Меню Услуги

Музыка как средство развития речи старших дошкольников


Страница:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1.1 Роль музыкального искусства в общем развитии ребенка
  • Глава 1.2 Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
  • Глава 1.3 Особенности речевого развития старших дошкольников
  • Глава 1.4 Взаимосвязь музыки и речи
  • Глава 1.5 Особенности влияния музыки на речевое развитие и возможности ее использования в образовательной деятельности с детьми
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2.1 Изучение и анализ состояния речевого развития старших дошкольников МБДОУ детского сада №3 р.п. Тумботино
  • Глава 2.2 Коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня речевого развития детей средствами музыкального воспитания.
  • Выводы по 2 главе
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность. Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. Способность к общению с людьми, умение объясняться  грамотно и  внятно — один из наиболее значимых  характерных показателей развития личности в наше время. Однако грамотная речь, даже для многих взрослых людей, представляет определенную трудность. Поэтому решением  данной проблемы необходимо заниматься еще в период дошкольного детства, являющегося наиболее благоприятным периодом всестороннего развития ребенка. Именно в этот период  у ребенка закладываются основы психического и интеллектуального развития, происходит формирование основных качеств личности.  Уровень речевого развития  ребенка-дошкольника  во многом определяет  его целостное развитие. И чем раньше ребенок овладеет всеми компонентами устной речи, тем успешнее будет протекать его обучение в школе. К тому же сформированная речь сведет к минимуму трудности в общении с педагогами, сверстниками, нередко приводящие  к различным эмоциональным и психическим расстройствам.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, в которой  обозначены  следующие задачи: «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». [47; 2].

Как известно, на протяжении всего дошкольного детства данные задачи планомерно решаются в дошкольных образовательных организациях в различных формах работы с детьми, и, казалось бы, должны приводить к положительным  результатам. Но все же,  данные статистики свидетельствуют, что процент дошкольников, имеющих различные речевые нарушения, остается высоким  и на  сегодняшний день. По данным Всемирной организации здравоохранения, различные нарушения речи отмечаются примерно у 30% детей, поступивших в первый класс, т.е. объективно в течение дошкольного периода у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов-логопедов. Но, как мы видим на практике, далеко не во всех дошкольных образовательных учреждениях имеется квалифицированный педагог-логопед, способный  оказать помощь детям с  различными речевыми нарушениями. А у родителей по каким-либо причинам нет возможности посещать специалиста вне дошкольной организации.

К сожалению, в современных программах дошкольного образования по-прежнему недооценивается роль  музыки в общем развитии ребенка, в формировании его психических функций, в том числе и  речи. Не берется во внимание тот факт, что именно данный вид искусства способен усилить эффект воспитательного воздействия на личность ребенка, на его речевое развитие, поскольку выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Однако в логопедической практике как раз наоборот, музыка  активно используется для преодоления различных речевых нарушений у детей.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей указывали представители зарубежной специальной педагогики Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С.Выготский, А.И. Граборов, В.П.Кащенко и др.

В настоящее время специальная педагогика и психология все чаще обращаются к музыкальному искусству как средству коррекции различных нарушений у детей. В работах Г.А.Волковой, И.С. Лопухиной, Н.В. Микляевой, Е.А.Медведевой, Г.Р. Шашкиной и др. доказана значимость музыкальных и логоритмических занятий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.  В процессе музыкальных игр и упражнений с детьми при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

С учётом актуальности данной проблемы была сформулирована тема работы: Музыка как средство развития  речи детей дошкольного возраста.

Цель исследования:  выявить, действительно ли музыка способствует развитию речи старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет  исследования: использование музыки как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что музыка оказывает благоприятное воздействие на развитие речи дошкольников: если мы будем интегрировать  музыку  как отдельный вид искусства с развитием речи, то результаты будут наиболее успешны.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть особенности влияния музыки на развитие речи дошкольников.
  2. Определить роль музыкального искусства в общем развитии ребенка.
  3. Рассмотреть особенности музыкального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  4. Выявить уровень речевого развития старших дошкольников.
  5. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение общего уровня речевого развития детей средствами музыки
  6. Проанализировать влияние музыки  на развитие речи дошкольников.
  7. На основе данного анализа дать рекомендации родителям по развитию и коррекции речи детей средствами музыкального воспитания в семье.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, комплексный метод диагностики речевого развития дошкольников, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.

Методики исследования: методики обследования речи детей (выбранные из 8 серий заданий), направленные на выявление особенностей овладения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умением строить связные высказывания разных  типов (описание, повествование, рассуждение)-  по О. С. Ушаковой.

Новизна работы заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий, способствующих повышению общего уровня речевого развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания.

Практическая значимость заключается в разработке коррекционно-развивающей программы, направленной на повышение общего уровня речевого развития старших дошкольников средствами музыкального воспитания. Программа может быть использована  музыкальными руководителями и логопедами в процессе работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.), особенности влияния музыки на развитие и коррекцию речи детей ( В.Н. Гринер, Е.А.Медведева, Г.А. Волкова, Н.В. Микляева,  Г.Р. Шашкина и др.).

Глава 1.1 Роль музыкального искусства в общем развитии ребенка

Музыкальное искусство веками обобщало социокультурный опыт человечества, концентрируя свое внимание,  как на самом человеке, так и на его взаимоотношениях с окружающим миром, вследствие чего  оно  стало не только неисчерпаемым источником знаний о природе человека, но и средством его воспитания.

Проблему влияния музыкального искусства на человека рассматривали в своих работах философы (Пифагор, Платон, Аристотель, Б.Спиноза, Ж.Ж.Руссо, Г.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, А.Белый, Б.ТЛихачев, и др.), психологи и нейрофизиологи (Г.Гельмгольц, И.Догель, В.М.Бехтерев, В.Леви, Е.В.Назайкинский, А.Н.Леонтьев, и др.), педагоги и музыканты (Я.А. Коменский, К.Орф, Д.К. Кинарская, Л.В. Куриленко и др.), медики (Гиппократ, Б. Петровский, З. Майорова, С.С. Юдин и др.).

В многочисленных философско-эстетических произведениях Г.Гегеля, Г. Лейбница, И. Канта, В. Шеллинга, А. Шопенгауэра высказаны предположения о развитии человека средствами музыкального искусства и культуры. Считая  музыку одним из величайших искусств, оказывающих огромное влияние на человека, ученые выделяли следующие ее функции: социальная, нравственно-эстетическая, коммуникативная.

Представители отечественной философии- М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев и др. рассматривали музыку одним из главных средств воспитания и развития, а также искусством, располагающим знаниями  о мире  и о формировании отношения к миру. Музыка обогащает и гармонизирует духовный мир человека посредством «накопленных в звуковой палитре культурных и нравственных ценностей» [2; 84].

На современном этапе музыкальное искусство прочно вошло в целостную систему человековедения, и поэтому данные качества музыкального искусства снова востребованы в контексте гармоничного развития личности.

Известно, что разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека в различные периоды его жизни. Однако же музыка начинает оказывать влияние на ребенка еще в период его внутриутробного развития.  Учеными и врачами доказано, что от музыки, которую слушает будущая мать, зависит не только самочувствие ребенка, но и  формирование его вкусов и предпочтений.

Считая музыку полифункциональным искусством, Т.С. Бабаждан,  Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Петрова, пришли к выводу: «музыка раньше других  искусств воздействует на эмоции  у детей и влияет  на личность ребенка в целом» [10; 26].  Это обусловлено высоким уровнем эмоциональности детей раннего возраста и способностью музыки в полной мере удовлетворить потребность ребенка в положительных эмоциях. Стабилизируя эмоциональную сферу детей, музыка  помогает урегулировать их двигательную активность посредством ритмической организации.

Наряду с другими видами искусства музыка отражает действительность. В своих произведениях она характеризует поступки, отношения, переживая людей; рисует различные картины природы. Сопровождая человека на протяжении всей его жизни, музыка обогащает его духовно, поддерживает в труде и отдыхе.

Ребенок воспринимает мир музыки как естественную среду бытования. То есть музыка для детей — не просто вид искусств, но сфера их жизнедеятельности. Педагогам необходимо учитывать данный факт при организации музыкальной деятельности с детьми.

Исследования ученых свидетельствуют о возникнувших проблемах в жизни современных людей, связанных со сменой социальной ситуации в России.  Это ухудшение физического и психического здоровья детей (В.В. Ковалева, А.А. Северный, И.М. Иовчук), нарушения в поведении и неблагополучие в эмоциональной сфере детей (Л.М. Костина, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.); тенденция к деформации эстетического сознания (Б.П. Юсов).   Также, исходя из анализа психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста (взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития), напрашивается вывод, что у многих современных  дошкольников недостаточно сформированы  механизмы адаптации.  Это говорит о том, что  в период приспособления к  меняющимся условиям жизни у детей происходят временные нарушения высшей нервной деятельности, в результате чего наблюдаются отклонения в поведении и высокая степень ориентировочных реакций на окружающее.

Для решения данных проблем требуется необходимость задействования в воспитательно-образовательном процессе всего педагогического резерва: использования новых технологий музыкального воспитания, включения  в работу с детьми всевозможных развивающих и адаптивных методов.

Как показывают  исследования И.Л. Дзержинской, Э.П. Костиной, Б.М. Теплова, О.П. Радыновой, включение музыки во всю сферу жизнедеятельности ребенка  оказывает положительное воздействие  на образ его жизни. Музыка способствует эмоциональному благополучию ребенка, ускорению его физического развития,  совершенствованию коммуникативных возможностей, развитию художественных способностей.

Музыковеды,  психологи, социологи считают, что функции музыки разнообразны. Классифицируя функции музыкального искусства, профессор и музыковед В.Н. Холопова в своих работах выделяет следующие функции музыкального искусства: коммуникативную, отражения действительности, этическую, эстетическую, воспитательную, познавательную, компенсаторную, личностно-преобразующую, эвристическую.  Но, не смотря на их многообразие, все эти функции связаны друг с другом, что позволяет рассматривать проблему музыкального воспитания с точки зрения новейших технологий, а главное – гармоничного развития личности ребенка.

Наиболее ярко механизм воздействия  на ребенка в ходе обучения обнаруживает себя в воспитательной функции музыки, поскольку музыкальное искусство, формируя нравственно-эстетические основы личности, содействует ее социокультурной адаптации. Музыка, воздействуя на чувства ребенка, воспитывает  у него нравственные качества: доброжелательность и уважение к людям, эмпатийность, толерантность и пр.  В процессе музыкального воспитания формируется воля, характер.

Расширяя музыкально-слуховой опыт детей, музыка  повышает возможность их общения  с окружающим  миром, развивает эмоционально-волевую сферу. В процессе музыкально-ритмической деятельности у детей быстрее протекает развитие физических качеств: формируются правильная осанка, пластичность, ловкость, выносливость.   В музыкально-подвижных играх, музыкально-образных упражнениях и сюжетных этюдах вырабатывается техника выразительных движений, развивается эмоциональная сфера, формируются  навыки самоконтроля и саморасслабления.

Возникнув ещё в  период античности, взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания развивалась и обогащалась вплоть до нашего времени. Сегодня, на этапе совершенствования педагогической науки наблюдается тенденция к слиянию  эстетического и духовно-нравственного воедино. Взаимопроникновение этих двух сторон воспитания ведет к формированию единого механизма нравственно-эстетического освоения человеком реальности и способствует социализации личности. В музыкально- художественной деятельности мы также  наблюдаем эту взаимосвязь, потому что «эстетическое воспитание формирует эстетически ценностные ориентации человека, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты»[49; 69].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Музыка, обобщая  различные взгляды людей на мир, на окружающую действительность, формирует убеждения, идеалы, принципы, которые определяют их отношение к этому миру, к самим себе.

Полноценность музыкального искусства определяется не только содержательностью и эстетичностью музыкальных произведений, но и нравственностью, которая находит свое выражение в самой идее произведений, в постановке морально-этических проблем. В процессе музыкального восприятия нравственный смысл и художественная ценность произведения вызывают у ребенка эстетические переживания. Это состояние потрясения, способствующее нравственному самоочищению человека, Аристотель назвал «катарсисом».

Музыкальное искусство воздействует и на духовную сущность человека, влияя на его эмоционально-чувственную сферу. Оно олицетворяет  духовный мир человека, его нравственно-эстетические переживания, влечения, характерные для него эмоциональные состояния. Ведь только проникая внутрь человека, музыка формирует у него опосредованное и обобщённое представление о внешней действительности. Способность музыки выражать всё богатство внутренней жизни человека, тончайшие оттенки  его эмоций,  делает её важнейшим инструментом воспитания человеческих чувств. Это связано с тем, что в процессе повышения уровня слушательской культуры, человек постигает музыкально-художественные ценности, облагораживающие всю  его эмоционально-чувственную сферу. Имея в себе нравственную направленность, музыка оказывает влияние и на поведение человека.

Таким образом, музыка осуществляет нравственно-формирующую роль в воспитании подрастающего поколения, образовывает систему ценностных ориентаций, направленных на нравственно-эстетический идеал.

Одним из важных условий для освоения детьми мира прекрасного является достаточный уровень развития их эмоциональных и познавательных процессов, сформированных на ярких и образных слуховых впечатлениях. Эти впечатления дети получают в процессе восприятии классических, народных, современных произведений. Приобщая дошкольников к музыкальной культуре, взрослые побуждают  их к сопереживанию, способствуют развитию их эстетического восприятия, формированию музыкального вкуса; стимулируют их творческую активность, самостоятельность.

Музыка  способна вызвать «усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, то есть интеграцию мозга, которая имеет важное значение для образовательного процесса»[17;82].

По мнению М.Спайхигер, сходство эмоциональных и умственных действий приводит к «эффекту перемещения» между музыкой и другими видами учебной деятельности, то есть под влиянием музыки нормализируется общие активационные процессы, совершающиеся при обучении.

Одной из составных частей умственного воспитания является формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

В работах Г.А. Берёзиной, Г.Ю. Маляренко, В.С. Раевского, М.В. Хватовой, Л.Н. Трегубовой и др. раскрывается эффективность воздействия музыки на процессы сосредоточения и распределения внимания, а также на изменение показателей его объёма, точности, устойчивости при выполнении разнообразной умственной работы.

Исследования Л.П. Новицкой, В.Б. Поляковой, Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватовой и др. свидетельствуют о  благотворном влиянии музыкального искусства на процессы памяти. Повышаются показатели объёма и прочности, улучшается кратковременная память.

Е.В. Герцман, В.Б. Полякова, В.В. Ефимов и др. констатируют следующие факты: при восприятии музыки повышаются лабильность зрительного анализатора, чувствительность периферического зрения.

Музыка способна усиливать и чувство восприятия времени, развивать способность к более точным временным дифференцировкам, улучшать ориентировку в пространственных отношениях.

Неоспоримо положительное воздействие музыки и на речь детей. В работах Е.З. Яхниной подтверждается эффективность влияния всех видов музыкальной деятельности- пения, слушания, музыкально-ритмических движений на развитие речевой функции, слухового внимания.

Как отмечено В. П. Петрушиным, инструментальная музыка различного характера активизирует воображение слушателей, тем самым способствуя созданию перспективных рассказов [38; 62].

Кроме того, музыкальная деятельность подразумевает выполнение умственных операций, таких как анализ, сравнение, сопоставление, запоминание, что способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Подведя итог всему вышесказанному, важно отметить, что функции музыки разнообразны, но они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Играя огромную роль во всестороннем развитии ребенка,  музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства и мысли людей, вырабатывает их волю и характер, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте. Посредством музыкально искусства формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитываются эстетические чувства.

Глава 1.2 Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Наиболее существенными особенностями музыкального развития дошкольников являются: точность слуховых ощущений, эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера, простейшие навыки, действия в  певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Возможность приобщения детей к разным видам музыкальной деятельности обусловлена развитием музыкальных способностей ребенка, которые включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В процессе активного развития музыкальных способностей развивается внутренний мир детей, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, память, фонематические процессы, координация движений, ритмическая активность, внимание.

Особенности онтогенетического развития музыкальных способностей изучали разные исследователи (А. А Люблинская, К.В.Тарасова, Н. А. Метлов, Е.И.Алмазов, Н.А.Ветлугина, И.Д.Орлова, А.Д. Войнова и др.).

Результаты исследований свидетельствуют о том, что к пяти годам ребенок начинает осмысливать связи между явлениями и событиями, может делать простейшие обобщения. Дошкольники способны выражать свои впечатления от музыки, определять используемые в музыкальном произведении выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро, а также различать звуки по высоте в пределах сексты -септимы. Это способствует  музыкально-слуховому  развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческий диапазон располагается в пределах «ре-си» первой октавы, иногда до второй октавы.

В пении дети старшего возраста  могут передавать различный характер музыки: плавный, спокойный, подвижный, легкий, бодрый. При  работе над артикуляцией особое внимание обращается на пение без напряжения, правильное формирование гласных звуков. Развитие певческого дыхания и дикции содействует умению контролировать себя, исправлять ошибки, регулировать силу голоса, отчетливо, ясно произносить звуки, слова. Выразительности пения способствует выполнение музыкальных оттенков, нюансов, а также чувство ансамбля.

Продолжает развиваться песенное и танцевально-игровое творчество. Дети исполняют простейшие мелодии на одном звуке.

Шестой и седьмой год жизни- это период подготовки к школе. Навык культуры слушания находится на очень высоком уровне. Дошкольники описывают музыкальный образ, чувства и настроения музыки, свои переживания. Старшие дошкольники могут целостно охарактеризовать произведение (жанр, характер, част», используемые инструменты, выразительные средства).

У детей данного возраста  укрепляется голосовой аппарат, расширяется певческий диапазон «(до) ре» первой октавы — «до-(до# ре)» второй октавы. Дети способны петь индивидуально и коллективно, чисто, выразительно и музыкально передавая мелодию; самостоятельно инсценировать песни, хороводы, выразительно и ритмично двигаясь в соответствии с музыкальными образами и динамикой музыки. Они могут исполнять сольно и в ансамбле на детских  музыкальных инструментах (ударных и звуковысотных) несложные ритмические рисунки песен и мелодий, соблюдая динамику и темп произведения.

Главной задачей музыкального образования дошкольников является воздействие на духовный мир, приобщение к мировой культуре человечества, развитие творческих начал. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у детей во всех видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, музыкально-ритмические игры, пение, инструментальное музицирование).

Ведущим видом музыкальной деятельности для детей является восприятие музыки. Красота музыкального произведения, воспринятая детьми, поднимает их на высокую ступень культуры, достижение которой не возможно никакими другими средствами (В.А.Сухомлинский,1979). Восприятие музыки подразумевает умение различать ее характер, следить за развитием музыкального образа. Этому способствуют выразительное исполнение произведений педагогом, словесные и наглядные методы.

Слушание содействует формированию устойчивого интереса и любви к музыке, способности к эмоциональному отклику, музыкального вкуса, развивает музыкально-сенсорные способности (умение различать, узнавать, запоминать музыкальные произведения, определять характер и средства выразительности музыки). Таким образом, музыкальное восприятие является активным и творческим процессом.

Исполнительство в музыкальном воспитании дошкольников представлено пением, музыкально-ритмическими  движениями, игрой на музыкальных инструментах.

В системе музыкально-эстетического воспитания детей пению отводится роль основного средства нравственного и эмоционального развития. Благодаря пению, дошкольники духовно обогащаются, углубляют свои представления об окружающей действительности. Пение является сложным процессом звукообразования, базирующимся на координации слуха и голоса. Основными задачами, решаемыми в процессе указанного вида деятельности, является развитие музыкального слуха и точности воспроизведения голосом высоты и длительности звуков, динамических и темповых отношений. Наравне с этим у детей   формируется   певческая установка, т.е. правильная поза во время пения, вокальные и хоровые навыки. Дети учатся правильно дышать и артикулировать во время пения.

Овладение музыкально-ритмическими движениями развивает художественно-творческие способности детей, проявляющиеся в индивидуальном воплощении образа, в придумывании и комбинировании движений в танцах, хороводах, музыкальных играх, плясках (Н.А.Ветлугина, 1968).

Музыкальные инструменты, вызывая большой интерес у детей, привлекают их к эстетической деятельности. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка,  деревянные ложки и др.), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой,  кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы (ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые). В процессе музицирования на детских инструментах у дошкольников развиваются восприятие музыки, темпо-ритмическое чувство, слуховое внимание, слуховое восприятие.

Музыка позволяет своеобразно познавать действительность, оценка эмоциональных образов музыки расширяют лексику, формирует связную речь, вокальные навыки развивают речевое дыхание, артикуляцию, дикцию. Музыкальное искусство способствует активизации умственных способностей, качественному   изменению процессов восприятия, памяти, внимания. Сочетание музыки и движений совершенствует моторику, делая движения плавными, ритмичными, координированными, выразительными.


Страница:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!