Заявка на расчет
Меню Услуги

Музыка как средство развития речи старших дошкольников. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3   4


Глава 2.1 Изучение и анализ состояния речевого развития старших дошкольников МБДОУ детского сада №3 р.п. Тумботино

Цель исследования —  выявить,  действительно ли музыка способствует развитию речи старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Провести диагностику уровня речевого развития старших дошкольников (констатирующий эксперимент).
  2. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение общего уровня речевого развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания и апробировать ее в работе с детьми (формирующий эксперимент).
  3. Оценить эффективность формирующего этапа исследования и сделать соответствующие выводы (контрольный эксперимент).

Экспериментальное исследование  включало в себя ряд этапов:

констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе определялись исходные позиции исследования: изучалась научная и методическая литература, уточнялась проблеме исследования, формулировалась цель, определялись объект и предмет исследования. Определялся диагностический инструментарий, систематизировались и обобщались полученный материалы, обрабатывались и анализировались результаты исследования. Исследование проводилось по всем вышеперечисленным методикам.

На формирующем этапе исследования была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение общего уровня речевого развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика  уровня речевого развития старших дошкольников и анализ полученных результатов с формулировкой выводов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №3 р.п. Тумботино, с октября  2013 года по май 2014 года. В исследовании принимали  участие 20 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), из которых 13 мальчиков и 7 девочек.

Для изучения предмета исследования нами были подобраны адекватные для данного возраста методики обследования речи детей О.С. Ушаковой (выбранные из 8 серий заданий), направленные на выявление особенностей овладения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умением строить связные высказывания разных  типов (описание, повествование, рассуждение):

Серия 1

  • Методика на выявление понимания ребенком смысловой стороны слова- «Скажи наоборот»

Цель: определение умения детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку закончить фразу:

Слон большой, а комар… (маленький).

Днем светло, а ночью… ( темно),  и т.д.

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Оценка:

1 балл – низший уровень.

Ребенок не принимает, не понимает и не выполняет задание.

2 балла  — низкий уровень.

Ребенок принимает, но не понимает задание. Дает неадекватные ответы, либо большинство ответов неверное. Заменяет слова показом, требуется повторение инструкций, задания выполняются с подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью.

3 балла – средний уровень.

Ребенок принимает задания и справляется с ними, но может допускать ошибки, которые исправляются при помощи наводящих вопросов, иногда требуется повторение инструкции, темп выполнения замедлен.

4 балла – высокий уровень.

Ребенок принимает задания и самостоятельно с ними справляется,  все слова правильно понимаются и верно подбираются слова с противоположным значением.

 

Серия 2

  • Методика, направленная на проверку состояния фонематического слуха -Игра «ЭХО»

Цель: Проверка слухового внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»-взрослый произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да,  ка-га, па-па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

Оценка:

1 балл – низший уровень.

Ребенок не понимает и не принимает задания.

2 балла— низкий уровень.

Ребенок принимает задания, но не справляется с ними, при выполнении требуются повторные воспроизведения, при этом  ребенок ошибочно проговаривает ряды, не дифференцирует звуки.

3 балла – средний уровень.

Ребенок принимает и понимает задания, но задания выполняются в замедленном темпе, дифференциация  звуков недостаточна, имеются единичные случаи ошибок.

4 балла – высокий уровень.

Ребенок справляется со всеми заданиями. Умеет дифференцировать звуки на слух и при произношении.

 

Серия 3

  • Методика на выявление уровня овладения словарем- «Подбери слово»

Цель: Выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит ( как?) быстро».

Предлагаются следующие словосочетания:

ветер дует … (сильно),

собака лает …(громко),

лодка плывет… (медленно),

девочка шепчет… (тихо).

Фиксируются: возможность ребенка подбирать слова, обозначающие качество действия.

Оценка:

1 балл – низший уровень.

Ребенок не принимает, не понимает цель задания и не выполняет его..

2 балла- низкий уровень.

Ребенок принимает задание, но  дает  неадекватные ответы, либо большинство ответов неверное, заменяет слова показом («вот так»). Требуется повторение инструкций, заданий выполняются с подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью.

3 балла – средний уровень.

Ребенок справляется с заданиями, но может допускать ошибки, которые исправляются при помощи наводящих вопросов, иногда требуется повторение инструкции, темп выполнения замедлен.

4 балла – высокий уровень.

Ребенок самостоятельно справляется с заданиями,  все слова правильно понимаются и употребляются в активном словаре. Правильно подбирает слова, обозначающие качество действия.

 

Серия 4

  • Методика на выявление сформированности слоговой структуры слова — « Повтори за мной»

Цель:  проверка сформированности  умения  ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях).

Оборудование: сюжетные картинки: милиционер стоит на перекрестке; золотые рыбки плавают в аквариуме; фотограф фотографирует детей; Саша сушит мокрое белье на веревочке; часовщик чинит часики; птица вывела птенцов в гнезде; мотоциклист едет на мотоцикле; повар печет блинчики на сковородке.

Методика обследования: взрослые показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения:

«Милиционер стоит на перекрестке. Золотые рыбки плавают в аквариуме». И т.д.

Фиксируются: понимание инструкции, умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.

Оценка:

1 балл – низший уровень.

Ребенок не принимает и не понимает задание.

2 балла- низкий уровень.

Ребенок принимает задание, но при выполнении делает многочисленные ошибки, большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры.

3 балла – средний уровень. Большинство слов и предложений воспроизводятся точно, допускаются запинки, замедленный темп

4 балла – высокий уровень. Все слова и предложения точно воспроизводятся.

 

Серия 5

  • Методики на выявление сформированности активной речи ребенка:

а) « Составь рассказ»

Цель: Выявить уровень сформированности связной речи.

Оборудование: три картинки с изображением серии последовательных событий: «Кошка ловит мышку».

Методика обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает: «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было понятно, что вначале случилось, что потом и чем  завершилось действие. Составь рассказ».

Фиксируются: понимание ребенком последовательности событий, изображенных на картинках; умение составить связный рассказ.

б) «Подумай и скажи»

Цель: выявление умений устанавливать причинно-следственные  зависимости, рассуждать.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и закончить предложения: «Мама взяла зонт, потому что на улице… ( идет дождь). Тает снег, потому что… ( пригревает солнце, наступила весна). Цветы засохли, потому что их…  (не поливали).  В лесу появилось много грибов, потому что… ( прошел дождь). На деревьях появляются первые листочки, потому что… (наступила весна)».

Фиксируются: умения ребенка правильно устанавливать причинно-следственные зависимости и рассуждать.

Оценка:

1 балл – низший уровень.

Ребенок не принимает задание и отказывается от его выполнения;

2 балла -низкий уровень.

Ребенок принимает задание, но требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы. Лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение значения, проявляется аграмматизм. При раскладывании серии действует импульсивно, допускает ошибки,  рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных  на картинках, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, словарный запас ограничен.

3 балла – средний уровень. Выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте, но при самостоятельном пересказе требуются наводящие вопросы. Самостоятельно раскладывает серию картин, рассказ соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, последовательность не нарушена, временные и причинно-следственные связи определены, отмечается не резко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки), недостаточная развернутость высказываний, лексический запас удовлетворительный, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает их и исправляет самостоятельно или при помощи наводящих вопросов.

4 балла – высокий уровень. Ребенок внимательно слушает задание, выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте или на картинке; серию картинок выкладывает самостоятельно, без ошибок, рассказы составляет самостоятельно в соответствии изображенной ситуации, соблюдает последовательность, определяет временные и причинно-следственные связи между событиями; использует разнообразные лексические средства, соблюдает грамматические нормы языка.

 

Серия 6

  • Методика на выявление сформированности грамматического строя речи — « Назови»

Цель: выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных.

Методика обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы: «Чего  много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р.п.)

К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д.п.)

Кого ты видел в зоопарке, цирке? (В.п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т.п.) На чем катаются дети зимой? ( П.п.)»

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка ответить на вопросы в правильной грамматической форме.

Оценка:

1 балл – низший уровень.

Ребенок не принимает и не выполняет задание.

2 балла- низкий уровень.

Ребенок принимает задание, но дает неадекватные ответы, либо большинство заданий выполняются с подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью.

3 балла – средний уровень. Ребенок справляется с заданиями, но может допускать ошибки, которые исправляются при помощи наводящих вопросов, иногда требуется повторение инструкции, темп выполнения замедлен.

4 балла – высокий уровень. Ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

 

Серия 7

  • Методика на определение состояния звукопроизношения- «Считалки»

Цель: проверка правильного  звукопроизношения в процессе проговаривания текста считалки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я расскажу  считалку, а ты внимательно слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка:

Начинается считалка: на дубу скворец и галка,

Улетел домой скворец, и считалочке конец.

Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал, серый зайка ускакал.

За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками,

Сколько, мишенька- дружок, стоит вкусный пирожок?

(Каждую считалку повторять не более двух-трех раз.)

Фиксируются: умения ребенка включиться в совместную со взрослым речевую деятельность, ритмично произносить текст; состояние звукопроизношения.

Оценка:

1 балл – низший уровень.

Ребенок не принимает и не выполняет задание.

2 балла- низкий уровень. Ребенок принимает задание, но с трудом включается в совместную со взрослым речевую деятельность. Текст произносится не ритмично, допускаются многочисленные ошибки; наблюдаются дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации.

3 балла – средний уровень.

Ребенок включается в совместную со взрослым речевую деятельность. Большинство слов и предложений воспроизводятся точно, допускаются запинки, замедленный темп. Звуки сформированы, но неустойчивы и нуждаются в автоматизации, дифференциация  звуков недостаточна.

4 балла – высокий уровень.

Ребенок правильно выполняет все задания: ритмично произносит текст; правильно, отчетливо произносит всех звуки родного языка. Умеет дифференцировать звуки на слух и при произношении.

 

Серия 8

  • Методика на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его иннервации

Проверка состояния артикуляционного аппарата проводилась по следующим  параметрам:

Иннервация  мимической мускулатуры:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.

Строение артикуляционного аппарата:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Движения артикуляционного  аппарата: уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» — улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» — вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании фиксируется, как детьми производится требуемое

движение: по словесной инструкции или по показу.

Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:

«улыбка» — «трубочка» (улыбнись Петрушке — поцелуй его);

«трубочка» — «улыбка» (поцелуй Петрушку — улыбнись ему);

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок — потяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику — покажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотографировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

Оценка:

1 балл – низший уровень.

Ребенок не принимает и не выполняет задание.

2 балла— низкий уровень.

Ребенок принимает задания, но для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются.

3 балла – средний уровень.

Ребенок движения выполняет, темп выполнения и переключаемость несколько снижены, 1-2 движения выполняются со второй попытки.

4 балла – высокий уровень.

Ребенок четко выполняет все упражнения, движения плавные, в полном объеме. Умеет быстро переходить от одного движения к другому.

При обследовании произношения отдельных звуков детям

предлагаются следующие звуки:

гласные: а, и, у, о; ы;

йотированные: я, ю, е, ё;

согласные: м, п, б, т, д, п, в, ф, к, г, х; с; сь; з; зь; ц; ш; ж; щ; л; ль; р; рь;

Фиксируется: умение ребенка произносить звуки.

Критерии оценок:

1 балл— ребенок не принимает  и не понимает задание

2 балла— ребенок принимает, но не понимает задание, перечисляет предметы и объекты , изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет

3 балла— ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показывая тем самым, что смысл понятен.

4 балла— принимает и понимает задание, составляет связный рассказ (3-4- предложения), отражая в нем основную причинно-следственную связь.

 

Результаты исследования и их анализ.

В ходе проведенного нами  исследования было продиагностировано 20 детей 5-6 — летнего возраста, имеющих различный уровень речевого развития. В процессе диагностирования дошкольников на констатирующем этапе эксперимента  нами были получены следующие результаты:

Результаты диагностики по вышеизложенным методикам, проведенным с детьми, отразим в таблице №1.

Таблица 1.

п/п

ФИО ребенка Уровень сформированности речевых умений Средний балл
1 2 3 4 5 (а/б) 6 7 8
1 Матвей Б. 2 3 3 3 3/3 3 3 3 2,8
2 Коля З. 2 3 3 3 2/3 3 2 2 2,6
3 Егор К. 2 2 3 3 2/2 2 1 2 2,1
4 Ирина К. 2 2 3 2 2/2 2 1 2 2
5 Андрей К. 2 2 2 2 2/2 2 1 2 1,9
6 Кирилл М. 2 3 3 3 3/2 3 2 2 2,6
7 Дима М. 1 2 1 2 1/1 1 1 1 1,2
8 Аня Н. 3 4 4 3 3/3 4 2 3 3,3
9 Никита Н. 2 3 3 2 1/2 2 1 2 2
10 Саша Н. 2 1 2 2 1/1 1 1 2 1,4
11 Катя Т. 3 4 4 3 3/3 3 3 3 3,2
12 Дима У. 1 3 3 2 2/2 2 1 2 2
13 Вероника У. 1 3 3 2 2/2 2 1 2 2
14 Артем У. 2 3 3 3 2/2 3 2 3 2,6
15 Геля У. 2 3 3 3 2/3 2 3 2 2,6
16 Даша У. 2 4 3 3 2/3 3 2 3 2,8
17 Андрей Ф. 2 3 3 3 2/3 2 2 3 2,6
18 Катя Щ. 2 2 3 2 2/2 2 2 2 2,1
19 Руслан Я. 2 3 3 3 2/2 3 2 2 2,4
20 Саша Я. 3 4 3 3 3/4 4 3 3 3,3

Результаты констатирующего этапа эксперимента, как видно из рис.1 и 2,  показали,  что в данной группе превалирует средний (50%) и низкий (40%) уровень   речевого развития детей.

  1. Методика «Скажи наоборот», направленная на выявление понимания ребенком смысловой стороны слова, умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Результаты диагностики по данной методике таковы: 15% детей данной группы (3 ребенка) продемонстрировали пассивный отказ от выполнения задания. Задание ими не было понято и принято, поэтому они не ответили не на один из предложенных педагогом вопросов;  70% детей (14 человек) приняли и поняли задание, но ответили не на все вопросы педагога, а лишь на  самые элементарные. Трудность составило — придумать антонимы к словам «смелый» («трусливый»), «старый» («молодой»). И в некоторых случаях к слову «высокое» дети подбирали несоответствующий антоним (вместо слова «низкое» — говорили «маленькое»). Это свидетельствует о скудности словаря детей. Лишь 15% (3 ребенка) данной группы  поняли задание и  смогли правильно ответить на большинство предложенных вопросов.
  2. Методика «Эхо», направленная на проверку состояния фонематического слуха. По данной методике у 20% (4 человека) старшей группы  обнаружен высокий уровень, что свидетельствует об их умении дифференцировать звуки на слух и при произношении. 50% (10 детей) показали средний уровень. У этих детей дифференциация звуков была недостаточной, имелись единичные случаи ошибок. 25% (5 детей) данной группы обнаружили низкий уровень развития  фонематического слуха, потому как дети  были не способны дифференцировать звуки, и даже при повторном воспроизведении взрослым слоговых рядов  делали ошибки при их произношении. И 5% (1 ребенок) показал низший уровень, продемонстрировав отказ от выполнения задания.
  3. Методика «Подбери слово», направленная на выявление уровня овладения словарем. При проведении данной методики с детьми старшей группы у 10% ( 2 детей) обнаружен высокий уровень, что говорит об их умении самостоятельно справляться с заданиями. Дети правильно понимали  и употребляли  в своем словаре необходимые слова, обозначающие качество действия.  75% (15 детей)  показали средний уровень:  эти дети справились с заданиями, но допускали ошибки, которые исправляли при помощи взрослого. 10% (2 детей) показали низкий уровень. В большинстве случаев их ответы были неверными. Дети ждали подсказки взрослого, иногда заменяли слова двигательным показом. Низший уровень отмечен у 5% детей (1 человек), который не смог выполнить задание.
  1. Методика « Повтори за мной», направленная на выявление слоговой структуры слова. Результаты  диагностики по  данной методике  показали следующую картину: у 10% (2 детей)  данной группы – низший уровень. 30% (6 детей) продемонстрировали  низкий уровень. Ошибки при выполнении  задания были многочисленны,  многие  слова в предложении воспроизводились детьми с искажением слоговой структуры. 60% (11 детей) показали средний уровень,  при воспроизведении слов и предложений ими были допущены незначительные ошибки, дети  слегка запинались, замедляя темп выполнения задания.
  1. Методики «Составь рассказ» и «Подумай и скажи» были направлены на выявление сформированности активной речи ребенка (сформированность связной речи дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные зависимости и рассуждать). Оценка результатов диагностики по данным методикам показывает, что 75% воспитанников данной группы (15 детей) показали низший и низкий уровень речевого развития по методике 5а.  Из 75%   детей данной группы, имеющих низкий уровень речевого развития, задание, предложенное педагогом, приняли 60% детей. Ими в правильной последовательности были разложены  представленные  взрослым картинки. Но дети не смогли составить связного рассказа, а лишь перечисляли некоторые предметы  и объекты,  изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет.  25% дошкольников (5 детей) составили по картинкам разные типы текстов:  рассказ-описание (Матвей Б., Кирилл М.)  и рассказ-рассуждение (Аня Н., Катя Т. и Саша Я.).   Все дети старались соблюдать структуру высказывания, использовать в своих рассказах разные части речи, раскрыть признаки и действия, но употребляли в основном простые предложения. В их рассказах не было плавности, присутствовали незначительные заминки и паузы.  Некоторые дети частично нарушали логику изложения  и строили свой рассказ при  помощи взрослого. Также 10% детей группы (2 человека) совсем не поняли и не приняли  задание 5б, показав низший уровень речевого развития. А  50% (10 человек) поняли, но не смогли  выполнить задания по ряду предполагаемых причин: невнимательность, неумение рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи,  неумение строить связные высказывания,  а также бедность словаря.  40% детей  группы (7 человек- средний уровень и 1 человек- высокий уровень) данное задание выполнили правильно, ими были установлены причинно-следственные зависимости,  дети пытались рассуждать.
  1. Методика «Назови», направленная на выявление сформированности грамматического строя речи. Результаты  проведенной диагностики по данной методике показали, что низший уровень имеют 10% (2детей). Задание детьми не было понято и принято, поэтому последовал отказ от его выполнения. 45% (9 детей) старшей группы обнаружили низкий уровень: ответы детей были неадекватны, большинство заданий выполнялись с подсказкой экспериментатора. Отдельные задания были детям непонятны. У 35% (7 детей)  был отмечен средний уровень развития. Данная группа детей справлялись с заданиями при помощи наводящих вопросов педагога, ждали  его подсказки, поэтому темп выполнения был замедлен. Иногда детям требовался повтор инструкции. 10% (2 детей) показали высший уровень: дети самостоятельно справились с заданиями, предложенными экспериментатором.
  1. Методика «Считалки» на определение состояния звукопроизношения. Результаты диагностики по методике «Считалки» свидетельствуют о том, что у детей данной группы страдает произносительная сторона речи. Отклонения проявляются на различных уровнях: фонематическом, просодическом (неумение управлять голосом, неправильность и невыразительность дикции, неумение правильно ставить логическое и синтагматическое ударение, неправильная расстановка пауз). Не смотря на то, что из 20 детей данной группы  60% (12 человек) быстро включились в совместную деятельность  со взрослым, только 20% детей (4 ребенка) смогли отчетливо и ритмично произнести предлагаемые взрослым скороговорки, однако в их речи отсутствовала выразительность, логическое ударение не всегда ставилось правильно. Остальные же 45 % дошкольников (9 человек) текст смогли произнести лишь после многократного повторения его педагогом, но произношение их было невыразительным  и неритмичным, в речи отсутствовала четкость дикции.  Многие дети  (Егор К., Андрей К., Ира К. , Никита Н., Саша Н., Дима У., Вероника У., Геля У., Катя Щ. и Руслан Я.) произносят неправильно согласные звуки: шипящие- ш, ч, ж; свистящие- з, с;  сонорные –р, рь, л;  Остальные 40% детей ( 8 человек) отказались выполнить задание.
  1. Методика на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его  иннервации. Результаты диагностики №8 показали, что у большинства детей данной группы в строении артикуляционного аппарата особых проблем не наблюдается, иннервация сохранена. Практически все задания дети выполняли в умеренном темпе без особого напряжения, но для их выполнения  детям недостаточно было словесной инструкции, требовался показ педагога.

Выполнение отдельных заданий у некоторых детей сопровождалось непроизвольными движениями, темп выполнения и переключаемость были снижены, отсутствовала точность выполнения. Таким образом, в данной группе процент детей со средним уровнем равен 35%, с низким-60%. У ребенка- Димы М. (низший уровень) при выполнении  некоторых заданий наблюдалось амимичное выражение лица, отмечалась трудность переключения и застревание на одном движении.

Исходя из данных таблицы №1, из всех вышеперечисленных заданий, предложенных детям данной группы, самыми сложными  для них оказались задания №1,5(а и б) и 7, что свидетельствует о недостаточной сформированности таких компонентов речевого развития, как связная речь, лексическая сторона речи  и звуковая культура речи

Анализ проведенной диагностики показал, что  речевое развитие  детей старшей группы находится на низком и среднем уровне, что является отклонением от нормы, поскольку для данного возраста характерен средний и высокий уровень речевого развития. У преобладающего большинства старших дошкольников связная речь не развита. У детей отсутствуют навыки связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными предложениями.  Также недостаточно развиты и другие речевые компоненты: не сформирована произносительная структура речи, в активном словаре отсутствуют слова- антонимы, у многих детей  отмечается бедность словаря. А, как известно, данные показатели речевого развития  очень значимы, особенно при подготовке детей к школе, и если они не сформированы  к 6-7 годам, то ребенок не будет готов к школьному обучению. Все это указывает на необходимость проведения  с детьми данной группы дополнительной и коррекционной работы, направленной на повышение  общего уровня их речевого развития.

В этой связи для развития речи, а также коррекции  речевых нарушений  у детей данной группы нами была составлена специальная коррекционно-развивающая программа, в которой интегрируются речевое и музыкальное развитие ребенка.

Глава 2.2 Коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня речевого развития детей средствами музыкального воспитания.

На втором (формирующем) этапе  экспериментальной работы нами была  выстроена и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение общего уровня речевого развития дошкольников.

Особенностью данной программы является взаимосвязь речевой, логоритмической  и музыкальной деятельности (всех ее видов- восприятие, пение, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения и пр.)

Цель программы: повышение общего уровня речевого развития старших дошкольников средствами музыки.

Стратегической линией программы является развитие речевого потенциала ребенка, формирование всех компонентов  устной речи дошкольников.

За основу данной программы были взяты  следующие методические пособия:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи- СПб.:Детство-пресс, 1999.- 64 с.
  2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие.-СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.-56 с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -272 с.
  4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Ко­ординация и тренаж.: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Лань, 1997.-190 с.
  5. Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» ( 2 — 6 лет) / Е. Железнова, С. Железнов: Изд-во Новый диск, 2005.-38 треков.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6- лет.. – М.: ТЦ Сфера, 2008.-208 с.
  7. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, муз. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В. Клезович.- Мн.:Аверсэв, 2005.-152 с.
  8. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов н/Д.: Феникс, 2011.- 38 с.
  9. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации.- М.: Издательство «Гном и Д», 2000.-80 с.
  10. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. -М.: Просвещение, 2004. -28 с.
  11. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи: Практическое пособие для музыкальных руководителей специализированных дошкольных образовательных учреждений.- М.:Ном-Пресс, 2001. -56 с.

Коррекционно-развивающая программа была направлена на работу с детьми  экспериментальной группы, в которую вошло 10 детей исследуемой группы (2 девочки и 8 мальчиков).

Курс программы рассчитан на один учебный год. Реализация  данной программы осуществляется через дополнительную организованную образовательную деятельность педагога  с детьми   (Кружок «Музыкоречевичок»), которая  проводится 1  раз  в неделю продолжительностью 20-25 минут.  ОД  составлена с опорой на лексические темы, объединенные в циклы, и направлена на развитие всех компонентов устной речи дошкольников, слуховых функций, речевой функциональной системы.

 

Характеристика элементов, используемых  в работе с детьми в рамках реализации данной коррекционно-развивающей программы.

                  Таблица 3.

Упражнения Содержание деятельности Специфика деятельности
Ходьба и маршировка в разных направлениях. Регулярное включение различных видов ходьбы                   (с музыкальным сопровождением ) в ОД с детьми:

-вводные упражнения для закрепления навыков ходьбы: ходьба по кругу, парами, группой, ходьба «Гусиным шагом»; ходьба                         «Змейкой»;  ходьба дробным шагом   с обручами в руках «Едет автомобиль» и т.п.

Ходьба  является достаточно сложным видом движения по координации. У детей с речевыми нарушениями  часто наблюдаются нарушение координации во время ходьбы.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляционная гимнастика, музыкально-речевые игры Включение  различных упражнений на развитие дыхания перед  распеванием и пением.

Регулярное включение артикуляционной гимнастики, музыкально-речевых игр в ОД с детьми.

Данные упражнения помогают активизировать речевой аппарат, развивают лицевые мышцы, расширяют певческий диапазон, развивают артикуляцию, вырабатывают чистое и внятное звукопроизношение, помогают преодолеть речевые нарушения.
Музыкально-коммуникативные игры и танцы Систематическое включение музыкально-коммуникативных игр в  ОД с детьми. Многие дети стеснительны, зажаты, необщительны. Такие упражнения способствуют раскрепощению, развивают умение общаться в паре и в коллективе.
Игры-упражнения                          «Копилочка слов»,

«Закончи предложение»

 

«Прочитай мнемотаблицы, схемы»

Включение данных игр-упражнений в беседы о прослушанной музыке.

 

 

Использование мнемотаблиц, схем при   беседе о музыке, средствах музыкальной выразительности, при разучивании песен, в самостоятельную деятельность детей

Данные игры-упражнения способствуют пополнению (развитию) словаря, развитию связной речи ( умению устанавливать причинно-следственные зависимости в предложении), развивают ассоциативное и  логическое мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.  Использование мнемотехники с музыкально-игровой форме ( с применением ИКТ) развивают музыкальные способности, активную речь детей.
«Музыкальные пальчиковые игры» Регулярное  включение пальчиковых игр в ОД с детьми Всевозможные манипуляции с пальчиками и кистями рук, сопровождающиеся веселыми потешками  и песнями возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи у детей.
Музыкально-дидактические игры и упражнения Регулярное включение дидактических игр и упражнений в ОД с детьми Музыкально-дидактические игры и упражнения способствуют обогащению словаря,  развитию грамматического строя языка, связной речи, навыков общения.
Игра на музыкальных инструментах,  игры и упражнения с использованием шумовых инструментов и «звучащих жестов». Музицирование. Игра на ритмических и музыкальных инструментах не является обособленной частью музыкальной деятельности детей. Она присутствует в вокальной, двигательной, речевой форме и позволяет активно включать детей в эту деятельность. С помощью систематических ритмических упражнений отмечается процесс нормализации нарушенного биологического ритма детей.
Фонетическая ритмика
Игры и упражнения, формирующие чувство музыкального темпа Включение упражнений в музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Сначала темп усваивается в простых движениях: хлопках, импровизированных движениях руками, ударах в барабан, взмах руками и др., затем добавляются движения ногами на месте, в ходьбе и беге.
Игры и упражнения на воспитание метрического акцента Включение упражнений в музыкально-ритмические движения, музицирование. При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через точные промежутки времени.
Упражнения на развитие творческих способностей Включение  музыкальных импровизаций, инсценировок в ОД с детьми. В музыкальных импровизациях и инсценировках  отрабатывается навык выразительности речи и уверенного общения   в коллективе.
Музыкально-ритмические упражнения Регулярное включение в ОД  ритмических упражнений под музыку. Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Детям для воспроизведения предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причём не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке.

 

Из представленной выше таблицы  №3  видно, что  в ходе формирующего эксперимента в организованной образовательной деятельности с детьми (Кружок «Музыкоречевичок»), нами были задействованы все  виды музыкальной деятельности. Также применялись  разнообразные методы и приемы,   направленные на развитие и коррекцию речи дошкольников.  В  ОД с детьми были включены  всевозможные  упражнения: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения на запоминание текстов песен и развития связной речи («Прочитай мнемотаблицы»);  коммуникативные игры и танцы;  упражнения, формирующие чувство музыкального ритма и музыкального темпа;, музыкально-дидактические  игры  и упражнения; игры и упражнения с использованием шумовых инструментов и звучащих жестов, музицирование и т.д.  Кроме того, в качестве физминуток, для быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и для тренировки мелкой моторики использовались  музыкальные пальчиковые игры.

В конце каждой организованной деятельности проводились упражнения на расслабление мышц для закрепления у детей ощущения свободы и раскрепощённости  при расслабленных мышцах по контрасту с ощущением неудобства и дискомфорта при зажатом теле.

Поставленные коррекционные задачи были достаточно обширны,  и потому в одиночку с ними справиться  было  нелегко. Как известно, важным звеном  в системе  работы  дошкольной образовательной организации является организация взаимодействия с семьей. Понимание значимости семьи в жизни любого ребенка определила необходимость привлечения родителей к участию в коррекционно-развивающей работе. Нами были проведены следующие формы  взаимодействия  с семьей: консультации, папки-передвижки, беседы, круглый стол.

Помощь родителей была  весьма ощутима в работе  с детьми. Применение некоторых игр, упражнений в условиях семьи позволили добиться наибольшей эффективности и дали положительные результаты.

  • Выявление эффективности работы с детьми по развитию речи средствами музыки

На основании выдвинутой гипотезы исследования и после проведения формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный этап.

На данном этапе с детьми   обеих групп (экспериментальной и контрольной)  была проведена повторная диагностика речевого развития  по вышеуказанным методикам, применяемым  на первом  этапе эксперимента.  Данные исследования  проводилась с целью выявления динамики речевого развития дошкольников.

 

Результаты контрольного эксперимента

Экспериментальная группа

Таблица 4.

п/п

ФИО ребенка Уровень сформированности речевых умений Средний балл
1 2 3 4 5 (а/б) 6 7 8
1 Егор К. 3 3 4 4 3/3 4 3 4 3,4
2 Андрей К. 3 3 3 3 3/3 3 3 3 3,0
3 Дима М. 3 3 2 2 2/3 3 2 3 2,6
4 Никита Н. 3 3 3 3 2/3 3 2 3 2,7
5 Вероника У. 3 2 3 3 2/3 2 2 3 2,6
6 Дима У. 3 3 3 3 3/3 3 3 3 3,0
7 Артем У. 4 4 3 3 3/3 3 3 3 3,2
8 Катя Щ. 4 2 4 2 3/3 3 3 3 3,0
9 Руслан Я. 3 3 3 3 3/3 3 3 2 3,3
10 Саша Я. 4 4 4 4 4/4 4 4 4 4,0

 

Контрольная группа

Таблица 5.

п/п

ФИО ребенка Уровень сформированности речевых умений Средний балл
1 2 3 4 5 (а/б) 6 7 8
1 Матвей Б. 3 3 3 3 3/3 3 3 3 3
2 Коля З. 3 3 3 3 3/3 3 3 3 3
3 Ирина К. 3 3 3 2 2/3 3 2 2 2,6
4 Кирилл М. 3 3 3 3 3/3 3 3 3 3
5 Аня Н. 4 4 4 3 3/3 4 3 3 3,4
6 Саша Н. 2 3 3 3 2/2 3 2 2 2,4
7 Катя Т. 4 4 4 3 3/3 3 4 3 3,4
8 Геля У. 3 3 3 3 3/3 3 3 3 3
9 Даша У. 3 3 3 3 3/3 3 3 3 3
10 Андрей Ф. 3 3 3 3 3/3 3 3 3 3

 

Сравнивая результаты мониторинга контрольной и экспериментальной групп, представленных в таблицах №4 -5,  мы видим, что положительная динамика  речевого развития детей прослеживается  в обеих группах: и экспериментальной, и контрольной. Однако, как мы и предполагали,  у детей экспериментальной группы  наблюдается более высокий уровень речевого развития, чем у детей контрольной группы.  Полученные нами данные свидетельствуют о том, что у детей  контрольной группы  общий уровень речевого развития повысился всего лишь на 20%: из 10 детей данной группы 2 ребенка (20%) с низкого уровня речевого развития перешли на средний уровень, у остальных 80% детей уровень речевого развития остался практически на прежнем уровне. В экспериментальной группе в результате реализации коррекционно-развивающей программы  общий уровень речевого развития дошкольников повысился на 90%. На 10% увеличился  процент детей с высоким уровнем речевого развития и на 70%- со средним уровнем. Также важно отметить, что процент детей с низшим и низким уровнем  речевого развития снизился до 0 в  связи с переходом всех детей  данной категории на средний уровень.

Внимательно изучив результаты контрольного эксперимента, можно проследить динамику речевого развития детей по отдельным показателям, как в целом по группе, так и в отдельности.

В целом  у дошкольников старшей группы на конец учебного года  уровень речевого развития  по отдельным показателям также заметно вырос. Это обусловлено тем, что в течение учебного года  педагоги  продолжали развивать речь детей в различных видах деятельности.

Тем не менее, если проследить динамику речевого развития по данным показателям  у детей экспериментальной и контрольной групп в отдельности, то мы обнаружим следующее: у детей  экспериментальной группы показатели  речевого развития стали значительно выше, чем у детей контрольной группы.  Если в контрольной группе процент детей с высоким уровнем увеличился только по отдельным показателям ( Методики №1 –на 20%  и №,7-на 10%), то у детей экспериментальной группы по всем девяти показателям заметно вырос процент детей с высоким и средним уровнем развития.

  • Методика « Скажи наоборот», направленная на понимание ребенком  смысловой  стороны слова показала, что  30%  детей экспериментальной перешли на высокий уровень речевого развития. Они самостоятельно справились с заданиями,  верно подбирали слова с противоположным значением. Процент детей со средним уровнем  увеличился   с 10% до 70%. Эти дети  также справились с заданиями, но допускали  незначительные ошибки. При проведении данной диагностики низкого уровня у детей не обнаружено.
  • Методика «Эхо», направленная на проверку состояния фонематического слуха.

По данной методике  в экспериментальной группе процент  детей с высоким уровнем увеличился на 10%, что свидетельствует об умении детей    дифференцировать звуки на слух  и при произношении.  До 60% поднялся  средний уровень. У этих детей дифференциация звуков была недостаточной, имелись единичные случаи ошибок. Процент детей с низким уровнем снизился на 20%, что тоже говорит о положительной динамике в развитии фонематического слуха.

  • Методика «Подбери слово», направленная на выявление уровня овладения словарем.

У 30% детей экспериментальной группы обнаружен высокий уровень. Дети свободно справляются с заданиями, правильно понимают и употребляют в своем словаре необходимые слова, обозначающие качество действия.  Средний и низкий уровень овладения детьми словарем снизился на 10%,  низший уровень  не был зафиксирован.

  • Методика « Повтори за мной», направленная на выявление слоговой структуры слова.

У 10 % детей экспериментальной группы  по данной методике был отмечен  высокий уровень, дети  точно воспроизвели все слова и предложения, предложенные экспериментатором.  В связи со снижением на 40% низкого уровня, заметно увеличился процент детей со средним уровнем (на 30%).

20% детей показали  низкий уровень,  так как ошибки при выполнении заданий были многочисленны,  многие  слова в предложении воспроизводятся с искажением слоговой структуры.

  • Методика  «Составь рассказ»- на выявление уровня сформированности связной речи.

По данной методике 10% детей обнаружили  высокий уровень: дети смогли самостоятельно выделить действующих лиц и события, представленные на картинке; самостоятельно составили разные типы рассказов рассказы- описания и рассказы-рассуждения, соблюдали последовательность. Также значительно вырос процент дошкольников экспериментальной группы со средним уровнем ( на50%). Низкий уровень снизился  на 30%, низшего уровня  на данном этапе у детей экспериментальной группы не обнаружено.

  • Методика «Подумай и скажи»— на выявление умений устанавливать причинно-следственные  зависимости, рассуждать.

Результаты диагностики по данной методике свидетельствуют о том, что все дети экспериментальной группы в большей или меньшей степени овладели умениями устанавливать причинно-следственные зависимости и научились рассуждать. На данном этапе эксперимента 90% детей перешли с низкого и низшего уровня на средний и высокий. Процент детей с высоким уровнем  стал равен 10, средний уровень показали 90% детей.

  • Методика «Назови», направленная на выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных.

На контрольном этапе эксперимента дети экспериментальной группы показали следующие результаты: процент детей с высоким уровнем вырос на 10%. На 60% увеличился процент детей со средним уровнем. Заметно снизился процент детей с низким уровнем ( на 40%), низший уровень у детей  не обнаружен.

  • Методика «Считалки», направленная на определение состояния  звукопроизношения, показала, что низший уровень, который на констатирующем этапе эксперимента был обнаружен у 60% детей данной группы, на контрольном этапе снизился до 0. Низший уровень остался на той же планке-30%. Значительно вырос процент детей со средним уровнем (до60%). Также у детей зафиксирован высокий уровень — у 10% детей.
  • Методика на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его  иннервации.

По данной методике у 20% старших дошкольников экспериментальной группы обнаружен высокий уровень, процент детей со средним уровнем вырос на 50%, низкий уровень- снизился до 10%.

Таким образом, по данным контрольного эксперимента у детей экспериментальной группы не зафиксировано низшего уровня и значительно снизился процент детей с низким уровнем речевого развития. Следовательно, дети  экспериментальной группы наиболее успешно овладели всеми компонентами  речевого развития.  Это свидетельствует об эффективности коррекционно-развивающей программы, подтверждая гипотезу исследования, что  музыка оказывает благоприятное воздействие на развитие речи дошкольников.  При интеграции музыки как отдельного вида искусства с развитием речи  результаты  речевого развития дошкольников наиболее успешны.


Страница:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф