Страницы 1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации к выбору профессии
1.1. Анализ научных концепций мотивации
1.1. Анализ факторов профессионального выбора современных школьников
1.2. Методологические основы исследования
Глава 2. Социологическое изучение мотивации современных школьников к получению профессионального образования
2.1. Результаты социологического опроса
2.2. Анализ глубинных интервью
2.3. Визуальный метод
Заключение
Список литературы
Введение
На развитие теории профессионального самоопределения и развития повлияли исследования А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Маркова, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера, А.К. Осицкого и др., в которых отмечается, что профессиональное становление будущих специалистов является многогранным, многомерным и чрезвычайно сложным явлением. Существуют различия в подходах к проблеме профессионального становления.
В то же время общее мнение исследователей заключается в том, что, выбирая профессию, осваивая ее, профессионально совершенствуясь, происходят изменения личности: формируются опыт и компетентность, обогащается мотивационно-ценностная направленность на будущую профессиональную деятельность, развиваются профессиональные качества. Следует отметить, что почти все исследователи в области профессионального развития включают в его состав мотивационный компонент.
Формирование и развитие будущего высококвалифицированного специалиста, по мнению В.А. Якунина, Н.В. Нестеровой, возможно только при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении. В связи с этим мотивационная направленность личности на профессиональную деятельность рассматривается нами как сложное динамическое явление, меняющееся в процессе профессиональной подготовки. Она включает в себя взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, профессиональные ценностные ориентации, идеалы, убеждения, установки, которые обеспечивают активность студентов в профессиональном самоопределении и становлении, а также потребность в непрерывном профессиональном самосовершенствования.
Мотив выбора профессии является структурным элементом мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность, которая возникает в результате постепенного формирования мотивации, основой которой являются профессиональные и учебные мотивы.
Мотивация при выборе профессии – это стимул, для которого человек готов приложить свои усилия. То, чем молодой человек руководствуется при выборе профессии: социальная значимость профессии, престиж, заработок, какие ценности в его жизни играют главную роль, что хочет студент от высшего образования, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие цели в профессиональной жизни достичь.
Ученые отмечают, что формируется новый тип личности, который принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях советской коллективной морали. Специфические особенности проявляются в готовности к риску, способности полагаться в первую очередь на собственные силы, в способности адаптироваться к экономической ситуации. Статус предпринимателя становится все более привлекательным для значительной части молодого поколения .
Исследования ценностных ориентаций современной молодежи с 2000-х годов выявили значимость ценностей индивидуалистической ориентации, обеспечивающих личный рост и развитие, повышение значимости прагматических ценностей достижения успеха в деловой и личной жизни, материального благосостояния, направленность на деловую и экономическую активность .
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет: мотивация современных школьников к получению профессионального образования
Цель: выявить мотивацию современных школьников к получению профессионального образования.
Гипотеза: современные школьники руководствуются мотивами престижа и материальной выгоды, а также советами родителей при выборе профессии.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие мотивации;
2) Провести анализ имеющихся исследований по проблеме;
3) Разработать программу социологического исследования;
4) Провести качественный анализ результатов;
5) Провести визуализацию.
База исследования: исследование проводилось…, в нем приняли участие
Методы: анализ научной литературы, опрос, глубинное интервью, визуальный метод, методы количественной и качественной обработки результатов.
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации к выбору профессии
1.1. Анализ научных концепций мотивации
В словаре «А. Я. Психология» даны следующие определения мотива:
1) (от лат. movere– «приводить в движение, толкать») побуждения
к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности и предмет, ради которого она осуществляется;
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий
и поступков личности. С подобной трактовкой мы сталкиваемся и в педагогическом словаре: «Мотив – субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению» .
Таким образом, мотив связан с деятельностью, непосредственно
её побуждающий.
Сам термин “мотив” – русифицированное французское слова “motif”,
в буквальном смысле слова означает “побуждение”. Поэтому под мотивами понимают все, что побуждает человека к действию. Но таких побуждений значительное количество: к ним относят внешние воздействия (внешние стимулы), побуждением может быть и воздействие на внутренние органы тела (внутренние стимулы). Например, причиной могут быть физиологические процессы в организме: переутомление может быть причиной раздражительного слова или грубого воздействия.
Благодаря такому большому кругу причин, от которых зависит действие человека, понятие “мотив” обрело разнообразное значения у разных авторов. Трактовка мотивов деятельности в работах психологов имеет очень широкое значение. Х. Хекхаузен рассматривает мотивы как потребности, влечения, побуждения, а К. Платонов – как психические процессы, состояния, свойства личности.
В психологической литературе нет определенности по вопросу о взаимосвязи потребностей и мотивов. Ш.П. Чхартишвили отождествляет потребности и мотивы, а В.С. Селиванов замечает временные различия между мотивом и потребностью. По его мнению, потребность, как система осознанных и неосознанных влечений, характеризуется относительной устойчивостью, тогда как мотивы могут очень часто быть временными.
По мнению ученого, много мотивов вообще не связаны с наличными потребностями человека. Например, требование, приказ и другие воздействия окружающей среды, отражаясь в сознании, могут стать мотивами, несмотря на существующие потребности личности .
Прежде всего интересна трактовка, в котором мотив определяется как предмет потребности. Так понимал мотив, например, А.Н. Леонтьев. “Предмет потребности, – пишет он, – материальный или идеальный, который чувственно воспринимается или данный только в воображении,
в умственном плане, мы называем мотивом” . Но большинство исследователей трактуют мотив деятельности значительно шире. Так, С.Л. Рубинштейн, характеризуя мотив как осознанный стимул, считает, что он в своей конкретной содержательности формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства,
в которых находится, и осознает цель, которая появляется перед ней .
Основой мотивов деятельности человека является его разнообразные потребности. В результате осознания и переживания потребностей первичных (природных) и вторичных (материальных и духовных) у человека возникают определенные побуждения к действиям, благодаря которым эти потребности удовлетворяются. По форме отражения содержания этих потребностей мотивами могут выступать чувства, представления, мысли, понятия, идеи, нравственные идеалы, интересы, переживания” .
В психологической энциклопедии О.П. Степанова отмечается, что мотив – это причина, побуждающая к деятельности, направленной
на удовлетворение определенных потребностей. В мотиве конкретизируются потребности, которые не только определяют его, но и сами изменяются
и обогащаются в результате расширения круга объектов, которые их удовлетворяют. Если первичная форма существования мотива охватывает реальные объекты, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, то на более позднем этапе ими могут быть мысли, чувства, мечты, идеи, интересы, и прочее [53].
Нами были рассмотрены взгляды на понятие «мотив».Теперь подводим к тому, что такое мотивация. В более широком понимании мотивация иногда определяется как детерминация, которая реализуется через психику. Указывая на то, что наши поступки в большинстве своем
не детерминированные, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что контроль над ними осуществляется благодаря мотивационным психическим феноменам. Однако, понятие “мотивация” может при этом рассматриваться достаточно широко, то есть включать в себя почти все явления, отвечающие за инициацию
и направленность выполняемых действий. Именно благодаря осознанию мотивы приобретают функции личностного смысла, происходит их сдвиг на сознательные цели, подчинение объективной логике задач, потеря роли первоисточников человеческой активности .
Мотив в отличие от мотивации, – это сложное интегральное психологическое образование, что возбуждает человека к сознательным действиям, поступкам и выступает для них основой. Он включает много факторов: потребности, цели, возбуждение, желание. Определяют границы мотива, с одной стороны, потребности – это состояние стремления организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для его нормального существования и развития. Данные психологические образования называют мотивационными детерминантами (мотиваторами), а процесс образования мотива – мотивацией. Мотиваторы (мотивационные детерминанты) – психологические образования, влияющие на принятие решения
и формирование мотива как основания поступка, действия или деятельности.
В психологической литературе анализируются различные подходы
к освещению мотивации. Однако ее понимание не сводится только
к определению. Оно обусловливается также подходом к ее изучению. Анализ литературы по данной проблеме позволил выделить и обобщить основные из них. Классификационный подход к изучению мотивов занимает значительное место в отечественной и зарубежной психологии, что подтверждает необходимость составления научно разработанного
и обоснованного перечня мотивов.
Классификация склонностей Мак-Дауголла предшествовала появлению классификаций собственно мотивов, но была первой попыткой сведение всего многообразия форм поведения и мотивационных диспозиций. Объяснение целенаправленного поведения на достижения целей с помощью инстинктов давало повод для множества толкований, что привело
к необходимости терминологической замены “инстинкта” на “склонность”. По его мнению, склонность – это функциональная единица общей психической организации, при актуализации которой порождается активная тенденция, стремление, импульс или влечение к некоторой цели. Он выделил 18 склонностей, среди которых: страх, любознательность, общение, самоутверждение, отдых и сон, гнев, призыв о помощи, приобретение
и другие .
Понятно, что явный эмпирический характер классификации
Мак-Дауголла, сведение биологических и социальных склонностей в единый перечень, отсутствие критериев их описания не позволяет отнести ее
к научному. Однако данная классификация была первым основанием необходимости включения в объяснение поведения и понятия личности мотивационных характеристик. Все последующие исследования
в зарубежной психологии уже использовали понятие мотивации, потребности и влечения.
Зигмунд Фрейд также исходил из того, что существуют скрытые, неосознанные процессы. Поэтому в “бессознательном” он видел ключ
к объяснению деятельности человека. В современной психологии
с психоанализом закреплено первенство разработки и анализа научной трактовки мотива как детерминанты поведения.
Зигмунд Фрейд в первую очередь рассматривал психику как энергетическую систему, которая аккумулирует “напряжение”, в качестве которой могут выступать и нереализованные, и амбивалентные чувства, словом, все, что под давлением механизмов защиты психики вышло в сферу бессознательного. Кроме того, осознанные влечения образуют “напряжение”, которое активирует человеческое поведение. Вследствие активных действий человек тем или иным образом уменьшает напряжение, получая удовольствие. Однако мотивы не сводятся к простому удовлетворению потребностей человека, а выступают как сложный совокупный образ многих препятствий на пути их реализации.
Взгляд Зигмунда Фрейда на активацию поведения не только вывел психологию на высшее, качественно новое понимание категории мотива,
но и дал возможность объяснить истинные причины поведения человека, отделяясь от культурных, эстетических и других ненаучных ограничений
в сторону объективного понимания мотивов .
Ученик, а в дальнейшем и оппонент Зигмунда Фрейда, Альфред Адлер разработал собственную теорию, согласно которой в основе активации поведения лежит не влечение к удовольствию, а присущее каждому человеку от рождения чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство, человек начинает действовать. Также среди активирующих детерминант
он выделяет “социальный интерес”, который формируется в течение жизни,
и в большей степени зависит от воспитания и окружения индивида
в процессе его развития. Альфред Адлер исходит из тех позиций, что сила мотивов индивидуальна, и вводит понятие степени “активности”, которым объясняет эффективность активации поведения.
На пересечении линий развития психологии мотивации, берущие начало под Мак-Дауголлом, Зигмундом Фрейдом, Генри Мюрреем была создана классификация мотивов на основе отклонений “индивид – среда”
с центральным понятием “потребность”. По содержанию понятие “потребность” является нераздельным с понятием “влечение” и определяется как потенциальная готовность организма реагировать определенным образом в определенных условиях и одновременно как устойчивые черты личности.
К группе психогенных мотивов Генри Мюррей отнес потребности достижения, агрессии, независимости, доминировании, защите, избегания неудачи, поиска помощи. В эту группу входят также потребности
в познании, созидании, признании, но систематически им не исследовались .
Достоинством данной точки зрения было выделение и изучение потребности как самостоятельной переменной, разработка системы номинации потребностей, которые использовались исследователями для построения теории потребностей и методов их измерения. Однако и Мюррею не удалось избежать эмпирической классификации, на что указывает отсутствие теоретического основания и сам способ выделения потребностей.
Общий гуманистический подход А. Маслоу, реализованный
в классификации мотивов, исходит не столько из имеющегося поведения,
а с того, какой она должна быть. Он разработал иерархическую классификацию мотивов (понимая под мотивом существующую потребность), поставив в центр исследования личности вопросы ценностных ориентаций и смысла жизни. Его классификация строится в иерархической последовательности. Место мотивов в иерархии определяется по принципу их удовлетворения-неудовлетворения. Итак, удовольствие ниже размещенных потребностей является предпосылкой поднятия на вершину иерархии [54].
В своей классификации А. Маслоу разграничивает уже не отдельные потребности, а целые группы и упорядочивает их в ценностной иерархии согласно роли в развитии личности: а) физиологические потребности (гомеостатические, связанные с поддержанием постоянства внутренней среды организма (воды, солей, белка, сахара и потребности не гомеостатической природы – половая потребность, потребность в сне);
б) потребности в безопасности (уверенности, защищенности, свободы
от страха, тревоги и хаоса); в) потребности в социальных связях (любви
и привязанности); г) потребности в самоуважении (в достижении, признании, одобрении); д) потребность в самоактуализации .
Гуманистический подход к выяснению сущности мотивов добавил позиции А. Маслоу новизну, которой не хватало предыдущим классификациям. Он выделил способности и склонности личности
(в частности, креативность, самостоятельность, ответственность, самоактуализацию), что предыдущими исследователями не отмечались.
Говоря о мотиве в гуманистической психологии, следует рассмотреть подход Г. Олпорта, который считал, что взрослый человек является функционально автономной, независимой от потребностей организма,
в основном сознательной, высоко индивидуальной. С этой точки зрения ученый был убежден, что мотивы у человека есть только сознательные, причины всех его действий понятны, поведение является тщательно спланированным, а последствия всех действий являются ясными. В своей диспозиционной теории личности Олпорт отталкивался от мысли, что диспозиции в своем единстве активируют и направляют деятельность человека в течение жизни .
В когнитивной психологии разработка проблемы мотива принадлежит Леону Фестингеру. Именно его теория когнитивного диссонанса стала фундаментом многих исследований активации поведения. Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал различие между двумя или болеекогнитивными элементами, которые представляют собой любые знания или убеждения в самом широком смысле этих понятий. Это могут быть представления человека о себе и о внешнем мире. Внутренний мир человека подчинен прежде всего четким законам логики, и за их нарушение возникает диссонанс, который переживается человеком как дискомфорт. Для уменьшения этого диссонанса человек должен, по невозможности изменить поведение, изменить собственные когниции. Таким образом, объясняется изменение убеждений, понятий и представлений вследствие действия внешних факторов или несогласования когниций, что позволяет проследить изменение мотивов деятельности .
В целом теория когнитивного диссонанса позволила в значительной степени объяснять образование и изменение мотивов сложных видов деятельности, к тому же подвести под эти объяснения экспериментальную основу. На примере нескольких наиболее известных в зарубежной психологии классификаций мотивов видим, что они составлены эмпирически, без теоретического обоснования, согласно сформированных
у каждого из них понимание мотива, их определения “склонность”, “влечение”, “мотив”, “потребность” не дают точного представления
о реальности, стоящие за каждым из них.
Общая черта сравнительного анализа состоит в трудностях различия
в зарубежной психологии понятий «потребность» и «мотив». Если для
Г. Мюррея потребность – диспозиционный, гипотетический конструкт
со своими характеристиками, и он четко придерживается этого понимания
и использования понятия, то для Х. Хекхаузена потребность, влечение, склонность, стремление включается в понятие мотивации, ибо для него важно не определение, а их общее понимание как динамической направленности действия субъекта на определенные целевые состояния. Наделение нужды возможностью вызывать, поддерживать и прекращать поведение приводит к отождествлению понятий потребности и мотива.
В таком понимании потребности необходимость в понятии «мотива» отпадает. Оно заменяется понятием «мотивации». Исследование мотивов на основе составления классификаций не давало результатов, которые бы отвечали научным требованиям. В зарубежной психологии это создает атмосферу разочарования вокруг различных попыток построения классификаций. Х.Хекхаузен отмечает спекулятивность всех имеющихся классификаций .
С этим утверждением трудно не согласиться, потому что классификация как способ необходимый на первоначальных этапах исследования мотивов, не является исключением. Но, как отмечает Г. Мейли, трудности с составлением классификации будут храниться за отсутствия общих правил описания мотивов и их операционных критериев. Современные ученые отмечают, что феноменологический подход к изучению мотивов вполне приемлемый, а сами недостатки указывают
на неиспользованные возможности. Кроме того, объективной причиной его неполного использования является отсутствие общепризнанных в научных кругах норм к описанию феноменов. Экспериментальное исследование мотивов – одна из самых сложных проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных.
Х. Хекхаузен структурировал феноменологическое содержание мотивации достижения, в основу построения которого была положена деятельностная схема [71]. Он обнаружил в этой схеме две тенденции – надежда на успех и боязнь неудачи. Это способствовало конкретизации классификационного подхода Г. Мюррея, выделившего два мотива – мотив достижения и избегания неудачи. Таким образом, классификационный, феноменологический и структурный подходы, имея собственную специфику, являются взаимодополняющими. Вместе с тем, в современной психологии четко наметился подход к исследованию мотивов по принципу их взаимодействия. Однако, именно понимание взаимодействия в отечественной и зарубежной психологии трактуют по-разному. Относительно взаимодействия мотивов, то допускается, что поведение человека в определенных ситуациях мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а наивысшим в данной иерархии .
Следует подчеркнуть, что в современной психологии большинство мотивов изучаются с позиции феноменологического подхода. Особенно это касается таких сложных мотивов, как мотивы самоуважения, самоутверждения, признания и другие. Однако, эти описания не всегда бывают конкретными и обоснованными. В отечественной психологии проблему мотивов и мотивации изучали Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие ученые. В результате этих исследований понятия «потребность» и «мотив» были дифференцированы и обоснованы содержание понятия мотива. Это содержание составляют характеристики, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Такое определение мотива нашло конкретизацию в исследованиях А.Н. Леонтьева, который сделал большой вклад в обоснование мотива деятельности. Согласно его представлениям «…предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть, как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за этим всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности» .
Одним из существенных результатов исследований проблемы мотивации человеческого поведения является различие двух уровней мотивационных образований – устойчивых, обобщенных и конкретноситуативных. Первые побуждают конкретное действие лишь с помощью порождения других, что представляют собой определенную форму существования первых. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, которая ее испытывает. В отечественной психологии принято считать,
что любая деятельность носит мотивированный характер. Поэтому, один
из мотивов является ведущим, а другие – подчиненными, которые выполняют только функции дополнительной стимуляции. Предполагается, что мотивы могут находиться в разной взаимосвязи: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия. Кроме того, постулируется определенная иерархия мотивов.
Зарубежные психологи приписывают мотиву побудительную
и направляющую функцию (например, бихевиоризм, психоанализ) или дифференциацию поведения человека мотивам. Бихевиористы понимают под мотивом действие любых внешних или внутренних стимулов, вызывающих определенное поведение. Представители психоанализа приписывали функции мотива различным врожденным инстинктивным влечениям, которые в социальных условиях частично подавляются и существуют
в косвенных формах.
В отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев
и другие) мотив рассматривают неразрывно от человеческой деятельности как один из ее структурных компонентов, без которого невозможно раскрыть
ее психологическую природу.
Таким образом, мотивация определяется как комплекс устойчивых мотивов, побуждений, которые в свою очередь определяют направленность, содержание и характер деятельности личности, а также её поведения.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от нескольких причин и может трансформироваться под воздействием обратной связи
со стороны деятельности индивида. Детерминированность мотивации обусловлена потребностями и целями личности, условиями профессионального труда, а также знаниями, умениями, убеждениями
и на¬правленностью личности и т.д. С учётом этих обстоятельств происходит принятие конкретного решения, формирование определённого намерения.
Традиционно мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. Внешняя мотивация обусловлена внешними для человека обстоятельствами или стимулами, которые побуждают что-то делать. Иными словами, причины, определяющие деятельность человека, рассматриваются как находящиеся вне его. Личность придаёт значение
объ¬ективным условиям, поясняя, тем самым, своё поведение, особенности самореализации.
Таким образом, так называемая внешняя причинность обусловливает оценку интерпретацию контекстуальных аспектов поведения личности.
С данным типом мотивации индивид испытывает затруднения в ходе самореализации, которые, как правило, в силу внешней причинности
не осознаются, и личность не предпринимает попытку скорректировать своё поведение и переосмыслить свои позиции.
Внутренняя мотивация непосредственно связана с самой деятельностью (Р.Р. Бибрих, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Л.М. Митина,
Д.Б. Эльконин и другие). Она реализует познавательную потребность и имеет для личности ценностный смысл. С помощью внутренней мотивации реализуется потребность человека во внутреннем благополучии,
в гармонизации внутреннего мира, в самосовершенствовании
и самоактуализации.
1.1. Анализ факторов профессионального выбора современных школьников
За последние 15-20 лет список выбираемых учащимися выпускных классов специальностей значительно изменился. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, а также специальностям, связанным с иностранными языками.
Опрос школьников Приднестровья в 2017 году, проведенный исследователями И.В. Клименко, С.Н. Гончар, С.Г. Кучеряну показал, что наиболее популярными являются профессия программиста, экономиста, юриста, переводчика, профессия учителя почти не упоминается. Профессиональная мотивация формируется у молодых людей под влиянием семейных, социальных факторов, а также в процессе работы по профессиональной ориентации в учебных заведениях. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности работой и производительности. Это также относится к внешней положительной мотивации (финансовые стимулы, возможность продвижения по службе, престиж и т. д.).
Четкое понимание различных аспектов выбираемой профессии и уровень подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов учащихся и степень их реализации.
Общепризнано, что эффективное профессиональное самоопределение старшеклассников, а также дальнейшая профессиональная подготовка студентов во многом обусловлены отношением к выбранной профессии и вытекают из личностной и социальной значимости, представления о ее ценности. Если молодые люди хорошо знают свою будущую профессию, то их выбор осознан, если нет, то мотивы еще не полностью сформированы или не направлены на профессию .
Анализ результатов изучения мотивов выбора профессии, полученных И.В. Клименко, С.Н. Гончар, С.Г. Кучеряну показал, что выпускники положительно мотивированы к поступлению в вуз. Приоритетными для абитуриентов при выборе профессии являются внутренние индивидуально значимые мотивы (1 ранг, среднее значение 19,7, максимум 25 баллов, 54 % респондентов, tэ = 3.95, при tкр = 2.66, p < 0,05). Они уверены, что выбранная профессия соответствует их способностям, она будет способствовать их интеллектуальному развитию, позволит им проявить креативность в будущем.
В целом, будущая профессиональная деятельность для них эмоционально привлекательна. Вторым по значимости для абитуриентов являлись внутренние социально значимые мотивы (2 ранг, среднее значение 19,6 баллов, 43 % респондентов). Они отмечают важность помощи людям. Абитуриенты понимают, что их дальнейшая деятельность необходима обществу, а для этого необходимо быть профессионалом, ответственным за свои действия. Выбранная профессия позволит им развиваться, повышать свою компетентность и профессиональные навыки.
Социально-экономические (внешние положительные) мотивы также важны для выпускников школ (3 ранг, среднее значение 16,4 баллов, 11 % респондентов). Более того, результаты сравнения статистических гипотез (T-критерий Стьюдента) показали, что разница между социальными и социально-экономическими мотивами статистически не значима (tэ = 0.1 при tкр = 2.0, p < 0.05). Это свидетельствует о том, что на данном этапе профессионального самоопределения указанные мотивы одинаково значимы для абитуриентов.
Четвертый ранг занимает внешний отрицательный мотив (среднее значение 12,9 баллов, 3 % респондентов). Эти молодые люди считают, что выбранная профессия единственно возможная в данных обстоятельствах или на поступление в вуз настаивали родители. Такая мотивация может спровоцировать дезадаптацию студентов в период обучения в вузе. мотив и 4 ранг – отрицательный .
Результаты исследования показывают, что абитуриенты при выборе будущей профессиональной деятельности в первую очередь ориентируются на реализацию своих интересов и способностей в будущей профессиональной деятельности. Выбранная профессия эмоционально привлекательна, дает возможность проявить творческую активность. Для молодых людей также очень важно, чтобы они могли принести пользу обществу в будущем.
При поступлении в вуз абитуриенты подчеркивают важность престижа будущей профессии и возможности трудоустройства. Также, что подтверждено и другими исследованиями, части выпускников общеобразовательной школы присущи внешние мотивы выбора профессии, они руководствуются мнением родителей, не достаточно знают особенностей профессий, преобладает материальная значимость профессии .
Таким образом, основными мотивами абитуриентов, повлиявшими на выбор будущей профессиональной деятельности, были эмоционально-личностные, познавательные, социальные и социально-экономические.
Для выявления мотивов выбора вуза абитуриентами Р. И. Зинуровым, А. Р. Тузиковым, Л. З. Фатхуллиной, С. А. Алексеевым было проведено социологическое исследование, выборочная совокупность составила 1306 человек. Как показало исследование, основные причины выбора вуза преимущественно рациональны и связанны с будущим трудоустройством – выбор определенной специальности, к которой абитуриент испытывает интерес и возможность получить качественное образование. Важным фактором при выборе вуза остаются также советы родителей, родственников, знакомых, друзей, которые уже учатся в вузе, рейтинга вуза. Привлекательным для абитуриентов является и наличие военной кафедры
Анализ мотивации абитуриентов, поступающих в вузы в 2011 г., проведенный И. Н. Ефимовой, позволил выявить те причины, факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на их выбор вуза. Исследование осуществлялось с помощью анкетирования. На вопросы анкеты ответили 822 респондента.
Опрос проводился в приемных комиссиях 16 факультетов ННГУ с 20 июня по 20 июля 2011 г. Полученная информация была обработана с помощью программ Microsoft Word и Microsoft Excel. В опросе участвовали 822 респондента, из которых 378 человек (46 %) — юноши и 444 человека (54 %) — девушки.
Перед проведением исследования предполагалось, что большинство абитуриентов свое решение в отношении избрания вуза уже приняли, поэтому они смогут дать четкий ответ на вопрос о мотивации их выбора. Понятно, что в настоящее время трудно устроиться на высокооплачиваемую работу без наличия диплома о высшем образовании, поэтому практически все абитуриенты, еще будучи школьниками, планируют поступить в вуз и тем самым хотя бы формально проложить себе дорогу к получению престижной работы.
Доказательством этому служат статистические данные по Нижегородской области: 94,7 % опрошенных планируют получать высшее профессиональное образование, 4,7 % пока не знают и лишь 0,7 % не будут поступать в вуз.
В ННГУ в результате опроса были получены следующие данные: большинство респондентов хотят получить высшее образование для того, чтобы стать дипломированными специалистами (26 %); 24 % респондентов хотят получить диплом престижного вуза; 16 % считают, что высшее образование необходимо всем, и хотят получить больше знаний в интересующей их сфере
При равных условиях большая часть абитуриентов в качестве основной причины выбора вуза называет «совет родителей» — 54 %, одинаково значимы для абитуриентов показатели «совет друзей, знакомых» (43 %) и «реклама вуза» (42 %). Следующую позицию занимает информация, полученная от представителей вуза (30 %), показатель «свой выбор» составляет всего 21%, и замыкает перечень показатель «посещение подготовительных курсов» — 12 % .
Н.В. Марченко выявлено, что решение поступить в Институт цветных металлов и материаловедения первокурсники принимают в основном в выпускном классе (39,4%) или вообще летом (21,6 %), накануне поступления. Причем тенденция абитуриентами принимать решение о поступлении задолго до окончания школы в последнее время растет, что делает будущих студентов, более подготовленными в плане последующего обучения.
Это также связано с необходимостью сдачи Единого государственного экзамена по дисциплинам, необходимым для поступления в выбранный ВУЗ и школьники делают упор на изучение именно тех дисциплин, которые им в дальнейшем пригодятся в вузе.
Подход к выбору профессии сильно отличается среди абитуриентов, проживающих в г. Красноярске и иногородних. Для жителей краевого центра, обучающихся в Институте цветных металлов и материаловедения СФУ более характерным мотивом поступления является «наличие диплома». Жители сельской местности и малых городов края более других проявляют интерес к будущей профессии. Мотивы, связанные с получением материальных выгод и желанием занять соответствующее положение в обществе, характерны для студентов, проживающих до поступления в крупных или средних городах края .
1.2. Методологические основы исследования
I. Методологическая часть программы исследования
Описание проблематики.
На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.
Выбор профессии — дело сложное и важное. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Основное противоречие.
Ключевым выбором в старшем школьном возрасте является выбор личностью своей будущей профессии. С учетом того, что выбор профессии определяет весь дальнейший жизненный путь старшеклассника, его можно отнести к категории личностного выбора. Профессиональное самоопределение основано на осознании молодым человеком своих потребностей, способностей и интересов. Человек формулирует для себя планы и цели, связанные с выбором профессии, партнера и смысла жизни.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет: мотивация современных школьников к получению профессионального образования
Цель: выявить мотивацию современных школьников к получению профессионального образования.
Гипотеза: современные школьники руководствуются мотивами престижа и материальной выгоды, а также советами родителей при выборе профессии.
Задачи:
1) Разработать программу социологического исследования;
2) Провести качественный анализ результатов;
3) Провести визуализацию.
Интерпретация и операционализация основных понятий.
Мотив – проявление человеческой личности. Это побудительная причина, повод к действию. Иными словами, это основа выбора действий или поступков, их первопричина.
Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.
Мотивация профессионального выбора – это совокупность мотивов, подталкивающих молодежь к выбору той или иной профессии, специальности.
В отечественной социологии различают два явления – выбор профессии и профессиональный подбор.
Выбор профессии – стихийный индивидуальный процесс поиска рабочего места, характеристики которого соответствовали бы характеристикам личности (склонностям, темпераменту, социальному статусу, месту жительства и т.д.). Профессиональный подбор – целенаправленный отбор одного кандидата среди нескольких претендентов на свободную вакансию, который осуществляется специалистом – сотрудником организации, на основе списка требований, характеризующих данное рабочее место. Социологи нередко пользовались определением, которое предложили психологи. Согласно точке зрения последних, профессиональный подбор – это целенаправленный процесс выбора одного кандидата из группы претендентов на данную должность, кто соответствует требованиям рабочего места по своим личностным качествам.
Профессиональный отбор – это процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирает из числа кандидатов одного или нескольких, наилучшим образом подходящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание текущие условия окружающей обстановки.
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника.
Методы сбора информации.
В исследовании применялся метод анкетирования, а отбор респондентом происходил в Интернете на сайте webanketa.com. Анкета была составлена автором.(Приложение 1). Всего в опросе приняли участие 300 человек. В опросе принимала участие старшеклассники 16-18 лет.
Метод опроса широко используется при проведении социологических исследований, так как данный метод позволяет раскрыть психоэмоциональное состояние и ценностные установки личности. Опрос помогает понять и оценить мировоззрение человека как единицы общества.
В данном исследовании целесообразно использовать метод анкетирования, так как данный метод позволяет опросить большое количество респондентов и получить представительную массовую информацию, отражающую проблемы, связанные с политическими ценностями молодежи.
Исследование является учебным, однако выборочная совокупность качественно и количественно представительна, опрос проводится согласно утвержденной выборке методом, анкетирование является основным методом сбора эмпирической информации. Исследование является описательным по своему типу.
Место проведения исследования: город Москва.
В качестве метода обработки данных выбран с помощью компьютерной техники (программа SPSS), так как он позволяет оперативно и точно обрабатывать большой массив информации.
Визуальный анализ фотографий, опубликованный в свободном доступе Инстаграма для характеристики мотивации выбора профессии был осуществлен с использованием фотографий, которые находятся в открытом доступе Инстаграма, исследование проводилось 01.05.18 по 31.05.2018 г.
Глава 2. Социологическое изучение мотивации современных школьников к получению профессионального образования
2.1. Результаты социологического опроса
Обработка анкет позволила получить результаты, которые приведены ниже.

Рисунок 1 – Возраст респондентов
Рисунок 2 – Пол респондентов
Из этих диаграмм следует, что среди респондентов преобладают молодые люди в возрасте 17 лет, среди которых 59 % и 41% девушки.
Рисунок 3 -Выбрали ли Вы будущую профессию?
Как видно из рис. 3, 56% старшеклассников уже определились с будущей профессией, а 44% еще нет, что свидетельствует о довольно низком уровне готовности к выбору профессии у современных старшеклассников.
На следующем рисунке (рис. 4) видно, что при этом значительный процент учащихся планирует поступать в вуз -71%
Рисунок 4 –Планируете ли вы поступать в вуз после школы?
Из этого следует, что старшеклассники считают приоритетным получение именно высшего образования, при этом для некоторых не важно, какая это будет профессия. Это можно объяснить тем, что в современных условиях происходит некоторая девальвация высшего образования, когда решающее значение имеют не знания и квалификация, а наличие диплома.
Ответы распределились следующим образом:
Да, планирую получать образование в ВУЗе г. Москвы: 70,6%;
Да, планирую получать образование в ВУЗе другого города или страны: 15,1%;
Да, планирую получать средне-специальное образование: 12,7%;
Нет, не планирую: 1,6 %.
Согласно рис 5. решающими факторами при выборе ВУЗа для учащихся стали наличие бюджетных мест и престиж учебного заведения -16%.
Рисунок 5 – Какие факторы при выборе вузе для вас имеют приоритетное значение?
Ответы распределились следующим образом:
Престиж учебного заведения-16%;
Наличие бюджетных мест-16%;
Стоимость обучения- 15,5%;
Высококвалифицированные специалисты 10,9%;
Близкое расположение к дому- 9,2%;
Возможность самореализации творческой\научной\спортивной сфере -7,5%;
Современное оборудование 7,5%;
Наиболее привлекательными направлениями подготовки, по мнению учащихся, (рис.6) являются: направления технического характера- 25,4%;
Результаты распределились следующим образом:
Направления технического характера- 25,4%
Направления гуманитарного характера 15,9%;
Направления в сфере бизнеса и аналитики -14,3%;
Направления в сфере медицины -14,3%;
Другое (ответы респондентов: «творческое направление», «мне не важно») -6,4%;
Направления в сфере педагогики и психологии -6,3%;
Направления спортивного характера-4,3%
Рисунок 6– Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие направления подготовки наиболее привлекательны для Вас?»
Согласно рис.7 крайне важным для большинства опрошенных стали «Карьерные перспективы» -48,4%;
Скорее важным для большинства опрошенных оказался «Предполагаемый уровень дохода» -27%
Для большинства опрошенных самым неоднозначным оказался вопрос «Творческой реализации» — 27% из всех предложенных вариантов в графе «Затрудняюсь ответить».
Скорее не важной для большинства опрошенных оказалась «Практика границей» — 28,6%
Абсолютно не важной для большинства опрошенных оказалась «Поддержка со стороны государства (гранты, повышенные стипендии и т.д.)
Рисунок 7– Распределение ответов респондентов на вопрос «Что при получении образования для Вас важнее всего? Оцените степень важности каждого критерия
Эти данные говорят о вероятном не понимании важности грядущих событий в жизни молодых людей, и о значимости выбора профессии.
Рисунок 8 — Беседовали ли с кем-нибудь о будущей профессии? Если да, то с кем?
Из 79% беседовавших 46% отдали предпочтение разговору о будущей специальности с родителями, из них 8% отдельно выделили маму, как наиболее важного человека, с кем необходимо посоветоваться. 17% обсуждали данную тему с друзьями, 14% вели беседу на данную тему с родственниками, 6% обсуждали этот вопрос с учителями и знакомыми, и 3% ответили, что эту проблему обсуждали со многими людьми. Данные цифры говорят о том, что молодые люди принимают решение о будущей специальности не сами, они советуются с различными людьми, но мнение родителей остается ведущим для них.
Рисунок 9. — Бывали ли Вы на встречах с представителями каких-либо профессий?
Как видно из рис. 9, большинство старшеклассников участвовали в профориентационной работе школы и посещали встречи с представителями различных профессий.
Рисунок 10. — Выбор Вашей специальности устраивает Ваших родителей?
92% учащихся ответили, что выбор их специальности устраивает их родителей, и лишь 8% молодых людей ответили отрицательно. Это говорит о том, что выбор большинства был согласован с родителями, или выбор выпускников основан на адекватной оценке своих способностей и полностью им соответствует.
Рисунок 11 – Влияние родителей на выбор профессии
Несмотря на то, что в предыдущих вопросах респонденты отмечали, что мнение родителей важно для них при выборе специальности, на этот вопрос 85% выпускников ответили отрицательно, и лишь 15% выбрали специальность под влиянием родителей. Данная статистика говорит о том, что абсолютное большинство старшеклассников делают самостоятельный выбор будущей профессии.
При этом некоторые отметили в причинах, указанных родителями, что данный выпускник не знает чего хочет, поэтому родители не одобряют выбранную им профессию. Это, вероятно, связано с недопониманием в отношениях в данной семье и авторитетностью старшего поколения.
Рисунок 12 – Аргументы родителей при выборе профессии
Самым распространенным аргументом родителей, которые пытаются убедить детей выбрать специальность, которая больше нравится взрослым, является уровень заработной платы. Вероятно, родители прагматичны и считают, что важнее всего иметь возможность обеспечивать себя и свою семью, нежели интерес к данной специальности, увлеченность работой, получение удовольствия от своей деятельности.
В равных долях расположились такие аргументы как карьерный рост, интерес к работе, чистый кабинет, и чтобы учитывалось их мнение – по 14%. Данные цифры говорят о том, что родители заинтересованы в наилучшем выборе профессии с их точки зрения, но, вероятно, они забывают, что учиться и работать будет необходимо их ребенку.
Рисунок 13 – Пути подготовки к поступлению
20% опрошенных посещают курсы довузовской подготоки, 72% учащихся занимаются с репетиторами, и только 8% ответили, что занимаются самостоятельной подготовкой к ЕГЭ.
Рисунок 14 – Обращались ли вы за профессиональной помощью психолога по профориентации?
Как видно из рис. 14, за профессиональной помощью в профориентации обращались лишь 21% школьников, из них 78% прошли специальные тесты, остальные выбрали индивидуальные консультации.
Рисунок 15 – Помогли ли вам профориентационная работа, которая проводится в вашей школе?
Как видно на рис. 15, большинство старшеклассников считают, что профориентационная работа, которая проводиться в школе, лично им не помогла в выборе профессии, это может свидетельствовать о том, что профориетационная работа не эффективна или веется формально, не соответствует запросам современных школьников.
Таким образом, анализ социологического опроса позволяет сделать следующие краткие выводы:
1) Большинство учащихся 11 классов уже определились с выбором профессии и вуза;
2) Большинство учащихся нацелены на получение высшего образования;
3) Наиболее значимыми мотивами выбора являются собственные интересы и склонности, престижность и востребованность профессии, мнение родителей.
4) Наиболее популярными направления традиционно остаются техническое и гуманитарное.
Страницы 1 2
