3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1. Разработка структуры программного обеспечения
ER-системы диаграмма проект проиллюстрирована на рис.23.

АИС должна выглядеть как web-приложение, что обладает некоторыми достоинствами:
• централизованное хранение данных
• несколько операторов могут синхронно выполнять работу;
• нет необходимости ставить программное обеспечение локально на каждого пользователя, работа может быть выполнена с помощью любого web-браузера;
• доступ к пользовательскому экрану приложения возможен через интернет-соединение;
• высокая скорость работы приложения.
Система состоит из 4 модулей: осуществление работы со справочными данными, выполнение приема отчетов, внесение данных, а также управление. Для того чтобы хранить информацию, используется БД в общем виде
Рис. 24 демонстрирует структурную схему программы.
Рисунок 24. Структурная схема системы
Для того чтобы воспользоваться информационной системой, достаточно применять какой-нибудь веб-браузер. Сервер с БД и приложением должны находиться в рамках локальной сети рассматриваемого предприятия «Союз», вход обеспечивается посредством внесения соответствующего адреса в строку адреса веб-браузера.
Состав отдельных модулей схож, поэтому при обновлении или смене сведений изменения могут быть внесены в программу в максимально короткие сроки [24].
Модуль осуществления работы со справочными данными обеспечивает возможность внесения необходимых поправок в директории: Клиенты, Поставщики, Продукты, Отделы, Составные части. Справочники создаются путем заполнения соответствующих полей формы. Затем нажимается кнопка «Регистрация». После нажатия кнопки выполняется запрос SQL к базе данных, и введенная пользователем информация сохраняется в базе данных [24].
На той же странице, где находится форма ввода данных, отображается состав нужного перечня, в котором включено общее число всех записей. Также отображается кнопка, с помощью которой можно удалить необходимую запись. После нажатия этой кнопки запись отражаться как удаленная в таблице справочника и больше не появляется на экране [24].
Модуль приема отчетности реализует функции для генерации документов результата, требуемая структура которых считается иной и перечислена выше. Создание документов также основано на SQL-запросе к базе данных в табличном представлении, содержащей список записей, кроме того, иллюстрируются показатели эффективности, такие как общее число и стоимость произведенных продуктов [24].
Учетную форму деятельности производства представляет собой модуль ввода сведений. С помощью данного модуля осуществляется учет числа созданных продуктов непосредственно каждым отделом. В то же время выбор названия продуктов и самого отдела осуществляется из выпадающего перечня. Это важно для предупреждения вероятных пробелов от оператора. [24].
Модуль авторизации содержит форму авторизации и сценарий авторизации, который проверяет согласованность ввода пароля. Авторизация осуществляется путем сравнения введенных данных с данными в базе данных. Если пара имя пользователя/пароль совпадает, происходит вход в систему, в противном случае система выдает сообщение о неудачной авторизации [24].
«Модуль администратора» используется для того, чтобы осуществлять управление функционированием системы: для того, чтобы создать новую учетную запись нового пользователя, для корректировки имени или пароля, а также восстановления или деинсталляции пользователя ИС. Для администратора имеется специальная авторизационная форма [24].
Составлено дерево вызовов сгенерированных объектов для облегчения этого процесса (рис. 25).
Рисунок 25 – Дерево вызовов
3.2. Проектирование модели финансово-экономической деятельности предприятия и её описание
Порядок решения проблемы может быть представлен в виде устного описания или в виде схемы. Использование общепринятых обозначений необходимо для того, чтобы логически обозначить разнообразные составляющие данной программы.
Нижеприведенные алгоритмы должны быть воплощены в создаваемой программе:
— Порядок работы с каталогами;
— Порядок нахождения и принятия отчетности.
В зависимости от того, какая именно модель базы данных используется, для ввода данных применяют формы, каждое поле которых содержит определенный атрибут.
На рис.26 изображен алгоритм действий в работе со справочниками ( внесение информации, обработка сведений, прием перечня).
Рисунок 26. Алгоритм работы со справочниками
Выберите или укажите для отчетов те пределы, которые должны быть учтены при создании документа. В качестве таких ограничений может быть непосредственно название реквизита или же дата внесения в таблицу.
На рис.27 представлен алгоритм для получения документа.
Рисунок 27. Алгоритм получения результативного документа
Далее мы рассмотрим последовательность получения каждого из документов на выходе:
Перечень заказов;
график поставок
Производственные данные;
План по продажам
На рисунке 28 показан алгоритм создания перечня заказов.
Перечень заказов создается на основе данных, введенных в поля «Дата поставки», «Имя клиента» и «Название продуктов», а также в результате SQL-запроса к БД, т.е. к таблицам «Клиенты», » Заказы» и «Продукты».
На Рис. 29 показан алгоритм создания графика доставки.
График поставки формируется на основе данных, введенных в поля Дата поставки, Наименование поставщика, Наименование сырья или в одно из этих полей и в результате SQL-запроса к базе данных, т.е. к таблицам Поставщик, Сырье и График поставки.
План продаж создается на основе ввода данных в поля «Дата продажи», «Имя клиента», «Имя продукта» или в одно из этих полей и в результате SQL запроса к БД, т.е. к таблицам «Клиенты», «Продукты», «План продаж».
На рисунке 30 показан алгоритм создания планов продаж.
Рисунок 28. Схема получения списка заявок
Рисунок 29. Схема технологического процесса получения документа «План поставок»
Рисунок 30. Схема технологического процесса получения плана продаж
Алгоритм формирования плана продаж представлен на рисунке 31.
Рисунок 31. Алгоритм получения сведений о производсьтвенной деятельности
Данные о производстве можно получить путем ввода данных в поля «Дата изготовления», «Наименование продуктов», «Название подразделения» или в одно из полей с помощью SQL-запросов к базе данных, особенно к таблице «Подразделения» и «Продукты».
Посмотрим на пример применения проекта.
Рис.32 иллюстрирует форму для справочника «Продукция». То же самое сделано и для других.
Рисунок 32. Форма списка справочника Продукция
Рис. 33 иллюстрирует основное окно программы.
Рисунок 33. Главное окно программы
Вкладка «Учет и склад» используется с целью включения управления складом (рис. 34).
Рисунок 34. Вкладка Учет и Склад
В процесс управления складскими запасами входят указание кладовщика, отгрузка товаров клиентам и прием на склад уже готовых товаров, регистрация и сведения о складах.
Для управления складом были введены два отчета: Рис. 35,36 иллюстрируют инвентаризацию готовой продукции и Отчет о расходах и прибыли.
Рисунок 35. Отчет Готовая продукция на складе
Рисунок 36. Отчет о прибыли и издержках
В связи с тем, что сама допустимыйзнак система автоматизации была сформирована с использованием 1C:ERP, то у нее возможность быть интегрированной в системные модули программногопродукта 1С:Бухгалтерия.
Выполним моделирование финансовой и экономической деятельности компании, применяя инструменты 1С:ERP на базе «Союз» (рис. 37).
Рисунок 37. Управление финансами и бюджетирование
Это практический инструмент для моделирования будущего финансового положения компании с учетом доступных ресурсов и потенциала привлечения дополнительного объема финансовых средств.
Рисунок 38. Производство стеллажей (модели бюджетирования)
Возможность интеграции при составлении бюджета позволяет создать бизнес-модель с учетом данных из других источников (например, продаж, закупок, производственных планов). Предусмотрено автоматическое заполнение анализов по контрагентам, договорам, партнерам, позициям движения денежных средств из плановых документов, связанных с торгово-закупочной деятельностью компании. Также можно планировать платежи по выбранным статьям бюджета и отдельно по предоплате и оплате после поставки.
Рисунок 39. Настройка автоматического заполнения аналитик
В момент подачи заявки на выдачу наличных средств система позволяет осуществлять оперативный контроль за выдачей наличных средств.
Рисунок 40. Месячный план (сценарии бюджетирования)
Скользящее планирование, которое характеризуется поочередным сдвигом планового периода на срок, кратный плановому периоду, поддерживается подсистемой бюджетирования.
Рисунок 41. Оперативный учет
После стечения 1-го срока в прежде введенные периоды планирования корректируются и вводятся новые — для поддержания общего количества периодов планирования. Например, месячный план, охватывающий три месяца вперед, уточняется каждый месяц в течение следующих трех месяцев.
Рисунок 42. Методика скользящего планирования
Рисунок 43. Настройка скользящего планирования в 1С:ERP
Для этих типов отчетов доступны различные виды оценки, например, план-факт и план-план с функцией расчета расхождений по сумме или в процентах. Автоматизировав процессы управления, можно реализовать на предприятии компанию по бюджетированию.
Рисунок 44. БДР (с учетом внешних факторов) (Вид бюджета)
Рисунок 45. Процесс подготовки бюджетов
Обеспечивается возможность ИС осуществлять отправку задач исполнителям на e-mail, осуществлять контроль осуществления.
Рисунок 46. Разработка плана производства
Монитор процесса применяется для того, чтобы облегчить функции контроля за осуществлением быстрой реализацции процесса, являющегося бюджетным.
Рисунок 47. Монитор бюджетных процессов
3.3. Обоснование эффективности решения
Экономический эффект от задействования ИС достигается за счет следующих факторов: четыре
• Косвенного ракетных действия:
Повышение качества реализуемых процедур документооборота;
Повышение надежности работы с информацией;
Повышение исполнительного порядка.
• Непосредственного эффекта, характеризуюемого уменьшением трудовых, а также стоимостных характеристик
Трудовые показатели содержат:
1) Абс. уменьшения затрат трудового типа (T) в – часах за год: к
Т = Т0 в — Т1, (1)
данной где д Т0 – считается трудовыми затратами в часах за год – на обрабатывание информации в соответствии с базовым вариантом; а
применяться Т1 — трудовыми затратами в часах за год на обрабатывание необходимых данных в рамках основного варианта;
2) коэф. относительного уменьшения трудовых затрат (КТ ):
КТ = Т / T0 * 100% ; (2)
3) индекс уменьшения трудовых затрат либо увеличение производительности труда (YT к):
YT = T0 в / T1. (3)
элемент В качестве показателей стоимостного типа выделяют: абсолютное уменьшение стоимост затрат (C) рубю за год, коэффициент относит уменьшения затрат стоимост. Типа (КC), индекс уменьшение стоимостных затрат (YC ), которые рассчитываются – таким же образом.
Помимо проанализированных параметров является важным и вычисление периода, когда происходит окупаемость расходов, связанных непосредственно с вводом проекта машинного типа обработки данных (Ток), рассчитываемого в месяцах одного года, в долях одного года или непосредственно в годах :
Ток = КП / C , (4)
где КП – определяется издержками(тратами) на разработку и дальнейшее внедрение проекта.
Сопоставим суммы всех затрат непосредственно для основного варианта и во время использования разработанной системы. Можно предположить, что в среднем зарплата составляет тридцать тысяч рублей, что в интерпретации на часы при двадцати одном 8-и часовом раб.дне достигает значения в 140 руб. в час.
Вместе с тем, нужно учитывать, что ПК достигает значения в 20% от \ исходной стоимости (25 тыс.руб.) при длительности использования 5 лет, т.е. в час:
10000 / (21 × 12 × 8) = 5 руб. в час.
При основном варианте расходы накладного характера ежегодно составят:
Бумага:
10 пачек × 12 мес × 300 руб. = 36000 каждый год
либо 36000 / (21 × 12 × 8) = 18 руб. в час;
Остальные канцелярские принадлежности – примерно 6000 ежегодно, или примерно 3 руб. в час, всего — 9 рублей в час.
В табл.10 представлены процедуры для базового сценария и годовых вариантов, а также их особенности.
Абсолютный индекс снижения затрат на персонал для обработки данных составляет:
Т = 1328 – 664 = 664 часов
Коэф. снижения трудозатрат достиг уровня:
Kт = (664 / 1328) × 100% = 50%
Показатель снижения затрат (стоимостного типа) достиг:
С = 440896 – 205840 = 235056 рублей
Базовый и проектный варианты
| тзноменклатура Наименование операции | автоматизации Оборудование | Ед. изм. | Объем работы в год | Норма обработки/(опер/в час) | vedeniya Трудоемкость | Ср. час зарплата специалиста (руб) | Час. норма амортизации | разработки Час. стоимость накладных расходов (руб) | Стоимостные расходы ручных операций | |
| новый Базовый вариант | ||||||||||
| выполнить учет производства | нет | документострока | 25200 | 150 | 168 | 300 | 5 | 27 | 55776 | |
| контрагентами учет поставщиков и сырья | же нет | документострока | 12600 | 150 | 84 | 300 | 5 | 27 | 27888 | |
| задачу учет готовой продукции | нет | на документострока и | 113400 | 150 | 756 | 300 | 5 | 27 | 250992 | |
| Формирование отчетов предприятием | нет | специалист документострока жизненного | 48000 | 150 | 320 | 300 | 5 | 27 | 106240 | |
| Итого: | 1328,00 | 440896 | ||||||||
| основании Проектный вариант | ||||||||||
| выполнить учет производства | ЭВМ | д/с | 25200 | 300 | 84 | 300 | 5 | 5 | 26040 | |
| контрагентами учет поставщиков и сырья | ЭВМ | д/с | 12600 | 300 | 42 | 300 | 5 | 5 | 13020 | |
| задачу учет готовой продукции | ЭВМ | д/с | 113400 | 300 | 378 | 300 | 5 | 5 | 117180 | |
| Формирование отчетов предприятием | ЭВМ | д/с | 48000 | 300 | 160 | 300 | 5 | 5 | 49600 | |
| Итого: | 664,00 | 205840 | ||||||||
На разработку и внедрение ИС рассчитываются затраты. В этом контексте необходимо учитывать уровень оплаты труда программистов-разработчиков. С учетом того, что уровень оплаты труда данных специалистов составляет 60 тыс. рублей, количество разработчиков — 3, а время разработки — 21 день (месяц), стоимость разработки составляет 60 тыс. рублей, стоимость приобретения сервера системы управления базами данных и стоимость установки веб-сервера — 100 тыс. рублей, т.е. общая стоимость инвестиций составляет 28 тыс. рублей.
Определяем срок окупаемости затрат на воплощение проекта по автоматической обработке информации:
Ток = 280000 / 235056 = 1,2 всего года
Всего пятнадцать месяцев – именно такой срок окупаемости всех затрат на введение проекта.
Осуществим вычисление для определения коэф. (расчетного) показателя эффективности капитальных издержек:
Ер = 1 / если Ток автоматически =1/1,2 =0,83
Рис.48 иллюстрирует диаграмму сопоставления вариантов трудозатрат (основного и проектного), а рис.49 иллюстрирует диаграмму затрат.
Рисунок 48. Диаграмма сравнения проектного и базового варианта трудовых затрат обработки информации
Рисунок 49. Диаграмма сравнения проектного и базового варианта стоимостных расходов в области информационной обработки проводить сферах
Выводы по главе
Результатом этой главы являются разработанные алгоритмы функционирования программы и описание работы сотрудников в этой информационной системе.
Показатели экономической эффективности, внедряемой ИС обусловлены тем, что уменьшается время на техническую поддержку, опосредованный же эффект связан с тем, что время бездействия информационной инфраструктуры компании уменьшается, что в совокупности дает снижение значения непродуктивного расхода времени работы сотрудников. Расчетный срок окупаемости в 1,2 года говорит о том, что в условиях деятельности рассматриваемого предприятия проект можно считать результативным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы была решена поставленная задача: проведено моделирование деятельности производственного учреждения в рамках финансовых и экономических показателей на примере ФГУП «Союз», которое в настоящее время не является автоматизированным и выступает в качестве источника роста трудовых издержек сотрудников и одной из потенциальных причин снижения эффективности деятельности ФГУП «Союз».
В рамках первой главы анализируется деятельность ФГУП «ФЦПТК «Союз». Представлены главные показатели технического и экономического характера, а также представлена структура менеджмента компании, на примере которой велось изучение. Представляется архитектура программно-технического обеспечения ФГУП «ФЦТД «Союз».
В результате была установлена необходимость проведения работ по автоматизации работы «Союз», смоделирована область «Как есть» и «Как должно быть», сформулирована задача развития ИС, определена схема организации работы отдела оборота документов и выполнена оценка положения в области безопасности информационных систем.
В конечном итоге было проведено сравнение систем другой стороны в анализируемой области. Отрицательными качествами рассмотренных систем являются избыточные и недостатающие функции для осуществления работы в организации. Проведенный анализ показывает, что «Союз» нуждается в защищенной, основанной на Интернете системе, позволяющей взаимодействовать со всеми сотрудниками компании. С этой целью для разных сотрудников ФГУП «ФЦДТ «Союз» должны быть созданы раздельные функции, а также доступы.
В результате были подобраны определенная стратегия и метод получения соответствующей информационной системы, проанализированы информационные процессы и изучены инструменты для разработки (язык разработки и система управления базами данных). В роли языка проектирования использовался РНР, а в качестве системы управления базами данных — MySQL. Также выполнено обоснование проектных решений по ТО, подтверждающее отсутствие необходимости в модернизации уже имеющегося в компании оборудования под созданную систему.
Вторая глава — проведение анализа ЖЦ разрабатываемой информационной системы, в рамках которого был выбран стандарт жизненного цикла ISO/IEC 12207:1995, определены фазы жизненного цикла информационной системы в соответствии с указанным стандартом, а также определена тактика внедрения. В итоге была избрана стратегия «пилотного проекта» и модель каскадного жизненного цикла систем, учтены риски каждой фазы ЖЦ.
В остальной части главы подробно рассматривается правовая и нормативная база функционирования создаваемой ИС, осуществляется выбор мер организационного характера и программных и аппаратных средств обеспечения защиты создаваемой ИС. Затем был проанализирован процесс информационного сопровождения задачи — создается информационная модель разрабатываемой ИС, прорабатывается нормативная, справочно-техническая, оперативная, входная и выходная информация для построения создаваемой информационной системы. В связи с этим было построено дерево программных модулей, дана их характеристика, сформирована БД, описаны таблицы баз данных, составлены дерево функций и сценарий коммуникации с системой.
Результат данной главы — алгоритмы функционирования программы и характеристика моделирования работы рассматриваемого производственного учреждения, в рамках финансовой и экономической деятельности, с помощью средств 1С: ERP на базе ФЦДТ «Союз».
Третья часть работы посвящена выбору вариантов расчета эффективности, в отношении экономики, и выполнению необходимых вычислений, которые направлены на обоснование проектной эффективности в плане экономики предприятия.
В результате проведенной работы можно констатировать, что основные задачи проекта, а именно: проведение анализа деятельности производственного учреждения, выявление существующих недочетов в действующей на предприятии технологической схеме управления и разработка ИС производственного учета, были решены.
Разработанная информационная система может быть применена без специальных предварительных знаний пользователями на любом уровне образования.
Требования задания к дипломной работе полностью выполняются реализованным проектом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонов Олег. Документирование информационных систем. – Алматы: Литрес, 2019. – 41 с.
2. Афанасьева Т.В. Информационное общество и проблемы прикладной информатики. Учебное пособие. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. – 123 с.
3. Бабаш А.В., Баранова Е.К., Мельников Ю.Н. Информационная безопасность. Лабораторный практикум +еПриложение: комплект исполняемых модулей. Учебное пособие – 2-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2018. – 132 с.
4. Воронин В.В. Информационное обеспечение автоматизированных систем. — Учебное пособие. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2019. – 248 с.
5. Еременко К. Работа с данными в любой сфере. – М.:Альпина Диджитал, 2019. – 230 с.
6. Клейнберг Дж., Е. Тардос. Алгоритмы. Разработка и применение. – СПб.:Питер, 2016. – 800 с.
7. Козлов Сергей. Защита информации. Устройства несанкционированного съема информации и борьба с ними. — М.: Трикста, 2018. – 289 с.
8. Костюк Ю.Л. Лекции по основам программирования. Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет (ТГУ), 2019. – 260 с.
9. Куликов С.С., Фадеева Е.Е. Работа с MySQL, MS SQL Server и Oracle в примерах. В 2-х частях. – Учебно-методическое пособие. – Минск: Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР), 2019. – 287 с.
10. Нарваткина Н.С. Внедрение информационных систем. Учебное пособие. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), 2019. – 94 с.
11. Новиков Б.А., Горшкова E.A. Основы технологий баз данных. — М.: ДМК Пресс, 2019. – 240 с.
12. Осипов Д. Технологии проектирования баз данных. — М.: ДМК Пресс, 2019. – 499 с.
13. Романов А.А. (сост.) Распределенные вычисления и приложения. Учебное пособие. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. – 151 с.
14. Семахин А.М. Методы верификации и оценки качества программного обеспечения. — Курган: Курганский государственный университет, 2018. – 150 с.
15. Скитер Н.Н., Костикова А.В., Сайкина Ю.А. Информационные технологии. — Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2019. – 96 с.
16. Стасышина В.М., Стасышин Т.Л. Базы данных: технологии доступа. — 2-е изд. испр. и доп. – Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 164 с.
17. Стельмашонок Е.В., Васильева И.Н. (ред.) Информационная безопасность цифрового пространства. — СПб.: СПбГЭУ, 2019. – 155 с.
18. Тагайцева С.Г., Юрченко Т.В. Предметно-ориентированное программирование. — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2018. – 84 с.
19. Трофимов В.В., Павловская Т.А. Основы алгоритмизации и программирования. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 137 с.
20. Умарова А.А. (сост.) Основы проектирования баз данных. — Учебное пособие для специальности «Информационные системы (по отраслям)». – Махачкала: ДГУНХ, 2018. – 108 с.
21. Юрчик П.Ф., Голубкова В.Б. Применение Web и CALS технологий на предприятии. — М.: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2018. – 112 с.
22. Автоматизированные корпоративные системы — необходимый инструмент эффективного ведения бизнеса [Электронный ресурс] // Составитель: Малькова О.И. URL: https://tatcenter.ru/news/avtomatizirovannye-korporativnye-sistemy-neobhodimyj-instrument-effektivnogo-vedeniya-biznesa/ (дата обращения: 24.12.2022).
23. BPwin — ведущий инструмент визуального моделирования бизнес-процессов [Электронный ресурс] // Составитель: Кармилов Е.В. URL: http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/ca/bpwin.htm (дата обращения: 24.12.2022).
24. Описание отдельных концепций IDEF0 [Электронный ресурс] // Составитель: Чувахин В.А. URL: https://www.cfin.ru/chuvakhin/idef0-r.shtml (дата обращения: 24.12.2022).
25. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin [Электронный ресурс]. // Составитель: Шаповалова С.В. URL: http://www.myshared.ru/slide/1193660/ (дата обращения: 24.12.2022).
26. «1С:Предприятие» (компания «1С») [Электронный ресурс]. // URL: https://1c.ru/ (дата обращения: 24.12.2022).
