Заявка на расчет
Меню Услуги

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

Глава 2. Исследование планирования деятельности библиотек на основе муниципального задания

2.1 Методология и методика исследования

Прежде чем дать определения объекта, предмета и проблемы исследования необходимо ознакомится с понятием методологии.

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания. Термином «методология»  принято  обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных [70].

Методика научного исследования – это упорядоченная во  времени, координированная и кооперированная система действий, конкретная реализация совокупности различных способов (методов, приемов, процедур, операций) достижения определенной цели и решения задачи, сбора и обобщения данных об объектах библиотечной действительности [34].

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация [70].

Потребность в проведении того или иного исследования отражает проблемную ситуацию – объективно возникающее противоречие между знанием необходимости определенных действий и незнанием путей их реализации. Решение проблемы заключается в выяснении средств, методов, приемов, при помощи которых можно преодолеть фактически сложившиеся затруднения, препятствующие успешной практической деятельности, и означает получение нового знания об изучаемом явлении, позволяющего достигнуть качественно нового, более высокого уровня библиотечной работы [34].

Проблемой данного исследования является отсутствие научно-обоснованных подходов к формированию муниципального задания библиотек.

Формулировка  проблемы  влечет  за  собой  выбор  конкретного  объекта исследования.  Им  может  быть  социальный  процесс,  или  область  социальной действительности,  или какие-то  общественные  отношения,  содержащие  в  себе социальное противоречие. Иными словами, объектом может быть все то, что явно  или неявно  содержит  социальное  противоречие  и порождает  проблемную ситуацию.  Объект  социологического  исследования – это  то,  на  что  направлен процесс познания [70].

Объектом нашего исследования выступает планирование деятельности библиотек.

Помимо  объекта,  выделяется  также  предмет  изучения  или  те  наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны,  особенности  объекта,  которые  подлежат  непосредственному  изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект – то, что содержит социальное противоречие, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное  противоречие. Можно сказать, что это – совокупность обстоятельств, которые представляют полюса социального противоречия [70].

Предметом дипломной работы является муниципальное задание как основа планирования деятельности библиотек.  Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный  с  предположением  о  возможности  обнаружить  закономерность  или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез.

Таким образом, первый шаг в разработке программы – это формулировка проблемы и выделение объекта и предмета исследования [70].

В основе методологической части программы лежит определение цели и задач исследования.

Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев [70].

Цель исследования выражает познавательные и практические потребности, ради которых оно проводится, показывает, как будут использованы его результаты. Четкая постановка цели предполагает глубокое понимание и осознание закономерностей  развития событий, происходящих в библиотечной практике [34].

В след за целью определяется тема исследования. Тема – это  краткая и четкая формулировка сути проблемы (или ее части), которую предполагается разрешить. Поясняет и конкретизирует тему постановка взаимосвязанных задач [34].

Задачи могут рассматриваться и как критерии темы. Можно считать, что тема сформулирована точно, если она соответствует задачам. Но соответствие между темой и задачам и устанавливается не сразу, а путем их последовательного уточнения.

Библиотечное исследование обычно включает от трех до пяти задач. При меньшем количестве задачи сливаются с целью и не выполняют своего предназначения – быть ее конкретизацией и критерием. Большое количество задач неизбежно вносит элементы перегрузки и неопределенности, утрачивается целенаправленность  исследования. Задачи детерминируются условиями проблемы, в  то же время, четко сформулированные, они помогают более глубокому и правильному ее решению [34].

Таким образом, цель исследования логически диктует структуру его основных задач, теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда  частных программных задач. Кроме того, может быть поставлено некоторое  ограниченное  число побочных,  дополнительных  задач. Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, возникать новые, и так до окончания работы. Частные задачи, по  существу, нередко представляют собой вопросы, возникающие по ходу анализа поставленных проблем [70].

Целью нашей работы является изучение состояния планирования деятельности библиотек и определение соответствия муниципального задания реальным трудозатратам.

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

  1. Изучить сущность планирования как основу деятельности библиотек;
  2. Рассмотреть виды планов и дать их характеристики;
  3. Рассмотреть муниципальные задания библиотек как основу планирования их деятельности; описать проблемы, которые возникают при их выполнении;
  4. Разработать методику исследования;
  5. Описать базу исследования и проанализировать муниципальные работы и услуги МБУК «ЦБС г. Казани».

Следующим этапом нашей работы стало изучение существующих методов исследования и выбор подходящих из них для решения поставленной цели.

Существуют  три  принципиальных  класса  методов  сбора  первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их  применения многообразна,  что  некоторые  модификации приобрели  статус  самостоятельных  методов,  например  интервью  или  анкетного опроса. Но любые разновидности использования того или иного класса методов опираются на единые, общие правила.

В нашем исследовании применяются метод анализа документов (традиционный анализ документов), научный и статистический методы. В системном анализе мы будем сопоставлять показатели, указанные в муниципальном задании «ЦБС г. Казани» за 2017-2020 годы, с цифрами из отчетов выполнения МЗ и с нормами времени. Данный метод поможет выяснить справляется ли библиотека с поставленными целями; какие трудности возникают при их выполнении; учитывается ли бюджет рабочего времени при составлении государственного заказа.

Методы изучения документации сегодня широко используются в библиотечном деле. Под документом понимается материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах и в исследовательской практике. Методы изучения документов позволяют получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно [34].

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле значение термина отличается  от  общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы. Нередко документальные  источники служат главным способом получения нужной для исследования  информации [70].

В библиотечных исследованиях используются как библиотечные по происхождению, так и другие различные документы, т.е. не имеющие прямого отношения к библиотечному делу.

Исследователь для того, чтобы лучше ориентироваться в материале, должен знать суть и возможности различных классификаций документов, существующих в настоящее время и характеризующих их с точки зрения:

  • Знаковых средств закрепления информации;
  • Необходимости использования для восприятия информации специальных технических средств;
  • Особенностей материала носителя;
  • Способа распространения в обществе;
  • Регулярности выхода;
  • Состава основного текста;
  • Места в системе получения или переработки информации (отношения к фиксируемой информации);
  • Целевого назначения.

Специфика документальной информации состоит в том, что в ней отражается как объективная действительность, так и отношение к ней субъекта, создателя документа. Задача исследователя – суметь так перестроить ее, чтобы получить максимально достоверные данные: о комплектовании и организации фондов, составе читателей, индивидуальной работе и массовых мероприятиях библиотеки, о динамике книговыдачи, о читаемости тех или иных книг, о проявлениях общественного читательского мнения и т.д. [34].

В процессе исследования при использовании метода анализа документов существует проблема достоверности документарной информации. Проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления,  целевой  установки  автора,  ситуации,  в  которой  он  действовал, характера  его  окружения – те  факторы,  от  которых  зависит достоверность информации из личных документов [70].

Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания – это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений [70].

С помощью метода традиционного анализа документов мы изучили состояние планирования деятельности библиотек и выдвинули гипотезу исследования.

Существует также оценка метода документального анализа.

Анализ документов – важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные  трудности  перевода  языка  документов  на  язык  гипотез,  но,  как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом [70].

Существует следующая последовательность действий при анализе данных.

Первая стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей  форме. Дальше следует собственно описание: мы используем аппарат дескриптивной статистики для упорядочения всех данных по отдельным признакам.

Вторая стадия – «уплотнение» исходной информации, т.е. укрупнение шкал, формирование агрегатных признаков-индексов, выявление типических групп, жестких подвыборок общего массива и т.п. Генеральная цель всех этих операций – сокращение числа признаков, нужных для итогового анализа. Одновременно достигается первичное обобщение данных, нужное для более глубокого понимания существа изучаемых процессов. На данной стадии, в развитии которой осуществляется  переход к  анализу взаимосвязей (3-я стадия), будут использоваться довольно сильные  операции – факторный анализ, типологизация и подобные им.

Третья стадия анализа как бы вклинивается в предыдущую. Это углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых  и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. Здесь главная опасность – подмена косвенных, опосредованных связей прямыми. Такая ошибка – самая распространенная и менее всего заметная со стороны.

На данной, вероятно самой ответственной, стадии анализа должны быть получены  основные  выводы,  проверены  главные  гипотезы,  необходимые  для разработки  практических  рекомендаций  и  для  теоретического  осмысления проблемы.

Четвертая стадия, заключительная, – попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Лучшим образом  решению  этой задачи отвечает повторное обследование. При невозможности его осуществить  и для оперативности прогноза здесь активно используют модели мысленного экспериментирования, регрессионные, детерминационные, стохастические и др. Полезно прибегнуть к оценкам экспертов в данном предмете, чтобы проверить  надежность  прогноза,  являющегося результатом мысленных экспериментов [70].

Также в нашем исследовании мы используем статистический метод. Статистический метод – это совокупность взаимосвязанных приемов исследования массовых объектов и выявления общих закономерностей путем устранения случайных особенностей отдельных единичных наблюдений [60]. Данный метод поможет нам выяснить справляется ли ЦБС с показателями, указанными в муниципальном задании. В ходе исследования мы будем анализировать плановые показатели государственного заказа с цифрами из отчета о выполнении муниципального задания и сопоставлять их с нормами времени. На данном этапе исследования мы сможем выяснить учитываются ли реальные трудозатраты при составлении муниципальных заданий.

Статистическое исследование мы проводим посредством абсолютных и относительных статистических величин. Абсолютные величина считаются самой первой формой представления статистических данных. С ее помощью удается придать явлениям размерные характеристики, например, по времени, по протяженности, по объему, по площади, по массе и т.д. Если требуется узнать об индивидуальных абсолютных статистических величинах, можно прибегнуть к замерам, оценке, подсчету или взвешиванию. А если нужно получить итоговые объемные показатели, следует использовать сводку и группировку. Нужно иметь в виду, что абсолютные статистические величины отличаются наличием единиц измерения. К таким единицам относят стоимостные, трудовые и натуральные.

Относительные величины выражают количественные соотношения, касающиеся явлений социальной жизни. Чтобы их получить, одни величины всегда делятся на другие. Показатель, с которым сравнивают (это знаменатель), называют основанием сравнения, а показатель, которой сравнивают (это числитель), называют отчетной величиной. Относительные величины могут быть разными, что зависит от их содержательной части. Например, существуют величины сравнения, величины уровня развития, величины интенсивности конкретного процесса, величины координации, структуры, динамики и т.д. и т.п.

Чтобы изучить какую-то совокупность по дифференцирующимся признакам, в статистическом анализе применяются средние величины – обобщающие качественные характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо дифференцирующемуся признаку. Крайне важным свойством средних величин является то, что они говорят о значениях конкретных признаков во всем их комплексе единым числом. Несмотря на то, что у отдельных единиц может наблюдаться количественная разница, средние величины выражают общие значения, свойственные всем единицам исследуемого комплекса. Получается, что при помощи характеристики чего-то одного можно получить характеристику целого. Следует иметь в виду, что одним из самых важных условий применения средних величин, если проводится статистический анализ социальных явлений, считается однородность их комплекса, для которого и нужно узнать среднюю величину. А от такого, как именно будут представлены начальные данные для исчисления средней величины, будет зависеть и формула ее определения.

Научный метод исследования – это способ изучения (упорядоченная совокупность простых приемов, шагов или действий), опирающиеся на определенный понятийный аппарат и правила, соответствующие особенностям предмета исследования, цели и характеру решаемых задач [34].

2.2 Муниципальное задание МБУК «ЦБС г. Казани»

Исследование проведено на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Казани».

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Казани» – это сеть муниципальных библиотек, включающая Центральную библиотеку, Центральную детскую библиотеку и 47 филиалов, в т.ч., 16 специализированных детских библиотек; 8 библиотек, имеющих  детские отделения. 14 библиотек расположены в городских поселках. Муниципальные библиотеки рассредоточены по всем районам города, располагают универсальным фондом, оснащены компьютерами, имеют выход в Интернет.

Официальный сайт МБУК ЦБС г. Казани: www.cbskazan.ru.

МБУК «Централизованная библиотечная система г. Казани» представляет собой разветвленную сеть библиотек. Она состоит из Центральной библиотеки, Центральной детской библиотеки, 47 библиотек-филиалов. В целях наиболее качественного обслуживания пользователей в ЦБС функционируют специализированные филиалы и отделы.

Детские библиотеки-филиалы № 6, 11, 15, 32, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46,  ЦДБ.

Библиотеки, имеющие детские и взрослые отделения: № 4, 14, 17, 18, 22, 26, 27, 29.

Пункты выдачи работают на улице Кайбицкой и в поселке Нагорный. Библиобус обслуживает поселки Самосырово, Вознесенское, а также Дом ветеранов на улице Дубравная.

В целях наиболее качественного обслуживания пользователей в ЦБ функционируют специализированные отделы и сектора:

  • Краеведческий отдел;
  • Отдел искусств;
  • Отдел обслуживания;
  • Отдел организационно-массовой работы;
  • Сектор маркетинга;
  • Информационно-библиографический отдел.

Сектора отделов Центральной библиотеки и филиалов:

  • Сектор обслуживания детского населения;
  • Сектор правовой информации;
  • Краеведческий сектор по работе с детьми;
  • Сектор музейно-выставочной деятельности;
  • Сектор иностранной литературы;
  • Сектор детской литературы в отделе комплектования

Основные направления деятельности и задачи:

  • Обеспечение активизации деятельности муниципальных библиотек по продвижению книги и чтения среди всех социальных слоев населения, используя различные носители информации, современные библиотечные практики, коммуникативные технологии;
  • Формирование в библиотеках эффективного культурно-просветительского пространства на основе партнерских проектов с организациями книжной и образовательной инфраструктуры;
  • Моделирование библиотерапевтического пространства для работы с людьми с ограниченными возможностями. Обеспечение доступности информационно – библиотечных услуг и равных возможностей в удовлетворении культурных и духовных потребностей маломобильных групп;
  • Укрепление взаимодействия родителей, педагогов и библиотеки в формировании личности ребенка, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних средствами культурно-досуговой деятельности;
  • Формирование патриотизма, гражданственности, правовой культуры пользователей, расширение читательского интереса к истории России;
  • Содействие развитию национальных культур, традиций и обычаев этнических общностей и народов, проживающих в Казани, многообразию культурных процессов;
  • Реализация социокультурных программ, направленных на максимальную доступность информационно-библиотечных услуг (литературные дворики, книжные фестивали), внутренний и внешний маркетинг, организация рекламных компаний;
  • Развитие методического консультационного сопровождения деятельности библиотек-филиалов на основе новых современных технологий;
  • Проведение социологических исследований с целью выявления потребностей пользователей, их отношения к библиотеке, а также получения оценки качества предоставляемых ею услуг;
  • Формирование библиотечного фонда, соответствующего специфике информационных потребностей и запросов пользователей. Обеспечение актуальности и сохранности библиотечных фондов;
  • Поддержка творческой, инновационной деятельности, в том числе совместных проектов и программ с некоммерческими организациями, благотворительными фондами, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;
  • Развитие многофункционального комплекса библиотечно-информационных услуг, в том числе развитие нестационарных форм библиотечно-информационного обслуживания населения;
  • Обеспечение работы по автоматизации деятельности библиотек. Расширение перечня услуг, предоставляемых в электронном виде и удаленном режиме;
  • Развитие системы повышения квалификации библиотечных кадров по инновационным направлениям библиотечно-информационной деятельности

Библиотеки ЦБС осуществляют следующие виды услуг:

  • Предоставляют информацию о наличии в фондах конкретных документов;
  • Предоставляют информацию о составе фондов через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;
  • Предоставляют справочную и консультационную помощи в поиске и выборе источников информации, включая Интернет;
  • Предоставляют во временное пользование документов из фонда, как на дом, так и в библиотеке в соответствии с Правилами пользования библиотеки;
  • Предоставляют справки, консультации по вопросам пользования библиотекой;
  • Предоставляют доступ к электронному каталогу в библиотеке, а также в сети Интернет;
  • Предоставляют доступ к веб-сайту библиотеки в сети Интернет;
  • Участвуют в массовых мероприятиях, проводимых в муниципальных библиотеках;
  • Резервируют (бронируют) книги по запросу пользователей сроком до трех дней.

Библиотеки предоставляют преимущественное право пользования услугами инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, имеющим право на получение книг, периодических изданий из фондов читального зала на дом сроком до 30 дней, а также детям-инвалидам, детям из многодетных семей и детям, оставшихся без попечения родителей, на получение книг, периодических изданий из фондов читального зала на дом сроком до 30 дней.

Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

  • Обеспечивает информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей;
  • Предоставляет в пользование фонды в читальных залах и на абонементе;
  • Комплектует, учитывает, обеспечивает сохранность и рациональное использование фондов, раскрывает их с помощью каталогов и картотек;
  • Изымает документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов согласно действующим нормативно правовым актам;
  • Взаимодействует с другими учреждениями культуры, творческими союзами, учреждениями образования, общественными структурами, органами власти в культурно-просветительских целях;
  • Сотрудничает с организациями иностранных государств по вопросам библиотечного дела, в установленном порядке вступает в международные организации, участвует в реализации международных библиотечных и иных программ;
  • Ведет производственную, хозяйственную и иную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек;
  • Определяет в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
  • Обеспечивает социальное развитие трудового коллектива Учреждения, реализацию его творческого потенциала;
  • Участвует на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела.

Библиотеки предоставляют такие дополнительные платные услуги, как:

  • Выдача литературы, приобретенной за счет внебюджетных средств; ночной абонемент (выдача литературы на ночь из фондов читального зала);
  • Ксерокопирование;
  • Фотографирование текстов и иллюстраций из книг и периодических изданий;
  • Ксерокопирование электронных документов на съемный носитель (дискету, USB, CD-диск и др.);
  • Сканирование текстов, графических изображений, иллюстраций, фотоматериалов;
  • Компьютерный набор и дизайн (на бумажных и электронных носителях);
  • Распечатка текста на черно-белом принтере;
  • Распечатка текста на цветном принтере;
  • Звукозапись, видеозапись;
  • Перевод литературы с иностранных языков на русский;
  • Перевод литературы с языков народов РФ на иностранные языки;
  • Перевод текстов с русского языка на татарский, с татарского на русский;
  • Консультации по вопросам библиотековедения, библиографии сторонним учреждениям и организациям по запросу;
  • Оформление читательских билетов;
  • Составление сценариев, организация и проведение культурно-просветительной и информационной деятельности на договорной основе с учреждениями других систем и ведомств;
  • Обучение пользователей основам работы на компьютере и осуществлению поиска информации;
  • Психологические тренинги;
  • Платные кружки, студии.

В МБУК «ЦБС г. Казани» имеются 269 рабочих мест.

Центральная городская библиотека г. Казани была основана в 1961 году как методический центр для массовых библиотек города. В 1988 году библиотеке было выделено здание на улице Вишневского, куда переехали специализированные отделы из библиотеки, расположенной на Кирпичникова, 14. С тех пор Центральная библиотека стала располагаться в двух зданиях: на улице Вишневского, д.10 и улице Академика Кирпичникова, д.14. С 2012 года в связи с реорганизацией сети муниципальных библиотек Центральная библиотека на Кирпичникова получила статус библиотеки-филиал №20.

Центральная библиотека является информационным и методическим центром для муниципальных библиотек МБУК «ЦБС г. Казани».

Читателями библиотеки являются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста, старшеклассники, учащиеся средних специальных и высших учебных заведений, рабочие, служащие, инвалиды, престарелые граждане и другие.

Центральная библиотека сотрудничает с различными культурными и общеобразовательными учреждениями города: творческими союзами Республики Татарстан – писателей, композиторов, художников, кинематографов, ГБУК «Татаркино», Казанским институтом культуры, средними, высшими учебными заведениями, Ассамблеей народов Республики Татарстан, государственными учреждениями и общественно-ориентированными организациями.

В библиотеке активно внедряются новые информационные технологии. Формируются собственные электронные базы данных: «Казань и казанцы» и электронный каталог. Установлена правовая система «Консультант Плюс». Она доступна для всех категорий читателей. Используя свои информационные ресурсы, библиотека удовлетворяет запросы по правовой информации.

В Центральной библиотеке проходят встречи с выдающимися деятелями литературы и искусства, лауреатами литературных премий, презентации новых книг, литературно-музыкальные, творческие вечера, декады литературы народов Татарстана, фестивали и конкурсы, книжные фестивали, «Литературные дворики» и т.д.

Каждый из отделов обслуживания располагает уникальным книжным фондом. Библиотека ежегодно обслуживает более 10000 читателей, библиотечный фонд библиотеки составляет около 70000 единиц хранения.

В настоящее время в целях формирования современного информационно-культурного пространства библиотека стремится к реализации новых, интересных и перспективных проектов, направленных на совершенствование работы с читателями, сохраняя при этом традиционные формы библиотечной деятельности. Главная миссия библиотеки заключается в приобщении молодого поколения к чтению, через создание в библиотеке интеллектуальных, творческих и просветительских площадок.

В 2019 году Центральная библиотека МБУК «ЦБС г. Казани» получила Грант Правительства Республики Татарстан для поддержки проектов творческих коллективов муниципальных учреждений культуры и искусства за проект «Квадратура Большого Города»: центр творческого прочтения авангарда».

В рамках проекта «Книголюбофф» на базе Центральной библиотеки г. Казани работает Литературное кафе «КАЛИТКА», которое явилось дополнительной площадкой для организации образовательных и просветительских мероприятий в целях популяризации книжной культуры среди населения города, а также создания определенной информационной среды. Здесь проводятся творческие вечера с деятелями искусства и культуры, молодежью, начинающими свой творческий путь.

В Казанской ЦБС работает «Библиобус». Это современный передвижной библиотечный центр – библиотека на колесах с фондом свыше тысячи экземпляров книг и журналов, который является эффективным транспортным средством для организации обслуживания населения книгой. Библиобус обслуживает жителей пригородных поселков, в которых нет стационарных библиотек.

Комплектование библиотечных фондов ориентируется на издания различных типов и жанров: высокохудожественную литературу, издания научно-популярного характера.

Совокупный фонд Казанской ЦБС на 2019 год составляет 2494777 экземпляров. Видовой состав фонда муниципальных библиотек представлен книгами 2241442 экземпляра или 89,8%, периодическими изданиями 246542 экземпляров или 9,9% и наименьшая часть фонда – это издания на других носителях – 6793 экземпляра или 0,3% от общего фонда.

Библиотеки МБУК «ЦБС г. Казани» комплектуются на основании тематико-типологической структуры. Новые поступления напрямую зависят от объемов финансирования. Основные источники комплектования для ЦБС являются российские издательства и Татарское книжное издательство, сотрудничество с Союзом писателей Республики Татарстан и Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности «ЦБС г. Казани» осуществляется в соответствии с законодательством, на основе нормативов, утверждаемых ежегодно соответствующими нормативно-правовыми актами муниципального образования города Казани, а также доходами от внебюджетной деятельности (платные услуги). Основанием к получению бюджетных средств «ЦБС г. Казани» является получение муниципального задания.

Ежегодно МБУК «ЦБС г. Казани» получает муниципальное задание, утвержденное начальником Управления культуры города Казани.

Муниципальное задание делится на четыре части:

а) Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки;

б) Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности фондов библиотек, включая оцифровку фондов;

в) Библиографическая обработка документов и создание каталогов;

г) Осуществление стабилизации, реставрации и консервации библиотечного фонда, включая книжные памятники.

Первая часть включает в себя такие показатели работы, как доля электронных каталогов в общем объеме генерального каталога, обращаемость библиотечных фондов, посещаемость, посещаемость веб-сайта библиотеки, доля обоснованных жалоб получателей государственной услуги от общего числа жалоб, доля получателей государственной услуги, удовлетворенных качеством и доступностью государственной услуги, количество проведенных консультаций, количество посещений и количество книговыдачи. Вторая часть отражает количество поступивших документов, третья – количество обработанных документов и экземпляров, четвертая – количество документов, которые необходимо отреставрировать.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ЦБС учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогооблажения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовые и материальные средства ЦБС, закрепленные за ним учредителем, используются учреждением в соответствии с его уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Учреждение вправе для осуществления уставной деятельности привлечь в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые и материальные средства:

  • Средства, полученные за предоставление платных дополнительных услуг;
  • Добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
  • Целевые взносы физических и юридических лиц;
  • Доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также иной приносящей доходы разрешенной деятельности;
  • Средства из других источников в соответствии с законодательством РФ.

Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенные федеральным законом, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, предусмотренные уставом учреждения, для граждан и юридических ли за плату и на одинаковые при оказании одних и тех же услуг условиях.

Анализ  основных показателей работы МБУК «ЦБС г. Казани» за 2017-2019 годы показал, что МЗ ежегодно выполнялось, по ряду показателей – перевыполнялось (См. Приложение 1).Так, в частности:

а) Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки:

  1. Доля электронных каталогов в общем объеме генерального каталога: в МЗ указывались значения за все три года 36%, библиотеки выполняли за 2017 и 2018 год указанный объем в полной мере, лишь в 2019 году план был перевыполнен (49%);
  2. Обращаемость библиотечных фондов: в МЗ указаны цифры за все  три года – 1,8; выполнено (2017-2019 гг.) – 1,8;
  3. Посещаемость: также все цифры были выполнены за все три года – 7,8;
  4. Посещаемость веб-сайта библиотеки: в МЗ указывались значения за 2017 год – 164300 (было выполнено – 238499), при составлении плана за 2018 год за основу брали цифры выполнения с предыдущего года – 238499, который также был перевыполнен – 329212; аналогично и с 2019 годом – 329212 указывалось в плане, было выполнено – 422690;
  5. Доля обоснованных жалоб получателей государственной услуги от общего числа жалоб: по данному показателю за все три года указывалось 0%; факты на отчетные годы не отклонялись от плана;
  6. Доля получателей государственной услуги, удовлетворенных качеством и доступностью государственной услуги: в МЗ за 2017-2019 гг. был указан одинаковый процент – 95, факт выполнения – без отклонений;
  7. Количество посещений: в МЗ за 2017 г. – 1501975, факт – 1505127; в 2018 г. – 1505127, факт – 1505313; в 2019 г. – 1505313, факт – 1505314; здесь мы также видим, что планы были перевыполнены, поэтому за основу установлены цифры с выполнением предыдущего года;
  8. Количество проведенных консультаций: за все годы (2017-2019) в МЗ указывалось значение 2000, которое было выполнено за 2017 и 2018 годы, и лишь в 2019 году наблюдается перевыполнение плана – 2005;
  9. Количество книговыдачи: план 2017 г. – 4347448, факт – 4353586; план 2018 г. – 4347448, факт – 4353799; план 2019 г. – 4353799, факт – 4353802;

б) Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности фондов библиотек, включая оцифровку фондов: количество документов: в МЗ за 2017 указано значение 5000, выполнено – 7148; за 2018 г. указано 5000, выполнено – 5000; в 2019 г. также 5000;

в) Библиографическая обработка документов и создание каталогов: количество обработанных документов за 2017 год в МЗ указано 50000, выполнено – 88347; 2018 г. указано также 50000, план также перевыполнено с показателем 53147; в 2019 году в МЗ произошли изменения в данном разделе – показатели разделились на «количество документов», где было указано 2500 (план был выполнен в полном объеме), и «количество экземпляров» — 175000 (план выполнен);

г) Осуществление стабилизации, реставрации и консервации библиотечного фонда, включая книжные памятники: данный раздел также в МЗ появился в 2019 году; количество предметов в данной услуге указывалось 1, выполнено также 1.

Таким образом, проанализировав отчеты о выполнении муниципального задания МБУК «ЦБС г. Казани» за 2017-2019 годы мы можем сделать выводы, что учреждение справляется с поставленными задачами с некоторыми перевыполнениями. Также стоит отметить, что часть указанных цифр в муниципальном заказе имеют отличия (замечается рост). Также проанализировав МЗ ЦБС на 2020-2022 гг. мы заметили, что цифры показателей работы имеют больший объем по сравнению с предыдущими годами (цифры растут). Стоит отметить, что муниципальное задание не учитывает многие библиотечные процессы, в связи с чем могут возникнуть трудности при организации работы.

Следующий этап нашего исследования – изучение бюджета рабочего времени и сопоставление показателей государственного заказа с нормами.

Расчет фонда рабочего времени на 2019 г. сотрудников ЦБС представлен в таблице 2 (См. Приложение 2). Всего сотрудников по ЦБС насчитывается 269 человек. По нашим расчетам фонд рабочего времени МБУК «ЦБС г. Казани» на 2019 год составил 462680 часов.

Для определения годового бюджета рабочего времени мы из общего количества дней в году вычли следующие показатели: количество выходных дней; количество праздничных дней; основной отпуск; 2-5% от фонда рабочего времени, относящиеся к временной нетрудоспособности сотрудника, так как в процессе работы неизбежны некоторые потери рабочего времени. К ним относятся, например, отпуска, предоставляемые сотрудникам по временной нетрудоспособности.

365-104-14-28-4=215 рабочих дней; то есть, из общего количества дней в году (365) вычитываем выходные дни (104), праздничные (14: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – день защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – день России; 4 ноября – день народного единства),  отпуск (28) и также потери рабочих дней (4). Таким образом, в 2019 году по нашим расчетам вышло 215 рабочих дней и 118 выходных и нерабочих праздничных дней.

Далее мы рассчитали годовой фонд рабочего времени на одного сотрудника:

8*215=1720 часа – то есть, восьмичасовой рабочий день умножили на количество рабочих дней в году. Таким образом, норма рабочего времени на одного сотрудника в 2019 году при 40-часовой рабочей неделе составит 1720 часа.

Далее годовой фонд рабочего времени на одного сотрудника умножаем на количество сотрудников ЦБС:

1720*269=462680 часа составляет общий годовой фонд рабочего времени сотрудников ЦБС г. Казани.

Чтобы определить трудозатраты библиотеки, мы использовали нормативный подход, т.е количество выполненных работ (по муниципальному заданию) умножили на норму времени [54]. Так, например, в разделе «библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки» число посещений по ЦБС составляет 1505313, норма времени (обслуживание читателей на абонементе) – 8 минут:

1505313*8=12042504 мин.

Полученные минуты переведем в часы:

12042504/60=200708,4 часа – расход рабочих часов для показателя «количество посещений».

Далее, таким же образом произведем расчеты для других показателей.

Умножим количество проведенных консультаций на норму времени и переведем полученные минуты на часы:

2000*4,2/60=140 ч.

Вычислим расход часов на книговыдачу:

4353799*2,7/60=195920,9 ч.

Далее перейдем к разделу «формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности фондов библиотек, включая оцифровку фондов» и вычислим расход часов, которые необходимо затратить на комплектование фонда:

5000*56,8/60=4733,3 ч.

В следующем разделе «библиографическая обработка документов и создание каталогов» мы вычислим затраты времени на обработку документов и создание каталогов по количеству документов:

2500*39/60=1625 ч.

А также по количеству экземпляров:

17500*17,4/60=5075 ч.

На осуществлении реставрации (стабилизации, консервации) одного документа необходимо 1 час работы. То есть:

1*60/60=1 ч.

Все использованные нормы по типовым отраслевым нормам труда на работы, выполняемых в библиотеках, мы привели в таблице 4 (См. Приложение 4).

Таким образом, общий расход часов на выполнение заданий у нас вышло 408203,6 ч.

В таблице 3 (См. Приложении 3) представлена таблица с нормами выполнения за 2019 год, на основе которой можно сделать выводы, что расход рабочих часов имеет небольшое отличие по сравнению с фондом рабочего времени (расход рабочих часов = 462680 ч.; фонд рабочего времени = 408203,6 ч.). Разница составила 54476,4 ч.

Такую разницу в цифрах можно объяснить тем, что МЗ учитывает далеко не все виды деятельности библиотеки, так как сегодня результат деятельности рассматривается в количественном выражении (сколько читателей, посещений, книговыдач). Так, в частности, в муниципальном задании не отражена методическая, исследовательская деятельность библиотеки. То есть в государственном заказе показатели приведены в обобщенном виде, и поэтому возникают трудности при исчислении затрат времени на выполнение конкретных работ, потому что нет методологической базы, на которую опиралось бы МЗ. Все эти проблемы мог бы решить государственный стандарт библиотечного обслуживания и нормативы расходов на его реализацию.

Сделав анализ с нормами выполнения, мы выяснили, что в муниципальном задании имеются некоторые отклонения, но при этом ЦБС справляется с поставленными задачами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе изученного нами материала мы можем сделать выводы из проделанной работы.

В ходе работы мы узнали, что планирование устанавливает миссию, цели и задачи дальнейшей работы библиотеки. Система планов библиотеки состоит из перспективного (стратегического) плана библиотеки, годового плана, квартального плана структурных подразделений, индивидуального месячного плана сотрудника библиотеки. Планирование в деятельности библиотек играет важную роль в ее успешном существовании.

Для достижения поставленных целей в плане библиотеки необходимо подобрать наиболее подходящие методы планирования. Нами были рассмотрены аналитический метод, нормативный метод, программно-целевой метод планирования, балансовый метод, метод сетевого планирования и маркетинговый метод. Изучив сущность каждого из них, мы определили, что на разных этапах планирования применяются разные методы.

В ходе исследования мы также выяснили, что на сегодняшний день планирование не потеряло своего значения, и планирование своей деятельности является актуальным явлением, которое позволяет минимизировать негативные факторы и максимально использовать благоприятные обстоятельства, а также разрабатывать эффективные приемы противодействия, для того, чтобы добиться новых конкурентных преимуществ. Планы создаются для того, чтобы направить деятельность всех структурных подразделений учреждения на совместную работу для достижения поставленной цели.

Так же мы выяснили, что необходимым элементом в составлении плана библиотеки являются ее задания, которые определяются государством.

В нашем исследовании мы изучили муниципальное задание как основу планирования деятельности библиотек, которое выступает как инструмент планирования библиотечных работ и услуг. Сегодня многие библиотеки осуществляют свою деятельность по государственному заказу. И по итогам изученных нами материалов мы пришли к выводу, что в настоящее время существует проблема – отсутствие стратегии развития библиотечного дела региона, государственного стандарта библиотечного обслуживания, на основании которого можно было бы определить набор и качество библиотечных услуг, уровень финансирования, т. е. по которым должны формироваться муниципальные задания.

В нашем исследовании были использованы метод анализа документов, статистический и научный методы.

В ходе работы мы изучили статистические показатели муниципального задания МБУК «ЦБС г. Казани» и отчеты об их выполнения. Проанализировав отчеты о выполнении муниципального задания за 2017-2019 гг., мы сделали следующие выводы: учреждение справляется с поставленными задачами, но при этом стоит отметить и о перевыполнениях в некоторых показателях.. Далее мы рассчитали общий годовой фонд рабочего времени, затем определили трудозатраты библиотеки, из чего пришли к выводу, что расход рабочих часов не соответствует фонду рабочего времени. То есть у работников ЦБС остаются свободные часы, из чего также можно сделать заключение, почему по некоторым показателям у учреждения имеются более высокие цифры выполнения по сравнению с планом. Таким образом, проанализировав работы и услуги, мы пришли к выводу, что в муниципальном задании не всегда учитываются нормы труда, откуда возникает вопрос о необоснованности показателей при составлении государственного задания.

На сегодняшний день реальная картина нормирования библиотечного труда складывается не самым лучшим образом. Это связано с тем, что уделяется недостаточно внимания этим вопросам, особенно в муниципальных библиотеках.

Нормирование труда предполагает сопоставление меры, характеризующей объем работы, и меры, характеризующей затраты труда. Исходя из этого предметом нормирования труда является установление необходимых затрат конкретного труда определенного качества на выполнение данной работы в запроектированных организационно-технических условиях и постоянное выявление резервов снижения трудоемкости с последующим учетом их в нормах трудовых затрат.

В современных условиях нормирование труда играет важную роль в экономике, так как является инструментом планирования, учета и анализа трудозатрат и соответственно издержек организации. Применение норм туда ведет к сокращению расходов на продукцию и экономному использованию рабочего времени, что влияет на антизатратный характер производства и, конечно, рост прибыли. Без нормативного регулирования продолжительности рабочего времени, уровня напряженности норм труда, организации рационального использования трудовых ресурсов и снижения трудозатрат нельзя добиться эффективности работы.

Постоянно занимаясь нормированием труда можно с помощью научно обоснованного планирования рационализировать организацию труда, усовершенствовать деятельность всей библиотеки, что будет сказываться на качестве выполнения работ, т.е. работа будет выполняться более качественно.

Для наиболее полного изучения нашей теме в дальнейшей работе можно будет разработать рекомендации по решению проблем, возникающих в ходе планирования в связи с введением муниципального задания.

Таким образом, мы решили поставленные задачи и достигли цели нашего исследования.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверьянов, А.С. Управление библиотекой : учебно-практическое пособие / А.С. Аверьянов [и др.] – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 302 с.
  2. Адамович, О.Б. В помощь правовому регулированию деятельности библиотек / О.Б. Адамович // Библиография. Научный журнал по библиографоведению, книговедению и библиотековедению – 2012. – № 1 (378). – С. 133-135.
  3. Акимова, Ю.Ю. Инновационные идеи и технологии в деятельности библиотек : методические рекомендации к планированию / Ю.Ю. Акимова, А.Ф. Дудина, Ю.Н. Емельянова. – Омск, 2012. – 104 с.
  4. Американская Библиотечная Ассоциация (ALA) : Стратегический план 2011-2015 // Библиотечное дело. – 2011. – № 7. – С. 21-23.
  5. Андреева, Н.Е. Использование маркетингового метода планирования для максимальной эффективности деятельности библиотек / Н.Е. Андреева // ГПНТБ России : gpntb.ru. – URL: http://www.gpntb.ru/win/Inter-Events/crimea97/doc/s5/s5doc9.html (дата обращения: 30.03.2017).
  6. Аникина, О.Я. Программно-целевое планирование деятельности центральных библиотек региона (на примере Самарской областной детской библиотеки) // Культурно-исторические исследования в Поволжье : проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-методологического семинара / О.Я. Аникина. – 2013. – С. 196-201.
  7. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф // E-LIBRA. Электронная библиотека: e-libra.ru. – URL: https://e-libra.ru/read/158993-strategicheskoe-upravlenie.html (дата обращения: 28.02.2020).
  8. Арасланова, Л.З. Становление библиотечной сети в Вятской губернии / Л.З. Арасланова // Библиотечное дело. – 2016. – № 1. – С. 30-31.
  9. Багрова, И.Ю. Стратегическое планирование деятельности библиотеки / И.Ю. Багрова. – URL:  http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/2009/bagrova_str_planning.pdf (дата обращения: 28.03.2017).
  10. Библиотека и закон [Текст] : юридический журнал-справочник. Вып. 39 / отв. ред. О. Бородин. – Москва : Либер-Дом, 2015. – 384 с.
  11. Бойкова, О.Ф. Порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд – новое условие комплектования библиотек / О.Ф. Бойкова // Менеджмент формирования и учета библиотечных фондов : современный подход [Текст] : практическое пособие / Т.В. Аветисова и др. ; ред. совет : О.О. Борисова и др. – Москва : Литера, 2012. – С. 152-175.
  12. Бойкова, О. Ф. Правовая среда библиотеки: учебно-практическое пособие / О. Ф. Бойкова, В. К. Клюев. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2011. – 223 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 133).
  13. Бойкова, О. Ф. Формирование ресурсного комплекса библиотеки на основе государственного и муниципального заказа [Текст] : к самостоятельной работе / О.Ф. Бойкова // Университетская книга. – 2007. – № 10. – С.28-31.
  14. Бойкова, О. Ф. Экономико-правовые аспекты формирования государственного и муниципального заказа для библиотек [Текст] / О.Ф. Бойкова // Внешкольник. – 2009. – № 4. – С. 35-38.
  15. Большакова, Л.Г. Планирование важнейшая функция управления / Л.Г. Большакова // Вестник КазГУКИ. – 2006. – № 1-2. – С. 78-84.
  16. Братановская, М.С. Муниципальный заказ в сфере библиотечного дела / М.С. Братановская // Вестник ВУиТ. – 2009. – № 71. – URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalnyy-zakaz-v-sfere-bibliotechnogo-dela (дата обращения: 28.03.2017).
  17. Бюджетное послание президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах // Советник бухгалтера бюджетной сферы : sovbuh.ru. – 2013. – № 8 (128). –  С. 10-21. – URL: http://sovbuh.ru/zhurnaly/sovetnik_buhgaltera_byudzhetnoj_sfery/vypusk_8_128_avgust_2013/byudzhetnoe_poslanie_prezidenta_rf_o_byudzhetnoj_politike_v_2014_2016_godah/  (дата обращения:  14.02.2020).
  18. Васюнина, Н.Л. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг / Н.Л. Васюнина // Финансы и кредит. – 2010. – № 18 (402). – С. 38-43.
  19. Гордукалова, Г. От стратегического планирования к стратегическому управлению / Г. Гордукалова // Библиотечное дело. – 2007. – № 7. – С. 34-36.
  20. Гусева, Е.Н. Нужен серьезный ребрендинг отрасли [Текст] / Е. Н. Гусева // Современная библиотека. – 2012. – № 10. – С.12-17.
  21. Гусева, Е.Н. Стратегические документы, определяющие роль библиотек [Текст] / Е.Н. Гусева // НТБ. – 2019. – № 3. – С. 21-30.
  22. Даниловских, Т.Е. Государственное (муниципальное) задание как основа финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений / Т.Е. Даниловских, Я.С. Даринов // Фундаментальные и прикладные исследования : проблемы и результаты. – 2014. – № 16. – С. 200-206.
  23. Дригайло, В.Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения / В.Г. Дригайло, Е.В. Башун, В.Н. Волынец. – Москва : Либерея, 2004. – 328 с.
  24. Елизарова, Р.У. Критерии эффективности деятельности: опыт внедрения международного стандарта в национальной библиотеке республики Татарстан / Р.У. Елизарова // Библиотечное дело. 21 век. – 2010. – № 1. – С. 51-55.
  25. Есаков, В.А. Мегаполис и его культура (на примере Москвы) / В.А. Есаков. – Изд. 2-е, перераб. – Москва : Альфа-М., 2009. – 206 с.
  26. Жукова, О. Возвращать ли остаток субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в случае его невыполнения? [Текст] / О. Жукова // Дом культуры. – 2016. – № 9. – С.65-68.
  27. Жукова, О. Новшества по формированию государственного (муниципального) задания для учреждений культуры в 2016 году [Текст] / О. Жукова // Дом культуры. – 2016. – № 5. – С. 66-71.
  28. Загоскин, Д.В. Система сбалансированных показателей для муниципальных библиотек Югры : опыт разработки методики расчета / Д.В. Загоскин, К.Н. Ширко // Библиотечное дело. – 2014. – № 11. – С. 32-39.
  29. Зятникова, Л.Ю. Методическое обеспечение деятельности муниципальных библиотек Алтайского края по формированию библиотечных фондов / Л.Ю. Зятникова // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2018. – № 2 (16). – С. 126-130.
  30. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой : учебно-методическое пособие / И.А. Ильяева, В.Н. Маркова ; рец. : С.И. Курганский, В.П. Римский. – Москва : КноРус, 2008. – 184 с.
  31. Казаченкова, Л.А. Форсайтить – дело непростое [Текст] / Л.А. Казаченкова // Современная библиотека. – 2018. – № 10. – С. 54-63.
  32. Клюев, В.К. Ресурсное обеспечение библиотек на основе государственного и муниципального заказа : научно-методическое пособие / В.К.Клюев, О.Ф. Бойкова. – Москва : Литера, 2010. – 246 с.
  33. Копейкина, Т.А. Использование Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров и выполнение работы, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в библиотечной деятельности : особенности составления технических заданий / Т.А. Копейкина, И.А. Саввина // НТБ. – 2011. – № 2. – С. 57-62.
  34. Крайденко, В.С. Библиотечные исследования: учебно-методическое пособие / В.С. Крайденко. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 352 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 1.).
  35. Куликова, Л.В. Государственное (муниципальное) задание и библиотечные услуги. (Информационно-аналитические материалы в помощь руководителям библиотеки) / Л.В. Куликова // Информационный бюллетень РБА. – № 55. – С. 32-93.
  36. Курузов, Н.В. Муниципальное задание: формирование и контроль за исполнением / Н.В. Курузов // Вестник АКСОР. – 2011. – № 4 (19). – С. 235-238.
  37. Литвина, Л.Г. Мониторинг деятельности библиотеки в структуре перспективного планирования (на примере научной библиотеки Омского государственного технического университета) / Л.Г. Литвина // Динамика систем, механизмов и машин. – 2012. – № 4. – С. 232-234.
  38. Макарова, С.Н. Принципы формирования и методика оценки выполнения государственного (муниципального) задания / С.Н. Макарова // Бухгалтер и закон. – 2015. – № 9 (369). – С. 25-34. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-i-metodika-otsenki-vypolneniya-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-zadaniya-1 (дата обращения: 13.03.2020).
  39. Макарова, Л.П. Сохранить для будущего / Л.П. Макарова // Библиотечное дело. – 2015. – № 15. – С. 25-27.
  40. Меньщикова, С.П. Деятельность библиотек в условиях совершенствования российского законодательства: обзор выступлений на Всероссийских научно-практических конференциях 2011-2012 гг. / С.П. Меньщикова // Библиосфера. – 2013. – № 4. – С. 58-64.
  41. Минкина, В.А. Справочник библиотекаря / под ред. В.А. Минкина, А.Н. Ванеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 496 с.
  42. Моисеев, А.М. Стратегии жизнедеятельности школы – явление многослойное / А.М. Моисеев // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 77-82.
  43. На территории ТОК «СУДАК» живут павлины, а в библиотечной аудитории воспитывали страусов [Текст] // Современная библиотека. – 2013. – № 6. – С.20-35.
  44. Николаева, М.В. Методическая работа муниципальной центральной библиотеки: метод. пособие / М.В. Николаева, Е.В. Еланцева, Е.А. Кузнецова ; ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. – Ярославль, 2014. – 80 с.
  45. Новые правовые формы государственных и муниципальных библиотек (аналитические материалы для руководителей библиотечного дела) / Российская библиотечная ассоциация ; Авторы-составители : С.А. Басов, Л.В. Куликова. – Санкт-Петербург : РБА, 2010. – 50 с. – URL: http://www.rba.ru/content/resources/books/doc/newform.pdf (дата обращения: 14.03.2020).
  46. Обеспечение качества информационно-библиотечного обслуживания : пособие для руководителей библиотек / РБА ; составители : Т.В. Кузнецова, Е.Г. Ахти, М.Н. Сухарева [и др.]. – Санкт-Петербург : Издательство Российской национальной библиотеки, 2013. – 200 с. – URL:  https://pl.spb.ru/upload/docs/specialist/iso/kachestvo.pdf (дата обращения: 14.03.2020).
  47. Петрова, Г.Н. Планирование с учетом норм труда. Размышления методиста на кануне отчетной поры [Текст] / Г.Н. Петрова // Современная библиотека. – 2017. – № 8. – С. 30-33.
  48. Петровский, В.Б. От всеобщего планирования к координации / В.Б. Петровский // НТБ. – 2007. – № 8. – С. 69-72.
  49. Петрусенко, Т.В. Госзакупки : что нас ждет с 1 января 2014 г.? / Т.В. Петрусенко, И.В. Эйдемиллер // Университетская книга. – 2013. – № 9. – С. 52-59.
  50. Пильнова, Л.В. Муниципальное задание для библиотек / Л.В. Пильнова. – URL: http://www.cbsirkutsk.ru/text/mun-zadanie.doc (дата обращения: 28.03.2017).
  51. Протопопова, Е.Э. Маркетинговые технологии в помощь стратегическому планированию / Е.Э. Протопопова // НТБ. – 2017. – № 5. – С. 36-48.
  52. Равинский, Д.К. Национальные стратегии развития библиотечного дела. Необходимость международной координации [Текст] / Д. К. Равинский // Библиотечное дело. – 2017. –  № 18. – С.10-14.
  53. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ : [принят Государственной думой 16 сентября 2003 года: одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года] // Законодательная база Российской Федерации : zakonbase.ru.  – URL: https://zakonbase.ru/content/part/366417?print=1 (дата обращения: 09.04.2018).
  54. Российская Федерация. Законы. Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках [Электронный ресурс] : приказ Министерства культуры РФ от 30 декабря 2014 г. № 2477 [Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 N 37244] // «ГАРАНТ» – информационно-правовой портал : garant.ru. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70921222/#review (дата обращения: 29.04.2020).
  55. Свергунова, Н.М. Педагогическая составляющая в деятельности библиотеки вуза / Н.М. Свергунова // НТБ. – 2015. – № 9. – С. 24-33.
  56. Сергеева, Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение / Ю.С. Сергеева. – Москва : Приор-издат, 2009. – 170 с.
  57. Синельникова, Р.В. Государственный социальный заказ : практич. пособие / Р.В. Синельникова. – Минск : 2011. – 112 с.
  58. Смит, Д. Стратегии  самообразования библиотекарей в области технологий / Д. Смит // Библиотечное дело. – 2016. – № 5. – С. 6-8.
  59. Соколова, Ю.В. Подходы к нормированию времени на научно-организационную работу по проведению вебинаров в библиотеке / Ю.В. Соколова, П.А. Колчин // НТБ. – 2018. – № 10. – С. 22-30.
  60. Статистический метод // Большой медицинский словарь. – 2000. – URL: https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia (дата обращения: 10.04.2018). – Текст : электронный.
  61. Старущенко, Г.П. Залог успеха библиотеки – перспективное планирование / Г.П. Старущенко // РБА. – 2002. – № 3. – URL: http://www.rba.ru/content/activities/section/12/mag/mag03/starcon.php?papka=12&id_sec=11 (Дата обращения: 28.03.2017).
  62. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов культуры и искусств / И.Н. Суслова, В.К. Клюев, под общ. ред. И.М. Сусловой. МГУКИ. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 600 с.
  63. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента : [учебно-практическое пособие] / И. М. Суслова. – Москва : Либерея, 2000. – 231 с.
  64. Типенко, Н.Г. Переход к государственному (муниципальному) заданию и стоимость услуг / Н.Г. Типенко // Народное образование. – 2011. — № 5. – С. 48-54.
  65. Уэйд, М. Заново «изобретая» библиотеку : роль стратегического планирования, маркетинга, внешних связей в деятельности национальной библиотеки Шотландии / М. Уэйд // НТБ. – 2013. – № 4. – С. 38-46.
  66. Федотова, М. В. Муниципальное задание : подходы к разработке документа [Текст] / М. В. Федотова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 83-87.
  67. Хвостенко, И.М Планирование и отчетность в библиотеках : метод. рекомендации в помощь руководителям муниципальных публичных библиотек / И.М. Хвостенко, Н.А. Бредихина, С.А. Амельченко. – Новосибирск : Изд-во НГОНБ, 2010. – 101 с.
  68. Цукерблат, Д.М. Комплектование библиотечного фонда в условиях несовершенства законодательства / Д.М. Цукерблат // НТБ. – 2013. – № 6. – С. 43-48.
  69. Цукерблат, Д.М. Проблемы закупки литературы в библиотечной практике / Д.М. Цукрблат, А.Ф. Челпановская // Межотраслевая информационная служба. – 2010. – № 3. – С. 29-35.
  70. Ядов, В.А. Социологическое исследование : методология программа методы / В.А. Ядов.

 


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф