Меню Услуги

Международное сотрудничество в борьбе с пиратством


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

Введение

Глава 1. Морское пиратство как преступление международного характера

1.1. Историко-правовые аспекты морского пиратства

1.2. Международно-правовое регулирование вопросов морского пиратства

1.3 Современное понятие морского пиратства

1.4 Правовая природа пиратства

Глава 2. Меры борьбы с морским пиратством

2.1. Дефиниции пиратства в уголовном законодательстве различных стран

2.2. Состав пиратства по Уголовному кодексу Российской Федерации

2.3. Формы и методы борьбы с морским пиратством

Глава 3. Проблемы борьбы с морским пиратством на современном этапе

3.1. Особенности современного морского пиратства

3.2. Правовые и практические проблемы борьбы с морским пиратством

3.2 Пути решения проблем, связанных с противодействием морскому пиратству

Заключение

Библиография

Введение

Морские пространства человечество издавна связывало с жизненно важными интересами, ведь с давних времен через море пролегали важнейшие торговые и иные пути, не преодолимые по суше. Вместе с тем их использование всегда сопровождалось целым рядом опасностей и угроз. Одной из таких угроз жизненно важным интересам государств на море было, и остается в наши дни — пиратство. Под морским пиратством понимается насильственный захват морских судов и стационарных платформ группами вооруженных частных лиц с корыстными целями. Опасность этого явления заключается в том, что оно несет реальную опасность для мореплавания и, прежде всего – для права каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Это объясняет тот факт, что практически всю историю существования пиратства, с ним так или иначе, осуществляется борьба.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В последние годы 21 века, международным сообществом, и в частности, международными организациями, такими как ООН; Международной морской организацией; Евросоюзом; НАТО; Лигой арабских государств, разрабатываются и принимаются эффективные меры, направленные на борьбу с пиратством. Об этом свидетельствует доклад Международного морского бюро (IMB) от 12 января 2015 г., по данным которого в 2014 г. наблюдалось снижение пиратской активности в мире до самого низкого уровня за последние восемь лет. Но, несмотря на предпринимаемые меры, до сих пор не удалось полностью искоренить пиратство как социально – правовой феномен. В частности, в 2014 году участились случаи нападения на танкеры у берегов Юго-Восточной Азии, которые в свою очередь обусловили рост числа захватов судов в мире.

Специфика борьбы с пиратскими актами обусловлена, прежде всего, различным международно – правовым статусом и правовым режимом морских пространств, особенностями физико – географических условий, сил, средств и способов, применяемых при пиратских нападениях. Данные факторы не позволяют рассматривать эту проблему в рамках деятельности отдельного государства, а требует всестороннего международного сотрудничества и комплексного подхода.

В резолюции «Мировой океан и морское право», принятой 12 марта 2010 г., Генеральная Ассамблея ООН признала важнейшую роль, которую международное сотрудничество на мировом, региональном, субрегиональном и двухстороннем уровнях играет в том, чтобы вести совместную борьбу с угрозами на море, включая пиратство, вооруженный разбой на море, террористические акты, направленные против судоходства, морских установок и прочих морских интересов, с помощью двухсторонних и многосторонних документов и механизмов, сориентированных на отслеживание таких угроз, их предотвращение и реагирование на них, расширения между государствами обмена информацией относительно обнаружения, предотвращения и подавления таких угроз и судебное преследование нарушителей при должном уважении национального законодательства.

В работе нашло отражение современное понимание пиратства как преступления международного характера. На формирование теоретических подходов к рассмотрению проблематики пиратства оказали влияние труды Ю.С. Ромашева; Н.А. Князевой; М.В. Байруматова и А.Н. Шемякина; Л.Н. Галенской; Е.Б. Ганюшкиной; А.К. Бекяшева и других авторов.

Этими авторами из практических наблюдений было сформировано современное видение пиратской деятельности и отношение к ней международного сообщества; ими были выделены пробелы в международно – правовой базе и предложены пути их восполнения.

Особое внимание к этапам формирования морского пиратства было уделено в работе Федоровой Н.С. Она провела исследование истоков зарождения современного пиратства, в частности влияние на него такого явления как береговое право. По мнению автора, береговое право было непосредственно сопряженно с феодализмом, что разрушало препятствия в существовании и развитие пиратской деятельности в средние века. По мнению Федоровой Н.С. береговое право являлось «ненаказуемым видом пиратства, которому оказывалась протекция в высших кругах власти».

Детальное исследование этапов развития пиратства и, в частности такого явления как каперство, прослеживается в работах Князевой Н.А. и СидорченкоВ.Ф.  Князева рассматривает каперство, как легализованный с помощью каперских патентов вид пиратства, направленный исключительно на незаконную добычу чужого имущества. По мнению же Сидорченко В.Ф. каперство является ничем иным, как легализованным государством актом возмездия, в отношении конкретного лица или лиц.

Так же стоит отметить анализ современного состава пиратства в уголовном законодательстве различных государств, в частности в РФ, проведенный Князевой Н.А. В различных странах наличествуют разные взгляды, охватывающие понятие и состав пиратства, что по мнению автора может негативно сказываться на совместной борьбе с актами пиратских нападений на море. Она приходит к выводу, что современное пиратство – это деятельность преступных организаций, которая становится со временем все более масштабной и насильственной. Как отмечает автор, в связи с этим фактом заинтересованными государствами и международными организациями принимаются различные меры про пресечению пиратства. Этой проблемой занимается и Совбез ООН, что указывает на ее серьезность. Так, в 2008 г. Совбез ООН принял несколько резолюций по проблеме пиратства в Сомали. В данном районе патрулируют 35 военных кораблей из 16 стран мира, в том числе в рамках операций НАТО и Евросоюза. Тем не менее проблема пресечения пиратства остается все еще не решенной.

Глубокое исследование характеристик современного пиратства и его правовой регламентации было проведено Ромашевым Ю.С. В его работах наибольшее внимание уделяется тенденциям развития и распространения пиратства, исходя из практических наблюдений, и международно-правовой регламентации борьбы с актами пиратства на море.  Особую специфику его работы приобретают в связи с детальным исследованием пиратской деятельности в государстве Сомали.

Автор подвергает критике принятую ООН в 1982 г. Конвенцию по морскому праву. По его мнению, Конвенция в полной мере не удовлетворяет современным потребностям в борьбе с пиратством и не регулирует вопросы борьбы с вооруженным разбоем против судов, и связанные с этим обязанности прибрежных государств. Также он полагает, что действующая на данный момент международно – правовая база, регламентирующая пиратство, не оправдывает себя, так как не устанавливает общих критериев регулирования для всех государств. В связи с чем Ромашев Ю.С. считает целесообразным создание, на основании действующих международных нормативных актов специализированной Конвенции, чьим объектом регулирования будет являться исключительно пиратство.

Интересна позиция Воробьева В.А., детально проанализировавшего положения Конвенции 1982 г. С его точки зрения для усовершенствования правовой регламентации борьбы с пиратством, будет достаточно внести обновления в положения данной Конвенции, которые смогут расширить рамки сотрудничества и юрисдикции государств в отношении лиц, подозреваемых в пиратстве.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что всплеск пиратства в последние годы и мерное его существование в настоящее время демонстрирует не достаточную эффективность существующей международно – правовой базы, ее несоответствие объективным условиям и потребностям.

Объектом данного исследования является пиратство, как социально – правовой феномен, и как преступление международного характера.

Целью дипломной работы является изучение международно – правовой регламентации пиратства.

Исходя из цели, задачами работы являются:

— проследить историю развития пиратства, как социального явления и преступления, вплоть до современного этапа;

— определить сущность пиратства и его регламентацию, как на международном уровне, так и на внутреннем уровне государств на примере их законодательства;

— провести анализ данного преступления на примере законодательств различных стран, в том числе и РФ;

— проследить тенденцию развития и совершенствования мер, предпринимаемых на разных уровнях для борьбы с пиратством;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— выявить существующие на современном этапе проблемы теоретического и практического характера, непосредственно связанные с пиратством;

— выявить актуальные новеллы, предлагаемые для совершенствования мер для борьбы с пиратством.

Этими авторами из практических наблюдений было сформировано современное видение пиратской деятельности и отношение к ней международного сообщества; ими были выделены пробелы в международно – правовой базе и предложены пути их восполнения.

В работе применялись общелогические методы исследования, в том числе анализ и индукция, а также использовались системный подход, обобщение и другие методы.Эмпирическую базу составили данные, полученные в результате изучения и анализа правовой регламентации пиратства в различных международных договорах. В частности, особое внимание обращено на Конвенцию об открытом море 1958 г. и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Так же были изучены резолюции ООН, Международной Морской Организации (ИМО), Международного Морского Бюро (ММБ), которые оказали существенное влияние на борьбу с пиратством, смогли сформировать основные направления деятельности государств по обеспечению безопасности судоходства. Также были изучены различные многосторонние и двухсторонние соглашения заинтересованных государств. Помимо прочего, также было обращено внимания на правовую регламентацию пиратства на уровне национального законодательства различных государств. Теоретические и практические выводы сформулированы в заключении по итогам работы. Работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и списка правовых актов и литературы.

Структуру работы составляют введение, три главы, заключение и список библиографии. В первой главе рассматриваются история становления пиратства с античных времен до наших дней, а также сущность современного пиратства. Вторая глава посвящена анализу состава пиратства в уголовном законодательстве различных стран, а также их сопоставлению с составом, данным в Конвенции 1982 г. Также в главе рассматриваются различные формы сотрудничества и меры направленные на искоренение пиратства. В третей главе рассматриваются основные аспекты существования и развития пиратства на современном этапе, проблемы практического и правового характера, а также пути решения этих проблем, предлагаемые некоторыми авторами.

Глава 1. Морское пиратство как преступление международного характера

1.1. Историко-правовые аспекты морского пиратства

История пиратства восходит к незапамятным временам, и можно смело утверждать, что оно образовалось одновременно с судоходством. Одним из ярких примеров первых пиратов являются финикийцы — древнейшие и выдающиеся из мореплавателей. Позднее пиратским промыслом стали заниматься и греки. Пиратство вошло в быт некоторых мелких греческих племен, которые считали его весьма почетной деятельностью.1В Древней Греции пираты являлись вполне обыденным и распространенным явлением, этот промысел осуществлялся населением целых городов и местностей.

До наших дней дошли сведения о финикийских пиратах; также морские разбойники упоминаются в Одиссее и у Геродота.

Насколько можно судить, во времена Гомера пиратство считалось чуть ли не почетным ремеслом, тем более, что ему способствовали социальные и политические условия, существовавшие в Средиземноморье в ранней античности.2Первые упоминания об обширной пиратской деятельности в Средиземном море относятся к 146 г. до н.э., когда в результате продолжительной Пунической войны Карфагена, в этой области воцарилось господство Римской империи. В те годы Рим встретил яростное противостояние греческих и малоазиатских пиратов, находящихся под протекцией царя Митридата VI, являющегося непримиримым соперником Римской империи в борьбе за территории. Общими усилиями Рима, Кипра и Родоса, царь Митридат VI потерпел поражение. В дальнейшем Римская империя успешно противостояла нападениям со стороны киликийских, карфагенских и греческих пиратов.3

Долгое время главным прибежищем пиратов служила Киликия на юге Малой Азии, пока в 67 г. до н.э. Помпей по поручению сената, силами данных ему армии и военно-морского флота не уничтожил это основное место дисклокации пиратов. В дальнейшем, им были уничтожены прочие оплоты пиратства, и за три месяца им фактически было очищенно от пиратских банд Средиземное море. Созданные впоследствии императором Августом постоянные флоты обеспечивали беспрепятственное плавание в Средиземном море на протяжении трех веков. Однако с упадком Римской империи пираты в этом регионе снова стали распространяться.

В ту эпоху в обороте был достаточно обширный набор синонимов понятия «пират», которые можно было разделить на общие (пирача, антраподист, прэдо, латфункул) и региональные (килликийцы, критяне, тиррены, энтолийцы). В разное время и в разных местах эти термины обозначали одно и то же – «пират», т.е. человек, который грабит суда, ведет разбой на море.

Понятие «пират» широко стало применяться в IV – III вв. до н.э., а до этого использовалось обозначение «лэстэс», которое было напрямую связано с такими деяниями, как грабеж, убийство, незаконная добыча. Более чёткое размежевание между этими понятиями провели древние римляне. Слово «pirate» они заимствовали из греческого, как синоним именно морского грабителя.

Несмотря на то, что пиратский промысел в древнюю эпоху являлся вполне обыденным явлением, это вовсе не означает, что борьба с ним не осуществлялась. Международные обычаи и законы отдельных стран объявляли пиратов и их деятельность вне закона. Пиратство считалось опасным правонарушением, так как причиняло непоправимый материальный ущерб и приводило к многочисленным человеческим жертвам. Собственно, в связи с данными обстоятельствами каралось оно весьма жестко – виновных либо топили, либо вешали на рее корабля без суда и следствия. Такая практика была прекращена только в XIX в., когда пиратов стали доставлять в крупные порты для отправления правосудия над ними. В свою очередь, международно – правовой запрет пиратской деятельности подкреплялся нормами национального законодательства.

При отношении к пиратству как к легальному морскому и речному промыслу в большинстве государств отсутствовало развитое законодательство, направленное на борьбу с этим деянием. Существовавшие еще в античные времена антипиратские законы, такие как Законы Солона (Греция, VII-VI вв. до н.э.), законы Рима II – I вв. до н.э., согласно которым пираты объявлялись «врагами человечества» и подлежали уничтожению (операции по уничтожению пиратов Гнея и Секста Помпеев в I в. до н.э.), носили скорее локальный и временный характер, были направлены не против пиратства в целом, а только против конкретных преступников, нападавших на греческие и римские суда.4

Средневековье было эпохой бесконечных, феодальных войн за захват и деление территорий с проживающим на них населением. При этом войны велись как внутри отдельных государств (например, между Генуей и Венецией), так и между группами стран, разделенных по территориальному, национальному и религиозному признакам (войны между христианскими государствами (Италия, Испания, Греция, Византия), с одной стороны, и мусульманскими (Алжир, Тунис, Триполи, Марокко) — с другой).В своих военных операциях на море феодальные властители весьма широко использовали силы различных видов наемников и пиратов, а также корсаров, что в свое время привело к активизации пиратства.5

Активизация пиратства в эпоху средневековья была особенно заметной в морях бассейна Средиземноморья, на побережьях Индийского и Атлантического океанов. Значительно тогда возросло пиратство и в морях Северной Европы, вблизи Индии, Китая, Вьетнама, Кореи, у побережья островных государств Тихого океана.В годы раннего феодализма печальную известность получили скандинавские пиратские племена – викинги, которые, начиная с конца VIII в. произвели ряд громких нападений в странах Европы. В частности, нападениям подверглись берега Великобритании и Испании, Германия и Франция. В 1066 г. викинги под командованием Вильгельма I Завоевателя одержали победу над армией короля Гарольда II, в следствии чего Вильгельм I провозгласил себя королем Англии.

Помимо Северной Европы пиратство получило повсеместное распространение и в других частях света. В том числе, наблюдалось распространение пиратской деятельности в Северной Африке, и на Американском континенте. Примечательным является тот факт, что после открытия Американского континента основной статьей пиратской деятельности стала являться работорговля. Этому способствовала формальная «легализация» работорговли, получившая одобрение правительствами Англии при Елизавете I, Франции при царствовании Людовика XIII и др.

В средние века были известны случаи, когда пиратская деятельность простиралась дальше совершения захватов и грабежей. Как отмечает И.Х. Нейкирхен, были зафиксированы случаи объединения пиратов в своеобразные союзы, с целью изменения общественных отношений на основе утопических представлений о свободе и справедливости. В качестве наиболее показательного примера автор приводит существовавшею в XVII в. «республику флибустьеров», дислоцировавшеюся на Антильских островах.6

Не последнюю роль в развитии пиратского промысла в средние века сыграло так называемое береговое право. Начиная с XI в., в отдельных государствах стали формироваться обычаи, в соответствии с которыми спасенным лицам, суда которых потерпели кораблекрушение у берегов соответствующего государства, требовалось уплатить выкуп. Выкуп уплачивался за причиненное прибрежным жителям беспокойство, вызванное кораблекрушением; за содержание наблюдательных постов; за поддержание в исправном состоянии спасательных средств; за зажигание сигнальных огней. Размер выкупа мог составить до 90% стоимости извлеченного из воды имущества судна, потерпевшего бедствие. Ярким примером здесь является закон короля Дании 1163 г. в соответствии с которым иностранным купцам обеспечивалась защита от грабежей в случаях кораблекрушений, но при этом ими должна была уплачиваться пошлина, размер которой составлял не менее 60% от стоимости извлеченного из воды аварийного имущества.

Таким образом, береговые пираты в некоторой степени стали ограничены в отношении присвоения имущества потерпевших, взамен чего они формально перешли из преступников в разряд спасателей, т.е. так же, как и раньше, грабили аварийные суда и грузы, но часть награбленного возвращали собственникам.7Стоит заметить, что в датском Законе 1163 г. ничего не говорилось о причинах кораблекрушения, что позволяло береговым пиратам провоцировать кораблекрушения, а потом «спасать» имущество пострадавших, т.е. грабить, аварийные суда и грузы.

Начиная с XII в., отдельные государства и торговые объединения начинают предпринимать попытки с помощью трактатов и капитуляций получать от жителей соответствующих побережий привилегии на возвращение хотя бы части своего имущества, сохранившегося после кораблекрушения.В последствии, эти попытки привели к тому, что группы береговых пиратов, от имени которых вел переговоры и подписывал соглашение местный феодал, выступали в качестве одной из сторон международного соглашения.

Вместе с тем целая череда упомянутых международных соглашений подписывалась главой соответствующего государства, защищавшего таким образом интересы своих граждан или подданных, промышлявших береговымпиратством, например, Договор 1478 г. английского короля Эдуарда IV, защищавшего интересы своих подданных, являющимися, в частности, морскими пиратами, с австрийским герцогом Максимилианом, защищавшим интересы своих купцов и мореплавателей.

С XIII в. распространяется такое явление, как выдача «охранных грамот», «открытых пропускных писем», «патентов» и иных документов, являющихся своеобразными формами отказа береговых жителей (пиратов) от «своего права присвоения всех остатков кораблекрушения» и обещания присваивать только определенную законную часть аварийного имущества (40-70%), например, «патент», выданный византийским императором в 1290 г. барселонским купцам, а также «патент», выданный византийским императором Андроником Палеологом Старшим в 1320 г. испанским купцам на право торговли в Константинополе, в котором предписывалось «не чинить препятствий в осуществлении права собственности на принадлежащие купцам суда и товары во время бедствий у побережья Византии».

Такого рода были «патент» 1277 г. французского короля Филиппа Смелого, выданный итальянцам, «патенты» 1461 г. Людовика XI, выданные фламандцам, голландцам и брабантцам, и в 1464 г.-купцам Тевтонской Ганзы, а также ряд «патентов» Ганзейского союза для защиты от грабежа жителями побережья Дании. Указанные «патенты» не означали запрещение прибрежным жителям осуществлять свое «законное» право грабежа остатков кораблекрушения. Государства, выдавая «патенты», одновременно регулировали (в процентах) размер добычи береговых пиратов. Следует отметить, что договоры для «защиты от грабежа остатков кораблекрушения» заключались вплоть до XIX в. включительно.

Чтобы понять сущность экономико-правовых оснований, на которых осуществлялся грабеж судна, потерпевшего кораблекрушения, в период средневековья, следует рассмотреть правовую природу так называемого берегового права.

Исторически береговое право (jusnaufrage) образовалось из древнейшего права возмездия, когда жители прибрежных зон полагали, что в праве грабить любое имущество иностранных граждан, если их суда подвергались кораблекрушению или попадали в аварии около берегов. В эпоху средневековья береговое право понималось как не что иное, как право владельцев морских побережий и прибрежных жителей на разграбление и присвоение имущества, оставшегося от кораблекрушения. Как отмечал М. Таубе, в то время имело место «…полное господство произвола частных лиц, который – не сдерживаемый ничьим контролем – мог вполне безнаказанно распространяться и на морскую торговлю…, превращаясь таким образом в самый широкий, хищнический грабеж на море всего и всех – в пиратство».8

Береговое право было явлением исторически закономерным и проходящим, характеризующим феодальный строй, поэтому с отмиранием феодализма исчезло и береговое право. Таким образом, береговое право можно назвать особым, феодальным видом предусмотренного законом берегового пиратства. Одной из причин, по которым понятие «береговое право» ассоциировалось с пиратским грабежом, являлся тот факт, что на традиционно и повсеместно признаваемый обычай присвоения жителями побережья имущества, оставшегося от кораблекрушения, когда авария произошла вследствие «естественных причин», накладывались уголовно-правовые деяния по искусственному созданию кораблекрушений.

Можно сделать вывод, что береговое право являлось легальным и не наказуемым видом берегового пиратства, основанного на обычаях, гласящих, что причины кораблекрушений должны быть «естественными». Если же причины были искусственными, то грабеж рассматривался как уголовно-преследуемый вид традиционного берегового пиратства.

Некоторые уголовные законы того времени сурово наказывали за искусственно вызываемые крушения судов. К примеру, в XVI в. Олеронские правила, существовавшие тогда во Франции, были усовершенствованы дополнительной 21-й статьей, имеющей положения, направленные на борьбу с грабежом потерпевших крушение судов. Данная статья Олеронских правил предписывала конфискацию имущества виновных лиц в пользу потерпевших, привязывание виновных к столбу внутри их дома и сжигание их вместе с жильем, на месте которого затем устраивался свиной рынок. Согласно ст. 21 виновники аварии должны были быть отлучены от церкви и повешены на виселице, установленной на месте преступления. Если береговые жители (пираты) не только разграбили судно, но и совершили убийства экипажа и пассажиров, то согласно названной статье Олеронских правил их надлежало погружать в воду до полусмерти, а затем, после извлечения на берег забивать камнями до смерти.  Аналогичные положения содержались и в ст. 218 Уголовного кодекса 1532 г. Карла V.

Следовательно, присвоение феодалами во времена средневековья всего сохраненного после кораблекрушения имущества, а затем лишь части его было явлением правомерным с точки зрения феодального берегового права (легального пиратства).

В районах, где морская торговля велась наиболее интенсивно (в Англии, Франции, Испании, Португалии, Голландии, ганзейском союзе на Балтике и пр.), отчетливо проявлялась тенденция сохранения за судовладельцами и грузовладельцами права на часть их собственного потерпевшего аварию имущества. Морская торговля пробивалась в борьбе с морской стихией и пиратством, а также с феодалами, которые использовали берега для того, чтобы облагать поборами морской промысел и присваивать оставшееся после кораблекрушения. И, наоборот, отсталость развития торговли и феодальная раздробленность (Германия, Турция, Япония, Корея, страны Африки и пр.) способствовали длительному сохранению «права требования выкупа» за остатки кораблекрушения, т.е. наиболее одиозной формы берегового права (берегового пиратства).9

Прослеживая историю развития национального законодательства государств, направленного на борьбу с пиратством в средние века, стоит упомянуть, что его развитие затрудняло такое явление, как каперство.

Каперство представляет собой вид морского разбоя, пиратства, заключавшегося в захвате с ведома своего правительства коммерческих судов противника или нейтральных стран, занимавшихся перевозкой грузов для неприятеля.Возникновение каперства было предопределенно тем, что многие государства, начиная с XV в., практиковали трансформацию торговых судов в военные. Это осуществлялось путем предоставления права заниматься военной деятельностью: нападать на торговые суда противника, захватывать эти суда и грузы и соответственно получать часть захваченного имущества (до 50 %). Для выполнения этой деятельности торговым судам выдавались каперские патенты (королем, губернатором и т.д.) на право ведения этой деятельности.

Каперский патент был действителен лишь во время войны. С его прекращением каперы лишались права нападать на торговые суда. Однако многие из них продолжали свою деятельность и после окончания войны, становясь пиратами. В связи с этим, по мнению Князевой Н.А., можно говорить о том, что в том периоде существовали две формы пиратства – легальная, осуществляемая на основе каперского патента, и не легальная, без наличия такового.10 Между тем, как отмечает английский юрист Я. Броумли, «капер, управомоченный воюющим государством на применение силы, не является пиратом, даже если он совершает насильственные действия против нейтральных судов. В последнем случае воюющее государство несет ответственность в качестве принципала».11В.Ф. Сидорченко рассматривает каперство, как легализованный акт возмездия. С его точки зрения, в основе каперского права находилось право на возмездие, известное еще с древнейших времен, которое по мере развития цивилизаций трансформировалось в «санкционированное органами государства право на возмездие в отношении конкретного лица или лиц», совершивших какие-то враждебные акты против государства, его населения или отдельных лиц. Желающие осуществить подобный акт получали от государственного органа соответствующую лицензию на возмездие. Поскольку в качестве основного органа государства в эпоху Средневековья выступал сам феодал, то он и выдавал подобную лицензию. Такая лицензия еще не являлась по своей сути каперским патентом, поскольку она персонифицировала объект возмездия, т. е. выделяла конкретных лиц или их объединение, заслуживающих возмездия. Осуществление возмездия прекращало действие разовой лицензии. Поскольку никаких четких правил в этой сфере еще не существовало, то и лицензии на возмездие были самого произвольного содержания, что и позволяло интерпретировать их как своеобразное постоянное разрешение совершать нападения, грабежи, убийства и пр.»12

Существование каперства продолжалось вплоть до 1856 г., до того момента, когда была принята Парижская декларация о принципах международного права, запрещавшая каперство и тем самым лишавшая его юридической поддержки. Однако, даже после отмены каперства национальные законы по борьбе с пиратством появились не сразу и не во всех странах. Исходя их этого можно утверждать, что антипиратское национальное законодательство стало формироваться только лишь в XX в.

К сожалению, даже в XX столетии развитие национального законодательства по борьбе с пиратством продвигалось медленно. По мнению некоторых авторов, среди факторов, которые тормозили его появление, главенствующим являлось отсутствие в международном праве унифицированных норм, четко формулирующих понятие «пиратство.» Нельзя не согласиться с данным утверждением. Еще с древних времен государства пытались дать общее определение пиратства и закрепить его в качестве преступления международного характера в международных договорах. Однако противоречия между странами в политической и экономической сферах не позволили выработать его единой дефиниции.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!