 3.11 – Взаимодействие органов исполнительной власти в рамках международного сотрудничества России в области формирования глобальной цифровой инфраструктуры
Формируемые или действующие политические субъекты | Политические обязанности |
Основная политика в области цифровой экономики (например, Министерство ИКТ) | Технические и социальные элементы политики, показанные выше: инфраструктура, экосистема и дисбенефициты |
Основная политика в области ИКТ (например, Министерство ИКТ) | Технические и информационные элементы цифровой инфраструктуры, экосистемы и политики disbenefits |
Контекстуальная политика (например, Министерство финансов, предпринимательства, торговли и промышленности, образования, науки и техники) | Более широкие аспекты цифровой экосистемы и политики цифровых дисбенефитов: финансы, возможности, цифровые процессы, развитие бизнеса, инновации |
Продолжение таблицы 3.11
Специализированная политика | Отдельные аспекты конкретной политики, например цифровая инфраструктура (Министерство телекоммуникаций; Министерство энергетики); цифровая экосистема (Министерство образования; Министерство торговли и промышленности); цифровые дисбенефиты (Министерство общинного развития; Министерство информации и средств массовой информации; Министерство торговли и промышленности) |
Отраслевая политика (например, Министерства сельского хозяйства, здравоохранения, образования, финансов, предпринимательства, государственного управления, национальной безопасности и т. д) | Отраслевые аспекты политики цифровой экономики, затрагивающие другие секторы экономики |
Продолжение таблицы 3.15
Международная политика (например, ООН и другие наднациональные органы) | Межнациональные аспекты политики в области цифровой экономики |
Бизнес-стратегия (например, ведущие транснациональные цифровые корпорации) | Признание того, что бизнес-стратегии ключевых цифровых корпораций являются частью системы политики цифровой экономики |
Источник: составлено автором.
Опыт применения различных видов политики в области ИКТ свидетельствует о ценности автономных и дееспособных государственных учреждений в сочетании с сильными представительными органами как для частного сектора, так и для гражданского общества, а также о механизме эффективного взаимодействия между этими тремя группами. Подход на основе сотрудничества в области политики также имеет важное значение в силу растущего признания необходимости обеспечения согласованности политики и, наоборот, ущерба, наносимого несогласованной, непоследовательной или противоречивой политикой.
Для поощрения развития цифровой экономики требуется нечто большее, чем просто новое содержание политики. Директивные органы должны также учитывать как процессы, так и структуры, с помощью которых разрабатывается, реализуется и поддерживается политика цифровой экономики.
В основе электронного развития лежат электронные лидеры и институты электронного лидерства – отдельные лица, сети и институты, которые разрабатывают видение общества знаний, устанавливают политику и приоритеты, формируют национальный консенсус по реформам, а также координируют и создают синергию между элементами электронного развития.
Политические цели и задачи должны быть конкретными для каждого отдельного контекста и основываться на фактических данных. Поэтому основой политики должен быть конкретный анализ существующих субъектов и отношений, сильных и слабых сторон, включая показатели и причины неудач в достижении развития цифровой экономики. Это можно рассматривать как аудит цифровой экономики или просто SWOT-анализ. Учитывая, что обследования готовности могут также дать представление о тех шагах, на которых необходимо сосредоточить внимание политики, они могут быть с пользой применены с помощью оценки готовности цифровой экономики.
Учитывая круг действующих лиц в рамках экосистемы цифровой экономики и ожидания многих относительно их относительной автономии в цифровой сфере, процессы планирования могут выиграть от включения более широких компонентов участия в целях лучшего понимания политических потребностей, содержания и последствий. Это может быть особенно сосредоточено на понимании ограничений и недостатков цифровой экономики, которые были описаны ранее. Однако, учитывая ограниченный уровень знаний по многим вопросам цифровой экономики, возможно, потребуется согласованная деятельность по повышению осведомленности, обучению и даже наращиванию потенциала, прежде чем станет возможным более широкий подход к политике на основе широкого участия. Для выработки политики было бы уместно использовать новые платформы цифровой политики.
Отслеживание и понимание прогресса политики цифровой экономики требует метрик для оценки успеха / неудачи. Разработка таких показателей может основываться на существующих многосторонних инициативах, таких как партнерство по измерению ИКТ в целях развития. Как эти, так и любые связанные с ними проверки или измерения готовности могут быть сосредоточены на трех областях: инфраструктура, экосистема, дисбенефициты. Поскольку политика в отношении цифровой экономики может привести к перемещению правительств на неопределенную территорию, важно также наличие механизмов, позволяющих учиться и постепенно корректировать политику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании результатов исследования были получены следующие выводы:
Цифровая связь все больше становится ключевой силой в эволюции общества и экономики. Динамика более широкой экономики развитых стран в настоящее время остро зависит от их цифровой инфраструктуры. Развивающиеся страны, напротив, изо всех сил пытаются реализовать свой огромный экономический потенциал из-за слабой цифровой инфраструктуры и низкого уровня усыновления из-за слабого индекса доступности. Важность цифровой инфраструктуры для развивающихся экономик невозможно переоценить. Реальная возможность для этих стран состоит в том, что они могут перескочить через устаревшие технологии. Инвестиции в цифровую систему могут быть фронтальными по своему характеру, что может быть непросто в краткосрочной перспективе, но если правительства этих стран создадут благоприятную регулятивную среду и соответствующую структуру финансового стимулирования, они смогут стимулировать инвестиции в этот сектор.
Цифровизация затрагивает разные страны по-разному, и отдельные правительства нуждаются в политическом пространстве для регулирования цифровой экономики в целях достижения различных законных целей государственной политики. Работа с цифровыми данными и их регулирование носят сложный характер, поскольку они затрагивают права человека, торговлю, создание и захват экономических ценностей, правоохранительную деятельность и национальную безопасность. Обеспечение эффективного распределения прибыли, а также борьба с цифровыми сбоями потребуют принятия дополнительных мер.
В то же время некоторые политические проблемы могут быть более эффективно решены на региональном или международном уровнях. Это относится, например, к защите и безопасности данных, трансграничным потокам данных, конкуренции, налогообложению и торговле. Поиск адекватных решений требует более широкого международного сотрудничества и политического диалога при полном участии развивающихся стран. Любой консенсус должен будет включать в себя значительные гибкие возможности, позволяющие всем странам участвовать в этом процессе. Учитывая сложность и новизну рассматриваемых вопросов, а также постоянно стремительные темпы технологических изменений, для оценки преимуществ и недостатков различных вариантов потребуется проведение политических экспериментов. Использование регулятивных песочниц может стать первым шагом перед переходом к полностью национальным, региональным или глобальным решениям.
Страны ЕС отстают от других конкурентов в области исследований в области ИКТ и цифровых инноваций:
– Европа инвестировала только 0,21% ВВП в информационно-коммуникационные технологии – этот показатель составил 0,57% в Японии, 0,58% в США и даже 1,47% в Южной Корее.
– Европа владеет только 6% всех патентов в мире в области технологий, связанных с Интернетом вещей, – далеко позади США, Южной Кореи и Японии.
– В США представлено в пять раз больше патентов, связанных с телекоммуникациями, чем в Европейском союзе (ЕС).
Страны ЕАЭС-АСЕАН демонстрируют значительные темпы роста развития цифровой инфраструктуры экономики, но доля цифровизации значительно уступает странам ЕС и США.
Государственная политика должна стимулировать заинтересованные стороны к разработке совместных бизнес-моделей, способствующих более широкому использованию инфраструктуры и расширению спроса на цифровые услуги в различных секторах экономики. Учитывая расширение сферы применения цифровых услуг, необходимо также модернизировать политику и нормативные акты для поощрения инвестиций и инноваций во всей цифровой среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ. [Электронный ресурс] // Гарант: Справ. — прав. система.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2159.
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
- Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2602-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий» // СЗ РФ. 2014. № 2 (ч. II). Ст. 227.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2019 N 3074-р «Концепция создания цифровой аналитической платформы» (вместе с «Концепцией создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных») [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ. – прав. система.
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2017/05/programmaCE.pdf (дата обращения: 04.03.2019).
- Алимбаев А.А. Цифровая экономика: особенности формирования и тенденции развития / А.А. Алимбаев, Б.С. Битенова // Экономика: стратегия и практика. – 2019. – Т. 14. – № 1 (49). – С. 57-69.
- Арсаханова З.А. Инновации в глобальной цифровой финансовой сфере / З.А. Арсаханова // Вестник Чеченского государственного университета. – 2019. – Т. 34. – № 2. – С. 14-20.
- Горбатко Е.С. Цифровая экономика в России / Е.С. Горбатко // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 3. – С. 38-39.
- Дадабаева Р.А. Тенденции развития информационных систем в условиях формирования цифровой экономики / Р.А. Дадабаева // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2019. – № 1 (8). – С. 177-181.
- Данилин И.В. Развитие цифровой экономики США и КНР: факторы и тенденции / И.В. Данилин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. – Т. 12. – № 6. – С. 246-267.
- Демидова Е.Е. Особенности цифровизации стран скандинавского региона / Е.Е. Демидова // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. – 2018. – № 4 (34). – С. 191-199.
- Каткова М.А. Цифровая экономика: содержание и тенденции развития / М.А. Каткова, Ю.С. Титова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – Т. 19. – № 3. – С. 257-264.
- Квасникова М.А. Цифровое неравенство и его влияние на социально-экономическое развитие регионов в России / М.А. Квасникова // Социально-политические исследования. – 2020. – № 1 (6). – С. 43-58.
- Квилинский А.С. Концептуальные подходы к определению термина «информационная экономика» / А.С. Квилинский, Н.В. Трушкина, Н.С. Рынкевич // Проблемы экономики. – 2019. – № 3 (41). – С. 147-155.
- Кондратьев А.В. Финансовая система цифровой экономики: проблемы формирования / А.В. Кондратьев // Дневник науки. – 2019. – № 9 (33). – С. 23.
- Кошовец О.Б. Глобальная цифровая трансформация и ее цели: декларации, реальность и новый механизм роста / О.Б. Кошовец, Н.А. Ганичев // Экономическая наука современной России. – 2018. – № 4 (83). – С. 126-143.
- Лебедев Е.А. Развитие цифровых технологий в странах ЕАЭС на примере юга России и Туркменистана / Е.А. Лебедев, Н.А. Васильев, М.А. Ашыров // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 4-6 (49). – С. 32-35.
- Минеева В.М. Тенденции и закономерности развития цифровой экономики в России / В.М. Минеева // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2019. – № 2 (146). – С. 18-20.
- Митяева Н.В. Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления / Н.В. Митяева, О.В. Заводило // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 3 (77). – С. 20-24.
- Михневич С.И. О некоторых тенденциях развития мировой экономики в эпоху цифровой глобализации / С.И. Михневич // Торговая политика. – 2019. – № 1 (17). – С. 120-140.
- Мога И.С. Международное сотрудничество в сфере формирования глобальной цифровой инфраструктуры / И.С. Мога // European Science. – 2018. –№ 9 (41). – С. 36-39.
- Рамазанов И.А. Информационно-коммуникационная глобализация российской экономики / И.А. Рамазанов, А.Н. Струнгар // Креативная экономика. – 2018. – Т. 12. – № 10. – С. 1549-1568.
- Ревенко Н.С. Цифровая экономика США в эпоху информационной глобализации: актуальные тенденции / Н.С. Ревенко // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2017. – № 8 (572). – С. 78-100.
- Усков В.С. Тенденции формирования и проблемы развития цифровой экономики в России / В.С. Усков // Проблемы развития территории. – 2019. – № 2 (100). – С. 53-66.
- Чубукова С.Г. Становление информационного общества и цифровой экономики в России: направления развития законодательства / С.Г. Чубукова // Инноватика и экспертиза: научные труды. – 2019. – № 1 (26). – С. 60-70.
- Швецов Ю.Г. Цифровая экономика и тенденции ее развития / Ю.Г. Швецов // Налоги и финансы. – 2018. – № 1 (37). – С. 35-39.
- Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе — ноябре 2019 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http://eco№omy.gov.ru/mi№ec/activity/sectio№s/i№forie№tedsoc.
- Alliance for Affordable Internet. Affordability Report. Alliance for Affordable Internet, Washington, DC. http://1e8q3q16vyc81g8l3h3md6q5f5e.wpengine.netdna-cdn.com/wp- content/uploads/2017/02/A4AI-2017-Affordability-Report.pdf
- Digital Nation: Policy Levers for Investment and Growth. AlphaBeta, Sydney. http://www.alphabeta.com/wp-content/uploads/2017/05/DigiNations FA.pdf
- Bukht, R. and Heeks, R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy, Development Informatics working paper 68. University of Manchester, UK https://www.gdi.manchester.ac.uk/research/publications/di/
- Chang, A.M. Foreign Assistance in the Digital Age. In Prepared for the 2015 Brookings Blum Roundtable, 1-7. https://www.brookings.edu/wp- content/uploads/2016/07/ChangForeignAssistanceintheDigitalAge.pdf
- Dubey, A., Abhinav, K., Hamilton, M. and Kass, A. (2017). Analyzing gender pay gap in freelancing marketplace, in: D. Beimborn, R. Sharma & S.C. Srivastava (eds), Proceedings of the 2017 ACM SIGMIS Conference on Computers and People Research, 13-19. ACM, New York, NY. https://dl.acm.org/citation.cfm?id=3084381.3084402
- Etoundi, R.A., Onana, F.S.M., Olle, G.D.O. and Eteme, A.A. (2016). Development of the Digital Economy in Cameroon: Challenges and Perspectives. Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries, 76(7), 1-24. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/i.1681- 4835.2016.tb00558.x/pdf
- European Commission. Expert Group on Taxation of the Digital Economy. European Commission, Brussels // http://ec.europa.eu/taxation customs/sites/taxation/files/resources/documents/taxation/gen info /good governance matters/digital/general issues.pdf
- European Commission. Monitoring the Digital Economy & Society 2016 — 2021. European Commission, DG Communications Networks, Content & Technology, Brussels. http://ec.europa.eu/eurostat/documents/341889/725524/Monitoring+the+Digital+Economy+%26+ Society+2016-2021/7df02d85-698a-4a87-a6b1-7994df7fbeb7
- Frenkel, S. Hackers Find ‘Ideal Testing Ground’ for Attacks: Developing Countries. The New York Times, 2 Jul. https://www.nytimes.com/2017/07/02/technology/hackers-find-ideal-testing- ground-for-attacks-developing-countries.html
- Fuchs, C. Capitalism, Patriarchy, Slavery, and Racism in the Age of Digital Capitalism and Digital Labour. Critical Sociology, advance online publication. http://iournals.sagepub.com/doi/10.1177/0896920517691108
- Graham, M. and Shaw, J. (eds). Towards a Fairer Gig Economy, Meatspace Press http://meatspacepress.org/go/tafge-internet-archive-pdf/
- Graham, M., Lehdonvirta, V., Wood, A., Barnard, H., Hjorth, I. and Simon, D.P.. The Risks and Rewards of Online Gig Work At the Global Margins. Oxford Internet Institute, University of Oxford, UK. https://www.oii.ox.ac.uk/publications/gigwork.pdf
- Heeks, R. Information and Communication Technology for Development (ICT4D). Routledge, London. https://www.routledge.com/Information-and-Communication-Technology-for- Development-ICT4D/Heeks/p/book/9781138101814
- Heeks, R. Institutional theory and platform labour in developing countries, paper presented at international workshop, Development Implications of Digital Economies: Theory and Methods, Cape Town, South Africa, 22-23 Jan. https://diodeweb.files.wordpress.com/2018/01/heeks-cape- town-diode-workshop-presentation.pptx
- Heeks, R. and Renken, J. Data justice for development: what would it mean?, Information Development, advance online publication. http://iournals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0266666916678282
- Internet World Users by Language. InternetWorldStats. http://www.internetworldstats.com/stats7.htm
- Zetter, K. That insane, $81m Bangladesh bank heist, Wired, 17 May. https://www.wired.com/2016/05/insane-81m-bangladesh-bank-heist-heres-know/
- World Bank. Doing Business 2019: Equal Opportunity for All. Washington, DC: World Bank. http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-201
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф