Вид работы: Курсовая работа
Тема: Монархия как форма правления
ВУЗ: МФЮА
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Введение
На данный момент во всем мире происходят различные социальные, экономические и политические изменения, которые оказывают значительное влияние на политическую сферу. Все это в свою очередь оказывает влияние на характеристики форм государства.
За прошедшие периоды истории человечества впервые сложилась такая ситуация, что количество демократических государств во много раз превзошло количество монархий. Но это не значит, что монархия изжила себя и уходит в прошлое. Просто сегодня в мире сложилось гражданское общество, отвергающее какие-либо сословные рамки. Для такого общества приемлемой является именно демократическая система.
Монархическая форма правления ранее существовала в большинстве государств мира, на сегодняшний день только около 40 стран являются монархиями. Хотя в некоторых постсоциалистических странах до сих пор есть немало желающих вернуть монархию (например, в Болгарии, Румынии и др.).
Монархия — это форма правления государства, в котором государственная власть сосредоточена в одних руках и, как правило, передается по наследству. Важнейшей чертой монархии является пожизненное занятие поста главы государства (в истории никогда не существовало временных монархов). Кроме того монарх обладает независимостью и юридическим иммунитетом, индемнитетом и олицетворяет единство нации.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что исследование различных форм государства позволяет в полной мере изучить, каким образом организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Целью данной работы является теоретическое изучение монархии как формы правления, ее признаков и видов.
Исходя из поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
— изучение понятия монархий;
— выявление признаков монархии;
— исследование исторического пути монархии в России;
— рассмотрение видов монархий;
— анализ института главы государства в современных монархиях.
Объектом исследования в работе является форма правления – монархия.
Предмет исследования данной работы составляют научные труды относительно изучения понятия, признаков и видов монархии как формы правления.
Изучение в процессе выполнения курсовой работы проблемы многообразия форм государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение.
От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Бошно С.В., Абдулаев М.И., Венгеров А.Б., Верещагин С.Г., Доржиев Ж.Б., Елеонский В.О., Иванов А.А., Иванов В.П., Ильин И. А., Левакин И.В., Юртаева Е.А., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Мелехин А.В., Корельский В.М., Перевалов В.Д., Клименко С.В., Чичерин А.Л., Васильев Д.А., Борозняк А.И., Венгеров А.Б., Кашкин С.Ю., Комаров С.А., Перевалов, В.Д., Кикотя В. Я., Лазарева В.В., Четвернин В.А. и др.
Методологическую основу диссертации составляют универсальные общенаучные методы: системно-интегративный, структурно-функциональный, аналитический, синтетический, логический, исторический, индуктивный, дедуктивный.
Структура работы представлена двумя главами, каждая из которых разделена на параграфы. Первая глава посвящена изучению понятия монархии, представленное различными авторами, а так же анализу признаков монархии.
Во второй главе исследован исторический путь монархии в России, а так же проанализированы существующие виды монархии. Так же данная глава содержит исследование института главы государства в современных монархиях.
Понятие монархии
В настоящее время в мире функционирует около 30 государств с монархической формой правления. Они существуют практически во всех частях света.
Монархия как форма правления на всех этапах своего развития не оставалась без изменений, а претерпевала преобразования. Так, в европейских государствах (Бельгия, Голландия, Дания и др.) монархия сохранила лишь формальные черты, а на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и др.), монархия не претерпела существенных изменений по сравнению с классической монархической формой правления.
Монархия – явление неоднородное, проявив на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, она зарекомендовала себя динамичным государственно-правовым институтом.
В отечественной юридической литературе сформулировано большое количество подходов к понятию «монархия». Содержание большинства из них схоже. Под монархией понимается «форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается, как правило, в порядке престолонаследия».
Очень редко в научной литературе встречаются работы, определяющие рассматриваемую категорию отлично от других. Так, В.С. Нерсесянц и Р.Т. Мухаев считают, что «монархия – это форма пожизненного и единоличного правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству»[1]. Следует указать, что авторы выводят за рамки понятия такие признаки, как отсутствие ответственности монарха и представительство государства по собственному праву.
С. А. Комаров определяет монархию как «форму правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя и функции главы государства, функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление»[2]. Полагаем, что данное определение сформулировано не совсем корректно, поскольку в современном мире отсутствуют главы государства, концентрирующие в своих руках всю триаду властей, т.к. полномочия действующих монархов могут быть ограничены не только государственными органами, но и правящей семьей, религиозными нормами или правящей верхушкой.
Полагаем, что наиболее полное определение понятия монархии предложено В. Д. Переваловым, характеризующим монархию как «форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему ее по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно»[3]. Считаем, что данное определение наиболее полно отражает сущность рассматриваемой категории.
Авторы всех вышеизложенных понятий единогласно считают, что вся государственная власть концентрируется в руках монарха, и лишь В.А. Четвернин отмечает, что полномочия единоличного правителя могут быть как реальными, так и номинальными[4].
Отдельного внимания заслуживает подход к понятию монархии Беляевой О. М., которой в определение был заложен такой признак, как избрание монарха. Они стали первыми, кто предпринял попытку сформулировать общее понятие и для классических, и для нетипичных монархий[5].
А. Б. Венгеров понимает под монархией «сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества»[6]. Дав столь необычное определение, эти авторы вывели все признаки монархии за установленные рамки.
Изучение определений термина «монархическая форма правления» позволяет констатировать, что существующие в отечественной юридической литературе подходы, с одной стороны, не отражают всех признаков монархии и ее разновидностей, с другой – всех особенностей этого явления.
Сформулированное на основе вышеперечисленных признаков определение получилось следующим: «Монархия – это форма правления, при которой во главе государства стоит единоличный титулованный монарх, являющийся символом нации, получающий власть в порядке наследования, осуществляющий ее пожизненно, не несущий ответственности за свою деятельность и содержащийся из государственной казны». Считаем, что оно является не удобным для использования, поскольку слишком объемное, и не подходит ко всем монархическим государствам.
Признаки монархии
Для вычленения из общей массы признаков, присущих всем классическим монархиям, необходимо провести их тщательный анализ.
Переход власти в порядке наследования или по праву родства. Порядок престолонаследования устанавливается конституционными или специальными законами, и по общему правилу власть переходит от отца к сыну. Например, законодательством Саудовской Аравии закреплен порядок передачи престола от сыновей короля к их сыновьям и сыновьям их сыновей. В соответствии с Законом о престолонаследии Швеции от 10.02.1810 власть после смерти короля переходит к старшему сыну, а потом к его потомству по мужской линии. Наследовать престол представители женского пола не могут. В Великобритании же такого правила нет, и согласно акту об устроении 1701 г. при отсутствии сыновей власть наследуется старшей дочерью. Согласно Конституции Испании 1978 г. наследование осуществляется по следующему принципу: предпочтение отдается мужчине перед женщиной, старшему по возрасту — перед младшим.[7]
Сменяющие на престоле по праву наследования друг друга монархи представляют династию. Современные монархические государства исключают возможность возникновения ситуации, когда династия прекращает свое существование. Согласно законам Великобритании междуцарствования быть не может, поскольку «монарх никогда не умирает». В российской истории после прекращения династии в 1613 г. были назначены выборы царя, после чего стала править династия Романовых.
Необходимо указать, что в истории есть примеры, когда монарх получает престол не по наследству, а в результате выборов (например, в Германии король избирался правящей элитой из числа иностранных монархов и свои полномочия осуществлял в течение всей жизни). В Объединенных Арабских Эмиратах и в Малайзии на сегодняшний день глава государства избирается.
Необходимо помнить, что первого монарха всегда избирают или его назначают при перевороте, и только после этого трон передается в порядке наследования. Общим для всех монархий является тот факт, что народ не участвует в переходе власти от одного монарха к другому. В отличие от республики, при монархической форме правления нет возможности легальной замены власти.
Таким образом, занятие трона в порядке наследования не распространяется на нетипичные монархии.
Пожизненность властвования монарха означает, что в государствах с монархической формой правления не установлен срок реализации полномочий. Его власть является бессрочной, т.е. осуществляется в период жизни монарха. «Бессрочность монарших полномочий слишком часто прерывалась внеправовым и противогосударственным способом, ибо история насчитывает такое число удаленных, свергнутых, бежавших, убитых и растерзанных государей, что поименовать этих мучеников, по-видимому, невозможно». Незаконные способы устранения монархов можно найти в отечественной истории, в древние времена вече прогоняло князей, тайно приглашая на их место нового князя, при дворцовом перевороте в марте 1801 г. был убит Павел II.
Представительство государства по собственному праву монарха, которое сводится к тому, что власть принадлежит монаршей особе по принципу крови и не зависит от волеизъявления населения. Монарха никто не назначает на должность и не избирает. Права на выборы монарха не имеет ни население, ни государственные органы, этого права не имеет никто. Так, если монарху никто не делегирует власть, следовательно, она напрямую не зависит от человеческой воли, а является результатом божьей милости.
Монарх и члены его семьи содержатся за счет средств государственного бюджета. Размер содержания, назначаемого каждому члену семьи, определяется законом. Так, Парламент Англии ежегодно устанавливает для королевы, а также всех членов королевской семьи цивильные листы, т.е. определенную законом сумму, предоставляемую монарху в личное пользование и на содержание своего двора. Аналогичные положения содержит и ст. 65 Конституции Испании. Дети монарха содержатся за счет государства только до совершеннолетия или до момента вступления в брак, как правило, это определяется нормами национального законодательства.[8]
Единоличное олицетворение верховной власти. Заложение в понятие термина «монархия» этого признака связано с рассмотрением в качестве образца именно абсолютной монархии. Именно в данной разновидности монархической формы правления глава государства сосредотачивает в своих руках законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Властные полномочия монарха пронизывают все сферы жизнедеятельности страны, а следовательно, отрицается принцип разделения властей. В качестве примера необходимо указать на Конституцию Кувейта (ст. 51, 52, 53), которая закрепляет всевластие монарха. Согласно ей законодательная власть принадлежит эмиру и Национальной ассамблее, исполнительная — эмиру и Кабинету Министров, судебная — судам, которые осуществляют ее от имени эмира.
Изучение нормативных правовых актов монархических государств Европы позволило нам сформулировать следующие выводы. Во-первых, нет ни одного акта, в котором власть главы государства характеризовалась как единоличная, а монарх — самодержцем. Проиллюстрировать это можно следующими примерами: ст. 33 Конституции Великого герцогства Люксембург 1868 г. устанавливает: «Великий Герцог является главой государства, символом единства и гарантом национальной независимости. Он осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами страны»; ст. 2 Конституции Княжества Лихтенштейн 1921 г. гласит: «Государственная власть воплощена и закреплена в Князе и в народе, исходит от них и осуществляется ими обоими в соответствии с положениями Конституции».
Во-вторых, во всех европейских монархиях, функционирующих в современном мире, закреплен и реализуется принцип разделения властей. Властные полномочия монарха в большинстве случаев сводятся к реализации представительных функций (хотя в отдельных конституциях записано, что монарху принадлежит исполнительная власть совместно с правительством). Так, «современная форма конституционной монархии парламентарного типа на Западе подразумевает, как известно, замену фактической власти короля на его влияние на течение дел в государственной машине. Формально власть короля выглядит как «право совета, право поощрения и право осуждения»».
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


