Меню Услуги

Мягкая сила во внешней политике США на современном этапе. Часть 2.

Страницы:   1   2   3


1.7. Новые программы «мягкой силы» США

 

С новым витком мягкой силы США люди часто связывают имя все еще действующего 44-ого президента США Барака Обамы. Почти сразу после вступления в должность он сразу же принял меры по продвижению положительного имиджа Соединенных Штатов. Примером этого является его выступление в 2009 году в Каирском университете ко всем представителям исламского мира. Причем он сделал заявление не к умеренным сторонникам, и не к экстремистским оппозиционерам, а именно к простым мусульманам, которые могут встать как на одну, так и на другую сторону. Он попытался сформировать их взгляд на Америку, убедить их, что американское общество не испытывает чувство враждебности к исламу, и что США не стоит бояться, а поддерживать. Из-за первых шагов, предпринятых Обамой на посту президента, его часто сравнивают с Вудро Вильсоном, который также считал, что «доброжелательный облик Америки» окажет нужное влияние на позиции других государств на международной арене и склонит их к плодотворному сотрудничеству с Америкой.

С вступлением Обамы в должность также связывают получение лучших показателей в сфере национального бренда, начиная с 2009 года, согласно наблюдениям одного из крупнейших институтов маркетинговых и социальных исследований GFK Roper Public Affairs&Media. Вплоть до 2015 года США почти всегда держала лидерство в этих опросах общественного мнения, в то время как Россия находилась ниже двадцатого места.

В 2009 году, президентом США была создана программа Посланника науки, о которой он объявил в выступлении в Каире. Эта программа является ключевым элементом приверженности американских властей в области науки и технологий на глобальном уровне. С начала работы этой программы посланники побывали в двадцати пяти странах Ближнего Востока, Восточной Азии и Северной Африки для изучения возможных перспектив сотрудничества. Целью создания этой программы было установление партнерских связей с учеными различных стран, продвижение интереса к науке и технологиям на глобальном уровне, уведомление о взаимовыгодных научных и технических программ для ученых из разных стран.

В погоне за улучшением своего международного имиджа и привлечения потенциальных партнеров с помощью «мягкой силы», США стремится вложить как можно больше в коммуникации. Основными направлениями стали радиовещание, телевидение и интернет-вещание.

Благодаря инициативе Обамы была создана новая программа публичной дипломатии – публичная дипломатия web 2.0. или же «цифровая дипломатия». Как понятно из названия, эта дипломатия преследует своей целью влияние на аудиторию через Интернет. В Интернете США размещают различный контент, от теле и радио передач до различной литературы о США в цифровом формате и открытом доступе. Также этот вид дипломатии включает в себя мониторинг дискуссий в социальных сетях и блогах, создание в этих сетях соответствующих профилей членов правительства, плюс новостная рассылка на телефоны. Благодаря сети Интернет, результаты действий правительства США становятся видны очень быстро, благодаря незамедлительной реакции пользователей, что позволяет правительству быстро и оперативно координировать свою политику пропаганды. Публичная дипломатия Web 2.0. отличается от традиционной дипломатии тем, что информация достигает большего количества людей, благодаря нынешнем технологиям – смартфоны, планшеты, компьютеры, которые находятся под рукой почти все время. Также основной целевой аудитории данной дипломатии является молодежь и диссиденты, в отличие от того, что аудиторией для традиционной публичной дипломатии была элита зарубежного государства.

Программы публичной дипломатии стоит также разделить на несколько групп: 1) формирование диалога правительства и известных, популярных представителей интернет-сообщества – блогерами, 2) мобилизация групп людей, политические взгляды которых отличаются от взглядов правительства (диссиденты), 3) формирование протестного движения молодежи, недовольной политической ситуацией в стране, 4) привлечение большего числа зрителей и слушателей, а также их объединение вокруг американского телевидения и радио

  • Формирование диалога правительство-блогеры. Если раньше публичная дипломатия США подразумевала одностороннее распространение информации в виде монолога правительства США для зарубежных элит, то современная публичная дипломатия имеет тенденцию не только проводить диалог с зарубежной аудиторией, но и слушать и наблюдать их реакции, чтобы впоследствии изменить свою политику в соответствии с ситуацией и намеченными целями. Чтобы выстраивать такой диалог, правительство США привлекает к этому различных политиков, звезд кино, эстрады и шоу-бизнеса, а также ученых. Диалог происходит через социальные сети – для многих официальных лиц были созданы личные страницы в наиболее популярных социальных сетях: Facebook, Twitter и прочие. Наиболее удобной для распространения краткой и лаконичной информации считается Twitter, поскольку нынешнему поколению привычнее получать информацию в размере не более 150-200 символов, ведь именно это ограничение имеет место быть в этой соцсети. Именно этот формат ведения информационного противоборства наиболее часто использует правительство США в настоящее время. Ярким примером может послужить фраза-лозунг, которая разожгла масштабную дискуссию в интернет-сообществе: “Джихаду не место в Интернете” (The Jihad must be banned from Internet). Стоит отметить, что таких коротких фраз-инициаторов огромное количество. Причем беседа разгорается и продолжает жить без каких-либо комментариев со стороны инициатора, особенно если это злободневная проблема, или же просто интересная новость.
  • Мобилизация диссидентов. Диссиденты, люди, политические взгляды которых отличаются от общепринятых, есть в любой стране. Правительство США взаимодействует с такими людьми в таких странах как Китай, Россия, Куба, Иран и прочие. Используя все те же социальные сети и прочие компьютерные технологии, США пытается сплотить диссидентов вокруг Вашингтона. Ради этой цели было создано и воплощено в жизнь несколько проектов, финансируемых Государственным департаментом США. Первый из них подразумевал сбор информации о расстановке политических сил в арабском мире, России и Иране. Обладая полной информации по этому спектру вопросов, США с легкостью могли контролировать оппозиционные настроения в этих странах. Вторым проектом Госдепартамента Соединенных Штатов было проведение конференции «сетевых диссидентов» (Conference on Cyber Dissidents: Global Success and Challenges) весной 2010г. Правительство США встретилось с активными представителями интернет-сообщества, которые не поддерживают действия своих правительств, из таких стран как Сирия, Куба, Иран, Венесуэла, Россия, Колумбия и Китай. Основными вопросами поднятыми на этой конференции были поддержка людей этой группы, а также их защита от возможных гонений и преследований в собственных странах, причем основной упор правительство делало на диссидентов из стран с авторитарными режимами. Следующим проектом стала поддержка диссидентов в недемократических государствах. Это было инициативой Хилари Клинтон и носило название Гражданское общество 2.0 (Civil Society0). Основной идеей этого проекта было объединение специалистов-диссидентов в сфере компьютерных технологий и IT, со специалистами различных негосударственных организаций, политическими активистами-оппозиционерами, чтобы вести политику противодействия недемократическим авторитарным режимам.
  • Формирование протестного молодежного движения через социальные сети. Еще со времен «холодной войны» США вкладывались создание позитивного имиджа своей страны для молодого поколения страны-соперника путем различных программ обмена, поскольку осознавали, что оно является влиятельным фактором в длительном идеологическом противостоянии. В период холодной войны обе страны взращивали в рядах «идеологических противников» группы лояльной молодежи. На современном этапе США вновь стали использовать эту тактику. С 2001 года одной из первых целей внешней политики США стала колумбийская организация ФАРК, отмеченная США как террористическая. Основной проблемой был тот факт, что она пользовалась популярностью у молодежных движений по всему миру. Чтобы лишить эту организацию притока новых молодых людей, правительство США решило использовать социальные сети как информационное оружие против Армии народа. Используя Facebook, американское правительство начало распространение информации о противозаконных действиях колумбийской группировки. В 2008 году была создана группа под названием “One million voices against FARC” (Один миллион голосов против ФАРК). Эта группа и также созданный одноименный сайт, освещали все негативные действия ФАРК и призывали к демонстрациям против нее. Для ее успешного выполнения своего предназначения была необходима поддержка представителя молодежи, который бы не имел отношения к правительству. Таким человеком стал Оскар Моралес. Благодаря его знаниям компьютерных сетей, и его позиционированию как противника террористических группировок, он смог найти более 600 тысяч сторонников в различных странах, которые призывали молодежь не вступать в ряды ФАРК, чем удалось снизить численность молодых людей в их составе в 2 раза. В дальнейшем эта политика породила целое движение молодежи в социальных сетях под названием Alliance for Youth Movements (Союз молодежных движений). Его целью стало использование сетевой активности молодого поколения для изменения политической обстановки в различных странах. Любой гражданин своей страны может присоединиться к этому движению, а также найти его представителей в своей стране и в своем городе, а также принять непосредственное участие в жизни данного движения: созвать конференцию, организовать встречу, создавать материалы непосредственно для сайта и прочее. Основным условием плодотворного существования этих организаций – косвенная связь с основным источником финансирования в виде правительства США. Стоит отметить, что оно (правительство) смогло уловить наиболее эффективные тенденции молодежи по всему миру, а именно восприятие коротких информативных сообщений и роликов, клипов и визуальных презентаций, получаемых через социальные сети. Такая быстрая передача мыслей и идей и любой иной полезной информации активно используется в США.
  • Привлечение большего числа зрителей и слушателей, а также их объединение вокруг американского телевидения и радио. Как уже говорилось размещение и контроль над радиостанциями и телеканалами является наиболее известным и популярным проявлением публичной дипломатии. В период с 2002 по 2004 правительство США создало около десятка новых радиостанций и телеканалов для расширения своего влияния в странах Ближнего Востока: телеканал «Альхурра» — самый крупных из них, «Свободный Ирак», «Деева», «Свободный Афганистан», «Голос Америки», «Сеть персидских новостей» и пр. В прошлом наиболее эффективным форматом воздействия считалось размещение новостей и музыки, однако сейчас набирает популярность размещение документальных фильмов, с помощью которых правительство США пытается показать простым людям положительную сторону Соединенных Штатов, их политики и их традиций. Однако несмотря на масштаб таких мероприятий, американское телевидение и радио отстает по популярности от социальных сетей. Наиболее популярной платформой которая совмещает как социальную сеть, так и размещение телепередач и музыки, является YouTube.

 

1.8. Перспективы развития американской публичной дипломатии

 

Для успешного продолжения проведения американской публичной дипломатии необходимо соблюсти два важных условия.

1) Обеспечить граждан постоянным доступом к информационным технологиям. США получили возможность начать целый полномасштабный проект по продвижению свободного интернета для зарубежных граждан после противостояния компании Google и китайского правительства в 2010 году. Своей целью США поставили обеспечить людей доступом к интернету в таких странах как Китай, Куба, Беларусь, Иран, Северная Корея, Египет, Саудовская Аравия, Вьетнам и Зимбабве

2) Обеспечение не только двусторонней связи диссидентов (оппозиционеров) и правительства США, но и обеспечить их безопасность, оградить их от гонений и преследований со стороны правительств. В этом направлении были приняты как эффективные мера, так и те, которые не добились никаких результатов. Успешным можно считать закон о “Свободе в Интернете”, принятый в 2009 году, который призывал американские компании, которые поставляют различное оборудование в недемократические страны не позволять передачу персональных данных граджан местоному правительству.

В любом случае, на данный момент пользователями Интернета являются миллионы людей, которые фактически могут выйти на прямой контакт с правительством США. И на данный момент присутствие США в сети не ослабевает, а скорее даже усиливается, благодаря мерам публичной дипломатии.

 

Глава 2. Воздействие «Мягкой силы США в странах Ближнего Востока»

 

Начало нового тысячелетия привнесло значительные изменения во внешнюю политику США в связи с терактами 11 сентября 2001 года. Это печальное событие стало веским основанием для объявления полномасштабной войны международному терроризму. К сожалению, это также подожгло серьезную взаимную враждебность между странами арабского мира и Западом в целом. Впоследствии произошло снижение финансирования программ мягкой силы в арабском направлении. Что в свою очередь повлекло за собой сокращение количества студентов из арабских государств, участников программ правительственных стипендий и сокращение самих программ международных обменов. Перестала также функционировать радиопропаганда в арабских странах, которая использовалась ранее. Со стороны арабского мира усилилась анти-американская пропаганда, что повлекло за собой снижение всеобщей симпатии к Западу и США в частности. Все попытки американских бизнесменов вести свое дело в восточных странах воспринимались враждебно, их товары и услуги бойкотировались, продажи срывались, население негодовало. Дисциплина, которая «рисовала» положительный имидж США в этих странах “American Studies” преподавалась лишь в единичных американских вузах. Никаких американских образовательных программ для школьников-мусульман не проводилось вообще, а если учесть что большая часть восточных стран на тот момент переживали демографический взрыв, то на данный момент там сформировалось целое поколение, которое имеет негативное представление и восприятие Америки как таковой, их образа жизни и их ценностей. Приняв это все во внимание, правительство США разработало новую внешнеполитическую концепцию, в которой большое внимание уделялось фактору мягкой силы и смене текущего негативного представления об Америке в странах Ближнего Востока. Таким образом, основной задачей было поставлено достичь позитивного восприятия Соединенных Штатов арабскими странами и мусульманским сообществом в целом.

 

2.1 Сильные и слабые стороны политики «мягкой силы» США на Ближнем Востоке

 

Множественные атаки исламистов на представительства США в арабских странах 2012 года являются видимым показателем того, как легко исламисты-радикалы могут разжечь враждебный настрой мусульман против Запада. Воспользовавшись провокационным фильмом «Невинность мусульман» исламисты легко смогли возродить негативный имидж Америки по отношению к мусульманам. Несмотря на это Штаты смогли сохранить свои позиции в большинстве арабских стран, но любая дальнейшая культурная политика не принесла бы никаких результатов. Более того, стоит отметить тот факт, что в самих Соединенных Штатах люди негативно отнеслись к политике «заигрывания» Обамы с Востоком, считая, что он лишь ослабил безопасность американских граждан. Так считали 46,5% опрошенных американцев еще до начала «арабской весны». Явным показателем ухудшения рейтинга и имиджа США в арабских странах стали нападения на представительства США в сентябре 2012 года. Заметен факт резкого преобладания антипатий населения к политике Обамы в сравнении с политикой 2009 года и каирской речью, когда симпатии были на стороне Обамы. Негативные настроения были настолько сильны, что даже превысили показатели политики Буша-младшего. «Согласно «Pew Research Center”, в июне 2012 года положительно оценивали США и их политику в регионе 48% ливанцев (в 2008г. при Буше-младшем – 51%). В Египте, Иордании и Пакистане эти показатели также были ниже. В итоге показатель одобрения политики, проводимой США был выше всего на 5% показателя завершения президентства Буша-младшего.

При разбросе показателей по отдельным странам результаты исследований «Pew Research Center” и «Gallup в целом достаточно близки. Социологи “Gallup” подтверждают тенденцию к снижению положительных оценок действий администрации Обамы, начиная с пика в 25% в 2010 году (22% в 2011, в разгар “арабской весны”) до 20% в мае 2012. Скачок среднего показателя по “Gallup”, по-видимому можно объяснить невиданным в арабских странах взлетом симпатий к США среди населения Ливии – 54% в январе 2012 г. Эта же тенденция фиксируется и среди части населения Сирии: скачок с 4% одобряющих политику Обамы до начала восстания до 24% в январе 2012г. В других странах, особенно в Египте и Тунисе, уровень положительной оценки действий администрации Обамы на протяжении 2012г. заметно снижался. Во многом это объясняется противоречивыми политическими процессами, связанными с проведением выборов и победой на них исламистов, равно как и попытками исламистов у власти внешне дистанцироваться от США. Можно предположить, что своим отношением к США, выраженным в ходе опросов, многие жители стран «арабской весны» высказали разочарование в результатах революционных процессов в своих странах, пытаясь переложить немалую часть ответственности за произошедшее на политику администрации Обамы.

Штурм американских диппредставительств в арабских странах, хоть и совершаемый лишь ее радикальными элементами и, в целом, осуждаемый лишь новыми властями этих стран, означает что американская политика, реализуемая на Ближнем Востоке с 2001 года имеет множество дыр и изъянов.

 

2.2. Механизмы «мягкой силы» США на Ближнем Востоке

 

Под этим подразумевается концепция, предложенная администрацией Буша после теракта 11 сентября. Она основывалась на идее поддержания мира и баланса между Западом и Востоком, благодаря объединению усилий в борьбе против экстремистов и террористов. Основные базовые тезисы концепции, называемые «имиджевой триадой» заключались в следующем: 1) Американцы ни в коем случае не настроены против ислама и против мусульман, 2) США желают предотвратить возможный конфликт цивилизаций, в том числе путем наращивания противодействия экстремизму на условиях партнерства и взаимодействия с умеренными силами в регионе, 3) США всегда поддержат своих союзников на Ближнем Востоке. Воздействие планировалось вести с помощью кинематографа, телекоммуникационной сети и пиар-мероприятий.

Эта концепция исправления имиджа США в арабских странах была привнесена в качестве важного элемента американской политики на Ближнем Востоке начиная с 2001. В 2002–2004 гг. началась отстройка системы культурно-идеологических коммуникаций с целью воздействия на мусульманское население региона, причем на средства не только самих США, но и их союзников в арабском мире, в частности, Саудовской Аравии и Катара. Система включала в себя электронные СМИ – телеканалы, радиостанции, Интернет, которые подкреплялись пиар-мероприятиями госорганов США и средствами публичной дипломатии.

Начатая администрацией Буша в 2003 г. военная кампания против режима Саддама Хусейна в Ираке нуждалась в особом информационном и идеологическом обосновании. Напомним, что на тот момент Ирак находился под санкциями ООН и не совершал агрессии против кого бы то ни было (как это было в январе–марте 1991 г., когда следствием нападения Ирака на Кувейт стала международная операция «Буря в пустыне»). Иракская кампания рассматривалась в Вашингтоне как превентивная, как первая война нового исторического этапа, отмеченного вхождением человечества в период необходимости силового противодействия угрозам, возникающим в результате распространения оружия массового поражения. Иными словами, война стала результатом аккумулирования страхов большинства американцев, рисовавших апокалипсическую (особенно после 11 сентября) картину попадания ОМП в руки «неустраненного Саддама», который готов на взаимодействие с террористами, чтобы отомстить Америке за свое поражение в 1991 г. Феномен страха активно подпитывался самим Саддамом, распространявшим слухи о наличии у него ОМП, которые, по мнению аналитиков, были призваны сдержать ядерные амбиции Ирана и возвеличить Саддама в арабском мире.

К началу 2003 года США столкнулись с пропагандистской атакой Саддама, которая стала приносить видимые результаты: США проигрывали в борьбе за манипуляции настроениями арабского мира. В итоге США столкнулись с управляемой волной «антиамериканизма» после теракта 11 сентября и вторжения коалиционных войск под командованием США в Афганистан. Исполняемая Саддамом кампания пропагандистского толка должна была обеспечить защиту и выживаемость его режима, что автоматически бы приравнялось к идеологическому поражению Америки. Таким образом, политическая деятельность администрации Буша по улучшению имиджа США происходили на фоне войны в Ираке, а также на фоне серьезного идеологического противостояния с Саддамом, который стремился переманить на свою сторону весь арабский мир.

Президентская деятельность Обамы же происходила в более благоприятных условиях, поскольку уже во время завершения войны в Ираке администрации Обамы предоставлялась возможность начать все сначала в отношениях с мусульманским миром, а также появилась возможность вернуть утраченный авторитет и имидж Соединенных Штатов. Этим и занялся Обама сразу после вступления в должность. В итоге основой новой политики США стал тезис об общности человеческих ценностей и исламского мира.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Стоит отметить тот факт, что в новой политике США был использован фактор личной харизмы самого президента Барака Хуссейна Обамы, что считалось намеком на близость Обамы к исламу. Этот фактор вполне успешно работал на внешнюю аудиторию, в первую очередь на арабских странах. Считается, что благодаря именно этому фактору, знаменитая речь Обамы в каирском университете «Аль-Азхар» имела столь широкий резонанс, а после выступления в турецком парламенте и перед турецкими студентами в апреле 2009, в арабском мире заговорили в возможном улучшении отношений с Америкой.

Однако, этот фактор вскоре перестал быть эффективным, как на внешней арене, так и внутри США. Радикалы-мусульмане стали видеть в проводимой политике Обамы «коварное лукавство», в то время как сами американцы стали воспринимать «близость Обамы к исламу» скорее как серьезный недостаток, чем преимущество. Во время президентской гонки США в газете “Washington Times” появился ряд статей от Даниэла Пайпса, известного американского историка и специалиста по ближневосточному конфликту, в которых он доказывал, что связь президента с исламом гораздо сильнее, чем все полагают. И хоть Обама заявлял, что он «никогда не был мусульманином», Пайпс утверждал, что Обама был рожден мусульманином и получил мусульманское воспитание, поскольку в исламе дети отца-мусульманина автоматически считаются мусульманами, а имя Обамы – Барак Хуссейн, является чисто мусульманским. Во время интервью его сводная сестра Мая Суторо-Ын заявила, что «Все в моей семье были мусульманами» (My whole family was Muslim), а его сводный брат Джордж Хуссейн Обама, в интервью в марте 2009 сказал: «Возможно, он ведет себя иначе из-за ситуации в которой он находится, но на самом деле, в душе он мусульманин. Такой серьезный намек на чрезмерную духовную связь с Обамой выглядит как компромат на главу государства.

Как бы то ни было, «мусульманство» Обамы, сыграв свою роль, не сильно подкорректировало главную задачу усилий администрации на «имиджевом» направлении работы в исламском мире. Тезис о завоевании симпатий «арабской улицы» оставался неизменным при обеих администрациях. Внешнеполитический антураж – условия «войны» при Буше или «мира» при Обаме – лишь меняли акценты риторики. В плоскости же методологической и практической реализации сохранялись прежняя логика и преемственность.

Стоит также отметить один фактор, который сильно охладил отношение мусульманского мира к Соединенным Штатам Америки, а именно снятый в 2012 году фильм «Невинность (Невиновность) мусульман». Этот фильм в оскорбительной форме повествует о жизни пророка Мухаммеда, намекая на то, что он рожден вне брака, а также впоследствии изображая его гомосексуалом. Что являлось непримиримым оскорблением для мусульманского мира, любое изображение Пророка во плоти считается оскорбительным.

И несмотря на то, что впоследствии во время «арабской весны» правительство США стали на сторону «революционеров» в самые определяющие моменты, призвав уйти в отставку прежних правителей (таких как Х. Мубарак, Бен Али, М. Каддафи, Б. Асада), положительный имидж США не смог долго продержаться, и соответственно радикалам удалось достаточно быстро вновь воспламенить антиамериканские настроения среди большей части мусульманского населения.

 

2.3. Критика политического курса Обамы

 

Одной из основных целей культурно-идеологического воздействия на Ближнем Востоке США было завоевание симпатий арабской части мира. Однако основной проблемой для Обамы на тот момент было то, что американский имидж среди мусульман уже не мог быть исправлен и улучшен обычными методами, в виде проявления своего максимального расположения к ним, большего чем к своему главному стратегическому партнеру в регионе, Израилю.

Во время своего выступления на сессии Генеральной ассамблеи ООН 25 сентября 2012 г., Обама сделал основной упор в своей речи на гибель американского посла в Бенгази, а также заверил ассамблею в том, что, несмотря на произошедшее, США «поддерживали и будут поддерживать силу перемен». Из-за этого Обаму обвиняли недостаточной жесткости по отношению к Ирану, а также недостаточному уделению внимания к их основному союзнику в регионе – Израилю, особенно холодно был воспринят факт отказа встречи с премьером Нетаньяху во время сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

По мнению республиканцев, эффективной может показать себя политика «пактов процветания» (prosperity pacts), так называемые программы помощи развития свободного предпринимательства и обеспечения людей рабочими местами в рамках региона. Эти «пакты» должны были стать прочной основой новых отношений между США и арабскими странами.

Критики Обамы считают, что в своей задаче создать положительный имидж Америки как сильного, твердого союзника, который готов помогать и защищать своих союзников, нынешний Президент не достиг успеха.

 

2.4. Основные мероприятия «мягкой силы» в странах Ближнего Востока

 

Продвижение позитивного образа Соединенных Штатов — одна из основных задач «мягкой силы». После 2003 года США вырабатывает новые стратегии в завоевании целевой аудитории. Активно создаются новые радио и телеканалы, интернет сайты. Среди них – радио «Свободный Афганистан», осуществляющее американскую пропаганду в Афганистане; спутниковый канал Персидская служба «Голоса Америки» и радио «Фарда», основной реципиент этих каналов является Иран; спутниковый канал «Аль Хурра», вещание которого распространяется на двадцать две страны; радио «Сава», работающее в Иордании, Марокко, Кувейте, Катаре, Ираке, на Палестинских территориях, Ливане. Основная целевая аудитория этих каналов — молодежь Ближнего Востока. Новые проекты в области информационных программ смогли реализоваться благодаря расширению теле и радиовещания в арабском регионе, распространению через интернет специально созданных электронных журналов и сайтов. Среди них журнал «Террористическая сеть», рассказывающая о действующих террористических организациях. Но большинство интернет–журналов, действующих в рамках действия концепции «мягкой силы», раскрывают перед арабской молодежью позитивный образ Соединенных Штатов, приглашают молодых людей участвовать во многих правительственных американских программах обмена, об американской мечте, о простых людях. Активно раскрывается позитивный имидж американской массовой культуры, американского стиля жизни, образования. Среди таких журналов: «Голоса Свободы», «До встречи в США», молодежный журнал «Привет».

Одно из важных направлений — подготовка и обучение арабских журналистов, которые получали гранты для открытия новых независимых изданий, а также изучали английский язык, осваивали этику политических кампаний. Вся образовательная деятельность этих программ была направленна на убеждение арабского населения в преимуществах демократии и проведение демократических парламентских выборов . Для решения этой задачи создавалась сеть НКО, проводились информационные программы для избирателей, подготовка наблюдателей. Одна из программ Госдепартамента решает задачи по созданию нового поколения лояльных лидеров и рассчитана на молодежь четырнадцати-двадцати четырех лет.

Последние годы США в своих образовательных программах делает акцент на молодежь из бедных арабских семей. Ранее, традиционно, Госдепартамент делал ставку на успешных, талантливых харизматичных будущих лидеров из зарубежных стран. Эти концептуальные изменения обуслолвлены тем, что необразованные молодые люди, представляющие низшие слои общества входят в группу риска и являются потенциальными членами террористических группировок.

Целевая молодежная аудитория изменилась и с точки зрения возраста. Теперь к американским образовательным программам привлекаются школьники, начиная с восьми лет. Их с такого раннего возраста уже начинают обучать основам демократии и гражданского общества. Регулярно осуществляются программы краткосрочного пребывания детей и молодых людей в США, целью которых является пропаганда демократической системы ценностей. Реализуются программы по обучению английскому языку, создана программа летних школ, рассчитанную на все Ближневосточные страны , в которых кроме языка молодым людям прививаются законы толерантности, уважения прав человека. Например, в Палестине создаются летние лагеря, где вместе живут и учатся палестинская и израильская молодежь. Основная задача этой программы — преодоление ненависти и неприязни. Многие из этих ребят имеют личные травмы, связанные с арабо-израильским конфликтом и с ними проводятся психологические тренинги.

США прикладывает все усилия, чтобы добиться результатов в реформировании системы образования в арабских странах. Этот процесс оказался сложным, многие страны активно пытаются не допустить американское присутствие в учебных заведениях. К таким странам относятся Алжир, Саудовская Аравия, Ирак, Иордания. Но к 2007 году появились некоторые результаты, что можно считать внешнеполитическим успехом, поскольку за предыдущие пятьдесят лет не было договоренностей о модернизации системы образования между правительствами стран США и Ближнего Востока.

Реформы в школах Ближнего Востока.

США решают ряд проблем, связанных с образованием. Первая проблема – привлечение к школьному образованию девочек. Доступ женщин к образованию в этих странах сильно ограничен. Так, еще недавно, существовала удручающая статистика, которая говорит о том, что в Афганистане 97% девочек не учились в школе, а 95% не умеют читать и писать. В последние годы США осуществляет масштабные проекты по строительству школ для девочек, которые обеспечиваются всем необходимым, включая американские учебники, проводится работа по убеждению населения, что девочки должны получать образование наравне с мальчиками.

США решают еще одну проблему, связанную с реформированием ближневосточных школ. «Основы гражданского общества», «основные права человека», «принципы демократии» — дисциплины, которые активно внедряются в учебный школьный план. Такие программы осуществляются в Иордании, Алжире, Аравии, Тунисе, Египте, Палестине, Йемене, Ливане, Марокко, Саудовской Аравии, Бахрейне. Была разработана и внедрялась новая методика преподавания английского языка, сочетающая в себе познания в области демократии и лингвистические знания.

Реформы в университетах Ближнего Востока

Этим проектом уделяется меньшее внимание. Но, тем не менее, наиболее престижные университеты в регионе стали партнерами наиболее престижных вузов США. Были созданы новые факультеты и кафедры, а в учебные планы были внесены изменения. В первую очередь в крупных университетах были реформированы факультеты журналистики, где были внедрены новые предметы для подготовки журналистов, например, этика освещения политических кампаний и английский язык. Юридические факультеты стали также целью реформирования, ранее они специализировались в области шариатских законов, что, несомненно, отрицательно влияло на демократизацию региона. Законы шариата имеют серьезную поддержку в обществе, и Америка заинтересована в изменении этих устоев.

Эмансипация женщин

Получение женщинами политических прав (участие в голосовании и политической борьбе) и экономических прав (создание своего бизнеса)—одно из направлений образовательной политики США. Законы шариата значительно ограничивают роль женщины в восточном обществе. Задача, которую ставит перед собой Госдепартамент — изменение устоев традиционного общества, эмансипация женщин. Для этого в регионе создаются американские школы политических технологий, сеть НКО, которые занимаются ликвидацией безграмотности, активизируют ,информируют женщин, (распространяют знания о правах женщин), лоббируют изменения семейного кодекса. В отдельных удаленных районах открываются школы грамотности для девочек. Но надо отметить, что эта деятельность вызывает административное сопротивление на местах.

Объединение граждан в социальных сетях

Оказание влияния на зарубежных пользователей с помощью социальных сетей (Twitter, Facebook и др.) с целью распространения либеральной политической культуры среди арабской молодежи, что, в свою очередь, может привести к смене режима в той или иной стране. Оказалось, что социальные сети и интернет в целом имеют высокий мобилизационный эффект. Понятно, что применение «мягкой силы» в регионе не ставит перед собой цель осуществление революций в арабском мире, но ее воздействие на умы населения содействовало протестному движению.

Используя социальные сети, США разработали направления, которые в результате оказали влияние на мобилизацию арабского населения. Первое используемое направление—создание ретвитов (retweet) или цитирование высказываний пользователей социальных сетей, призывающих к протесту. Второе направление—официальные правительственные обращения к протестующим через социальные сети. Существует официальный аккаунт правительства США —@americagov, информирующий посетителей о возможности подписаться на новые информационные источники в Твиттере, тематика которых связана с революциями в ближневосточных странах, на новостийные аккаунты американского правительства на арабском языке. Надо отметить, что эти аккаунты очень популярны в арабском мире интернет пользователей, они быстро набирают большое количество подписчиков.

Образовательные и информационные программы в рамках проектов «мягкой силы» США в странах Ближнего Востока ставили перед собой цель—распространение либеральной политической культуры среди арабского населения, в первую очередь среди молодежи, вследствие чего могла произойти смена режимов. Новые технологии (социальные сети и интернет) активно использовались и вывели людей на улицы. Цифровая дипломатия (digital diplomacy) была использована для формирования прослойки населения, ориентированной на либеральные ценности.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3