Меню Услуги

Международное таможенное сотрудничество и перспективы его развития


Страницы:   1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы международного таможенного сотрудничества

1.1. Сущность и особенности международного таможенного сотрудничества

1.2 Правовое регулирование международных таможенных отношений государств

1.3. Международно-правовые формы таможенного сотрудничества

Глава 2. Россия в системе международного таможенного сотрудничества

2.1. Государственная политика России в области международного таможенного сотрудничества

2.2. Роль и место России во Всемирной таможенной организации

2.3. Анализ экономических и правовых условий осуществления таможенного сотрудничества России с зарубежными странами

Глава 3. Международная деятельность ФТС России в рамках таможенного сотрудничества и перспективы её развития

3.1. Анализ международной деятельности ФТС России в рамках таможенного сотрудничества в современных условиях

3.2. Проблемы и перспективы развития международного таможенного сотрудничества

3.3. Рекомендации по направлению совершенствования таможенного сотрудничества России с зарубежными странами

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сохранение и развитие набранных темпов торговли между Россией и другими странами требует повышения эффективности регулирования взаимной торговли, прежде всего сотрудничества России и других стран в таможенной сфере. Это связано с тем, что действующая правовая база таможенного сотрудничества не в полной мере отвечает современным обстоятельствам торговых отношений между странами. В то же время поступательное развитие таких отношений невозможно без имеющего должную научную проработку таможенного сотрудничества, способного ускорить товарооборот и обеспечить требуемый уровень безопасности торговли.

Российская Федерация активно сотрудничает с государствами и международными организациями в сфере таможенных отношений. Россия, в частности, участвует в создании таможенных союзов, зон свободной торговли, деятельности таможенных организаций, заключает международные соглашения по таможенным вопросам.

Международное таможенное право создается государством и иными его субъектами в целях регулирования международных таможенных отношений. Дальнейшее развитие РФ и ее экономики объективно обусловлено вхождением в мировой экономический рынок и связано с интенсификацией ее отношений со странами Евросоюза. Доля этих стран во внешнеторговом обороте России превышает 53%. Государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащим объектом международной торговли. Международный товарооборот был и остается наиболее эффективным средством эквивалентного обмена продуктами труда, природными ресурсами, которые неравномерно распределены по территории земного шара.

Существенные изменения в механизме внешнеэкономической деятельности государства оказали непосредственное влияние на развитие криминогенной обстановки в России, значительно предопределили рост преступных посягательств в экономической сфере нашего государства. Масштабы и общественная опасность контрабанды, других преступлений, посягающих на экономическую безопасность страны, неизмеримо возросли.

В системе правоохранительных и специальных органов России, осуществляющих функцию защиты экономического суверенитета России, таможенные органы занимают одно из ведущих мест. Это ставит перед ними задачу создания эффективного механизма противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела, их своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия.

Одной из причин недостаточно эффективной борьбы правоохранительных органов с преступлениями в сфере таможенного дела является преимущественное использование их сотрудниками традиционных форм и методов оперативно-служебной деятельности, в том числе при организации взаимодействия, как между собой, так и с правоохранительными органами зарубежных государств.

Органы международного таможенного сотрудничества содействуют становлению справедливого экономического порядка, суверенного равенства государств и их экономических систем, общности интересов и взаимной выгоды, содействует экономическому росту развивающихся государств и преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися государствами, всемирному совершенствованию таможенного законодательства и таможенных технологий.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ немногочисленных и разрозненных научных публикаций по проблеме применения международных таможенных конвенций по Карнетам А.Т.А., а также отсутствие обобщающего анализа международно-правовых аспектов упрощения и гармонизации таможенных процедур, позволяют говорить о недостаточной научной разработанности темы в отечественной и зарубежной правоведческой литературе. Исследователь впервые делает попытку на основе научного анализа комплексно и наиболее полно разработать проблему на базе и с учетом всех составляющих ее аспектов. Вплоть до последнего времени проблема упрощения таможенных процедур и, в частности, процедуры временного ввоза, изучалась исключительно в рамках экономической науки, а также в научных исследованиях, посвященных развитию международных экономических отношений. В этой связи следует назвать монографии российских авторов,И.М. Кулишера, А.И. Потяева, Л.В. Сабельникова, учебник под редакцией Н.Н. Любимова, коллективную монографию «Таможенное дело в капиталистических странах».

Основные теоретические разработки по теме исследования, представленные в отечественной правовой науке, в первую очередь, в таких ее разделах, как общая теория государства и права, теория международного права, а также таможенное право, содержатся в научных трудах К.А. Бекяшева, А.Н. Вылегжанина, В.Г. Драганова, Г.В. Игнатенко, P.A. Каламкаряна, А.Я. Капустина, A.B. Кукушкиной, С.Ю. Кашкина, Д.А. Керимова, Ю.Г. Кисловского, A.A. Ковалева, Т.М. Ковалевой, Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой, И.И. Лукашука, С.А. Малинина, С.Ю. Марочкина, Ю.И. Мигачева, Л.Х. Мингазова, М.Ю. Минаева, Г.И. Морозова, Т.Н. Нешатаевой, Ю.М. Петрова, О.И. Тиунова, Е.Т. Усенко, С.В. Черниченко, Л. М. Энтина.

Цель исследования – проблемы и перспективы развития международной деятельности ФТС России в рамках таможенного сотрудничества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

– изучить теоретико-правовые основы международного таможенного сотрудничества;

– проанализировать условия осуществления таможенного сотрудничества России с зарубежными странами;

– разработать рекомендации по направлению совершенствования таможенного сотрудничества России с зарубежными странами.

Объект исследования – деятельность таможенных органов в системе таможенной службы Российской Федерации.

Предмет исследования – международное таможенное сотрудничество.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы, в том числе анализ, синтез, обобщение, историко-правовой и сравнительно-правовой методы. В работе использованы методы толкования, абстрагирования и  прогнозирования.

Информационную базу исследования составили федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, аналитические материалы. Значительный информационный и фактический материал получен в процессе изучения аналитических документов и нормативных правовых актов ФТС России.

Эмпирическую основу исследования составили данные ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен. В работе также использована информация из компьютерной сети Internet.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

1.1. Сущность и особенности международного таможенного сотрудничества

Международное право как науку, которая постоянно развивается, тоже не миновала проблема применения отдельных терминов и определения их содержания. И в первую очередь это касается термина «международное сотрудничество», который часто используется как в учебной, так и в научной литературе по международному праву как один из базовых его терминов.

Так, профессор Д.Б. Левин, исследуя проблемы международного сотрудничества и международного права еще в 1954 г. пришел к выводу, что международное право и международное сотрудничество является взаимосвязанными понятиями. По его утверждению: «Международное право, в своей сущности, является не чем иным, как правовой формой международного сотрудничества. Оно представляет собой совокупность принципов и правил, которые регулируют отношения между государствами, что образуются как на основании их борьбы за собственные особенные интересы, так и на основании их сотрудничества направленного на согласование этих интересов и на осуществление общих целей». Но обосновывая указанные выше выводы Д.Б. Левин, как и большинство научных работников, которые пытались исследовать разные направления международного сотрудничества, тоже не сформулировал понятие «международного сотрудничества». Таким образом, возникает вопрос — что же именно следует понимать под термином «международное сотрудничество»?

В словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А. Макаренко термин «международный» объясняется как связанный с отношениями между государствами, относящийся к внешней политике.

Что же касается термина «сотрудничество», то в словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой он рассматривается как — совместная деятельность, а под осуществлением сотрудничества, в свою очередь, понимается — осуществление какой-либо деятельности совместно с кем-нибудь.

Характеризуя международное сотрудничество как сотрудничество межгосударственное, А.С. Проскурин предложил следующее его определение — направленность и уровень развития системы международных отношений, которые характеризуются регулярным целенаправленным и координированным самими участниками развитием международных связей в разных сферах и областях международной жизни.

С его утверждением нельзя не согласиться: «международное сотрудничество является единственной разумной альтернативой международной конфронтации, которая вытекает из политики силы и «баланса сил» в международных отношениях, и возникает в результате укрепления взаимопонимания и взаимного доверия между государствами на основе формирования и целеустремленного проведения ними внешней политики, исходя из концепции общности интересов».

Таким образом, на основе выше изложенного, международное таможенное сотрудничество можно определить как «один из видов совместной деятельности государств, направленной на согласование их интересов и на достижение общих целей в решении таможенных вопросов на основе общепризнанных принципов и норм международного права».

Основу международного сотрудничества в сфере осуществления перевозок через таможенные границы государств составляют международные соглашения в этой сфере. Основными принципами и целями вынесения государствами-участниками таможенных отношений совместных решений, принятых в форме международных актов, являются:

  1. определение направлений таможенного сотрудничества;
  2. унификация нормативно-правовых актов, установление единых правил таможенного оформления;
  3. установление согласованных видов, методов и форм таможенного контроля;
  4. унификация таможенных льгот;
  5. недопущение дискриминации при установлении таможенных тарифов;
  6. создание таможенных союзов и организаций;
  7. вопросы оказания правовой помощи и сотрудничества между государствами.

Сотрудничество России с другими государствами в сфере таможенного дела развивается по ряду основных направлений. Прежде всего, это сотрудничество со странами СНГ, совместное с ними международно-правовое регулирование вопросов таможенного дела.

Деятельность по международному таможенному сотрудничеству непосредственно осуществляют ГТК РФ, региональные управления и таможни. Помимо специализированного подразделения в этой деятельности участвуют другие подразделения ГТК РФ – Отдел валютного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; Управление таможенной статистики и анализа и т. п. Региональные и местные таможенные учреждения развивают контакты с аналогичными таможенными службами стран СНГ по различным вопросам таможенного дела. Основной международной организацией, ведающей вопросами сотрудничества в таможенной сфере, подготовкой проектов конвенций, толкованием таможенных соглашений, унификацией таможенного законодательства стран-участниц, является Совет таможенного сотрудничества (СТС). Указанная специализированная организация  по вопросам международного мониторинга в таможенной сфере была создана на основании Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г. В ее состав в настоящее время входят представители около 120 стран мира. В 1991 году к данной Конвенции присоединилась Россия. Вступление в ВТО обозначило новый этап в развитии межгосударственных таможенных отношений Российской Федерации.

Принципы осуществления деятельности СТС выражаются в невмешательстве в национальную политику государств-участников международного таможенного оборота.

Функциями ГАТТ/ВТО являются:

— регулирование торговой политики государств – участников соглашения;

— разрешение споров;

— подготовка и принятие соглашений  в области таможенного регулирования;

— регулирование внешнеторговых операций.

В рамках работы Организации объединенных наций в 1964 году создана Конференция ООН по торговле и развитию (далее — ЮНКТАД). Эта организация была учреждена для решения актуальных проблем международных торгово-экономических отношений. Акцент в деятельности ЮНКТАД сделан на обеспечение равными условиями государств, при осуществлении операций на мировом рынке, вне зависимости от уровня их промышленного развития, как для  развитых, так и развивающихся стран.

В основе концепции международного сотрудничества  лежит стратегия повышения безопасности мировой торговли таким образом, чтобы не препятствовать торговле, а наоборот — способствовать ее развитию. При этом именно таможенные администрации как государственные организации, регулирующие международные грузовые потоки, призваны повысить безопасность мировой цепи поставок товаров и способствовать социально-экономическому развитию посредством сбора доходов и облегчения торговли.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основные усилия ВТО по обеспечению безопасности сосредоточены в сфере борьбы против международного терроризма, наркоторговли, трансграничного оборота товаров и капиталов в нелегальных целях, выявления контрафакта и подделок. Под облегчением мировой торговли понимается ускорение прохождения через границы международных грузовых потоков, прозрачность, определенность и унификация таможенного законодательства стран — членов ВТО.

Согласно концепции таможенные системы стран-членов ВТО должны способствовать облегчению мировой торговли и повышению безопасности, применяя целостный подход, который обеспечивает:

— комплексное управление международной цепью поставок товаров (МЦПТ);

— установление стандартов, обеспечивающих повышение безопасности и облегчающих функционирование международной цепи поставки товаров  на глобальном уровне для достижения большей определенности и предсказуемости;

— укрепление сотрудничества между таможенными администрациями и предпринимательским сообществом.

Международная цепь поставки товаров  представляет собой множество организаций или их функционально обособленных подразделений, которые обеспечивают и регулируют движение международных грузовых (материальных) и сопутствующих им финансовых, информационных и сервисных потоков.

В концепции развития таможенных систем центральное положение (повышение безопасности мировой торговли при ее одновременном облегчении) выглядит внешне противоречиво, так как возрастающие требования, направленные на повышение безопасности, прибавляют  забот международному торговому сообществу. Члены ВТО видят выход из этого противоречия в применении таможенными администрациями автоматизированных систем управления рисками (далее — СУР), признании унифицированных международных стандартов и необходимости комплексности управления грузовыми потоками.

По распоряжению Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р принята стратегия развития федеральной таможенной службы РФ до 2020 года. Эволюция интеграционных операций и международного пособничества – одно из самых важных сторон деятельности ФТС.

Все процедуры, которые запланированы до 2020 года ФТС России, в первую очередь направлены на активирование таможенной службы России в мировых институтах пособничества и местных экономических организациях.

Российская ФТС намерена активно способствовать развитию интеграционных операциях в ЕврАзЭС, а так же закреплению сотрудничества с соседними странами, входящих в СНГ, Шанхайским объединением и другими местными и международными организациями.

Одной из важнейших задач является увеличение представительств таможенной службы в других странах. В настоящее время ФТС имеет представительства в Украине, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Южной Осетии, Абхазии, Бразилии, Аргентине, Бельгии, Китае, Германии, Корее, Турции, Латвии, Японии и Финляндии. Все эти страны имеют огромное значение в осуществлении международного пособничества с международными таможенными службами.

Главные нарушения, которые выявляет ФТС в Российской Федерации – это контрабанда и таможенные правонарушения. В качестве стратегии, подразделениями федеральной таможенной службы выбрано активное сотрудничество с иностранными организациями, осуществляющими контроль над криминальными структурами и бандитизмом.

Для внешней торговли, добротного обмена полезной информацией между странами, и, что важно, для борьбы с преступностью нужно создать максимально благоприятные условия. Именно для этого в планах увеличить общее количество соглашений о своевременном информировании ФТС, до 2020 года их число вырастет почти в три раза.

Таким образом, международное таможенное сотрудничество представляет собой вид международных отношений, целью которых являются совместное участие в решении проблем, оказание взаимопомощи в таможенной сфере, а также развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных операций и процедур.

1.2 Правовое регулирование международных таможенных отношений государств

Рассмотрение вопроса о международном сотрудничестве таможенных органов предполагает установление характера данной правовой категории.

Используя в качестве правового обоснования положения ч.1 ст.15 Конституции РФ, А.Н. Козырин считает целесообразным в системе таможенного права «выделить две основные части — внутреннее (национальное) и международное таможенное право. Последнее представлено преимущественно международно-правовыми договорами и соглашениями, касающимися таможенных вопросов, одной из сторон в которых является РФ». Как известно, система любой отрасли права — это совокупность входящих в нее подотраслей, институтов, субинститутов и правовых норм. «Совмещенных» систем отдельных отраслей права, включающих иные отрасли права, быть не может. В данном случае А.Н. Козырин гипертрофировал роль таможенного права в системе российского права. Его суждение, на наш взгляд, противоречит разработкам ученых о наличии в системе международного публичного права самостоятельной подотрасли права — международного таможенного права. Основу международного сотрудничества в сфере осуществления перевозок через таможенные границы государств составляют международные  соглашения  в этой сфере.

Анализ положений Таможенного кодекса РФ 2003 г., закрепленных в ст. 6 и подп. 9 ст. 403, позволяет сделать вывод о том, что международное сотрудничество является одной из функций таможенных органов. Правовые нормы, регулирующие порядок международного сотрудничества таможенных органов, могут быть сведены воедино в комплексный правовой институт таможенного права — международное сотрудничество в сфере таможенного дела.

Правовую основу участия таможенных органов в разработке международных договоров помимо положений Таможенного кодекса РФ составляют положения, закрепленные Федеральным законом РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. (в ред. от 12марта 2014 г.). Представляется важным значение термина «международный договор Российской Федерации», под которым понимается «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Федеральная таможенная служба наделена правомочием представления рекомендаций о заключении международных договоров Российской Федерации в зависимости от характера затрагиваемых вопросов на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ. Президент РФ, Правительство РФ или по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти обязаны в месячный срок дать письменный ответ на рекомендацию.

Хотя таможенные органы (Рисунок1) непосредственно не указаны как орган, наделенный правом представления соответствующих предложений, однако систематическое толкование этой статьи позволяет говорить о наличии у таможенных органов и такого правомочия.

Рисунок 1. Система таможенных органов

Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора.

Правовую основу осуществления международных договоров о взаимной правовой помощи по уголовным и иным делам также составляют международные договоры Российской Федерации (Рисунок 2).Это, как правило, договоры и конвенции, перечень которых чрезвычайно обширен. В учебных целях международные договоры инкорпорируются в сборники. В составлении некоторых из них принимал участие и один из авторов данного учебника — В.Н. Галузо совместно с доктором юридических наук, профессором Р.Х. Якуповым.

Рисунок 2. Отношения, составляющие предмет регулирования в пределах РФ

При осуществлении внешнеэкономической деятельности на Российскую Федерацию возложено выполнение обязательств, вытекающих из Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г.

Основными принципами и целями вынесения государствами-участниками таможенных отношений совместных решений, принятых в форме международных актов, являются:

—        определение направлений таможенного сотрудничества;

—        унификация нормативно-правовых актов, установление единых правил таможенного оформления;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

—        установление согласованных видов, методов и форм таможенного контроля;

—        унификация таможенных льгот;

—        недопущение дискриминации при установлении таможенных тарифов;

—        создание таможенных союзов и организаций;

—        вопросы оказания правовой помощи и сотрудничества между государствами.

Основными актами, выработанными на совещаниях  Совета таможенного сотрудничества договаривающимися сторонами, являются[2]:

—        Таможенная конвенция о Карнете А.Т.А для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г., Брюссель;

—        Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Стамбул;

—        Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., Брюссель;

—        Таможенная конвенция о контейнерах от 2 декабря 1972 г., Женева;

—        Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г., Найроби;

—        Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г., Киото.

Ведущее место в вопросах международного таможенного сотрудничества занимает также Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее — ГАТТ).Обозначение ГАТТ применялось как по отношению к комплексу норм в сфере международного таможенного содействия, так и одноименной организации.

В 1994 году было подписано соглашение, предусматривающее создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).

Особое внимание необходимо обратить на нормативную базу в рамках международного сотрудничества России со странами СНГ. Данные правоотношения урегулированы множеством межправительственных документов:

—        Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 г.;

—        Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами — участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли;

—        Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах;

—        Соглашение о порядке транзита через территории государств — участников Содружества Независимых Государств;

—        Протокол о правилах лицензирования импорта государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли;

—        Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты.

Развития таможенного сотрудничества предусматривает применение рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, подготовленных Стратегической группой высокого уровня ВТО и принятых Советом таможенного сотрудничества в июне 2005 г.

Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли представляют собой систему требований и ограничений, накладываемых на процесс управления МЦПТ, которое в данном контексте должно быть направлено на реализацию общей стратегии предпринимательского сообщества (облегчение торговли) и общей стратегии таможенных служб (повышение безопасности). Эти стратегии, в свою очередь, объединены в общую стратегию ВТО по повышению безопасности и облегчению мировой торговли.

Для оптимизации усилий по повышению безопасности МЦПТ необходим целостный подход и постоянное совершенствование мер по облегчению торговли. Таким образом, может быть достигнуто ускорение прохождения грузов по МЦПТ и уменьшение объема информации при повышении уровня безопасности, т.е. защиты от преступных посягательств, перед которыми уязвима мировая экономика.


Страницы:   1   2   3   4