СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «КАК ЕСТЬ»
1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
1.1.2 Организационная структура управления предприятие
1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия
1.2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации
1.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов
1.2.2 Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание
1.2.3 Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
1.2.4 Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
1.2 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»
1.2.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи
1.2.2 Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи
1.2.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи
1.3 Обоснование проектных решений
1.3.1 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.3.2 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
1.3.3 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Разработка проекта автоматизации
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации
2.1.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание
2.1.3 Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации
2.2 Информационное обеспечение задачи
2.2.1 Характеристика нормативно–справочной, входной и оперативной информации
2.2.2 Характеристика результатной информации
2.3 Программное обеспечение задачи
2.3.1 Сценарий диалога
2.3.2 Характеристика базы данных
2.3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1 Описание программных модулей
3.2 Контрольный пример реализации проекта
3.3 Обоснование экономической эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в повышении силы воздействия информационных технологий на организацию и эффективность управления, а так же процессами цифровизации и постоянным совершенствованием применяемых технологий. С одной точки зрения, все процессы цифровизации, постоянного обновления и совершенствования информационных и коммуникационных технологий с одновременным массовым накоплением бизнес-информации, привели к образованию совершенно новой структуры в виде глобального информационного общества.
Другая точка зрения состоит в том, что особенности практического управления в основной деятельности, как предприятий, так и отдельных лиц, независимо от процессов обновления и модернизации, требует от сотрудника наличия специальностей и навыков к прогнозированию, оценке, анализу и синтезу информации, и принятии на основе этого, управленческих решений. Другими словами, независимо от степени цифровизации и информатизации современных бизнес-процессов, человек остается незаменимым субъектом управления.
Кроме того, значимость выбранной темы связана и с тем, что уровень заинтересованности в коммуникационно-информационным технологиям постоянно возрастает. В настоящее время сложности процессов автоматизации работы предприятий стали важны для всех отраслей, для всех видов производственных структур. При этом процессы автоматизации постоянно требуют доработки, модернизации и оптимизации исходя из потребностей отдельных предприятий, сфер деятельности.
Целью данной работы является модернизация и администрирование корпоративной информационной системы на примере ООО «Анекс Туризм».
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы должны быть решены следующие задачи:
1. Дать технико-экономическое описание организации.
2. Охарактеризовать комплекс задач и обосновать необходимость автоматизации.
3. Проанализировать программные продукты и выбрать стратегию автоматизации.
4. Провести обоснование проектных решений.
5. Разработать проект автоматизации.
6. Дать описание информационному обеспечению задачи.
7. Описать программное обеспечение задачи.
8. Описать контрольный пример реализации проекта.
9. Обосновать выбор методики расчёта экономической эффективности проекта.
10. Рассчитать показатели экономической эффективности проекта.
Объект исследования –компания ООО «Анекс Туризм».
Предмет исследования – процессы администрирования корпоративной информационной системы.
Методологическая и теоретическая база исследования. Теоретическую основу исследования составили работы, посвященные проблемам применения информационных технологий в деятельности предприятий, процессам автоматизации, а именно: Белая Т.Р., Васильков А.В., Грекул В.И., Ивлев В.А., Исаев Г.Н., Криницкий Н.А., Маглинец Ю.А., Мезенцев К.Н., Подолина О.А., Путькина Л.В., Редько В.Н. и др.
Структура работа представлена введением, тремя разделами, заключением, списком использованных источников и приложением.
Первый раздел посвящен технико-экономической характеристике объема исследования, а именно — ООО «Анекс Туризм». Так же в разделе обоснованы процессы автоматизации, анализ существующего опыта в сфере автоматизации.
Во втором разделе представлены вопросы и этапы проектирования программного обеспечения, а именно этапы и особенности проекта автоматизации для ООО «Анекс Туризм». В этом разделе описано информационное обеспечение задач, а так же структурная схема будущего программного обеспечения.
Третий раздел содержит оценку эффективности разработанного проекта автоматизации в виде контрольного примера, а так же определение экономической эффективности его внедрения в работу ООО «Анекс Туризм».
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «КАК ЕСТЬ»
1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
Стремительные темпы развития мирового туризма за последнее десятилетие приводят в течение каждых пяти лет к увеличению примерно в два раза количества персонала, занятого в сфере мирового туризма, и в полтора раза расходов населения на туристские поездки в мире.
История ООО «Анекс Туризм» началась в 1996 году. С тех пор компания выросла до представительств в России, Беларуси, Казахстане и Германии. Список открытых направлений постоянно увеличивается, и туристы могут отправиться в любую из 51 страны.
Основными услугами турфирмы являются разработка и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный спрос. Туры для ООО «Анекс Туризм» предоставляют зарубежные партнёры и собственные компании, входящие в один холдинг. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает качественное оказание услуг, подготавливает рекламно-информационные туры, формирует цены на туристический продукт, передает туры туристическим агентствам для их последующей реализации туристам.
Турфирма позиционирует себя как ориентированную на работу с юридическими лицами(турагентствами) и индивидуальными клиентами.
Компания ООО «Анекс Туризм» является клиентоориентированной организацией, т.к. уделяет внимание разностороннему развитию концепции отдыха, предлагаемого потребителю.
В ассортименте организации, по оценке социального статуса клиентов, выделяется:
— семейный отдых: путевки на море или к океану;
— отдых для молодежи: автобусные туры по Европе, с пешими прогулками и посещением культурных достопримечательностей;
— туристические предложения для организованных групп.
Таблица 1 иллюстрирует главные показатели ООО «Анекс Туризм» технико-экономического типа.
Таблица 1 — Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО «Анекс Туризм»
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
1 Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб. | 245967 | 238633 | 216608 | -7334 | -22025 | 97,02 | 90,77 |
2 Среднесписочная численность работающих, чел. | 81 | 81 | 83 | 0 | 2 | 100,00 | 102,47 |
3 Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. | 3037 | 2946 | 2610 | -91 | -336 | 97,02 | 88,58 |
в т.ч. 1 рабочего | |||||||
4 Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 42206 | 44006 | 45141 | 1801 | 1135 | 104,27 | 102,58 |
5 Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб. | 521,06 | 543,29 | 543,87 | 22 | 1 | 104,27 | 100,11 |
6 Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 21503 | 22217 | 18697 | 715 | -3520 | 103,32 | 84,16 |
7 Фондоотдача, руб./руб. | 11,44 | 10,74 | 11,59 | -1 | 1 | 93,90 | 107,86 |
8 Фондоемкость, руб./руб. | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0 | 0 | 106,50 | 92,71 |
9 Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб. | 140685 | 146687 | 150470 | 6002 | 3783 | 104,27 | 102,58 |
11 Прибыль от продаж, тыс. руб. | 14523 | 16443 | 19768 | 1920 | 3325 | 113,22 | 120,22 |
12 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 8744 | 10891 | 12294 | 2147 | 1403 | 124,55 | 112,88 |
По данным табл.1 рассматриваемое нами предприятие рентабельное в достаточной степени. В рассматриваемом промежутке видно увеличение прибыли от сбыта продукции. Также можно видеть рост показателя рентабельности продуктов и продаж компании.
Рисунок 1 демонстрирует динамику оборота товаров рассматриваемого нами предприятия — рассмотрим её с целью проведения анализа ФХД предприятия ООО «Анекс Туризм»
11,94% — таков темп падения за анализируемый промежуток времени по рис.5, который наглядно иллюстрирует динамику к уменьшению в товарооборотной величине в рассматриваемом промежутке времени.
Проиллюстрированные в таблица 2 показатели эффективности применения ОС(основных средств) рассматриваемого предприятия проанализируем далее.
Таблица 2 - Показатели эффективности использования основных средств предприятия ООО «Анекс Туризм»
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 21503 | 22217 | 18697 | 714 | -3520 | 103,32 | 84,16 |
Фондоотдача, руб./руб. | 11,44 | 10,74 | 11,59 | -0,7 | 0,85 | 93,88 | 107,91 |
Фондоемкость, руб./руб. | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0 | 0 | 100,00 | 100,00 |
Фондовооруженность, тыс. руб/чел | 265,47 | 274,28 | 225,27 | 8,81 | -49,02 | 103,32 | 82,13 |
В рассматриваемом промежутке времени (периоде) по данным табл.2 можно говорить о том, что ОС рассматриваемого предприятия являются эффективными.
Показатель фондоотдачи, равный >10 свидетельствует о том, что на рубль стоимости ОС рассматриваемой компании приходится свыше десяти рублей всей выручки. Этот же результат подтверждается и низкими параметрами показателя фондоотдачи (фондоемкости), который является обратным.
Таблица 3 иллюстрирует показатели эффективности применения трудовых ресурсов. Итак, проанализируем эффективность их использования.
Таблица 3 - Показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ООО «Анекс Туризм»
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
Среднесписочная численность работающих, чел. | 81 | 81 | 83 | 0,00 | 2,00 | 100,00 | 102,47 |
Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. | 3037 | 2946 | 2610 | -91,00 | -336,00 | 97,00 | 88,59 |
Трудоемкость | 0,0003 | 0,0003 | 0,0004 | 0,00 | 0,00 | 103,07 | 112,89 |
Видно по данным таблицы 3, что выработка уменьшается в рассматриваемом периоде. Что же касается труда на предприятии, то он применяется в достаточной степени эффективно. Кроме того важно отметить что процесс закупки и сбыта является несложным. Об этом свидетельствует показатель трудоемкости, значения которого находятся на низком уровне.
Таблица 4 иллюстрирует проведённый анализ себестоимости рассматриваемого предприятия в период с 2020 по 2021 гг.
Таблица 4 - Оценка динамики затрат ООО «Анекс Туризм»
Наименование показателя | 2020 год | 2021 год | Отклонение (+;–) | Темп роста, % |
Себестоимость продаж – всего, тыс.руб | 146687 | 150470 | 3783 | 102,58 |
материальные затраты | 62693 | 60922 | -1771 | 97,18 |
заработная плата | 31871 | 30224 | -1647 | 94,83 |
страховые взносы | 18808 | 18277 | -531,3 | 97,18 |
амортизационные отчисления | 1766 | 1632 | -134 | 92,41 |
коммунальные услуги | 25829 | 4030 | -21799 | 15,60 |
прочие расходы | 5720 | 35385 | 29665,3 | 618,62 |
Рисунок 2 иллюстрирует распределение затрат ООО «Анекс Туризм» за 2021 год.
Рисунок 2 – Структура затрат ООО «Анекс Туризм» за 2021 год
Материальные затраты равные 40% (это самая большая доля), представлены в структуре затрат рассматриваемого нами предприятия, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 1.5 и на рис.6. Самая большая доля материальных затрат, равная 40%, связана с особенностями работы предприятия. На 5,17% произошло сокращение затрат на зарплату по итогам 2021 г.
Таблица 5 иллюстрирует проведённый анализ имущества рассматриваемого предприятия.
Таблица 5 - Анализ имущества предприятия ООО «Анекс Туризм» за 2019-2021 гг.
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||||
1. Внеоборотные активы | 21821 | 23250 | 14144 | 1429 | -9106 | 106,55 | 60,83 |
1.1. Основные средства | 21821 | 23250 | 14144 | 1429 | -9106 | 106,55 | 60,83 |
2. Оборотные активы | 83368 | 141565 | 202456 | 58197 | 60891 | 169,81 | 143,01 |
2.1. Запасы | 23596 | 26938 | 105088 | 3342 | 78150 | 114,16 | 390,11 |
2.2. Дебиторская задолженность | 20787 | 61994 | 31808 | 41207 | -30186 | 298,23 | 51,31 |
2.3. Финансовые вложения | 27515 | 33898 | 37968 | 6383 | 4070 | 123,20 | 112,01 |
2.4. Денежные средства | 11470 | 18735 | 27470 | 7265 | 8735 | 163,34 | 146,62 |
2.5. НДС | 0 | 0 | 122 | 0 | 122 | — | — |
Произошло сильное уменьшение объема ОС (внеоборотных активов) в 2020 г., что демонстрирует проведённый анализ имущества рассматриваемого нами предприятия: по сравнению с 2019 г. падение объема основных средств на 39,17%.
Можно видеть увеличение в динамике активов, являющихся оборотными: в 2021 году значение было на уровне 69,81%, в 2020 году – 43,01% в сопоставлении с 2020 г.
Самый большой рост был зарегистрирован в величине запасов — это вызвано особенностями работы рассматриваемой компании.
Далее проанализируем итоги проведённого анализа показателя финансовой устойчивости рассматриваемого предприятия, что иллюстрирует таблица 6.
Таблица 6 - Анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «Анекс Туризм» за 2019-2021 гг.
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Абс. откл. | Темп роста, % | ||
2020-2019 | 2021-2020 | 2020/ 2021 | 2021/ 2020 | ||||
Коэффициент автономии | -0,01 | 0,06 | 0,09 | 0,07 | 0,02 | -888,36 | 139,24 |
Коэффициент финансового левериджа | -145,09 | 15,22 | 10,65 | 160,31 | -4,57 | -10,49 | 69,96 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | -0,01 | 0,07 | 0,09 | 0,08 | 0,02 | -819,70 | 127,96 |
Коэффициент мобильности имущества | 0,79 | 0,86 | 0,93 | 0,07 | 0,08 | 108,38 | 108,82 |
Коэффициент краткосрочной задолженности | 1,00 | 1,00 | 0,67 | 0,00 | -0,33 | 100,00 | 67,17 |
В 2019 г., как показывает анализ финансовой устойчивости рассматриваемого предприятия, его положение оценивалось как нестабильное по причине того, что предприятие не имеет собственного капитала из-за наличия убытков. В течение двух годов — с 2019 по 2020 значение устойчивости (в финансовом отношении) имеет низкое значение: в соответствии с коэффициентом автономии можно говорить о том, что собственного капитала недостаточно, отмечается превышение земных средств над собственными, что демонстрирует коэффициент финансового левериджа.
В период с 2019 по 2020 гг. заемные средства компании представлены обязательствами (краткосрочными) по анализу коэффициента задолженности (краткосрочной) — это говорит о том, что компания является самостоятельной и не зависит от кредиторов, являющихся внешними. По состоянию на 2021 г. произошло изменение положения с обязательствами: доля задолженности, являющейся краткосрочной, достигла 67% от всей величины заемных средств.
1.1.2 Организационная структура управления предприятие
Рисунок 3 иллюстрирует структуру (организационную) рассматриваемого предприятия.
Рисунок 3 — Организационная структура управления ООО «Анекс Туризм»
Отметим, что рассматриваемая нами компания имеет линейно-функциональную организационную структуру.
Гендиректор возглавляет рассматриваемую нами компанию, он осуществляет руководство по закону о финансовой и экономической деятельности, а также и хозяйственную деятельность, неся при этом всю ответственности за негативные проявления своих решений, за обеспечение сохранения организационного имущества, эффективную эксплуатацию, а также за результаты его работы (в финансовом и хозяйственном отношении).
Гендиректору подчиняются: два заместителя генерального директора, GDS департамент, департамент дистрибуции, IT департамент, департамент коммуникаций и внешних связей, департамент розничных продаж, департамент авиации, коммерческий департамент, финансовый департамент, департамент рекламы и дизайна. Гендиректор обеспечивает качественную работу и действенное сотрудничество подразделений.
GDS департамент отвечает за реализацию билетов на регулярных рейсах.
Департамент дистрибуции включает в себя отделы осуществляющие консультационные услуги по продуктам компании, региональные представительства, а так же отдел маркетинга.
Функциональные обязанности маркетингового отдела рассматриваемого предприятия:
- Анализ рынков компании. Создание ИС маркетинга в предприятии;
- Формирование целевым клиентам предложения, которое является ценностным;
- Позиционирование предприятия (в конкурентном плане) и её продукции на рынках, являющихся целевыми;
- Обеспечение с клиентами обратной связи, оценивание уровня удовлетворенности клиентов;
- Формирование лояльного отношение покупателей к предприятию, улучшение маркетинга отношений между партнерами.
Руководство маркетингового отдела осуществляет общие маркетинговые функции: управление, организация, создание плана, составление прогноза, формирование цели, проведение анализа, оценивание, регистрация и проведение контроля за выполнением политики в области маркетинга.
IT департамент осуществляет работу в нескольких направлениях. Отдел системного администрирования и служба IT поддержки обеспечивает техническую часть рассматриваемого предприятия. Обязанности отдела: технический учет функционирования оборудования, предназначенного для осуществления торговли; формирование отчетности технического типа; проведение анализа показателей деятельности (в экономическом и техническом отношении); планирование ремонтных графиков (в отношении оборудования); проведение контрольных работ за соблюдением расходов материалов (в нормативном плане); своевременно выполненное формирование заявок на требуемые детали оборудования, а также материалы. Отдел разработки и поддержки производственной системы и отдел разработки и сопровождения программного обеспечения несут ответственность за корректную работу специализированных программ и интеграционных проектов компании.
Департамент коммуникаций и внешних связей обеспечивает информационное сопровождение деятельности компании.
Департамент розничных продаж осуществляет поддержку компаний работающих под франшизой предприятия.
Департамент авиации отвечает за реализацию билетов на чартерных рейсах.
Коммерческий департамент имеет такую обязанность как заключение договоров с поставщиками услуг.
Финансовый департамент отвечает за все финансовые операции компании, распределяет денежные средства, анализирует деятельность организации и продумывает дальнейшие стратегии экономического роста.
Департамент рекламы и дизайна осуществляет функции по разработке и позиционированию бренда компании.
1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия
Совокупностью инструментов программного и технического типа, которые функционируют вместе для осуществления одной или двух и более аналогичных задач, называется программно-аппаратный комплекс [31].
Компоненты, которые входят в программный комплекс в рассматриваемой нами организации: ОС Windows 7, Dr.Web. В комплексе программ защита паролем обеспечивается обычным разделением доступа людей, пользующихся операционной системой Windows, отправка всех необходимых данных выполняется в интернет без применения соединения защищенного типа по ВПН-технологии. В целях обеспечения расширенной работы комплекса на сервере требуется выполнить: настройку экрана межсетевого типа, установить прокси, а также почтовый сервер.
В компании аппаратный комплекс включает:
— принтеры HP DeskJet 2050;
— сканеры Genius G Pen;
— персональные ЭВМ OfficeCor 2 duo E7500, Celeron430;
— HubDlink DES — 1005D/E.
Рабочий комплекс называется программно-аппаратным. Для осознания сущности данного комплекса, который предлагается для турфирмы проанализируем её структуру, которая продемонстрирована на рисунке 4.
Рисунок 4 — Структура программно-аппаратного комплекса
Серьёзный удар по репутации пострадавшей организации. В настоящее время получить доступ к информации, в том числе с целью её похищения, стало проще, для этого необходимо получить доступ к серверу, на котором хранятся данные, что можно сделать удаленно, т.е. физическое присутствие преступника не требуется.
Всех преступников можно разделить на две категории: внутренние и внешние [3]. К внутренним относятся
— Халатные сотрудники.
Их действия носят непреднамеренный характер, не задумываясь о нарушении информационной безопасности, такие работники могут посещать не связанные с работой или не проверенные сайты, пересылать персональную или секретную информацию, используя социальные сети и открытые каналы связи, оставлять данные для входа в систему в открытом доступе. И хотя злого умысла в их действиях нет, может быть нанесён существенный вред информационной безопасности организации. Для предотвращения такого вида угроз помимо технических средств, как например, использование лицензионного программного обеспечения, антивирусов, необходимо разъяснять и периодически повторять сотрудникам основы безопасности, что является коммерческой тайной, какое наказание предусмотрено за её разглашение.
— Обиженные сотрудники.
Такие работники, которые были уволены или переведены на более низкую должность по инициативе работодателя и имевшие доступ к важной информации. Они могут скопировать такого рода информацию и в дальнейшем распространить её за вознаграждение или с целью отомстить. Для предотвращения таких преступлений необходимо тщательно отслеживать возможности доступа к секретной информации, защищать её от копирования, а также при увольнении сотрудников постараться как можно «мягче» донести до сотрудника причины увольнения, выплатить все причитающиеся ему вознаграждения.
— Неудовлетворенные сотрудники. Отличаются от обиженных тем, что продолжают работать в компании, но передают часть информации за пределы организации за вознаграждение. Как правило такими сотрудниками являются руководители среднего звена. Для предотвращения такого рода преступлений также необходимо отслеживать возможности копирования информации, следить за микроклиматом в коллективе.
— Шпионы. Сотрудники, специально устраивающиеся на работу в организацию с целью кражи информации для дальнейшей её продажи. К сожалению, такие сотрудники, обычно, способны преодолеть некоторые ступени защиты информации и замаскировать следы своих действий. Для предотвращения такого вида преступлений необходимо более тщательно проводить отбор при приёме на работу. К внешним преступникам можно отнести:
— Хакеров, которым в отличие от шпионов не нужно устраиваться в компанию, чтобы получить доступ к секретной информации фирмы и которые к тому же могут внедрить вирусные программы.
— Правоохранительные органы.
Здесь ущерб может быть получен при изъятии компьютеров и сервисов из-за невозможности использовать хранящуюся на них информацию во время проведения следственных мероприятий. Принципы информационной безопасности во многом повторяют основные принципы экономической безопасности в целом, к ним относят:
— комплексность, т.е. средства защиты должны выбираться исходя из потенциальных угроз, действовать сообща и частично перекрывать задачи друг друга;
— многоступенчатость, т.е. система защиты должна иметь ступенчатую структуру, каждый элемент которой срабатывает последовательно;
— надежность, т.е. система безопасности должна быть надёжной и соответствовать уровню потенциальных угроз;
— разумность, т.е. средства защиты не должны мешать сотрудникам выполнять их работу;
— непрерывность, т.е. защита должна работать постоянно. Отметим, что правовую основу защиты информации обеспечивает законодательство РФ [4]. Рассмотрим основные средства и способы защиты информации экономического субъекта.
Их можно разделить на три группы [5]:
— организационные, к которым относят обеспечение специальными компьютерными помещениями, настройка внутренней сети и т.п, а также внутренние регламенты использования информации;
— программные, т.е. всевозможные программы, которые используются контроля, хранения и защиты информации и доступа к ней;
— смешанные аппаратно-программные.
Таким образом, для обеспечения информационной безопасности экономического субъекта необходима физическая защита данных, использование легального программного обеспечения, антивирусов, резервное копирование информации, передача секретных данных в зашифрованном виде.
Анализ вредоносного ПО, компрометация паролей, недостатки средств шифрования, неактуализированное ПО, проведен в [2, 8]. Современные информационные системы имеют тенденцию развития в сторону усложнения, с чем связана возможность применения все более изощренных методов для выявления их уязвимостей. Эффективность мер по ограничению такой возможности: внедрение политик нулевого доверия, устранение неоправданной сложности, тестирование на проникновение, сегментация сетевой инфраструктуры, обучение сотрудников рассмотрена в [9, 10]. Такие меры дают хороший эффект в случае сосредоточения бизнес-процессов вокруг корпоративного дата-центра, но не обеспечивают необходимого уровня безопасности и контроля доступа, необходимых современным цифровым средам.
Так цифровая трансформация бизнес-процессов стимулируют развитие и внедрение облачных технологий, например, предоставление по подписке ПО (SaaS). Второй фактор – это упомянутый выше формат дистанционного режима работы сотрудников, получающих удаленный доступ к корпоративным ресурсам, сосредоточенным в дата-центре или в облаке. Один из возможных подходов по созданию безопасного соединения – технологии настройки VPN от удаленного пользователя к корпоративным приложениям имеет серьезные недостатки, проанализированные в [11–13].
1.2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации
1.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов
В достаточно сложных обстоятельствах (как финансовых, так и экономических) на данный момент коммерческая компания работает сегодня. Залог качественной работы компании на сегодняшний день в таких обстоятельствах — это по-максимуму действенная организация работы компании на каждом уровне. Данная задача является сложной. Её успешное решение определяется не только сфере одной какой-то науки, но и в других дисциплинах, в частности, это менеджмент и управление, а также логистика, финансовый учет и информатика.
Важное и обязательное условие успешной работы компании — это автоматизация процессов в бизнесе. Довольно сложно представить на сегодняшний день такую компанию, на которой, к примеру, финансовый (бухгалтерский) учёт выполняется ручным способом. Однако финансовый учёт не считается единственным примером на предприятии приложения автоматизации. Имеющиеся на сегодняшний день ИТ обеспечивают автоматизацию работы почти каждого уровня компании. С учетом этого, ясно, что автоматизация работы представляет собой важную задачу. Её требуется решить руководству с целью наиболее качественной работы компании.
Важно выделить тот факт, что в совокупности задач каждая задача взаимосвязана друг с другом, а те действия, которые осуществляются в компании, не имеют отношение к определённой задаче.
Рисунок 5 — Контекстная диаграмма бизнес-процесса «Продажа
туристического продукта» туристической компании ООО «Анекс Туризм» (A-0) в нотации IDEF0
Специфической разновидностью входа считается управление, отвечающее за то, каким образом и когда именно происходит осуществление блока, являющегося функциональным. Моделируемая функция осуществляется ресурсом (механизмами).
В создаваемой подсистеме это бухгалтер и также администрация.
В результате функционирования блока, являющегося функциональным, происходит получение выходных данных: заказ новой продукции, отчет, зачисление денег на соответствующий счет поставщика.
Управление — специфический вид входа. Известно, что управление отвечает за регулирование функционального блока (как это происходит и когда).
Оказывая влияние на функционирование блока, не происходит потребления. В результате трансформирования не происходит.
Рисунок 6 — Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Подбор тура» в
нотации IDEF3
Накладные, а также формирование документации являются в этой подсистеме управлением.
Ресурс, исполняющий действие, которое является модулируемым, представляет собой механизмы, администрация с бухгалтером в разрабатываемой подсистеме.
Отчет, зачисление денег на счет поставщика — это выходная информация. Она получается в результате деятельности функционального блока.
Поставщиками услуг являются зарубежные Incoming партнеры — отели, авиакомпании, DMCC, Non-DMCC, транспортные компании. Их функциями являются предоставление качественного туристического продукта, оказание поддержки туристов во время отдыха.
1.2.2 Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание
Документооборот ООО «Анекс Туризм» образуется в процессе движения документации с этапа их получения или разработки до окончания срока исполнения или отправки адресату.
Существует ряд требований, которые относятся к документообороту:
— оперативное прохождение документов должно регулироваться целенаправленно;
— перемещение документа должно носить оправданный характер (для того, чтобы исключить действия с документами, которые не являются необходимостью в рамках деловых вопросов);
— в ходе прохождения и осуществления процессов обработки основополагающих категорий документов должно поддерживаться единообразие.
В ООО «Анекс Туризм» документооборот происходит в виде потоков документов, которые происходят между:
1) людьми, осуществляющими анализ и создание той или иной информации, принятие решений (примером могут стать такие лица организации, как руководитель, специалисты);
2) пунктами, где происходит техническая обработка документации (можно привести в пример должность секретаря).
Выделяют несколько основных информационных потоков документации:
Документопоток входящих документов (все, что получает предприятие извне: рекламные объявления, письма партнеров и т.п.).
Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY6 4.0) 2591
– тренажерные устройства в соответствии с командами управления с учетом результатов психодиагностики личностных качеств обучающихся предлагают студенту к проектированию варианты электронных узлов разной сложности;
– визуальный материал выводится на мониторах в цветовой комбинации с учетом особенностей психологического восприятия обучающегося [5];
– информационная система содержит в своем составе модуль диагностики личностных качеств участников образовательного процесса и тем самым способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении;
– информационная система применяет усовершенствованный системный анализ за счет применения новых элементов психофакторов [6, 7];
– информационная обучающая система функционирует в асинхронном режиме и позволяет реализовывать процесс обучение в любое свободное для студента время.
Ввиду нелинейности протекания учебного процесса и постоянным изменением его качественных характеристик при формализации компонентов образовательного процесса при проектировании информационной системы применялся синергетический подход.
Самоорганизующая система обучения с применением информационных образовательных ресурсов в этом случае будет представлена в виде эргатической модели «студент – информационные средства обучения» [8].
Взаимосвязь информационной обучающей системы с тренажерными электронными устройствами обеспечивается не только по функции управления подачи учебного материала, но и по результатам психодиагностики личностных качеств участников образовательного процесса.
1.2.3 Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
В период сложных финансово-экономических условий коммерческим предприятием приходится особенно сложно, поэтому процесс максимизации продуктивности собственной деятельности в данных условиях очень важен. В максимальной степени эффективная организация деятельности предприятия на всех уровнях является основополагающей целью процесса увеличения результативности. Для того, чтобы данная задача была решена быстро и качественно, применяются знания, умения и навыки из различных дисциплин (менеджмент, логистика, бухгалтерский учет и т.д.).
Также значимого результата можно достичь за счет автоматизации бизнес-процессов предприятия, которые в настоящее время являются неотъемлемым компонентом инновационных и успешно развивающихся организаций. Ярким примером является бухгалтерский учет, где применяется документооборот автоматизированного типа, что упрощает работу с большим объемом документации. Следовательно, для того, чтобы предприятие работало максимально эффективно, руководство должно в ближайшее время решить вопрос, связанный с автоматизацией деятельности предприятия.
Поиск информации и оформление документов происходит гораздо удобнее и быстрее с использованием электронной вычислительной техники, что делает работу более эффективной. Появляется возможность использовать те функции, что были ранее недоступны. Примером может стать подсистема аналитической информации: без ЭВМ узнать информацию об уже совершенных сделках или провести анализ востребованных услуг можно было только в том случае, если поднять все документы и договора. В настоящий момент времени предприятия уходят от системы бумажного учета, поэтому данные процессы совершенствуются и позволяют давать более качественную оценку востребованности различных услуг, существующих на рынке.
Анализ процессов, которые поддаются автоматизации в рамках решения задач, проводится тогда, когда необходимо определить цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи автоматизации. Для этого необходимо рассмотреть контекстную диаграмму деятельности ООО «Анекс Туризм». На рисунке 7 можно увидеть контекстную модель.
Рисунок 7 – Диаграмма декомпозиции «Продажа туристического продукта» A0 в нотации IDEF0
1.2.4 Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
На сегодняшний день важный аспект в рамках экономической безопасности новых учреждений, с учетом положения защищенности бизнеса компании, является информационная безопасность (ИБ). Для того, чтобы предупредить утечку данных, несанкционированные поправки её потоков и прочие влияния, негативным образом воздействующих на стабильную работу компании и агентов (в экономическом плане), которые имеют к ней отношение, требуется защита информационных данных. Эта защита является специализированным направлением, направленным, в том числе, на защиту клиентов, поставщиков оборудования, инвесторов, государства и др.
В принципе, все направления деятельности по оказанию ИБ на предприятиях содержат в себе необходимые организационные мероприятия: — организация деятельности; — обеспечение защиты (от внешней безопасности до защиты компьютерной техники и самих помещений, в которых они непосредственно расположены). [2] С целью эффективной защиты данных в компании предоставляются такие меры организационного характера:
- Разовые: — обеспечение системы (научной и технической); — устраиваемые в процессе проектирования, возведения объекта и его оборудования; — организация безопасного режима пропуска; — выполнение узконаправленных проверок каждого технического инструмента; — реализация функциональных обязанностей должностных лиц, а также их утверждение; — создание необходимых правил управления доступом к ресурсам системы.
- Не регулярно проводимые: — распределение реквизитов доступа и разграничения реквизитов доступа; — анализ журналов (системных); — принятие мероприятий по обнаруженным неисправностям; — экспертиза положения и оценивание конструктивности мероприятий обеспечения информационной защиты; — рассмотрение структуры и проведение перестройки СЗИ;
- Мероприятия, которые проводятся в случае потребности: — оповещение сотрудников или их переобучение; — реализованное оборудование при ремонтных работах и модификации, ПО — проведение проверки лиц, которые принимаются на должность; — осуществление подготовки к работе с данными; — ознакомление с запросами за нарушение необходимых правил обеспечения защиты;
- Постоянно выполняемые мероприятия: — получение разрешительного документа (лицензии); — реализация необходимых законодательных требований по обеспечению защиты личной (конфиденциальной) информации; — явный контроль за работниками и скрытый; — контроль за тем, как сотрудники соблюдают ТБ; — непрерывная проверка состояния.
Системы, а также устройства (электромеханические, электронные, механические и т.п.), которые осуществляют свою функцию в независимости от того, какая ИС, формируя разные барьеры на пути факторов, потенциально приводящих к нарушению стабильности. Использование технических инструментов, а также приемов обеспечения информационной защиты – это одна из особенностей комплексного обеспечения ИБ. [3]
С целью обнаружения несанкционированного проникновения на объект охраны и для оповещения в срок используется система охранной сигнализации (СОС). Для того, чтобы предотвратить различные преступления и административные правонарушения (например, воровство, вандализм) требуется установка данной системы в предприятии. Существуют разные системы охранной сигнализации, и они подразделяются на типы в зависимости от особенностей предупреждения:
— автономная;
— с авто оповещением; • система с управлением в дистанционном режиме.
Оповещения звуком или светом включаются автономной СОС при её реагировании на какие-либо происшествия.
Чаще всего на тех объектах, на которых осуществляют свою деятельность работники службы обеспечения безопасности, устанавливают сигнализацию данного типа. Эти сотрудники реагируют на тревожный сигнал; на тех объектах, где необходимо повысить уровень шума, привлечь к проблеме людей и так далее. GSM-сигнализация представляет собой сигнализация по обеспечению охраны, которая имеет функцию оповещения. В её функции входит подача сирены, отправка сообщений голосом и текстом на номера мобильных устройств.
Подобная системная настройка не становится причиной большого роста ожидаемой стоимости, однако значительно увеличивает возможности сигнализации (в оперативном плане).
Система сигнализации (охранной), отправляющая тревожный сигнал на мониторинговый пульт, это пультовая охрана. Она обеспечивает возможность полиции или же частным службам обеспечения безопасности откликаться на различные ситуации тревоги. [3]
В типичную систему охранной сигнализации входит: — панель управления принятия сигналов от датчиков и исполнительных устройств управления (GSM-модуль, а также сирена и так далее); — клавиатура используется в целях ввода команд системного управления, а также для постановки на охрану и снятия с нее и для принятия данных о системных положениях; — датчики, которые являются сигнализаторами, относительно своего назначения контролируют охранное помещение, а также двери и окна; — оповещающие устройства (строб-вспышки, а также сирены), которые оповещают о ЧС. Посредством совокупного обеспечения помещений СОС, гарантируется высокий уровень безопасности имущества, а также сооружений, домов и людей, находящихся в них.
Именно качество взаимодействия сигнализации (пожарной) с прочими приборами, функционирующими в автоматическом режиме, определяет такой показатель как эффективность противопожарной защиты.
Набором ПО и механизмов, необходимых для быстрого обнаружения пожарного источника и дыма, оповещения людей о возгорании и эвакуационных путях, называют систему пожарной сигнализации.
Необходимые данные по тревоге поступают на контрольную панель. Это происходит при задействовании пожарных приборов. Далее происходит генерация сигнала. Последний в свою очередь задействует предупреждающие системы и системы дымоудаления. Создание проекта противопожарного оборудования, а также его установка выполняется с учетом запросом объектной безопасности и с учетом оценивания эксплуатационных задач, условий касательно сигнализации (пожарной). Инструментом обнаружения возгораний или дыма являются автоматические пожарные сигнализаторы дыма.
В любой комнате, которая является защищенной должно быть зарегистрировано по меньшей мере 2 этих устройств. На эвакуационных путях находятся пожарные сигнализаторы ручного типа, оповещатели («Выход»), которые являются световыми, а также указатели направления движения (динамического или же статического типа). Эти приборы должны быть всегда задействованы.
1.2 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»
1.2.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи
В рамках исследования существующего опыта разработок автоматизации следует выделить главные подходы концептуального моделирования, которые реализуются на принципах декомпозиции, а именно:
- структурный подход – состоит в разделении системы на отдельные функции, которые должны быть автоматизированы, с разбивкой на более детализированные задач и процессы;
- объектно-ориентированный подход – состоит в разделении системы на отдельные объекты, которые взаимодействуют между собой
Далее рассмотрим каждый подход более подробно.
Структурный подход базируется на двух главных принципах:
— достижения целей путем разделения их на более меньшие независимые цели;
— порядковое расположение целей и задач в структуру с подробной детализацией на каждом из уровней.
В рамках структурного анализа применяются следующие методологии:
— SАDT-методология – применяется в целях построения функциональной модели предметной области, содержит структуру объекта автоматизации, проводимые операции и их взаимосвязи. Данная методология является базой для IDEF0;
— DFD-методология – представляет модель как совокупность диаграмм потоков информации, которая характеризует процедуры превращения исходной информации в конечную. Результатом является многоуровневая иерархия;
— IDEF3 – является механизмом документирования и сбора информации о процессах в системе.
В рамках данного исследования описание информационной модели турагентства будем выполнять с использованием IDEF0-модели, позволяющей выполнять всесторонний анализ бизнес-процессов, осуществляемых в турагентстве. В отличии от нее, DFD-методология в основном используется для описания документооборотов.
Практическое применение и выбор одной из описанных методологий производится с использованием определенных программных средств — CАSE-средств.
CАSE-средства — это программные средства, функционирование которых направлено на поддержание процессов разработки, формирования и сопровождения информационных систем. Эти средства принимают участие и в таких процедурах, как: создание кода, контрольное тестирование, документирование.
Функционал системы ERP.travel представлен на рисунке 9.
Исходя из данных рисунка 9 следует, что у выбранной нами множество различных функций, которые состоят не только в выполнении основных функций по оформлению тура, но так же система позволяет взаимодействовать с другими участниками договора (непосредственно отелями и транспортными компаниями, перевозчиками), а так же импортировать и экспортировать информацию в другие программы и структурные подразделения турагентства.
Рисунок 9 – Функциональность системы ERP.travel
Несомненно, проектируемая АИС должна быть защищена от доступа внешних пользователей, не являющихся контрагентами турагентства. То есть должен быть реализован полный контроль входной и выходной информации.
В случае ошибки ввода-вывода должны выдаваться соответствующие сообщения и предоставляться возможность исправления ошибок и продолжения работы.
При выполнении операций по изменению или удалению данных необходимо обеспечить целостность БД. Для операций удаления необходимо предусмотреть возможность отмены.
1.2.2 Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи
Существует четыре основных варианта стратегии автоматизации:
– комплексная автоматизация;
– кусочная (хаотичная) автоматизация;
– автоматизация по участкам;
– автоматизация по направлениям [2].
Автоматизация по участкам предусматривает автоматизацию отдельных участков, объединенных по набору выполняемых функций. В том случае, если имеются участки, на которых значительный экономический эффект достигается за счет применения автоматизированных систем (примером может быть сокращение штата сотрудников), то данный способ автоматизации будет актуальным [4].
Автоматизация определенных направлений деятельности предприятия происходит в рамках автоматизации по направлениям, благодаря чему происходит полная автоматизация деятельности (к примеру логистики или службы кадров). Данный подход считается абсолютно нормальным и в процессе дальнейшего внедрения автоматизированных направлений во всё предприятие не возникнет серьезных проблем [18].
1.2.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи
Для автоматизации бизнес–процессов в организациях существует несколько способов приобретения информационных систем, среди которых можно выделить:
– приобретение такого решения, которое будет уже готовым;
– заказ разработки у сторонних разработчиков;
– разработка собственной системы [14].
Проанализируем каждый способ в отдельности в рамках использования его по отношению к автоматизации задачи, которая была поставлена. Если осуществляется покупка уже готового решения, то важно помнить о том, что оно должно полностью соотноситься со схемами, которые использует в своей деятельности турфирмы для ведения бизнеса и организации бизнес-процессов. Сложность возникает из-за того, что производители систем автоматизации постоянно стараются быть угодными для всех клиентов, которые являются потенциальными, что вызывает перегруженность системы из-за лишних дополнительно оплачиваемых обязанностей. Бывает и такое, что система становится неким каркасом для осуществления того или иного решения под определенный потребительский сектор.
Проанализировав рынок программных продуктов, можно отметить, что в настоящее время не выявлено той информационной системы, которая бы полностью удовлетворяла бизнес-правилам. Такую систему можно лишь заказать у сторонних разработчиков. В данном случае компания рискует потратить лишние средства, поскольку в связи с возможными изменениями бизнес-процессов будет необходима переработка (реинжененринг) действующей информационной системы.
В свою очередь, создание своей системы подразумевает у компании наличие штата сотрудников, которые будут обладать знаниями, умениями и навыками для проведения анализа бизнес-процессов, разработки и внедрения системы по их автоматизации. У сотрудников компании не должно возникнуть серьезных затруднений в процессе проведения всех вышеописанных работ по автоматизации системы, поскольку автоматизируется лишь одно маленькое направление деятельности компании.
Флеш-карточки создавались на базе основного учебного материала и выпускались один раз в две недели. Каждый набор содержал от 30 до 40 слов и выражений, которые нужно было выучить за эти две недели. Продолжительность исследования – 1 семестр. Возможность отслеживания прогресса студентов была заложена в самом приложении, преподаватель видел результаты своих групп. Функция тестирования, которая используется во всех форматах обучения, кроме игр, предоставляла студентам инструмент для самооценки общего прогресса. Обучающимся также были доступны данные о стадии прогресса в каждом инструменте Quizlet и оценка их успеха при самопроверке.
1.3 Обоснование проектных решений
1.3.1 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
При переходе на российское ПО и развитие уровня отечественного сектора информационных технологий можно заметить и выделить ряд проблем, требующих комплексных решений для позиционирования компаний в качестве конкурентоспособных поставщиков продуктов и услуг для различных отраслей деятельности человека и направлений экономики, что играет немаловажную роль в условиях политики импорта замещения.
Компьютерные обучающие приложения и мобильные технологии за последние десятилетия изменили многие аспекты образовательного процесса, предоставив доступ к программному обеспечению, направленному на повышение эффективности обучения и оптимизацию представления образовательных материалов. Одним из таких классов программного обеспечения, способствующего увеличению словарного запаса, являются приложения для цифровых карточек.
А также динамичное развитие ИТ-технологий со- провождается усилением рисков для без- опасности как для конечного пользователя технологиями, так и для компаний. В этой связи при переходе к отечественному ПО в рамках развития российского сектора ИТ наблюдаются следующие проблемы:
− недостаток квалифицированных ИТкадров;
− уязвимости ПО;
− ограничения, связанные с развитием отечественного технического и аппаратного обеспечения;
− проблемы при переходе на свежие программные и аппаратные решения.
Авторским коллективом рассмотрена одна из ключевых проблем уязвимости программного обеспечения, влияющая на создание, использование и продвижение отечественных решений в сфере информа- ционных технологий, которые формируют спрос и доверие у потребителей [6].
Уязвимости программного обеспечения можно разделить на четыре категории:
− по типу ПО;
− по этапу жизненного цикла ПО;
−по причине возникновения уязвимости;
− по характеру последствий от атак.
В рамках каждой из категорий можно выделить следующие уязвимости, представленные на рисунке. На основе схемы можно дополнить и выделить уязвимости системного ПО, ос- нованные на архитектуре построения ЭВС:
− в микропроцессах;
− в средствах ОС (драйверы, архивато- ры, отладчики, библиотеки и др.);
− в сетевых средствах.
В ходе проектирования или ПО могут появиться уязвимости, которые можно разделить на категории:
− ошибки, возникшие на первичном этапе проектирования, связанные с недоработками в созданных алгоритмах, а также неточности при интеграции необходимых дополнительных модулей как в протоколах взаимодействия программных, так и в аппаратных частях;
− ошибки, связанные с реализацией и внедрением алгоритмов безопасности, отражающиеся в некорректной организации вычислительного процесса, синтаксические или логические ошибки;
− ошибки конфигурации аппаратной части, причиной которых является некачественная разработка и отсутствие проверки на логику функционала.
Проектирование информационных обучающих систем не может быть эффективным без учета личностных качеств участников образовательного процесса, поэтому обучающие системы должны содержать в своем составе средства диагностики и мониторинга личностных качеств обучающихся.
- Создание информационных образовательных ресурсов должно производиться совместно с созданием методологии применения программно-аппаратных образовательных средств.
- При проведении анализа функционирования образовательных технических средств значительно повышает эффективность применения анализа, в котором в качестве дополнительных элементов системного анализа применяются результаты диагностики психофакторов, влияющих на образовательный процесс.
- При формализации компонентов образовательного процесса, учитывая его нелинейность целесообразным является применение синергетических эргатических моделей обучения.
1.3.2 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Одним из основных направлений любой языковой программы является грамматика, но без достаточного словарного запаса невозможно достичь даже базового уровня общения. Отсутствие лексического разнообразия, а также трудности, с которыми обучающиеся сталкиваются при изучении новых слов, становятся основными препятствиями для повышения уровня языка, что делает значимым смещение акцента на формирование речевых лексических навыков. Одной из целей преподавания иностранного языка в высшем учебном заведении становится поиск способов мотивации студентов с низким уровнем владения языком к увеличению словарного запаса.
Компьютерные обучающие приложения и мобильные технологии за последние десятилетия изменили многие аспекты образовательного процесса, предоставив доступ к программному обеспечению, направленному на повышение эффективности обучения и оптимизацию представления образовательных материалов. Одним из таких классов программного обеспечения, способствующего увеличению словарного запаса, являются приложения для цифровых карточек.
За последние годы пандемия COVID–19 усилила интерес к компьютерному иоблачному программному обеспечению для поддержки асинхронного и дистанционного обучения. Однако, несмотря на обширные положительные данные из области исследований в области неврологии, психологии и образования, студенты высших учебных заведений по-прежнему неоднозначно относятся к электронному обучению. Поэтому при внедрении приложения Quizlet, которое предлагает инструменты, использующие различные уровни интервального обучения, была предпринята попытка оценить удовлетворенность обучающихся этим приложением, опираясь на их восприятие ценности программы и ее режимов, а также удобства использования.
На уровне отдельных инструментов Quizlet было примечательно, что чем сложнее режим обучения, т. е. чем ниже простота его использования, тем ниже средняя воспринимаемая ценность этого инструмента. По шкале от 0 до 100 средняя воспринимаемая ценность режима пассивного обучения Flashcard (83,21) была заметно выше, чем у инструментов активного обучения Learn (70,98), Write (56,57) и Spell (50,94). Различия не были статистически значимыми, и наше исследование не было основано на сравнительном статистическом анализе, но тенденция была заметна. Это также отразилось на оценке двух игровых инструментов – относительно простого Match и более сложного Gravity. Средняя оценка воспринимаемой ценности для Match составила 80,62, а для Gravity – 52,24. Эти данные можно объяснить очевидными тенденциями в воспринимае- мой ценности, связанными с пассивными (более простыми) и активными (более сложными) инструментами в Quizlet.
Комментарии респондентов по поводу улучшений курса в Quizlet также подразумевают принятие самого приложения, так как не было ни одного резко негативного отзыва. В тех случаях, когда были даны комментарии для улучшения, большинство из них запрашивали дополнительную информацию в наборах карточек, а не изменения режимов приложения, были лишь предложения о разработке дополнительных игровых режимов. Таким образом, можно предположить, что студенты сочли систему карточек не только полезной, но и заслуживающей расширения.
Еще одним фактором принятия Quizlet в качестве средства обучения, является простота использования карточек. Почти 50% комментариев в ответ на вопрос «Что вам больше всего нравится в карточках Quizlet?» относятся к простоте использования и непосредственно включают слово «простой» или «легкий в использовании». Основной целью внедрения Quizlet в учебный процесс было желание снизить когнитивную нагрузку в рамках курса, так как это считалось серьезным препятствием для обучения. Но при упрощении формата, не происходило упрощение содержания, был лишь немного адаптирован контент, чтобы приспособить его к модели карточек. Результаты опроса поставили цель для дальнейшего развития: сохранение уровня сложности контента, но увеличение его объема.
Невысокий уровень владения языком и языковой барьер увеличивают нагрузку на обучение и являются значительным стрессом, что увеличивает, в свою очередь, когнитивную нагрузку при выполнении академических задач. В методической литературе когнитивную нагрузку принято делить на внутреннюю, связанную с трудностями усвоения информации, и внешнюю, связанную с механизмом доставки информации и ее интеграцией с существующими знаниями. Применение приложения Quizlet было призвано снизить когнитивную нагрузку, изменив формат обучения и улучшив процесс запоминания. Целью проведенного исследования явилось определение отношения студентов к использованию данного приложения для запоминания профессиональной лексики по результатам опроса.
1.3.3 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению
Обеспечение техническое — совокупность технических средств, компьютерной техники, средств передачи информации, используемых в автоматизированных системах управления и в информационных системах.
Для функционирования программы (службы) по обработке заявок горячей линии в рамках дорабатываемой ИС HP OpenView ServiceDesk потребуются следующие элементы технического обеспечения, представленные на рисунке 11.
Характеристики ПК сервера представлены в таблице №6
Для каждого элемента мы выберем несколько критериев, наиболее критичных при осуществлении выбора:
Серверы — это самые незаметные системы в целой сети компьютеров. Их прячут от посторонних глаз, не выставляя напоказ, но берегут, как зеницу ока. Идеальный сервер — система, которая стоит в уголочке или в шкафу-стойке, и о ней все забыли. Этим он отличается от обычных ПК или рабочей станции. И подход к выбору сервера гораздо более жесткий и прагматичный, чем к любой другой системе. При этом специфика сервера — преднамеренная избыточность основных компонентов. И горе тому, кто пренебрежет этой «природной сутью» его в попытках сэкономить.
Рисунок 11 — Элементы технического обеспечения
Программное обеспечение – комплекс программ:
– обеспечивающих обработку или передачу данных;
– предназначенных для многократного использования и применения разными пользователями.
По видам выполняемых функций программное обеспечение подразделяется на:
– системное;
– прикладное;
– инструментальное [16].
Опираясь на существующую в организации программно–техническую архитектуру (см. рис. 13), постараемся обосновать необходимость использования определенных программных средств.
Рисунок 11 - Программно–техническая архитектура организации
Программное обеспечение – это совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для их эксплуатации. В качестве операционной системы для проектируемого программного обеспечения должна использоваться операционная система Windows XP Professional Service Pack 3. Операционная система определенна в корпоративных стандартах фирмы. Использование других операционных систем в прикладных решениях для обеспечения бизнес–процессов недопустимо, так как вся ИТ– инфраструктура компании реализована с использованием продуктов Microsoft.
Для используемой операционной системы предъявлены следующие требования:
– Возможность работы со службой каталогов ActiveDirectory Windows Server 2003.
– Обработка групповых политик пользователей и компьютеров.
– Наличие технической возможности использования приложения для удаленного управления ПК Radmin 3.3.
– Использование корпоративного антивирусного ПО.
– Использование единого центра обновления ОС WSUS 3 SP 1.
К системному программному обеспечению обслуживающему подсистему хранения информации предъявляются следующие требования:
– Разработчик не должен заботиться о реализации механизма хранения данных на носителях ЭВМ.
– Должна существовать формализованная схема доступа к хранимым на носителях данным.
– Используемых механизм хранения данных должен давать возможность логического структурирования данных.
– Должен быть реализован механизм быстрого доступа к любой структуре построенной атомарного набора данных хранимых в подсистеме.
– Необходимо иметь версии соответствующего программного обеспечения под выбранную операционную систему.
– Должен иметься документированный API под выбранную ОС.
– Хранение данных должно осуществляться на том же ПК, на котором запущено приложение.
Исходя из предъявленных требований в качестве подсистемы хранения информации будет выбрана СУБД. В качестве СУБД можно использовать программное обеспечение построенное на архитектуре файл–сервер, клиент– сервер либо встраиваемую СУБД.
В файл–серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл–сервере. Ядро СУБД располагается на каждом клиентском компьютере.
Доступ к данным осуществляется через локальную сеть. Синхронизация чтений и обновлений осуществляется посредством файловых блокировок.
Таким образом, с течением времени появились большие возможности, в плане развития и получения материальной выгоды, посредством автоматизации процесса деятельности бухгалтерского отдела компании, приведшей к уменьшению издержек.
Работники организаций, которые осуществляют свою деятельность с «облачным» ПО, могут не сомневаться в том, что их данные будут сохранены, даже при осуществлении работы с этими данными через интернет. С аналогичными данными, не полагаясь на передачу следующего ввода данных ручным способом, с большим числом работников (даже в крупных компаниях) они могут взаимодействовать.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф