1 2
1.4. Характеристика предприятия
Компания ООО «ПЭК» – крупнейший российский грузоперевозчик, специализирующийся на перевозке сборных грузов и пользующийся известностью на рынке транспортно-экспедиционных услуг благодаря минимальным срокам доставки груза, широкой филиальной сети, высокому уровню сервиса и оптимальной ценовой политике. Созданная в 2001 году, на сегодняшний день Компания «ПЭК» доставляет грузы по всей территории РФ (включая Крым) и территории Казахстана посредством авто- и авиатранспорта. С 2015 года также выполняет доставку грузов из Китая. Для перевозки принимаются как небольшие, так и крупногабаритные грузы весом до 20 тонн [26].
Основным направлением деятельности компании является организация перевозок и сопровождение грузов на территории Российской Федерации. «ПЭК» занимается организацией перевозок товаров авто- и авиатранспортом. Специализация транспортно-экспедиторской Компании – доставка сборных грузов.
Транспортно-экспедиционные услуги в международном направлении: – основные направления: Россия – Западная/Восточная Европа – Россия. В спектр оказываемых услуг в данном направлении входят: – перевозка стандартных грузов – перевозка крупногабаритных грузов – сборные грузы – мультимодальные перевозки – услуги складирования – страхование грузов на период транспортировки.
Услугами Компании «ПЭК» ежегодно пользуются более 1,5 млн. клиентов, среди которых производственные и дистрибьюторские компании, федеральные и региональные торговые сети, интернет-магазины и частные лица. Служба доставки отправляет и забирает грузы из любой точки в радиусе 300 км от каждого филиала: таким образом, в зону обслуживания Компании «ПЭК» входят около 100 000 населенных пунктов.
Миссия компании «ПЭК» – способствовать постоянному развитию бизнеса партнеров через формирование высоких стандартов качества в сфере предоставления услуг транспорта.
Филиалы «ПЭК» открыты в 83 городах страны. Компания «ПЭК» охватывает всю территорию России — от Калининграда до Дальнего Востока.
ООО «Первая Экспедиционная Компания» (ООО «ПЭК») на рынке транспортных услуг осуществляет свою деятельность в 3-х подсекторах:
— осуществляет перевозки сыпучих грузов на автомобилях-самосвалах различных моделей и модификаций;
— наливных грузов: дизельного топлива, бензина и смазочных материалов — на автомобилях-цистернах;
— междугородние и международные перевозки на различные расстояния и по различным маршрутам.
Предприятие является ведущим по обслуживанию дорожных организаций, металлобазы, нефтебазы. На долю ООО «ПЭК» приходится около 35% перевозок.
В результате анализа были выделены следующие типовые бизнес-процессы транспортно-экспедиционных компаний:
- Получение заказа, сбор информации по заказу, принятие решения о выполнении заказа.
- поиск перевозчика;
- оформление документов с заказчиком;
- оформление документов с перевозчиком
- выполнение заказа (перевозка);
- обработка выполненного заказа.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Организационная структура предприятия
Как видно из рисунка 1, организационная структура является линейно-функциональной. Это обеспечивает контроль над отдельными подразделениями компании ООО «ПЭК Урал», и оперативное решение производственных задач. Данная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними. Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений).Директор компании осуществляет стратегическое и тактическое управление организацией.
Анализ логистической деятельности Тюменского филиала предприятия ООО «ПЭК» ООО «Первая Экспедиционная Компания» занимается транспортно-экспедиционной деятельностью, что означает системное управление не только процессом перевозок грузов, но и складским хозяйством, упаковкой, хранением, забором и доставкой грузов, погрузочно-разгрузочными работами, перевозкой сопроводительных документов, страхование, внутритарный учет, наложенным платежом. В рамках этого перед компанией стоят следующие логистические задачи – создание транспортных систем, планирование транспортных процессов, обеспечение технологического 45 единства транспортно-складского процесса, выбор транспортных средств, определение рациональных маршрутов доставки, выбор оптимальных партнеров для сотрудничества и прочее. Логистическая деятельность компании реализуется в организации и функционировании логистической системы. Ее организующим звеном выступает координирующее логистику подразделение, выполняющее управленческие функции. В тюменском филиале компании ООО «ПЭК» таким подразделением является Отдел Доставки, занимающийся сбором заявок на забор/доставку грузов, а также, распределяющий их по районам для закрепленных водителей.
1.5. Анализ проблем используемой информационной системы организации и предпосылки внедрения новой информационной системы
На сегодняшний день в компании отсутствует программный анализ управления продажами, поэтому необходимо провести анализ потребности предприятия в информационно-аналитической системе для повышения эффективности управления отношениями с клиентами и сокращения затрат на их обслуживание. В коммерческом отделе транспортной компании «ПЭК» на данный момент сотрудники работают так, как им удобно: кто-то фиксирует результаты работы на бумаге, кто-то ведет учет в таблицах MS Excel или в других стандартных программах. Входящие звонки от новых клиентов зачастую не фиксируются, возникает трудность в разборках, кто из сотрудников занимается текущей заявкой. По факту получается, что учитываются только оплаченная или отгруженная перевозка. Также есть проблемы с учетом и анализом работы сотрудников. Сложно определить, все ли входящие звонки были обработаны, и как проводится обработка уже имеющихся контактов. Для избежания этих проблем, необходимо автоматизировать и стандартизировать отношения с клиентами [18]. В последнее время для повышения эффективности продаж и взаимодействия с клиентами все большее количество предприятий используют концепцию CRM – концепцию управления взаимоотношениями с клиентами. Управление отношениями с клиентами – это комплекс бизнес-процессов компании по взаимодействию с клиентами (партнерами и контрагентами), ориентированный на повышение уровня продаж услуг, обеспечение эффективности маркетинговых акций, улучшение уровня обслуживания заказчиков и построение долгосрочных и доверительных отношений с клиентами
Учитывая проблемы во взаимоотношениях с клиентами, описанные ранее, к проектированию внедрения CRM-системы следует выдвинуть следующие требования:
- Требования к CRM-системе в целом:
— интеграция с сайтом: данная настройка выполняет большое количество важных процессов (учет лидов (заявок) и их обработка, сбор данных в единую базу, аналитика источников лидов и т. д.);
— SaaS-решение (Software as a Service – программное обеспечение как услуга.
Принцип таких облачных сервисов заключается в том, что определенное число составляющих элементов остается под своим управлением и, соответственно, какое-то количество элементов передается на аутсорсинг, то есть на содержание сторонней организации;
— интеграция с электронной почтой; — наличие мобильного приложения; — возможность настраивать бизнес-процессы: делает CRM-систему более гибкой и эффективной для компании;
— сегментация клиентов: так как дешевле продавать услугу существующим клиентам, чем завоевывать новых, к тому же расходы на привлечение новых клиентов в будущем будут только расти – поэтому так важно разделять клиентов на старых и новых и генерировать прибыль на основе базы существующих клиентов;
— организация коммуникаций с контрагентами, организация рассылок и электронные коммуникации: снижает влияния человеческого фактора на результат работы с клиентом, упрощает работу сотрудника (все данные по общению в одном месте), предоставляет детальную аналитику для руководства; — ведение истории и анализ продаж услуг: упрощает процесс сбора данных для анализа деятельности предприятия и построения долгосрочной и краткосрочной стратегий. Внедряемая CRM-система должна быть рассчитана главным образом на коммерческий отдел, отсюда и вытекает необходимость интеграции с сайтом, и электронной почтой: чтоб заявки, оставляемые клиентами на сайте, могли сразу приходить на почту.
Необходимость разработки CRM-системы для транспортной компании обусловлена необходимостью автоматизации взаимоотношений с клиентами.
Программный продукт предназначен для автоматизации обработки заявки от грузоотправителя, расчета стоимости перевозки, сбора информации о потенциальных и существующих клиентах, автоматизации формирования сопроводительных документов транспортно-экспедиционной компанией. С помощью данной системы достигается высокая степень прозрачности выполнения заказов клиентов и отслеживания их статуса.
Глава 2. Практические аспекты разработка и модернизация информационной системы предприятия
2.1 Обзор функционирующей структуры информационной системы и анализ данных
Информационная система ООО «ПЭК» — это организационно упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов информационной технологии, а также используемых для хранения, обработки и предоставления информации для достижения поставленных целей.
На данный момент в ООО «ПЭК» действует информационная система 1С: Управление торговлей, 1С: УАТ, 1С: Бухгалтерия). В информационной системе имеется возможность сформировать техническое задание для возможности контроля, провести анализ уже существующих функций в действующих базах.
На рисунке 3 представлен программный комплекс 1С, который использует ООО «ПЭК».
Рисунок 3 – Программный комплекс 1С ООО «ПЭК»
Для организации и возможности контроля за участком поступлений товаров и услуг предлагается внедрить контроль за всем программным комплексом 1С.
В информационной базе прикладного решения регистрируются как уже совершенные хозяйственные операции, так и планируемые. «1С: Предприятие 8.0 Управление торговлей» автоматизирует оформление почти всех первичных документов складского и торгового учета, а также документов движения денежных средств.
Интерфейс корпоративной информационной системы ООО «ПЭК» относится к группе графических интерфейсов.
Передача данных между сервером приложений и клиентами осуществляется с помощью интерфейса AppServer, который предоставляется удаленным модулем данных сервера приложений. Данный интерфейс используют компоненты-провайдеры TDataSetProvider на стороне сервера и компоненты TClientDataSet на стороне клиента.
ООО «ПЭК» пользуется интернет-технологией ETTB — это услуга высокоскоростного доступа к сети Интернет.
Интернет в офисе компании использует технологию POWERLINE (телекоммуникационная технология, которая на применении силовых электросетей для высокоскоростного информационного обмена). В компании ООО «ПЭК» введена в действие локальная вычислительная сеть топологии звезда, то есть каждая рабочая станция соединяется кабелем к концентратору.
Для передачи и обработки данных на стороне сервера используется интерфейс CGI с дополнениями, Web-сервер — Apache Server.
Для организации базы используется СУБД MySQL.
Доступ к информационным ресурсам корпоративной информационной системы совершается с помощью выражений XPath (XML Path), основывающихся на основе назначенных пользователем или приобретённым из доставочного шаблона параметров поиска.
Возможность интерактивного выбора одного из найденных информационных ресурсов осуществлена в поисковом интерфейсе результатов.
Подсистема быстрой передачи информации пользователю организована на шаблонах доставки информационных ресурсов пользователю.
Параметрами организации доступа служит список IP адресов компьютеров или локальной корпоративной сети используется в качестве параметров организации доступа пользователям, имеющим доступ к системе.
Проведя анализ интерфейсов доступа к корпоративным информационным ресурсам ООО «ПЭК» можно сделать вывод, что интерфейс информационной системы ООО «ПЭК» отвечает требованиям кроссбраузерности, дружелюбности и удобства использования информационных ресурсов на основании опроса сотрудников компании.
Компания ООО «ПЭК» использует следующие программы:
− Microsoft Office– офисный пакет;
− View FDCommander –менеджер файлов;
− Kaspersky Anti–Virus – антивирусная программа;
− WinRar – архиватор;
− Google Chrome – веб-браузер;
− STDU Viewer – стандартное средствопросмотра электронных документов разных форматов;
− 1С: Предприятие 8 — корпоративная система автоматизации учета и управления.
Операционная система компании ООО «ПЭК» — Windows 10, на нескольких компьютерах установлена операционная системаWindows 8.
Программное средство архивации в ООО «ПЭК» WinRAR – это 32–разрядная вариация архиватора RAR для Windows, создания и управления архивами.
В качестве корпоративной информационной системы компании ООО «ПЭК» используется ERP-система «1С:Предприятие», состоящая из платформы и прикладных систем для автоматизации деятельности организаций. Тем не менее данная информационная система не используется конечными пользователями, работающими с прикладной системой, разработанной на данной платформе.
Рассмотрим графический интерфейс пользователя ООО «ПЭК», в котором имеется возможность замены папок (таблица 1).
Таблица 1 — Графический пользовательский интерфейс ООО «ПЭК»
Следовательно целесообразно применять графический интерфейс в ООО «ПЭК».
Главной отличительной чертой программ ООО «ПЭК», составляющих единую систему информационных ресурсов, является общий интерфейс пользователя, который позволяет использовать одни и те же способы работы с различными приложениями пакета. Взаимодействие программ происходит через документы. Документы, которые созданы в одном приложении, можно вставить в другое приложение с возможностью изменения. Общность интерфейса приводит у уменьшению затрат на обучение пользователей.
В компании ООО «ПЭК» используется корпоративная информационная система 1С:СППР.
2.2. Исследование алгоритма функций информационной системы
В этом смысле наиболее типичной структурой комплексного технического обеспечения рассматриваемого класса информационных систем управления крупными организациями является трехуровневая древообразная структура. В корне дерева расположены элементы локальных (диспетчерских) подсистем управления.
В связи с тем, что ни одна из существующих CRM-систем не удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, было принято решение о разработке новой системы для транспортно-экспедиционных компаний, основанной на модели управления взаимоотношениями с клиентами. Новая система должна автоматизировать бизнес-процессы взаимоотношений с клиентами.
Разрабатываемый программный продукт предназначен для автоматизации обработки заявки от грузоотправителя, расчета стоимости перевозки, сбора информации о потенциальных и существующих клиентах, автоматизации формирования сопроводительных документов транспортно-экспедиционной компанией. С помощью данной системы достигается высокая степень прозрачности выполнения заказов клиентов и отслеживания их статуса.
К основным функциональным возможностям программы можно отнести:
- ведение базы данных клиентов и перевозчиков;
- добавление и удаление сотрудников и клиентов;
- автоматическое формирование договора после заведения контактной информации о клиентах и автозаполнение его при печати, хранение сформированных договоров в едином журнале с функцией быстрого поиска;
- регистрация заявки клиента, в которой фиксируется вся информация по сделке с клиентом;
- автоматическое заполнение и создание заявки заказчика;
- редактирование статуса перевозки;
- создание заказам индивидуальных статусов и цветов для наглядности
- оформление сопроводительных документов (путевой лист, ТН, ТТН).
Данная информационная система хранит информацию о: сотрудниках (ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес, телефон); клиентах (реквизиты организации); маршруте (город отправителя, город получателя , время маршрута, стоимость маршрута); автомобилях (марка, гос. номер, габариты); заказах (дата и время выезда, дата и время прибытия, стоимость); грузах (наименование, количество, цена).
2.3. Модернизация корпоративной информационной системы: от понятия к модели процесса
Типовая функциональная модель информационной системы СRM для транспортно-экспедиторского бизнеса разработана с использованием пакета BP WIN 4.1.
Целью построения функциональной модели делового процесса является точная спецификация всех операций и действий, осуществляемых в деловом процессе, а также характера взаимосвязей между ними[21,с.44].Построенная модель способна обеспечить полное представление о функционировании обследуемого процесса и обо всех имеющих в нем место потоках информации и материалов. Основной идеей данного раздела является исследование группы бизнес-процессов по «Взаимоотношениям с клиентами» в транспортно-экспедиционных компаниях.
В результате анализа были выделены следующие типовые бизнес-процессы транспортно-экспедиционных компаний:
- получение заказа, сбор информации по заказу, принятие решения о выполнении заказа;
- поиск перевозчика;
- оформление документов с заказчиком;
- оформление документов с перевозчиком
- выполнение заказа (перевозка);
- обработка выполненного заказа.
Методология IDEF0 – это оптимальный способ уменьшения количества дорогостоящих ошибок за счет структуризации на ранних этапах создания системы.
Модель «AS IS» бизнес-процесса «Осуществление транспортно-экспедиционных услуг » была реализована по методологии функционального моделирования IDEF0. «AS IS» — модель «как есть», модель существующего состояния бизнес-процессов в транспортно-экспедиционных компаниях. Данная модель позволяет систематизировать протекающие в данный момент процессы, а также используемые информационные объекты [16, с.35]. На основе этого проявляются узкие места в организации и взаимодействии бизнес-процессов, определяется необходимость внесения изменений различного характера в существующую структуру организации.
В модели созданы следующие диаграммы: контекстная диаграмма типовой функциональной модели; детализация подсистемы «Оказание транспортно-экспедиционных услуг»; детализация бизнес-функции «Поиск клиентов»; детализация бизнес-функции «Организация работы с заказчиком»; детализация бизнес-функции «Организация грузоперевозки»; детализация бизнес-функции «Организация работы с грузополучателем».
Деятельность транспортно-экспедиционных компаний регламентируется следующими нормативными законами:
- Гражданским Кодексом РФ. В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации договору транспортной экспедиции посвящена глава 41 «Транспортная экспедиция» (ст. 801-806);
- Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” уточняет существенные условия договора и определяет правовые нормы транспортно-экспедиционной деятельности, за исключением деятельности, осуществляемой в области почтовой связи. Им определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформления перевозочных документов;
- Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах, необходимых для нормального функционирования фирмы:
Входные сигналы:
- информация о потенциальном клиенте;
- заявка на перевозку от клиента;
- информация о грузе на перевозку.
Управляющая информация:
- Федеральный закон РФ «о транспортно-экспедиционной деятельности» 87 –ФЗ;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
Исполнители (механизм реализации):
- диспетчера;
- менеджеры по продажам;
- транспортные средства.
Выходные сигналы:
- договор на перевозку груза;
- перевезенный груз;
- счет-фактура, акт выполненных работ.
Контекстная диаграмма модели бизнес-процессов транспортно-экспедиционной компании «AS IS» представлена на рисунке 2, которая представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействие с окружающей средой.
Рисунок 3— Контекстная диаграмма на основе методологии IDEF0
Каждая из описанных выше групп была декомпозирована на более детальные задачи.
На рисунке 3 представлена диаграмма декомпозиции верхнего уровня «AS IS».
Рисунок 4 — Декомпозиция верхнего уровня «AS IS» на основе методологии IDEF0
Исходя из декомпозиции верхнего уровня, основными функциями бизнес-процесса являются: «Поиск клиентов», «Организация работы с заказчиком», «Организация грузоперевозки», «Организация работы с грузополучателем». При этом входящими сущностями являются «Информация о потенциальных клиентах», «Заявка на перевозку от клиента», «Реестр перевозчиков», «Информация о грузе на перевозку»; и выходящими сущностями являются «Перевезенный груз», «Оплата от клиента » а также «Счет-фактура, акт выполненных работ». При этом исполнители, которые участвуют в данном бизнес-процессе – «Менеджер по продажам», «Диспетчера», «Транспортные средства».
На рисунке 4 представлена IDEF0-диаграмма «AS IS» бизнес-процесса «Поиск клиентов». Она необходима для подробного описания процедуры поиска клиентов транспортно-экспедиционными компаниями.
Рисунок 5 — Диаграмма «AS IS» с декомпозицией бизнес-процесса «Поиск клиентов» на основе методологии IDEF0
Основными подпроцессами бизнес-функции «Поиск клиента» являются: «Сбор и систематизация информации от клиентов», «Составление плана обзвона и встреч», «Работа с клиентами», «Составление отчетов о работе». При этом сущность, которая в функциональные блоки является «Информация о потенциальных клиентах», а выходящие сущности -«Формирование коммерческого предложения», «Отчетность». Участниками процесса являются «Менеджеры по продажам».
Следующая декомпозиция необходима для рассмотрения процедуры «Организация работы с заказчиком». На рисунке 5 представлена IDEF0-диаграмма «AS IS» бизнес-процесса «Организация работы с заказчиком».
Рисунок 6 — Диаграмма «AS IS» с декомпозицией бизнес-процесса «Организация работы с заказчиком » на основе методологии IDEF0
В соответствии с данной декомпозицией, при обработке заявки от клиента, осуществляется: поиск и подбор транспортных средств, подходящих под параметры груза, далее менеджер по продажам рассчитывает стоимость перевозки исходя из предложенного тарифа перевозчика с начислением агентских вознаграждений. Далее происходит согласование условий гарантии с клиентом (такие как сроки оплаты, а также условия при возникновений спорных ситуаций) и далее производит оформление и отправка договора на грузоперевозку.
На рисунке 7 представлена IDEF0-диаграмма «AS IS» бизнес-процесса «Организация грузоперевозки».
Рисунок 7 — Диаграмма «AS IS» с декомпозицией бизнес-процесса «Организация грузоперевозки» на основе методологии IDEF0
В соответствии с данной декомпозицией происходит планирование перевозки, то есть выбирается самая оптимальная и безопасная схема движения и решаются прочие проблем, возникающие на пути следования. Далее составляются необходимые сопроводительные документы экспедитором и происходит отправка груза с комплектом необходимых документов.
На рисунке 8 представлена IDEF0-диаграмма «AS IS» бизнес-процесса «Организация работы с грузополучателем».
Рисунок 8 — Диаграмма «AS IS» с декомпозицией бизнес-процесса
При выполнении процесса доставки груза на выходе мы получаем оплату от клиента и формируем закрывающие документы: счет-фактуру и акт выполненных работ.
Следующим этапом стало построение логической модели системы. Диаграммы потоков данных DFD используются как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций документооборота в корпоративных системах обработки информации. В бизнес-процессах документы поддерживают их работоспособность и переносят данные между пользователями. Определяющим фактором для эффективного процесса документооборота являются скорость и качество обмена информацией между представителями организации. Документы, использующиеся в процессе осуществления грузоперевозок автомобильным транспортом, представлены в приложениях.
Основу методологии DFD составляет построение модели анализируемой ИС – проектируемой или реально существующей схемы процессов в DFD позволяют выявить основные потоки данных в организации.
Разработаем диаграмму потоков данных DFD, на которой представим: один обобщающий процесс путем объединения всех функциональных требований предварительной диаграммы; выявленные внешние объекты — внешние сущности; основную информацию, циркулирующую между внешними сущностями и процессом — потоки данных.
Основными компонентами данных диаграмм являются:
- Системы (процессы) — обозначают функции или процессы системы, которые обрабатывают и изменяют информацию.
- Внешние сущности изображают входы в систему и выходы из системы и указывают на место, организацию или человека, участвующих в процессе обмена информацией с системой, но располагаются за рамками диаграммы.
- Накопитель данных представляют собой данные, к которым осуществляется доступ.
Внешние сущности:
— Клиент.
Хранилища:
-Сервер базы данных — СУБД, основанная на архитектуре «клиент-сервер», включая и серверную и клиентскую части.
Построенная контекстная диаграмма приведена ниже на рисунке 9.
Рисунок 9 – Контекстная диаграмма потоков данных
На базе требований к модели и с учетом внешних сущностей сформируем декомпозицию DFD — диаграмму первого уровня. Результат декомпозиции первого уровня приведен на рисунке 10.
Рисунок 10 — DFD-диаграмма первого уровня
Первый уровень логической модели DFD содержит внешние объекты, взаимодействующие с системой («Клиент»), саму систему («Сервер Базы Данных») и данные, передаваемые в общем виде между ними («данные о клиенте», «карточка контрагента», «информация о перевозке», «справочник тарифов», «оповещение о доставке»). В таблице 3 описаны потоки данных.
Таблица 3— Потоки данных
Следующим этапом разработки модели ИС CRM для транспортно-экспедиционных компаний является построение модели «TO BE», то есть модели «Как должно быть». Данная модель создается на основе «AS IS», с устранением недостатков в существующей организации бизнес-процессов, а так же с их совершенствованием и оптимизацией. Это достигается за счет устранения выявленных на базе анализа «AS IS» узких мест или проблемных процессов.
В традиционном реинжиниринге именно на основе модели «TO BE» рекомендуется производить реинжиниринг бизнес-процессов и проектировать информационную систему. Построение максимально приближенной к действительности модели бизнес-процессов «AS IS» позволяет разработать грамотную и эффективную модель «TO BE», которая будет отражать все изменения в организации бизнес-процессов компании[15,с.102].
С помощью синтаксического анализа модели мы обнаружили «бесполезные» (не имеющие выхода), «неуправляемые» (не имеющие управления) и «простаивающие» функции. Более тонкий анализ позволил выявить дублирующие и неэффективные функции. При этом выясняется, что обработка информации и использование ресурсов неэффективны, важная информация не доходит до соответствующего рабочего места. В нашем случае, признаком неэффективности организации работ является, отсутствие обратных связей по входу и управлению для функций обработки заявки от заказчика и подсчета стоимости заказа.
Исправление недостатков, перенаправление информационных и материальных потоков приводит к построению модели «TO BE», то есть модели «как должно быть». Данная модель создавалась на основе модели «AS IS», с устранением недостатков в существующей организации бизнес-процессов, а так же с внедрением информационной системы CRM. Это достигалось за счет устранения выявленных на базе анализа модели бизнес-процессов «AS IS» проблемных процессов.
Проанализировав функциональную модель «AS IS» можно сказать, что бизнес-процессы «Поиск клиентов» и «Организация работы с заказчиком» требуют усовершенствования. Требуется рассмотреть подпроцессы данных бизнес-процессов для того чтобы отрегулировать ход данных процессов и внести необходимые изменения. Данные процедуры являются очень трудоёмкими и нуждаются в дополнительном контроле, для того чтобы исключить потерю данных в ходе переговоров с клиентами и в оформлении заказов. Поэтому для устранения этих неудобств можно усовершенствовать бизнес-процесс «Поиск клиентов» таким образом, чтобы использовать лидогенерацию с помощью CRM-системы для организации работы с потенциальными клиентами компании. Лидом может быть любой контакт клиента, который послужит для менеджера источником новой клиентуры. Так же важными параметрами по выстраиванию взаимоотношений с клиентами являются такие возможности как: просмотр истории взаимоотношений с клиентами и сегментация клиентов. На основании этих данных менеджеры и диспетчера смогут получить необходимую информацию о клиентах и на основании этого выбрать тактику выстраивания отношений с клиентом. Наиболее распространённой проблемой на начальном этапе работы с заказчиком является составление некорректной заявки клиентом, что приводит к дополнительным тратам и убыткам. Это связано с тем, что в заявке может быть не указаны важные аспекты груза, неправильные параметры размеров. Это все приводит к ошибкам в подборе транспортного средства и ошибкам при составление документов. В связи с данными факторами предлагается создать бланк заявки в проектируемой CRM –системе, который позволит автоматизировать процесс обработки заявки и оформления сопроводительных документов.
В бизнес-процессе «Организация работы с заказчиком» предлагается добавить функцию «изменение статуса клиента», с помощью которой можно отследить как протекает работа с клиентом. Существенным моментом оптимизации является автоматическое формирование договоров и документов для предоставления заказчику. Предлагаемые изменения удобнее всего осуществить с использованием возможностей CRM-системы, благодаря которой достигается некоторая систематизация информации, возникающей в процессе формирования заказа клиента.
В модели «TO BE» целесообразно добавить бизнес-функцию «Внесение данных в БД», входами которой является информация о клиентах и о заявке на перевозку, а выходом является обработанная информация.
На основе проведенного анализа были выявлены и устранены недостатки в моделях. На рисунках 10-14 представлены модели «TO BE» информационной системы.
Рисунок 11 — Контекстная диаграмма «TO BE»
Рисунок 12 — IDEF0-диаграмма первого уровня «TO BE»
Рисунок 12 — IDEF0-диаграмма декомпозиции бизнес-функции «Поиск клиентов» «TO BE»
Рисунок 13— IDEF0-диаграмма декомпозиции бизнес-функции «Внесение данных в БД»
Рисунок 14— IDEF0-диаграмма декомпозиции бизнес-функции «Организация работы с заказчиком» «TO BE»
Итак, в модель информационной системы «TO BE» для транспортно-экспедиционных компаний необходимо внести следующие бизнес-функции, которые могут быть реализованы с разработкой и внедрением CRM-системы:
- сбор всех данных о клиентах в единую клиентскую базу компании;
- автоматическое формирование договора;
- редактирование статуса клиентов по мере того, как идут переговоры;
- создание карточки запроса для регистрации обращения клиента;
- выставление правильных статусов обработки запроса;
- регистрация заявки клиента, в которой фиксируется вся информация по сделке с клиентом;
- автоматическое заполнение и создание заявки заказчика
- управление контактами с клиентами, учет истории контактов с клиентами
- формирование комплектов и отправка документов клиентам.
3. Экономические аспекты и расчет эффективности от внедрения информационной системы
3.1. Оценка затрат на разработку и модернизацию информационной системы предприятия и экономический эффект от внедрения информационной системы
В таблице 5 представлена структурная декомпозиция работ проекта внедрения ИС транспортно-логистической компании.
Таблица 5 — Структурная декомпозиция работ проекта
Просуммировав все затраты, получим сумму единовременных затрат на разработку и внедрение CRM-системы равную 106626,18 руб., и постоянные затраты на сопровождение CRM-системы равные 151200 руб.
Определение доходов от разработки CRM-системы:
Рассчитаем трудозатраты менеджеров на логистические операции до и после внедрения информационной платформы CRM и сведем данные в таблице 9.
Таблица 9 – Трудозатраты менеджеров на логистические операции до и после внедрения информационной CRM -системы
Снижение трудозатрат создает возможность сокращение штата диспетчеров-логистов, потому что со всеми логистическими операциями в среднестатистической небольшой транспортно-экспедиционной компании смогут справиться за восьмичасовой рабочий день 3 менеджера. Экономия на окладе сокращенного менеджера по логистике покроет расходы по внедрению разработанной информационной системы CRM.
Теперь можно высчитать экономию трудозатрат денежных единицах.
Для этого возьмем среднюю ставку/час работы менеджера. Заработная плата менеджера 25 000 рублей в месяц.
Средняя экономия в год составит: 25000*12=300000 руб./год.
Расчет окупаемости проекта внедрения CRM-системы отражен в таблице 10.
Таблица 10 – Расчет окупаемости CRM-системы
Рассчитаем основные показатели эффективности проекта.
- Чистый дисконтированный доход (NPV).
(1)
где ДПt – денежный поток за определенный период
r – ставка дисконтирования
NPV = 300000/1,22 + 300000/(1 + 0,22)2+ 300000/ (1 + 0,22)3+ 3000000 /(1 +0,22)4+ 300000/(1 + 0,22)5-106626,18- 151200/1,22 — 151200/(1 + 0,22)2— 151200/ (1 + 0,22)3— 151200/(1 +0,22)4— 151200/(1 + 0,22)5= 319483,4 руб.
- Индекс доходности инвестиций.
(2)
где
PI = 859091,9/539608,5 = 1,59
- Срок окупаемости проекта.
(3)
За период 3 месяца 19 дней кумулятивная сумма дисконтированных денежных поступлений будет равна объёму инвестиций;
- Внутренняя норма доходности.
(4)
где d+ – максимальная ставка дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость проекта положительна;
d- – минимальная ставка дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость проекта отрицательна.
IRR= 137,72
Таким образом, рассматриваемый инвестиционный проект целесообразно реализовывать, поскольку все рассчитанные показатели эффективности соответствуют критериальным требованиям, а именно: NPV> 0; PI> 1; IRR> CC.
3.2. Оценка рисков и комплексное планирование повышения эффективности корпоративной информационной системы
Управление рисками проекта включает в себя задачи, связанные с определением, анализом и реагированием на риски проекта.
Матрица рисков (Таблица 11) является инструментом оценки рисков, который отчетливо предполагает их градацию. Диапазон по осям угрозы и вероятности меняется от 1 до 5.
Заключение
В процессе написания выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи.
Автоматизация данных в современном веке высоких технологий просто необходима, ведь она облегчает работу, а использование компьютера при правильной разработке программы исключает ошибки, неизбежные при ручной работе, делая расчёт гораздо более точным, а время на решение затрачивается значительно меньше и работать с автоматизированной системой намного приятней и удобнее.
В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты основные идеи и проведены исследования наиболее важных проблем, касающихся корпоративных информационных систем, а точнее CRM-систем при внедрении.
ИС CRM, рассмотрены типовые бизнес-процессы транспортно-экспедиционных компаний, выбрана методологии для моделирования бизнес-процессов IDEF0 и DFD, сформированы модель «AS IS» бизнес- процесса «Управление отношениями с клиентами» и целевая модель информационной системы «TO BE» с устранением существующих недостатков. В результате анализа существующих разработок была обоснована необходимость создания собственной CRM-системы на основе ряда сформулированных требований. На основе модели ИС «TO BE» была спроектирована база данных и клиентское ПО автоматизированной информационной CRM-системы для транспортно-экспедиционных компаний, позволяющее оптимизировать бизнес-процессы по управлению отношениями с клиентами. Автоматизированная система поддерживает все операции, связанные с учетом, обработкой и предоставлением необходимых данных. Данная система обеспечивает ввод, удаление, хранение и редактирование информации, которая содержится в таблицах данных.
В результате было достигнуто следующeе:
— рассмотрены основы модернизации и администрирования корпоративной информационной системы;
— Рассмотрена модернизация корпоративной информационной системы компании ООО «ПЭК»;
— рассчитана экономическая эффективность модернизации;
В данной работе были проанализированы теоретические основы проектирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации» от от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) [Электронный ресурс] URL:://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 10.03.2018)
- ГОСТ Р52297-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения» [Электронный ресурс] URL: http://standartgost.ru/(дата обращения: 10.03.2018)
- О транспортно-экспедиционной деятельности: Федеральный закон от 30.06.2003 №87 (ред. от 14.10.2014) [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 10.03.2016)
- Правила транспортно-экспедиционной деятельности: Постановление Правительства РФ № 554 от 8.09.2006 г. [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 10.03.2018)
- Приказ Министерства транспорта № 23 от 11.02.2008 г. «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/(дата обращения: 10.03.2018)
Научная и учебная литература:
- Dumas M., Van der Aalst W. M. P., ter Hofstede A. H. M. (eds.) Processaware Information Systems: Bridging People and Software through Process Technology. – Hoboken, New Jersey: Wiley, 2012. – 12 p.
- Fisher, D.M. The Business Process Maturity Model: A Practical Approach for Identifying Opportunities for Optimization, 2016. – 123-124 p.
- Август-Вильгельм Шеер. Бизнес-процессы: основные понятия, теории, методы. –М: Просветитель, 2013.- 205 с.
- Бабкин Э.А., Князькин В.П., Шиткова М.С. Сравнительный анализ языковых средств, применяемых в методологиях бизнес-моделирования // Бизнес-Информатика. – 2011. – №2(16). – С. 31
- Вендров А.М. «Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем». Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2012. – 156 с.
- Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. – М.: ИД ФОРУМ ИНФРА- М, 2007.
- Глушаков С. В., Ломотько Д. В. Базы данных. М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. 415 с.
- Грекул В.И. Проектирование информационных систем [Текст]: учебное пособие / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – 2-е изд. испр. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008. – 300 с.
- Гринберг П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет. (перевод с англ.: CRM at the Speed of Light: Capturing and Keeping Customers in Internet Real Time). Серия: Бизнес XXI века. Издательство: Символ-Плюс. 2012 – 528 с.
- Елиферов В.Г., Репин В.В. «Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник». — М.:ИНФРА-М, 2014. – 319с.
- Ковалев В.Н. Современные методологии и стандарты описания бизнес-процессов: преимущества, недостатки и области применения [Текст] / С.В. Ковалев, В.Н. Ковалев. // Справочник экономиста. – 2008. – №11. – с. 32–46
- Култыгин О. П. Администрирование баз данных. СУБД MS SQL Server : учебное пособие / О. П. Култыгин. — Москва : МФПА, 2012. — 232 с. : ил. — (Университетская серия). – ЭБС «IPRBooks».
- Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с AIIFusion Process Modeler. – М.: Диалог-МИФИ, 2012.– 240 с.
- Никитин А.В. Управление предприятием с использованием информационных систем: Учебник / А.В. Никитин, И.А. Рачковская. – СПб.: Инфа, 2011. – 194 с.
- Проскурякова Л.Г., Коробовскиий С.П. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. – Орел: Издательство ОФ РАНХ ГС, 2012. – 234 с.
- Репин В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. – М.: Стандарты и качество, 2015. – 73 с.
- Романова Ю. Д. Информационные системы в экономике, управлении, маркетинге и менеджменте. Оперативные CRM-системы. Введение клиентской базы Sats expert. — М.: Издательство ММВШБ «МИРБИС» (Институт), 20011. — 30 с.
- Руководящий документ РД IDEF0 — 2000. Методология функционального моделирования IDEF0. М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. – 75 с
- Савич А. Документирование и оптимизация бизнес-процессов / M.: ООО Информационные системы, 2013. — 109 c.
- Трофимов С. CRM для практиков – М.:ООО АвтоКод, 2006 – 308 с.
- Трофимова В.В. Информационные технологии. — М.: Высшее образование, 2014. — 632 с.
- Фокс, Дж. Программное обеспечение и его разработка [Текст] / Пер. с англ. М.: Мир, 2007. — 368 с.
- Черемных С. В., Семенов И. О., Ручкин В. С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 192 с.
- Черемных С.В. Моделирование и анализ IDEF-технологии [Текст]: практикум / С.В.Черемных, И.О.Семенов, В.С.Ручкин. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
- Черкашин П. Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 – 384 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф