Заявка на расчет
Меню Услуги

Мировой финансовый рынок сущность, структура, проблемы и тенденции развития. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1. Развитие встроенных механизмов деятельности участников мирового финансового рынка

 

В целях обеспечения эффективного функционирования участников мирового финансового рынка представляется целесообразным провести анализ возможных направлений совершенствования внутренних механизмов без привлечения полномочий регуляторов или государства. Речь идет о таких понятиях, как саморегулирование участников рынка, корпоративный риск-менеджмент. Такие механизмы способны обеспечить предупреждение финансовых затруднений и способствовать эффективному функционированию финансовых институтов — участников мирового финансового рынка.

На макроэкономическом уровне основными механизмами самореализации рынка могут стать функциональные экономические системы, представляющие собой совокупность институтов и организаций, которые образовывают механизмы саморегуляции и тем самым поддерживают равновесие вокруг определенно заданных параметров и индикаторов. Функциональные экономические системы должны занимать промежуточное положение между государством и рынком. Примером создания функциональной экономической системы служит, к примеру, Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) в США.

Суть самореализации заключается в способности экономических агентов регулировать свою деятельность самостоятельно, без вмешательства или ограничений со стороны государства. Саморегулируемые организации являют собой универсальный инструмент для согласования интересов всех участников рынка с интересами государства.

В зарубежной практике встречается четыре типа саморегулируемых организаций:

  1. Мандатное саморегулирование (mandated self-regulation), при котором участники рынка по требованию государства принимают и исполняют правила поведения в пределах, установленных государством. Примером такого вида является регулирование финансового рынка Великобритании в соответствии с Законом о финансовых услугах 2000 года (с учетом изменений от 2014 года), закрепляющим полномочия и функции Ведомства по финансовым услугам (Financial Services Authority).
  2. Санкционированное саморегулирование (sanctioned self-regulation), подразумевающее принятие правил деятельности участников рынка самими участниками с одобрения государства. Примером санкционированного выступает деятельность саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг в России, когда их правила и стандарты исследуются Федеральной службой по финансовым рынкам на предмет соответствия законодательству. При расхождении с российским законодательством саморегулируемым организациям отказывается в разрешении осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации.
  3. Принудительное саморегулирование (enforced self-regulation), при котором участники рынка вправе самостоятельно принимать правила, регулирующие их деятельность, однако в случае их бездействия вводится государственное регулирование.
  4. Добровольное саморегулирование (voluntary self-regulation), при котором отсутствует прямое или косвенное регулирование со стороны государства, участники образуют объединения по собственной инициативе.

Тем не менее, несмотря на широкие возможности саморегулируемые организации не участвуют в регулировании финансовых рынков, так как саморегулирование скорее выгодно индустрии нежели инвесторам и оно не обеспечивает должного уровня защиты прав инвесторов. Более того, деятельность СРО традиционно всегда была направлена на регулирование деятельности ее участников. В этой связи участие СРО в регулировании рынка не осуществляется.

Другим направлением в области развития внутренних механизмов защиты от рисков служит эффективная система риск-менеджмента.

В настоящее время банковский риск-менеджмент базируется на стандартах и нормативах Базеля II (в Европейском союзе он осуществляется посредством Capital Requirements Directive (CRD) II и III) и Базеля III (CRD 4 соответственно).

Нормы Базеля II разрабатывались в целях международной унификации требований к достаточности капитала банков, осуществляющих свою деятельность в международном масштабе. В стандартах Базеля II подробно изложены методология расчета достаточности капитала и минимальные стандарты, которые были одобрены управляющими центральными банками и руководителями органов банковского надзора стран «Группы десяти».

Необходимость срочного поиска новых дополнительных регуляторных механизмов стала очевидной в самый разгар внедрения Базеля II вследствие глобального финансового кризиса, начавшегося в 2007 году и выявившего массовый крах риск-менеджмента финансовых институтов и несостоятельность органов надзора и используемых ими методик по отслеживанию рисков. Эти события, несомненно, оказали влияние на восприятие Базеля II, находившегося в процессе реализации.

Как следует из анализа актуальных на начальном этапе современного кризиса стандартов в области надзора за банковской системой, действовавшие на тот момент стандарты Базеля 2 не обеспечивали должного уровня защиты кредитных институтов от внешних кризисных явлений.

Современный мировой финансовый кризис показал, что требуются новые стандарты капитала, левереджа и ликвидности для усиления надзора и риск-менеджмента в банковском секторе. В особенности глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал, что главной недоработкой Базеля II является то, что в стандартах Базеля II содержалось малое количество рекомендаций по стресс-тестированию в отношении предельно допустимого уровня ликвидности, не учитывался риск дефицита ликвидности на рынке. Проблема недостатка ликвидности в период 2007-2012 гг. приобрела масштабы системного дефицита ликвидности.

Вследствие того, что основанный на трех столпах Базель II оказался неспособным обеспечить комплексную защиту банковской системы от рисков, вызванных глобальным финансово-экономическим кризисом, мировым сообществом во главе с БКБН пробелы прежней версии стандартов были учтены, недостатки были усовершенствованы при разработке новой версии Базеля. Таким образом, более жесткие по отношению к банкам нормативы и требования были закреплены в Базеле III.

Введенные в действие с 1 января 2013 года стандарты Базеля III направлены на:

  • повышение качества, прозрачности и устойчивости капитала с ограничениями для капитала первого уровня и вводом нового понятия «корневой капитал первого уровня» (Common Equity Tier 1);
  • усиление требований к покрытию риска капиталом. Комитет предложил усилить требования к достаточности капитала на покрытие кредитного риска контрагента, возникающего по производным финансовым инструментам, сделкам РЕПО и деятельности по финансированию операций, связанных с ценными бумагами;
  • введение показателя левериджа в качестве дополнения к подходу, учитывающему уровень риска при расчете показателя достаточности капитала в системе соглашения Базель II;
  • введение минимальных уровней ликвидности с краткосрочными и долгосрочными требованиями;
  • создание буферов капитала для обеспечения формирования резервных запасов капитала в благоприятные времена, которые могут быть использованы во время кризиса.

Таким образом, новые правила призваны увеличить качество, устойчивость и прозрачность капитала, а также увеличить долю покрытых рисков в его структуре. Особое внимание, как уже отмечалось, уделено приемлемому уровню ликвидности, измеряемому тремя ключевыми инструментами согласно Базелю III:

  • коэффициент краткосрочной ликвидности (LCR);
  • коэффициент чистого стабильного финансирования (NSFR);
  • новые инструменты мониторинга.

Коэффициент краткосрочной ликвидности (LCR) для обеспечения достаточно высокого уровня ликвидности ресурсов, необходимых для выживания в течение одного месяца при развитии ситуации по стрессовому сценарию (с 1 января 2015 года). Коэффициент чистого стабильного финансирования (NSFR) для повышения эластичности в долгосрочном периоде посредством создания дополнительных стимулов для банков финансировать свою деятельность из более стабильных источников (с 1 января 2018 года). Дополнительная система мониторинга ликвидности в отношении несогласованности по срокам, концентрации финансирования и ликвидных необремененных активов. Инструменты капитала второго порядка станут сбалансированными. Капитал третьего порядка будет постепенно ликвидирован.

Ключевым элементом Базельских соглашений является создание в каждом банке внутренней системы оценки кредитных и операционных рисков, которые позволят рассчитывать необходимый размер собственного уставного капитала. Такой подход имеет, по крайней мере, два достоинства: он заставляет банки лучше управлять рисками и позволяет совершенствовать механизмы рейтинговой оценки заемщиков, клиентов и партнеров. Однако и Базель II, и Базель III не определили иерархию банковских рисков и уровень гарантирования собственного капитала банков, позволяющий им успешно противостоять системным рискам. По мнению экспертов, предупреждение системных рисков требует стабильности требований к собственному капиталу банков, а не его постоянной адаптации к условиям меняющейся конъюнктуры. Подобная адаптация, в свою очередь, должна осуществляться с помощью механизмов внутреннего контроля.

В Европейском союзе стандарты Базеля III будут внедряться через обновление Capital Requirements Directive — CRD 4. С учетом гармонизации используемых инструментов внутри панъевропейской системы надзора и финансовых рынков в новые стандарты CRD 4, в дополнение к вышеперечисленным требованиям Базеля III, введено понятие Common Reporting (COREP).

Единообразный формат стандартов COREP разрабатывался панъевропейским органом пруденциального надзора в банковской сфере European Banking Authority (ЕВА) в целях достижения высокого уровня гармонизации и схожести надзорных требований к отчетности и раскрытию информации внутри Европейского союза. Стандарты COREP охватывают следующие элементы: достаточность капитала, кредитоспособность группы (для холдинговых структур), кредитный риск и кредитный риск контрагента, операционный риск, рыночный риск. Как и в случае со стандартами Базеля III, стандарты CRD 4 и, в частности, COREP, введено к исполнению с 1 января 2013 года.

Мировой опыт использования механизмов риск-менеджмента позволяет сделать вывод о важности их развития и совершенствования в условиях пост-кризисной стабилизации мирового финансового рынка и глобальной экономики. Комплексная оценка финансового положения институтов — участников мирового финансового рынка с использованием инструментов риск-менеджмента позволит предотвратить возможные сбои в их деятельности и обеспечить более прочную защиту от кризисных явлений извне.

 

3.2. Проблемы внедрения мировой практики на примере России

 

Адаптация международных стандартов к национальной практике обусловлена необходимостью ухода от существующего в настоящее время «регулятивного арбитража» (regulation arbitrage), позволяющего транснациональным участникам мирового финансового рынка провести ту или иную операцию на том национальном финансовом рынке, где она разрешена.

Внедрение международных стандартов в национальное законодательство способствует повышению прочности мирового финансового рынка, поскольку единообразие норм контроля и надзора позволяет быстро реагировать и принимать необходимые меры в отношении любого финансового института независимо от законодательства того государства, где оно зарегистрировано. При этом задачей национальных регуляторов является не только имплементация международных требований, но и обеспечение эффективного обмена и раскрытия информации в рамках международного сотрудничества в области мирового финансового рынка.

Россия относится к той группе стран, в которых спусковым крючком для начала кризиса стали внешние причины. По состоянию на начало 2016 года нельзя сказать, что волна кризиса сильно осложнила экономическое положение России, в отличие от первой волны, когда в 2009 г. у России было наибольшее среди стран «Группы 20» снижение ВВП (-1,9%) По итогам 2015 года рост ВВП России составил 4,2%, что уступает только Китаю (9,5%) и Индии (7,8%).

Однако нельзя утверждать, что российская экономика не претерпит негативных проявлений кризисной ситуации в глобальной экономике. Реальной основы в виде серьезных системных экономических реформ для устойчивого развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе так и не было создано в предыдущие годы. Об этом свидетельствуют не только имеющиеся прогнозы Минэкономразвития РФ, но и дискуссия по поводу Стратегии-2020, развернувшаяся в 5 экспертном сообществе.

В России можно выделить следующие проблемы, требующие особого внимания:

  1. Недостаточная проработка вопросов системных рисков, возникающих как следствие высокой зависимости российского финансового сектора от займов на глобальных финансовых рынках, низкого уровня доверия, как к финансовой системе, так и к национальной валюте.
  2. Отсутствие или слабое развитие инструментов хеджирования процентных и валютных рисков.
  3. Либеральное отношение органов банковского надзора к фактам нарушения пруденциальных нормативов, особенно в отношении мелких и средних банков.
  4. Чрезмерное регулирование отдельных рынков или практический запрет на их существование (деривативы и инструменты хеджирования), которое компенсируется простотой проведения соответствующих операций через зарубежные площадки.

В экспертном сообществе обсуждаются меры по реформированию финансового в России. По их мнению, главной ошибкой всех документов по развитию финансовых рынков России за последние двадцать лет явились неверно сформулированные цели, а именно рост финансового рынка. Рискам, связанным с ростом объемов рынка, уделялось недостаточное внимание.

Тем не менее развитие финансового рынка в России является одной из ключевых задач в условиях его реформирования.

Очевидно, что Россия будет вынуждена рано или поздно реализовать часть из обсуждаемых в рамках этой организации мер. Прежде всего, это касается перехода на стандарты модернизированного соглашения Базель II, Базель III, введения других нормативов по капиталу и ликвидности, изменения системы бухгалтерского учета.

Кроме того, есть и дополнительные реформы, которые выходят за пределы общей повестки реформ «Большой двадцатки», но которые необходимы для консолидации российского банковского сектора, и, в конечном итоге, для более полного удовлетворения потребностей в финансовых услугах других секторов российской экономики. В целом, желательно, чтобы в ближайшее время российские регуляторы выступили с программой реформирования финансового сектора, исходя из уроков кризиса. Программа эта могла бы включать в себя как меры по созданию Международного финансового центра, так и шаги, реализуемые в рамках реформ, инициированных «Большой двадцаткой», плюс меры по консолидации банковского сектора и решению собственно российских проблем в этой сфере.

В настоящее время одной из первостепенных задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед российским финансовым сообществом, является модернизация национальной финансовой системы. Анализ современной практики показал, что в связи с глобальным реформированием мировой финансовой архитектуры практика финансового надзора и в России нуждается в изменениях.

Реформирование российского финансового рынка должно проходить с учетом двух направлений. Во-первых, необходима адаптация к российским реалиям директив ведущих международных экономических организаций, касающихся как общих условий функционирования финансового рынка, так и воплощения конкретных рекомендаций по финансовому надзору и регулированию. Существенным в этой связи является исследование и использование опыта реформ в области и надзора финансовых рынков в различных странах мира.

Во-вторых, важным направлением развития российского финансового рынка является его ориентация на функционирование в рамках интеграционных объединений, а именно в условиях Единого экономического пространства (Россия — Казахстан — Беларусь) и в рамках сотрудничества с партнерами по группе БРИКС. Финансовый сектор в настоящее время является опорным для участников глобальной экономики. Следовательно, гармонизация принципов функционирования финансовых рынков и единообразие в подходах к практике надзора и позволит обеспечить эффективное долгосрочное сотрудничество.

Указанные преобразования актуальны в рамках создания международного финансового центра в Москве, в том числе в условиях функционирования российской финансовой системы на основе единых универсальных подходов, признанных и применяемых мировым сообществом.

В целях проведения анализа существующих в настоящее—время проблем в области надзора и на российском финансовом рынке составим общее представление о его современном состоянии, структуре, участниках.

В рамках настоящего исследования представим институциональную структуру российского финансового рынка следующим образом.

В контексте настоящего исследования целесообразно рассматривать российский финансовый рынок и его сегменты с точки зрения процесса надзора и иными словами, важно определить, какие организации осуществляют надзор и регулирование и в каких секторах.

Министерство финансов выступает ответственным за выработку государственной политики в таких сферах, как банковская, страховая и аудиторская деятельность, бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность. Министерство финансов также осуществляет регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, регламентирует деятельность микрофинансовых организаций, определяя основные направления государственной политики в этих областях.

Отдельным направлением деятельности Минфина является аккредитация рейтинговых агентств. Потребность в новой для Минфина сфере была вызвана посткризисной тенденцией усиления контроля за деятельностью рейтинговых агентств, в целях повышения качества их работы по оценке участников финансовых рынков. Банк России занимается регулированием и контролем над банковской системой. В отличие от других российских регуляторов, Банк России осуществляет комплексный полноценный контроль за банковским сектором: издает собственные нормативно-правовые акты и осуществляет пруденциальной надзор за деятельностью кредитных организаций.

По данным Банка России в структуре финансового рынка наибольшая доля по капитализации принадлежит рынку акций (более половины — 62%),значительную долю имеют банковские кредиты нефинансовым организациям (40%) и находящиеся в обращении долговые ценные бумаги (23%). К участникам фондового рынка применяются следующие требования:

  • установление нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • определение методики расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • лицензирование разрешенных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • организация торговли на рынке ценных бумаг.

На базе проведенного анализа требований целесообразно заключить, что регулирование деятельности участников финансового рынка сводится к следующим параметрам: лицензирование деятельности участников, определение достаточности их собственных средств, определение перечня разрешенных операций, осуществление пруденциального надзора за деятельностью участников.

Над деятельностью участников банковского сектора в России осуществляет надзор Центральный банк с помощью введения экономических нормативов для банков, что является основой системы пруденциального надзора за банковским сектором. В частности к таким показателям относятся минимальный размер уставного капитала банка, предельное соотношение между размером капитала с суммой активов банка с учетом оценки риска, показатели ликвидности баланса, минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке, максимальный размер риска на одного заемщика.

Как следует из анализа показателей, в структуре российского финансового рынка превалирует банковский сектор: до половины объема всего рынка приходится именно на банки и другие кредитные организации. Это обуславливает тот факт, что наибольшую степень развития получил именно банковский надзор и регулирование. Среди участников банковского сектора можно выделить следующие ключевые группы:2

  • банки, контролируемые государством;
  • банки, контролируемые иностранным капиталом;
  • крупные частные банки;
  • средние и малые банки Московского региона;
  • региональные средние и малые банки;
  • небанковские кредитные организации.

Таблица 3.1 Показатели отдельных групп кредитных организаций

Количество

кредитных

организаций

Доля

в совокупных активах банковского сектора.

Доля

в совокупном

капитале

банковского сектора. %

 

 

1.01.14 1.01.15 1.01.14 1.01.15 1.01 14 1.01.15
Банки, контролируемые государством 27 26 45,8 50,2 47,3 50.8
Банки, контролируемые иностранным капиталом 108 108 18,0 16,9 19,1 17.6
Крупные частные банки 131 132 30,5 27.5 26,9 24г9
Средние и малые банки Московского региона 317 301 2,6 2,5 3.5 3,4
Региональные средние и малые банки 372 355 2,7 2,5 2,9 3.1
Небанковские кредитные организация 57 56 0.4 0.4 0,3 0,2
Всего 1012 978 100.0 100,0 100.0 100.0

 

Данные таблицы 3.1 позволяют сделать вывод, что в настоящее время имеет место тенденция увеличения роли крупнейших российских банков, контролируемых государством, по сравнению с банками с иностранным участием, а также других крупных частных банков. Средние и малые банки Москвы и других регионов, небанковские кредитные организации составляют не более 7% в совокупном капитале российского банковского сектора, в то время как их количество составляет более 50% от числа кредитных организаций, зарегистрированных в России.

Банки, контролируемые государством, являются активными игроками российского рынка ценных бумаг (табл. 3.2). Данные, представленные в таблице 3.2, позволяют сделать вывод, что как и в российском банковском секторе, крупнейшими по рыночной капитализации участниками рынка ценных бумаг выступают корпорации, преимущественно контролируемые государством.

Таблица 3.2 Капитализация российских компаний, 2014 г.

Краткое наименование эмитента ценной бумаги Объем выпуска, штук Рыночная цена, руб. Капитализация, млн. руб.
ОАО «Газпром» 23 673 512 900 171,33 4 055 982,97
ОАО «НК «Роснефть» 10 598 177 817 212,3 2 249 993,15
Сбербанк России (ОАО) 21 586 948 000 79,06 1 706 664,11
ОАО «ЛУКОЙЛ» 850 563 255 1699,5 1 445 532,25
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» 14 996 968 366 82,7 1 240 249,28
ОАО «НОВАТЭК» 3 036 306 000 388,57 1 179 817,42
ОАО « ГМК «Норильский никель» 190 627 747 4950 943 607,35
ОАО «Сургутнефтегаз» 35 725 994 705 25,058 895 221,98
ОАО «Уралкалий» 3 094 637 905 233,53 722 690,79
ОАО «Газпром нефть» 4 741 299 639 149,57 709 156,19
ОАО Банк ВТБ 10 460 541 337 338 0,05838 610 686,40

Анализ показателей доли институтов в совокупном капитале российского банковского сектора (табл. 3.1), а также размеры капитализации крупнейших российских банков (табл. 3.2) позволяет нам сделать вывод, что в силу значительных объемов капитала (около 50% по капитализации) крупнейшие банки, контролируемые государством, требуют первоочередного внимания со стороны регулятора в силу своей системообразующей функции на рынке банковских услуг в России.

Вслед за действиями Совета по финансовой стабильности в области выделения в отдельную категорию системно значимых банков Минфин заявил о целесообразности создания подобного списка применительно к российским финансовым институтам. По предварительным оценкам, в эту группу войдут Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Для российских системообразующих банков могут быть введены дополнительные требования по планированию действий на случай кризисной ситуации. В частности, речь идет об обязательной подготовке для таких банков recovery (плана оздоровления банка) и resolution (плана действий надзорного органа).

Тем не менее, несмотря на высокую степень пруденциального надзора, который осуществляет Банк России в отношении российского банковского сектора, система надзора и несовершенна. Более того, анализ причин современного финансового кризиса показал, что банковский сектор, как и финансовый рынок в целом, требует более тщательного и комплексного надзора.

Результаты анализа позволяют сделать вывод, что система раздроблена, функции различных органов дублируют друг друга, возникает избыточное регулирование, что в условиях интеграционных процессов и унификации функций участников рынка затрудняет его развитие.

Главные проблемы и надзора банковского сектора заключаются в ограниченности правовых возможностей Банка России по оценке рисков кредитных организаций и банковского сектора в целом.

Несмотря на уже проделанную Банком России работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, а также повышение транспарентности кредитных организаций, современный финансовый кризис выявил уязвимые моменты существующих мер в области банковского и надзора, среди которых выделим следующие:

  • появление неуправляемых рисков вследствие проведения кредитными организациями агрессивной денежно-кредитной политики;
  • снижение устойчивости банков не только на индивидуальной, но и системной основе вследствие повышения концентрации рисков;
  • завышение качества активов и стоимости принимаемого кредитными организациями обеспечения.

В значительной степени законодательство Российской Федерации не отвечает международным стандартам по возможностям реализации надзора на консолидированной основе и определения критериев связанности заемщиков между собой и связанности заемщиков с кредитной организацией. В частности, не соответствует международным подходам к осуществлению эффективного надзора перечень имеющихся в распоряжении Банка России мер надзорного реагирования на недостатки в деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.

Этот недостаток российской системы надзора и был отмечен в отчете МВФ по завершении Программы оценки финансового сектора России. Следовательно, необходимыми будут являться такие действия, как увеличение степени информированности органа банковского надзора и участников финансового рынка об организационной структуре банковских групп и банковских холдингов, о принимаемых ими рисках и способности управлять этими рисками.

В рамках решения проблем российского банковского сектора Банк России совместно с Правительством Российской Федерации предлагает предпринять следующие шаги:

  • применение индивидуальных и системных надзорных мер;
  • ограничение концентрации финансовых рисков в деятельности кредитных организаций;
  • создание более консервативных регулятивных условий оценки кредитными организациями качества обеспечения.

В целях решения подобных проблем полезно обратиться к мировому опыту.

Развитие банковского сектора как ядра российской финансовой системы основано на гармонизации с международными стандартами. Применение Банком России международных стандартов базируется на внедрении Основополагающих принципов эффективного банковского надзора и положений документа «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору, а также предложений Совета по финансовой стабильности. В этой связи предполагается реализация следующих механизмов банковского и надзора:

  • повышение требований к качеству и достаточности капитала;
  • повышение требований к уровню ликвидности;
  • развитие подходов по выявлению и оценке системных рисков, анализу системной устойчивости банковского сектора, использованию полученной информации в целях индивидуального и консолидированного банковского надзора;
  • развитие стандартов отчетности;
  • реформирование системы выплат и вознаграждений;
  • трансграничные аспекты финансового оздоровления и банкротства системно значимых кредитных организаций.

Более того, Банк России продолжает работу по внедрению в практику международно-признанных подходов к организации дистанционного банковского надзора, по использованию дифференцированного режима надзора за кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, степени прозрачности, сложности бизнеса и соблюдения регулятивных норм, а также по развитию методологии и практики надзора.

В соответствии с принятой Правительством Российской Федерации 5 апреля 2011 года Стратегией развития банковского сектора российская банковская система по всем основным аспектам (организация деятельности, качество управления, состояние конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина и транспарентность, регулирование и надзор) должна соответствовать международным стандартам, в частности к 1 января 2016 года планируется достигнуть следующих показателей:

  • активы/ВВП — более 90% (на 1 января 2016 года — 76,0%);
  • капитал/ВВП -14-15% (на 1 января 2016 года — 10,6%);
  • кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП — 55-60% (на 1 января 2016 года — 40,8%).

Обратимся теперь к регулятивным мерам, оказывающим непосредственное влияние на фондовый рынок России.

По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам регулирование финансового рынка в России по ряду положений лишь

частично соответствует изданным этой организацией Принципам. Отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка очевидно. Это проявляется по ряду направлений.

Нормативно-правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. Полноценно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски операций с ценными бумагами в России.

Российские регуляторы приняли участие в разработке ряда законопроектов по совершенствованию российской финансовой системы, что во многом обеспечило решение ряда существовавших проблем и недостатков в регулировании. Во-первых, была либерализована процедура допуска на российский фондовый рынок иностранных эмитентов. Во-вторых, издан закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В настоящее время вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации по налогообложению сделок с производными финансовыми инструментами и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части наказания за нарушение законодательства на финансовом рынке.

Однако наряду с положительными моментами эксперты МВФ выделяют ряд нерешенных проблем в практике осуществления финансового надзора в России. Главным недостатком, по их мнению, выступает недостаточность полномочий у Банка России как основного регулятора финансового сектора:

  • по осуществлению надзора за банковскими холдинговыми компаниями на консолидированной основе (на примере дорогостоящего спасения Банка Москвы, решающее значение имеет незамедлительное принятие законодательства по кредитованию связанных заемщиков и консолидированному надзору);
  • по выпуску обязательных для банков инструкций по управлению рисками;
  • по использованию профессионального суждения при применении законов и нормативных актов в отношении конкретных кредитных организаций.

Отсутствие у Центрального банка Российской Федерации перечисленных полномочий препятствует российской практике надзора приблизиться к признанным мировым сообществом международным нормам. Более того, несмотря на очевидные сдвиги в системе надзора и российского финансового рынка, в настоящее время в этой сфере существует ряд таких проблем, как:

  • неоднородная структура органов надзора и применяемых ими стандартов, в том числе дублирование функций;
  • отсутствие комплексного надзора на макроуровне;
  • незначительная роль саморегулируемых организаций.

Анализ мирового, и, в особенности, европейского опыта дает основание утверждать, что российской финансовой системе необходимо укрепление надзора на макро — и микроуровнях. Более того, в разработанных Правительством России директивах все чаще поднимается вопрос об институциональной реформе финансового рынка с точки зрения надзора и.

Реформирование должно основываться на разграничении и последующем развитии трех основных функций надзора:

  • макропруденциального надзора, которой, учитывая зарубежный опыт, вероятнее всего будет наделен Банк России или его дочерняя организация;
  • микропруденциального надзора (т.е. функция по надзору за деятельностью участников банковского сектора, рынков ценных бумаг, страховых и инвестиционных услуг);
  • разработки комплексных мер в рамках единого плана развития российского финансового рынка.

В настоящее время в законодательной базе Российской Федерации отсутствуют положения, закрепляющие каждую из вышеперечисленных функций за каким-либо государственным надзорным органом.

В этой связи представляется возможным предложить следующую институциональную структуру финансового в России с учетом лучшей международной практики:

  1. Функция макропруденциального надзора закрепляется за Центральным банком Российской Федерации или его дочерней организацией (например, Комитетом банковского надзора Банка России). Ранее эта функция осуществлялась Банком России в недостаточной степени. В настоящее время Банком России разрабатывается модель, способная оценивать взаимосвязи макроэкономических индикаторов национальной экономики и ключевых показателей банковского сектора и учитывать в исходных параметрах стресс-теста различные макросценарии.
  2. Функция микропруденциального надзора возлагается на мегарегулятор, консолидирующий регулирование нескольких сегментов российского финансового рынка.
  3. Функция административной поддержки и разработки, комплексных мер в рамках выполнения единого плана развития российского финансового рынка, которая в настоящее время принадлежит созданному при Президенте Российской Федерации Совету по развитию финансового рынка, должна быть расширена.

В настоящее время система финансового надзора и в России размыта в связи с отсутствием полномочного органа, в обязанности которого входила бы унификация применяемых российскими органами механизмов. На данный исполняющий орган, в частности, должны быть возложены задачи:

  • адаптации международных правил и стандартов финансового сектора;
  • насыщения российского законодательства новыми правовыми нормами, отвечающими современным потребностям;
  • контроля за исполнением функций макро — и микропруденциального надзора соответствующими исполнительными органами.

В этих целях следует сформировать обособленную структуру, ответственную за разработку методологической базы в области российского финансового рынка, в частности, по отслеживанию угрозы системного риска. Учитывая опыт европейских реформ, представляется целесообразным создание отдельного органа, который будет заниматься консолидированным сбором и анализом данных, предоставляемых российскими органами пруденциального надзора, и оценкой вероятности системного риска на финансовом рынке России.

Важным направлением развития российской экономики и ее финансового рынка является укрепление доминирующей роли России в интеграционных процессах, происходящих на постсоветском пространстве. На пространствах СНГ в настоящее время активно работают ведущие российские банки (ВТБ, Сбербанк, Банк УРАЛСИБ), казахский БТА Банк, белорусский Белорусьбанк, Международный банк Азербайджана. Успешное развитие финансовых рынков этих стран зависит от решения такой задачи, как укрупнение ресурсно-капитальной базы банков, в особенности системообразующих, что продиктовано углублением мирового финансового кризиса в связи с систематическими рисками.

Таким образом, в рамках модернизации и совершенствования финансового для России важно сохранять баланс по двум направлениям: следование рекомендациям международных организаций и гармонизация условий реализации надзора и с ее ключевыми партнерами в финансовой и экономической сфере.

Что касается участия России в интеграционных объединениях, представляется целесообразным формирование и развитие Евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация и унификация национальных законодательств. В целях скорейшего закрепления за Москвой статуса международного финансового центра выполнение данных условий в рамках финансовой отрасли видится своевременным. Несмотря на существующие пределы подобной интеграции, заключающиеся в различиях между уровнями развитости финансовых рынков стран-участниц, она неизбежна с учетом нарастающей тенденции регионализации и развитии региональных финансовых рынков и центров.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Последние десятилетия мировая экономика характеризовалась преобладанием финансовых сделок среди прочих сделок, что дало импульс к стремительному развитию мирового финансового рынка. Мировой финансовый рынок в настоящее время имеет огромное влияние на характер функционирования всей глобальной экономики. В силу огромных масштабов рынка происходящие на нем процессы отражаются на состоянии всего мирового хозяйства. В условиях глобализации мировой экономики происходит глобализация финансовой сферы, что позволяет утверждать о переходе мировой экономики на новый уровень, а именно в стадию финансовой глобализации.

Финансовая глобализация сопряжена с возросшей уязвимостью мировой экономики перед сбоями на мировом финансовом рынке, подтверждением чему служит череда разрушительных экономических кризисов, потрясших ряд стран с формирующимся рынком в конце 1980-х гг. в Латинской Америке, в 1990-х гг. в Мексике, России и нескольких странах Азии, глобальный финансово-экономический кризис конца 2000-х гг. Современный финансовый кризис, зародившийся на американском ипотечном рынке, приобрел глобальные масштабы и перерос в глобальную финансово-экономическую рецессию, вовлекшую большинство стран мира и негативно отразившуюся на их экономическом развитии.

В условиях повторяющихся финансовых кризисов, приобретающих все более существенные масштабы, своевременным представляется поиск новых возможностей мирового финансового рынка в условиях существования объективных пределов, заключающихся в противоречиях современной стадии развития мирового финансового рынка и мировой экономки.

Современные особенности функционирования мирового финансового рынка, деятельности участников и характера использования инструментов предопределяют направления совершенствования мирового финансового рынка. Результаты проведенного исследования актуальных возможностей и существующих пределов мирового финансового рынка позволяют прийти к следующим выводам.

Рост объемов операций на мировом финансовом рынке, развитие финансовых инноваций, увлечение сложными схемами финансового инжиниринга и спекулятивными операциями в последние десятилетия способствовал нарастанию кризисных явлений в мировой экономике. Современный кризис продемонстрировал необходимость пересмотра отведенных ролей институтам надзора и как на международном уровне, так и в масштабах национальных финансовых рынков.

Анализ деятельности институтов на мировом финансовом рынке позволил представить структуру институтов с точки зрения их участия в процессе регулирования. Выделены субъекты (органы мирового финансового рынка), объекты (участники мирового финансового рынка). Проведено исследование характера их взаимодействия на мировом финансовом рынке. Наднациональные регуляторы рынка регламентируют деятельность его участников посредством разработки универсальных рекомендаций, в то время как национальные органы ответственны за адаптацию международных стандартов к местным реалиям.

Международные институты стремятся разработать единообразные правила осуществления финансового контроля и надзора для их внедрения в национальные законодательства. Национальные регуляторы стремятся приблизить действующее местное законодательство к международным стандартам в целях обеспечения беспрепятственного доступа иностранных инвесторов и расширения возможностей для всех участников финансового рынка. На основе анализа практики финансового целесообразным явилось выделение характерных тенденций, свойственных современному процессу мирового финансового рынка. Наиболее значимой тенденцией выступает унификация применяемых правил и методов и их гармонизация с национальными особенностями.

Всесторонний анализ современного мирового опыта финансового позволил разработать рекомендации по совершенствованию институциональной структуры в масштабах всего мирового финансового рынка и применительно к национальным финансовым рынкам.

Изменения в расстановке сил на мировой арене, проявляющиеся в постепенной потере своих лидирующих позиций США и Европейским союзом и усилением роли развивающихся регионов, опосредует стремительное развитие процесса регионализации мировой экономики в противовес доминирующей до недавнего времени глобализации. Такая тенденция позволяет прийти к выводу о своевременности расширения двухуровневой структуры мирового финансового рынка при помощи ее дополнения промежуточным уровнем. Создание региональных институтов позволит не только обеспечить более оперативное отслеживание рисков и предотвратить распространение финансово-экономических кризисов за пределы страны или региона, но будет способствовать более справедливому отражению современных потребностей участников мирового финансового рынка.

Анализ современного мирового опыта реформирования институтов финансового надзора и приводит к выводу о целесообразности разграничения функций национальных регуляторов по наиболее важным направлениям: защита потребителей финансовых услуг, усиление микро — и макропруденциального надзора за деятельностью участников, обеспечение финансовой стабильности, мониторинг и внедрение актуального мирового опыта. Применение данной модели при модернизации органов надзора и на национальном уровне представляется полезным в целях гармонизации институциональных структур финансовых рынков мира.

Тем не менее перечисленные возможности совершенствования мирового финансового рынка ограничены объективными пределами. Во-первых, в настоящее время сохраняется противоречие между национальным характером деятельности органов и трансграничной деятельностью участников мирового финансового рынка. Международные регуляторы не имеют достаточных полномочий для принуждения использования разрабатываемых ими правил и мер, оставляя за собой право издавать универсальные стандарты и рекомендации. Вторым ограничивающим фактором выступает разнонаправленность интересов различных групп стран, ищущих наиболее приемлемые условия финансовой отрасли исходя из собственных конъюнктурных возможностей. Наряду с этим делает несовершенным процесс опережающее появление новых инструментов и институтов, для которых не предусмотрены конкретные механизмы контроля, надзора.

Перечисленные факторы способствуют выделению ключевых направлений совершенствования практики мирового финансового рынка. Во-первых, представляется своевременным активизация деятельности и расширение полномочий саморегулируемых организаций, способных обеспечить должный уровень деятельности участников рынка без нарушения их экономических интересов. Во-вторых, актуальным является расширение методов таких участников мирового финансового рынка, как системно значимые финансовые институты, фонды альтернативных инвестиций.

Анализ мирового опыта и современных тенденций финансовых рынков позволяет возможным предложить некоторые направления совершенствования финансового в России. Во-первых, предлагается разграничить функции между действующими в настоящее время регуляторами, ввести полноценный макропруденциальныи финансовый надзор. С учетом существующих возможностей Банка России в области российского финансового рынка, с учетом обширной аналитической работы, представляется наиболее эффективным расширить полномочия Банка России и наделить его полномочиями по осуществлению макропруденциального надзора на российском финансовом рынке. Создание института, ответственного за макропруденциальное направление, позволит обеспечить более высокий уровень стабильности, сократит степень подверженности российского финансового рынка потрясениям извне, а значит повысит уровень экономической безопасности России в условиях современной мировой экономики.

Во-вторых, видится целесообразным начать выстраивать систему финансового, нацеленную на свое развитие в условиях функционирования международного финансового центра в России. Важным направлением в этой области служит гармонизация условий деятельности на российском финансовом рынке с условиями, предлагаемыми российскими партнерами по интеграционным объединениям, в первую очередь, Казахстаном, Белоруссией. Гармонизация методов финансового в рамках единого экономического пространства повысит инвестиционную привлекательность региона, будет способствовать созданию регионального финансового центра, что расширит возможности участников российского финансового рынка, облегчит их доступ на мировой финансовый рынок, а сам рынок сделает более конкурентоспособным.


Список использованных источников

 

Нормативно-правовая база:

  1. Концепция сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере — Утверждена Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 22 июня 2005 г. № 220.
  2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19декабря 2011г. № 9 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ».
  3. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в государствах-участниках Единого экономического пространства (подписано сторонами 9 декабря 2010 г.).
  4. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. — Приложение к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2011 г.
  5. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р.
  6. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного в сфере финансового рынка» от 04 марта 2011. г. № 270.

Периодические издания:

  1. Архипова, В.В. Реформирование глобальной финансовой системы: современная теория и практика. Внешние факторы развития денежно-кредитной и валютной сфер экономики России. / Отв. ред. М.Ю. Головнин. – Москва: ИЭ РАН, 2013. С.51-67.
  2. Архипова, В.В. Глобальный финансовый «пузырь»: области возникновения, география, каналы распространения / В.В. Архипова // Экономические науки. – 2014. – №4 (113). – С. 143- 153.
  3. Архипова, В.В. Глобальный финансовый «пузырь» как феномен эпохи финансовой глобализации / В.В. Архипова // Инновации и инвестиции. – 2014. – №5. – С.74-84.
  4. Внедрение стандартов Базель II/Базель III в России // Ernst&Young. – 2013. – 20 с.
  5. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсияновой. – Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. – 564 с
  6. Доклад о прогрессе в обрасти финансовых реформ. – Группа Двадцати. – Сентябрь, 2013. – 13 с.
  7. Дорожная карта «Группы двадцати» по усилению надзора и теневой банковской системы. – Группа Двадцати. – Сентябрь, 2013. – 3 с.
  8. Китай: риски и перспективы развития // Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. – 2013. – апрель
  9. Последствия европейского долгового кризиса для экономики России / под ред. д.э.н. М.Ю. Головнина. – Москва: Институт экономики РАН, 2013. – 61 с.
  10. Приложение по вопросам налогообложения к Декларации лидеров стран «Группы Двадцати». – Группа Двадцати. – Сентябрь, 2013. – 5 с.
  11. Рабочий план по финансированию инвестиций. Заключение исследовательской группы и перспективы. – Группа Двадцати. – Сентябрь, 2013. – 40 с
  12. SAFE further relaxes foreign exchange controls // Gide Loyrette Nouel. – Client Alert. – Febriary 2014
  13. Глобальные финансовые реформы. // Обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России. — 2014.
  14. Годовой отчет МВФ 2014 «Содействие сбалансированному мировому объему». // МВФ — 2014.
  15. Заявление по завершении миссии МВФ по оценке финансовой стабильности в рамках Программы МВФ по оценке финансового сектора (ФСАП). // МВФ. — 12 апреля 2014г.
  16. Информационно-аналитический доклад 2014 // Тематическая группа по взаимодействию в банковской сфере ЕврАзЭС.
  17. МВФ определяет новые веса валют для корзины оценки стоимости СДР. // МВФ.- 15 ноября 2014 г.
  18. МВФ совершенствует инструменты для предотвращения кризисов // МВФ. Пресс-релиз № 10/321, — 30 августа 2014 г.
  19. Обзор финансового рынка за 1 полугодие 2014 года. // ЦБ РФ. — 2014. — № 2 (71).
  20. Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. // Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. — 2015. — Выпуск 33.

Интернет-ресурсы:

  1. http://rts.micex.ru — сайт биржи ММВБ-РТС
  2. http://www.bis.org — сайт Банк международных расчетов
  3. http://www.eufn.ru — Интернет-портал ИК «Еврофинансы»
  4. http://www.europarl.europa.eu — сайт Европейского парламента
  5. http://www.federalreserve.gov — сайт Федеральной резервной системы США
  6. http://www.financialstabilityboard.org — сайт Совета по финансовой стабильности
  7. http://www.fsa.gov.uk — сайт Ведомства по финансовым услугам Великобритании
  8. http://www.mfc-moscow.com — портал проекта «Москва — международный финансовый центр»
  9. http://www.moodysanalytics.com — сайт рейтингового агентства Moody’s Analytics http://www.sec.gov
  10. Официальный сайт БМР (BIS) – URL: http://www.bis.org.
  11. Официальный сайт ВТО – URL: http://www.wto.org.
  12. Официальный сайт Интернет-архива марксистов – URL: http://www.marxists.org.
  13. Официальный сайт исследовательской группы Economic Policy Uncertainty – URL:http://www.policyuncertainty.com.
  14. Официальный сайт Координационного совета Индонезии по инвестициям – URL:http://www.indonesia-investments.com.
  15. Официальный сайт МВФ – URL: http://www.imf.org.
  16. Официальный сайт Министерства финансов Японии – URL: http://www.mof.go.jp.
  17. Официальный сайт Мирового банка – URL: http://www.worldbank.org.
  18. Официальный сайт Статистического управления Швеции – URL: http://www.scb.se.
  19. Официальный сайт Федерального агентства жилищного финансирования (США) –URL: http://www.fhfa.gov.
  20. Официальный сайт Федеральной корпорации по страхованию вкладов (США) – URL:https://www.fdic.gov.
  21. Официальный сайт Федеральной резервной системы США – URL:http://www.federalreserve.gov.
  22. Официальный сайт ФФС/СФС – URL: http://www.financialstabilityboard.org.
  23. Официальный сайт Центрального банка РФ – URL: http://www.cbr.ru.
  24. Официальный сайт ЮНКТАД – URL: http://unctad.org.
  25. Официальный сайт Японского бюро статистики – URL: http://www.stat.go.jp.
  26. Официальный сайт Японского института недвижимости – URL: http://www.reinet.or.jp.
  27. Официальный сайт Bloomberg – URL: http://www.bloomberg.com.
  28. Официальный сайт G-20 – URL: http://www.imf.org, http://ru.g20russia.ru.
  29. Официальный сайт International Swaps and Derivatives Association (ISDA) – URL:http://www2.isda.org.
  30. Официальный сайт NBER – URL: http://www.nber.org.
  31. Официальный сайт The Banker – URL: http://www.thebanker.com.
  32. Официальный сайт The Securities Industry and Financial Markets Association – URL: http://www.sifma.org.
  33. Официальный сайт World Federation of Exchanges members – URL: http://www.worldexchanges.org.
  34. Официальный сайт МинФин http://www.minfin.ru/
  35. Персональная Интернет-страница М.Обстфельда – URL:http://eml.berkeley.edu/~obstfeld/.
  36. Сайт исторической статистики – URL: http://www.historicalstatistics.org.
  37. Сайт исторической статистики Maddison Project – URL:http://www.ggdc.net/maddison/maddison-project/home.htm.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф