Меню Услуги

Пути формирования музыкально-эстетического воспитания в семье


Страницы:   1   2


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • 1.1 История развития идей о музыкально-эстетическом воспитании личности
  • 1.2 Эстетическое воспитание школьников посредством музыки
  • 1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание детей
  • 1.4 Роль музыкально–эстетического воспитания в семье
  • Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию музыкально–эстетического воспитания в семье
  • 2.1 Методы и приёмы, способствующие формированию музыкально-эстетического вкуса у младших школьников
  • 2.2 Речевые упражнения и ритмопластика, формирующие эстетический вкус
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Воспитание есть процесс социальный в
самом широком смысле. Воспитывает всё:
люди, вещи, явления, но прежде всего и
больше всего — люди. Из них на первом
месте — родители и педагоги.
А.С.Макаренко

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей более младшего возраста.

О семейном и эстетическом воспитании написано много книг и статей. Они решают разные, а подчас похожие очень задач. Нужно дать родителям разных профессий элементарные знания, понятия о принципах и понятиях наук, связанных с воспитанием детей – педагогики, психологии, социологии, этики, эстетики. А также нужно помочь родителям понять своих детей; и, наконец, научить их воспитывать своих детей. Ведь ещё далеко не все отцы и матери в полной мере осознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле.

Приближение к личностной гармонии, когда человек не замкнут на себе, а ощущает себя частью человечества, является одной из основных целей эстетического воспитания, понимаемого в широком, философско-педагогическом смысле. На этом высоком уровне эстетическое воспитание и становится нравственным воспитание, а их единство помогает осуществлять воспитание личности в целом. В теории эстетики уже давно, а с недавних пор — и в широком сознании, укрепляются представления о то, что эстетическое воспитание – это не только то, что связано с искусством. Но в большинстве случаев такая точка зрения не преодолена. Воспитание, связанное с искусством, его пониманием и особенно с обретением умений работать в области того или иного вида искусства, то есть художественное образование и воспитание не охватывает всех задач и областей воспитания эстетического.

Сейчас стали открыто говорить о том, какими необратимыми последствиями чревато развитие тех детей, которые растут вне семьи. Однообразие и бедность человеческих и всяких иных контактов и воздействий оказываются трудно восполнимыми в дальнейшем развитии даже у малышей до одного года, которые ещё не ходят, а просто лежат в кроватках и видят целыми месяцами одни и те же стены и одну и ту же нянечку или медсестёр, и то, наверно, не часто. Возможности же любой семьи в этом плане широки, нужно только их, как можно лучше и многообразнее использовать.

В условиях той глобальной перестройки, которая совершается сегодня в нашем обществе, в связи с переоценкой значения человека во всех сферах жизни повышается внимание к семье, как к необходимой общественной ценности. Хочется верить, что, несмотря на серьёзную ломку народных традиций, в нашем обществе в известной мере ещё хранится и передаётся национальный идеал целомудрия, терпения и верности, который даёт основание для развития современных представлений о ценности семьи.

Когда семья уже есть и в ней растут дети, эстетические формы совместного досуга могут стать одной из очень действенных форм укрепления семьи – ненавязчивой, увлекательной, и многогранно развивающейся формой единения всех членов семьи от мала до велика. Ведь можно с уверенностью сказать, что возраст не помеха тому, чтобы вместе слушать музыку или читать сказки, играть в игры, что – то строить или рисовать. И чувство равенства и взаимной доброжелательности всех членов семьи друг к другу укрепится благодаря этому. И от понимания, сопереживания другому человеку, ребёнок – через искусство и эстетическую деятельность — перейдёт к сочувствию и пониманию окружающей его действительности. Он вберёт в себя весь мир и отдаст себя миру. И тогда его нравственные позиции достигнут уровня, диктуемого временем.

Сказанное выше подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель данной работы — это исследование специфики музыкально – эстетического воспитания в семье.

Для реализации поставленной цели в ходе выполнения работы решались такие задачи:

-проанализировать сущность и особенности потенциала музыкально – эстетического воспитания;

-изучить литературу по проблеме исследования;

-провести опытную работу, раскрывающую особенности влияния музыкально – эстетического воспитания в семье.

Объект исследования – процесс музыкально – эстетического воспитания как части семейного воспитания.

Предмет исследования – методы, приёмы и формы музыкально – эстетического воспитания в семье.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала, опытно-экспериментальная работа.

Методологической основой данной работы явились труды Ю.П.Азарова, И.Ф.Дементьевой, Т.А.Дмитрашку, О.Л.Зверевой, А.Н.Ганичевой, Л.С. Выготской, Б.М. Теплова, Н.А.Ветлугиной.

База исследования – семья, в которой растёт один ребёнок – Борисова Дарья, ей 7,5 лет, учащаяся 1 класса «Б», средней школы №26 Сормовского района города Нижнего Новгорода.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Глава 1. Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1. История развития идей о музыкально-эстетическом воспитании личности

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки, а также искусства в целом. Однако само понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывалось неодинаково. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства (в том числе музыки) определялась согласно господствующим взглядам на личность и идеологическим установкам конкретного общества.

Так, в древнем Китае значительно возросшие в период рабовладельческого строя классовые противоречия обусловили появление множества разнообразных философских учений – даосизма, конфуцианства, школы легистов и др. Одной из самых известных философских школ, оказавших влияние на социальную жизнь древнего Китая, является конфуцианство. Представители этой школы разработали важнейшие принципы «гармонического» развития общества, в основе которых лежало строгое подчинение низших социальных слоев высшим. В русле общественной проблематики конфуцианства развивались и общие музыкально-воспитательные тенденции. Музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев. Строгая символическая и семантическая детерминированность бесполутонового лада (пентатоники) должна была оказывать строго воздействие на жизнедеятельность воспринимающих музыку лиц. Определенность каждого из пяти звуков, согласно такой теории, кроме подражания природе (грому, шуму ветра в ветвях, потрескиванию горящих дров, журчанию ручья), отождествления их с пятью основными цветами и т.п., означала еще и социальную символизацию (правитель, чиновники, народ, деяния и объекты). Более того, природа музыки, рассматриваемая в философском контексте, понималась как единство пяти добродетелей (человечности, справедливости, воспитанности, предусмотрительности и искренности), соответствующих, в свою очередь, пяти первоэлементам природы (дереву, металлу, огню, воде и земле). Поскольку Конфуций представлял государство как некую большую семью, то понимаемая таким образом музыка должна была при ее использовании обеспечить гармоническое развитие общества и личности. Однако политическая система древнего Китая, выработавшая нормы иерархически послушной личности, тем самым и музыку превратила в средство социального регулирования. Толкование же музыки как средства развития определенных моральных качеств (великодушия, спокойствия, проницательности, скромности, вежливости, честности, уступчивости и др.) придавало ей политическую окраску. В итоге с помощью соответствующих песен вместо истинно гармонических отношений человека и общества формировались «гармоничные» отношения между феодальными правителями и их покорными подданными.

Широкое развитие идей музыкального воспитания наблюдается в древней Греции. В одном из ранних древнегреческих философских учений – пифагорействе – делается попытка утвердить гармонию личности с окружающим природным миром, для чего используется и музыкальное искусство. Если для тела высшая цель этоса – катарсис, по Пифагору, достигается посредством вегетарианства, то душа к нему может прийти лишь путем приобщения к музыкальной гармонии космоса. Согласно пифагорейству, «звучащие сферы» состоят в гармонии с человеческой душой. При помощи музыкального инструмента, в звучании которого фокусируется небесная гармония, на соответствующий гармонический лад можно настроить и души воспринимающих музыку лиц. Именно этим исцеляются их нравы, душа освобождается от аффектов (гнева, вожделения, страха и т. П.), человеку возвращается его изначальная гармоничность. Воспитательная роль музыки высоко оценивалась и во многих последующих философских учениях древнегреческих мыслителей.

В условиях новых социально-культурных тенденций космологическое учение отходит на второй план. В соответствии с воззрениями как Платона, так и его воспитанника Аристотеля, умственной, художественной деятельностью призваны заниматься лишь свободные граждане полиса: для того, чтобы общественный порядок был прочным и нерушимым, каждый представитель определенного сословия должен выполнять свои функции. Однако, несмотря на то, что пение и игра на музыкальных инструментах в древнегреческих школах составляли необходимую часть учебной программы, эти функции музыки Аристотель, подобно Платону, распространяет на воспитание свободных граждан, явно оставаясь на классовых позициях рабовладельческой идеологии.

Многих мыслителей прошлого занимала также мысль о роли музыки в развитии духовно-физического единства человека. Для Платона музыка и гимнастика являются главными средствами воспитания, которые, действуя совместно, способны привести к гармоническому развитию личности. Однако в конечном итоге, разрабатывая свою теорию идей, всю сущность человека Платон сводит к его душе.

Идею о гармонически развитой личности в древнегреческой философии наиболее глубоко развил Аристотель. Он резко критикует воспитательную практику, которая осуществлялась в государствах Крита и Спарты, где главное внимание было сосредоточено на военной и физической подготовке. Гармония телесного и духовного принципиально является для Аристотеля исходной точкой воспитания человека, что осуществимо, по его мнению, лишь в сочетании воздействия музыки и гимнастики.

В древнем Риме в период упадка рабовладельческого строя на первый план выдвигается ряд философских направлений «примиренческого» характера: эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Для духовной жизни рабовладельческого класса Рима характерны мысли о безысходности положения, о необходимости примирения с деспотизмом и произволом. Утверждаются индивидуалистические тенденции, устанавливается тип спокойной, послушной, «безупречной» личности. Целью воспитания у эпикурейцев, скептиков становится атараксия, у стоиков подчас доводимая до полной апатии. Согласно таким представлениям о человеке, музыка не должна производить сильного эмоционального воздействия и вызывать глубокие переживания. Взгляды, устанавливающиеся на музыку, принижают ее социальное значение: стоиками она чересчур морализируется (Диоген Вавилонский), для скептиков она способна лишь создавать настроение, отвлекающее от душевных страданий (Секст Эмпирик), эпикурейцы же начисто отрицают воспитательную роль музыки, приравнивая ее воздействие к вкусовым ощущениям. Неудивительно поэтому, что в древнем Риме обучение пению и игре на инструментах отсутствует в учебных заведениях. Для формирования практически полезной личности в эпоху эллинизма признается более подходящим ораторское искусство.

Древнегреческим философским традициям во многом близки социальные взгляды средневековых мусульманских философов. Наивысшего расцвета арабская культура достигла в VIII-Х вв. н. э. Первым и наиболее крупным средневековым мыслителем стран Ближнего Востока, включившим в свою философскую систему вопросы общественной жизни, был приверженец древнегреческой философии мусульманский философ аль-Фараби, который видел пользу музыки прежде всего в том, чтобы умиротворять людей, делать их отношения гармоничными. Аль-Фараби отмечал также духовную и физическую природу воздействующей способности музыки. Как идеалист, он признает первичность души над телом, но будучи врачом, музыкантом и музыкальным теоретиком, он не может не заметить воздействующей силы музыки не только на духовную сторону, но через нее и на весь человеческий организм. Эту проблему наиболее глубоко развивал Ибн-Сина, который рассматривал физическую и духовную стороны в единстве. В дальнейшем вопросы о воздействии музыки на физическую сторону человека широкой разработки в работах мыслителей мусульманского средневековья не получают.

В ряде европейских стран музыка включается в систему обучения как составная часть «свободных наук». Она понимается прежде всего, как наука, а не как искусство в современном значении этих понятий, причем функции музыки сводятся лишь к ее религиозно-нравственному воздействию. В большинстве музыкальных трактатов средневековой эстетики постоянно встречаются утверждения о способности музыки воспитывать нравы, смягчать характеры, отвращать от дурных страстей. Здесь признается только катарсическое значение музыки, способствующее благочестивому образу жизни. Музыкальное образование в средневековье проводится опять же главным образом лишь в монастырях или в кафедральных певческих школах.

В христианской средневековой философии природа человека усматривается либо в раздельности субстанций тела и души (Августин, Боэций), либо в сведении их в психофизическое единство с признанием тела формой духовной субстанции (Фома Аквинский). А6солютизация религиозно-духовного начала в личности должна якобы привести ее к гармонии с божественным началом. Именно с этой целью используется и музыка, подчиняемая укреплению вероисповедания. Светская народная музыка, как чуждая церковному культу, отвергается, поскольку она соприкасается с чувственной стороной человека.

Если в мировосприятии средневековья религиозность представляется наивысшей ценностью личности, то в эпоху Возрождения на первый план выдвигаются проблемы, связанные с установлением гармонии личности и окружающей природы. Создается новая картина мира, в которой проявляется как стремление к отрицанию божественного начала, так и тяготение к обожествлению природы и человека. В эту эпоху утверждается мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей гармоничности, как мировой, так и человеческой. Следовательно, цели обучения музыке и музицирования в эпоху Возрождения сводились в основном к нравственному совершенствованию личности (влияние возродившейся древнегреческой традиции).

Начиная с ХVI в. В Европе все активнее возрастает потребность в развитии наук как естественных, так и гуманитарных. Философы все глубже вникают в вопросы человеческой природы. Оценивается и роль музыки в жизни человека. Р. Декарту принадлежит разработка дуалистического истолкования природы человека, где его физические и духовные качества выступают как автономные. С другой стороны, к решению этого вопроса подходит Дж. Локк: хотя он и признает идею гармонического, включающую в себя физическое и духовное развитие индивида, музыка, по его мнению, как и другие виды искусства (поэзия, живопись), отнимает слишком много времени и приносит при этом слишком мало пользы. Поэтому в локковской теории воспитания музыка в ряду необходимых дисциплин ставится на последнее место.

Французские материалисты XVIII в. Противопоставили принципы всеобщего воспитания и образования господствовавшему дотоле индивидуальному обучению всесторонне развитого и конкурентоспособного буржуа. Наивысшим идеалом демократического воспитания Д. Дидро считал личность, в которой гармонично сочетаются истина, добро и красота. Музыке в воспитании человека придавалось огромное значение (Д. Дидро, например, считал музыку одним из самых могущественных средств). Французские просветители XVIII в., особенно Ж.Ж. Руссо, чрезмерно подчеркивали роль природной и общественной среды в воспитании человека. В то же время их исследования во многом подготовили вывод о необходимости создания новой социальной среды, которая породит действительно всесторонние и истинно гармонические отношения личности и общества.

Выдающийся вклад в развитие теории гармонического воспитания личности внесли русские мыслители XVIII в. Теоретики русского Просвещения Н. Новиков, А. Радищев, а отчасти и Н. Карамзин, как главную общественную проблему рассматривали вопрос о нравственных качествах человека, верили в возможность разумной организации общества, боролись за достижение социальной гармонии. Немалое значение в жизни русского общества этого времени придавалось музыкальному искусству. Г. Державин, а вслед за ним П. Плавильщиков среди других жанров музыки прежде всего выделяют оперу как жанр, наиболее подходящий для выполнения воспитательной и даже политической миссии. Они выдвигают демократические идеи в сфере воспитания, в частности высказывают мнение, что опера не должна быть лишь «забавой дворов».

Весьма важный шаг в развитии теории о гармоническом развитии личности делает И. Кант. По его мнению, эстетическое начало выступает в качестве средства, соединяющего чувственную и умозрительную стороны человека. Однако И. Кант не смог по достоинству оценить роль музыки, трактуя ее главным образом как чистую игру звуковых форм. По его наблюдениям, музыка воздействует скорее на физическую, чем на духовную сторону человека.

Несмотря на подобного рода упрощенческие философские трактовки и зависимое положение музыкального искусства как элемента дворцовой или церковной службы, оно претерпевает бурную эволюцию. Значительно расширяются общественные функции музыки, начинает по-новому оцениваться ее роль в формировании личности.

С бурным развитием капиталистических производственных отношений проблема взаимосвязи личности и общества все более обостряется. Поиск путей социального воспитания личности постепенно становится одной из ведущих тем философско-эстетических исследований. В немецкой эстетике (Гумбольдт, Гете, Шиллер и др.) активно утверждается мысль, что формирование целостной, гармоничной личности возможно лишь посредством эстетического, в частности художественного, воспитания. Музыкальное искусство в наивысших своих проявлениях также не остается в стороне от социальных устремлений этого исторического периода. Самым ярким тому примером служит творчество Л. Бетховена, который, значительно расширив возможности инструментальных форм, наполнил их драматическим духом социальных умонастроений своего времени. Музыка начинает рассматриваться как средство воплощения социальных идей и выражения общественной психологии.

Неоценима историческая роль революционных демократов В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, разработавших теоретические вопросы, ставившие во главу угла своей эстетической теории не пассивную личность, а человека, преобразующего мир. Значение их теории и эстетических концепций, оказавших благотворное влияние и на музыкальные воззрения их современников, остается значительным.

Таким образом, хотя понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывается неодинаково и не формулирует общих целей музыкально-эстетического воспитания, но во многих из них выражается гуманистическое стремление к социальному добру, к использованию музыки с целью возвышения культуры личности.

1.2. Эстетическое воспитание школьников посредством музыки

Задачи и содержание музыкального воспитания школьников определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Организованное музыкально-эстетическое воспитание начинается уже в дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских инструментах. На них оказывает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитатель¬ной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие задатков каждого ребенка – с другой.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.
С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Отметим заслугу академика А.В. Запорожца в том, что он сосредоточил внимание на изучении одного из самых сложных и малоизученных вопросов психологии – происхождении и природе эмоций. Эмоции ученый рассматривал как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом. А.В. Запорожец сумел проследить основные этапы возникновения у детей эмоциональных представлений. Он считал: первоначально эмоции складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в план эмоционально насыщенных образов. Это дает ему возможность регулировать поведение в соответствии с ожидаемым результатом.

В.А.Сухомлинский пишет: «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру, — воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке».
Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства. Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. Д. Остановимся на тех, которые в теории педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.

Рассмотрим вначале, как можно применить метод убеждения, воспитывая дошкольника средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае – непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного, поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.

Музыка – «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Педагог должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности конкретного произведения. Педагог поощряет правильные реакции на музыку. Метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.

Рассмотрим теперь упражнения, как метод организации детской музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно – из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

Известный педагог В. А. Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе и эстетических), отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку свою скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка». Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это значит, что педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком.

Методы обучения, как взаимоотношение педагога и детей целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребенку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогающие развитию музыкальных способностей.

Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и воспитывающим, и развивающим. Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально-эстетического развития.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного и школьного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.

Ведущими методами для решения задач, направленных на приобщение детей к искусству, на развитие у школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного, являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Здесь важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать детям свои чувства, свое от¬ношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, произведения искусства, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью или плохим поступком, т.е. яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный педагог не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта педагогов дошкольных учреждений – артистичность. Для решения задач формирования навыков художественной деятельности в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально-эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:

• метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;
• метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
• метод упражнения в практических действиях;
• метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Выбор методов музыкального образования детей зависит от мастерства педагога, возрастных особенностей детей, уровня развития их музыкального и жизненного опыта. На занятиях педагог знакомит детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Школьники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения.

Основой индивидуальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание (эстетическое отношение человека к музыке), которое формируется в процессе музыкальной деятельности и развиваясь в ней, помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, – это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Один из элементов музыкально-эстетического сознания – это потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта. Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3-4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку боле продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т.д. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

В школьном возрасте следует больше обращаться к сознанию детей, т.е. широко использовать словесный метод со всеми его приемами. Объяснения даются четко и кратко. Указания делаются во время игр, выполнения упражнений, а также перед какой-либо деятельностью. Поэтическое слово, которое помогает раскрыть образ музыкального произведения, используется значительно чаще. Беседа с детьми по вопросам проводится по окончании слушания и перед слушанием музыкального произведения. Вопросы должны активизировать мышление ребенка.

Благодаря наблюдениям и беседам у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы, запечатленные в их сознании, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях).

Таким образом, планируя работу и занятия по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми школьного возраста, педагог использует в своей работе такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на явления, отраженные в музыке, которые развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

1.3. Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание детей

Музыка – сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Задачи и содержание музыкального воспитания детей определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии школьника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных ¬средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми.

Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания. В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. [20, стр. 170]

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», — говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский. [20, стр. 90]

В работе с детьми школьного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.

Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития детей школьного возраста, является и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.

Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изо деятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании школьников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка.


Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!